Электронные таблицы конспект урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока:

  • освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”;
  • развить навыки работы в среде табличного процессора,
  • развивать интерес к решению задач,
  • сформировать навыки самостоятельной работы,
  • составления с помощью компьютера электронных документов,
  • воспитание интереса к изучаемому материалу,
  • развитие познавательного интереса,
  • развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
  • повышение интереса к занятиям информатикой,
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

План урока:

  • Организационный момент. Вступление учителя;
  • Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
  • Объяснение новых понятий;
  • Практическая работа на закрепление;
  • Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Задачи:

  • обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
  • развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
  • воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования представлений о электронных таблицах.

Задачи урока

обучающие: ввести понятия: электронная таблица, книга, лист, ячейка, данные, типы данных, форматы данных; познакомить с интерфейсом табличного процессора; научить вводить данные в ячейки ЭТ, определять формат данных.

развивающие: развивать способность учащихся анализировать информацию; развивать образное, критическое мышление; развитие системного мышления.

воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.

Планируемый результат

Предметные

электронная таблица, ячейка, активная ячейка, диапазон ячеек, рабочий лист; интерфейс табличного процессора, его объекты, типы данных, основные режимы работы.

применять полученные знания при выполнение практической работы в табличном процессоре;

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- представление о сфере применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Метапредметные

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;

- навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства;

- навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

- навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Основные понятия

Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга

Межпредметные связи

- дополнительные

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Тема урока: Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы

Предмет: информатика

Класс: 9 класс. Автор УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю.Базовый уровень.

Тип урока: урок новых знаний и выработки умений.

Цели и задачи урока

Образовательная:

Дать понятие электронной таблицы и её составных частей

Воспитательная:

Формирование информационной компетентности.

Воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении практического задания

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Развить логическое мышление

I. Видео (из истории создания ЭТ)

Как думаете, Какая тема урока?

II. Задание 1

Поделимся на 2 группы.

1 группа – вы опытные, мудрые люди. Долго работаете с таблицами. Вы предпочитаете бумажные таблицы.

2 группа - вы молодые, современные люди. Предпочтение даете электронным таблицам.

НАПИШИТЕ ДОСТОИНСТВА бумажных таблиц (1 группа)

(меньше затрат, экономичнее)

электронных таблиц (2 группа)

III. ЦЕЛЬ урока.

Мы знаем тему урока, подчеркнули достоинства ЭТ.

А какие цели урока?

- Познакомится с ЭТ

- Научится работать с ЭТ.

- МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖЕ

- БАНКОВСКИЙ СЛУЖАЩИИ

V. Изучение темы урока.

1) Что общего в этих таблицах? ( слайд ЭТ и Морской бой)

- Строки нумеруются числами, от 1 до 65536

- столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами или буквенными комбинациями (А, В, С, … Z, AA, AB, … AZ, BA, … IV).

Для чего нужны буквы и цифры? ( чтобы отметить адрес ячейки)

2) Пересечение столбцов и строк – ячейки.

Ячейка - наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.

Ячейка может содержать следующие типы данных:

числовые, текстовые, формулы

Диапазон - расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике.

Основные типы данных в электронной таблице:

- число (Целый, Дробный, Процентный, Экспоненциальный

Дата, Время, Денежный)


- текст (Буквы, цифры, пробелы, различные символы)

Арифметические операции, применяемые в формулах

Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

3) В чем связь между электронной таблицей и книгой?

В ЭТ и в книге есть лист

Документ, созданный в электронной таблице

называется рабочей книгой

4) Наиболее распространёнными табличными процессорами являются Microsoft Excel ,

VI. Физкультмиутка

VII. Практическая работа

Практическая работа 1

Орг.момент

( 365 земных дней умножаем на 0,241; 365 земных дней умножаем на 29,46 и так далее )

( Слайд №3 )

- Эти результаты мы можем оформить в виде таблицы, созданной в текстовом редакторе Word .

- А если посчитать все земные дни для всех планет Солнечной системы? И чтобы создать такую таблицу потребуется очень много времени ( создать таблицу, ввести данные, сосчитать на калькуляторе данные, ввести их в таблицу ).

- Можем ли мы как – то ускорить процесс вычисления?

- Поэтому и существует программа Excel и сегодня на уроке мы с вами познакомимся, как, используя электронную таблицу, можно производить расчеты, в каких областях жизнедеятельности человека можно применять электронные таблицы.

Новая тема

- Давайте сейчас сравним с вами структуру окна текстового документа Word и структуру окна Excel . Как в любой структуре обязательно есть СТРОКА ЗАГОЛОВКА, СТРОКА МЕНЮ, ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ, СТРОКА СОСТОЯНИЯ ( слайд №4 )

В программе Excel - СТРОКА ФОРМУЛ, ПОЛЕ ИМЕНИ, АКТИВНАЯ ЯЧЕЙКА, РАБОЧАЯ ОБЛАСТЬ (она разбита на ячейки, то есть идет готовая таблица, которую не нужно создавать).

Если файл в текстовом редакторе Word мы называем документ, то в Excel – рабочая книга. Основным элементом в Word является символ, а в Excel – ячейка. Ячейка образуется на пересечении строки и столбца. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. Каждая ячейка имеет свой адрес: A 1, C 27, J 47 и так далее.

- Кроме текста в ячейку мы можем вводить числа и формулы. Для записи формул существуют определенные правила:

Всегда начинать ввод формул со знака =

Составлять формулы, используя адреса ячеек и операторы

Ввод формулы завершать щелчком нажатием клавиши Enter >

- А сейчас давайте вернемся к нашей задаче ( слайд №5 )

Объяснить, как вводится формула, и разобрать относительную и абсолютную ссылки.

- Принцип относительной адресации обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле. Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.

- Принцип абсолютной адресации . При переносе формулы адреса ячейки не изменяются. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок ставится дважды перед адресом строки и столбца.

Итак, делаем вывод, что ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА – это прикладная программа, которая предназначена для обработки числовой информации.

Практическая работа

- Возможность применения формул, значительно расширяет возможности применения ЭТ в различных сферах жизнедеятельности человека. Свойство ЭТ – производить расчеты, необходимы не только экономистам, бухгалтерам, но и менеджерам, научным сотрудникам и так далее.

- Сейчас вы должны будете создать таблицу, ввести в нее данные по образцу и произвести расчеты использую абсолютные и относительные ссылки:

- Кто справился с задачей, предлагается еще одна задача.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах MS-Excel.

развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, самостоятельная работа, работа в группах.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

1.Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.

2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.

3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.

4.Использовать функцию суммирования и ср. значение.

Междисциплинарные связи: математика, физика, география.

Обеспечение занятия:

персональные компьютеры; мультимедийный проектор и интерактивная доска; пакет программ Microsoft Office;

Организационный момент (2 мин.);

Проверка знаний и установление связи с изучаемым разделам (7 мин.);

Объяснение нового материала (13 мин.);

Физминутка (2 мин.).

Практическая работа на закрепление (10 мин.);

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин.);

Рефлексия (3 мин.).

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку

2.Актуализация знаний.

Ребята, назовите основные виды информации? (графическая, текстовая, числовая).

Какие программы обрабатывают графическую информацию? (Adobe Photoshop, Microsoft Paint, CorelDraw)

Какие программы обрабатывают текстовую информацию? (MicroSoft Office Word 2003, Блокнот, WordPad).

Какие программы обрабатывают числовую информацию? (Калькулятор)

Вступительное слово учителя: «Чтобы обрабатывать большое количество числовой информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, из чего они состоят и где они применяются.

4. Объяснение нового материала.

Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет. Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономи­ческого характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (Bob Frankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу элек­тронной таблицы, названную ими VisiCalc.

Времена шли, один табличный процессор сменялся другим, более совершенным, и к настоящему времени наиболее популярным стал табличный процессор Excel, разработанный компанией Microsoft

Запись определения в тетрадь:

Электронная таблица – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.(слайд 2)

Область применения ЭТ: (слайд 3)

-бухгалтерский и банковский учет;

-планирование распределение ресурсов;

- обработка больших массивов информации;

-исследование динамических процессов.

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

Основные возможности ЭТ: (слайд 4)

-анализ и моделирование на основе выполнения вычислений и обработки данных;

-оформление таблиц, отчетов;

-форматирование содержащихся в таблице данных;

-построение диаграмм требуемого вида;

-создание и ведение баз данных с возможностью выбора записей по заданному критерию и сортировки по любому параметру;

-перенесение (вставка) в таблицу информации из документов, созданных в других приложениях, работающих в среде Windows;

-печать итогового документа целиком или частично;

-организация взаимодействия в рабочей группе (коллективное использование, то есть распространение и просмотр электронных таблиц всеми участниками рабочей группы;

-работа в Internet(поиск данных и публикация информации) с помощью инструментария ЭТ.

Программы позволяющие работать с ЭТ: (слайд 5)

Запуск программ осуществляется следующим способом:

Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel

Структура рабочего окна программы Microsoft Office Excel (слайд 6):

Большинство понятий представленных на слайде вам уже знакомы, некоторые из них мы рассмотрим более подробно:

Строка основного меню

Поле имени – фиксируется адрес ячейки

Кнопки отмены, ввода и мастера функций

Строка формул – это панель в верхней части окна, которая используется для ввода и изменения значений или формул в ячейках листа.

Кнопки прокрутки ярлычков

Маркер разбиения ярлычков

Ячейка - наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.

Активная ячейка - выделенная ячейка.

Диапазон - расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике.

Читайте также: