Конспект родительского собрания по профориентации 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Материалы к собранию.

Учащиеся 9 классов, их родители, классные руководители, администрация школы.

Выбор пути, будущего рода деятельности - вечная человеческая проблема, однако большое внимание выбору профессии уделяется сравнительно недавно. Еще лет сто назад профессиональный выбор однозначно определялся для человека его социальным происхождением и классовой принадлежностью. Юный дворянин, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта был приравнен к статусу прислуги. А вот крестьянскому сыну за плуг приходилось становиться волей-неволей, ибо на иное поприще общество допускало его крайне неохотно. Практически всегда человек наследовал ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.

Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят в детях продолжателей своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако, приходит время и дети оказываются перед этим выбором. Что же происходит в наше время с молодым человеком, который достиг возраста профессионального самоопределения?

Очень часто с этой проблемой дети оказываются один на один. Во многих случаях родительский пример перестает быть убедительным, а общественные запросы остаются неясными. Усугубляет ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно значимых профессий.

Делая свой профессиональный выбор, дети часто руководствуются:

советами родственников, знакомых, друзей;

финансовой возможностью родителей.

В результате такого выбора возникает перенасыщенность рынка специалистов в таких казалось бы доходных и престижных отраслях, как экономика и юриспруденция.

Однако при выборе профессии учащиеся прислушиваются к мнению своих родителей и ровесников. С одной стороны, они доверяют советам своих родителей, нередко перекладывая ответственность за свой выбор на их плечи. С другой стороны - стремясь к независимости, стараются сами выбрать профессию, прислушиваясь при этом к советам сверстников. Эти советы содержат в себе дополнительную информацию, которую, как мы считаем, полезно учитывать при выборе профессии.

На сегодняшнем родительском собрании предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии девятиклассников.

- Кто готов? Пожалуйста.

Первый доброволец накладывает круги определенным образом.

Ведущий. Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста.

70319360648000Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной (а), либо пересекаются в большей или меньшей степени (б), либо накладываются один на другой (в).

Ведущий. На доске у нас появились три возможные варианта. А теперь я прошу всех остальных продемонстрировать их выбор. Поднимите кружки и покажите степень их наложения друг на друга.

Ведущий: Попрошу вас отложить круги в сторону в первоначальным вариантом наложения.

Цель: развитие навыков взаимодействия с родителями по вопросам профессионального самоопределения.

Я считаю, что выбор профессии - это дело семейное. Конечно, последнее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее. Но мнение родителей, их поддержка и совет - это очень серьезное подспорье в профессиональном выборе.

Поэтому сегодня мы пригласили на родительское собрание и детей и родителей.

Ведущий: А сейчас я бы хотела предложить вам механизм, который, поможет и родителю и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. Чтобы сделать правильный выбор среди существующих профессий и специальностей рекомендую вам воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по объекту труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.

Данные профессии связаны: с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог. ); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар. ). Конечно, это не значит, что специалисты этого типа не связаны с техникой, но она для них выступает лишь средством труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, цветовод и т. д.

В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

Ведущий. Мы узнали содержание профессиональных типов. Но для того чтобы освоить определенную профессию, а затем успешно трудиться, мало знать только ваш профессиональный тип, также человек должен обладать конкретными качествами, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать и учитывать требования, предъявляемые профессией.

Ведущий обращает внимание собравшихся на таблицу.

Человек -техника Человек -человек Человек -природа Человек -знак Человек -художественный образ

Точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия Умение устанавливать, поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение при работе с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы других людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память. Умение находить общий язык с разными людьми, терпение. Любовь к природе, причем деятельная, обладание дальновидностью, инициатива, самостоятельность, творческое мышление. Умение абстрагироваться от реальных свойств предмета, обозначенного знаками, умение представлять реальный предмет, стоящий за знаками. Умение представлять реальный предмет, стоящий за знаками то есть обладать хорошим абстрактным мышлением и воссоздающим воображением, сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость. Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Человек должен иметь реальный уровень притязаний на общественное признание, быть целеустремленным.

Ведущий раздает подписанные карты, а также вешает увеличенную карту, куда по ходу работы вместе с семьями вносит новую информацию.

Ведущий. Сейчас я вам предлагаю сделать первоначальный выбор. Заполняем строку №1. Данную строку заполняют учащиеся. Учащиеся должны поставить галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Только руководствуясь своим желанием.

Строку №2 заполняют родители. Родители должны поставит галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка. Только руководствуясь своим желанием и знаниями полученными сейчас на собрании.

Ведущий. Это ваш первый выбор. Будьте ответственны.

Ведущий. Итак, для начала вы занесли в карту (в первую и во вторую строки) свои первоначальные выборы. Обратите внимание на то, совпали ли ваши выборы.

Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Ранее учащиеся 9А заполняли опросник ДДО, с целью определения профессионального типа. Объявляются результаты учащихся. Полученный результат диагностики прошу внести в строку №3. Учащимся сообщаются результаты анкетирования и вносятся данные.


Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения учащихся 9 класса в свете реалий времени. Мотивация родителей и учащихся к осознанному подходу к проблемам профессионального самоопределения старшеклассников; привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении подростка в свете современных веяний на рынке труда.

Способствовать взаимопониманию между родителями и подростком в вопросах выбора будущей профессии ребенка.

Знакомство с рекомендациями родителям и детям по вопросам выбора пути к профессиональному успеху.

Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии.

Расширить представления родителей и учащихся о многообразии мира профессий и их особенностях.


Применяемые методики, технологии, формы работы:

круглый стол (дискуссия);

групповая работа (технология развития критического мышления);

психологическое анкетирование; мониторинг интересов, способностей и возможностей старшеклассников (предварительное, т.е. подготовительное к родительскому собранию);

анализ и психологическое проецирование;

составление рекомендаций для родителей и учащихся.

Оборудование:

Раздаточный информационно – аналитический материал:

Анкеты для подростков и их родителей на соответствие представлений о профессиональном самоопределении учащихся (используются материалы, разработанные специалистами консультационного центра районной службы занятости и специалистами психологами в сфере профориентационной работы).

Буклеты и памятки с рекомендациями учащимся и родителям о грамотном выборе профессионального пути (материалы предоставлены городской службой занятости консультационным центром для детей и подростков ДиК).

Брошюры о профессиях, востребованных на рынке труда города и района (раздаточный информационный материал от городской Службы занятости)


Ожидаемые результаты:

повышение уровня информированности относительно проблемы профессионального самоопределения;

активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению.

увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;

повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (анкетирование проводится по материалам, тестам, анкетам, разработанным специалистами психологами и рекомендованными к применению психологического тестирования по вопросам профориентации, таким как дифференционально – диагностический опросник ДДО Климова Е.А., тест КОС – тест коммуникативных и организаторских способностей; тест профессиональных типов личности Дж. Голланда, мониторинги академика 0Е.А. Климова ).

4. Написание мини эссе на тему "Профессии моей семьи".

5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Выбор своего будущего профессионального пути — (что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди) — все – таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка — это очень важное и серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.

Очень часто современные родители предоставляют подростку полную свободу выбора будущей профессии, требуя тем самым (как им кажется) от него самостоятельности, ответственности, инициативы. А на самом деле, чаще всего, это лишь оправдание и подсознательное отстранение от совместного решения проблемы.

Бывает и так, что родители не согласны с выбором своего ребенка, предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой, как им кажется, более верный выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. В данном случае выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети либо воспроизвели их (родителей) несбывшееся ожидания от самих себя, либо - компенсировали их (детские) недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.


Считается, что есть два способа выбирать профессию.

I способ – это метод проб и ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь - на это может уйти половина человеческой жизни.

II путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще III путь – династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Выступление психолога.

Краткие тезисы выступления:

Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на слайде.

Ведущие предметы труда в типах профессий.

Тип профессий

Ведущие предметы труда

Человек-Человек

Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)

Человек-Техника

Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.)

Человек- Знаковая система

Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист)

Человек -Природа

Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)

Человек- Художественный образ

Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Только что мы наглядно (просмотр презентации) убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Могу------способности и возможности

Далее психолог знакомит родителей с обобщенными результатами предварительного анкетирования учащихся 9 класса - ДДО. Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.

Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.

Круглый стол.

Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующие.


Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то. Например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?

Давайте попробуем вместе рассмотреть результаты предварительного анкетирования и родителей и учащихся. Не просто ознакомиться – давайте попробуем найти разумные точки соприкосновения и возможные пути принятия грамотного решения в выборе своего будущего профессионального пути. В работе нашего сегодняшнего круглого стола принимают участие специалисты консультационного центра ДиК.


Вопросы для обсуждения круглого стола:

1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.

2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.

3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.

По результатам обсуждения поставленных вопросов, составляется условный алгоритм для выпускника 9 (11) класса.

Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций


После обсуждения всех ситуаций психологом проводится подведение итогов групповой работы родителей и детей.

Далее дается краткая информационная справка специалистом районной Службы профориентации и занятости. Рассказывается с опорой на таблицы и раздаточный материал (брошюры, алгоритмы принятия решений по выбору профессий, реестр восстребованности профессий и т.д.) о наличии потребностей в конкретных специальностях, возможностях обучения и получения профессии в условиях нашего района и близлежащих территорий.

Подведение итогов:

- Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия?

Странное дело, а может быть, нет.

Жил был когда-то на свете художник

Был он художником 45 лет,

Но про него говорили – сапожник.

Странное дело, а может быть, нет

Жил был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили – художник.

Учащимся и их родителям предлагается выразить свои мысли о путях выбора профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация родителей и учащихся по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Задачи:

1.Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.

2.Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии;

3.Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.

4.Организовать встречу с представителями разных профессий ( по 5 типам профессий), Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашённых.

5.Выработка рекомендаций родителями и детьми по вопросу пути к профессиональному успеху.

Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги, психолог.

Применяемые методики, технологии, формы работы:

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация;
  • Компьютер;
  • информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей
  • фломастеры, ватман.

Ожидаемые результаты:

- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;

- повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Родительское собрание по профориентации в 9 классе:

Активизация родителей и учащихся по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.

Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии;

Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.

Организовать встречу с представителями разных профессий ( по 5 типам профессий), Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашённых.

Выработка рекомендаций родителями и детьми по вопросу пути к профессиональному успеху.

Участники собрания: родители, учащиеся, педагоги, психолог.

Применяемые методики, технологии, формы работы:

технология развития критического мышления;

составление рекомендаций для учащихся.

Оборудование:

информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей

Ожидаемые результаты:

- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;

- повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Мудрая пословица гласит: семь раз отмерь, один - отрежь. Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба.

Групповая работа.

Задание для групп родителей и учащихся.

«Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей.

Дисней Уолт – выдающийся американский художник, режиссёр, продюсер,

Фёдоров Святослав Николаевич – учёный, врач – офтальмолог,

Том Клайм – владелец торговой марки элитной женской одежду. Затем мы послушаем по очереди каждую группу.

Выступление участников от каждой группы.

- Какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным?

Ведущий записывает на доске ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств, которые необходимы для профессионального успеха.

Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций

Выступление психолога.

Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на данном слайде.

Ведущие предметы труда в типах профессий. (Слайд 3)

Тип профессий

Ведущие предметы труда

Человек-Человек

Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста(продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)

Человек-Техника

Техника или неживая природа( слесарь, техник, инженер ит.д.)

Человек- Знаковая система

Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы(программист, переводчик, чертёжник, лингвист)

Человек -Природа

Растительные и животные организмы и условия их существования(агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)

Человек- Художественный образ

Явления, факты художественного отображения действительности(художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).

Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).

Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. (Комментарии ученика и рассказ родителя и приглашенного гостя о своей профессии, соответствующей данному типу).

Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. (Комментарии ученика и рассказ родителя о своей профессии, соответствующей данному типу).

Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. (Комментарии ученика и рассказ приглашенного гостя о своей профессии, соответствующей данному типу).

Психолог знакомит родителей с результатами ДДО. Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.

Цель: Расширить представления 9-классников и их родителей о различных профессиях.

Оформление: мультимедийная установка, выставка сочинений "Моя будущая профессия", буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг, презентации профессий, слайды.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что через несколько месяцев девятиклассники покинут стены нашей школы. (И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить, – это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах, суворовском или нахимовском училищах и т. д.)?

Недавно девятиклассники писали сочинение на тему: “Кем я хочу стать?” Выяснилось, что многие пока не определились, в каком учебном заведении дальше будут обучаться и какую профессию хотят выбрать, т. е. они не знают, кем хотят стать. И я думаю, что это родительское собрание поможет больше узнать о мире профессий.

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет “интересных” и “неинтересных” профессий.

Давайте подумаем: что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: “нужно”, “смогу”, “хочу”.

Мир профессий обширен и многообразен. Число профессий неодинаково в разных странах. В России согласно “Единому тарифно-квалификационному справочнику” насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор “за компанию”;
  • неумение разбираться в своих способностях.

Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей):

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

II. Информация по профориентации. Беседа с учащимися.

1. Более известные профессии.

а) В ходе беседы объяснение значений профессий: менеджер, дилер, аудитор, маркетолог, дизайнер.

2. Менее известные профессии.

Есть много других профессий, о которых слышали, но мало знаем. (Представление на мультимедийной установке названий профессий: андеррайтер, беби-ситтер, интервьюер, логистик (с рисунками) и разбор их значений.)

– Сейчас посмотрим другую презентацию “Выбор профессии”, где свои знания о профессиях можно дополнить.

III. Игра “Характеристика профессий”.

– Давайте выясним, насколько вы много узнали о мире профессий. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зеленая профессия (садовник, лесник),
  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар),
  3. самая волосатая (парикмахер),
  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя),
  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург),
  6. самая смешная (клоун),
  7. самая общительная (учитель, журналист),
  8. самая серьезная (атомщик),
  9. самая умная (ученый, профессор),
  10. самая белая (врач),
  11. самая зубастая (стоматолог),
  12. самая начитанная (библиотекарь),
  13. самая требовательная (тренер),
  14. самая высокая (монтажник-высотник),
  15. самая быстрая (гонщик),
  16. самая техническая (инженер-конструктор),
  17. самая свободная (художник),
  18. самая смелая (милиционер),
  19. самая школьная (учитель),
  20. самая опасная (пожарник, спасатель).

IV. Игра “Узнай по букве”.

– А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алена – архитектор).

А – архитектор, артист, аппаратчик, автослесарь, аудитор, агент, адвокат, аллерголог.
Н – наладчик, невропатолог, нарколог.
Л – литейщик, лесник.
С – слесарь, сварщик, сборщик, строгальщик, садовник, судья, строитель.
Г – гонщик.
К – кондитер, крановщик, клоун, кузнец.
Р – риэлтер, рабочий.

V. Заключительное слово учителя.

– Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому выпускнику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха! На память о нашей встрече я хочу раздать родителям “Памятки родителям” и “Советы родителям”.

Читайте также: