Докучные сказки конспект урока 1 класс

Обновлено: 29.04.2024

Оценить 1192 0

Образовательная -познакомить с докучной сказкой, познакомить с особенностью сказки – повторами, обнаружить сюжетно – композиционные особенности жанра докучной сказки, Развивающая - развивать артикуляционный аппарат, память.

Воспитательная- нравственное воспитание к эстетике.

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем мы урок

Друг на друга, на меня

Встали прямо , тихо сели

Слушайте меня скорей !

Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие по огородам Бабы Яги , но попасть мы туда сможем , только дружно прочитав заклинание :

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в огороды полететь

Введение в тему

-Ребята, посмотрите, какой интересный знак !

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг ?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели ?

_Кто –нибудь может объяснить ? (Свободное высказывание детей.)

Конечно, можно спросить у Кота ученого, но он отчего –то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят.

От имени репейника выступает учитель

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте !

Веселья вам да радости !

Давным – давно мы вас ждем – пожидаем

Сказку не начинаем !

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус !

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем скучные.

Удобно ли вам , гости дорогие ?

Всем ли видно ? Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить

Работа по тетради ( стр. 5)

Отработка навыка чтения ( задания № 1,2)

Изучение нового материала.

Работа по учебнику ( стр. 6-7).

Чтение сказки по ролям.

- Как вы думаете, кому и когда могли рассказать такие сказки ? (Свободные высказывание детей.)

Физкультминутка

Маша шла , шла, шла

(дети шагают на месте )

Маша ягодку нашла ( присели)

Опустилась, поднялась ( поднялись)

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из –под ладошки)

Там увидела цветок.

2. Работа по учебнику ( продолжение).

Чтение сказки в парах.

- Какие докучные сказки знаете вы ? ( Ответы детей)

3. Работа по карточкам .

- Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.

На доске рисунки репейников или листьев, на обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в классе . Сказки повторяются , это дает возможность всем детям поучаствовать в работе, а слабо читающим детям – следить за чтением других учеников.

Шел я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост,

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост :

-Пусть ворона мокнет.

( И опять начинать все сначала , пока не надоест)

Жили- были два братца- , два братца – кулик и журавль. Носили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца ?

Жил –был царь, у царя был двор , на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала ?

Жили – были два павлина ,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству Квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост !

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

И так без конца.

- У кого такая же сказка ?

- Кто докажет , что это докучная сказка ? (Сказки эти шуточная, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы)

- Какие две части есть в каждом докучной сказке ? Зачем рассказывается первая часть ?

- Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки . Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

- Прочитайте вторые части сказок.

Почему возникает чувство разочарования ? (Свободные высказывания детей .)

Упражнения для глаз

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

(круг, карусель)

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

-Что это значит, вам поможет Кот ученый. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.

ВЫВОД : сюжет докучной сказки движется по кругу , от него может закружиться голова, как на карусели.

Знак на грядке означает , что репейники могут рассказать свои сказки бесконечно..

Работа по учебнику ( стр. 6,7)

Самостоятельная работа по тетради (задание № 3)

Давайте прочитаем заклинание:

Ребята, нарисуйте солнышко, которое подтверждает ваше настроение после пройденного урока.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

ВложениеРазмер
dokuchnye_skazki.docx 12.74 КБ
urok_matematiki_vo_vtorom_klasse_po_umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola.docx 107.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА : ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ

1) продолжить знакомство с докучной сказкой; с особенностями сказки – повторами ; сюжетно композиционными особенностями жанра докучной сказки;

2) развивать артикуляционный аппарат, память.

развивать способности к театрализованной деятельности , чувство юмора;

3)воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ОБОРУДОВАНИЕ: условные знаки, иллюстрации репейника , учёного кота , ребусы , карточки слоги, рисунок родника, компьютер и проектор, Миша и Маша, костюмы скоморохов, маски животных.

Поднялась над лесом солнце И в дорогу нас зовёт. С Мишей , Машей за околиц

На чудесный огород.

Объявление темы урока.

_ Сегодня ученого Кота пригласили на научную конференцию, поэтому нашим помощником будет Родник сюрпризов.

Чтобы с ним подружиться , отгадайте ребусы.

100л(стол) ком (комната) ма (ам) З Д (зубы)

ка (канава) ? ист (аист)

-Назовите первый звук в каждом слове ,какое слово получилось?

-Молодцы! Родник зовёт Мишу , Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки о его друзьях.

Кто ни прикасается,

За того цепляется. ( Репейник)

- Это знаки докучных сказок.

- Миша удивлен , почему Родник Сюрпризов дружен с репейниками. А вы догадались?

-Родник поит репейников своей чистой, прохладной водичкой .

- Молодцы! А репейники что делают ?

- Рассказывают ему свои любимые докучные сказки.

- Придётся Мише и Маше придумать докучные сказки, иначе репейник не пропустит дальше. Поможем нашем друзья?

-Да. ( Двое заранее подготовленные дети одевают костюмы скоморохов и рассказывают докучные сказки.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Костылева Вера Васильевна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

УМК Перспективная начальная школа

ТЕМА УРОКА: Законы докучной сказки.

Образовательная -познакомить с докучной сказкой, познакомить с особенностью сказки – повторами, обнаружить сюжетно – композиционные особенности жанра докучной сказки,

Развивающая - развивать артикуляционный аппарат, память. Развивать способности к театрализованной деятельности, чувство юмора;

Воспитательная- воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Уметь сочинять докучные сказки.

Личностные: Положительное отношение к литературному чтению

Метапредметные: Регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра

Познавательные: понимать фактическое понимание текста; поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные: входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Литературное чтение 1 класс. Чуракова Н.А., Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс, О.В. Малаховская, картинки репья, наборы для составления сказок: ватман, картинки белки, дятла, пчелы, медведя, клей, запись для физминутки.

Отработка навыка чтения

Введение в тему – постановка цели и задач урока

Изучение нового материала – знакомство с докучной сказкой

Закрепление изученного – составление собственной сказки по группам

Итог урока, рефлексия

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем мы урок

Друг на друга, на меня

Встали прямо, тихо сели

Слушайте скорей кота!

- Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие в волшебный лес по огородам Бабы Яги.

Поднялась над лесом солнце

И в дорогу нас зовёт.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

- А нам надо ли идти по огородам Бабы Яги? Куда мы хотим добраться вместе с Машей и Мишей? (Да, мы идем в Волшебный лес, а путь идет через огороды Бабы Яги)

- В чем трудность пройти по огороду? (встречаются препятствия зеленый горошек, репей)

2.Отработка техники чтения

Но попасть мы туда сможем, только дружно прочитав заклинание:

Работа в тетради с.5, № 1 – читать по лесенке вниз и вверх: один читает, остальные повторяют.

С5, №2 – самостоятельное чтение

3.Введение в тему

На доске – репейник.

- Ребята, на прошлом уроке мы остановились как раз около репейника. Что вы о нем помните? (колючий, приставучий)

- Он нас не пропускает, просит рассказать докучную сказку. А потом только пропустит.

ЗАДАЧА – пройти через репейник для этого рассказать докучную сказку

ШАГИ - что такое докучная сказка

- понять, как она рассказывается (законы докучной сказки)

- рассказать самим сказку

4.Изучение нового материала

– Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?

– И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку.

Слово докучный тесно связано со словом докучать.

– Как вы понимаете значение слова докучать?

Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку. Отсюда и докучный.

Докучный (устар.) – наводящий скуку, докучливый.

Докучливый (устар.) – надоедливый, навязчивый.

Значения слов записаны на доске.

– Таким образом, мы будем читать сегодня сказки, которые могут наскучить, надоесть. А может ли такое быть на самом деле? Давайте посмотрим.

А) - Вспомните, что значит докучать? (надоедать, приставать)

- Так вот, сказки, которые надоедают, которые как репей, пристанут и никак не закончатся и называют докучными.

- давайте послушаем одну такую сказку

Б) Инсценировка сказки про белого бычка

- Догадались ли вы, в чем секрет докучной сказки? (повтор одного сюжета до бесконечности)

В) Давайте посмотрим на картинки в учебнике с.6,7. Найдите картинки к сказке про белого бычка. Как вы догадались? С.7. какие узоры повторяются в орнаменте?

Да, это тоже рисунки к докучным сказкам, которые знают репейники. И по ним мы видим, что фрагменты сказок повторяются и повторяются бесконечно.

В) Предлагаю вам прочитать еще одну докучную сказку. С.8 Про сороку и рака.

Чтение по цепочке.

- С чего начинается сказка? (как обычная сказка - заманчивый сюжет)

- Кто герои сказки? (Сорока и Рак)

- Как происходят события в сказке?

- Как заканчивается сказка?

- Посмотрите на РИСУНОК, можно ли по нему определить, что сказка продолжается бесконечно. (да рисунок в форме колеса, круга, на котором повторяются герои)

-Как вы думаете, ребята, эта сказка докучная? (да, повтор сюжета бесконечно)

- знаете, почему Репей любит такие сказки? (у них память плохая, а докучную сказку легко запомнить)

5.Закрепление

Б) Работа в группах

Девочки помогают Маше - Героями вашей сказки будут Белочка и Дятел. Белочка сидит на сосне и щелкает орешки. Дятел долбит ствол сосны.

Мальчики помогают Мише – Героями вашей сказки будут Медведь и Пчела. Медведь лезет по липе за мёдом. Пчела жужжит и отгоняет его от дупла с мёдом.

Мальчики – по кругу

В) -Ребята, посмотрите, какой интересный знак!

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели?

- Кто–нибудь может объяснить? (Свободное высказывание детей.)

Знак на грядке означает, что репейники могут рассказать свои сказки бесконечно.

6.Итог урока

- Ребята, мы справились с волшебством бабы яги – пробрались сквозь репейник. Скажите, чему вы научились у Старшего Репья?

- Вам понравилось сочинять докучные сказки?

- А зачем люди рассказывают друг другу такие надоедливые сказки?

- Давайте попрощаемся с репьями. Если вам интересно еще почитать или рассказать докучные сказки, вы посадите репей на эту грядку и возьмите карточку, дома почитаете сказку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Учащиеся должны знать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, сочинять сказку с опорой на их особенности, воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа с учебником, словарём, работа на нетбуках.

Структура и ходурока

  1. . Организационный момент.
  2. . Речевая разминка
  3. . Проверка домашнего задания
  4. . Физкультминутка
  5. . Самоопределение к учебной деятельности.
  6. . Работа над новой темой
  7. . Осмысление и закрепление полученных знаний.
  8. . Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  9. . Оценивание
  10. . Итог урока.
  11. . Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

II. Речевая разминка

1. Чтение текста жужжащим способом

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

До великой реки.

2. Словарная работа

Стружок ( струг)- речное судно

3. Беседа

-Ребята, что вы прочитали? ( Один из жанров устного народного творчества – приговорка.)

-Когда и кто мог говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая эти слова.)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания.

- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке?( Мы читали русские народные песни)

- Прочитайте песню на с. 17. Кто её выучил? ( Чтение песни учащимися)

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

- Какие песни бывают? (Русские народные песни разнообразны. Есть колыбельные, песенки- потешки, заклички, шуточные и плясовые)

IV. Физкультминутка

( Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз – два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Раз – два, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал –

Зайка – прыг! – и убежал.

V.Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто – то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.

(Выходят заранее подготовленные ребята и читают наизусть или по карточкам)

Ученик 1. Жили – были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2. Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

- Что это сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки)

- Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.

На доске: ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать ( устар) – надоедать, наводить скуку.

VI. Работа над новой темой

- Для составления докучной сказки нужно соблюдать определённые законы. Кто догадался, какие это законы?

Работа в группе.

-Прочитайте докучную сказку. И попробуйте определить законы составления докучной сказки.

( Учащиеся работают в группе. Обсуждают и выдают свои ответы)

1.докучная сказка бесконечная

2.элементы докучной сказки повторяются

3. сюжет сказки (то, что в ней происходит) движется по кругу

VII. Осмысление и закрепление полученных знаний.

Работа в паре
- Прочитайте и докажите, что сказка про царя - докучная, используя при доказательстве эти законы (см. на экране).(Спрашивать по желанию)

Работа на нетбуках.

- Выберите из произведений устного народного творчества докучные сказки. И обоснуйте свой выбор.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чем занимались сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Какая информация вызвала наибольший интерес?

-О чём бы ещё хотели узнать?

-Кто доволен своей работой?

IX . Оценивание

Самооценка. Взаимооценка. Выставление оценок учителем

X. Итог урока.

Таким образом, докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки. И очень скоро докучная сказка разоблачает сама себя, резко заканчиваясь или бесконечно повторяясь, с помощью чего и забавляет, и приводит в восторг многих юных слушателей

XI.Домашнее задание: Вспомнить или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу. По желанию сочинить свою докучную сказку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Докучная сказка- это короткий текст, который можно рассказывать бесконечно. Знакомство с докучными сказками побуждает желание сочинить свою.

Докучная сказка – это небольшой текст, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов. Такую сказку можно рассказывать бесконечно.

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости собственно содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста.

1.Жили были два гуся, Вот и сказка вся.

2.Жил- был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.

- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

3. Пришел медведь к броду,

Да бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, Выкис, Вылез, Высох,

Встал на колоду

Бултых в воду…

4. Рассказать ли тебе сказку про белого бычка?

Ты расскажи, да я расскажи. Рассказать тебе сказку про белого бычка.

Про сову
- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Про Яшку
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Знакомство с докучными сказками зачастую пробуждает желание сочинить свою собственную

Читайте также: