Конспект урока 11 класс обособленные определения приложения обстоятельства повторение пунктуации

Обновлено: 16.05.2024

Цели и задачи урока:
1. Углубление и обобщение знаний об обособленных определениях и приложениях.
2. Формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.
3. Подготовка к ЕГЭ.
4. Активизировать речь учащихся; побудить к творческой исследовательской работе над текстом; развивать аналитические способности.
5. Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя, обладающего языковым чутьём, орфографической грамотностью, прививать интерес к познанию русского языка.

I. Лингвистическая разминка.
1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

Слайд 1
Содержание слайда следует ниже:
2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.
- Учащимся предлагается рассмотреть слова, сформулировать задание, дать правильный ответ.

1) врУчат 3) пОнявший
2) мозаИчный 4) завсегдатАй
- Значение какого слова вам непонятно?
2. Обращаемся к толковому словарю:
Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.
Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

3. Продолжим пополнять словарный запас языка.
Слайд 2
Содержание слайда следует ниже:

- Почему выбрали ответ №4
( Предполагаемый ответ: потому что другие слова имеют лексические значения, не соответствующие указанному.
Эстетичный – красивый, изящный.
Чувствительный – сентиментальный, обладающий повышенной восприимчивостью.
Преданный – проникнутый любовью и верностью.)

4. Зная лексическое значение слов, составьте словосочетания разным типам подчинительной связи.

Слайд 3
5. Продолжим работать над качеством речи.
Содержание слайда следует ниже:

Терминологиеский диктант
1. Беседа с учащимися.
2. Вспомним! Терминологический диктант.
-Какое термин соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)

4)Это второстепенный член предложения, имеющий дополнительное значение , отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

3. Устный ответ на лингвистическую тему: Обособленные определения и обстоятельства, знаки препинания при их обособлении. Учащиеся составляют таблицу по теме.

III. Применение теоретического материала на практике.
Работа в парах.

Слайд 4, 5
Содержание слайда следует ниже:

1. Задание: Рассмотрите таблицу и соотнесите примеры и условия обособления:
Примеры Условия обособления
1. Взволнованный, он долго не мог успокоиться.
А. (Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

.2 Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
Б.(Обособляются несогласованные определения, выраженные н.ф. глагола, перед которой можно поставить а именно.)

3 Разгоряченный игрою, мужчина стал сильно нервничать.
В. (Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

4. Высокая и нарядная, поблескивала невдалеке церковь.
Г.(Обособляются определения, если стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение.)

5. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь.
Д.(Обособляются распространенные, а также несколько однородных согласованных нераспространенных определений, которые стоят после определяемого существительного.)


6. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
Е.Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.)

(Ж. Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами.)

1 2 3 4 5 6
Е Д Г Ж Б В

Слайд 6
Содержание слайда следует ниже:

2. Распределите предложения на две группы(обособленные определения и обособленные обстоятельства), выявляя условия обособления. Расставьте знаки препинания.
1) Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.
2) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.
3) Остановившись он долго рассматривал след.
4) Мы долго смотрели вслед поражённые зрелищем.
5) Босая она быстро сошла вниз.

IV. Комплексная работа с текстом.
Перед вами текст поэта Е.Винокурова о С.Есенине.
1. Чтение текста.

Слайд На слайде текст Е. Винокурова

1. Определите стиль и тип речи. Аргументируйте ответ.
Это публицистическая статья. Адресована она широкому кругу читателей. Для этого стиля характерны аргументированность изложения, простота, ясность и образность. Речь носит оценочный характер. Используются предложения разных синтаксических конструкций.
Тип текста – рассуждение. В нём автор размышляет о причинах безграничной любви народа к творчеству Есенина.

2. Какова тема и основная мысль текста?
Тема (С. Есенин – национальный мыслитель.)
Основная мысль (С.Есенин пользуется безграничной любовью народа.)

3. Какие вопросы поднимает автор (как доказывает, чем объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина)?
(1. Богатство содержания поэзии.
2. Темы, затронутые Есениным, близки народу.
3. Есенин чутко реагировал на социальные изменения эпохи, в которую он жил.
4. Есенин – философ.
5. Есенин – певец любви.)

4. Какие яркие языковые средства используются для выражения авторской позиции? Сформулируйте ее.

Метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он был обнажённой совестью нации.
Сравнение: Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви. Мысли Есенина подобны ослепительным вспышкам.
Лексический повтор (это важный элемент логического ударения, раскрывающий основную мысль): безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды.
Риторический вопрос (утверждение, облечённое в вопросительную форму, не требующее ответа, а привлекающее внимание читателя): Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?
Синонимы: Есенин мыслит масштабно и крупно (7 предложение).
-Однозначные или многозначные эти слова?
Масштабно – мыслит глубоко. Мысли отличаются большим охватом явлений.
Крупно – отличаются важностью, значительностью и серьёзностью.
5. Значение каких слов уточняли в словаре?
Подспудно – скрытно.
Интуиция – 1)чутьё; 2) философ.- постижение истины без предварительного логического рассуждения.
Одухотворённость – возвышенность чувств.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

3. Выполнение заданий языкового характера.
Задания.
1. Выписать предложения с обособленными членами.

4. Проверка заданий.

III. Самостоятельная работа (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).
Задания выполнить на печатных листах. Чтение учителем текста – ученики расставляют знаки препинания.
IV. Устная работа по тексту.
-Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения употребляется тире. Если перед приложением можно вставить слово а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются определения, выраженные причастными оборотами.
4. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными и сравнительными оборотами.
5. Обособляются уточняющие члены, в том числе присоединительные конструкции.
6. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребёнком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка…Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С колей Гумилёвым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для ёлки. Был чудесный(?)ый солнечный день. Лёгкая пороша выпала ночью а утром ещё сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилёвы. Пошли вместе. Аня (н_)чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек Не заинтересовал её и самый плечистыйиз них Коля Гумилёв.
Не так отнёсся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки… Нежное лич_ко… Волосы… В её облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое… Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку…
После этой встреч_ Коля Гумилёв стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть, т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилёв был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлинё_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лишё_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилёв был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утёнок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?
V. Подведение итогов.
Задание на дом. Написать небольшое сочинение – рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ П. 88

Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.

Время проведения урока: 8 декабря 2009 года.

Учитель: Вихлянцева Елена Милентьевна.

Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение.

Цель урока: 1. Закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении.

2. Умение различать обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие члены предложения.

3. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с изученной темой.

1. Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока.

- Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении,

- тренировочные задания по теме, разбор заданий части А,

- работа с текстом, разбор заданий части В.

Вопросы для повторения:

- Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой).

- Чем может быть осложнено простое предложение?

(Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даж,е особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом).

- вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными?

(Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы:

  1. обособленные второстепенные члены,
  1. уточняющие члены предложения.

4. Выполнение заданий части А (А20, А24).

Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых.

А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия.

И ещё один слайд №5. А 20, А 24.

А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.

Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Такого типа задания предлагает часть А - А 26.

А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?)

Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом.

При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот.

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
  1. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.
  1. Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
  1. Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

6.Самопроверка. Слайд №7.

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров.
  1. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад . Нельзя заменить!
  1. Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения.
  1. Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее всю его последующую жизнь и карьеру.

7. Повторение. Пунктуация при вводных словах.

- Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся? (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ).

- Вводные слова обозначают:

1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно.

2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению.

4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит.

5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать.

- Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске.

8. Разбор заданий тестов А 21.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

9. Самостоятельная работа . Слайд №10.

Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ. Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова.

10. Тренировочные задания по пунктуации.

- Расставьте знаки препинания.

- Укажите, чем осложнено предложение.

1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней , шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство).

2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе , стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места).

4. А по-моему , именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово).

5.Браво, Вера ! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение).

6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция).

12. Проверим по слайду.

13. Работа с текстом.

Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом.

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Задания по тексту.

- Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В.

- Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4)

- Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4).

- Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5)

- Объясните постановку тире в 5-м предложении.

- Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос)

- Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда)

- Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждние средняя общеобразовательная школа с. Берёзовка Колышлейского района Пензенской области

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

Урок подготовила и провела

учитель высшей квалификационной

категории Павлова Г.В.

Февраль 2018 год

Цель урока: повторить некоторые случаи обособления определений, приложений, обстоятельств.

Работа над темой урока.

А) Определение темы и цели урока .

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Для работы на сегодняшнем уроке я предлагаю вам поделиться на 3 пары и предлагаю работать в парах.

-Каждой паре я предлагаю предложения для анализа. (Раздать предложения Приложения 1)

-Проанализируйте знаки препинания в данных вам предложениях и определите, какие члены предложения обособлены.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель вы ставите на сегодняшний урок?

Вывод учащихся: повторить некоторые случаи обособления определений, приложений, обстоятельств.

Б) Анализ предложений и выводы по обособлению членов предложения.

- Я предлагаю вам проанализировать предложения и обосновать обособление членов предложения. В случае затруднения обоснования обособления можете использовать учебники русского языка 8 классов или обратиться за консультацией ко мне.

- Выводы сформулируйте как правило.

(Группы анализируют данные предложения и делают выводы).

- Ребята, я предлагаю вам озвучить анализ предложений и те выводы, к которым вы пришли. Выводы я предлагаю вам записать в тетради.

Обособление обстоятельств.

Смеркалось; на столе, блистая , шипел вечерний самовар.

Волны несутся , гремя и сверкая .

Поприветствовав соперника, спортсмены приготовились к матчу.

Надвинув пониже свою кепку и крутя над головой кнутом , кучер гнал лошадь прямо на мост.

Невзирая на ранний час, на улице было много людей.

Все же, несмотря на принятое решение, Максим решил увидеться с ней еще раз .

Перевозчик греб стоя.


Они трудились не покладая рук весь день.

1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

2. Обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , невзирая на которые имеют уступительное значение.

3. Не обособляются фразеологические обороты, и деепричастия, близкие по значению наречию, стоящие после глагола .

Обособление определений.

1. Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, он казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным.

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу.

2. Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром.

При­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми верхушки веко­вых елей бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье.

3. Дождь, нуд­ный и бес­ко­неч­ный, все еще лил и лил.

Нуд­ный и бес­ко­неч­ный дождь все еще лил и лил.

4. Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги.

Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.

Обособляются согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.

Обособляются согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного.

Обособляются согласованные определения, стоящие перед определяемыми существительными, если имеют обстоятельственное значение (причины, уступки).

Обособление приложений.

1. Отступник света, друг природы, покинул он родной предел.

Мы , мальчишки , собира­лись иногда отрядами и шли в яр.

2. Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке.

Разносчик болотной влаги, меня прознобил туман.

3. Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.

Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал.

Обособляются запятыми любые приложения, если они относятся к личному местоимению.

Обособляются запятыми приложения, относящиеся к нарицательным существительным, вне зависимости от места в предложении.

Обособляются приложения, относящиеся к собственному имени существительному и стоящие после имени собственного. Могут обособляться и приложения стоящие перед собственным существительным, если имеют дополнительное значение причинности (можно заменить оборотом со словом будучи ).

В) Закрепление темы урока .

- Я предлагаю вам использовать те выводы, которые вы записали, расставить и обосновать расставленные знаки препинания.

(Раздать Приложение 2)

1. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

2. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

3. Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.

4. У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.

5. Врач (1) красивая женщина (2) лет тридцати (3) была в кабинете одна.

Г) Работа над заданием №16 из сборника задания ЕГЭ по русскому языку 2018.

- Теоретические сведения об обособлении определений, приложений и обстоятельств нам необходимы для отработки задания № 16 КИМ.

- Откройте сборники кимов, вариант №1 и прочтите формулировку задания № 16.

- Проанализируйте одинакова ли формулировка данного задания во всех вариантах.

- Каков ваш вывод? (формулировка задания во всех вариантах одинакова).

- Сколько цифр нужно написать в ответе?

- Я предлагаю вам выполнить задание №16 из сборника, начиная с варианта №1 вслух по очереди. (выполняют 5 вариантов из сборника)

- Есть ли у вас какие-то вопросы?

Д) Самостоятельная работа.

- Я предлагаю вам выполните по 5 вариантов задания № 16 самостоятельно.

- Проверьте по ключам свою работу. Приложение №3 (ключи к вариантам).

- Допущены ли у вас ошибки при выполнении этого задания? (Если допущены. - На следующем уроке мы обязательно раз.

3. Подведение итогов урока.

- Какую цель сегодня мы ставили в начале урока? Расскажите об обособлении приложений, определений, обстоятельств.

4. Домашнее задание.

2. Задание №16 в 21 – 36.

5. Оценивание учащихся.

- Ребята, заполните, пожалуйста, небольшую анкету по результату урока.

На уроке я работал

Своей работай на уроке я

Урок для меня показался

Моё настроение

Материал урока мне был

Домашнее здание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке, а гостей за внимание! Урок окончен.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 493 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2019 1832
  • DOCX 61 кбайт
  • 56 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний в начале урока

- Начнём урок с разминки.

Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий.

Берегите природу.

1)Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. 2)Мы хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. 3)Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. 4)Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. 5)В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое нужное каждому человеку.

6)Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе.

Задания (устно):

2. Выписать из текста все причастия, определить их морфологические признаки (спиленный, затоптанный, приносимый, выловленная, окружающей).

4. Выписать из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.

5. Записать номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.

6.В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного? (безграничны)

7.. Сделать синтаксический разбор предложения 2 (у доски).

- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

1. повторить виды обособленных членов предложений;

2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

4. Фронтальный опрос.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

5. Что такое уточняющие члены предложения?

( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).

5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Практические задания учащимся (групповая работа)

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.

- У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания.

Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов)

4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна

собралась ехать.

Вывод (Делает консультант группы)

Обособл Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов)

4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

енные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Конструирование предложений.

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине, поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении

7. Тестовая работа

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

3. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?)

А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?

Б. Брат похож на отца как две капли воды.

В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.

Г.Камень мы использовали как стол.

Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.

4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

5.Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

6. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

Цель: повторение правил обособления определений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся; подготовка к ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфоэпическая разминка.

Задание на доске: в каком слове верно поставлено ударение?

III. Орфографическая разминка.

Самостоятельная работа по карточкам на правописание О-Е после шипящих.

Карточка №1

  • Выступил блестящ..
  • горяч.. поддержали
  • сраж..н искренностью
  • известный дириж..р
  • сожж..н дотла
  • приверженц..в учения
  • прож..рливым птенц..м
  • гороховый струч..к
  • омрач..нный праздник
  • еле слышный ш..рох
  • ш..лковый путь
  • живым кольц..м

Карточка №2

  • Аккуратный сюртуч..к
  • виртуозный ж..нглер
  • двигаться неуклюж..
  • сгущ..нное молоко
  • вооруж..нные формирования
  • ш..фор такси
  • обж..гся о плиту
  • пересеч..т дорогу
  • ноч..вка у костра
  • сверч..к за печкой

Один ученик работает у доски.

Задание на доске: назвать орфограммы в слове, придумать и записать по два слова с данными орфограммами.

IV. Повторение правил обособления определений.

  • Что называется обособлением? (слайд 2)
  • С какими обособлениями вы знакомы? (слайды 3-4)
  • Повторим правила обособления определений. (слайды 6-10)
  • Расставьте знаки препинания. (слайды 11-15)

V. Закрепление.

1. Работа у доски и в тетрадях

Задание: записать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.

Георгий, ошеломленный и подавленный, еле выбрался из толпы.
Равнина, уже покрывшаяся первыми весенними цветами, была прекрасна.
Мрачный и неподвижный, он походил на каменную статую.

2. Практическая работа с текстом.

Учащиеся получают карточки с текстом.

прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;

найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вече сперва весь огнисты потом ясный и алый потом бледный и смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалас мирная и кротка как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев)

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя ( демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)

По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (слайд 2)
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (слайд 3)
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (слайд 4)
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

VI. Обобщение материала.

Задание: выполните тестовые задания.

Читайте также: