Диалектика души чернышевский конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Литература, 10 класс. Урок № 47

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Глоссарий по теме.

Внутренний монолог важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Основная литература:

Дополнительная:

  1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.
  2. Курляндская Б. Г. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. — 214 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум.

Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Н. А. Добролюбову

Н. Г. Чернышевскому

Правильный ответ:

Н. Г. Чернышевскому

Разбор задания:

По мнению Н. Г. Чернышевского, изображение внутреннего мира человека в его противоречиях и развитии подчёркивается толстовским интересом к переломным, кризисным моментам в жизни героя, поэтому персонаж вынужден развиваться – читатель наблюдает все перипетии его становления на фоне исторических событий.

Установление соответствий

Найдите соответствие, соединив фамилию писателя и особенности отображения внутреннего мира героев в его произведениях.

Ф. М. Достоевский

  1. Душевный мир героя целиком захватывает некая идея, которая требует проверки рациональным осмыслением, эмоциональным переживанием, личной практикой и собственной судьбой.
  2. Предельный лаконизм в изображении чувства, скрытый психологизм, выражение внутреннего состояния героя через мимику, жесты, движения.
  3. В центре внимания – не начало или итог психологического процесса, а его течение, тонкий и сложный ход мысли, зарождение и развитие чувства.

Правильный ответ:

  1. Ф. М. Достоевский
  2. И. С. Тургенев
  3. Л. Н. Толстой

Подсказка : Толстой сосредоточивается на динамике развития героя.

Разбор задания.

Тайный психологизм более всего характерен для произведений И. С. Тургенева, раскрытию образа в случае использовании этого литературного приёма способствует описание жестов и действий героев. Достоевский часто прибегает к способу заточения героя в ловушку собственной навязчивой идеи, страсти, чтобы впоследствии дать ему переродиться. В то время как для Толстого характерно наблюдение за героем в процессе внешних событий, как камерных, семейных, так и исторических.

2) разъяснить основные положения диалектики души в романе Л.Н. Толстого.

  1. воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций как анализ, синтез, группировка;

2) воспитание чувства прекрасного у учащихся на основе художественного произведения.

I. Лекция учителя.

  1. Работа в группах.
  2. Подведение итогов. Комментирование оценок.
  3. Объяснение домашнего задания.


Эпиграфы к уроку:

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный художник и гениальная личность. Толстой оставил огромное литературное наследие: три крупных романа, десятки повестей, сотни рассказов, несколько народных драм, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно-критических статей, тысячи писем, целые тома дневников. И на всём этом наследии лежит печать неутомимых идейных исканий великого писателя.

Диалектика души - одна из форм психологического анализа в художественном произведении. Термин Н.Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л.Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы").

Диалектика души - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).

Обратимся к произведению, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. IIII, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова) – чтение и анализ страниц романа .

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином. Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других. как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний.

Этот мотив, единый и никогда не изменявшийся у Толстого, - искание правды, стремление к цельному душевному строю, который дается только глубокой, не разложимой анализом, верой в свою истину и непосредственным ее применением к жизни.

Таким образом, Н.А. Бердяев приходит к выводу о том, что на гениальной личности и жизни Л.Н. Толстого лежит печать какой-то особой миссии.

III. РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель делит класс на две половины, даёт вопросы каждой группе, через определенное количество времени учащиеся комментируют ответ на данный им вопрос, цитируя текст романа-эпопеи.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Болконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение – все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией – все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти, наконец, себя.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

Л. Н. Толстой пишет "говорящие" литературные произведения, передавая ту или иную идею на более простом и доступном нам языке. Его приёмы различны, подход к каждому персонажу у Толстого особый. Но каков бы ни был способ передачи настроения, душевных переживаний, любви и ненависти создаваемых персонажей или пейзажа, суть остается одной: автор способен донести до нас то, без чего, может, жизнь была бы неполноценной.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Андрей Болконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого. Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек. Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая, как протекала история становления, их душ.

V. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Прочитать том IV, выделить основные события романа.

а) Ростовы и Болконские – духовно-нравственная особенность семей; б) Изображение Отечественной войны 1812г. на страницах романа.

В конце 1855 года Толстой вернулся в Петербург и был принят в редакции журнала “Современник” как севастопольский герой и уже знаменитый писатель. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере “Современника” за 1856 год посвятил ему специальную статью “Детство” и “Отрочество”. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого”. В ней он дал точное определение своеобразия реализма Толстого, обратив внимание на особенности психологического анализа.

“…Большинство поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся преимущественно о результатах проявления внутренней жизни, …а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство… Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс… его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином”.

С тех пор “определительный термин” - “диалектика души” - прочно закрепился за творчеством Толстого, ибо Чернышевскому действительно удалось подметить самую суть толстовского дарования. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное переживание: “волнение”, “угрызение совести”, “гнев”, “презрение”, “злоба”.

Толстой был этим неудовлетворен: “Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д.- слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку”. Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он “наводит микроскоп” на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений.

Открывая “диалектику души”, Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. Мы уже видели, как в повести “Детство” “мелочи” и “подробности” детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое наблюдается и в “Севастопольских рассказах”. В отличие от простых солдат у адъютанта Калугина показная, “нерусская” храбрость. Тщеславное позерство типично в той или иной мере для всех офицеров-аристократов, это их сословная черта. Но с помощью “диалектики души”, вникая в подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает вдруг в этом человеке такие переживания и чувства, которые никак не укладываются в офицерский кодекс аристократа и ему противостоят. Калугину “вдруг сделалось страшно: он рысью пробежал шагов пять и упал на землю…”. Страх смерти, который презирает в других и не допускает в себе аристократ Калугин, неожиданно овладевает его душой.

В рассказе “Севастополь в августе” солдаты, укрывшись в блиндаже, читают по букварю: “Страх смерти - врожденное чувствие человеку”. Они не стыдятся этого простого и так понятного всем чувства. Более того, это чувство оберегает их от поспешных и неосторожных шагов. Наведя на внутренний мир Калугина свой “художественный микроскоп”, Толстой обнаружил в аристократе душевные переживания, сближающие его с простыми солдатами. Оказывается, (*98) и в этом человеке живут более широкие возможности, чем те, что привиты ему социальным положением, офицерской средой. Тургенев, упрекавший Толстого в чрезмерной “мелочности” и дотошности психологического анализа, в одном из своих писем сказал, что художник должен быть психологом, но тайным, а не явным: он должен показывать лишь итоги, лишь результаты психического процесса. Толстой же именно процессу уделяет основное внимание, но не ради него самого. “Диалектика души” играет в его творчестве большую содержательную роль. Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового в аристократе Калугине он бы не обнаружил. Ведь естественное чувство страха смерти в Калугине не вошло в его характер, в психологический “результат”: “Вдруг чьи-то шаги послышались впереди его. Он быстро разогнулся, поднял голову и, бодро побрякивая саблей, пошел уже не такими скорыми шагами, как прежде”. Однако “диалектика души” открыла Калугину перспективы перемен, перспективы нравственного роста.

Психологический анализ Толстого вскрывает в человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в которые подчас загоняет его жизнь. В человеке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения.

Чувства, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в результат его психического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека изменить свой характер, если отдаться им до конца. Таким образом, “диалектика души” у Толстого устремлена к перерастанию в “диалектику характера”. “Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д.,- пишет Толстой в романе “Воскресение”.- Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою”. “Текучесть человека”, способность его к крутым и решительным переменам находится постоянно в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя - движение к нравственной высоте, самоусовершенствование. Толстой видел в этом основной путь преобразования мира.

Он скептически относился к революционерам и материалистам, а потому вскоре ушел из редакции “Современника”. Ему казалось, что революционная перестройка внешних, социальных условий человеческого существования - дело трудное и вряд ли перспективное. Нравственное же самоусовершенствование - дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека. Прежде чем сеять добро вокруг, надо самому стать добрым: с нравственного самоусовершенствования и нужно начинать преобразование жизни.

Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к “диалектике души” и “диалектике характера” человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Окажись невозможными в человеке эти перемены - рухнул бы взгляд Толстого на мир, уничтожились бы его надежды. Толстой верит в созидательную, преобразующую мир силу художественного слова. Он пишет с убеждением, что его искусство просветляет человеческие души, учит “полюблять жизнь”. Подобно Чернышевскому, он считает литературу “учебником жизни”. Он приравнивает писание романов к конкретному практическому делу, которому часто отдает предпочтение в сравнении с литературным трудом.

В конце 1855 года Толстой возвратился в Санкт-Петербург и был принят в редакции издания Современник как севастопольский храбрец и уже известный автор. Н. Г. Чернышевский в восьмом номере Современника за 1856 год посвятил ему особую статью Отрочество и Детство. Армейские рассказы графа Л. Н. Толстого.

В ней он дал правильное определение своеобразия реализма Толстого, обратив внимание на особенности психотерапевтического анализа. …Большая часть поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся в основном о итогах проявления внутренней судьбе, …а не о загадочном ходе, при помощи которого вырабатывается идея либо чувство… Особенность таланта графа Толстого пребывает в том, что он не исчерпывается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс… его формы, законы, диалектика души, дабы выразиться определительным термином.

С того времени определительный термин — диалектика (*97)души — прочно закрепился за творчеством Толстого, потому что Чернышевскому вправду удалось заметить самую сущность толстовского дара. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, в большинстве случаев, применяли слова, совершенно верно именующие душевное переживание: беспокойство, угрызение совести, бешенство, презрение, злоба.

Толстой был этим неудовлетворен: Сказать про человека: он человек уникальный, хороший, умный, глупый, последовательный и т. д.- слова, каковые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, в то время как довольно часто лишь сбивают с толку. Толстой не исчерпывается правильными определениями тех либо иных психологических состояний. Он идет дальше и глубже.

Он наводит микроскоп на тайны людской души и схватывает изображением оформления чувства и сам процесс зарождения еще перед тем, как оно созрело и получило завершенность. Он рисует картину душевной судьбе, показывая неточность и приблизительность любых готовых определений.

От диалектики души — к диалектике характера

Открывая диалектику души, Толстой идет к новому пониманию людской характера. Мы уже видели, как в повести подробности и Детство мелочи детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое отмечается и в Севастопольских рассказах.

В отличие от несложных воинов у адъютанта Калугина показная, нерусская храбрость. Тщеславное позерство типично в той либо другой мере для всех офицеров-аристократов, это их сословная черта. Но посредством диалектики души, вникая в подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает внезапно в этом человеке чувства и такие переживания, каковые никак не укладываются в офицерский кодекс аристократа и ему противостоят.

Калугину внезапно сделалось страшно: он рысью пробежал шагов пять и упал на землю…. Ужас смерти, что ненавидит в других и не допускает в себе аристократ Калугин, нежданно овладевает его душой. В рассказе Севастополь в августе воины, укрывшись в блиндаже, просматривают по букварю: Ужас смерти — врожденное чувствие человеку.

Они не стыдятся этого несложного и без того понятного всем эмоции.

Более того, это чувство оберегает их от поспешных и неосторожных шагов. Наведя на внутренний мир Калугина собственный художественный микроскоп, Толстой нашёл в аристократе душевные переживания, сближающие его с несложными воинами. Оказывается, (*98) и в этом человеке живут более много возможностей, чем те, что привиты ему социальным положением, офицерской средой.

Тургенев, упрекавший Толстого в дотошности и чрезмерной мелочности психотерапевтического анализа, в одном из собственных писем заявил, что живописец должен быть психологом, но тайным, а не явным: он обязан показывать только итоги, только результаты психологического процесса. Толстой же как раз процессу уделяет главное внимание, но не для него самого. Диалектика души играется в его творчестве громадную содержательную роль.

Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового в аристократе Калугине он бы не нашёл. Так как естественное чувство страха смерти в Калугине не вошло в его темперамент, в психотерапевтический итог: Внезапно чьи-то шаги послышались в первых рядах его. Он скоро разогнулся, поднял голову и, бодро побрякивая саблей, отправился уже не такими скорыми шагами, как прежде.

Но диалектика души открыла Калугину возможности изменений, возможности нравственного роста.

Психотерапевтический анализ Толстого вскрывает в человеке вечно богатые возможности обновления. Социальные события частенько эти возможности ограничивают и подавляют, но стереть с лица земли их по большому счету они не в состоянии. Человек более сложное существо, чем те формы, в каковые подчас загоняет его жизнь.

В человеке неизменно имеется резерв, имеется освобождения и душевный ресурс обновления. Эмоции, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в итог его психологического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека поменять собственный темперамент, в случае если отдаться им до конца.

Так, диалектика души у Толстого устремлена к перерастанию в диалектику характера. Одно из самых простых и распространенных суеверий то, что любой человек имеет одни собственные определенные особенности, что не редкость человек хороший, не добрый, умный, глупый, энергичный, вялый и т. д.,- пишет Толстой в романе Воскресение.- Люди не бывают такими. Мы можем сообщить про человека, что он чаще не редкость хорош, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем вял, и напротив; но будет неправда, в случае если мы скажем про одного человека, что он хороший либо умный, а про другого, что он не добрый либо глупый.

А мы неизменно так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одинаковая, но любая река не редкость то узкая, то стремительная, то широкая, то негромкая, то чистая, то холодная, то мутная, (*99) то теплая.

Любой человек носит в себе зачатки всех особенностей людских и время от времени проявляет одни, время от времени другие и не редкость довольно часто совсем непохож на себя, оставаясь все в это же время одним и самим собою. Текучесть человека, свойство его к крутым и решительным переменам находится неизменно в центре внимания Толстого. Так как творчества писателя и важнейший мотив биографии — перемещение к нравственной высоте, самоусовершенствование. Толстой видел в этом главный путь преобразования мира.

Он скептически относился к материалистам и революционерам, а потому скоро ушел из редакции Современника. Ему казалось, что революционная перестройка внешних, социальных условий людской существования — дело тяжёлое и вряд ли перспективное. Нравственное же самоусовершенствование — дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека.

Перед тем как сеять добро около, нужно самому стать хорошим: с нравственного самоусовершенствования и необходимо затевать преобразование судьбы.

Из этого понятен пристальный интерес Толстого к диалектике характера и диалектике души человека. Ведущим мотивом его творчества станет опробование храбреца на изменчивость. Свойство человека обновляться, гибкость и подвижность его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, жизнеспособности и одарённости.

Появляйся неосуществимыми в человеке эти перемены — упал бы взор Толстого на мир, уничтожились бы его надежды.

Толстой верит в созидательную, преобразующую мир силу художественного слова. Он пишет с убеждением, что его мастерство просветляет человеческие души, учит полюблять жизнь. Подобно Чернышевскому, он вычисляет литературу книжкой судьбы.

Он приравнивает писание романов к конкретному практическому делу, которому довольно часто отдает предпочтение в сравнении с литературным трудом.

Диалектика души человека в романеВойна и мир( на примере семьи Ростовых).


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Обостренный анализ себя и окружающего вышел, наконец, за пределы ежедневника в художественное творчество. Толстой задумал книгу о различных эрах в жизни…

Перед смертью Толстой нес тяжёлый крест напряженной душевной работы. Сознавая, что вера без дела мертва имеется, он пробовал согласовать собственный…

Севастопольские рассказы. В первой половине 50-ых годов XIX века началась русско-турецкая война. Николай I, надеясь на нейтралитет Австрии и противоречия…

Для прозы 20–х годов характерно яркое обращение к воспроизведению исторических событий, широкое введение многообразных реалий эры. В…

Читайте также: