Дети герои вов конспект

Обновлено: 02.07.2024

Учащиеся смотрят фильм.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети заполняют таблицу:
Звуки
войны Запахи войны Человек видит на войне… Человек чувствует на войне…
Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны Гарь, копоть, дым Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен Боль, ненависть, страх…

Формулировка учащимися цели урока.
1 мин. - Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях. Ответы учащихся
Вступительное слово учителя

- О войне писали и пишут до сих пор.

СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны.
Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение)
Читайте выразительно, вдумчиво, искренне. А после чтения расскажите по данному вам плану, как вы поняли данное стихотворение.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
А) Название стихотворения и его автор.
Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
Е) Главные образы стихотворения.
Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- В этом стихотворении говорится о том, как…
- Главная мысль заключается в том, что…
- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)
- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…

Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал.
Татьяна Шишова

В пилотке мальчик босоногий…
А.Т.Твардовский
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки —
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью — в рот.

Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
— Сынок, должно быть, сирота?

И на лице, в глазах, похоже, —
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
— Ну, сирота. — И тотчас: — Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.

Десятилетний человек
С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

Они с детьми погнали матерей.
Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук.
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама.

- Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?
И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД 13.
Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу:
1 строка – ключевое слово.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним ключевого слова.
Например:
Война
Беспощадная, жестокая
Губит, уничтожает, убивает.
Война и дети несовместимы.
Зло.
Ответы учащихся

Учащиеся пробуют составить синквейн с ключевыми словами: дети, мир, Победа
Домашнее задание
1 мин. - Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, я хотела бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!
Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле,представлена разработка внеурочного занятия по теме "Дети-герои Великой Отечественной Войны".

Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Внеурочное занятие

Дети – герои Великой Отечественной войны

Цель: Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

- познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

1. Вводная беседа.

2. Объявление темы классного часа.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

Ход занятия.

Актуализировать знания о празднике Победы. (- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?)

- Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.

Слайд №1 (название темы)

Объявление темы занятия

- Как вы думаете, кто участвовал в военных действиях? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

Мы хотим напомнить вам их имена:

- Володя Дубинин и многие многие другие.

Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом, а выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у неё было две сестры и два брата.

Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:

Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.

Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года.

16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.

- Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас.

- Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

Наш сегодняшний разговор закончен.

Что нового вы узнали сегодня?

О чем задумались?

Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей).

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

Рассказать о подвигах детей во время войны.

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.

Развивать у детей способность сопереживать другим людям.

формирование гражданского самосознания у молодого поколения,

воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.

- подготовка материала дети - герои войны.

плакаты с историей подвигов;

выставка книг, посвящённых Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия

«Дети и война – нет более ужасного

А. Т. Твардовский

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети на планете

Погибших выкликают имена.

Песня “Священная война”

Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

В 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война .

Война – это 4 года сражений.

Война - это 1 418 бессонных дней и ночей.

Война - это более 27 миллионов погибших.

Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:

- работали на полях,

-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

-ухаживали за ранеными,

-собирали металлолом для постройки танков и самолетов,

-собирали лекарственные растения,

- отправляли подарки на фронт.

Дети блокадного Ленинграда.

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения около 400 тысяч детей – от младенцев до подростков.

Детям пришлось пережить холод, голод, бомбежки, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.

За время блокады мои сестры умерли. Выжили мама и я.

В начале марта 1944 года нас эвакуировали из Ленинграда. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. В машину, которая ехала перед нами попала бомба, все погибли. Лед трескался, и некоторые машины проваливались. Тогда много людей погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На берегу нас погрузили в вагоны и повезли на Кавказ. Местные жители, когда узнали, что мы из Ленинграда, стали нас подкармливать, хотя у самих еды было немного. Правда, первое время я ничего не могла, есть, тогда наша соседка принесла мне виноградный сок. Я стала его пить, от него мне не становилось плохо – вот так виноградным соком меня откормили .

Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева.

… Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

“ 28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Девочке Тане 11 лет…

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно…

На Нюрнбергском процессе в суде над военными преступниками её блокадный дневник был свидетелем.

Имя Тани стало вечным. Одна из малых планет так и называется – Таня.

Дети в фашистских концлагерях.

Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней,испытали на себе издевательства, страх смерти преследовал их каждодневно. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров (Большая Советская энциклопедия, 1973).

У маленьких узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока.

Вот что вспоминает дети: «Когда фашисты подошли к Брянску, нас эшелонами стали вывозили. По дороге наш эшелон разбомбили, мы оказались в селе Камаричи. Помню, как я (1937 года рождения), мама – Зинаида Матвеевна и брат Алексей (1930 года рождения), прятались в подвале какого-то дома, когда фашисты открыли подвал. Наставили на нас автоматы и выгнали на улицу. Всех, угрожая автоматами, погрузили в вагоны и куда-то повезли. Долго везли с одного лагеря в другой. Нас привезли в Германию в город Эсенген .

Жили мы в деревянных бараках. Там были двухъярусные нары, на них мы спали. Весь лагерь был обнесен колючей проволокой, ворота закрыты. В центре лагеря стояла виселица, кто провинился, тех вешали, а остальных выгоняли, чтобы они смотрели на казнь. Кормили мерзлой брюквой и картошкой, хлеб давали очень мало и очень редко. Рано утром всех выгоняли на работу, а дети оставались в бараках. Потом для детей отвели отдельный барак.

Однажды, какой-то у немцев был праздник, нас повели на прогулку. Рядом был монастырь, когда мы проходили мимо него, монахини вынесли нам немного еды и одежды – это самое радостное воспоминание того времени – я до сих пор помню вкус того кусочка хлеба.

В конце лагеря строился крематорий, нас всех должны были сжечь. За несколько дней до этого ужаса, весной 1945 года, нас освободили войска.

Дети на оккупированных территориях.

Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Три года, три страшных, казавшихся бесконечными года, во время Великой Отечественной войны почти треть населения нашей страны, а это более 70 миллионов человек, прожила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

Захватчики издевались над пленными, не щадили и гражданское население.

Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Многие дети вместе с взрослыми сражались с захватчиками. Ребята вели борьбу с врагом своими детскими силами.

Ребята таскали цинковые ящики с патронами, писали и разбрасывали листовки, добывали у немцев продукты и медикаменты, передавали всё это раненым бойцам и партизанам. Носили военнопленным одежду, продукты. Даже помогали некоторым военнопленным бежать из лагеря.

Юные патриоты гранатами взорвали цистерну с бензином, пустили под откос 2 поезда, выводили из строя автомашины.

Обеспокоенные взрывами, поджогами, убийствами своих солдат и офицеров, немецкое командование усилило карательные меры против местного населения.

Обыкновенные школьники, отдавшие жизни за то, чтобы другие дети могли спокойно расти в мирное время. Их мужество и стойкость, отчаянная храбрость навсегда останутся в народной памяти.

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят, те кто выжил помогали армии в тылу , обеспечивая её продовольствием , снаряжением и боеприпасами.

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.

. Иногда юные работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку.

В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, пахали землю, рубили и возили дрова, молотили рожь, ячмень, овёс, сажали и копали картошку.

. Девочки работали в госпиталях санитарками, помогали писать письма раненым в госпитале. В школах организовывали концертные бригады для выступлений в госпиталях.

Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет свободной, помогала ребятам в недетском труде.

Дети – герои Великой Отечественной Войны

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Давайте вспомним их имена.

Вот имена некоторых из них:

Аркадий Каманин. А 14-летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Команина и его друга – летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управлять самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно.

Однажды с высоту юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненного в голову. Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет-разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия – множество. Закончил он войну в 16 лет кавалером трех боевых орденов.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

Валя Котик. Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка . Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

Ваня Федоров. Имя Вани занесено в Книгу боевой славы Мамаева кургана. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В 14 лет он решил пробраться на фронт.

Все свободное время он тратил на то, чтобы изучить орудия, тренировался в метании бутылок с зажигательной смесью. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. Находчивый, смышленый мальчик стал любимцем взрослых бойцов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда осколком ему оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под танк, который загородил путь остальным.

Дети – труженики тыла

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят, те кто выжил помогали армии в тылу , обеспечивая её продовольствием , снаряжением и боеприпасами.

Юные герои большой войны сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули их юные сердца.

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.

Труд был тяжелый и изнурительный. Работать приходилось сутками. Занимались сборкой металлических магазинов по 40 кг весом для снарядов зенитных установок.

. Иногда юные работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку.

В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, пахали землю, рубили и возили дрова, молотили рожь, ячмень, овёс, сажали и копали картошку.

Школьники собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии.

. Девочки работали в госпиталях санитарками, помогали писать письма раненым в госпитале. В школах организовывали концертные бригады для выступлений в госпиталях.

Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет свободной, помогала ребятам в недетском труде.

Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!

Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущего поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война

Дети заходят в группу и садятся

Ход занятия:

Прошло 70 лет. Остались единицы

Освободителей - участников войны!

Тех, чьей кровью писаны страницы

Победной книги биографии страны.

Какой с тех пор проделан путь огромный,

И памятных немало было дат!

Но только эту дату каждый помнит!

Так было 70 лет назад.

Воспитатель: Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Ты мирно просыпаешься и улыбаешься своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

Воспитатель:

Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев. Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

«Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь. Но эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

Слайд №4, 5 Пионеры –герои

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Слайд №6--№11 ( Марат Казей, Зина Портнова , Леня Голиков,Валя Котик - Герои Советского Союза)

- Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.Многие из них не пощадили жизни ради победы. Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребенком? Кто отнял у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!

После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почти 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Клип 70 лет Великой Победы (Без звука) 002

Ярок день с утра, чудесен,

Весь цветами он расцвел.

Слышу я звучанье песен,

Праздник в город мой пришел!

Сегодня праздник – День Победы!

Счастливый праздник – день весны.

В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны.

Девятого мая пришла к нам Победа,

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным стал!

Пусть гремит салют Победы,

Этим светом мир согрет.

Нашим прадедам и дедам…

Все вместе: Всем желаем долгих лет!

Голубой купол неба
Не туманят пусть войны,
И пускай наше солнце
Ярко светит для всех!

Мечтами делиться мы будем

И с дружбой по жизни шагать.
Пожалуйста, взрослые люди,
Мы просим вас не воевать!

Воспитатель:

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

Воспитатель: Мы – поколение, не знавшее войны,
Но подвиг святой героев не забудем.
И чтобы люди помнили о нём,
Передавать из поколенья в поколенье будем.

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.

Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Вот и у нас сегодня в гостях дети-войны

Рассказы гостей

Славим в мае День Победы,
Светлый праздник всех людей.
В мае радуга смеется,
Цвет черемух все нежней.
В мае радостно поется
И шагается дружней.
Выше голуби взлетают
Майским утром на заре,
В синь взлетают, всем желают
Мира, счастья на земле.

Воспитатель: Мы узнали много нового и интересного о Великой Отечественной Войне. Скажите, какой праздник отмечает вся страна 9 мая? (День Победы). Против кого мы воевали? (фашисты)О каких героях мы сегодня с вами говорили . Мирные жители помогали фронту? (работали на заводах) Как мы поздравляем наших ветеранов? (дарим цветы, говорим слова благодарности за мирное небо)

В игре участвуют трое взрослых. Они встают в разных местах зала, держа салютики (пучки бумажных лент) красного, зеленого, желтого цветов. Детям раздаются салютики тех же цветов, что и у взрослых.

Физкультминутка

Раз, два, дружно в ногу
Три, четыре твёрже шаг
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг
Мы пока что дошколята,
А шагаем как солдаты.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!

Читайте также: