Деревья конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель:

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? ( Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? ( Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

рябины – рябиновый; ольхи – ольховый; осины – осиновый;

берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Жёлтый цвет – это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след – листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна - разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Дует, дует ветер,

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками. ( Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу .

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Коррекционно-развивающая – активизировать словарь по теме; закреплять образование однокоренных слов, развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная – учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.

Оборудование: предметные картинки, инфографика о пользе деревьев.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами!

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

-Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях!

-Давайте подумаем, почем в загадке говориться, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки, и люди радуются зелени после долгой зимы).

-А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду).

-А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные).

-А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло).

-Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)

-Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)

-Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)

-Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)

-Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса? (Перелесок)

-Теперь вернемся в наш лес!

-Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник).

-А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор).

-А если только березы? (Березняк, березовая роща).

-Из осин? (Осинник)

Листья мы зеленые,

С липы мы и клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели,

Мы пустились в листопад

И пришли в осенний сад.

-А теперь, давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья? Какую пользу они приносят?

-Объясните, зачем люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)

-А еще, почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их).

-Что дают нам растения? (Деревья это строительный материал, топливо, бумага).

Рассмотреть инфографику с изображением дерева.

Составление рассказа по инфографике.

Учитель-логопед предлагает детям (с помощью наводящих вопросов) рассказать, что они запомнили о лесе.

-Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир! В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!

-А как легко дышится в тех местах, где много деревьев…

Подведение итогов, оценка работы детей. Рефлекси

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе

Цель: развитие связной речи

Коррекционно-образовательная – формировать понятие о пользе деревьев; учить составлять рассказ по картине.

Коррекционно-развивающая – активизировать словарь по теме; развивать общую и мелкую моторику , внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная – учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.

Оборудование: предметные картинки, картина с изображением леса, наборное полотно.

Ход занятия

1. Организационный момент

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок.

Мы, когда учиться стали,

В том лесочке насчитали:

Восемь сосенок густых,

Пять березок молодых,

Хорошо в лесу таком –

Каждый кустик нам знаком…

- О чем это стихотворение? (О деревьях)

- Какую пользу приносят деревья?

- Как изменяются они осенью?

- Какие деревья не изменяются?

Рассмотреть с детьми картинки: лес, роща, бор. Уточнить их названия. Попросить детей самостоятельно показать и назвать лес, рощу, бор.

Лес - это место, где растет очень много деревьев.

Бор – это лес, где растут хвойные деревья.

Роща – это небольшой лиственный лес.

3. Развитие связной речи.

Рассмотреть картинку с изображением леса.

«Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами – лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные – ель, сосна, и есть лиственные – береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями – это крона. А еще у дерева есть корни. Они питают дерево соками из земли.

Учитель-логопед предлагает детям (с помощью наводящих вопросов) рассказать, что они запомнили о лесе.

4. Физкультминутка.

Листья мы зеленые,

С липы мы и клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели,

Мы пустились в листопад

И пришли в осенний сад.

Попросить детей составить предложения из слов:

-Маша, рассматривать, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, подойти, к, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, любоваться, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, рассказать, мама, о, сосны, дубы, березы, пни.

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;

если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

10. Итог занятия.

Подведение итогов, оценка работы детей. Рефлексия.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2018 5232
  • DOCX 14 кбайт
  • 68 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Машенцева Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.

Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепить образование сложных слов.

Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Закрепить употребление предлогов.

Подготовила: Поплавская Е.В.

учитель-логопед

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи.

Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.

Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепить образование сложных слов.

Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Закрепить употребление предлогов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания.

Совершенствование фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие логического мышления и памяти.

Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Игрушка Лесовичка, мяч.

Предметные картинки: липа, клен, ясень, береза, дуб, тополь, осина, ива, рябина, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок и приглашает нас в лес.

Но чтобы попасть в лес, надо отстучать ритм и ответить на вопросы Лесовичка.






















- Что растет в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы…)

- Какие деревья вы знаете? (дети вспоминают не менее 10 названий деревьев).

Каждый ребенок находит названное им дерево на картинке и крепит ее на панно.

Вот мы и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, как много здесь деревьев. Спасибо, Лесовичок, что пригласил нас в гости.

Закрепление понятий о лесе, деревьях.

- Чем похожи деревья? (есть ствол, корни, крона, кора, ветки…)

- А чем они отличаются? (высотой, стволами, листвой…)

- Назовите и покажите хвойные деревья.

- Почему их так называют? (вместо листьев у них хвоя)

- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (хвойный лес)

- Как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу? (лиственные)

- А как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (смешанный)

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, где стоит дуб? (липа, сосна, клен, ясень)

Липа около березы.

Сосна около пихты.

Клен около лиственницы.

Ясень около осины.

Ребята, я очень люблю играть, а вы? Давайте с вами поиграем. Я вам буду называть дерево, а вы его будете называть ласково.

Береза – березка, березонька;

Дуб – дубок, дубочек;

Лесовичок: Молодцы, ребята. За то, что вы так хорошо назвали ласково деревья я вам покажу картинки, а вы догадайтесь: что здесь лишнее и почему.

Клен, осина, ель, дуб

Береза, сосна, липа, тополь

Дуб, рябина, осень, осина

Осень, зима, холод, весна.

Под музыку дети выполняют движения.

Разыгрался ветер на лесной поляне, качают руками из стороны в

сторону над головой.

Закружил осинку в красном сарафане кружатся вокруг себя

И листок с березы золотистой пчелкой волнообразные движения руками

Вьется и кружиться над колючей елкой. кружатся вокруг себя

Листья падают, мелькают

И на землю опадают. приседают.

Образование сложных слов.

Лесовичок: В какое время опадают листья с деревьев?

- Как называется явление природы, когда падают листья? (листопад)

- Как называется явление природы, когда падает снег? (снегопад)

- Когда падают шишки? (шишкопад)

- Когда в горах падают камни – это … (камнепад)

- Когда падает с высоты вода – это … (водопад).

Лесовичок предлагает детям собрать гербарий в лесу.

Сорву с дуба …(дубовый) лист,

Сорву с клена …(кленовый) лист,

Сорву с березы … (березовый) лист,

Сорву с рябины… (рябиновый) лист,

Сорву с осины… (осиновый)лист (каштановый, тополиный, ивовый, и т.д.)

Читайте также: