Давление в жидкости и газе 7 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

- сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
- ввести понятие давление газа и жидкости;
- выяснить от чего зависит давление газ и давление в жидкости;
- определить различия в природе давления твёрдых тел и газов;
- развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- оценивать правильность выполнения действия;
- умение корректировать действие после его завершения;
- высказывать свое предположение;
- развитие контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие логического мышления;
- развитие памяти, наблюдательности, внимания;
- расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

- формирование умения наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимы представления о давлении и строении вещества;
- формирование умения наблюдать явления передачи давления жидкостями;

- формирование целостной картины мира;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

метапредметные

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Организационный этап

Мотивационный модуль

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

- Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

На прошлом занятии мы изучили давление твердых тел. Сегодня мы рассмотрим давление в жидкостях и газах. Стоит отметить, что давление в жидкостях и газах отличается от давления твердых тел и прежде всего из-за особенностей в молекулярном строении данных состояний вещества. Вспом­ним, какие осо­бен­но­сти имеет рас­по­ло­же­ние и дви­же­ние мо­ле­кул, из ко­то­рых газ со­сто­ит.

Во-пер­вых, мо­ле­ку­лы газа дви­жут­ся бес­по­ря­доч­но, ха­о­тич­но.

Во-вто­рых, рас­сто­я­ния между мо­ле­ку­ла­ми до­ста­точ­но боль­шие по срав­не­нию с раз­ме­ра­ми мо­ле­кул.

В-тре­тьих, вслед­ствие боль­шо­го рас­сто­я­ния между мо­ле­ку­ла­ми, силы при­тя­же­ния между ними пре­не­бре­жи­мо малы, а силы от­тал­ки­ва­ния ста­но­вят­ся за­мет­ны­ми толь­ко при столк­но­ве­ни­ях мо­ле­кул. Столк­но­ве­ния могут про­ис­хо­дить как между са­ми­ми мо­ле­ку­ла­ми, так и между мо­ле­ку­ла­ми и стен­ка­ми со­су­да.

Таким образом, дав­ле­ние газа объ­яс­ня­ет­ся уда­ра­ми его мо­ле­кул о стен­ки со­су­да, в ко­то­ром на­хо­дит­ся газ. Как же можно изменить давление газа?

Для этого нужно изменить количество ударов молекул газа о стенки сосуда.

Выполнить данные условия можно несколькими способами:

1) изменить количество газа, т.е. его массу. Например, накачав какое-то количества воздуха в воздушный шарик, мы увидим, что его размеры увеличиваются из-за оказываемого давления газа внутри шарика.

2) изменить объем газа.

Например, сжав поршнем газ в цилиндре, по показаниям прибора для измерения давления, можно определить как оно поменялось.

3) изменить температуру газа.

Например, нагревая колбу с воздухом закрытую пробкой, обнаружим, что пробка вылетит из-за избыточного давления газа внутри колбы. А теперь выясним причину давления жидкостей.

Для этого вспомним, что на все тела на Земле дей­ству­ет сила тя­же­сти. Мо­ле­ку­лы жид­ко­сти при­тя­ги­ва­ют­ся к земле. Мо­ле­ку­лы верх­них слоев вслед­ствие сво­е­го при­тя­же­ния к Земле дей­ству­ют своим весом на мо­ле­ку­лы по­сле­ду­ю­щих слоев.

Поэтому давление нижних слоев обуславливается весом всех верхних слоев. И чем больше слоев, т.е. больше высота водяного столба, тем больше давление.

При этом стоит помнить, что давление жидкости на одном уровне одинаково. Докажем существование давления в жидкости.

Возь­мем труб­ку. С одной сто­ро­ны она от­кры­та, с дру­гой сто­ро­ны ее за­тя­ну­ли ре­зи­но­вой плен­кой, уро­вень этой плен­ки вро­вень с тор­цом труб­ки. Но если на­лить в труб­ку неко­то­рое ко­ли­че­ство жид­ко­сти, то мы уви­дим, что плен­ка про­гну­лась, из-за оказываемого жидкостью давления.

По­гру­зим труб­ку в жид­кость и прона­блю­даем за плен­кой на ниж­нем конце труб­ки, про­гиб плен­ки умень­ша­ет­ся по мере по­гру­же­ния труб­ки в жид­кость. А когда уро­вень жид­ко­сти в труб­ке и в со­су­де ста­нут оди­на­ко­вы­ми, про­гиб плен­ки пол­но­стью ис­чез­нет

Это го­во­рит о том, что внут­ри жид­ко­сти су­ще­ству­ет дав­ле­ние, и оно ме­ня­ет­ся с глу­би­ной. Чем глуб­же мы по­гру­жа­ем­ся в жид­кость, тем дав­ле­ние жид­ко­сти ста­но­вит­ся боль­ше. Такое дав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся гид­ро­ста­ти­че­ским. Стоит отметить еще один интересный закон, связанный с давлением жидкостей и газов- закон Паскаля.

Оказывается из-за большой подвижности молекул жидкости и газа, давление производимое на жидкость или газ, передается без изменения в любую точку объема жидкости или газа.

Проявления данного закона мы наблюдаем при использовании тюбика с зубной пастой, накачивании колес автомобиля или велосипеда.

В – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.
ВложениеРазмер
davlenie_v_zhidkosti_i_gaze.doc 433 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Давление в жидкости и газе.

Р - развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах ;

Д - формирование знаний о давлении в газах, жидкостях, его изменении с глубиной погружения и высотой;

В – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока : изучение нового материала.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Сегодня мы будем говорить о давлении в жидкостях и газах. Какие свойства газов и жидкостей отличают их от твёрдых тел? Газы и жидкости имеют свойства свободно перемещаться, газы занимают весь предоставленный им объем, а жидкости принимают форму сосуда, в который налиты. Газы и жидкости давят на стенки сосуда и на погруженные в них тела.

Газ давит на стенки сосуда, в который он заключен. Если слегка надутый шарик поместить под стеклянный колокол и выкачать из-под него воздух, то шарик станет надутым. Что произошло? Снаружи – давление воздуха почти нет, давление воздуха в шарике заставило его растянуться. Вывод : газ оказывает давление.

Докажем факт существования давления внутри жидкости.

В пробирку, дно которой затянуто резиновой пленкой, наливаем воду. Пленка прогибается. Почему? Она прогибается под действием веса столба жидкости. Следовательно, этот опыт подтверждает существование давления внутри жидкости. Пленка перестает прогибаться. Почему? Потому что сила упругости резиновой пленки уравновешивается силой тяжести, действующей на воду. Если мы увеличим столб жидкости то, что произойдет? Чем выше столб жидкости, тем больше прогибается пленка.

Вывод : внутри жидкости существует давление.

Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

Давление газа и жидкости на стенки сосудов вызывается ударами молекул газа или жидкости.

От чего зависит давление в жидкости и газе?

Давление зависит от рода жидкости или газа; от их температуры . При нагревании молекулы движутся быстрее и сильнее ударяют о стенку сосуда.

От чего же еще зависит давление внутри них?

Почему исследователи океанских и морских глубин не могут опускаться на дно без специальных аппаратов: батискафов, батисфер?

Демонстрируется стакан с водой . На жидкость действует сила тяжести. Каждый слой своим весом создает давление на другие слои.

Чтобы ответить на вопрос: от чего еще зависит давление в жидкости или газе, определим опытным путем.

(У чащихся делятся на 4 группы, опытным путем проверяющие следующие ответы на вопросы):

1. одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне снизу вверх и сверху вниз?

2. существует ли давление на боковую стенку сосуда?

3. зависит ли давление жидкости от её плотности?

4. зависит ли давление жидкости от высоты столба жидкости?

Задание 1-й группе

Одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне снизу вверх и сверху вниз?

Налейте в пробирку подкрашенную воду. Почему пленка прогнулась?

Опускайте пробирку в сосуд с водой.

Следите за поведением резиновой пленки.

Когда пленка выпрямилась?

Сделайте вывод: существует ли давление внутри жидкости, одинаково ли давление жидкости на одном и том же уровне сверху вниз и снизу вверх? Запишите его.

Задание 2-й группе

Существует ли давление на боковую стенку сосуда и одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте отверстия.

Проследите за тем, как вытекает вода из отверстий.

Сделайте вывод: существует ли давление на боковую стенку, одинаково ли оно на одном и том же уровне?

Задание 3-й группе

Зависит ли давление жидкости от высоты столба (глубины)?

Заполните бутылку водой.

Одновременно откройте все отверстия в бутылке.

Проследите за струйками вытекающей воды.

Почему вытекает вода?

Сделайте вывод: зависит ли давление в жидкости от глубины?

Задание 4-й группе

Зависит ли давление от плотности жидкости?

Налейте в одну пробирку воду, а в другую – масло подсолнечное, в равном количестве.

Одинаково ли прогибаются пленки?

Сделайте вывод: почему прогибаются пленки; зависит ли давление жидкости от её плотности?

Вылейте воду и масло в стаканы.

Плотность чистой воды – 1000 кг/м 3 . Подсолнечного масла – 930 кг/м 3 .

1 . Внутри жидкости существует давление.
2 . На одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям.
3 . Чем больше плотность жидкости, тем больше её давление.

4 . С глубиной давление увеличивается.

5 . Давление увеличивается с ростом температуры.

Подтвердим сделанные вами выводы еще несколькими опытами.

Опыт 2. Если жидкость находится в покое и в равновесии, будет ли давление во всех точках внутри жидкости одинаковым? Внутри жидкости давление не должно быть одинаковым на разных уровнях. Вверху – наименьшее, В середине- среднее, у дна – наибольшее.

Давление жидкости зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

Давление в жидкости рассчитывается по формуле:

где g= 9,8 Н/кг (м/с 2 ) - ускорение свободного падения; ρ- плотность жидкости; h- высота столба жидкости (глубина погружения).

Итак, для нахождения давления необходимо умножить плотность жидкости на величину ускорения свободного падения и высоту столба жидкости .

В газах плотность во много раз меньше плотности жидкостей. Поэтому вес газов, в сосуде мал и его весовое давление, можно не учитывать. Но если речь идет о больших массах и объемах газов, например, в атмосфере, то зависимость давления от высоты становится ощутимой.

= Опыт 3 . Под колокол воздушного насоса помещена колба, закрытая резиновой пробкой, в которую вставлен флажок. Почему при откачивании воздуха из-под колокола пробка вылетает из колбы? ( Пробка вылетает вследствие разности давлений: в колбе давление атмосферное, а вне ее − под колоколом − пониженное).

= Существует ли давление внутри жидкости? От чего оно зависит?
= Где можно на практике использовать полученные сегодня знания? Что вам показалось сегодня сложным?

= Человек может лежать на автомобильной камере, наполненной воздухом. Однако , если тот же человек встанет на камеру, то она может лопнуть. Почему? Обязательно ли камера лопнет в том месте, где на неё давит нога человека?

= Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?

= Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по физике в 7 классе.

Тема Д авление в жидкости и газе.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.

Задачи урока:

Образовательная:

· Познакомить учащихся с понятиями давление в жидкости, передача давления жидкостями. продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;

Развивающая:

· Формировать умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;

Воспитательная:

· Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;

Тип урока: изучение нового материала

Использование элементов педагогических технологий:

I. Организация класса. Подготовка учащихся к работе на занятии.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас сегодня видеть. Итак, начнем урок.

II. Актуализация знаний.

Давайте немного вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Работа в группах:

1. Сформулируйте закон Паскаля (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)

2. Чем можно объяснить, что жидкости и газы передают давление по всем направлениям одинаково?

2. (Т.к. молекулы газа движутся хаотически беспорядочно)

3. Пищу для космонавтов изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При лёгком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. На чём основан этот способ?

3. (Давление, производимое на тюбик, передается в каждую точку жидкости, и она вытекает, проявляется закон Паскаля)

4. Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в неё порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать в камеру воздух?

4. (Давление, создаваемое лёгкими мальчика, равно давлению воздуха внутри камеры)

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Молодцы ребята, не так давно мы говорили о давлении твердых тел. А существует ли давление внутри жидкостей и газов?

Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.

Вот об этом мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: Давление в жидкости и газе.

Ребята, а какие цели мы запланируем на урок?

Наша цель - доказать, что жидкости оказывают давление; от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.

IV. Изучение нового знания.

Итак, мы выдвинули гипотезу: жидкости оказывают давление. Как проверить эту гипотезу?

На жидкость, как и на все тела на земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости, налитый в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которые по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.

Опыт 1. Опыт, подтверждающий существование давления в жидкости.

Возьмем стеклянную трубку и легкий диск на нити, натянем нить, так что бы получился сосуд с отпадающим дном. Погрузим полученный сосуд в банку с водой. Почему дно не отпадает, даже если нить не натягивать? Дно не отпадает, так его держит сила давления. Нальем в сосуд немного подкрашенной воды, так что бы её уровень был ниже уровня воды в банке. Что наблюдаем? Диск не отпадает, давление снизу больше чем сверху. Дольем оставшуюся жидкость. Что наблюдаем? Почему дно отпало? Дно отпадает, так на него действует сила тяжести.

Опыт 2. Опыт, показывающий, что давление зависит от высоты жидкости. (стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой)

От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда? Что мы видим? Из опыта видно, чем выше столб жидкости в трубке, тем больше прогибается резиновая плёнка. Значит: Давление жидкости на дно сосуда зависит от высоты столба жидкости.

Опыт 3. Опыт, показывающий, что давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости

Что мы видим? При равной высоте столба в трубках с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по-разному. Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости

Опыт 4. Опыт, показывающий, что на одном и том же уровне давление жидкости одинаково.

Двухколенная стеклянная трубка с жидкостью. К одной трубке присоединена круглая плоская коробочка, одна сторона которой затянута плёнкой. При надавливании на плёнку увеличивается давление воздуха в коробке, по закону Паскаля это давление передаётся жидкости. Уровень жидкости в другом колене поднимается. Об изменении давления судят по разнице уровней жидкости в трубках.

Вывод: опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. Давление в жидкости на одном уровне одинаково по всем направлениям.

Опыт 5. Опыт, показывающий, что жидкость действует на стенки сосуда, и что давление с глубиной изменяется. Что мы видим? Вывод: С глубиной давление увеличивается.

Итак, мы рассмотрели опыты, показывающие, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям, а с глубиной давление увеличивается.

Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что вес газа очень мал, значит и его давление будет мало. И во многих случаях его не учитывают.

Как рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда ?

А теперь, запишите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Ребята, посмотрите на формулу и скажите, от чего же зависит это давление? Давление зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

Решение задач. Рассчитаем давление на разных глубинах (1-с объяснением, 2-4 по рядам) Проверка.

Задача № 1. Определить давление бензина на дно цистерны, если высота столба бензина 2,4 м, а его плотность 710 кг/м 3

V. Закрепление и уточнение знаний: Работа в группах.

Задача № 2. Какая жидкость находится в сосуде, если столб высотой 0,3 м оказывает давление 5400 Па ?

Вывод . зависит ли оно от площади и формы дна сосуда? нет

1. Как передают давление жидкости и газы? ( По Закону Паскаля давление, производимое на жидкость (или газ) передаётся в любую точку объёма жидкости (или газа) без изменений во всех направлениях. )

2. Почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково? ( Молекулы в жидкости и газе довольно подвижные, а давление (в рамках модели) передают через соударение друг с другом. т.к. молекулы двигаются хаотично, т.е. вероятность её движения во все стороны одинаковая, то и давление передаётся во все стороны одинаково. )

3. Как доказать, что давление внутри жидкости на разных уровнях разное, а на одном и том же уровне во всех направлениях одинаково?

4. Почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом?

V. Домашнее задание

VI.Рефлексия

Существует ли давление внутри жидкости?

С увеличением глубины давление…

С уменьшением глубины давление…

Внутри жидкости при нахождении тела на одном и том же уровне …

Если сравнить давление газа и давление жидкости, созданное их весом то..

Итак, ребята мы сегодня познакомились с новой темой и узнали, что в жидкостях и газах существует давление, и научились рассчитывать величину этого давления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Селихово

Конаковского района Тверской области

Конспект урока

Физика 7 класс.

Автор: Кейля Олеся Сергеевна.

Тема урока: Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных слов;

познавательными УУД;

- выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

личностные УУД:

- осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащиеся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока : познакомить учащихся с понятием давления в жидкости и газе, выяснить от чего оно зависит и как его можно рассчитать.

образовательные: расширить представление о давлении в жидкости газе;

развивающие: формирование УУД у учащихся при решении задач;

воспитательные: политехническое воспитание через изучение способов измерения давления, уважение труда и точки зрения одноклассников.

Мотивационно-целевой этап

Ориентировочный этап

Поисково-исследовательский этап

Практический этап

Рефлексивно-оценочный этап

Мотивационно-целевой этап

Учитель . Здравствуйте ребята! Сегодня мы свами продолжим знакомиться с понятием ДАВЛЕНИЕ. Давайте для начала вспомним то что мы уже знаем о давлении.

Проводится фронтальный опрос.

От чего зависит давление тела на поверхность? ( F , S )

Назовите формулу для расчета давления тела на поверхность. ( p = F / S )

Чем создается давление газа в сосуде? (ударами молекул о стенки сосуда)

Как можно изменить давление газа в сосуде? (изменить: объем сосуда, температуру газа, количество молекул в сосуде)

Как передается давление в жидкостях и газах? (без изменений во всех направлениях, закон Паскаля)

Как передается давление в твердых телах? (в направлении действия силы)

Учитель. А теперь давайте перейдем к новой теме. Для этого проведём небольшой опыт.

Демонстрирует опыт: Сосуд, заполненный водой, имеет три отверстия, на разных уровнях. Отверстия закрыты пробками. Если убрать пробки, то образуется три струи с разным напором воды.

Ученики записывают вопросы: Почему струи воды на разных уровнях имеют разный напор? От чего зависит давление в жидкости на разных уровнях? Как рассчитать давление в жидкости?

Учитель. Исходя из ваших вопросов, сформулируем тему нашего урока.

Ученики совместно с учителем формулируют тему урока.

Ориентировочный этап

Учитель. Давайте подумаем, где мы можем найти информацию для ответа на те вопросы, которые вы записали.

Ученики отвечают, что информацию можно найти в учебнике, в энциклопедии, интернете, спросить у учителя, провести эксперимент.

Учитель. Хорошо. Предлагаю вам следующий порядок работы: каждый из вас получит задание – провести эксперимент и объяснить его.

Ученики соглашаются с предложенным порядком работы.

Поисково-исследовательский этап

Учитель выдает каждому задание с описанием опыта. Инструктирует по ходу работы.

Ученики знакомятся с опытом, проводят его, демонстрируют и объясняют результаты одноклассникам.

Опыт 1. Наливаем воду в стеклянную трубку, дно которой закрыто резиновой плёнкой. Под действием веса жидкости дно трубки прогнётся. При этом, чем выше столб жидкости, тем больше деформация резиновой плёнки. Вода в трубке находится в равновесии, значит, сила тяжести, и сила упругости уравновешивают друг друга.

Опыт 2. Трубку с водой опускаем в сосуд, наполненный водой. Замечаем, по мере погружения трубки резиновая плёнка постепенно выпрямляется. Как только уровни воды в трубке и сосуде совпадут, плёнка будет полностью выпрямлена.

Как можно объяснить, что теперь нет деформации резиновой плёнки? (Это означает, что силы, действующие на плёнку, одинаковы с двух сторон)

Опыт 3. Такая же труба, только с боковым отверстием, которое закрыто резиновой плёнкой. Результат погружения: плёнка выпрямляется, как только уровни воды в сосуде и трубке будут одинаковыми. (Это означает, что силы, действующие на плёнку, одинаковы с двух сторон)

Опыт 4. Трубка с водой, дно может отпадать. При погружении в воду, как только уровни воды в трубке и сосуде совпадают, дно отпадает под действием силы тяжести.

Вывод: внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям; с глубиной давление увеличивается.

Учитель просит зафиксировать результаты опытов, которые являются ответами на поставленные вопросы, задавать вопросы если, что то, не ясно.

Ученики записывают в полученную информацию в тетрадь, задают при необходимости вопросы.

Учитель. Мы узнали, что давление зависит от плотности жидкости и от глубины погружения или от высоты столба жидкости. Теперь рассмотрим, как можно рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда. Решим задачу для сосуда, который имеет форму параллелепипеда, например аквариум или бассейн.

Ученики совместно с учителем выводят формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда.

Задача 1. Рассчитайте давление, которое производит вода высотой 50см на дно аквариума.

g = 9,8

2. P = g • m , где m = ρ • V , V = S • h ; P = g • ρ • V

3. p = = = g •ρ•h

5. p =9,8 •1000• 0,5=4900(Па) ≈ 5000(Па)

Из формулы давления жидкости на дно и стенки сосуда следует, что это давление зависит от таких физических величин как плотность вещества и высота столба жидкости (глубина): чем больше плотность и высота столба жидкости, тем больше давление.

Практический этап

Учитель . Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов.

Как меняется давление в жидкости с глубиной погружения? (с увеличением глубины давление в жидкости возрастает)

Одинаковое ли давление действует в разных направлениях в жидкости на одном и том же уровне? (да)

Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от площади дна? (нет)

От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? (от плотности жидкости и высоты столба жидкости)

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель дает ученикам решить задачу на применение формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, показывает алгоритм решения.

Задача 2. Рассчитайте давление, которое производит нефть высотой 150см на дно бака.

g = 9,8

1. p = g •ρ•h

3 . p =9,8 •800•1 ,5=11760(Па) ≈ 12000(Па)

Ученики решают задачу по алгоритму.

Рефлексивно-оценочный этап

Ученики заполнят таблицу и оценивают степень достижения цели урока.

Учитель задает домашнее задание (§39, §40, упр. 17) и дает инструкции по его выполнению. Ученики записывают домашнее задание и слушают инструкции учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Давление в жидкости и газе. Расчет давления в жидкости" с применением технологии проблемного обучения. К уроку создана презентация.

Урок физики в 7 классе по теме:

Давление в жидкости и газе

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.

Задачи урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с понятиями давление в жидкости, передача давления жидкостями. продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;

Развивающая:

Формировать умения анализировать, сравнивать, грамотно и логически последовательно излагать материал;

Воспитательная:

Воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным;

Тип урока: изучение нового материала

Использование элементов педагогических технологий:

исследовательская деятельность, проблемное обучение, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер и проектор, мультимедийная презентация; две стеклянные трубки, отверстие которых затянутой резиновой пленкой, пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте, двухколенная стеклянная трубка (манометр), стакан с пресной водой, стакан с подкрашенной водой, стакан с соленой водой, ваза и литровая банка с водой.

I. Организация класса. Подготовка учащихся к работе на занятии.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас сегодня видеть. Итак, начнем урок.

II. Актуализация знаний.

Давайте немного вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Сформулируйте закон Паскаля (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)

Чем можно объяснить, что жидкости и газы передают давление по всем направлениям одинаково? (Т.к. молекулы газа движутся хаотически беспорядочно)

Пищу для космонавтов изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. При лёгком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. На чём основан этот способ? (Давление, производимое на тюбик, передается в каждую точку жидкости, и она вытекает, проявляется закон Паскаля)

Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не прямо на твёрдую почву железнодорожного полотна? (Сыпучий материал передает давление не только вниз, но и в стороны. Тем самым величина площади грунта, на которую действует вес поезда, увеличивается. Соответственно уменьшается давление на грунт.
Так лучше сохраняются рельсы.
)

В нефтяной промышленности для подъёма нефти на поверхность земли применяется сжатый воздух, который компрессорами нагнетается в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. На чём основано это явление?

Иногда ребята надувают камеру футбольного мяча ртом, каждый раз посылая в неё порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать в камеру воздух? (Давление, создаваемое лёгкими мальчика, равно давлению воздуха внутри камеры)

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Продолжим. На уроках мы говорили о давлении твердых тел и о давлении, производимом на жидкость или газ. А существует ли давление внутри жидкостей и газов?

Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.

Вот об этом мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: Давление в жидкости и газе.

Зная тему урока, мы можем сформулировать цель урока. Какую цель ставим на сегодняшний урок?

Наша цель - доказать, что жидкости оказывают давление; выяснить, от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.

IV. Изучение нового знания.

Итак, мы выдвинули гипотезу: жидкости оказывают давление. Как проверить эту гипотезу?

На жидкость, как и на все тела на земле, действует сила тяжести. Поэтому каждый слой жидкости, налитый в сосуд, своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление.

Опыт 1. Опыт, подтверждающий существование давления в жидкости.

Приборы: стеклянная трубка с резиной пленкой на одном конце, стакан с водой и стакан с подкрашенной водой (марганцовка).

Возьмем стеклянную трубку с резиновой пленкой на дне. Погрузим трубку в банку с водой. Почему резиновая пленка прогнулась внутрь?

- Жидкость снизу давит на пленку и ее давление больше, чем давление воздуха сверху.

Нальем в сосуд немного подкрашенной воды, так что бы её уровень был ниже уровня воды в банке. Что наблюдаем?

- Пленка остается прогнутой вверх, так как давление сверху меньше, чем давление воды снизу.

Дольем оставшуюся жидкость. Что наблюдаем?

- Пленка располагается горизонтально, давление воды сверху и снизу одинаково..

Опыт 2. Опыт, показывающий, что давление зависит от высоты жидкости

Приборы: стеклянная трубка, отверстие которой закрыто резиновой пленкой, стакан с водой, пластиковая бутылка с отверстиями)

Доливаем воду в стеклянную трубку, опущенную в стакан с водой. Видим, что пленка прогибается вниз. От чего зависит давление, которое жидкость оказывает на дно и стенки сосуда? Что мы видим?

- Из опыта видно, чем выше столб жидкости в трубке, тем больше прогибается резиновая плёнка.

Посмотрим еще один опыт. Пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте. Нальем воду. Посмотрите, почему вода выливается из отверстий на разной расстояние от бутылки?

Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от высоты столба жидкости.

Опыт 3. Опыт, показывающий, что давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости

Приборы: две стеклянные трубки с затянутой пленкой дном, стакан с соленой и пресной водой.

Нальем в одну трубку пресную воду, в другую – соленую, так чтобы высота жидкостей в трубках была одинакова.Что мы видим?

- При равной высоте столба в трубках с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по-разному.

Вывод: Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости

Опыт 4. Опыт, показывающий, что на одном и том же уровне давление жидкости одинаково.

Приборы: Двухколенная стеклянная трубка с жидкостью.

К одной трубке присоединена круглая плоская коробочка, одна сторона которой затянута плёнкой. При надавливании на плёнку увеличивается давление воздуха в коробке, по закону Паскаля это давление передаётся жидкости. Уровень жидкости в другом колене поднимается. Об изменении давления судят по разнице уровней жидкости в трубках.

Вывод: опыт показывает, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. Давление в жидкости на одном уровне одинаково по всем направлениям.

Опыт 5. Опыт, показывающий, что жидкость действует на стенки сосуда, и что давление с глубиной изменяется.

Опыт показан на слайде

Что мы видим? Вывод: С глубиной давление увеличивается.

Итак, мы рассмотрели опыты, показывающие, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям, а с глубиной давление увеличивается.

Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что вес газа очень мал, значит и его давление будет мало. И во многих случаях его не учитывают.

Вопрос: Как рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?

Выведем формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда:

V. Решение задач.

1) Рассчитаем давление на разных глубинах (1-с объяснением, 2-4 по рядам) Проверка.

Ребята, посмотрите на формулу и скажите, от чего же зависит это давление? Давление зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

VI. Закрепление и уточнение знаний:

Решение экспериментальной задачи: На столах разные сосуды: ваза и бутылка. Высота столба жидкости одинаковая, жидкость одна и та же. Одинаковое или разное давление оказывает жидкость на дно сосудов?

- одинаковое, так как плотность и высота жидкости одинаковы.

Вывод. Давление жидкости не зависит от формы сосуда и площади дна.

Читайте также: