Что содержит конспект проведения технического занятия

Обновлено: 05.07.2024

Учебные занятия – составная часть учебной работы, в ходе которой осуществляются теоретическое, практическое обучение и воспитание курсантов. Основными формами занятий в учебных воинских частях являются: плановые и контрольные занятия, а также самостоятельная подготовка.

Каждое учебное занятие должно быть всесторонне и тщательно подготовлено.

Одним из элементов подготовки к занятию является составление подробного плана-конспекта занятия, который считается основным методическим документом для проведения занятия и утверждается непосредственным начальником руководителя занятия, который обязан предоставить руководителю занятия необходимое время на подготовку.

Утверждение планов-конспектов (планов) занятия является одной из форм методической подготовки руководителей занятий и элементом контроля готовности к проведению занятий. В ходе изучения плана-конспекта и беседы с руководителем занятия старший начальник должен определить степень его готовности и дать методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятий.

План-конспект разрабатывается лично руководителем занятия и независимо от формы и метода проведения занятия должен включать:

– наименование предмета обучения, темы занятия с указанием привлекаемого к занятию подразделения (учебной группы);

– учебные цели, учебные вопросы;

– дату, время и место проведения;

– указание материального обеспечения занятия, используемых руководств, пособий и методических разработок, вооружения, военной и специальной техники, снаряжения и необходимых материальных средств;

– порядок проведения занятия с указанием учебных вопросов и времени на их отработку, действия руководителя и обучаемых (при необходимости со схемой смены учебных мест обучаемыми) с указанием отрабатываемых нормативов;

– требования техники безопасности при проведении занятия.

При необходимости также указываются тактическая обстановка, выполнение норм и правил охраны окружающей среды. Приложениями к плану-конспекту могут быть схемы смены личным составом обучаемых учебных мест на занятии с указанием маршрутов движения и временных показателей, карты (для конкретных форм занятий).

Из плана-конспекта исключаются содержание материала, являющегося перечислением требований руководящих документов, или текстовые варианты самих документов. Эти сведения также оформляются приложениями.

Допускается использовать в плане-конспекте ссылки на материал разработанных методических пособий и индивидуальных заданий (с указанием номеров конкретных статей, пунктов, глав и т.д.), утвержденных к использованию в учебном процессе методическим советом соединения (воинской части), при условии наличия данного материала у руководителя на месте проведения занятия.

Учебный материал должен содержать слайды, схемы, алгоритмы действий, изображения местности с отражением порядка действий или последовательности происходящих процессов.

При подготовке к составлению плана-конспекта руководитель занятия изучает требования программы к содержанию занятия по данной теме и определяет цель занятия.

Учебные вопросы рекомендуется преподавать обучаемым в последовательности от общего к частному: например, назначение машины, ее тактико-технические характеристики, возможности и область применения, наименование составных частей, принцип действия или работы, принципы работы и взаимодействие составных частей, устройство каждой отдельно взятой составной части, неисправности и способы их устранения, техническое обслуживание, требования безопасности.

Большое значение для правильного обучения личного состава имеет выбор места проведения занятия. Практика показывает, что занятия по тактической (тактико-специальной) подготовке и по боевой работе необходимо проводить на объектах учебно-тренировочных комплексов в реальных климатических условиях, с созданием обстановки, наиболее приближенной к боевой (психологическое воздействие, имитация огневого поражения, группы имитации действий противника) (фото 1а). В классе, как правило, проводят занятия по изучению устройства вооружения и военной техники, а также ознакомительные занятия по изучению основ и определений предметов программы обучения (фото 1б).


Использование на занятии материального обеспечения способствует более глубокому изучению военнослужащими своей специальности.

К материальному обеспечению относятся уставы и наставления, учебники, плакаты, макеты приборов, вооружения, военной техники, боеприпасов, действующие макеты отдельных механизмов и узлов, учебные видеофильмы, экипировка военнослужащих, штатная техника, вооружение, имущество медицинской службы, горючее и смазочные материалы, средства освещения (для проведения ночных занятий).

Разрабатывая план-конспект, руководитель занятия определяет, что конкретно из имеющегося материального обеспечения он будет использовать, в каком количестве и на каком учебном месте (фото 2).


Лучшей формой подготовки военнослужащих являются практические занятия и тренировки на штатной технике и при наличии оружия. Однако обучение на реальных образцах может быть сопряжено с определенными сложностями. Поэтому в обучении необходимо широко использовать тренажеры. При их использовании руководитель занятия в плане-конспекте определяет, какие упражнения будут выполнять обучаемые и порядок их смены на тренажере (фото 3).


В случае проведения занятия на нескольких учебных местах в плане-конспекте дополнительно указываются действия помощников руководителя занятия. Также каждый помощник руководителя занятия разрабатывает свой план-конспект применительно к своему учебному месту. При необходимости может оформляться схема выдвижения к учебным местам. Смена учебных мест производится по команде руководителя занятия, который занимается на учебном месте, где отрабатывается основной или наиболее сложный вопрос (схема 1).

Схема 1. Смена учебных мест


Если военнослужащие вынуждены перемещаться при смене учебных мест, то в обязательном порядке должна проводиться попутная тренировка по тактической (тактико-специальной), физической, строевой подготовке и т.п.

Данные попутные тренировки также отражаются в плане-конспекте с указанием упражнения (приема, норматива), спланированного к отработке.

Структура плана-конспекта включает следующие части.

Содержание вводной части занятия (п. 1, время проведения 10 мин.)

Содержание учебного вопроса

Действия руководителя занятия

Действия обучаемых

Содержание контрольного опроса:

Вопрос № 1. Элемент пролетного строения СРП-33.6;

Вопрос № 2. Основные характеристики СРП-33.6 (масса без мостового полотна, с мостовым полотном, строительная высота);

Вопрос № 3. Основные характеристики СРП-33.6 (наибольшая длина элемента, наибольшая масса элемента)

Принимаю доклад от дежурного по взводу.

Провожу проверку наличия личного состава (с учетом в журнале учета боевой подготовки взвода), их внешнего вида и готовности к занятию. Проверяю оформление наряда-допуска на производство крановых работ, наличие удостоверений у крановщика и руководителя крановых работ, заполняю необходимые документы. Провожу целевой инструктаж по требованиям техники безопасности при проведении занятия и на учебных местах

Дежурный по взводу докладывает о наличии личного состава и его готовности к занятию

Провожу контрольный опрос по пройденным ранее темам.

Оцениваю обучаемых, выставляю оценки в журнал учета боевой подготовки

Назначенные военнослужащие отвечают на поставленные вопросы

Довожу тему занятия, его цель и учебные вопросы, порядок проведения занятия

Записывают тему занятия в тетради для конспектов

Опрос может осуществляться устно, с помощью технических средств контроля знаний и другими методами, по усмотрению руководителя занятия. Руководитель занятия должен стремиться в процессе опроса вовлечь в активную работу возможно большее число обучаемых, в этих целях после ответа одного обучаемого другие привлекаются к дополнению и уточнению ответа. Если отвечающий излагает материал правильно, можно предложить другому продолжить ответ. После каждого ответа руководитель занятия кратко отмечает положительные стороны и недостатки, исправляет допущенные ошибки и неточности. Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо усвоили пройденный материал, руководитель должен произвести краткое его повторение в процессе занятия и предусмотреть восполнение материала во время самоподготовки.

К письменному опросу могут привлекаться все обучаемые одновременно или их часть с одновременным проведением устного опроса остальных курсантов. При проведении письменного опроса вопросы выдаются по вариантам, а при частичном охвате темы – на заранее подготовленных руководителем занятия карточках.

При опросе руководитель занятия объявляет оценки, полученные курсантами, и выставляет их в журнал учета боевой подготовки.

2. Основную часть, в которой излагается основной материал или порядок отработки учебных вопросов (действий, приемов, вводных), подлежащих изучению (повторению, отработке, практическому показу), с применением наиболее целесообразной методики их изложения (отработки) (табл. 2).


Изучение материала основной части занятия проводится в соответствии с уровнем подготовленности курсантов и наиболее рациональными методами изложения учебного материала.

Руководитель занятия должен в соответствии с планом-конспектом (планом) занятия логически и последовательно довести до обучаемых содержание учебных вопросов, делая выводы после каждого из них и соблюдая логические связи при переходе от одного учебного вопроса к другому, обеспечивая при этом доступность изложения, раскрытие терминов, выделяя наиболее важные положения, связанные с будущей практической деятельностью обучаемых, приводя примеры из опыта службы.

При изложении содержания занятия руководитель должен добиваться устойчивого внимания и высокой активности обучаемых по усвоению учебного материала, используя классную доску, изучаемые образцы вооружения, военной и специальной техники, необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения (фото 5).


После разъяснения каждого вопроса руководитель занятия, как правило, отвечает на возникшие у обучаемых вопросы и проводит проверку качества усвоения и закрепление нового материала. В случае когда обучаемые затрудняются ответить на поставленные перед ними вопросы (правильно выполнить необходимые действия), руководитель вновь разъясняет необходимый материал (производит правильный показ действий).

При отработке учебных задач (нормативов) должны строго выполняться требования безопасности, определенные уставами, курсами, соответствующими наставлениями, руководствами, инструкциями и правилами, а также дополнительно установленные руководителем занятия. Данные требования в обязательном порядке должны быть указаны в плане-конспекте (при большом объеме информации оформляются как приложение).

Ответственность за соблюдение личным составом требований безопасности на занятии возлагается на руководителя и его помощников.

3. Заключительную часть, в которой руководитель проводит разбор занятия, подводит итоги, сообщает литературу, рекомендуемую обучаемым для самостоятельного изучения, дает задание на самостоятельную подготовку и вопросы для самоконтроля (при необходимости) (табл. 3).


В этом задании указывается, на что следует обратить внимание в ходе самостоятельной работы, и даются методические рекомендации по изучению учебного материала.

В ходе разбора необходимо объективно оценить результаты действий личного состава на занятии. Разбор должен иметь тесную связь теории с практикой, наглядность, убедительность и поучительность.

Для обоснования объективности оценок личного состава за действия в ходе занятия и выводов по итогам занятия разбор должен базироваться на анализе качества отработки личным составом учебных вопросов, обеспечивать развитие инициативы обучаемых, а также способствовать вскрытию причин неудачных действий и устранению недостатков.

На практических занятиях руководитель разбирает каждую технологическую операцию, которую выполнял личный состав, указывает на недостатки в работе обучаемых, дает оценку действиям каждого обучаемого и общую оценку согласно нормативу.

Каждый руководитель занятия должен помнить – качественная разработка плана-конспекта и, как следствие, качественное проведение занятия способствуют росту профессионального мастерства личного состава. С приобретением твердых навыков у обучаемых появляются интерес к мероприятиям боевой подготовки и уверенность в себе.

Разработанные планы-конспекты (планы проведения занятия), методические материалы, используемые при проведении занятий, хранятся у руководителей занятий до конца следующего периода обучения.

Данные рекомендации необходимо использовать в своей практической деятельности творчески, исходя из конкретных условий и уровня обученности личного состава.

Тема №4: Устройства для подогрева двигателей.
Метод проведения: Теоретическое.
Место проведения: Парк БМ, расположение батареи
Время: 45 минут.

Ход занятия

В настоящее время в России разработаны и широко применяются во всех армейских автомобилях жидкостные подогреватели семейства ПЖД. Жидкостный подогреватель ПЖД представляет собой котел-теплообменник, внутренние полости которого выполнены в виде двух концентрических пустотелых цилиндров, образующих внутренний и наружный газоходы с большой поверхностью нагрева. Внутренние полости пустотелых цилиндров заполняются жидкостью и соединяются патрубками с системой охлаждения двигателя. На входе во внутренний газоход выполняются камера сгорания и горелка.

Итак, пусковой подогреватель предназначен для разогрева двигателя перед пуском при низкой температуре окружающего воздуха. На автомобиле ЗИЛ-131 (рис. 2.17) пусковой подогреватель жидкостного типа работает на топливе, применяемом для двигателя. Он установлен на двигателе с правой стороны и состоит из: котла; топливного бачка; электрического вентилятора; электромагнитного клапана; пульта управления;трубопроводов.

Электромагнитный клапан предназначен для управления подачей топлива. Состоит из: катушки, сердечника в сборе с клапаном, пружины сердечника, основания регулировочной иглы.

При переключении пульта управления ток поступает в катушку и сердечник, на конце которого расположен резиновый клапан, перемещаясь, скрывает доступ для провода топлива в камеру сгорания, котла. При выключении переключателя сердечник под действием пружины возвращается в первоначальное положение и перекрывает топливопровод.

Регулировочная игла предназначена для изменения подачи топлива с целью нормального его горения (без дыма и копоти), а также ограничения вылета пламени из газоотводящего патрубка.

Первоначальное воспламенение смеси производится из свечей накаливания. В электрическую цепь свечи последовательно включено дополнительное сопротивление — контрольная спираль. По каналу спирали судят о работе свечи. Когда установится устойчивое горение, свечу выключают и горение поддерживается зажженным пламенем.

Пульт управления подогревателем установлен на щите двигателя в отдельном кожухе. На пульте размещены: переключатель электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; контрольная спираль; включатель свечи накаливания.



  • 1 — переключатель;2— контрольная спираль;3— включатель свечи накаливания;

  • 4 — электровентилятор;5— шланг подвода воздуха;6— электромагнитный запорный клапан; 7 — сливной краник;8,10— трубопроводы подвода и отвода воды из котла;

  • 9 — котел; воздух; движение топлива

Принцип действия состоит в том, что горячие газы, образовавшиеся в результате сгорания топлива, нагревают жидкость, залитую в котел. Потом газы проходят по газоходу, а затем, меняя направление, поступают в картер двигателя для подогрева масла. Так как котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя происходит подогрев охлаждающей жидкости.

Особенности устройства предпускового подогревателя двигателя КамАЗ. Для пуска двигателя КамАЗ при температуре до —25 °С служит система электрофакельного подогрева (рис. 2.18). Принцип действия термостата заключается в испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенения образующейся топливной смеси. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух. Свечи ввернуты во впускные трубопроводы и соединены топливопроводами с электромагнитным топливным клапаном. Топливо к клапану подводится из системы питания двигателя. При нажатии на кнопку выключателя термостата напряжение подастся на спирали свечей через добавочный резистор термореле, который установлен в кабине за панелью приборов. Как только свечи нагреваются до определенной температуры, замыкаются контакты термореле, в результате чего открывается электромагнитный клапан. Одновременно загорается сигнальная лампа в левом блоке контрольных ламп, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя.



  • 1 — электромагнитный клапан;2— котел;3— воздухопровод подогревателя;4— воронка для заливки жидкости; 5 — двигатель;6— труба отвода жидкости из блока цилиндров в насосный агрегат; 7 — топливный бачок;8— кран запорный;9— топливная трубка;

  • 10 передняя поперечина рамы;11— насосный агрегат

электромагнитного клапана с форсункой и электронагревателем топлива в сборе; насосного агрегата с электродвигателем вентилятора; водяного и топливного насоса; системы розжига с высоковольтной искровой свечой; транзисторного коммутатора; пульта управления; контактора электродвигателя и реле электронагревателя топлива.

В горелке подогревателя происходит процесс смесеобразования с воздухом, воспламенение и сгорание смеси. Горелка съемная кренится к котлу болтами. На горелке установлена искровая свеча и электромагнитный топливный клапан в сборе с форсункой и электронагревателем топлива. В котле подогревателя происходит теплообмен между продуктами сгорания и жидкостью, циркулирующей через него. Котел подогревателя состоит из двух полостей (внутренней и наружной), связанных между собой. Насосный агрегат приводится во вращение электродвигателем и служит для обеспечения подачи воздуха и топлива на горелку подогревателя и обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя в период его предпускового подогрева. Необходимый для работы запас топлива находится в специальном бачке, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе. При неработающем двигателе бачок может быть заполнен ручным топливоподкачивающим насосом. Воспламенение топлива происходит в результате искрового разряда между электродами свечи. Высокое напряжение создает транзисторный коммутатор и катушка зажигания. Переключатель подогревателя установлен на уплотнителе опоры рычага коробки передач и имеет четыре положения:

Работает подогреватель следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка подогревателя и под давлением через открытый электромагнитный клапан впрыскивает его через форсунку в горелку. В горелке распыленное топливо смешивается с воздухом, подаваемым вентилятором, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле охлаждающую жидкость. Продукты сгорания через газоход разогревают масло в поддоне картера двигателя. Расход топлива контролируется редукционным клапаном топливного насоса. Топливо очищается фильтрами тонкой очистки, установленными в электромагнитном клапане и форсунке. Первоначальное воспламенение осуществляется электроискровой свечой, которая включается только на период розжига подогревателя.

- Разобрать действия личного состава, отметить лучших и указать на слабо усвоивших тему.

Техническая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки в войсках. Ее цель – освоение объекта для его правильной эксплуатации. Знания объектов вооружения и военной техники (ВВТ), получаемые механиками-водителями на занятиях по технической подготовке реализуются при вождении боевых машин. Для проведения занятий помогает учебно-материальная база. Учебная база по технической подготовкеКоличество классов для водителей автомобилей

  • знать устройство материальной части состоящих и вновь поступающие на вооружение танков, боевых машин, средств их обслуживания, ремонта, эвакуации, правила эксплуатации бронетанкового вооружения и техники;
  • уметь выполнять работы по обслуживанию бронетанкового вооружения и техники, приведению их в боевую готовность, устранять возможные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, производить текущий ремонт.

Все конспекты по вооружению, естественно, привести невозможно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Богачкина Татьяна Борисовна

Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.

Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия — для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано. Письменная подготовка дает возможность педагогу на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов.

План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы.

План занятия педагога — его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег. Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия.

Необходима четкая формулировка цели : только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.

Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью обучающихся и педагога.

Не может быть, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия.

План конспект учебного занятия

План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога.

Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к обучающимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем кружка материала.

Конспект занятия — это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.

Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет.

Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим руководителям кружков конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.

Максимальный набор этапов учебного занятия:

2 – этап проверки домашнего задания (по необходимости);

3 – этап актуализации личного опыта учащихся;

4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5 – этап первичной проверки понимания изученного;

6 – этап закрепления изученного;

7 – этап применения изученного;

8 – этап обобщения и систематизации;

9 – этап контроля и самоконтроля;

10 – этап коррекции;

11 – этап информирования о домашнем задании (по необходимости);

12 – этап подведения итогов учебного занятия;

В живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Например, изучение нового материала, его первичное закрепление и проверка понимания. Некоторые этапы имеют место на каждом занятии:

этап организации начала учебного занятия;

этап подготовки обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности;

этап подведения итогов занятия;

Педагог вправе выбрать удобную для себя модель плана занятия с учетом своих целей, задач, опыта работы.

Основными требованиями, предъявляемыми к занятию , а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие:

конкретность учебных и воспитательных целей,

подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей обучающихся;

разнообразие форм и методов работы;

сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам;

эффективное использование времени занятия.

Алгоритм составления плана-конспекта учебного занятия

Тип занятия: Приложение 1

Цель занятия:

Задачи: Приложение 2

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

Методическое оснащение занятия: Приложение 3

Методы обучения: Приложение 4

Формы организации учебного процесса: (групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)

Форма организации деятельности детей: Приложение 5

Тема работы:

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- заполнение журнала учета работы;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

- настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.

2. Проверка выполнения обучающимися домашнего задания, если такое имеет место (расписать содержание, методы, средства).

3. Актуализация знаний обучающихся (содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.

4. Изложение педагогом нового материала (содержание, методы, средства).

5. Закрепление знаний обучающихся (содержание, методы, средства).

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

а) Вводный инструктаж педагога:

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.

в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):

- формирование новых учений (проверка организованности начала работы обучающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда);

- усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающихся технологических карт и др. документации, инструктирование детей);

- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);

г) Заключительный инструктаж педагога :

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

8. Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания, если такое имеется (содержание, методы, средства).

9. Подведение итогов занятия педагогом:

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;

- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию.

10. Уборка рабочих мест.

Подготовка любой формы занятия требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки занятия и его проведения педагог должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

* хорошее знание предмета и методики;

* творческий подход к работе, изобретательность;

* осознанное отношение к использованию различных форм;

* учет собственного характера и темперамента .

Приложение 1

Тип занятия

Форма организации

Изучение и усвоение нового материала

лекции, объяснение, демонстрация и т. д.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.;

Обобщение знаний, умений и навыков

самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.;

учебное занятие со всеми элементами процесса обучения

Приложение2

Модель составления

Наименование задачи

Слово для начала

формулировки задачи

На что может быть направлена

- выполнять основные виды операций;

- осознавать признаки понятий, технологию процессов;

- определять причинно-следственные связи, закономерности…;

- … умения и навыки;

- словарный запас детей;

- способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

- сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

- двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

- познавательный интерес учащихся;

- …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая);

- нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

- общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);

- коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).

Приложение 3

Тип методического

Наименование оснащения

· инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти…);

· материалы (нитки, леска, клей, краски, т. д).

· дидактические (настольные) игры;

· образцы объекта труда;

· образцы поузловой обработки изделий;

· материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты, кроссворды).

Приложение 4

Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)

Рассказ. Объяснение. Беседа. Дискуссия. Лекция. Работа с книгой.

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.) Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

Упражнения. Практическая работа. Решение задач. Моделирование объектов.

Классификация методов обучения по М.Н.Скуткину и И.Я.Ларнеру

Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога

Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы

Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует

Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний

Приложение 5

- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

- Учебная игра - занятие , которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми



Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Читайте также: