Что дала математика людям как люди учились считать 1 класс презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

1. Познакомить со способами счета и обозначением цифр в древности.

2. Расширить знания детей о древнем мире, о занятиях людей в древности.

3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

4. Тренировать умение распознавать форму геометрических фигур, развивать внимание.

5. Тренировать умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.

6. Учить пересказывать текст.

7. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями, пополнять лексикон новыми словами.

8. Учить детей эмоционально рассказывать и воспринимать стихи.

9. Развивать мыслительные операции, речь.

10. Развивать фантазию, любознательность.

• Иллюстрации с изображениями древних людей

• Изображение камня, папируса

• Палка с зарубками

• Веревка с узелками

• Карточка с цветами

• Большие карточки с цифрами

• Маленькие карточки с цифрами на каждого, включая 0

• Ватман, картинки для аппликации, клеящие карандаши, салфетки

Ход занятия:

- Сколько тебе лет?

- Сколько лап у кота?

- Сколько у тебя друзей?

- Сколько солнц на небе?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько у тебя ушей?

Воспитатель: Что нужно уметь делать для того чтобы ответить на все эти вопросы? (Нужно уметь считать)

А как считали древние люди? Вот послушайте.

Давным- давно много лет назад, наши далекие предки жили небольшими группами – племенами (повторить слово хором).

Что вы уже знаете об этом?

Ребенок: Они бродили по лесам и полям, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались они в шкуры убитых зверей.

Ребенок: Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться различными орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета.

Воспитатель: Но теперь детей учат считать родители, учителя, воспитатели. А первобытным людям не у кого было учиться. Наблюдая за окружающей природой, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – одного волка, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу. И считали так : один – много. Потом они заметили, что многие предметы состоят из пар. Скажите, а что на нашем теле присутствует в паре? (глаза, уши, руки, ноги и т. д.) А у животных?

Первобытные люди научились показывать число на пальцах. Например, желая обменять сделанное им копье на 5 шкурок для одежды, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. (Выложить предметы).

Как же люди научились записывать цифры? Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на камнях и палках, в виде отложенных ракушек или камушков, узелков завязанных на веревке.

Вглядитесь внимательно, какой – то человек поднял обе руки к верху. Ему было чему удивляться, ведь он обозначал целый миллион. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек изображал миллион. В Древнем Египте числа записывали палочками. В древней Руси буква а – обозначала единицу, в – два, г – три и т. д.

Современные цифры выглядят совсем по- другому. А вы знаете цифры?

В стране цифр случилась беда – все цифры перепутались. Нужно построить их по порядку. Для того чтобы туда попасть нужно построиться в определенном порядке (у детей в руках по одному карандашу, разного цвета, воспитатель показывает карточку с цветами в определенном порядке, дети выстраиваются по цветам).

Воспитатель: Какая цифра самая первая? (1)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

Рисовал я единицу

Получилось - ну и ну!

Для полета на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был

Самым первым буду я!

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа цифра 1?

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

А вот это посмотри.

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков –

Состоит из 2 крючков.

Воспитатель: Цифра 3 дает нам задание.

(Задание на соотношение числа и цифры. Выложи столько предметов, какая цифра нарисована на карточке).

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенков)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про цифру 2?

Два на ножке приседает

И головку наклоняет

Так красиво шею гнет-

Прямо лебедем плывет.

Задание: Определить из каких геометрических фигур состоят рожицы.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (4)

(выложено на столе из деревянных палочек, дети определяют ошибку, и исправляют, добавляя или убирая палочку).

Как – то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка

Воспитатель: Кто знает стихотворение про эту цифру?

А вот это цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи.

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Мы собрали все цифры, давайте выложим их по порядку.

(Восстановление числового ряда)

А теперь мы закроем глаза, хором досчитаем до 5 и вернемся обратно в группу.

Итог занятия :

Где мы сегодня побывали?

Что нового узнали?

Что вам особенно запомнилось?

Для того чтобы запомнить с помощью чего люди считали в древности, мы выберем нужные картинки и наклеим их на большой лист бумаги. А наши папы и мамы посмотрят, чем мы сегодня занимались.

Консультация для родителей. Как научить ребенка считать? Как научить ребенка считать? Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в.

2 У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего.

3 Постепенно они стали приручать скот, охотиться, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.

6 Но как запомнить, кто, кому, сколько должен, сколько народилось жеребят и сколько теперь в стаде лошадей, сколько мешков кукурузы собрано?

7 Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали. Вот так выглядели эти дощечки.

8 Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.

9 В дальнейшем племена майя на другом конце планеты, как и древние шумеры, придумали свое обозначение цифр и чисел при помощи системы точек и чёрточек. На рисунке таблица чисел от 0 до 19.

11 Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот, например, как выглядело число 5656:

12 Было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели:

14 Постепенное превращение первоначальных цифр в наши современные цифры

15 От пальцевого счета пошли пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие – 60, третьи – 40, 20, 2, 5, 8. Десятичная система исчисления, которую ввели римляне, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века. До сих пор римские цифры используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр была слишком сложной для счета.

16 Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки.

17 Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.

18 Для обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный способ: Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леорд, десять леордов – ворон, десять воронов – колода.

19 Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

21 А вот начертание цифр, которое знакомо каждому: Это изображение цифр связано с потребностями техники. Это цифры, записываемые на обороте почтового конверта. Цифры предназначены для электронной машины, сортирующей корреспонденцию.

22 Системы управления очередью, табло вызова клиентов, (электронная очередь). А вот еще одно изображение цифр знакомое каждому: Эти цифры можно видеть на калькуляторах, электронных часах, счетчиках и т.д.

23 История цифр не закончена. Может следующую страничку напишите в ней ВЫ?

Учитель: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры, числа. А как считали древние люди, которые их не знали. Вот послушайте.

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Первобытные люди не знали счета, то есть не умели считать. Учиться им не у кого было, поэтому обучение их шло очень медленно, т.к. учителем первобытных людей была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наши предки научились из множества предметов выделять ОДИН. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как “ОДИН – МНОГО”.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели человека к представлению о числе, наш предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если видел их много, то говорил – “много”.

Учиться считать требовала сама жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал на пальцах.

III. Как люди научились записывать числа

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Название чисел указывают на их происхождение. Так у индейцев 2 – глаза, у тибетцев – крылья и т.д.

Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде обложенных ракушек и камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

…Вглядитесь внимательно в рисунок: какой-то человек поднял обе руки вверх. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначил целый миллион. Такого человека рисовали древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек исполнял обязанности числа.

Очень разные и порою даже забавные были “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим числом палочек (См. Приложение 1). А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было поставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для 1000 был придуман крючок, для 1 000 – значок в виде цветка. 10 000 обозначали рисунком пальца, 100 000 – лягушкой, 1 000 000 – знакомой фигуркой с поднятыми руками.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I – один, II – два… На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку в виде знака: V. Потом к V стали прибавлять по одной палочке: VI – шесть, VII – семь, VIII – ? А как короче записать 4? От пяти отнимали один, а записывали так: IV. Вы знаете, что10 – это две пятерки, поэтому в римской нумерации цифру “десять” изображали двумя V, иначе 2 пересекающиеся палочки: X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Например, на часовом циферблате, в книгах, когда обозначают номер тома или главы. Но все же римская нумерация была не очень удобна для записи и выполнения арифметических действий. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Однако и буквенная нумерация была неудобна для обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят и теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась по Европе, а цифры получили название арабских.

IV. Знакомство с цифрами и числами

1. Цифра 1 – число 1.

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

Магия числа: Философ и математик Пифагор и его единомышленники верили в магию числа. Они считали, что числа несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Была даже создана целая наука, в которой каждое имя имело свое число. Если имя сочетается с характером человека – это хорошо, если противоречит – плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно узнать, что ЕДИНИЦА – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом связано: уверенность в себе, такие понятия, как СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ. Но в то же время надо избегать непродуманных решений. Имена эти – Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша и слава.

Один, или единица – это начало всех начал. Этому числу посвящено много стихов, загадок, скороговорок.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Первый раз”.

Все бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятерка.
Как начало первых драк
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
День за днем, за годом год
Человек живет, растет,
Облик свой меняет,
И под старость он подчас
То, что было в первый раз,
С грустью вспоминает.

А теперь “хитрые” задачки:

– Что легче? 1 кг ваты или 1 кг железа?

– Сколько? Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

2. Цифра 2 – число 2.

А вот эта цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Магия числа: Как утверждают древние греки, число 2 – это символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость, тактичность. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом. Имена этого числа: Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.

Числу 2 тоже посвящено много стихов, загадок, скороговорок. Во многих крылатых словах и пословицах встречается двойка.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Ум хорошо, а два лучше.

– А теперь “хитрые” задачки:

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

– Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы?

(Аня Добрина и Маша Строгова).

3. Цифра 3 – число 3.

А вот это – посмотри
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Магия числа: Долгое время число 3 для многих народов было символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках (Три поросенка, Три медведя…) ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

4. Цифра 4 – число 4

За тремя идут 4,
Острый локоть оттопыря.

Магия числа: Древние считали четвертку символом устойчивости и прочности. Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и честны.

Числам слагают и песни “Дважды два – четыре”. (Загадки с.138)

Число 4 представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Возьмите в руки квадрат. Как из него построить 2 треугольника? А теперь один большой треугольник?

Посмотрите на квадраты. (См. Приложение 2). Во что можно превратить квадраты. Работа на листочках. (часы, картинка, кубик, замок, стул…)

5. Цифра 5 – число 5

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто извернула.

Возьмите 5 палочек, постройте из них 2 треугольника. Добавьте еще 1 палочку и постройте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

V. Итог урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Как люди научились считать и записывать числа" помогает познакомить детей с историей развития понятия числа, пройти и "пережить" весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

  1. Цель проекта
  2. История чисел
  3. Римские цифры
  4. Выводы

как люди научились считать и записывать ЧИСЛА

как люди научились

считать и записывать

Цель проекта Познакомить детей с историей развития понятия числа Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Цель проекта

  • Познакомить детей с историей развития понятия числа
  • Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами.

Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Первобытные люди не умели считать.

И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать. Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать.

Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

I II III IV V VI VII VIII IX X 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV . V

I II III IV V VI VII VIII IX X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV .

А как записать десять? Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру

А как записать десять?

Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру "десять" изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом с X написать одну палочку справа - XI, то будет одиннадцать, а если слева - IX - девять.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.

Для сотни придуман был крючок,

для тысячи – значок вроде цветка.

Выводы Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы. Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы.

Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Читайте также: