Чс техногенного и социального характера конспект

Обновлено: 06.07.2024

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате воздействия определённых источников.

Источники ЧС подразделяются на:

- природные - опасные природные явления и процессы (геологические, гидрологические и метеорологические, а также природные пожары);

- техногенные - промышленные аварии и катастрофы (радиационные, химические, биологические и гидродинамические аварии), пожары, взрывы, опасные происшествия на транспорте или производстве;

- биолого-социальные - широко и одновременно распространённые инфекционные болезни людей (эпидемии), сельскохозяйственных животных и растений;

- военные – применение и последствия применения современных средств поражения (ССП).

Основной целью лекции является изучение чрезвычайных ситуаций, природы их возникновения, методов предотвращения разрушений и человеческих жертв. Также необходимо углубить ваши знания о защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Достигнув же целей, вы сможете решить в будущем множество важных задач: свести к минимуму разрушительные воздействия стихийных бедствий, уменьшить их негативное влияние на окружающую среду, предотвратить человеческие жертвы, снизить материальный ущерб, приносимый авариями и катастрофами на транспорте и производстве, а также грамотно и успешно действовать в условиях мирного и военного времени. Этим обусловлена актуальность лекции.

Стихийные бедствия.

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия – источник ЧС природного характера, представляющий опасные природные явления и процессы, которые вызывают существенные изменения обстановки, нарушают нормальную жизнедеятельность населения, работу объектов и транспортных средств, могут повлечь гибель людей, причинить вред их здоровью и нанести материальный ущерб.

К стихийным бедствиям относятся землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни, обвалы, наводнения, цунами, засухи, циклоны, ураганы, смерчи, снежные заносы и лавины, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, обширные лесные и торфяные пожары.

В среднем за год на Земле фиксируется 300 стихийных бедствия, которые уносят жизни 30 000 человек. Из них 70 % пострадавших в результате землетрясений, 17 % в список жертв добавляют наводнения, 10 % - ураганы. Ущерб экономике составляет около 366 млрд. долларов ежегодно.

Стихийные бедствия являются трагедией для любого государства и, особенно, для тех районов, где они возникают. В результате стихийных бедствий страдает экономика страны, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются материальные ценности, гибнут люди. Кроме того, стихийные бедствия создают неблагоприятные условия для жизни населения, что может быть причиной вспышек массовых инфекционных заболеваний. Количество пострадавших от стихийных бедствий людей может быть весьма значительным, а характер поражений очень разнообразным.

Наиболее характерные стихийные бедствия для различных географических районов нашей страны — землетрясения, наводнения, селевые потоки и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Наибольший вред приносят наводнения (40% общего урона), ураганы (20%), землетрясения и засухи в т.ч. природные пожары (по 15%), 10% общего урона приходится на остальные виды стихийных бедствий.

Причинами стихийных бедствий могут служить:

- быстрое перемещение вещества (землетрясения, оползни);

- высвобождение внутриземной энергии (вулканическая деятельность, землетрясения);

- повышение уровня вод рек, озер и морей (наводнения, цунами);

- воздействие необычайно сильного ветра (ураганы, торнадо, циклоны).

Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни) могут возникать в результате деятельности человека, но чаще первопричиной стихийных бедствий служат силы природы.




Последствия стихийных бедствий бывают весьма тяжелыми. Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительными масштабами и различной продолжительностью—от нескольких секунд и минут (землетрясения, снежные лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Одна из главных задач, которая выходит сегодня на первый план, - правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности. Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим.

Землетрясения — наиболее опасные и разрушительные стихийные бедствия. Область возникновения подземного удара является очагом землетрясения, в пределах которого происходит процесс высвобождения накапливающейся энергии. В центре очага условно выделяется точка, именуемая гипоцентром. Проекция этой точки на поверхности земли называется эпицентром. В период землетрясения от гипоцентра во все стороны распространяются упругие сейсмические волны, продольные и поперечные. По поверхности земли во все стороны от эпицентра, расходятся поверхностные сейсмические волны. Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее разрушительных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиненному экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Возникают они неожиданно, и, хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, их последствия бывают трагическими.

Некоторые землетрясения сопровождались губительными волнами, которые опустошали побережья - цунами.

План

Стихийные бедствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации военного характера.

Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке.

Вступительная часть.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате воздействия определённых источников.

Источники ЧС подразделяются на:

- природные - опасные природные явления и процессы (геологические, гидрологические и метеорологические, а также природные пожары);

- техногенные - промышленные аварии и катастрофы (радиационные, химические, биологические и гидродинамические аварии), пожары, взрывы, опасные происшествия на транспорте или производстве;

- биолого-социальные - широко и одновременно распространённые инфекционные болезни людей (эпидемии), сельскохозяйственных животных и растений;

- военные – применение и последствия применения современных средств поражения (ССП).

Основной целью лекции является изучение чрезвычайных ситуаций, природы их возникновения, методов предотвращения разрушений и человеческих жертв. Также необходимо углубить ваши знания о защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Достигнув же целей, вы сможете решить в будущем множество важных задач: свести к минимуму разрушительные воздействия стихийных бедствий, уменьшить их негативное влияние на окружающую среду, предотвратить человеческие жертвы, снизить материальный ущерб, приносимый авариями и катастрофами на транспорте и производстве, а также грамотно и успешно действовать в условиях мирного и военного времени. Этим обусловлена актуальность лекции.

Стихийные бедствия.

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия – источник ЧС природного характера, представляющий опасные природные явления и процессы, которые вызывают существенные изменения обстановки, нарушают нормальную жизнедеятельность населения, работу объектов и транспортных средств, могут повлечь гибель людей, причинить вред их здоровью и нанести материальный ущерб.

К стихийным бедствиям относятся землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни, обвалы, наводнения, цунами, засухи, циклоны, ураганы, смерчи, снежные заносы и лавины, длительные проливные дожди, сильные устойчивые морозы, обширные лесные и торфяные пожары.

В среднем за год на Земле фиксируется 300 стихийных бедствия, которые уносят жизни 30 000 человек. Из них 70 % пострадавших в результате землетрясений, 17 % в список жертв добавляют наводнения, 10 % - ураганы. Ущерб экономике составляет около 366 млрд. долларов ежегодно.

Стихийные бедствия являются трагедией для любого государства и, особенно, для тех районов, где они возникают. В результате стихийных бедствий страдает экономика страны, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются материальные ценности, гибнут люди. Кроме того, стихийные бедствия создают неблагоприятные условия для жизни населения, что может быть причиной вспышек массовых инфекционных заболеваний. Количество пострадавших от стихийных бедствий людей может быть весьма значительным, а характер поражений очень разнообразным.

Наиболее характерные стихийные бедствия для различных географических районов нашей страны — землетрясения, наводнения, селевые потоки и оползни, снежные лавины, бури и ураганы, пожары. Наибольший вред приносят наводнения (40% общего урона), ураганы (20%), землетрясения и засухи в т.ч. природные пожары (по 15%), 10% общего урона приходится на остальные виды стихийных бедствий.

Причинами стихийных бедствий могут служить:

- быстрое перемещение вещества (землетрясения, оползни);

- высвобождение внутриземной энергии (вулканическая деятельность, землетрясения);

- повышение уровня вод рек, озер и морей (наводнения, цунами);

- воздействие необычайно сильного ветра (ураганы, торнадо, циклоны).

Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни) могут возникать в результате деятельности человека, но чаще первопричиной стихийных бедствий служат силы природы.

Последствия стихийных бедствий бывают весьма тяжелыми. Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительными масштабами и различной продолжительностью—от нескольких секунд и минут (землетрясения, снежные лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Одна из главных задач, которая выходит сегодня на первый план, - правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение органов власти и населения о приближающейся опасности. Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим.

Землетрясения — наиболее опасные и разрушительные стихийные бедствия. Область возникновения подземного удара является очагом землетрясения, в пределах которого происходит процесс высвобождения накапливающейся энергии. В центре очага условно выделяется точка, именуемая гипоцентром. Проекция этой точки на поверхности земли называется эпицентром. В период землетрясения от гипоцентра во все стороны распространяются упругие сейсмические волны, продольные и поперечные. По поверхности земли во все стороны от эпицентра, расходятся поверхностные сейсмические волны. Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водопровод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются человеческие жертвы. Это одно из наиболее разрушительных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиненному экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Возникают они неожиданно, и, хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, их последствия бывают трагическими.

Некоторые землетрясения сопровождались губительными волнами, которые опустошали побережья - цунами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

- биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);

- военные (военные конфликты, войны);

- природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни и др.);

- техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);

- экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Классификация катастроф по ВОЗ:

- метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;

- топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;

- теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;

- аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.

"Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера". Материал может быть полезен преподавателям - предметникам школ.

Основными целями материала явились:1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий. 2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера. 3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ. Материал занятия раскрывает понятие о ЧС техногенного характера, возможных причинах их возникновения, классификации ЧС данного вида и правилах поведения населения при их возникновении.

ВложениеРазмер
План - конспект занятия по ОБЖ "ЧС техногенного характера. " 48.68 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

План – конспект занятия по ОБЖ

кандидат военных наук, преподаватель-организатор ОБЖ

высшей категории Зеленский Е.П.,

План – конспект занятия

по основам безопасности жизнедеятельности со студентами первого курса

Тема занятия: ЧС техногенного характера и их возможные последствия.

1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий.

2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера.

3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

1.Развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные и личностные компетентности студентов;

2.Развивать познавательный интерес и способности в области обеспечения защиты от ЧС техногенного характера.

1.Прививать студентам стремление к получению знаний по вопросам защиты от ЧС различного характера, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.

2. Воспитывать студентов в духе готовности к действиям в условиях возникновения ЧС различного характера.

3.Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гордость за свою страну, готовность немедленно прийти на помощь.

Тип занятия : занятие по комплексному применению ЗУН студентов, формированию новых знаний и умений.

Вид занятия : комбинированное.

Методы и приемы преподавания:

  • рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
  • демонстрация видеофильмов, анимации;
  • выставка работ студентов: плакатов, стенгазет, рефератов, творческих работ.

Место проведения занятия: Кабинет ОБЖ

Материальное обеспечение занятия:

2. Наглядные пособия по Гражданской обороне: плакаты, стенды, схемы, методички.

3. Видеофильмы и DVD,CD-ROM диски по тематике ГО, аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.

4. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

5. Подборка-выставка методической литературы по теме урока.

6. Выставка рефератов учащихся по тематике урока.

7. Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.

8. Приборы: ВПХР, дозиметры (ДП-5а); ИСЗ - противогазы, ОЗК, Л-1.

9. Латчук В.Н., Марков В.В. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс. Министерство образования РФ. ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

Актуальность темы определяется тем, что человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека как результат аварий и катастроф на различных объектах экономики и требуют понимания причин их возникновения и способов защиты от их последствий.

Межпредметные связи: ОБЖ, физика, химия, биология.

1. ЧС техногенного характера и их причины.

2. Классификация ЧС техногенного характера.

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

Проверка готовности к занятию: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение обучающихся и порядок на рабочих местах.

Приветствуют преподавателя. Настраиваются на работу.

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС Вы знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

Мотивация и целеполагание

Мини-проект: Авария на АЭС с выбросом радиоактивных веществ.

Обучающиеся формулируют тему и цели занятия:

- ознакомиться с возможными видами ЧС техногенного характера;

- формировать представление о современных средствах и способах ликвидации их последствий;

- развивать интеллектуальные качества и познавательный интерес в области безопасности жизнедеятельности.

Вспоминают, что им известно по изучаемому

вопросу, делают предположения. Формулируют тему занятия.

Формирование новых знаний и умений

1. ЧС техногенного характера и их причины .

  • понятие о ЧС и их видах;
  • возможные причины ЧС техногенного характера;

2. Классификация ЧС техногенного характера.

- принципы, положенные в основу классификации;

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

делают записи, отвечают на вопросы.

Работают в группах

и извлекают материал из различных источников.

Работают самостоятельно, проводят анализ

Оценка работы на занятии каждого обучающегося.

Анализируют свою учебную деятельность, дают самооценку результатам своей работы на занятии.

Задание на самоподготовку

1. Изучить конспект занятия

2. Подготовить мини-проекты:

Записывают задание для самостоятельной работы.

1 Организационный момент

Проверка готовности студентов к занятию.

2.Актуализация знаний учащихся,

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС Вы знаете?

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

4. Формирование новых знаний и умений.

1. Первый учебный вопрос. ЧС техногенного характера и их причины .

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

-ущерб окружающей среде;

-материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий ( происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности . Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями , аварии с большим ущербом - крупными авариями , а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами . (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

Возможные причины ЧС техногенного характера

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

1.Ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

2.Прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

3.Повышение технологической опасности и сложности производств;

4. Рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

5. Снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

6. Недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

7.Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

8.Отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

9.Снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

2.Второй учебный вопрос: Классификация ЧС техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера классифицируются постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по масштабу возможных последствий подразделяются на :

  • чрезвычайную ситуацию локального характера , в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию муниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию регионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию межрегионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию федерального характера , в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам:

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными , территориальными , региональными , федеральными .

КРИТЕРИИ классификации ЧС техногенного характера:

  1. Количество людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности.
  2. Размер материального ущерба.
  3. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций, следует отметить следующие особенности :

1. На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.

  • авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ.
  • аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности.
  • аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.

2. Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно — защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.

3. Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

К ним относятся :

  • аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно — защитных зон;
  • утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
  • аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности.

4. Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.

5. Под водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

3.Третий учебный вопрос. Правила поведения в ЧС техногенного характера

В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления. Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь

5.Рефлексия Логический практикум.
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

2. Авария – это ЧС

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

6. Подведение итогов. Преподаватель дает оценку работы на занятии каждого студента, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия

Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера

Техногенная катастрофа на Саяно-шушенской ГЭС.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера - событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к жертвам и вызвало большие материальные потери.
Количество чрезвычайных ситуации возрастает ежегодно в геометрической прогрессии. Это вызвано усложнением технологии производства различных материалов и продуктов, расширением производственных мощностей, понижением или повышением требований к квалификации сотрудников индустриальных предприятий.
Все это приводит также к увеличению масштабов техногенных катастроф и вреду, который они наносят экономике, рынку, обществу и экологическому состоянию окружающей среды.
Справка: экономические потери от ЧС техногенного типа выросли примерно в 10 раз в период с середины XX века до настоящего времени - с 60 до 700 миллиардов долларов в год; их число увеличилось в среднем в 3 раза, а количество жертв - до двух с половиной раз.

Классификация техногенных катастроф

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Классификация по масштабу происшествия

  • локальные или объектовые - аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные - чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные - границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные - происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные - аварии, территория поражающего распространения которых - более 4 субъектов;
  • глобальные - катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Классификация по происхождению (виду)

  • ЧС на транспорте - аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами - в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ - аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ - в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ - аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы - аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.
  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации

Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

  1. Взрыв газа на шахте "Зыряновская" - 2 декабря 1997 года в Кемеровской области на шахте "Зыряновская" прогремел взрыв метана, в результате которого погибли 67 человек. Авария произошла во время пересменки в очистном забое. Смесь метана и угольной пыли сдетонировала, когда один из горнодобытчиков воспользовался шахтерским самоспасателем - прибором для удаления скопившихся в забое газов. Объем метана оказался слишком велик. В последствии никто из руководящего состава наказан не был, хотя были выявлены нарушения техника безопасности.
  2. Гибель атомной подводной лодки "Курск" - 12 августа 2000 года в ходе учений в Баренцовом море произошло затопление АПК К-141 "Курск", на борту которой находились крылатые ракеты. По официальной версии, в результате утечки топлива из одной из торпед произошел взрыв, вызвавший пожар, который привел к детонации оставшихся торпед в первом отсеке подводной лодки. Оставшиеся в живых подводники закрылись в одном из уцелевших отсеков, но спасти их не удалось. Погиб весь экипаж "Курска" - 118 человек, спустя год удалось поднять 115 тел. По неофициальной версии АПК была торпедирована американской подводной лодкой.
  3. Авиакатастрофа гражданского самолета Ту-154 - 4 июля 2001 года при заходе на посадку в Иркутске самолет авиакомпании "Владивосток Авиа" разрушился. Погибли 144 человека - члены экипажа и пассажиры. В качестве причин катастрофы называют плохие погодные условия и ошибки командира воздушного судна при снижении.
  4. Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов - 24 ноября 2003 года в одной из комнат общежития, которая на тот момент пустовала, началось возгорание, причиной которого было замыкание в электропроводке. Огонь распространился на 4 этажа. Погибли 44 зарубежных студента, 180 человек были доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести, переломами и ушибами - люди выпрыгивали из окон, спасая свои жизни. Отдельные члены руководства РУДН были приговорены к административной и уголовной ответственности.
  5. Обрушение аквапарка "Трансвааль" - 14 февраля 2004 года крыша развлекательного комплекса на юге Москвы рухнула, погибло 28 человек, среди которых 8 детей. 200 человек получили различные травмы. Причинами обрушения называют недостатки конструкции и неправильную эксплуатацию. Главного архитектора здания хотели привлечь к уголовной ответственности, но через некоторое время дело закрыли.
  6. Обрушение кровли Басманного рынка в Москве - 23 февраля 2006 года в результате обрушения крыши рынка на площади более 2000 кв. метров погибло 66 человек, многих удалось найти позже спасателям. Конструктором рынка также являлся Нодар Канчели - архитектор "Трансвааль-парка". Причиной обрушения назвали неправильную эксплуатацию здания.
  7. Взрыв газа на шахте "Ульяновская" - самая крупная авария на шахтах в СССР и России, погибли 110 человек, в том числе руководство шахты, удалось спасти 93 шахтеров. Катастрофа произошла 19 марта 2007 года во время установки газоаналитического оборудования, причиной называют "грубейшее нарушение техники безопасности.
  8. Катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции - 17 августа 2009 года машинный зал ГЭС был затоплен мощным потоком воды, повредившим 7 и уничтожившим 3 гидроагрегата. Погибло 75 человек. Причины аварии - нарушение эксплуатации оборудования, техники безопасности и халатность руководства.
  9. Пожар в клубе "Хромая лошадь" - 5 декабря 2009 года во время пиротехнического шоу в пермском клубе погибло 159 человек, которые задохнулись от угарного газа. Причина - нарушение техники безопасности, нарушения при строительстве - использовались горючие материалы, выделяющие едкий газ.
  10. Крушение теплохода "Булгария" - 10 июля 2011 года двухпалубный дизель-электроход затонул в нескольких километрах от берега на реке Волге. Погибли и 129 человек, в числе которых много детей. Причиной стала перегруженность судна и нарушение правил эксплуатации речного судна.
  11. Пожар в торговом центре "Зимняя Вишня" - 25 марта 2018 года произошел второй из самых крупных по количеству жертв пожаров на территории современной России. Погибло 60 человек, в том числе 37 детей. Причины - нарушение техники безопасности, коррупционная составляющая при вводе объекта в эксплуатацию, неквалифицированный персонал.

Крупнейшие техногенные катастрофы за рубежом в XX и XXI веках

  1. Авария в Севесо - 10 июля 1976 года на предприятии, расположенном недалеко от Милана (Италия), произошла большая утечка трихлорфенола - токсичного химического вещества. В результате на большой территории вокруг завода погибла практически вся флора и фауна. На протяжении многих лет у местных жителей наблюдается рост сердечных и респираторных заболеваний. Владельцы скрывали утечку на протяжении 10 дней после аварии. Причина - нарушение технологического процесса и техники безопасности
  2. Авария на Трехмильном острове - 28 марта 1979 года в результате расплавления части реактора АЭС в штате Пенсильвания (США) произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Власти до сих пор скрывают масштаб поражения, но по официальной статистике местные жители болеют раком и лейкемией в 10 раз чаще, чем в других штатах. Причина аварии - нарушение эксплуатации, износ атомного реактора.
  3. Авария на Чернобыльской атомной электростанции - 26 апреля 1986 года произошел пожар на одном из энергоблоков ЧАЭС, расположенной на территории современной Украины. В результате произошел взрыв реактора,радиационное облако достигло Швеции. От последующих заболевании умерло более миллиона человек на территории бывшего СССР. Причина - халатность, конструктивные недоработки реактора.
  4. Утечка нефти из танкера компании "Эксон Валдес" - 24 марта 1989 года в результате утечки нефти было загрязнено более 2000 км береговой линии Аляски (США). Правительство США только в 2010 году сообщило о том, что был нанесен вред 32 видам морских животных и рыб, 13 из которых не удалось восстановить. Причина - износ оборудования, нарушение эксплуатации.
  5. Пожары на месторождениях нефти в Кувейте - в январе 1991 года Саддамом Хусейном был инициирован поджог 600 нефтяных скважин в ходе войны в Персидском заливе. На протяжении 10 месяцев 5 процентов площади Кувейта были покрыты копотью и гарью. Возросло количество онкологических и респираторных заболеваний среди местных жителей и домашнего скота. Причина - война.
  6. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - 20 апреля 2010 года произошел взрыв и затопление платформы, в результате чего погибли 11 человек, а в океан в Мексиканском заливе попало более 5 миллионов баррелей нефти. Причина - нарушение в эксплуатации, износ механизмов, коррупция при добыче нефти и газа.
  7. Катастрофа на Фукусиме - 11 марта 2011 года после продолжительного сильного землетрясения и цунами произошло разрушение корпусов АЭС на Фукусиме (Япония). Были разрушены системы охлаждения реакторов, что привело к загрязнению земель, грунтовых вод, мирового океана. Причины - недостатки конструкции здании без учета их эксплуатации в сейсмологических районах, нарушения условий эксплуатации.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в ходе развития общества, значительно влияют на социум, экологичскую ситуацию в мире, вызывают проблемы в экономике и других сферах социальной жизни, приводят к человеческим жертвам. В то же время мероприятия по их профилактике, обучению персонала промышленных предприятий, соблюдение техники безопасности и условий эксплуатации оборудования позволяют существенно снизить их количество.

Читайте также: