Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1. Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Пытаясь охватить мир
сегодняшний, мы черпаем из
словаря, сложившегося в мире
вчерашнем
Антуан де Сент-Экзюпери

4. Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)

- форма общественного сознания, мировоззрение древнего
общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и
реалистическое восприятие окружающей действительности.
– повествование, передающее представления людей о мире,
месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и
героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
1)
происхождение Вселенной, Земли и человека;
2)
объяснение природных явлений;
3)
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

5. Основные функции мифа

Объяснение происхождения и устройства мира
Обоснование и оправдание существующего
образа жизни людей
Регулирование отношений между людьми
Обеспечение преемственности духовной
традиции общества

6. Особенности мифологического мировоззрения

7. Мифологическое сознание древнего человека

8. Первые философские учения

9. Древнекитайская философия: общие черты

10. Древнекитайская философия: основные направления

направлен
ия
основатели
периоды
Даосизм
Лао Цзы
кон. VI –
нач. V вв. до
н. э.
кон. VI – пер.
пол. V вв. до
н. э.
IV-III вв. до н.
э.
Конфуци
анство
Легизм
Конфуций
Шан Ян

12. Даосизм

13. Конфуцианство

16. Легизм

Человек обладает изначально злой природой.
Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы.
Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны.
Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и
жестоко карать провинившихся.
Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед
наказанием.
Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения
наказания должны являться законы.
Законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к
простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили
законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи
должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству).
Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право
вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

17. Древнеиндийская философия: общие черты

Веды (знание) - сборники гимнов богам,
песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных
формул (1200-600 гг. до н.э.)
Причина твоих страданий в тебе
самом, ты заслужил это своими
поступками в прошлом

Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиознофилософского характера. Являются частью Вед (VIII-III вв
до н.э.)
Впервые выражена идея
реинкарнации – переселения душ.
Карма – деяние, поступок – ключевое
понятие индийской философии. Закон
кармы (твоя реинкарнация зависит от
поступков. Вел себя плохо – родишься
придорожным камнем или
крокодилом). Карму можно изменить.
Йога – один из путей изменения
кармы)

1. Существование человека
неразрывно связано со
страданием.
2. Причиной страдания является
жажда, ведущая через радости и
страсти к перерождению,
рождению вновь.
3. Устранение причин страдания
заключается в устранении этой
жажды.
4. Путь, ведущий к устранению
страданий - восьмеричный путь.
верили в живую Вселенную,
человека считали неотделимой
частью этого организма, так
как жизнь для них не сводилась
лишь к биологической ее форме,
они имели право стремиться к
бессмертию в других мирах и
свято верили в бессмертную
душу, стараясь не засорять ее
злом и безобразными
поступками

24. Буддизм

Основные направления
буддизма
Хинаяна
Махаяна
• Идеалом считается монашеская
• Считает, что благочестие мирянина
жизнь, только монах может достичь
сопоставимо с заслугами монаха и
спасения и избавиться от
обеспечивает спасение
перевоплощений
• На пути спасения никто не может
• Появляется институт бодисатв —
помочь человеку, все зависит от его
святых, достигших просвещения,
личных усилий
которые помогают мирянам, ведут
их по пути спасения
• Отсутствует пантеон святых,
• Появляется большой пантеон
которые могут заступиться за
святых, которым можно молиться,
людей
просить у них помощи
• Нет понятия рая и ада. Есть только • Появляется понятие о рае, куда
нирвана и прекращение
душа попадает за добрые дела, и
воплощений
аде, куда она попадает в наказание
за грехи
• Отсутствуют обряды и магия
• Придает большое значение обрядам
и чародейству
• Отсутствуют иконы и культовая
• Появляются скульптурные
скульптура
изображения будд и бодисатв

1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов
к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина
сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на
слепую веру, не апелляцию к
сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое
осмысление мира и человеческой жизни.

27. Этапы античной философии

античная философия включает в себя этапы:
1)
древнегреческая философия
(625 в до н.э. - 322 до н.э.)
2) древнеримская и эллинистическая философия
(4 в. до н.э. – 529 г. н.э.)
Первым античным философом считается
Фалес, а последним — Боэций.

28. Античная философия: основные направления

Направления
Софизм
Киники
Стоицизм
Идеализм
Материализм
Эпикуреизм
Основатели, представители
Периоды
Протагор,
Сократ
Диоген Синопский
V – пер. пол. IV вв. до н. э.
Сенека,
Марк Аврелий
Платон
III в. до н. э. – III в. н. э.
Аристотель
IV в. до н. э. Перипате́тики –
школа Аристотеля
Эпикур
втор. пол. IV – пер. пол. III вв.
до н. э.
V-IV вв. до н. э.
кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.

29. Софизм

30. Киники

Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне
связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) и проверка данного
образа жизни на себе.
Особенности:
асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
добровольный разрыв социальных связей;
отсутствие постоянного места жительства;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным
законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии
людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

31. Стоицизм

Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре, при
этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
Главная идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей)
и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
Особенности:
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они
добродетельны;
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной
философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и
пороков и невозможности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих
пороков;
признание стремления к счастью высшей целью человека.

32. стадии общественного развития (Платон)

1) династия, состояние общества без
бедных и богатых, без писаных законов,
властью распоряжались старейшины
родов;
2) аристократия - большие поселения
людей, законодательство, выборная
власть. В эту эпоху и появляется
государство.
3) идеальное государство, которым правят
мудрецы-философы, частная
собственность только для низших слоев земледельцев и ремесленников

33. Идеализм (линия Платона)

34. Материализм (линия Демокрита) Аристотель

36. Материализм (Эпикуреизм)

37. Подведение итогов темы

Первые философские учения исходят из тесной связи человека с
природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно
не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт
на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу
человека. При этом философы древности описывают человека и
общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм,
Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель,
Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм,
стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях
неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон,
Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в
подчинённом положении и его интересы не могут быть выше
коллективных и государственных.

38. В эпоху Средневековья

Tип урока: урок-исследование.

I. Организационный момент

Послушайте древнюю притчу.

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

1. Мифологическое сознание древнего человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

II. Новый материал

1. Мифологическое сознание древнего человека

Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость. И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет. Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие. И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя. То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной. Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе.

Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:

- Как возникает общество?

- Как оно развивается?

- Куда оно идет в своем развитии?

- Каковы его перспективы?

Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.

Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.

2. Величественную картину возникновения мира рисуют скандинавские сказания.

Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром.

Такое мировое дерево есть в мифах многих народов. В Африке это, конечно, баобаб или пальма, а не северный ясень скандинавов.

Сложно устроен мир, но он обречен - раньше или позже начнется великая война между богами с одной стороны и великанами и чудовищами - с другой. Рухнет ясень Игдразиль, поддерживающий небесный свод, земля погрузится в мировое море, волки, вечно преследующие солнце и луну, наконец проглотят их.

Вот вам и начало мира, и его история, и его современное состояние, и будущее, включая конец света.

Все объяснено (здесь-то пересказана ничтожнейшая доля скандинавской мифологии), все осмыслено. Хотите узнать, отчего бывают землетрясения? Пожалуйста. За многочисленные преступные хитрости асы наказали бога огня Локи, приковав его за руки и за ноги к скале (как Зевс - Прометея). Над головой Локи висит змея, из пасти которой все время капает яд. Преданная жена Локи собирает этот яд в чашу, оберегая мужа, но чашу надо иногда опорожнять, и в это время капли яда падают на лицо Локи, тот содрогается от боли, сотрясая землю.

Другое дело, что эти объяснения не поддаются никакой проверке и не могут быть логически доказаны. Но мифу логика и доказательства и не нужны, он - дело веры, и только веры.

В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полете оказалась мудрость орла.

Так по крупицам, по зернышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу.

В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить все собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. На всякий случай и ее мудростью поинтересовалась разумная черепаха, но гвинейская курица была глупа, как курица, и даже глупее всех остальных куриц на свете.

И черепаха поняла, ведь она была и вправду мудра, что даже у самой глупой курицы и у той может найтись крупица мудрости, что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете, что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех.

И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась - по всей земле - мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.

Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!

В целом это уже, бесспорно, философская по духу притча, хоть и приняла она форму сказки.

Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

- Чем сказка отличается от мифа?

- Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.

Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.

В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:

1) идея творения - мир создан существом-богом;

2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.

Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.

- Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.

- Да, действительно, было бы опрометчиво утверждать, что мифологический способ объяснения жизни был свойственен людям лишь на раннем этапе развития человечества. Например, в советский период было создано немало мифов, с которыми мы с трудом расстаемся в наши дни.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план-конспект ответа на этот вопрос.

Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.

В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.

(По ходу рассказа на доске формируется схема.)

Затем появилась Вселенная

Начало творению положило жертвоприношение

Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.


- Какое место занимали люди в этом мире?

II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:

• брахманы - мудрецы, толкователи Вед;

• кшатрии - воины и правители;

• вайши - класс земледельцев и скотоводов;

III ступень - мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.

Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).

После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?

Ответ на этот вопрос дает закон Кармы.

Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.

Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяти заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Существуют несколько способов очистить карму:

2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:

• овладение дыханием при определенных положениях тела;

• изоляция чувств от внешних влияний;

• отторжение - освобождение от телесной оболочки.

(Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по первому вопросу.)

Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.

Слушая рассказ, составьте план-конспект данного вопроса.


Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди.

Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция.

Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Теоретические исследования - непозволительная роскошь.

Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, - необходимость.

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества

Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Предлагаю совершить экскурсию в философские школы Древней Греции, познакомиться с учениями греков и проанализировать их.

Сейчас мы посетим школы Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена.

Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих высказывания милетской философской школы и проанализируйте их.

1. Становление мира по Анаксимандру

По одному из античных свидетельств, Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды. (Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 119.)

2. Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разрежению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сначала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась. (Там же. С. 120-121.)

Ресурс по курсу "Обществознание - 10 класс. Профильный уровень" (под ред.Боголюбова). Содержит конспект урока "Человек и общество в философии Древнего Востока" (второй урок по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях") и презентацию.

ВложениеРазмер
4p_chelovek_i_obshchestvo_v_filosofii_drevnego_vostoka.rar 1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Обществознание – 10 класс. Профильный уровень.

Урок 4: Человек и общество в философских учениях Древнего Востока

~ обучающая (рассмотреть особенности религиозно-философских воззрений Древнего Востока; охарактеризовать буддизм и конфуцианство);

~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, воображения, навыков работы с текстом учебника, документами);

~ воспитывающая (показать роль и место человека в мире согласно древневосточной традиции).

II Объяснение нового материала.

  1. Ведическая литература Древней Индии
  2. Буддизм
  3. Китайская философия

Домашнее задание: § 2 п.2 – 3

Общественные науки – комплекс наук, изучающих общество и человека.

Предмет науки – те связи и зависимости, которые непосредственно изучает наука.

Социология – наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология – комплекс дисциплин, всесторонне изучающих политику.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включённостью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Философский плюрализм – многообразие философских школ и направлений.

Умозрительная деятельность – вид деятельности, при которой философы опираются на особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

?? Мифы как первый способ постижения мира. Особенности мифологического сознания.

Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – древнее сказание о происхождении мира, о богах и героях.

Мифология – способ понимания и представления действительности, характерный для ранних этапов развития общества

Особенности мифологического сознания:

  1. Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами.
  2. Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость.
  3. Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли.
  4. Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы.
  5. Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.

?? Карточки №2.1 – 2.3.

?? Особенности философского знания.

II Объяснение нового материала.

Мифы древних индийцев о происхождении человека

Мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так. Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя – Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы – жрецы, руки его стали

кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью – земледельцы, а из ног родились шудры – низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

( к идеям творения и развития добавилась идея жертвоприношения )

Это уже приближение к философскому осмыслению действительности. Так Солнце дарит тепло и свет, травоядное животное отдаёт свою жизнь хищнику, мать жертвует силы и здоровье своему ребёнку.

  1. Мир богов – пространство, где процветает райская жизнь.
  2. Мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражается в кастовой структуре Индии.
  1. Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
  2. Кшатрии – воины и правители
  3. Вайшьи – земледельцы и скотоводы
  4. Шудры – слуги
  1. Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

Таким образом, мир людей занимает срединное положение во Вселенной, люди могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

В Упанишадах мы находим сюжет, на котором строилась впоследствии вся индийская философия.

Всё мироздание – это брахман , т.е. идеальное, духовное или разумное мировое начало – Бог. Брахман – это весь мир. Человеческая душа – это атман , который является частицей брахмана. Поэтому должен находиться с ним в единстве. Но душа – атман – постоянно отпадает от брахмана и существует в каком-нибудь теле в физическом материальном мире: становится растением, животным или человеком. Пока живо физическое тело, атман живёт в нём, когда тело умирает, атман переселяется в другое тело, т.е. живёт вечно. Это вечное рождение вновь называется сансарой (колесом перерождений). В каком теле родится в очередной раз, решается законом кармы (воздаяния).

Заветная мечта древнего индуса – это не родиться больше, умереть для того, чтобы родиться навечно, слиться с брахманом, и, перестав быть собой. Стать всем. Это возвращение к брахману называется нирваной .

Но как этого достичь? Надо отказаться от индивидуальности, конкретности и осознать, понять, почувствовать себя частицей целого – всего мира. Самый лучший способ – это избрать жизнь аскета-отшельника. Ещё один из способов освобождения души – йога.

?? Если всё предопределено, то какова роль человека в мире? Как он должен прожить жизнь?

( пассивно, созерцательно, не протестуя против неблагоприятной кармы, т.к. в своих бедах ты виновен сам )

Брахман – это весь мир.

Атман – человеческая душа.

Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.

Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Реинкарнация – переселения душ живых существ после их смерти.

Нирвана – возвращение к брахману, освобождение от цепи перерождений.

V век до н.э. – возникновение буддизма.

Среди отшельников он провёл 6 лет, обучаясь духовным наукам, но вскоре превзошёл своих учителей и приступил к собственным поискам освобождения от земных страданий. В результате он достиг Просветления (нирваны) и стал Буддой, т.е. Просветлённым.

Согласно буддизму достичь просветления и стать Буддой может каждый. Как это сделать?

Первооснова всего – Дхарма. Дхармы находятся в постоянном движении. Душа есть случайная комбинация дхарм. После смерти тела она распадается, а составляющие её дхармы вместе с другими образуют новые сочетания, вселяются в новое тело. Если человек достиг Просветления, то он освобождается от цепи перерождений и становится Буддой. Когда же этого достигнут все, то движение дхарм прекратится и наступит всеобщее освобождение, которое есть ничто иное, как пустота, и это и есть Будда.

?? Как можно освободиться от цепи перерождений согласно учению о карме?

Четыре благородные истины буддизма:

?? Какова роль человека в мире? Должен ли он пытаться переустроить окружающий мир?

( нет: внутреннее самосовершенствование )

?? Что явилось центральной идеей древнеиндийской философии?

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Древнеиндийским мудрецам вторят мудрецы даосской школы Китая.

Идеал – Небо – древнее божество, средоточие высшего блага и гармонии. Цель – создание Божественного порядка на земле.

Задание классу: охарактеризуйте основные идеи Конфуция по вопросам государственного устройства и вопросам отношений между людьми.

  1. Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
  2. Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
  3. Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
  4. Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
  5. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын.
  6. Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром Учитель ответил: - А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром.
  7. Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.
  8. Учителя спросили: - Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: - Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.
  9. Учитель сказал: - Вести сражаться необученных людей – значит их бросать.

Конфуцианство – философское учение, возникшее в Китае в VI – V вв. до н.э.

Главная идея конфуцианства – гармонизация отношений между людьми, а также между человеком и обществом (государством).

Подводя итог, подчеркнём, что в целом в древневосточной философии ещё не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный Абсолют (дух Вселенной, Небо и т.п.). Стремясь постичь человека, древневосточные мудрецы размышляли о нём в разных связях и отношениях: человек – природа (Веды, Упанишады, даосизм), человек – человеческое сознание (буддизм), человек – общество (конфуцианство). При этом наиболее характерной чертой древневосточных учений было стремление предостеречь человека от попыток вмешательства в сложившийся порядок вещей.

?? Что изначала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями можно было преодолеть неблагоприятную карму?

?? Какие благородные истины провозгласил Будда?

?? В чём выражалась созерцательность даосизма?

?? Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?

Брахман – это весь мир.

Атман – человеческая душа.

Сансара (колесо перерождений) – это вечное рождение вновь.

Закон кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по обществознанию

в 10 а классе (профильный уровень)

Программно-методическое обеспечение: рабочая программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществознанию; учебник по обществознанию на профильном уровне (Л.Н. Боголюбов); тематическое планирование по обществознанию на профильном уровне; Интернет – ресурсы, практикум по обществознанию. Пособие для учителя. профильный уровень).

Педагогическая цель урока: - формирование регулятивных умений самоанализа и самоконтроля учащихся 10 класса соответственно возрастным потребностям и возможностям, что обеспечит позитивную социализацию личности и включение выпускников средней школы в новый социум.

- дать учащимся общую картину развития представлений о человеке и обществе в ранних мифах и первых философских учениях;

- рассмотреть развитие философской мысли в древности;

- выяснить общее и особенное, о сущности человека и его природе, об обществе в представлениях древних философов.

иметь представления о философских учениях в древности

формировать собственное суждение, представление, умозаключение о развитии философской мысли, о сущности и природе человека и общества

с ориентации на предмет переходить к ориентации на ребёнка, на формирование социальной и коммуникативной направленности его личности.

формировать гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого обществ, личность, мотивированную на постоянное самопознание и саморазвитие.

стимулировать познавательную активность учащихся, приобщить к интеллектуальному труду; воспитывать человека, способного самостоятельно добывать знания.

формировать систему нравственных ценностей учащегося и, особенно, ценности духовного роста, ответственность и чувство долга.

обеспечивать расцвет творческих возможностей учащихся, развить их способности к самореализации.

Структурные элементы урока

– 5 мин – с самопрезентацией

Формулируем самостоятельно тему и цель урока – 1 мин

Самостоятельная работа с учебником стр. 17-18: формулируем особенности мифологического сознания – 7 мин

Рефлексия. Подведем итоги…3 мин

- что важного для меня я узнал на уроке?

11. Оценивание результатов урока, домашнее задание: 1 мин

Параграф 2, Письменно эссе.

У вас 10 лет учебы за плечами. Попытайтесь оценить свой опыт с позиции одного из мудрецов древности:

Организационный момент

Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хотела бы прочитать вам притчу и обсудить с вами ее:

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Как вы думаете, о чем эта притча? - о том, что каждый человек видит, прежде всего, то, что он хочет (видимость отражение внутреннего состояния, взглядов идей конкретного человека). Мало кто объективно смотрит на мир.

Сейчас мне очень хочется предложить Вам представить СВОЙ МИР В ВИДЕ ДЕРЕВА с помощью листа бумаги и цветных фломастеров (на эту работу я даю Вам 2 мин, по прошествии которых прошу самых смелых поделиться своими результатами и презентовать свою работу).

Потому что, чтобы понять мир и узнать его лучше, нам надо изучить его со всех сторон, посмотреть на него с разных точек зрения. Так знание о мире и его устройстве, об обществе и человеке будет более полными.

Давайте попытаемся через мифы, сказки познакомиться с представлениями людей о мире. Люди, любопытные создания, они издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:

Как возникает общество?

Как оно развивается?

Куда оно идет в своем развитии?

Каковы его перспективы?

Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.

Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.

Прежде чем мы продолжим, давайте вспомним, что же такое миф и мифология?

Мифология – предание, сказание и слово, учение.

Миф - архаичные повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах.

Давайте прочитаем некоторые мифы и ответим на вопрос: о чем рассказывают мифы?

Какие выводы вы сделали? Какова ваша точка зрения?

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства.

Таким образом, в мифологии выражается потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. Эта потребность, воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.

В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:

1) идея творения - мир создан существом-богом;

2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

Основные тематические циклы мифов, или их виды:

космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание. Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности. (Проверка задания.)

Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который, перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значител ьными. Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном месте, надеясь на откровение во сне.
Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и как это происходит?
Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие . Прошел благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — кто-то пожелал ему смерти.
Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени.
Сама идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.
Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических . Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека.
Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день нового года праздновалось открытие нового храма.
Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления сохраняются в массовом сознании по сей день.

Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.

Да, было бы опрометчиво утверждать, что мифологический способ объяснения жизни был свойственен людям лишь на раннем этапе развития человечества. Например, в советский период было создано немало мифов, с которыми мы с трудом расстаемся в наши дни.

Подводя итоги, можно сказать, что мировосприятие людей древности достаточно сильно отличалось от нашего, но это не мешает нам верить в сверхъестественное, и объяснять многие события с точки зрения древнего человека. С развитием человека, общества, с накоплением знаний, мировосприятие человека меняется, появляются иные объяснения, вместе с изменениями жизни, быта, культуры. А так же жизни в различных природно – климатических условиях.

Давайте перейдем к более позднему мировоззрению людей разных стран.

И здесь вас понадобится Ваше умение работать в группе.

Задача: Вы читаете пункт учебника и формулируете 3 тезисами ответ на вопрос из чего произошел мир и как он устроен по мнению древневосточных мыслителей? 3 тезиса – 4+9 мин

Дополнительный материал:

1. Становление мира по Анаксимандру. П о одному из античных свидетельств, Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла Воздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды. (Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 119.)

2. Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разрежению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сначала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась. (Там же. С. 120-121.)

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве ; с Эребом в любви сочетавшись. Гея же, прежде всего, родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду. И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных, Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных; Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе, Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий. (Там же. С 117-118.)

На основе текстов заполните таблицу:

Из чего произошел мир?

По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир буквально подобие живых существ.

В результате деления теплого и холодного, то есть, как результат взаимодействия природных явлений, результат движения

В результате процессов сгущения и разрежения

Как возникли небесные тела?

Звездное небо порождено землей

Небесные тела произошли из огненной сферы

Небесные тела возникли из земли.

Мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

Рефлексия. Подведем итоги…3 мин

- что важного для меня я узнал на уроке?

- остались вопросы.

11. Оценивание результатов урока, домашнее задание: 1 мин

Параграф 2, Письменно эссе.

У вас 10 лет учебы за плечами. Попытайтесь оценить свой опыт с позиции одного из мудрецов древности:

Читайте также: