Человек и общество егэ конспект

Обновлено: 03.07.2024

Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода
естественное право человека высшая ценность человеческой жизни идеал (основная идея) либералов одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств.
Объект свободы является критерием социального прогресса.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Тема 3. Равенство

Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Убеждение
Убеждение - вера Убеждение - знание
Пример: убеждение Джордано Бруно Пример: убеждения Галилео Галилея
Вера — особый вид убеждения.
Верить можно не только в Бога.
Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой.
Окончательно заменить веру знанием невозможно.
Знание – это объективная истина для субъекта познания.
Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.

Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
— Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
— Выступает регулятором сознания и поведения личности;
— Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
— Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Мораль

Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.

Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. Регулирование общественных отношений Воспитание подрастающего поколения
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения.

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Различия морали и права
Нормы морали Нормы права
Появилась задолго до возникновения государства Сформировались и развивались вместе с государством
Регулируют все стороны человеческой жизни Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
Формируется людьми и выражают мнение общества Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Поддерживаются силой общественного мнения Обеспечиваются силой государственного принуждения

Общие признаки морали и права

  • Регулируют общественные отношения (поведение людей);
  • Способствуют стабильности общества;
  • Являются элементами культуры народа.

Образование

Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.

  • формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
  • переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • повышение производительности труда, создании новых технологий
  • социализация и воспитание личности;
  • социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
  • обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
  • участие в производстве новых знаний;
  • формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
  • выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
  • формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы развития современного образования

  1. гуманизация образования - большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  3. интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
  4. профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
  5. информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
  6. непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование — ясли, детский сад;

Общее образование включает в себя три ступени:

  • Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
  • Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;

Профессиональное образование имеет следующие ступени:

  • Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
  • Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

  • Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)

Религия

Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия – древнейшая форма культуры.

Элементы религии
Мировоззрение, основанное на вере в Бога Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Ранние формы религиозных верований:
Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм – вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм – вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм – вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.)
В период формирования наций появились национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.
Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.

Мировые религии

БУДДИЗМ
Время и место возникновения и распространение Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община - сангха
Имя пророка, название священной книги Будда (просветлённый) Типитака
Основные идеи религии 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний.
2. Идея переселения душ.
3. Нужно стремиться к нирване.

ХРИСТИАНСТВО
Время и место возникновения и распространение Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм
Имя пророка, название священной книги Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия
Основные идеи религии 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей.
3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства.

ИСЛАМ
Время и место возникновения и распространение Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма.
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран
Основные идеи религии 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им.
2. Мухаммед – его посланник.
3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха.
4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые.
5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник.
6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира;
— компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
— религиозного утешения: страдания, дорога в рай;
— нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих;
— способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
— объединяет общество или какие-то большие социальные группы;
— является способом освящения и укрепления власти.
Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения :
1. Не вмешиваются в дела государства;
2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие – это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, направленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм)

1.3 Виды знаний
Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, житейское знание, научное знание, практическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, антинаучное знание

1.4 Понятие истины, её критерии
Основные понятия: объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, практика

1.5 Мышление и деятельность
Основные понятия: мышление, образное мышление, понятийное (теоретическое) мышление, знаковое мышление, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, мотив деятельности, цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат (продукт) деятельности, игра, общение, структура общения, учение, труд, творчество

1.6 Потребности и интересы
Основные понятия: потребность, биологические (органические, материальные) потребности, социальные потребности, духовные (идеальные, познавательные) потребности, разумные потребности, интерес

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Основные понятия: свобода, выбор, социальные условия реализации свободы, необходимость

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
Основные понятия: общество, основные сферы общественной жизни, специфические черты общества как системы

1.9 Основные институты общества
Основные понятия: социальный институт, экономические институты, политические институты, институты, действующие в духовной области

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Основные понятия: наука, функции науки, научное познание, уровни научного познания, формы научного познания, научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория, методы научного познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, естественные науки, социальные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества
Основные понятия: образование, функции образования, непрерывность образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация процесса образования, компьютеризация процесса образования

1.13 Религия
Основные понятия: религия, вера, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, функции религии, церковь

1.14 Искусство
Основные понятия: искусство, предмет искусства, форма бытия искусства, виды искусства, функции искусства

1.15 Мораль
Основные понятия: мораль, моральные качества человека, моральные принципы, моральные ценности, морально-психологические механизмы, функции морали

1.16 Понятие общественного прогресса
Основные понятия: прогресс, критерии прогресса, регресс, стагнация, реформа, революция, инновация, модернизация

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Основные понятия: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Основные понятия: глобальные проблемы, интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества, способы решения глобальных проблем

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

Подборка конспектов по всем темам

⚡

Здесь указано только время создания поста. Конспекты актуальны для ЕГЭ 2022 и постоянно обновляются

* любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ

Основные источники
— учебники Боголюбова (базовый уровень 10 —11 кл)
— учебники Котовой, Лисковой (6 — 11 кл)
— книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 — 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

• тема 1.1 Природное и общественное в человеке
• тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
• тема 1.3 Познание, виды знаний
• тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
• тема 1.5 Мышление и деятельность
• тема 1.6 Потребности и интересы
• тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
• тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
• тема 1.9 Основные институты общества
• тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 1.11 Наука и научное познание
• тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
• тема 1.13 Религия
• тема 1.14 Искусство
• тема 1.15 Мораль
• тема 1.16 Общественный прогресс
• тема 1.17 Типы обществ
• тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в феврале 2021

✅

ЭКОНОМИКА

• тема 2.1 Экономика и экономическая наука
• тема 2.2 Факторы производства и факторные доходы
• тема 2.3 Экономические системы
• тема 2.4 Рынок и конкуренция
• тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
• тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
• тема 2.6 Финансовые институты, банковская система
• тема 2.8 Ценные бумаги

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в феврале 2021

• тема 2.9 Рынок труда, безработица
• тема 2.10 Виды, причины и последствия инфляции
• тема 2.11 Экономический рост и развитие
• тема 2.12 Роль государства в экономике
• тема 2.13 Налоги
• тема 2.14 Государственный бюджет
• тема 2.15 Мировая экономика
• тема 2.16 Рациональное экономическое поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

• тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
• тема 3.2 Социальная роль и статус
• тема 3.3 Молодежь как социальная группа
• тема 3.4 Этнические общности
• тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
• тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
• тема 3.7 Социальный конфликт

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

• тема 3.8 Виды социальных норм
• тема 3.9 Социальный контроль
• тема 3.10 Семья и брак
• тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
• тема 3.12 Социальная роль и статус
• тема 3.13 Социализация индивида

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в марте 2021

• тема 4.1 Понятие власти
• тема 4.2 Государство, его функции
• тема 4.3 Политическая система
• тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
• тема 4.6 Гражданское общество и государство
• тема 4.7 Политическая элита

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в марте 2021

• тема 4.8 Политические партии и движения
• тема 4.9 СМИ в политической системе общества
• тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
• тема 4.11 Политический процесс
• тема 4.13 Политическое лидерство
• тема 4.14 Органы государственной власти РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.15 Федеративное устройство РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.16 Политическое сознание, культура и поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 5.1 Право в системе социальных норм
• тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
• тема 5.3 Понятие и виды юридической ответственности
• тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
• тема 5.4 Права и свободы в Конституции РФ
• тема 5.5 ❗ конспекта нет, вся нужная информация в теме 4.15
• тема 5.6 Субъекты гражданского права
• тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
• тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
• тема 5.9 Трудовое право
• тема 5.10 Семейное право


"Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ" – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

Структура личности:

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Виды мировоззрения:

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

Виды знаний:

• обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

• мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

• религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

• художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

• научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

• псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

Структура деятельности:

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Виды деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

• целостность, общество является единым целым;

• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Разновидности культуры.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

Особенности:

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему внешними признаками. Личность – совокупность социально значимых качеств человека.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем. Структура: знания, принципы, убеждения, идеи, идеалы, духовные ценности.

4 типа: религиозное, обыденное, научное, философское.

Пути формирования: стихийное, осознанное.

- дает ориентиры для практической и теоретической деятельности,

- вооружает методами познания,

- помогает в самоопределении.

Исторические типы мировоззрения общества:

Теоцентризм, природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, наукоцентризм

Познание - процесс отражения окружающей действительности в сознании человека. Результат – знание. Цель – достижение истины.

Виды познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное, социальное. Особенности социального познания – трудно добиться объективности, так как субъект и объект совпадают.

Уровни познания: чувственное (его формы: ощущение, восприятие, представление) и рациональное (формы: понятие, суждение, умозаключение). Методы НАУЧНОГО познания – эмпирические (органы чувств и данные приборов), теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование).

Сложилось 3 направления в философии относительно проблемы познаваемости мира:

Гностицизм – мир познаваем. Агностицизм – мир познать невозможно, так как наши органы чувств несовершенны

Конвенционализм (лат., соглашение) – не стоит спорить об истине, наше знание – продукт соглашения между учеными

Истина – знания, наиболее полно и точно соответствующие предмету познания (окружающему миру). Свойства истины: конкретность (зависимость от времени и места получения), объективность (независимость от субъекта)

Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание) и относительная (неполное знание, может быть дополнено со временем). Критерии истины: то, что позволяет отличить истину от заблуждения: полезность, принятие научным сообществом, практика, логическая согласованность…

Знание - результат познания действительности. Основные виды:

житейское, научное, практическое, художественное.

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

-Объективность знаний о природе, человеке и обществе

-Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)

-Использование в деятельности специальных методов и др.

Уровни научного познания

1. Эмпирический это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов. Эмпирические методы научного познания:

Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения). Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях) Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия) Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

2. Теоретический это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.) Теоретические методы научного познания

Анализ – процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).

Индукция -переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

Дедукция — выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

Абстрагирование – отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).Применяется, когда изучение объекта невозможно или дорого (модель Вселенной, подводной лодки)

Аналогия - изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

Классификация – объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

Формализация - знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Формы научного познания- форма выражения полученного знания: научный факт ( Луна- спутник Земли), эмпирический закон (законы Ньютона), проблема , гипотеза, теория (относительности, вероятности),концепция (концепция развития человечества

Деятельность – присущая только человеку форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Основные виды по сферам: экономическая, политическая, социальная, духовная. Ведущие виды по А.Н. Леонтьеву: игра, учение, труд, общение.

2 стороны: субъект (действует) и объект (на что действуют).

Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат

Мышление - деятельность сознания, направленная на нахождении единства в многообразии предметов, явлений и процессов объективной и субъективной реальности. База мышления – чувственный опыт. Средство мышления – язык. Типы мышления: образное, понятийное, знаковое. Операции мышления – анализ, синтез и т.д.

Потребность - необходимость, нужда человека и общества в чем-либо. Виды потребностей по А. Маслоу:

биологические (=физиологические, естественные), экзистенциальные (самосохранение),

духовные (=идеальные) – познание, творчество, самовыражение. Потребности – источник деятельности, ее мотив.

Свобода - способность человека действовать по своей воле, а не вследствие чьего-то принуждения. Раскрывается через систему понятий: воля, произвол, необходимость, ответственность. Свобода всегда связана с выбором – ответственность личности. Свобода + ответственность = сознательная деятельность. Свобода связана с необходимостью – ее абсолютизация ведет к фатализму (рок, судьба). Пренебрежение к необходимости – к волюнтаризму (вседозволенность). Свобода человека проявляется в соблюдении социальных норм – познанная необходимость.

Общество. Широкий смысл: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая различные формы взаимодействия людей. Узкий смысл: группа людей с общими интересами и целями; ступень в историческом развитии общества; конкретный народ; все население Земли.

Как система, состоит из сфер: экономическая, политическая, социальная, духовная. СИСТЕМА динамическая, т.е. находится в постоянном движении, развитии или регрессе.

- Аграрное (доиндустриальное). С/х производство – 80%, ручной труд, сословия и классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальной структуры, преобладание монархий, господство церкви, малое количество образованных людей, устная передача информации.

- Индустриальное. Капитал, широкое применение механизмов, стандартная деятельность, промышленность – 85 %, классовое деление, социальная мобильность, политические свободы, ценности прогресса, вера в науку, массовая культура, грамотность и образование.

- Информационное (постиндустриальное).Знания, автоматизация производства, компьютеризация общества, индивидуализация в труде, сфера услуг – 66%, стирание классового деления – рост среднего класса, политический плюрализм, особая роль науки, образования, информации.

Социальные институты - совокупность лиц и учреждений, снабженных материально-техническими средствами и выполняющих определенную социальную функцию. Они организуют человеческую деятельность в систему ролей и статусов.

Типы соц. институтов: экономические, политические, семейно-брачные, социально-культурные, религиозные.

Функции: явные (для чего институт нужен) и скрытые (появляются дополнительно, не всегда заметны, например, СМИ влияют на общ.мнение, хотя должны просто передавать информацию

Дисфункция – ситуация, когда явные функции не выполняются, а скрытые приобретают негативный характер.

Институциализация – процесс формирования института.


-80%

Читайте также: