Чайковский песня жаворонка конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Бортникова Екатерина Евгеньевна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

1.Познакомить с творчеством П.И. Чайковского. Учить понимать музыку, видеть музыкальную сущность произведения, анализировать содержание. Учить различать музыкальное звучание оркестрового и инструментального исполнения, откликаться на музыку различного характера.

2.Развивать чувственное восприятие, музыкальность, пластику движений, эстетический вкус, творческие способности.

3.Эстетическое воспитание. Воспитывать любовь к классической музыке, интерес к творчеству композиторов.

1. Организационный момент

- Ребята, отгадайте загадку:

Он родился на Урале,

На рояле он играл,

Выступал и сочинял.

Я, надеюсь, вам знаком?

И Щелкунчик, и Одетта

Нам известны из балетов.

Девять опер сочинил,

Потому он людям мил.

Всюду – в области Ростовской

И во Псковской, и в Московской

2. Рассматривание портрета

- Ребята, кто изображен на портрете?

- Кем является П.И. Чайковский?

- Какие произведения этого композитора вам известны?

- Почему П.И. Чайковский посвятил пьесы природе?

- Что он хотел выразить в своих пьесах?

- Смог ли своей музыкой изменить ваше настроение композитор?

3. Рассматривание иллюстраций к альбому

- Ребята, кто изображен на картинке?

- Как называется эта птица?

- В какое время года появляются жаворонки?

- Почему они возвращаются из теплых стран?

4. Прослушивание пьесы.

- Какой инструмент исполняет пьесу?

- Какой темп, у этой пьесы?

- Расскажите о характере мелодии.

- Услышали ли вы звучание птиц в пьесе?

- С помощью чего изображает композитор пение птиц?

- Какое настроение вызвала у вас пьеса?

- Какую картинку вы представили при прослушивании пьесы?

- Почувствовали теплое и дружеское расположение к себе.

- Начинаем вспоминать самое радостное и светлое.

- Веселый огонек загорается в нашей груди.

- Прекрасная музыка идет в такт вашим радостным переживанием.

- Вы радостно открываете глаза и вдыхаете свежий воздух.

- мы учимся радоваться, дружить и дарить радость другим людям.

6. Повторное прослушивание пьесы.

- Назовите название пьесы, прослушанной на занятии?

- Кем является жаворонок в пьесе?

- Почему мелодия грустная и печальная?

- С помощью чего композитор изображает пение жаворонка?

- Какое настроение возникло у вас на занятии?

1.Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань, 1999.

2. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.

Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый (Если дети на этом занятии отметят смену характера средней части, необходимо остановиться и на её характеристике- тревожная, взволнованная, беспокойная.)

Ход занятия:

(Исполняется пьеса целиком)

Дети: Весёлая, радостная, нежная.

Музыкальный руководитель: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело.

( Повторное слушание)

Второе занятие.

Цель: расширять, уточнять определения характера музыки, выделять три части пье сы в связи со сменой характера средней части.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Сейчас вы услышите отрывок уже знакомой вам пьесы. Вспомните, как она называется и кто её написал? (Исполняется 1-ая часть (ответ детей)

Музыкальный руководитель: А сейчас я сыграю пьесу целиком, и вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?

(Пьеса исполняется целиком)

Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.

Музыкальный руководитель: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно.(Исполняется 2-ая часть) Но вот опять выглянуло солнышко и грусть прошла. (Исполняется 3-я часть) Послушайте пьесу ещё раз целиком.

Третье занятие.

Це ль: закрепить, расширить высказывания детей о смене характера музыки, различение изобразительных моментов, отдельных средств музыкальной выразительности(темп, регистр)

Ход занятия:

Послушайте, как в конце пьесы жаворонок спускается на землю. Его чирикание слышится всё ниже и ниже. Наконец он спустился и исчез в траве. (Исполняется фрагмент- заключение). В прошлый раз мы говорили о том, что жаворонок поёт не всё время одинаково. Послушайте, как он поёт(Исполняется пьеса целиком).(Далее дети отвечают про изменение характера)

Четвёртое занятие.

Цель: различать средства муз выразительности в связи со сменой характера музыки.

Ход занятия:

Правильно! А мелодия имеет уверенное окончание, звучит просветлённо и беззаботно( Исполняет отдельно мелодию). А как звучит средняя часть?(Ответ детей)

Мелодия звучит робко, вопросительно, появляются жалобные, грустные интонации. А как звучит музыка в самом конце пьесы?(Ответ детей)

Послушаем пьесу ещё раз.

Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра. Задачи: - знакомство с новыми музыкальными инструментами;.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Совместная деятельность взрослого и детей

Подготовила Е.Б. Беликова, музыкальный руководитель

Закрепить с детьми знания о приметах весны, традициях русского народа, расширять знания детей о перелетных птицах, познакомить детей с народным обычаем – изготовлением жаворонков

Оборудование: краски, кисточки для раскрашивания жаворонков

зрительный ряд: картины, иллюстрации весны, портрет П.И.Чайковского, изображение жаворонка

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, беседа о народных обычаях, связанных с весной, песнях, закличках, изготовление жаворонков их соленого теста

Дети входят в зал, музыкальный руководитель обращается к детям:

Ещё вчера пушистый

Лежал на крыше снег.

Сегодня звонкий, чистый

Ручья мы слышим смех!

Всех будит ото сна.

Спешит скорей поведать,

Что к нам идёт весна!

Давайте посмотрим вокруг, как все изменилось. Как вы думаете, почему? Хотите узнать?

Наступило такое время года, которое бывает между зимою и летом. Природа сбрасывает с себя снежный покров и оживает. Молодая сочная травка проклёвывается сквозь, залежавшиеся островки ещё нерасстаявшего снега. На деревьях образовываются почки, солнышко нас будет чаще радовать. Ручейки в лесах вновь заиграют задорную мелодию, тем самым подавая сигнал птицам, что пора возвращаться с дальних стран в родные края. С прибытием птиц воздух наполняется весёлым щебетаньем, и жизнь становится всё краше и краше!

Что же случилось?

Да, вы правы, наступает весна. Люди всегда очень ждут ее прихода, а если она задерживается, то зовут ее. Хотите позвать весну?

(дети садятся)

Музыкальный руководитель:

Ребята, наступает весна, и мы, когда гуляем, можем видеть её приметы. Поделитесь со мной тем, что вы наблюдаете на прогулке.

Тает снег, проталины, бегут ручейки, солнышко ярче и теплее светит,

появляется из - под снега зеленеющая травка, громко щебечут птицы.

Музыкальный руководитель:

А какой характер у весны? Какая она бывает? Её по-разному называют!

Прихотливая, прохладная, роскошная, румяная, светозарная, слякотная, солнечная, студёная, травянистая, туманная, цветущая, звонкая, молодая, поющая, благодатная, стремительная, соловьиная, беспокойная, всеоживляющая.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какие пословицы, поговорки знаете?

Гром ранней весной - перед холодом.

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое.

Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель с водой, май с травой.

Дождь в мае, жди урожая.

Ранний прилёт грачей, жаворонков к тёплой весне.

Музыкальный руководитель:

Да, весна - желанная гостья, её всегда ждут. На Руси красавицу весну ждали, закликали, что бы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Ты где была, ты с чем пришла?

-За морем бывала, весну добывала,

Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

В русском народе говорят, что настоящую тёплую весну приносят на своих крыльях птицы, и особенно почитали за это жаворонков. Жаворонок – это маленькая полевая певчая птичка, она одна из первых прилетает к нам. Еще только начинают появляться в марте первые проталинки, а жаворонок уже тут как тут! Он похож на воробья, но отличается сильным и красивым голосом. Его пение мелодичное, радостное! Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков. Печёных птичек раздавали детям, они бегали по улице, рассаживали на деревьях, крышах, проталинах, подбрасывали вверх и пели такую закличку:

Красно лето принесите,

Весь хлеб поела!

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

Вы услышали голос жаворонка?

Какое настроение вызывает его песня?

Весёлое, забавное, полётное.

Музыкальный руководитель:

А какой приём, мелодический оборот, подражающий птичьему пению,

использован в пьесе?

Трель, это быстрая смена звуков, которая делает перелив.

Музыкальный руководитель:

Трель жаворонка помогла нам услышать флейта! А вы помните этот музыкальный инструмент? Опишите мне флейту и звуки, которые она издает?

Музыкальный руководитель:

Какие вы ещё услышали инструменты?

Музыкальный руководитель:

(повторное слушание пьесы)

Беседа с детьми:

На что вы обратили внимание при прослушивании?

Дети говорят о том, что пьеса исполняется только на одном музыкальном инструменте – рояле.

Да, рояль – это очень сильный инструмент, с его помощью тоже можно передать все богатство музыки, звуков.

Использовала ли девочка музыкальный прием трель?

Каким вы увидели жаворонка в этой пьесе?

Он маленький, быстрый- высокие звуки,

Веселый, звонко поет - мажорный лад

взлетает, подпрыгивает- коротенькие трели, отрывистое звучание

Вам понравилось слушать маленькую пианистку?

Как вы думаете, где девочка могла так научиться играть?

Музыкальный руководитель:

Мы говорили с вами уже о том, что весной хозяйки на Руси пекли из теста жаворонков. Я знаю, что вы с Ольгой Васильевной тоже сделали из соленого теста жаворонков. Фигурки почти готовы, осталось их только раскрасить. Давайте доделаем наших жаворонков в подарок гостям, пусть и другие дети, как мы с вами, тоже позовут весну.

(дети доделывают поделки, звучит музыка)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята, вы сегодня очень старались.

Скажите, что было вам сегодня интереснее всего делать?

А что было сложно?

Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о великом композиторе и об одном из его произведений.

Петр Ильич Чайковский — один из композиторов, чье музыкальное наследие вошло в золотой фонд классической музыки мира.

В альбом входит 24 пьесы для фортепиано. Исследователи творчества Петра Ильича Чайковского и в целом мировой истории музыки говорят о том, что данный альбом наряду с сочинениями Дебюсси, Равеля, Шумана, Грига и т.д. стал важной составляющей золотого фонда музыки для детей и положил своеобразное начало для написания подобной музыки в принципе.

Как вы думаете какова цель нашего занятия?

Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый

Дети:тишина

Как вы думаете как называется пьеса?

Как поёт жаворонок, какая по настроению эта музыка? Какова её характеристика?

Дети: тревожная, взволнованная, беспокойная.

Дети: Весёлая, радостная, нежная.

Педагог: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело. повторное слушание

Педагог: Давайте прослушаем еще раз.

Педагог: Постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?

Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.

Педагог: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно.

А как вы думаете какой жанр? Этот танец ,песня или марш?

А почему вы так думаете?

Итак, ребята о каком композиторе мы сегодня говорили?

Какое название было у пьесы?

Молодцы, ребята, верно

Спасибо за занятие , мне сегодня было очень приятно с вами работать,до новых встреч!

Автор: Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика Карелия
Описание: Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательной средней школы
Цель: Расширение знаний детей о музыке П.И Чайковского,обогащение знаний о поведении птиц весной.
Задачи:
-Расширять и уточнять представления о трёхчастной форме произведений П.И. Чайковского



Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)


О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.

Читайте также: