Чайковский песня жаворонка конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Бортникова Екатерина Евгеньевна
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск
1.Познакомить с творчеством П.И. Чайковского. Учить понимать музыку, видеть музыкальную сущность произведения, анализировать содержание. Учить различать музыкальное звучание оркестрового и инструментального исполнения, откликаться на музыку различного характера.
2.Развивать чувственное восприятие, музыкальность, пластику движений, эстетический вкус, творческие способности.
3.Эстетическое воспитание. Воспитывать любовь к классической музыке, интерес к творчеству композиторов.
1. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадку:
Он родился на Урале,
На рояле он играл,
Выступал и сочинял.
Я, надеюсь, вам знаком?
И Щелкунчик, и Одетта
Нам известны из балетов.
Девять опер сочинил,
Потому он людям мил.
Всюду – в области Ростовской
И во Псковской, и в Московской
2. Рассматривание портрета
- Ребята, кто изображен на портрете?
- Кем является П.И. Чайковский?
- Какие произведения этого композитора вам известны?
- Почему П.И. Чайковский посвятил пьесы природе?
- Что он хотел выразить в своих пьесах?
- Смог ли своей музыкой изменить ваше настроение композитор?
3. Рассматривание иллюстраций к альбому
- Ребята, кто изображен на картинке?
- Как называется эта птица?
- В какое время года появляются жаворонки?
- Почему они возвращаются из теплых стран?
4. Прослушивание пьесы.
- Какой инструмент исполняет пьесу?
- Какой темп, у этой пьесы?
- Расскажите о характере мелодии.
- Услышали ли вы звучание птиц в пьесе?
- С помощью чего изображает композитор пение птиц?
- Какое настроение вызвала у вас пьеса?
- Какую картинку вы представили при прослушивании пьесы?
- Почувствовали теплое и дружеское расположение к себе.
- Начинаем вспоминать самое радостное и светлое.
- Веселый огонек загорается в нашей груди.
- Прекрасная музыка идет в такт вашим радостным переживанием.
- Вы радостно открываете глаза и вдыхаете свежий воздух.
- мы учимся радоваться, дружить и дарить радость другим людям.
6. Повторное прослушивание пьесы.
- Назовите название пьесы, прослушанной на занятии?
- Кем является жаворонок в пьесе?
- Почему мелодия грустная и печальная?
- С помощью чего композитор изображает пение жаворонка?
- Какое настроение возникло у вас на занятии?
1.Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. – Казань, 1999.
2. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.
Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый (Если дети на этом занятии отметят смену характера средней части, необходимо остановиться и на её характеристике- тревожная, взволнованная, беспокойная.)
Ход занятия:
(Исполняется пьеса целиком)
Дети: Весёлая, радостная, нежная.
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело.
( Повторное слушание)
Второе занятие.
Цель: расширять, уточнять определения характера музыки, выделять три части пье сы в связи со сменой характера средней части.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Сейчас вы услышите отрывок уже знакомой вам пьесы. Вспомните, как она называется и кто её написал? (Исполняется 1-ая часть (ответ детей)
Музыкальный руководитель: А сейчас я сыграю пьесу целиком, и вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?
(Пьеса исполняется целиком)
Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.
Музыкальный руководитель: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно.(Исполняется 2-ая часть) Но вот опять выглянуло солнышко и грусть прошла. (Исполняется 3-я часть) Послушайте пьесу ещё раз целиком.
Третье занятие.
Це ль: закрепить, расширить высказывания детей о смене характера музыки, различение изобразительных моментов, отдельных средств музыкальной выразительности(темп, регистр)
Ход занятия:
Послушайте, как в конце пьесы жаворонок спускается на землю. Его чирикание слышится всё ниже и ниже. Наконец он спустился и исчез в траве. (Исполняется фрагмент- заключение). В прошлый раз мы говорили о том, что жаворонок поёт не всё время одинаково. Послушайте, как он поёт(Исполняется пьеса целиком).(Далее дети отвечают про изменение характера)
Четвёртое занятие.
Цель: различать средства муз выразительности в связи со сменой характера музыки.
Ход занятия:
Правильно! А мелодия имеет уверенное окончание, звучит просветлённо и беззаботно( Исполняет отдельно мелодию). А как звучит средняя часть?(Ответ детей)
Мелодия звучит робко, вопросительно, появляются жалобные, грустные интонации. А как звучит музыка в самом конце пьесы?(Ответ детей)
Послушаем пьесу ещё раз.
Группа струнных смычковых инструментов. Конспект урока по слушанию музыки во 2 классе ДМШ Цель: расширить знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра. Задачи: - знакомство с новыми музыкальными инструментами;.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Совместная деятельность взрослого и детей
Подготовила Е.Б. Беликова, музыкальный руководитель
Закрепить с детьми знания о приметах весны, традициях русского народа, расширять знания детей о перелетных птицах, познакомить детей с народным обычаем – изготовлением жаворонков
Оборудование: краски, кисточки для раскрашивания жаворонков
зрительный ряд: картины, иллюстрации весны, портрет П.И.Чайковского, изображение жаворонка
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, беседа о народных обычаях, связанных с весной, песнях, закличках, изготовление жаворонков их соленого теста
Дети входят в зал, музыкальный руководитель обращается к детям:
Ещё вчера пушистый
Лежал на крыше снег.
Сегодня звонкий, чистый
Ручья мы слышим смех!
Всех будит ото сна.
Спешит скорей поведать,
Что к нам идёт весна!
Давайте посмотрим вокруг, как все изменилось. Как вы думаете, почему? Хотите узнать?
Наступило такое время года, которое бывает между зимою и летом. Природа сбрасывает с себя снежный покров и оживает. Молодая сочная травка проклёвывается сквозь, залежавшиеся островки ещё нерасстаявшего снега. На деревьях образовываются почки, солнышко нас будет чаще радовать. Ручейки в лесах вновь заиграют задорную мелодию, тем самым подавая сигнал птицам, что пора возвращаться с дальних стран в родные края. С прибытием птиц воздух наполняется весёлым щебетаньем, и жизнь становится всё краше и краше!
Что же случилось?
Да, вы правы, наступает весна. Люди всегда очень ждут ее прихода, а если она задерживается, то зовут ее. Хотите позвать весну?
(дети садятся)
Музыкальный руководитель:
Ребята, наступает весна, и мы, когда гуляем, можем видеть её приметы. Поделитесь со мной тем, что вы наблюдаете на прогулке.
Тает снег, проталины, бегут ручейки, солнышко ярче и теплее светит,
появляется из - под снега зеленеющая травка, громко щебечут птицы.
Музыкальный руководитель:
А какой характер у весны? Какая она бывает? Её по-разному называют!
Прихотливая, прохладная, роскошная, румяная, светозарная, слякотная, солнечная, студёная, травянистая, туманная, цветущая, звонкая, молодая, поющая, благодатная, стремительная, соловьиная, беспокойная, всеоживляющая.
Музыкальный руководитель:
Ребята, какие пословицы, поговорки знаете?
Гром ранней весной - перед холодом.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно - лето будет сухое.
Длинные сосульки - к долгой весне.
Апрель с водой, май с травой.
Дождь в мае, жди урожая.
Ранний прилёт грачей, жаворонков к тёплой весне.
Музыкальный руководитель:
Да, весна - желанная гостья, её всегда ждут. На Руси красавицу весну ждали, закликали, что бы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Ты где была, ты с чем пришла?
-За морем бывала, весну добывала,
Уж ты, пташечка, ты залетная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
В русском народе говорят, что настоящую тёплую весну приносят на своих крыльях птицы, и особенно почитали за это жаворонков. Жаворонок – это маленькая полевая певчая птичка, она одна из первых прилетает к нам. Еще только начинают появляться в марте первые проталинки, а жаворонок уже тут как тут! Он похож на воробья, но отличается сильным и красивым голосом. Его пение мелодичное, радостное! Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков. Печёных птичек раздавали детям, они бегали по улице, рассаживали на деревьях, крышах, проталинах, подбрасывали вверх и пели такую закличку:
Красно лето принесите,
Весь хлеб поела!
Музыкальный руководитель:
Музыкальный руководитель:
Вы услышали голос жаворонка?
Какое настроение вызывает его песня?
Весёлое, забавное, полётное.
Музыкальный руководитель:
А какой приём, мелодический оборот, подражающий птичьему пению,
использован в пьесе?
Трель, это быстрая смена звуков, которая делает перелив.
Музыкальный руководитель:
Трель жаворонка помогла нам услышать флейта! А вы помните этот музыкальный инструмент? Опишите мне флейту и звуки, которые она издает?
Музыкальный руководитель:
Какие вы ещё услышали инструменты?
Музыкальный руководитель:
(повторное слушание пьесы)
Беседа с детьми:
На что вы обратили внимание при прослушивании?
Дети говорят о том, что пьеса исполняется только на одном музыкальном инструменте – рояле.
Да, рояль – это очень сильный инструмент, с его помощью тоже можно передать все богатство музыки, звуков.
Использовала ли девочка музыкальный прием трель?
Каким вы увидели жаворонка в этой пьесе?
Он маленький, быстрый- высокие звуки,
Веселый, звонко поет - мажорный лад
взлетает, подпрыгивает- коротенькие трели, отрывистое звучание
Вам понравилось слушать маленькую пианистку?
Как вы думаете, где девочка могла так научиться играть?
Музыкальный руководитель:
Мы говорили с вами уже о том, что весной хозяйки на Руси пекли из теста жаворонков. Я знаю, что вы с Ольгой Васильевной тоже сделали из соленого теста жаворонков. Фигурки почти готовы, осталось их только раскрасить. Давайте доделаем наших жаворонков в подарок гостям, пусть и другие дети, как мы с вами, тоже позовут весну.
(дети доделывают поделки, звучит музыка)
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята, вы сегодня очень старались.
Скажите, что было вам сегодня интереснее всего делать?
А что было сложно?
Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о великом композиторе и об одном из его произведений.
Петр Ильич Чайковский — один из композиторов, чье музыкальное наследие вошло в золотой фонд классической музыки мира.
В альбом входит 24 пьесы для фортепиано. Исследователи творчества Петра Ильича Чайковского и в целом мировой истории музыки говорят о том, что данный альбом наряду с сочинениями Дебюсси, Равеля, Шумана, Грига и т.д. стал важной составляющей золотого фонда музыки для детей и положил своеобразное начало для написания подобной музыки в принципе.
Как вы думаете какова цель нашего занятия?
Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый
Дети:тишина
Как вы думаете как называется пьеса?
Как поёт жаворонок, какая по настроению эта музыка? Какова её характеристика?
Дети: тревожная, взволнованная, беспокойная.
Дети: Весёлая, радостная, нежная.
Педагог: Правильно, музыка солнечная, светлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело. повторное слушание
Педагог: Давайте прослушаем еще раз.
Педагог: Постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?
Дети: Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело.
Педагог: Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное светило солнышко и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно.
А как вы думаете какой жанр? Этот танец ,песня или марш?
А почему вы так думаете?
Итак, ребята о каком композиторе мы сегодня говорили?
Какое название было у пьесы?
Молодцы, ребята, верно
Спасибо за занятие , мне сегодня было очень приятно с вами работать,до новых встреч!
Автор: Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика Карелия
Описание: Конспект может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей музыки общеобразовательной средней школы
Цель: Расширение знаний детей о музыке П.И Чайковского,обогащение знаний о поведении птиц весной.
Задачи:
-Расширять и уточнять представления о трёхчастной форме произведений П.И. Чайковского
Если рядом появляется голос соперника, хозяин участка бросается и прогоняет его со своей территории.
А вот птицам другого вида селиться разрешается, потому что у таких соседей корм и материал для гнезда другие. С ними спорить не о чем.
Вот представьте, подыскал место для гнезда будущий папа и начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Услышит будущая птичья мама одну песенку, вторую, третью и выберет самую красивую и прилетит.
Давайте сейчас послушаем, как же поёт весной жаворонок. Петр Ильич Чайковский в этом произведении рассказал только об одной птичке, как он её услышал.
Над полем жаворонок вьется,
Во ржи синеют васильки,
И солнце весело смеется
В прозрачном зеркале реки.
Всех заглушил. На весь лесок
Звенит задорный голосок.
(Бережная С.)
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
Читайте также:
- Жаргонизмы 6 класс конспект урока ладыженская презентация
- Синонимия согласованных и несогласованных определений конспект
- Музыка дружит не только с поэзией урок музыки 5 класс конспект
- Конспект народная игрушка 1 младшая
- Конспект занятия по художественной литературе во второй младшей группе сказка теремок