Синонимия согласованных и несогласованных определений конспект

Обновлено: 04.07.2024

- развивающая: развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;

- воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств личности, интерес к культуре родного края.

Оборудование: компьютер, презентация учителя, раздаточный материал.

- Постановка целей и задач урока:

-Научиться различать согласованные и несогласованные определения, употреблять их в речи (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания (упр. 321)

- Прочитайте нераспространенное предложение. Объясните свой выбор. Найдите грамматическую основу предложения. Чем выражены подлежащее и сказуемое?

III. Актуализация знаний. (Стадия вызова)

  • Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными.
  • Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
  • Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.

Таблица для проверки (слайд 6)

2) Работа с деформированным текстом.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. .

Дон река ш.рокая и кр.сивая.

Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

Представление результата деятельности (слайд 7)

Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

- Определите тему текста. (река Дон).

- Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и станицы донского края) (слайды 8,9)

- Приходилось вам путешествовать по реке Дон?

Орфографический и пунктуационный анализ.

- Объедините орфограммы по группам.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

-Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?

Проверьте (слайд 10)

3 ) Работа со словарной статьей (слайд 11)

-Перед вами словарная статья из словаря

Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)

  1. Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
  2. Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
  3. Одна из форм судебного решения. Определение суда.

Решение, постановление суда (устар.).

- Прочитайте тему урока. Что вы хотите узнать об определении? (что такое согласованные и несогласованные определения)

- Как вы думаете, какие определения называются согласованными? Несогласованными? (записываются все предположения)

IV. Изучение нового материала (Стадия осмысления содержания)

- прочитайте текст на стр. 152, знаками отмечайте новое и известное в тексте.

- Что нового узнали?

_ Какие вопросы остались?

- Доработаем кластер с учетом изученного материала.

2) Продолжение работы с исходным текстом (слайд 15)

- Найдите в тексте несогласованные определения (выписать на доске: прогулку по Дону, желание совершить, прогулку на катере, прогулку на лодке)

V. Закрепление изученного.

1) Распределительный диктант:

- Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:

Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.

- Как вы считаете, какие определения лучше: согласованные или несогласованные? Проведем лингвистический эксперимент: замените согласованные определения синонимичными несогласованными и наоборот. Все ли определения заменяются? (Нет )

- Несогласованные определения обозначают признак предмета более полно, т. к. передают дополнительные значения, к ним можно поставить два вопроса. Согласованные определения более привычны.

- Можно ли сказать, что какой-то вид определений предпочтительней?

- Какую роль они играют в языке?

-Эти знания вам понадобятся для выполнения задания В2 при сдаче ГИА.

3) Творческое задание (на выбор)

Продолжим путешествие и отправимся на верхний Дон, в ст. Вешенскую. (слайд 17) С чьим именем связано это место? Что вы знаете о писателе М. А. Шолохове? Кто из вас был в ст. Вешенской?

- Знаком ли вам этот памятник? (Памятник Григорию и Аксинье в ст. Вешенская). Его можно наблюдать, путешествуя по реке Дон.

Рассказ учителя об истории создания памятника ( Проект монументально-декоративной скульптуры "Григорий и Аксинья" заслуженный художник УССР Н.В. Можаев создал еще в 1957 г. Однако отлили памятник лишь в 1991 г., и первоначально установили на набережной Ростова-на-Дону. Семь лет спустя статую перенесли в Вешенскую)

Я предлагаю вам на выбор: 1) продолжите рассказ, представив, что вы путешествуете на лодке. Опишите памятник, используя согласованные и несогласованные определения. 2) описать донскую степь, употребив в тексте согласованные и несогласованные определения 3) индивидуальное задание (карточка)- упражнение в умении различать согласованные и несогласованные определения по тексту М. А. Шолохова.

Представление результатов деятельности.

- Почему нам близка эта тема? (Мы живем на Дону, поэтому нам интересна культура и история родного края)

V. Обобщение изученного (стадия рефлексии)

1) Составление сводной таблицы - для сильных обучающихся, тест – для слабых обучающихся.


В данной статье, предназначенной для учащихся 8 класса, рассмотрим, что такое согласованные и несогласованные определения, в чем заключаются различия между ними, каковы способы выражения согласованных и несогласованных определений.

Определения

Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? каков? чей?.

Определения бывают согласованными и несогласованными.

Многие согласованные определения можно превратить в несогласованные (ночное дежурство – дежурство по ночам), а многие несогласованные определения можно превратить в согласованные (платье в полоску – полосатое платье).

Согласованные определения

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в падеже, числе и роде.

Согласованные определения чаще всего выражаются именами прилагательными, порядковыми именами числительными, местоимениями (кроме ее, его, их), причастиями, в том числе и одиночными.

  • Марина рисовала красными, фиолетовыми, синими и зелеными карандашами.
  • Она дала ему вторую ложку.
  • Мама купила красивое платье.
  • Даша смотрела на нашу собаку.
  • Любовалась зеленеющей природой.

Несогласованные определения

Несогласованное определение – это определение, которое не ставится в ту же форму, что и определяемое слово. Грамматическая форма зависимого слова, коим и является несогласованное определение, не совпадает с грамматической формой главного слова.

Несогласованные определения отличаются от согласованных определений тем, что между главным и зависимым словами в словосочетании вид связи не согласование.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом чаще всего управлением и реже – примыканием.

О том, какими бывают способы выражения несогласованных определений, скажет следующая таблица с примерами:

Способ выражения

Пример

Платье в горошек, улицы Москвы

Стремление осознать, желание работать

Имя прилагательное в сравнительной степени

Листы побелее, животное покрупнее

Притяжательные местоимения ее, его, их

Ее работа, его жизнь

Губы бантиком, яйца всмятку

Девушка с голубами глазами, парень высокого роста

Что мы узнали?

Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованные определения связаны с определяемым словом согласованием, несогласованные определения связаны управлением, реже – примыканием. Согласованные определения, которые чаще всего выражены именами прилагательными, порядковыми именами числительными, местоимениями (кроме ее, его, их), причастиями, согласуются с главным словом в падеже, числе и роде. Несогласованные определения, которые чаще всего выражены имена существительными, инфинитивами, именами прилагательными в сравнительной степени, притяжательными местоимениями ее, его, их, наречиями, сочетаниями слов, не ставятся в ту же форму, что и определяемое слово. Согласованные определения можно превратить в несогласованные, и наоборот.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.

Познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научить находить согласованные определения в тексте.

Научить различать несогласованные определения и сказуемое.

Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

Развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения.

Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.

Воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

Оборудование: Учебник для 8 класса/ Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова и др. – М.:Просвещение, 2014г. , карточки с заданиями для групп,карточки для самостоятельной работы каждого ученика, ИКТ

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок несколько необычно. Скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас? Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

2.Проверка домашнего задания. Упр.101.Повторение предыдущих правил о двусоставном предложении.

3 .- А теперь, ребята, посмотрите на экран ( С лайд № 1)

- Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? … ( И.Бунин)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)

- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова ? (Эпитеты)

- Что такое эпитет? (Художественное определение)

-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. А сейчас давайте вспомним, что мы с вами знаем об определении.

4. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Сформулируйте цель нашего урока. ( овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научиться находить согласованные определения в тексте.

Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.

Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

5.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу

Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад. (слайд №3)

Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд. (слайд №4)

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив. (слайд №5)

А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

Какой вывод мы можем сделать?

Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?

1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. если да, то это согласованное определение

4. если нет, то это несогласованное определение.

Итак, справились мы с 1 задачей?

6.Первичная проверка понимания.

А) Работа с учебником – упражнение 109 стр.70 (работа у доски)

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.

Карточка

Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:

Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.

Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения

Проверка .

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Итак, выполнили мы следующую задачу?

7. Физкультминутка.

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)

8. А сейчас обратимся к заданиям на карточках и устно поработаем в парах.

- Прочитайте предложения и определите, каким членом предложения являются выделенные слова в данных предложениях. Замените согласованные определения несогласованными и наоборот.(слайд №6)

Образец - Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий .

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный .

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

Комиссия представила убедительные аргументы . - Доводы комиссии были очень убедительные .

- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

9. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно.

(Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов

Взаимопроверка (работа в парах)

1. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

1.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

10.Тестирование:

Дом в тир этажа

Девушка с голубыми глазами

Взаимопроверка: Н С С Н С Н Н С С С Н Н

11.Развитие речи. А теперь ребята, давайте вернёмся к началу урока и попробуем составить

небольшой текст-описание об осеннем лесе используя согласованные и несогласованные определения (каждая группа составляет по 4 предложения)

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета или явления.

старый (Какой?) дом; дом (Какой?) из кирпича; полосатое (Какое?) платье; платье (Какое?) в полоску; мамин (Чей?) шарф; шарф (Чей?) мамы; (Которое?) третье октября.

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.

улочки (Какие? Чего?) Риги , бокал (Какой? Из чего?) из хрусталя , лестница (Какая? Куда?) на чердак ;

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Имя существительное, местоимение-существительное с предлогом или бездома из камня , мужчина в бороде , полёт шмеля
Неопределённая форма глагола (инфинитив)желание знать , стремление понять
Наречиеброви вразлёт , поворот направо
Прилагательное в сравнительной степениткачихи помоложе , сливы позеленее
Притяжательные местоимения их правила, наш дом
Словосочетаниядама пожилых лет , девушка высокого роста

Иногда несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, сочетают значения определений со значениями дополнений и обстоятельств.

Приложение — это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Читайте также: