Конспект урока землетрясения и вулканы 6 класс география

Обновлено: 07.07.2024

Закрепить знания о формах поверхности Земли: горах, дать представление о землетрясениях, вулканах, их строении, причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов.

Сформировать у учащихся представление о опасностях и пользе вулканических извержений;

Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Коррекция и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи между поверхностью Земли и возможными катаклизмами, происходящими в ее недрах с опорой на фактический материал.

Совершенствовать навыки монологической речи посредством проговаривания и объяснения различного рода заданий.

Развитие мелкой моторики и творческих способностей при работе с пластилином.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход урока:
1. Орг. момент.

Доброе утро. Я рада видеть всех вас.

Все пришли вы на урок, не опаздывая, в срок.

Вы готовы отвечать? А пятёрки получать?

Спинки все расправили, учебники поправили?

Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Психоэмоциональный настрой на урок.

Внимательно послушайте, если вы согласны с моим утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, если думаете иначе, то хлопать не надо. Давайте попробуем.

- Я благодарна вам за эти минуты откровения.

3. Словарная работа.

Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках поднимаем руку и отвечаем.

Она бывает разной: теплой, холодной, пасмурной, дождливой. Она меняется в зависимости от времени года ПОГОДА.

Всё, что выпадает с неба: дождь, град, снег- это ОСАДКИ.

Условная линия, которую мы видим на открытой местности между небом и землёй ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА.

Север, юг, запад, восток СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА.

Прибор, который можно использовать если потерялся в лесу КОМПАС.

Обширные пространства ровной поверхности РАВНИНЫ.

4. Проверка пройдённого материала.

- Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.

- Что такое овраг, назовите мне части оврага

- Как люди боятся с оврагами.

t1589552879aa.jpg

Вводная беседа. Систематизация знаний.

- Отгадав загадку, вы сможете определить тему урока.

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег!

- О чем мы сегодня будем говорить? Ответы детей (о горах).

6. Изучение нового материала.

- Тема нашего урока: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- На уроке мы узнаем: что такое горы, строение гор, что такое землетрясения, вулкан и как происходит извержение вулкана.

Горы – обширные возвышения над окружающей местностью . Записать в тетради.

Между горами располагаются понижения – это горные долины. Записать в тетради. Горные долины – это понижения между горами.

Там селятся люди распахивают поля, пасут животных.

Гора, как и холм имеет вершину, склон, и подножье. В тетради зарисуйте схему.

t1589552879ab.jpg

Горы располагаются друг за другом и образуют горные хребты. Их протяжённость может достигать несколько сотен километров. А самый высокий хребет может достигать высоты до 7000 метров.

По высоте горы распределяются на низкие, средние и высокие.

t1589552879ac.jpg

У низких гор вершины округлой формы. У высоких гор вершины часто заострены в виде пиков и покрыты снегом и льдом.

Высокие горы обычно окружают низкие горы и холмы, их называют предгорья. Склоны гор покрыты растительностью – травами, кустарниками, деревьями, которые на большой высоте сменяются снегом и льдом.

t1589552879ad.jpg

В горах часто можно наблюдать сход снежных лавин, обвалы. После обильных дождей с гор стекают грязевые потоки воды с камнями, принося людям большие ущербы.

На карте горы обозначены коричневым цветом.

t1589552879ae.jpg

В горах часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Это очень грозное явления природы.

Слово вулкан берет начало от римского бога Вулкана.

t1589552879af.jpg

Земля начинает дрожать, слышится рокот, рассыпаются вершины гор. Небо темнеет, его освещают зигзаги молний и вспышки. Воздух становится удушливым и едким. В давние времена перепуганные люди считали, что извержения вулканов происходят по воле рассерженных богов или богинь, великанов или злых духов. Некоторые называли вулканы вратами ада. Иногда в кратеры вулканов бросали людей, принося их в жертву богам, которых надеялись умилостивить.

В действительности все не так. Земля имеет слоистое внутреннее строение. В её центре расположено ядро, затем следует мантия и земная кора. Земная кора на земле различной толщены, в горных районах она больше, на равнинах меньше. Мантия разогрета от ядра, её температура более 1000. Вещество в мантии постоянно движется. В центре земли расположено ядро, оно состоит в основном из железа и никеля. Температура ядра достигает до 6000 градусов. Землетрясения и извержения вулканов происходит там, где происходит разлом земной коры.

t1589552879ag.jpg

Запишите в тетрадях:

Кратер – воронка на вершине вулкана

Жерло – канал внутри вулкана

Лава – раскалённая жидкость, вытекающая из вулкана.

Мы вулканы изучали и немножечко устали,

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх поднятии

Всторены, вперёд, назад.

Повернулись в право, в лево.

Тихо сели вновь за дело.

Более 1000 землетрясений происходит на нашей планете за год. Они приносят разрушения, уносят жизни людей.

Ученых, которые занимаются изучением вулканов называют – вулканологи.

Людей, которые поднимаются в горы называют альпинистами. Они поднимаются в горы не большими группами и это тренированные и подготовленные люди.

А сейчас я предлагаю вам из пластилина смастерить вулкан. У вас на столе

пластилин, одноразовые тарелки, вл. салфетки, картон. После выполнения работы приведите в порядок рабочее место.

8. Подведение итогов урока.

Соотнесите слова с понятием.

t1589552879ah.jpg

9. Рефлексия, выставление оценок.

У каждого из вас есть смайлики, покажите ваше настроение. Что на уроке вам показалось самым интересным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на изучение новой темы. На уроке работа с контурной картой.

Урок географии в 6 классе

Тема урока: Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Цель урока: сформировать представление о видах движений в земной коре, о медленных колебаниях в земной коре, о землетрясениях, вулканах, гейзерах.

- развивающие: продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы в группах по поиску, предъявлению и обобщению информации

- воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.

Формировать УУД:

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;

Регулятивные: -умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;

-осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, задания для пар.

Основные понятия: землетрясение, вулкан, гейзер, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, сейсмология, сейсмограф, очаг магмы, жерло, лава, кратер

1.Организационный момент.

Приглашаю совершить путешествие в глубины литосферы.

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Давайте проверим готовы ли вы к уроку!

Работа с журналом, проверка посещаемости.

2.Проверка домашнего задания

С целью актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1. Фронтальный опрос:

1. Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)

2. Назовите осадочные породы органического происхождения (уголь, торф, известняк, мел и др.)

3. Назовите осадочные породы химического происхождения. (соли)

4. Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит)

2.Географический диктант

1. Внутренние оболочки Земли (1).

2. Самую высокую температуру из них имеет (2).

3.Из магмы состоит (3).

4. Самая тонкая оболочка – (4).

5. Соприкасается с другими оболочками Земли (5).

6. Толщина земной коры под океанами --- (6) км, под равнинами суши – (7) км.

7. Океаническая земная кора не имеет слоя.

8.Какая оболочка начинается от астеносферы? (8)

.Взаимопроверка. слайд 1

1. Ядро, мантия, земная кора.

3. Актуализация знаний:

Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли.

Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, слайд 2 которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания древних кораблей у самой воды. Сейчас причальные кольца находятся не у самой кромки воды.

Как вы думаете почему? (Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась). А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе? Т.е. земная кора движется. Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? Движение земной коры. слайд 3 (Учащиеся записывают тему урока, учитель контролирует осанку)

4. Изучение нового материала

Для нас земная кора всегда ассоциируется с чем – то неподвижным, стабильным. Однако это не совсем так. Земная кора постоянно находится в движении.

Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.

Земная кора состоит из плит, на которых располагаются материки и океаны. Эти плиты постоянно движутся. Движения земной коры могут быть: вертикальные и горизонтальные.

Давайте вместе с вами рассмотрим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре и перенесем ее в тетрадь) слайд 4


Примером быстрых движений может служить такое явление как землетрясение.

Землетрясение – подземные толчки и колебания поверхности Земли, к которым приводит разрыв в толще земной коры горных пород. Это очень опасное природное явление, в результате которого может в очень короткое время измениться рельеф местности, образоваться резкие обрывы в земной коре и разрушаться целые города. слайд 5


слайд 6. Место в земной коре, где возник разрыв горных пород, называют очагом землетрясения. От очага колебания земной коры распространяются во все стороны как волны: чем дальше от очага, тем слабее толчки.

Место, расположенное над очагом на поверхности Земли, называют эпицентром землетрясения. Эпицентр – самое опасное место во время землетрясения, потому что здесь наблюдаются самые большие толчки.


Наука, изучающая землетрясения, называют сейсмологией, а специальный измерительный прибор, который измеряет колебаний земной коры, называют сейсмографом. слайд 7


Для того, чтобы оценить, насколько разрушительным будет землетрясение, ученые разработали 12-балльную шкалу оценки силы землетрясения.

Давайте попробуем ее проанализировать.

Ребята, я вам раздам таблицы с характеристикой землетрясений разной силы. слайд 8


- познакомиться с данной характеристикой;

- поделить на три группы и подписать их словом или выражением в котором кроется сила разрушения.

На выполнение задания у вас 3 минуты.

После выполнения задания учитель называет баллы землетрясения, а учащиеся дают ему характеристику одним словом ( при проверке учащихся можно спрашивать в хаотичном порядке).

Слабые – 1-4 баллов – землетрясения, которые чаще всего не ощущаются людьми или ощущаются домашними животными. Сильные – 5-7 баллов. Такие землетрясения ощущаются всеми людьми, лопаются оконные стёкла, качаются люстры, могут наблюдаться оползни. Разрушительные – более 8 баллов. Землетрясения такой мощности разрушают здания, мосты, фундамент, могут изменять русла рек.

Физкультминутка слайд 9

- Как вы думаете, почему происходят землетрясения?

Земная кора состоит из плит, которые постоянно двигаются. При их столкновении возникают подземные толчки – землетрясения.

– А где именно на поверхности будут наблюдаться самые серьёзные нарушения?

- В центре землетрясения, т.е. в его очаге – это место, где происходит сдвиг горных пород.(записать определение в тетрадь)

– Правильно. А над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения – эпицентр. (записать в тетрадь)

Колебания земной коры передаются на большие расстояния. Как вы думаете, какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения.

- Чем ближе к эпицентру располагаются какие-либо постройки, тем они больше страдают от разрушений.

– Сделаем вывод, что такое землетрясение? Учащиеся формулируют определение пользуясь учебником с. 75и записывают в тетрадь.

Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.

Постараемся разобраться в причинах возникновения этого явления природы.

Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.

По электронному приложению и рис. 51 учитель знакомит учащихся со строением вулкана. Слайд 10


Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни.

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

Давайте дадим определение таким понятиям как : слайд 11

Очаг магмы – место на глубине, где плавится магма.

Жерло – канал внутри вулкана, через который магма поднимается из очагов вулкана к кратеру.

Лава – это огненно – жидкий, преимущественно силикатный расплав, изливающийся во время вулканических извержений на земную поверхность.

Кратер – это чашеобразные или воронковидные углубления, образующиеся на поверхности Земли.

Теперь рассмотрим какие бывают вулканы. слайд 12

Классификация вулканов


А теперь работа в парах. Приступаем к работе с контурными картами.

Ваша задача, пользуясь физической картой полушарий в учебнике стр.176-177 обозначить следующие действующие вулканы. Слайд 13.

Времени вам дано 5 минут.

ВЛК. КОТОПАХИ 5897 0°южной широты. 78° западной долготы

ВЛК.ОРИСАБА 5610 19°сверной широты. 97°западной долготы

ВЛК. КЛЮЧЕВАЯ СОПКА 4688 56° северной широты и 160° восточной долготы

ВЛК.КАМЕРУН 4100 4° северной широты 9° восточной долготы

ВЛК.ФУДЗИЯМА 3776 35° северной широты 138° восточной долготы.

ВЛК. ЭТНА 1 323 38° северной широты 15° восточной долготы.

ВЛК.ВЕЗУВИЙ 1279 40° северной широты и 14° восточной долготы.

ВЛК. ГЕКЛА 1491 63гр. Северной широты и 19гр. Западной долготы.

Ученики отлаживают контурные карты. Сдают в конце урока.

В областях действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.

Рассмотрим еще одно природное явление – такое как гейзер. слайд 14


Гейзер – это горячий источник, извергающийся через приблизительно равные промежутки времени. Во время извержения над поверхностью земли вздымаются фонтаны кипятка. Это событие сопровождается выделением клубов пара и громким шумом. Высота некоторых водяных столбов достигает 80 метров, другие выбрасывают жидкость на небольшое расстояние, а третьи сравнимы с лужами, заполненными кипящей водой.

Образование гейзеров происходит в районах неглубокого залегания неостывшей магмы.

Некоторые источники походят на озера с нагретой водой, которая время от времени выплескивается на поверхность слайд 15. Другие выглядят как облака пара, которые со свистом поднимаются над землей. слайд 16 Третьи представляют собой фонтаны, внезапно вырывающиеся из-под земли на десятки метров вверх.слайд 17

- Что такое гейзер? с 78. 3апись в тетрадь

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (вода, находящаяся в трещинах земной коры, нагревается вулканическим пеплом до очень высокой температуры. Когда вода закипает, гейзер фонтанирует).

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Ну что ж, ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами побывали на разных континентах. А теперь возвращаемся домой.

5. Закрепление изученного материала. слайд 18

1.Место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород?(очаг)

2.Излившаяся магма называется (лава)

3.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения (эпицентр)

4.Канал, по которому поднимается магма (жерло)

5.Фонтанирующий источник (гейзер)

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

7. Оценка знаний учащихся. слайд 19

Разместите себя на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке. (ученики озвучиваю свое мнение) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Землетрясения и вулканы" изучается в теме Литосфера" в 6 классе.

Рассмотрены причины и география землетрясений. Иллюстрируется вопрос изучения и измерение силы землетрясений. Цунами - одно из последствий движения земной коры под океанами.

Рассмотрено строение вулкана и география вулканизма Одно из наиболее известных извержений связано с гибелью Помпеи. На примере музея в Помпеях рассмотрены последствия извержения пепла вулканами. Гейзеры - явление сопутствующее активным участкам земной коры.

Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит.

Место, где происходит сдвиг горных пород называют очагом землетрясения.

Карта крупнейших землетрясений Литосферные плиты разделены глубинными разломами. Существуют 6 больших плит и более 20 плит меньшего размера. Литосферные плиты подвижны. Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах. Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских о-вов на восток до Юго-Восточной Азии. Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.

Карта крупнейших землетрясений

Литосферные плиты разделены глубинными разломами. Существуют 6 больших плит и более 20 плит меньшего размера. Литосферные плиты подвижны. Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах. Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских о-вов на восток до Юго-Восточной Азии. Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.


Прибор для определения силы землетрясения. Сила землетрясений определяется по шкале Рихтера в баллах от 1 до 12 баллов.

Прибор для определения силы землетрясения.

Сила землетрясений определяется по шкале Рихтера в баллах от 1 до 12 баллов.

Землетрясение силой около 7 баллов по шкале Рихтера произошло 17 августа 1999 года на западе Турции. Погибло более 1000 человек. Около 10000 человек получили ранения и увечья.

Землетрясение силой около 7 баллов по шкале Рихтера произошло 17 августа 1999 года на западе Турции. Погибло более 1000 человек. Около 10000 человек получили ранения и увечья.

Калифорния находится в зоне разлома Сан-Андреаса. Крупные землетрясения в этой зоне происходят, как правило, каждые полтора века.

Калифорния находится в зоне разлома Сан-Андреаса. Крупные землетрясения в этой зоне происходят, как правило, каждые полтора века.


Цунами — длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн

Цунами — длинные волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения , во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн

Цунами в Индонезии, 2010 год

Цунами в Индонезии, 2010 год


Вулканы называют огнедышащими горами. Название произошло от имени древнеримского бога огня Вулкана. Вулкан – это гора конической формы в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава.

Вулканы называют огнедышащими горами.

Название произошло от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Вулкан – это гора конической формы

в верхней части которой имеется углубление – кратер, из которого изливается расплавленная лава.

Строение вулкана

Строение вулкана

Карта крупнейших вулканов

Карта крупнейших вулканов

Если лава густая и вязкая, то она быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это КОНИЧЕСКИЙ вулкан.

Если лава густая и вязкая, то она быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это КОНИЧЕСКИЙ вулкан.

Жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это ЩИТОВЫЕ вулканы.

Жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие.

Это ЩИТОВЫЕ вулканы.

В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор

В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор



При раскопках Помпеи найдены пустоты, образовавшиеся на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения

При раскопках Помпеи найдены пустоты, образовавшиеся на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения

Тип урока – комбинированный.

Цель (методологическая): представить возможности использования электронных приложений на уроках географии как средства формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

Тема урока: Движение земной коры. Землетрясение. Вулканы.

Цель урока:

  • Сформировать представление о движении земной коры;
  • Сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения;
  • Сформировать понятие вулкан;
  • Выявить закономерности распространения вулканизма;
  • Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Оборудование и средства обучения, используемые на уроке:

Этап урока

Деятельностный компонент урока
(элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Электронные приложения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Предметные УУД

Этап 1 Вводный

Установка учителя на работу

Определяют готовность рабочего места к уроку (учебник, тетрадь, принадлежности)

Регулятивные (планировать с помощью учителя учебную деятельность)
Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать;

Формулировать правила поведения

Этап 2. Проверка знаний
Актуализация полученных знаний по теме

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Используя интерактивную схему и последовательность вопросов учитель формирует представление о движении литосферных плит:

Твердая оболочка Земли - земная кора. Земная кора верхняя часть литосферы.
Из каких крупных блоков состоит литосфера?
Откройте учебник на странице 70 рис. 44. Что изображено на рисунке?

Используя интерактивную схему, формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Учащиеся выясняют, что происходит в результате вертикальных и горизонтальных движений :

Карта литосферных плит

Коммуникативные:

Продолжить обучение в эвристической беседе;

Добывать недостающую информацию с помощью различных источников (карт, электронного приложения)

Регулятивные:

Применять методы информационного поиска с помощью учебника

Познавательные:

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт, учебники, электронные приложения;

Развитие личной рефлексии: знаю или не знаю;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

Тема: Движения земной коры (теоретическая часть)

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 1,2
В результате движения земной коры в её слоях что происходит? Какие движения испытывают плиты?
Рис. 48 стр.74

Горизонтальные и вертикальное движение
Сжатие-смятие в сладки
Растяжение – разломы на глыбы, смещение относительно друг друга

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 3 Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос: В результате какого движения земной коры происходит сброс ?

ДЕМОНАТРАЦИЯ электронного приложения СЛАЙДА 4 Посмотрите внимательно на схему и ответьте на вопрос: В результате какого движения земной коры происходит горст ?
ДЕМОНАТРАЦИЯ макета движения литосферных плит

Переходный мостик

Как вы считаете, опасны ли движения земной коры для человека? Как еще может проявляться движение литосферных плит?

Этап 3. Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Оформляют тетради:
Записывают тему: Землетрясение

Изучение схемы наглядного пособия.
Ответы на вопросы
Резкие колебания поверхности , возникшие в результате движения земной коры.

Коммуникативные:
Продолжить обучение в эвристической беседе; Уметь отображать информацию в графическом виде;
Выделять главную
мысль в увиденном и услышанном;
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Регулятивные:
самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;
уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;
Познавательные:
Уметь объяснять особенности географических процессов и явлений;
Отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи;
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт, учебники, электронные приложения;
Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений;
Показывать на карте территории, подверженные землетрясениям; Выявлять причины возникновения землетрясений; Осознавать необходимость соблюдения правил поведения во время экстремальных ситуаций;

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Что такое очаг землетрясения?

Посмотрите на схеме и определите, в каком населенном пункте произошли наибольшие разрушения?

Зависит ли сила землетрясений от глубины очага землетрясения?

Как оценивают силу землетрясений?

Что законспектируем в тетрадь

Организация работы в тетради

Причинно следственные связи

Теперь давайте попробуем определить, где происходят землетрясения?
Откройте учебник рис. 50 стр. 76 оказаны зоны землетрясений
Рис. 44 стр.70 лит. плиты

Записывают определение понятия в тетрадь
Нарисуем схему землетрясений

Вывод землетрясения происходят на границах литосферных плит

Этап 4. Закрепление и обобщение

Межпредметные связи с курсом
Безопасность жизни
деятельности

Опасно?
Проговаривают правила поведения при землетрясениях

К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/
Тема: Землетрясение

Переходный мостик

Идем далее
Какие ещё процессы являются проявлением движения земной коры помимо землетрясений?

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель

Этап 5. Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Проблема Как образуются вулканы?

Что такое вулкан?

Что узнали из фрагмента?

Записывают тему в тетрадь

Ответы на вопросы

Зарисовывают схему вулкана в тетрадь.

  1. Строение вулкана
  2. Как происходит извержение
  3. Что такое лава – излившаяся на поверхность магма
  4. Виды вулканов: конический и щитовой
  5. Действующие и потухшие
  6. Вулканы России – Камчатка и Курилы

Коммуникативные:

Продолжить обучение в эвристической беседе;

Уметь отображать информацию в графическом виде;
Систематизировать полученные знания с помощью пересказа материала, выполнения схем, конспектирования и т.п.;

Регулятивные:

формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ;

применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты);

Познавательные:

Уметь объяснять процессы и явления;

Формулировать алгоритм ответа на вопрос;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Ориентироваться в учебнике;

Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт, учебники, электронные приложения;

Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате совместной работы всего класса;

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя

Устанавливать с помощью различных источников информации районы вулканизма; Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма; Создавать образ вулкана;

К учебнику И.Б. Баринова География 5 класс. Начальный курс/

Организация работы в тетради

Теперь давайте попробуем определить, где происходит вулканическая активная?
Откройте учебник рис. 50 стр. 76 показаны зоны землетрясений и вулканы (действующие, потухшие)
Рис. 44 стр.70 лит. Плиты
Определите, существует ли взаимосвязь видами движения лит. плит и вулканической активностью

Этап 6. Закрепление и обобщение

Вывод вулканическая активность происходит на границах литосферных плит, где литосферные плиты сходятся.

Изучение нового

Фронтальная беседа с использованием различных источников информации: учебник, электронное приложение

Работа с внетекстовыми компонентами учебника (рис. карта)

Межпредметные связи с курсом физики

Откройте рис. 52 стр 78. Скажите что такое гейзеры?

Задание Просмотрите интерактивную схему о том, как действует гейзер! И попробуйте озвучить данный фрагмент- описав механизм действия гейзера у доски в роли диктора

Работа с учебником – рисунок 52, отвечают на вопрос: запись определения в тетрадь Гейзеры- это фонтанирующие горячие источники горячей воды в районах извержения вулкана

После просмотра интерактивной схемы учащийся выходит к доске и озвучивает фрагмент

Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; Самостоятельно анализировать интерактивные схемы электронного приложения;
Выдвигать версии (высказывать свою версию действия гейзера);

Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт, учебники, электронные приложения; Делать вывод о главных признаках предметов и явлений в результате самостоятельной работы

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя Формирование устойчивой мотивации к практической и исследовательской деятельности

Сформировать образ гейзера и причина их возникновения, особенности процесса извержения (действия)

К учебнику И.Б. Баринова, Неклюкова И.И. География 6 класс. Начальный курс.

Этап 7. Завершающий этап изучения нового материала Закрепление и обобщение

Что вы узнали нового?
Чему научились?
Как вы оцените свою работу на уроке? Поставьте себе оценку в тетрадь? 2-3 учащихся спросить, какую оценку себе поставили и почему? Обратиться к классу, кого из своих одноклассников они бы отметили положительной оценкой?
Устали или нет? Приятная усталость?

Регулятивные:
Определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности;
Осознавать причины своего успеха или неуспеха;

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультативной помощи учителя

Заключение (вывод – саморефлексия учителя)

  1. При постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у обучаемых положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися (этапы урока 1-4)
  2. При предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения (этапы урока - 3,5);
  3. При организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного уровня
  4. Организация обратной связи, контроль за усвоением учебного материала и самоконтроль.

Электронные приложения к учебнику мною использовались:

  1. как инструмент формирования информационной и коммуникационной культуры посредством подборки учебных материалов в электронных приложениях к учебнику;
  2. как средство мотивации учащихся; наглядной (интерактивный компонент) демонстрации процессов, объектов и явлений; формирования предметных и метапредметных навыков и универсальных учебных действий;
  3. как информационная база для конструирования уроков;

доцент кафедры географии и методики обучения географии ОмГПУ, к.г.н., методист Виртуального методического объединения педагогов Омской области

Читайте также: