Цели географии и практическое применение географических знаний конспект

Обновлено: 05.07.2024

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Введение. География как наука

1. Понятие, цель и методы географии.

2.Источники географической информации.

3.Положение географии в системе наук.

Образовательная: о пределить место географии в системе наук.

Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации.

Воспитательная: воспитание толерантной личности.

Лекция (конспектирование)

1. География как наука.

География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

Основные объекты изучения географических наук – геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы. ).

География — комплекс научных дисциплин, изучающих особен­ности размещения объектов природы и общества на земной поверх­ности.

Цель географии — раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы ' разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комп­лексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятель­ности.

Экономическая география изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с

природно- экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства — предметы и орудия труда).

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

•география природных ресурсов и природопользования;

•география управления и инфраструктуры;

Методы экономической географии:

1) общенаучные –применяются в науках, имеющих родственный объект или предмет:

- экономико-статистический анализ; корреляционный метод;

2) специфические методы

–выработанные и применяемые непосредственно в географии:

2.Источники географической информации

Под географической информацией понимается совокупность пространственно-координированных данных и (или) знаний о геосистемах или их элементах, о существующих между ними отношениях и взаимосвязи.

Виды источников информации:

—картографические материалы и другие графические изображения;

—аэрофото- и космические снимки.

Основные источники географической информации:

•Географические карты и атласы;

•Научно-популярная и энциклопедическая литература;

•Специальные компьютерные программы, Интернет;

•Художественные произведения, статьи журналов и газет;

•Телевидение, радио и другие источники.

3. Положение географии в системе наук, ее задачи

Среди наук, существующих в современном мире, законы географии, как других наук - физики, химии проявляются как на глобальном, так и на местном (локальном) уровнях, оказывая влияние на все стороны человеческой деятельности. Например, такие географические законы, как закон широтной зональности и высотной поясности, предопределяют особенности размещения и хозяйственной деятельности человека на Земле. Но и сама человеческая деятельность избирательно преобразует лик Земли в зависимости от особенностей природной среды, культуры и хозяйственных навыков людей, уровня социально-экономического развития территории.

Правом называться самостоятельной НАУКОЙ география обладает, поскольку она имеет свои собственные, отличные от других наук .

Географические науки занимаются размещением и его законами, а сущностные науки - биология, геология, экономика - законами функционирования самих объектов - живых клеток и организмов, строением минералов, производительными силами и производственными отношениями. Законами же географии являются, прежде всего, законы размещения.

Итак, к важнейшим задачам географии относятся:

1. выявление точного местоположения объектов различной природы,

2. выявление законов размещения,

3. изучение взаимодействия человека с природной средой,

4. районирование , предполагающее выделение участков земной поверхности, которые по своим природным или экономическим особенностям отличаются от окружающей территории.

информировать учащихся о высших учебных заведениях Беларуси, осуществляющих подготовку географов различного профиля.

Оборудование:на доске написан эпиграф; логический опорный конспект;

материалы по профориентации.

Тип урока: обобщение знаний.

Ребята! Вы заканчиваете изучение древней и вечно молодой географии, удивительной науки, изучающей мир, который нас окружает. География исследует связи, сочетания явлений и процессов, происходящих на Земле. География связана с пониманием пространственного измерения человеческого опыта. Появившись в древности как описательная наука, на современном этапе она представляет сложный комплекс знаний, охватывающий все природные и социально-экономические процессы, взаимоотношения общества и окружающей среды.

1. Кратко, лаконично выразите сущность географии и ее значение в современном мире.

Это можно сделать в форме синквейна или выразить предложением, фразой, схемой, рисунком.

Через 5 минут учащиеся представляют свои версии. Все желающие выступить должны быть выслушаны.

2. Ученые утверждают, что география – наука настоящего и будущих столетий, что ее роль будет возрастать.

- Какие, по вашему мнению, задачи должна решать география в будущем?

Вывод: Географические знания нужны для решения экономических, социальных, экологических, политических и других задач человечества.

Далее на уроке на конкретных примерах раскрывается роль географических знаний в решении задач разного характера, показывается возрастающее практическое значение географической науки в настоящее время и в будущем.

Основные положения рассматриваемого вопроса представлены в логическом опорном конспекте, который помогает учащимся проследить логику рассуждений, цельно представить роль географии в мире.

ЛОК

Роль географических знаний в решении практических задач.

Задача – познание природы, выявление ресурсов, путей их рационального

использования и охраны природы.

Прир. условия и ресурсы – предпосылка для ГРТ (специализации

территорий с учетом благ.условий) → рацион.и эффект. хозяйст-ние

Задача - познание Природа ↔Общество> возникают новые природ.-хоз.

системы (ПТК, ТПК, экон. районы, типы расселения, рекреац. зоны,

др.) с учетом разумной организации территории → эконом. эффект.

П ↔Н ↔Х изучение в комплексе >→ использование

изучение в системе > → в разных сферах

Мероприятия:

· Географ. исследования на основе:

комплексного подхода (П↔ Ч↔ Х);

системного анализа взаимосвязей природных, социальных, экономических компонентов.

· Географическое прогнозирование (в метеорологии, гидрологии)

Методы: географ. аналоги, индикационный, моделирование и др.

· Географических мониторинг – наблюдения (стационарные) и оценка изменений в окр. среде.

· Создание различных типов карт – отражение изменений в системах.

Роль географии возрастает→ усиливается воздействие человека на природу;

| обостряются геоэкологические проблемы.

Задача -оптимизация П ↔О, решение геоэкологических проблем,

| рацион. и эффектив. хозяйствование.

ГЕОГРАФИЯ – производительная сила общества

1.В настоящее время и в будущем основная задача географии – познать природу, выявить ее ресурсы и наметить практические пути рационального использования и охраны природной среды.

Как реализуется эта задача?

· Природные условия и ресурсы являются предпосылкой для географического разделения труда, т.е. для специализации районов мира, которые развиваются благодаря благоприятным природным и социально-экономическим условиям. А это означает рациональное и эффективное хозяйствование.

· Проводятся экономико-географические исследования с целью выбора места для строительства объектов, что, в свою очередь, ведет к экономии средств, улучшает жизнь.

· Объектом географии является познание углубляющегося взаимодействия природы и общества. В результате этого взаимодействия возникают новые природно-хозяйственные системы (например, гидромелиоративный объект, город, агрогородок, др.) с учетом разумной организации территории, что дает экономический эффект.

- Какова роль географических знаний в освоении и использовании различных видов ресурсов: минеральных, водных, почвенных, др.?

- Какова роль географии в решении вопросов борьбы с разрушительными силами природы (эрозией, ураганами, наводнениями, др.)?

- Какова роль географии в решении задач функционирования городов и других поселений? Где природная среда в наибольшей степени изменена?

Вывод 1: География изучает природу, население, хозяйство в комплексе. Эти знания используются в различных сферах деятельности людей: разведке полезных ископаемых, освоении и использовании природных ресурсов, в борьбе с разрушительными силами природы, размещении территориальных комплексов, функционировании городов, сельских пунктов, их планировке, застройке, прогнозировании изменений природной среды, решении экологических проблем, охране ресурсов и др.

Для этого проводятся:

· географические исследования. На основе комплексного подхода (учет взаимодействия между природой, человеком, хозяйством), системного анализа взаимосвязей отдельных компонентов природного, социального, экономического характера;

· географическое прогнозирование (в гидрологии, метеорологии, климатологии). Используются методы: географические аналоги, индикационный, моделирование и др. Изучаются и прогнозируются изменения природы в связи с использованием природных ресурсов; будущее состояние природных и природно-антропогенных геосистем; негативные последствия хозяйственной деятельности человека и др.;

· географический мониторинг – наблюдение и оценка состояния, изменений. Стационарные наблюдения требуют дифференцированного подхода – проведения географического районирования (физико-, экономгеографического, др.);

Вывод 2: Роль географии будет возрастать, т.к.:

- усиливается воздействие человека на природу,

- обостряются геоэкологические проблемы.

Решение выше названных проблем – главная задача географии.

Вывод 3: География как наука – непосредственная, производительная сила

Учитель: Как видите, географические знания востребованы жизнью. Возможно, кто-то из вас любит географию и хочет с ней связать свою дальнейшую деятельность. Где можно получить подготовку географическим специальностям?

Учитель информирует учащихся о высших учебных заведениях Беларуси, осуществляющих подготовку географов различного профиля, условиях поступления в эти учебные заведения, предлагает список адресов сайтов с необходимой информацией (информация об этом содержится в журнале «Геаграфия: праблемы выкладання. – 2007.- № 6 и других источниках).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доклде рассматривается система практических работ в содержании школьной географии. Описаны виды работ с аппаратом учебника географии для реализации практической направленности обучения.

ВЫПОЛНИЛА: учитель географии МКОУ Петровской СОШ Гермоненко Г.Н.

Глава 1. Сущность практической направленности 2

1.1.Принцип практической направленности с позиции компетнентностного подхода 2

1.2.Анализ истории вопроса в методической науке 2

Глава 2. Формирование географических умений школьников – основа реализации практической направленности обучения 2

2.1.Компетентностно-ориентированная система практических работ в содержании школьной географии 2

2.2.Экскурсия — еще одна из форм организации обучения 2

2.3. Виды работ с аппаратом учебника географии для реализации практической направленности обучения 2

Глава3. Предложения и рекомендации для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии 2

Список используемой литературы: 2

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в последние десятилетия в экономических, политических и других сферах жизни современного общества. Эти тенденции проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры.

Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты, которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику реализации принципа практической направленности школьной географии (на ступени основного общего образования).

Объект исследования – процесс обучения географии в школе.

Предмет исследования: методические условия эффективной реализации практической направленности обучения географии в процессе выполнения компетентностно-ориентированной системы практических работ основной школы.

На основе теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента была выдвинута гипотеза исследования: практическая направленность обучения географии может быть эффективно реализована, если:

определено компетентностное содержание практических работ;

разработан комплекс методических условий продуктивного формирования умений школьников, предполагающих организацию обучения и учет психолого-педагогических особенностей в ходе проведения практических работ;

Были использованы следующие методы исследования:

теоретические - литературный, исторический и типологический подходы; логико-дидактический анализ.

эмпирические методы - наблюдение, тестирование; анализ педагогической документации; изучение продуктов деятельности педагогов и учащихся, статистическая обработка результатов эксперимента.

Ориентация географического образования на компетентностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины, поскольку ее содержание лежит в основе определения ключевых компетенций как образовательных результатов. Достижение педагогических целей позволяет акцентировать внимание в учебном процессе на операциональной стороне его содержания, т.е. усилении внимания на формировании умений школьников.

Глава 1. Сущность практической направленности 1.1.Принцип практической направленности с позиции компетентностного подхода

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей геосреды.

Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование компетентностного подхода в обучении географии, реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников самостоятельным работам придать особую весомость.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших – формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

В школьной практике существуют следующие проблемы:

учителя в ходе учебного процесса не всегда учитывают особенности
формирования географических умений, практические работы осуществляют бессистемно, не закрепляя практически значимые умения учащихся; не проводят работы на местности;

содержание практических заданий не в полной мере отражает конструктивное направление современных географических знаний;

учителя в процессе организации и проведения практических работ не учитывают индивидуальные особенности школьников, вследствие этого проявляется недостаточно высокая эффективность обучения, наблюдается низкая мотивационная установка учащихся к практической деятельности.

Выше изложенное указывает на необходимость приведения практической составляющей обучения географии и методики ее реализации в соответствие с компетентностным направлением модернизации школьного образования и современными тенденциями развития географических исследований, что составляет содержательную суть проблемы исследования.

Поэтому перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е., сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении географии. Реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм обучения школьников практическим работам придавать большую весомость. Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приемов частично – поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности. Например, организация полевых практик, маршрутных съемок, наблюдений, работа в учебном проекте.

Практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

Практическая направленность школьной географии

Принцип обучения географии

ориентироваться на местности;

международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные гео-информационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Применение географических знаний и умений:

для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

адаптации к условиям проживания на определённой территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Важно, чтобы реализация практической направленности осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений учащихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей учащихся организовывать свой познания до творчески самостоятельной деятельности. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость.

1.2.Анализ истории вопроса в методической науке

Принцип практической направленности — важнейшая дидактическая категория, отличающая школьную географию среди других учебных дисциплин. В опыте школы истоки реализации практической направленности обучения географии можно обнаружить в практике работы школ математико - навигационных наук и гимназиях России XVIII в. Более широкое развитие данный принцип получил в советское время в связи с реализацией идеи политехнического образования, где ставилась цель подготовки учащихся к практической деятельности и к выбору профессии. Особое внимание методисты (А.С. Барков, А.А. Половинкин, В.Г. Эрдели) уделяли практическим работам на местности, наблюдениям, работе на географической площадке, постановке опытов. В 1954 г. впервые в школьных программах по географии было определено содержание практических работ. С конца 70х гг. прошлого века практическая направленность школьной географии получила развитие как одно из направлений методики обучения предмету. Методисты-географы (А.Е.Бибик, Т.П. Герасимова, М.К. Ковалевская, В.А. Коринская, И.С. Матрусов, Л.М. Панчешникова, В.А.Щенев и др.) видели в этом направлении осуществление тесной связи теории с практикой, связи обучения с жизнью.

Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.

В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, целенаправленной и систематической работы по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует стандарт по географии;

внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.

Глава 2. Формирование географических умений школьников – основа реализации практической направленности обучения

В опыте работы школы практическая составляющая обучения географии реализуется далеко неполностью. Учителя постоянно испытывают трудности в организации, проведении и оценке результатов практической деятельности обучающихся. Основная причина затруднений — особое внимание к формированию знаний, а зачастую к простой передаче учебной информации. Многими учителями до сих пор не принято важное методическое положение — умения служат операциональной частью знаний, т. е. умения включают сами действия и знания об этих действиях (методологический компонент знания).

Обучение способам практической деятельности на уроках может осуществляться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. Практические задания на создание ориентировочной основы действий носят преимущественно обучающий характер и выполняются школьниками под руководством учителя. Оно объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные задания нацелены на отработку и совершенствование умений, т. е. на создание исполнительской основы действий. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые задания выполняют контролирующую функцию. Они осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия.

Именно поэтому данный вид заданий ориентирован на формирование творческой основы действий, например: самостоятельно составить комплексную характеристику одного из государств материка Африка, составить аннотацию какого-либо из источников географической информации, предложить туристический маршрут по территории Русской равнины. Кроме этого, при составлении тематических планов целесообразно выделять специальные уроки, уроки практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приемам и способам действий, их совершенствование и закрепление, а также на проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями и учебными действиями. Реализация принципа практической направленности в обучении географии требует показать конструктивный характер современных географических знаний, их роль и возможности в рациональном природопользовании, территориальной организации населения и хозяйства, в их изучении по картографическим, космическим и геоинформационным произведениям, при картографировании. Это те аспекты опыта деятельности, которые необходимо освоить современному школьнику, чтобы быть географически компетентным.

2.1.Компетентностно-ориентированная система практических работ в содержании школьной географии

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование умений:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);

составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;

определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

выяснять различные зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию обще учебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические знания на практике).

В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие – статистический, аэрокосмические, моделирование, прогнозирование, геоинформационные, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований).

Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:

для ориентирования на местности и проведения съёмок;

определения поясного времени;

проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценки последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Учет конструктивного характера географических знаний, современные источники их получения позволили обновить практические работы новыми источниками географической информации (планы городов, туристические справочники и схемы, космические снимки, компьютерные банки данных, научно-популярная литература, периодические издания своей местности). Например, в содержание практической части программ включены работы по чтению планов местности (своего населенного пункта, исторического, для автомобилистов, экскурсионно-туристического) (6 класс), чтению космических и аэрофотоснимков материков и других территорий(6, 7 классы), составлению характеристики одного из морей России, определению по статистическим материалам и сравнению показателей прироста населения в разных частях страны (8 класс), оценке экологической ситуации своей местности с помощью публикаций в СМИ(9 класс) и др.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации. По уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

При проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода необходимо детально продумать основные этапы (шаги) урока.

-определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;

-выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

-обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.

-сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

-спланировать учебный материал;

- подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?

Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность студентов путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.

Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.

  • -разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
  1. этап:

- определить критерии оценивания результатов урока.

- разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.

-подготовить оборудование для урока.

-оформить материалы в виде технологической карты урока.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Создание технологической карты урока позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.

Таким образом, использование преподавателем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести системный анализ урока .

Читайте также: