Первый полет в космос конспект
Обновлено: 08.07.2024
Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.
Расширить знания учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос ; изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А. Гагарина; показать роль отечественной космонавтики в мире и перспективы ее развития.
Воспитать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину – великую космическую державу, научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям; сформировать качества активного гражданина.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, цветные листы бумаги (для оригами), ватман с космическим небом.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем необычный урок, посвящённый важной и знаменательной дате всего человечества, надеюсь он будет интересным и плодотворным.
2. Постановка темы урока.
Внимание на экран (идёт видео, на котором запечатлён первый запуск ракеты с человеком на борту).
- О каком знаменательном событии сегодня пойдет речь?
- Как вы считаете, представители каких профессий трудились для осуществления этого полёта?
- Чем был так важен этот полёт?
12 апреля, в Международный день космонавтики, в российских школах и российских культурных центрах проводится Гагаринский урок “Космос – это мы”, посвященный событию полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. Гагаринский урок включен Министерством образования и науки РФ в “Календарь образовательных событий”.
День космонавтики установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, через шесть лет, после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики, праздник получил общемировое признание. 7 апреля 2011 года по инициативе Генеральной ассамблеи ООН этот день был провозглашен Международным днем полета человека в космос.История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос. Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями, а на их долю, как известно, выпадают самые трудные испытания. Каждый год мы с благодарностью вспоминаем об этом великом человеке, открывшем эру пилотируемых полётов в космос. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам – таков сложнейший путь, пройденный нашей пилотируемой космонавтикой.
3. Изучение нового материала.
12 апреля 1961 года, 55 лет назад впервые в мире наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин достиг орбиты Земли. И это событие стало величайшим национальным космическим достижением.
Многие люди на Земле помнят имя, лицо, необыкновенную улыбку Юрия Алексеевича Гагарина – первого человека, совершившего полёт в космическое пространство. Но, наверное, мало кто знает небольшую деревушку на Смоленщине, что в 20 км от города Гжатска (ныне г. Гагарин), где 9 марта 1934 года родился первый космонавт планеты. Тогда ещё никто не знал, что о нем будут писать книги и снимать фильмы, что его имя станет известно всем людям Земли, что ему суждено судьбой стать первым космонавтом планеты.
- Как вы думаете, кем он мечтал стать в детстве?
- Какой была его жизнь?
- Какие качества должны быть, что бы стать космонавтом?
Детство Юрия Гагарина:
- В селе Клушино прошли его самые ранние детские годы, здесь он пошел в школу, здесь прожиты два жестоких года фашистской оккупации, во время которых их большая семья, изгнанная фашистами из собственного дома, ютилась в небольшой землянке, сделанной руками отца Юрия.
Юра был очень активным, собранным и самостоятельным. Именно эти качества проявились в полной мере и во время учебы в техникуме, и на протяжении всей жизни в любом деле, в котором он был занят. Он отлично успевал по всем предметам и активно занимался общественной деятельностью. Он посещал все кружки – спортивный, литературный, в духовой оркестр и секцию баскетбола, в кружок танцев и лыжную секцию, поступил в Саратовский аэроклуб.
- так как вы считаете, какие качества позволили Юрию Гагарину стать кандидатом в космонавты?
Ответ ребят. (активность, ум, желание идти к цели и выполнять, что задумал, не бояться трудностей, ответственность и т.д.)
- А как вы думаете, обладать такими качествами могут только единицы? (подвести к тому, что мы то же обладаем большей частью этих качеств, а также можем развивать новые качества в себе)
- Каждый из нас может быть таким, если захотеть.
- И вот скоро знаменательный день – день первого полета человека в космос. Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королев – основоположник практической космонавтики, создатель первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества. Королев и Гагарин. Имена этих людей навсегда останутся в истории вместе – пионер ракетостроения и космонавтики и первый человек, совершивший полет в космическое пространство .
Каждый кто принимал участие в этом нелегком деле, был важен для осуществления полета. Каким же образом труд стольких людей позволил успешно провести первый полет человека в космос? (все работали слаженно, сообща).
Работала большая дружная команда, только работая в команде, в сотрудничестве, делясь друг с другом интересными идеями можно добиться колоссального результата. Результата, который станет достоянием всего человечества. Поэтому, каждый из вас должен обдуманно относиться к своим поступкам и быть ответственным за принятие решений, потому что именно от вас зависит то, каким будет будущее.
Чем же был так важен этот полет?
Отрывок из книги Николая Петровича Каманина, генерала-лейтенанта авиации, руководившего предполетной подготовкой первых советских космонавтов (слайд 12)
- Космонавтика – это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Космонавтика не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса.
В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года совершил свой исторический полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодняшний день характеризуется бурным развитием космической отрасли.
1. Что такое космос? ( Космос(греч.-мир)-то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого космос означает - порядок ).
2. Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? ( Астрономия ).
3. Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос? ( Юрий Алексеевич Гагарин ).
4. Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос? ( космическая ракета ).
6. Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля? ( Сергей Павлович Королёв ).
7. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли? ( 4 октября 1957 года ).
8. Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли? ( Союз Советских Социалистических Республик (СССР) ).
9. Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали? ( собака Лайка ).
11. Когда был совершен первый в истории человечества полёт в космос? ( 12 апреля 1961 года ).
Итоги викторины. Награждение победеителей.
4. Итог классного часа:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Школа: МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области
Ф.И.О. учителя: Полякова Наталья Николаевна
Тема: Первый полет человека в космос
Образовательные : знакомство учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной.
Развивающие : расширение кругозора знаний о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства;развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные : воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения.
Образовательные: познакомить ребят с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной
Развивающие: расширить детский кругозор о покорителях космоса, развивать познавательный интерес обучающихся к теме –космос.
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения, уважение мужеству и героизму космонавтов.
Оборудование – интерактивная доска, презентация, видео.
Планируемый результат:
· Личностный: проявляют уважение к истории России, чувство гордости за свою страну.
· Метапредметный: дети проявляют личностные УУД: действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о космонавтике, о становлении космонавтики, о первых полётах в космос;
Ход мероприятия:
Всем здравствуйте! Сегодня у нас с вами классный час на очень интересную тему. Но…. Тему нашего классного часа вы определите сами, разгадав кроссворд
( на экране кроссворд)
1. Летательный аппарат, благодаря которому люди увидели земной шар со стороны и узнали что такое невесомость. (раКета)
2. Это природный объект, который находиться очень высоко, но светит и греет своими лучами. (сОлнце)
3. Прибор, с помощью которого можно наблюдать звёзды (телеСкоп)
4. Круглый шар, по которому мы ходим (ЗеМля)
5. Пространство над поверхностью в котором есть облака и звёзды.(небО)
6. Специальный космический аппарат, который шлёт на Землю сигналы, он как одинокий путник, летит по орбите …(Спутник)
- Так, о чём пойдёт речь сегодня? (О космосе)
- Что такое космос?
- Космос – это Вселенная, весь мир.
Видеоролик – космос – это мы
- Сегодня мы поговорим о значимом событии для всего человечества – первом полёте человека в космос. О том кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом? Также сегодня речь пойдёт о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
- Чёрный бархат неба
От края и до края
Как будто кто-то пролил
Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и даже может встретить обитателей других планет.
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.
Сергея Павловича Королева также называют основоположником космонавтики. Главным конструктором Советского союза. А знаете ли вы, почему?
- 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
видеоролик - Первый спутник
Теперь перед учеными встала новая задача – вывести на орбиту человека.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе, что его там ожидает.
Но дорогу в космос для человека проложили наши верные пушистые друзья - собаки. Они - первые живые существа, которые слетали в космос, провели там почти сутки и вернулись на Землю живыми и невредимыми. Итак, путь в космос был открыт.
В космической ракете
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Видеоролик - человек в космосе
Ребята, а что вы знаете про этого человека-легенду? Я даю вам 3-4 минуты, найти информацию в инете
( Ю́рий Алексе́евич Гагарин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе выполняя учебный полёт на самолёте.)
В честь первого космонавта Земли был переименован ряд населённых пунктов названы улицы и проспекты, школы, водные суда. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.
Именем Гагарина названы:
· Город Гагарин (бывший Гжатск),
· Кратер на обратной стороне Луны,
· Площадь в Москве, где стоит памятник космонавту,
· Кубок Гагарина, главный трофей новообразованной Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком).
· Во многих городах существуют улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы имени Гагарина.
· Первый космонавт в истории человечества – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года)
· — Первая в истории женщина-космонавт – Валентина Терешкова (16 июня 1963 года)
· — Первый в истории человек, который вышел в открытый космос – это Алексей Леонов (18 марта 1965 года)
· — Самый молодой космонавт — это побывавший в космосе в возрасте 25 лет Герман Титов
· — Самый долгий полет – 438 суток, совершил Валерий Поляков
· — Самый большой суммарный полет — 803 суток за 6 полетов, у россиянина Сергея Крикалева
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Школа: МБОУ «СОШ №4 г. Щигры Курской области
Ф.И.О. учителя: Полякова Наталья Николаевна
Мероприятие проводится в 5Б классе. Группа детей активная, дружная, с хорошим познавательным потенциалом. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Большинство учеников может адекватно оценить свою работу. Общение в группе построено на основе дружеского расположения. На данном мероприятии преобладают положительные эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и с учителем. Умеют работать в парах, в группах. Уровень дисциплинированности и внимания – высокий
Образовательные : знакомство учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной.
Развивающие : расширение кругозора знаний о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства; развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные : воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения.
Образовательные: познакомить ребят с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной
Развивающие: расширить детский кругозор о покорителях космоса, развивать познавательный интерес обучающихся к теме –космос., полет первого человека в космос
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения, уважение мужеству и героизму космонавтов.
Оборудование – интерактивная доска, презентация, видео.
Планируемый результат:
· Личностный: проявляют уважение к истории России, чувство гордости за свою страну.
· Метапредметный: дети проявляют личностные УУД: действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о космонавтике, о становлении космонавтики, о первых полётах в космос;
Данное мероприятие является плановым мероприятием по реализации воспитательной работы.
Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и в соответствии с целями воспитательной работы класса.
Мероприятие строилось в диалоге: учитель – ученик, в котором дети получали знания не в готовом виде. Дети активно включались в диалоговые формы общения, и друг с другом и с учителем. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На классном часе шло развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Считаю, что мероприятие проведено на хорошем уровне: сценарий соответствует возрастным особенностям детей, подготовлен материал к занятию.
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая; методы: словесный (беседа, понятия, игра), наглядный. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств.
Считаю, что удалось достигнуть поставленной цели. Удалось вовлечь в работу практически всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и с большим интересом.
Ребята на классном часу работали активно. На мой взгляд, мероприятие оказало положительное влияние на мировоззрение детей.
Классный час состоялся, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.
- О чем стихотворенье?
- Верно, о первом полете человека в космос. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим об этом знаменательном событии.
- Итак, первым космонавтом, который 12 апреля 1961 года поднялся в небо – был Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
- А как вы думаете как Юрий Гагарин смог полететь в космос? (выслушать ответы детей, если затрудняются помочь с ответом)
- Давайте мы с вами посмотрим видео фильм о первом полете человека в космос. ( Показ видео фильма реальных съемок 1961 года) .
-А как вы думаете, трудно – ли стать космонавтом?
- Конечно космонавтом стать очень трудно, так как космонавты это очень сильные, смелые, трудолюбивые…
- Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: "Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет - опоздавшим места нет!"
- После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки.
- Оставшиеся без места, идут в центр площадки.
- Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру.
- Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете.
Примечание
Игру начинать только по сигналу воспитателя.
- Давайте вспомним на чем космонавты летают в космос? (на космическом корабле, на ракете).
- Кто создает надежные космические корабли? (ученные, инженеры, рабочие).
(Ученные придумывают, инженеры, рабочие строят ракеты)
- Откуда стартуют ракеты? (с космодрома).
- По какой одежде мы узнаем космонавта, готовящегося в полет?
(шлем, скафандр. Перед полетом космонавты надевают шлем, скафандр)
- Для чего они нужны? (для защиты космонавта)
Воспитатель:
- Такая одежда защищает космонавта от жары, холода и других вредных воздействий на человека в космосе.
- Зачем человек летает в космос? (изучает космос, луну, солнце, звезды, разные планеты: космонавты фотографируют Землю, помогают рыбакам узнать, где много рыбы, предупреждают где может случиться наводнение, пожар).
Работа космонавтов очень нужная и важная.
Давайте еще раз вспомним каким должен быть космонавт?
Только сильных звездолет
Может взять с собой в полет
Космонавтом хочешь стать –
Должен много – много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Итог занятия: Мы с вами сегодня поговорили о первом полете человека в космос. Вы все молодцы и я надеюсь что вы тоже, как и Юрий Гагарин вырастите сильными, смелыми, и покорите не только космическое пространств. А теперь давайте мы с вами нарисуем космонавтов.
Цель: способствовать ознакомлению детей с первым космонавтом.
Задачи: способствовать ознакомлению с историей первой космической ракеты, расширению кругозора детей и развитию их воображение. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Ход беседы:
Воспитатель: Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои? (На летучих мышах и орлах, на коврах самолетах и бородах волшебников, на Коньке – Горбунке и волшебных стрелах).
Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло придти, что самый удобный транспорт для перемещения – это ракета. Пороховые мини – ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолевать расстояние до трех километров.
Дети отвечают на вопросы.
Ах, этот день – двенадцатого апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской.
Землей-планетой был усыновлен.
Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.
Чтоб космонавтом стать.
Нужно с малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель.
Встанем, прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.
Среди поле голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это (солнце).
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! –
Потому, что мать – луна,
А дочурки (звезды).
Буква А, буква А –
Знает Вова, знает Света,
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропинку Звездную открыл?
Пламень был и гром, замер космодром,
И сказал негромко он.
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей.
Мастер-класс. Ракета в технике оригами полет в космос И мальчишки, и девчонки, Наяву и в добрых снах, Все о космосе мечтают, О далёких небесах. Ныне праздник космонавтов! – Поздравляем с.
Читайте также: