Конспект урока 1 класс красивые рыбы монотипия 1 класс

Обновлено: 23.07.2024

Оценить 219 1

Открытый урок по теме:

Красивые рыбы. Монотипия.

Брожко Евгения Александровна

Учебный предмет: Живопись

Продолжительность: 80 мин

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски, узоров разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия; закрепить навыки и умения выполнения узоров; ознакомить со способом последовательного изображения рыбы

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное; развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость

Планируемые результаты для ученика:

Предметные:

Научатся работать с красками в новой технике рисования.

Метапредметные:

Адекватная мотивация. Внутренняя позиция, самооценка. Смело работать красками.

работать с инструментами и материалами ИЗО.

наблюдать и познавать окружающий мир.

Использовать технику рисования "Монотипия"; умение анализировать, сравнивать, находить отличия.

Умение рассуждать, задавать вопросы.

Понятийный аппарат: техника "Монотипия".

Зрительный ряд:

Литературный ряд: загадки.

Рекомендуемые художественные материалы: Материалы для учащихся: стаканчик для воды, кисть №4, №1, гуашевые краски, файл с белым листом, отдельно белый лист, ножницы.

Планируемаятворческая деятельность обучающихся.

Изображение рыбки в технике монотипия.

1. Организационный момент и введение в урок.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

3. Обобщение и формулировка цели учителем.

6. Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. Практическая работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

План – конспект урока.

1. Организационный момент и введение в урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверить, как учащиеся организовали порядок на рабочем месте.

2 . Актуализация знаний.

Блещет в речке чистой

Туда-сюда – и нет ее,

3. Обобщение и формулировка цели учителем.

- О ком идет речь?

- Кого будем рисовать на уроке?

-А кто такие рыбы? (Водные животные, покрытые чешуёй)

- Как вы думаете, что нового мы узнаем, чему мы сегодня научимся?

Ответы детей.

- (обобщая ответы детей) Увидим различных красивых рыбок, узнаем о них много нового, научимся изображать рыбок, познакомимся с новой техникой изображения "Монотипия", а помогать нам будет как и на предыдущих уроках Мастер Украшения. Он напоминает нам, что мир вокруг наполнен неброскими узорами разных поверхностей, и их надо уметь замечать.

1. Виртуальное путешествие.

- Ребята, к нам в гости сегодня приплыла золотая рыбка. И она приглашает вас в удивительное путешествие в свое царство.

- Ребята, а вы знаете в каком царстве живет Золотая рыбка? (Подводное царство)

- Где могут жить рыбы? ( Рыбы живут в реке, море, океане, озере.)

- Что же, давайте отправимся в увлекательное путешествие посмотреть на морские владения рыбки.

- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

-Море волнуется три

-Морская фигура проснись.

- Открыли все глазки.

Итак, мы на дне морском.

-Что мы слышим? (Шум волн)

-Посмотрите, какая здесь красота, лучи солнца пробиваются сквозь воду к морским жителям.

-Кого мы здесь видим? (рыбы, морская звезда, морской конёк)

- Что ещё есть на дне морском? (Водоросли, кораллы, камни)

- Какими красками украшено дно моря? (Синие, зеленые, красные, желтые)

- Какими узорами украшены рыбки?

-Посмотрите, какие маленькие красивые золотые рыбки плавают. Это подружки нашей гостьи - золотой рыбки.

-Но кто это пробирается сквозь волны?

В океане хоть не часто

Всё ж совсем небезопасно!

Посмотри, вон там нырнула

2. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, -
Мчатся шустрые…
(Дельфин)

3. Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).

- Посмотрите, какие красивые рыбки, какого цвета они? какие узоры есть на рыбках? (ответы детей)

-Итак, мы посмотрели с вами царство рыбки и её друзей. Каких вы увидели рыбок? какие они бывают по размеру, по цвету? (Большие и маленькие, яркие и неприметные)

- В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.

Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках.

- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

-Море волнуется три

-Морская фигура проснись.

- Открыли все глазки.

5. Физминутка.

Рыбки весело резвятся

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Выполняется упражнение учащимися по очереди.

- Чем же похожи все рыбы? ( У них есть туловище, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)

- Чем отличаются друг от друга рыбы? ( Дети отвечают ).

-формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);

-плавниками ( длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)

- хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)

6. Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. Практическая работа.

- Ребята, а теперь нашей рыбке очень хочется чтобы вы нарисовали ей друзей, которых она показала вам.

- Сегодня мы с вами, используя различные цвета , нарисуем наших красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия.

-Монотипия обозначает - моно- один, типия- отпечаток. Отпечаток мы будем делать с файлов, значит и рисовать мы будем не на листочках, как привыкли, а на файлах, а листочек будем прикладывать к файлу. Приступим к работе.

Этапы выполнения работы показываются учителем, дети выполняют вместе с учителем.

На листке белой бумаги рисуем рыбку: тело и плавники.

Вырезаем рыбку, тело и плавники отдельно.

Можно использовать разные краски, синие, белые, зеленые, и желтые, так как морское дно разноцветное, песок , водоросли, кораллы.

Поочередно наносим краску на каждую часть отдельно, прикладываем ее на белый лист, прижимаем и разглаживаем. Краска должна отпечататься. После этого лист нужно будет снять движением сверху вниз, чередуя движение : немного оторвали - приложили, оторвали-приложили. Так несколько раз. У нас получится изображение похожее на рябь воды.

Использовать можно разные краски, ведь рыбки у нас разноцветные. Дорисуем к пятну хвост, плавники вверху, внизу. Краской нужно работать быстро, чтобы она не высохла.

5. Затем работа подсыхает, мы прорисовываем детали тонкой кисточкой: голова, чешуйки, плавники, хвост. Если время осталось, можно нарисовать водоросли, камни.

Вопросы во время работы:

- Какие бывают рыбки?

- Почему они похожи?

7.Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)

- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали? (Монотипия)

1.Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.

2.Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993

3.Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.

5.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

6.Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

8.Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Стиль урока доброжелательны й, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам. Этапы урока логичны. Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас дети очень не внимательны, часто переходя дорогу не отрываются от телефона, что может повлечь. Подробнее.

Спасибо за интересный материал, который пригодиться для расширения кругозора всех спортсменов. Есть . Подробнее.

Благодарю за предложенный сценарий мероприятия. Много полезной информации. Обязательно воспользуюсь . Подробнее.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела. Подробнее.

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.

Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

ВложениеРазмер
конспект урока 35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы ; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.

Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия; ознакомить со способом последовательного изображения рыбы.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное ; развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты для ученика:

Научатся работать с красками в новой технике рисования.

Адекватная мотивация. Внутренняя позиция, самооценка. Смело работать красками.

работать с инструментами и материалами ИЗО.

наблюдать и познавать окружающий мир.

Использовать технику рисования "Монотипия"; умение анализировать, сравнивать, находить отличия.

Умение рассуждать, задавать вопросы.

Понятийный аппарат : техника "Монотипия".

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Предлагаю вам подарить улыбку гостям. Поздоровайтесь. (здравствуйте).

- Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. (на слайде: Улыбка – это универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.)

- Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к творческой работе. (слайд №3)

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, жёлтая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас:

  • Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
  • Жёлтый цвет – вы спокойны, хотите узнать что-то новое.
  • Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. (Успокойтесь, желаю вам удачи)

- Спасибо! Ребята, какими мы должны быть на уроке, чтобы у нас всё получилось? (Внимательными, старательными, аккуратными, дружными)

2. Планирование деятельности.

- Верно, начинаем урок изобразительного искусства. Чему учимся на уроке рисования? ( Учимся рисовать в различных техниках, учимся наблюдать красоту в окружающем мире , знакомимся со знаменитыми художниками ).

- Сегодня мы продолжим учиться любоваться красотой.

Что мы уже умеем замечать? (Красоту цветов, узоры на крыльях бабочек.)

- А ещё мы можем слышать звуки…

- Послушайте. Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки? (звук воды, море, река)

- Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в подводный мир.

- Итак, мы с вами на берегу реки. Красивые берега, порой заросшие кустарником и камышом. В нашей реки водится много рыбы. Ее называют-речной.

(слайд №5 чёрный фон)

-Узнайте, какие рыбы представлены вашему вниманию. Подсказка: все они живут в нашей реке. (щука, окунь, лещ, карась, ёрш, карп- номера на рыбах)

3. Формулирование темы урока.

- Молодцы! Много знаете! Но, на самом деле их гораздо больше! Огромное количество рыб живет в морских глубинах, океанах, озерах, и все они разные по форме, размеру, окраске. Сформулируйте тему урока, о чём сегодня мы будем говорить? (О красоте рыб) (на доске тема урока)

- Как вы думаете, что нового мы узнаем, чему мы сегодня научимся? Ответы детей.

- (обобщая ответы детей) Верно, увидим различных красивых рыб, узнаем о них много нового, научимся изображать рыбок, но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией. Кто-нибудь из Вас уже слышал о такой технике или может быть знаком с ней? (нет)

4. Изучение нового материала. ( Словесный метод . Игровая форма – заочная экскурсия)

- Что же, давайте отправимся в увлекательное путешествие. Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн) (слайд № 6 )

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Морская фигура проснись.

Открыли все глазки.

Итак, мы на дне морском.

Посмотрите, какая здесь красота, лучи солнца пробиваются сквозь воду к морским жителям. Каких морских жителей видим? (рыб)

(слайд № 7 ) (видео комментируется 4.15) В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб. Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках. Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень. (моё мнение - это лишнее)

Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них плоские и толстые, проводящие всю жизнь на дне океана. Другие – гладкие, быстро плавающие охотники.

Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание.

2. Рыба-зебра своё название получила благодаря необычным разноцветным полосам, покрывающим всё её тело. Несмотря на свою красоту и экзотичность, эта небольшая рыба не может похвастаться кротостью и благодушием: надёжно замаскированные в длинных плавниках ядовитые иглы служат ей верным оборонительным оружием.

3. Рыба-еж с виду-это обычная рыбка, но учуяв опасность, она превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. При любой опасности эта рыба надувается и становится похожа на шар с колючками. Такую рыбу очень трудно хищнику съесть.

5. Рыба фугу - очень необычная небольшая рыбка, не имеющая чешуи, а покрытая нежной эластичной кожей. Поразительно, но фугу умеет плавать хвостом вперед! При приближении опасности она проглатывает как можно больше воды, раздувается и выпускает множество колючих шипов. Рыба фугу содержит сильнодействующий яд. Один миллиграмм яда - и летальный исход человеку обеспечен. А в одной рыбе - сорок таких доз. Противоядие до сих пор не найдено.

- И в природе, ребята, еще много-много необычных рыб. С ними вы познакомитесь на таких предметах как окружающий мир и биология. Ну что же, мы узнали много интересного о рыбах, но пришла пора нам возвратиться в класс. У нас ещё много дел. Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн) (слайд № 8 )

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Морская фигура проснись.

-Открыли все глазки.

- Теперь поработаем в группах…Ребята, которые сидят за первыми партами, повернитесь к ребятам, сидящим за второй партой.

- У вас на столах лежат конверты, достаньте пазлы из конверта. Перед вами стоит задача, сложить правильно пазл, и подобрать к собранному название. Выбрав одно из четырёх. (1.Сказка о рыбаке и рыбке. 2.По щучьему велению. 3.Конёк – Горбунок, 4.Сказка лиса и волк)

- Ребята, так где же ещё мы встречаемся с рыбками? (В сказке)

- Назовите эти сказки? (1.Сказка о рыбаке и рыбке. 2.По щучьему велению. 3.Конёк – Горбунок, 4. Сказка лиса и волк)

- Проверяем, (слайд № 8. ) молодцы, справились с заданием.

(слайд №9 чёрный фон)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. ( Дети изображают резвящихся рыбок)

6. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице 54.

- Рассмотрите чудесных рыб.

- Чем похожи все рыбы? ( У них есть тело, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)

- Чем отличаются друг от друга рыбы? ( Дети отвечают).

  • формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);
  • плавниками (длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)
  • хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)

- Интересно, что стоит изменить только один элемент, получится совсем другая рыбка. (показываю на доске) Например, можно поменять плавники, хвост или даже форму тела и получится совсем другая рыбка. Попробуем?

- Давайте каждый из вас соберёт свою рыбку. ( Предлагается собрать вырезанную из бумаги рыбку)

- К туловищу приставляем голову, хвост и плавники.

- Ребята, а для чего рыбам хвосты? ( При помощи них рыбы плавают, и даже некоторые из них могут летать, ползать, прыгать)

- Ребята, а для чего рыбам плавники? ( Плавники не позволяют телу рыбы заваливаться набок)

– А яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях растений.

Сегодня мы с вами, используя различные цвета, нарисуем красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия . Повторите хором: мо-но-ти-пи-я .

(видео комментируется 2.35) Монотипия - простая, но в то же время удивительная техника рисования, позволяет создавать уникальные работы всего за один прием. Этот метод относится к графике и доступен всем, от малышей до самых взрослых.

1. Монотипия – это творчество, подразумевающее отпечаток краски с одной поверхности на другую. Наносить краску нужно достаточно быстро, чтобы она не высохла. Лист для нанесения отпечатка, лучше взять поплотнее, чтобы он не размок.

2. Затем аккуратно руками придавливаем и разглаживаем.

3. Со всей аккуратностью снимаем шаблон с листа… эффект должен получиться неожиданным.

Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали фломастером или маркером.

В монотипии мы можем фантазировать, помните об этом!

7. Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция.

  • клеёнка;
  • лист плотной бумаги (картон);
  • краски (акварель или гуашь);
  • непроливайка;
  • кисти;
  • чёрный маркер, фломастеры;
  • салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;

-Теперь, можно приступить к работе в необычной для нас технике. С чего начнём? (слайд № 12 )

Этапы выполнения работы: ( на слайде)

1) на шаблон наносим краску; (слайд №12. )

2) получаем отпечаток; (слайд №12. )

3) исследуем полученный отпечаток. Используем фломастер, чётче обводим очертания рыбы; (слайд №12. )

4) дорисовываем те части рыбы, которых не хватает. Украшаем рыбку узорами, придумываем ей красивый наряд. (слайд №12. )

- А что ещё нужно нарисовать рыбке? ( глаза, рот ).

- Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд, используйте фломастер. Мы можем фантазировать, помните об этом!

(под музыку дети выполняют работу)

Выставка работ учащихся – на доску.

8. Итог урока. Рефлексия. (за 5 минут)

- Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную рыбку.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)

- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали?

Продолжите мои фразы:

-Сегодня я понял(а)…

-Своей работой на уроке я…

-Урок для меня показался …

- С каким настроением ваша рыбка отправится к вам домой? Это сейчас решите вы.

- У вас на столах цветные полоски: красная, синяя, жёлтая. (слайд №14)

  • Если вы считаете, что урок вам понравился, у вас всё получилось, поднимите жёлтую полоску.
  • Если вы решили, что у вас что-то не получилось, поднимите - синюю полоску.
  • Если вы совсем ничего не сделали - поднимите красную полоску.

- Спасибо, ребята, всем понравилось работать на уроке, у всех хорошее настроение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

шум моря музыка Чайковского.mp3

Выбранный для просмотра документ 1 кл. конспект КРАСИВЫЕ РЫБЫ..doc

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски, узоров разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия; закрепить навыки и умения выполнения узоров; ознакомить со способом последовательного изображения рыбы

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное; развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость

Планируемые результаты для ученика:

Предметные :

Научатся работать с красками в новой технике рисования.

Метапредметные:

Личностные:

Адекватная мотивация. Внутренняя позиция, самооценка. Смело работать красками.

работать с инструментами и материалами ИЗО .

наблюдать и познавать окружающий мир.

Использовать технику рисования "Монотипия"; умение анализировать, сравнивать, находить отличия.

Умение рассуждать, задавать вопросы.

Понятийный аппарат: техника "Монотипия".

Зрительный ряд:

Литературный ряд: загадки.

Рекомендуемые художественные материалы: Материалы для учащихся: стаканчик для воды, кисть №4, №1, гуашевые краски, файл с белым листом, отдельно белый лист.

Планируемая творческая деятельность обучающихся.

Изображение рыбки в технике монотипия.

I . Организационный момент и введение в урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверить, как учащиеся организовали порядок на рабочем месте.

II . Актуализация знаний.

Блещет в речке чистой

Туда-сюда – и нет ее,

III . Обобщение и формулировка цели учителем.

- О ком идет речь?

- Кого будем рисовать на уроке?

-А кто такие рыбы? (Водные животные, покрытые чешуёй)

- Как вы думаете, что нового мы узнаем, чему мы сегодня научимся?

Ответы детей.

- (обобщая ответы детей) Увидим различных красивых рыбок, узнаем о них много нового, научимся изображать рыбок, познакомимся с новой техникой изображения "Монотипия", а помогать нам будет как и на предыдущих уроках Мастер Украшения. Он напоминает нам, что мир вокруг наполнен неброскими узорами разных поверхностей, и их надо уметь замечать.

1. Виртуальное путешествие.

- Ребята, к нам в гости сегодня приплыла золотая рыбка. И она приглашает вас в удивительное путешествие в свое царство.

- Ребята, а вы знаете в каком царстве живет Золотая рыбка? (Подводное царство)

- Где могут жить рыбы? ( Рыбы живут в реке, море, океане, озере.)

- Что же, давайте отправимся в увлекательное путешествие посмотреть на морские владения рыбки.

- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

-Море волнуется три

-Морская фигура проснись.

- Открыли все глазки.

Итак, мы на дне морском.

-Что мы слышим? (Шум волн)

-Посмотрите, какая здесь красота, лучи солнца пробиваются сквозь воду к морским жителям.

-Кого мы здесь видим? (рыбы, морская звезда, морской конёк)

- Что ещё есть на дне морском? (Водоросли, кораллы, камни)

- Какими красками украшено дно моря? (Синие, зеленые, красные, желтые)

- Какими узорами украшены рыбки?

-Посмотрите, какие маленькие красивые золотые рыбки плавают. Это подружки нашей гостьи - золотой рыбки.

-Но кто это пробирается сквозь волны?

В океане хоть не часто

Всё ж совсем небезопасно!

Посмотри, вон там нырнула

-Что вы о ней слышали?

- Акула опасный хищник. Она очень быстро плавает, у нее много зубов. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Нужно быть очень осторожными. Средняя продолжительность жизни акулы не больше 30 лет, но некоторые акулы могут прожить больше 100 лет. Акулы обитают во всех морях и океанах.

2. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, -
Мчатся шустрые…
(Дельфин)

-Посмотрите, кто это? (Дельфины)

-Что вы о них знаете?

-Да это дельфины. Они любят плавать возле кораблей, и они часто помогают людям. Дельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье и свист.

3. Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).

-Посмотрите, а это кто?

- (КИТ) Что вы о нем знаете?

-Да это кит, самый огромный обитатель моря. Это самое большое животное в мире. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. Они очень добрые и не причиняют нам никакого вреда.

- Смотрите, смотрите, кого мы видим? Это загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов - медузы. Что слышали о них?

-Среди медуз есть очень опасные, они могут нанести болезненный ожог. Но на самом деле медузы приносят пользу, они фильтруют, очищают морскую воду

- А это морские звезды.

-Морские звезды – самые загадочные существа подводного мира.
Они появились на планете давно. Ярко окрашенные звезды имеют 5 лучиков. Живут они около 35 лет.

-.А это морские ежи. Для чего им иглы, как думаете?

-С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.

-Давайте посмотрим, какие ещё есть обитатели в морских глубинах.

17 слайд.

- Посмотрите, какие красивые рыбки, какого цвета они? какие узоры есть на рыбках? (ответы детей)

-Итак, мы посмотрели с вами царство рыбки и её друзей. Каких вы увидели рыбок? какие они бывают по размеру, по цвету? (Большие и маленькие, яркие и неприметные)

- В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.

Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках.

Ну что же, мы узнали много интересного, но пришла пора нам возвратиться в класс. У нас ещё много дел.

- Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн)

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

-Море волнуется три

-Морская фигура проснись.

- Открыли все глазки.

- А где мы еще встречаемся с рыбками? Откуда приплыла к нам золотая рыбка? В сказке. Ребята, которые сидят за первыми партами, повернулись к ребятам, сидящим за второй партой.

Поработаем в группах.

- У вас на столах лежат конвертики. достаньте пазлы из конверта. Перед вами стоит задача, сложить правильно пазл, и подобрать к собранному правильное название. Выбрать одно из трёх. (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему велению, Конёк - Горбунок -Чудо-юдо рыба -кит.) Так в каких сказках мы встречаемся с рыбами? Молодцы, вы справились с заданием.

Рыбки весело резвятся

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

4. Строение рыбы.

Из каких частей состоит рыба? (Голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка).

Давайте соберем нашу рыбку. Предлагается собрать вырезанную из картона рыбку. К туловищу приставляем голову, хвост и плавники.

Выполняется упражнение учащимися по очереди.

- Чем же похожи все рыбы? ( У них есть туловище, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)

- Чем отличаются друг от друга рыбы? ( Дети отвечают ).

-формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);

-плавниками ( длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)

- хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)

- А еще рыбки отличаются цветом. Назови цвета рыбок.

5. Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. Педагогический рисунок.

- Ребята, а теперь нашей рыбке очень хочется чтобы вы нарисовали ей друзей, которых она показала вам.

- Сегодня мы с вами, используя различные цвета , нарисуем наших красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия.

-Монотипия обозначает - моно- один, типия- отпечаток. Отпечаток мы будем делать с файлов, значит и рисовать мы будем не на листочках, как привыкли, а на файлах, а листочек будем прикладывать к файлу. Приступим к работе.

Этапы выполнения работы показываются учителем.

Вопросы для учащихся:

- Как расположим файл? Почему?

- С чего начнем работать?

- Большой кисточкой сделаем овальное пятно в середине файла. Использовать можно разные краски, ведь рыбки у нас разноцветные. Дорисуем к пятну хвост, плавники вверху, внизу. Краской нужно работать быстро, чтобы она не высохла. Рыбка где живет? (В воде) Вокруг рыбки нарисуем воду , какой краской? Можно использовать разные краски, синие, белые, зеленые, и даже красные, желтые, так как морское дно разноцветное, песок , водоросли, кораллы.

- А теперь возьмем белый лист и приложим его к файлу, прижмем, разгладим. После этого лист нужно будет снять движением сверху вниз, чередуя движение : немного оторвали - приложили, оторвали-приложили. Так несколько раз. У нас получится изображение похожее на рябь воды. Затем работа подсыхает, мы прорисовываем детали тонкой кисточкой: голова, чешуйки, плавники, хвост. Если время осталось, можно нарисовать водоросли, камни.

6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция.

Приступаем к работе.

Вопросы во время работы:

- Какие бывают рыбки?

- Почему они похожи?

Создание коллективного панно на доске "На дне морском". (Помещаем рисунки на доску ,украшаем низ доски водорослями, камнями (вырезанными из цветного картона)

- Ребята, вам удалось нарисовать красивых рыбок. У нас получилось сказочное подводное царство.

У нашей гостьи - рыбки теперь здесь появилось много друзей.

7. Итог урока. Рефлексия .

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)

- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали? (Монотипия)

- С каким настроением наша рыбка отправится к себе домой? Каких рыбок она с собой заберёт? Это сейчас решите вы.

-У вас на столах у каждого по три рыбки, красная, желтая и зеленая.

Если вы считаете, что урок вам понравился, у вас всё получилось, поднимите зеленую рыбку.

- Если вы решили, что у вас что-то не получилось - поднимите желтую рыбку.

- Если вдруг вы совсем ничего не сделали - поднимите красную рыбку.

Итак, ребята, рыбке очень понравилось с вами работать, благодаря вам, у неё хорошее настроение, но ей пора возвращаться домой вместе со своими друзьями, а вам нужно убрать рабочие места. Спасибо за урок.

Цели: развитие умения видеть красоту разнообразных поверхностей; развитие творческого воображения и эстетического вкуса при украшении узорами рыб; закрепление умения работать в технике монотипипия.

Оборудование: гуашь, акварель (по выбору), фломастеры; презентация; стихи, загадки, музыкальное сопровождение, видео.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

Здравствуйте те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

Здравствуйте те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

Здравствуйте те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

Здороваться - это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать загадку.

В море плавает, в реке,

С плавниками в чешуе.

Она ни с кем не говорит,

Пузырьки пускает и молчит.

-О ком идет речь в загадках?

-Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о жизни рыб, будете рисовать рыб и украшать узорами из чешуек.

w1627880958.JPG

- Кто из мастеров нам помогает рисовать, украшать? Сегодня на уроке нам будут помогать Мастер Украшения и Мастер Изображения.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа

-Давайте посмотрим, насколько может быть удивителен подводный мир.

-На видео вы увидели, как прекрасны рыбы. А где они еще могут обитать? (В реке, море, океане, озере.)

-Каких рыб вы знаете? Перечислите названия.

-Что интересного о рыбах вы знаете?

-Расскажу вам несколько интересных фактов о рыбах:

Самой древней рыбой считается латимерия. Считалось, что она вымерла более 70 миллионов лет назад. Но в 1938 году была случайно обнаружена в Южной Америке на глубине 70 метров. Ее прозвали воскресшей.

t1627880985.JPG

Самая скоростная рыба – рыба-парусник. Она может развивать скорость до 100 километров в час благодаря необычному строению тела.

n1627881004.JPG

Летучая рыба может пролететь расстояние в 50 метров над уровнем моря. Чтобы преодолеть такой промежуток, этой рыбе нужно подпрыгнуть из воды на 5-6 метров.

m1627881022.JPG

Самый смешной и нелепый среди рыб – морской нетопырь. Плавать он не умеет, передвигается на плавниках, а форма тела напоминает тарелку.

k1627881039.JPG

Самой красивой рыбой на планете считается Скорпена Амбона. Это рыба-хищник, обитающая на дне. Вдоль всего тела расположены шипы с ядом.

k1627881056.JPG

Завораживает своей красотой рыба Сальпа Маджоре, или стеклянная рыба. Она не имеет позвоночника. Благодаря прозрачности она может тем самым защититься от хищников.

v1627881076.JPG

-Рассказ о необычных рыбах можно продолжать до бесконечности.

-А где еще могут жить рыбы? Отгадайте загадку:

Есть у нас стеклянный дом,

Поселились рыбки в нем.

Даже рыбка золотая

В нем живет, забот не зная.

- У кого из вас есть дома аквариум?

- Опишите аквариумных рыб.

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите чудесных рыб на с. 54 и 56 учебника.

- Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у нее есть? (Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.)

- Какую форму имеют рыбы? (Овальную, длинную, напоминающую лист от дерева.)

- Яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений.

- Из каких элементов состоит узор у рыбы?

- Какие узоры, на каких предметах вы видели в природе? (Линейные, запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, замысловатые из чешуи рыбы, расписные на коже змеи, крыльях бабочки.)

q1627881287.jpg

-И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

-Сегодняшнюю работу вы вновь выполните в технике монотипия. Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. На одной половинке сделайте красками разноцветное пятно в форме рыбы гуашью или акварелью. Быстро сложите лист и прижмите, а когда раскроете, то у вас получатся два пятна. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Затем дождитесь, когда работа высохнет, и дорисуйте рыб. Можно использовать черный фломастер. Четче обведите очертания рыбы, дорисуйте те части рыбы, которых не хватает.

Перед учащимися таблица-образец рисования.

1) Сначала обведем контуры рыбы. Какой формы туловище рыбы?

2) Теперь отделим линией голову, обозначим глаза.

3) Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта.

4) Сзади головы нарисуем грудные плавники неправильной ромбовидной формы со сглаженными углами.

5) От середины спины вверх идет слегка изгибающийся контур спинного плавника. Снизу нарисуем брюшные плавники и подхвостовой плавник.

6) Изобразим чешуйки в виде узора.

-Можно нарисовать любимую рыбку, которая живет у вас в аквариуме.

- Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд.

После высыхания, рыбки вырезаются по контуру.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Было бы замечательно, конечно, поймать золотую рыбку, которая исполнит все желания. Но такое бывает только в сказках. Желаю вам верить в себя и ни когда не терять надежды. Если вы будете упорны в достижении своих целей, то все мечты обязательно исполнятся!

Читайте также: