Конспект урока чехов дядя ваня

Обновлено: 06.07.2024

В результате освоения данной темы студенты должны овладеть следующими компетенциями:

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК-6 . Работать в коллективе и в команде.

ВложениеРазмер
методическая разработка урока по творчеству А.П.Чехова (видеоурок) 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

В результате освоения данной темы студенты должны овладеть следующими компетенциями:

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК-6 . Работать в коллективе и в команде.

Тема занятия: Чехов и Русский театр

Дисциплина: Русский язык и литература: Литература

познакомить студентов с особенностью драматургического творчества А.П.Чехова;

помочь уловить чеховское восприятие жизни, почувствовать художественное своеобразие пьес, поставленных на сцене МХАТ, выявить взаимосвязь творчества и судьбы писателя;

ввести драматургию Чехова в общий контекст развития литературы второй половины 19 века, (слайд №2)

Показать перелом в восприятии жизни Чеховым.

Ознакомить студентов с содержанием основных пьес драматурга, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени.

Показать своеобразие чеховских пьес.

Представить ресурсы ИНТЕРНЕТ о творчестве Чехова.

Мотивирование изучения русской драматургии.

Предоставление студентам свободы выбора при выполнении заданий.

Форма урока: рассказ-лекция с игровыми элементами.

Материалы и оборудование:

компьютер с доступом к сети ИНТЕРНЕТ.

Эпиграф: “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”. А.П.Чехов, (слайд №1)

1. Слово учителя:

“Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности”, - писал М.Горький, (слайд № 4) И здесь нельзя не сказать о пьесах Чехова, в которых отразился этот трагизм.

Значение А.П.Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы “Безотцовщина” (1878г.) до пьесы “Вишневый сад” (1903г.) Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. “Чайка” (1896г), “Дядя Ваня” (1896г.), “Три сестры” (1900г.) и “Вишневый сад” открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы “новой драмы”, создал “театр философского настроения”. Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.

Жизнь Чехова была связана с Московским Художественным театром, (слайд №3).

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”, (слайд №4) . Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, тема которого “Чехов и русский театр”. Зададимся вопросами:

В чем заслуга Чехова - драматурга?

Какой театр создал Чехов?

Что завещал Чехов читателям, театру, будущему веку?

Чехов в течение всей своей писательской жизни, начиная еще с гимназических времен, увлекался драматургией. К.С.Станиславский вспоминал, что Чехов любил театр не только с показной его стороны, но и “с изнанки”, с каким-то детским удовольствием бывал и за сценой, среди кулис и театральных машин.

Первый студент: работая над комедией “Чайка” (1896г), Чехов признавался в одном из писем: “Пишу её не без удовольствия, хотя страшно против условий сцены, много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви” . Писатель дерзко нарушил привычные для массы зрителей драматургические законы.

Пьеса требовала от зрителей внутренней сосредоточенности, внимания к звучанию каждого слова, напряженной работы мысли, умения чувствовать настроение спектакля и незримое присутствие автора. На сцене - самые обыкновенные люди. “Они плачут, удят рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все. ”- писал Чехов. “Чайка” называлась комедией, и это тоже было необычным, потому что в “Чайке” смешного не больше, чем бывает в жизни. И, как и в жизни, радость, любовь, успех достаются героям пьесы очень скупо или вовсе не достаются, жизненные пути их не гладки, характеры сложны.

Обманутые надежды, несчастная любовь, мысли о зря прожитой жизни - удел почти всех героев пьесы. И все-таки “Чайка” вызывает впечатление света, возможного, близкого счастья. Это впечатление создает и картина чудесного “колдовского” озера, на берегу которого происходит действие, и стремление героев к настоящей жизни, и лирическая интонация, пронизывающая весь спектакль

Чехов нашел в себе достаточно мужества, чтобы шутить над своей неудачей, но премьера “Чайки” обошлась ему очень дорого: здоровье его резко ухудшилось.

Второй студент: Через два года В.И. Немирович-Данченко, только что создавший вместе с К.С.Станиславским (слайд №7 Чехов в театре на репетиции) Московский Художественный театр, уговорил Чехова разрешить новую постановку “Чайки”, (слайд №8 афиша). Ставить пьесу, уже однажды провалившуюся, было делом рискованным: и потому, что театр был еще слишком молод и не завоевал прочного положения, и потому, что новый провал мог тяжело отразиться на состоянии больного Чехова, находящегося тогда в Ялте. Но руководители театра и артисты считали пьесу по духу своей. Театр ставил перед собой ту же задачу, что и драматург: показать жизнь во всей её истине, отказавшись от надуманных ситуаций, от декламаций, от театральных штампов, (слайд №9 сцены из “Чайки”). Станиславский рассказывает, что, когда закончился первый акт, “занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливо прижались друг к другу и прислушивались к публике. Гробовая тишина. Кто-то заплакал. Мы, молча, двинулись за кулисы. В этот момент публика разразилась стоном и аплодисментами”. Успех был поистине колоссальный, небывалый. “Мы сумасшедшие от счастья”,- телеграфировал Немирович-Данченко Чехову, (слайд №10)

Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью: “Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!” Но и “Чайка” дала жизнь новому театру. Потому-то с тех пор на занавесе и программах этого прославленного театра зрители видят его эмблему: широко раскинутые крылья летящей чайки, (слайд №11 Чайка).

- Что было близко в драматургии Чехова руководителям Московского Художественного театра?

Как объяснить провал и триумф чеховской “Чайки”?

За “Чайкой” последовали “Дядя Ваня” (1897г.), “Три сестры” (1901г.), “Вишневый сад” (1903г.), поставленные Художественным театром и многими другими театрами страны. Широким философским смыслом наполнена пьеса “Три сестры”.

Это было предгрозовое время. Чехов остро чувствовал обстановку в стране. По воспоминаниям многих его друзей, он говорил о переменах, “которые неизбежно и скоро будут в России”. Ощущением грядущих перемен, мечтой о будущем, которое представляется радостным праздником труда, проникнуты последние пьесы Чехова. Один из героев пьесы “Три сестры”, Тузенбах, говорит: “Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”, (слайд №12).

Премьера “Трех сестер” состоялась на сцене Художественного театра 31января 1901 года. Роль Ольги исполняла М.Г.Савицкая, Маши - О.Л. Книппер, Ирины - М.Ф.Андреева, (слайд №13).

Уже передав пьесу в театр в декабре 1900 года, Чехов продолжал работать над ней, посылая добавления и поправки.

Потом хозяином постановки сделался Немирович-Данченко, и он довел дело до конца.

Главная работа проходила уже в отсутствие Чехова, но он в письмах давал актерам советы, разъяснения. Ольге Леонардовне Книппер (Чехов и Ольга Книппер поженились в 1901-м) он писал, что не надо делать сердитого лица, а только печальное: “Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто”.

Спектакль имел успех в Москве, Петербурге. О впечатлениях от “Трех сестер” писал М.Горький. Успех объяснялся не только великими достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем, что публика, молодая зрительская аудитория, с особенной живостью воспринимала слова о надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

- Драматургию Чехова, начиная с “Трех сестер”, стали принимать театры других систем, давно сложившихся традиций. М.Н.Ермолова, посмотрев “Трех сестер” в сезон 1902-1903 годов, восторгалась игрой, “ужасно плакала” и долго стоя аплодировала. Просили у Чехова для своих бенефисов эту пьесу В.Ф.Комиссаржевская, В.К. Лешковская. Новая волна успехов ожидала Чехова с последней его пьесой “Вишневый сад” (1903год).

В последней пьесе Чехова отразились многие жизненные впечатления. Это и память о продаже родного дома в Таганроге (слайд №16) , и наблюдения над судьбой А.С.и М.В. Киселевых - владельцев имения Бабкино под Москвой; где Чеховы жили на даче (1884-1886г). Так, А.С.Киселев, который после продажи Бабкино стал банковским служащим в Калуге, во многом оказался жизненным прототипом Гаева. Лето 1902 года Чехов провел вместе с Ольгой Книппер-Чеховой в имении К.С.Станиславского Любимовка. В это время в сознании писателя шел творческий процесс внутреннего вызревания замысла, и многие подробности жизни подмосковной Любимовки и особенности её обитателей отразились в “Вишневом саде”, (слайд №17)

Четвертый студент: Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены “Вишневого сада”, дает характеристики её персонажам, высказывается о жанре своего творения.

В этом вопросе А.П.Чехов разошелся с К.С.Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли её как драму. Чтение “Вишневого сада” в труппе имело “блестящий успех”. По словам Станиславского, она была принята “единодушно восторженно”. После её чтения в труппе Станиславский писал Чехову: “Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, но ведь это же фарс”. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь”.

Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка, особых интонаций, и это отчетливо понимали и её создатель, и актеры. М.П.Липина (первая исполнительница роли Ани) писала Чехову 2го ноября 1903 года: “. мне представилось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей”. А Книппер-Чехова писала “Я зарыдала..” (слайд №19)

(слайд №20 сцена из “Вишневого сада”).

Станиславский в свою очередь жаловался в декабре 1903 года: “Он (“Вишневый сад”) пока не цветет. Только что появились было первые цветы, приехал автор, спутал всех нас. Цветы опали, а теперь появляются только первые почки”.

И все же, несмотря на неизбежные сложности репетиционной работы, спектакль был подготовлен к выпуску. Его премьера состоялась в день рождения А.П.Чехова - 17 января 1904 года. МХАТ чествовал в первый и последний раз своего любимого писателя и автора в связи с 25-летнем его литературной деятельности, (слайд №19 сцена из “Вишневого сада”).

Появление Чехова в зале в антракте после третьего действия вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, Валерий Брюсов, Максим Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, (слайд №21).

Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени, (слайд №22). Пронзительно-печальная комедия “Вишневый сад” стала завещанием читателям, театру, 21 веку, (слайд №23)

Преподаватель: Заслуги А.П. Чехова в области литературы и искусства неоспоримы. Но сам Чехов никоим образом не стремился их увековечить.

Проведем с вами тест (приложение А). (1-2 минуты)

(слайд №24). (5 минут)

Оценивание по результатам теста. (1мин.)

Зачитывают характеристику на героя пьесы. Определяют, кому из героев принадлежит художественная деталь: телеграмма (Раневская), кий (Гаев), студенческий билет (Трофимов), ключи (Варя), сапоги (Епиходов), поднос (Фирс). (6 минут)

Подведение итогов, оценки за урок: (2 минуты)

Домашнее задание: (2 минуты)

Перечитать пьесу “Вишневый сад”.

Написать сочинение на тему (по выбору):

Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 12 томах / Под ред. В.В. Ермилова, К.Д. Муратовой, З.С. Паперного, А.И. Ревякина. М.: Художественная литература, 1960.

Библиография сочинений А. П. Чехова/ Сост. И. Ф. Масанов. М.: Университетская типография, 1906.

Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.

Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М.: Советский писатель, 1976.

Чуковский К.И. Чехов. М.: ДетГИЗ, 1958.

Чеховские интернет ресурсы

В) Художественный театр

Г) Театр имени Станиславского

А) Судьба России и её будущее

Б) Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина

В) Судьба Раневской и Гаева

Г) Финальная сцена — своего рода подведение итогов жизни

5. Символ — один из тропов, скрытое сравнение. Определите, символом чего является вишневый сад в одноименной пьесе:

А) символ прошлого

Б) символ красоты Родины и жизни

В) символ конца старой жизни

Б) Александринский театр

Г) театр имени Станиславского

9. В какой пьесе звучат слова: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование элементов технологии развития критического мышления на уроке по творчеству А.П. Чехова (10 класс)

развивать умение анализировать драматическое произведение; формировать образное мышление, умение составлять высказывание на заданную тему, делать выводы;

воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, пробуждать внимание к внутреннему миру человека; формировать интерес к творчеству А.П. Чехова, его произведениям

Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас…, быть может, найдут средство, как быть счастливыми.

I . Оргмомент

II. Постановка цели. Мотивация учения

Однажды у французского драматурга Эжена Ионеску спросили, кто, на его взгляд, мог бы стать главой идеального правительства, которое вершило бы судьбами человечества. Не задумываясь, писатель назвал имя Чехова. Как вы думаете, почему? Что вас привлекает в личности Чехова? (Ответы учащихся)

Можно сказать, что этими словами, обращёнными к нам, тем, кто живёт сегодня, в начале XXI века, Чехов приглашает нас к разговору о том, что всегда волновало и будет волновать каждого человека – к разговору о счастье.

III . Стадия вызова.

1. На страницах пьесы герои очень много говорят о счастье. А как думаете вы, что в этой жизни приносит человеку ощущение счастья? (Ребята высказывают свои мнения, подводя итог которым можно составить кластер)

доверительные отношения с близкими

Общение с природой,

гармония с окружающим миром

2. А теперь давайте вслушаемся в то, что говорят герои пьесы. Чувствуют ли они себя счастливыми людьми? Найдите в тексте необходимые цитаты.

Вывод: герои не чувствуют себя счастливыми. Давайте разберёмся, почему.

IV . Осмысление содержания. Работа в группах.

Цель следующего этапа – охарактеризовать проблемы, поставленные Чеховым в произведении.

группа: чем занимаются главные герои произведения? Приносит ли их деятельность ощущение полноты жизни? (учащиеся заполняют таблицу, подбирая цитаты)

профессор искусствоведения, преподавал 25 лет в университете, теперь вынужден выйти в отставку и переехать в деревню

управляет имением покойной сестры

Войницкий: «Я был светлою личностью… Теперь мне сорок семь лет. Я ночи не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!

помогает Войницкому в управлении имением

ведёт праздную жизнь

врач, увлечён идеей спасения вырубаемых лесов

Вывод: герои пьесы не находят морального удовлетворения в своей деятельности по разным причинам, поэтому пребывают в тоске, иные – в бессильной злобе, иные – в ленивой скуке.

группа: как герои пьесы относятся к природе? Замечают ли они красоту окружающего мира? (чтение и обсуждение диалога Серебрякова, Телегина, Сони в первом действии, монологов Астрова)

Вывод составляется в виде схемы:

Отношение к природе

Они не видят красоту окружающего мира

(все, кроме Телегина и Астрова)

Потребительское отношение к природе

группа: как герои пьесы относятся к любви? Приносит ли она им счастье и почему? (ответы учащихся третьей группы)

группа: охарактеризуйте отношения действующих лиц друг к другу (инсценирование отрывка из третьего действия: предложение Серебрякова продать имение и купить дачу в Финляндии)

V . Обобщение изученного. Подведение итогов урока.

Как заканчивается пьеса? Прочитайте выразительно заключительный монолог Сони. Как вы думаете, что звучит в этом монологе: надежда на то, что всё изменится или безысходная печаль и ощущение бесцельно прожитой жизни? (ответы учащихся)

VI . Этап рефлексии

Как вы думаете, удалось ли нам, живущим в 21 веке, решить те проблемы, которые стояли перед героями пьесы?

Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас…, быть может, найдут средство, как быть счастливыми.

Однажды у французского драматурга Эжена Ионеску спросили, кто, на его взгляд, мог бы стать главой идеального правительства, которое вершило бы судьбами человечества. Не задумываясь, писатель назвал имя Чехова. Как вы думаете, почему? Что вас привлекает в личности Чехова? (Ответы учащихся)

III. Стадия вызова.

1. На страницах пьесы герои очень много говорят о счастье. А как думаете вы, что в этой жизни приносит человеку ощущение счастья? (Ребята высказывают свои мнения, подводя итог которым можно составить кластер)

  • История написания
  • Жанр и направление
  • Конфликт и композиция
  • Краткое содержание
  • Главные персонажи
  • Основная тематика
  • Проблематика в пьесе

Дядя ваня смысл произведения

История написания

А.П. Чехов

Жанр и направление

Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.

Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.

Дядя ваня чехов

Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.

Конфликт и композиция

Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:

Анализ и смысл произведения дядя ваня

  1. Первое — экспозиция, которая знакомит зрителя с героями и рассказывает предысторию.
  2. Второе — завязка, где описано начало появления конфликта.
  3. Третье — кульминация, при этом конфликт достигает апогея.
  4. Четвертое — финал, где конфликт разрешен, а сюжетные линии обретают свое завершение.

Описанные автором конфликты являются не явными, это их основная особенность. В течение всей постановки ситуация в поместье не изменяется каким-то образом. Все проходит как обычно, однако в воздухе со временем начинает чувствоваться напряжение, вызванное накапливаемыми противоречиями между главными героями. Как следствие, в дальнейшем взрыв может показаться чем-то внезапным, но вполне логичным.

При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.

Краткое содержание

Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.

Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.

Чехов пьеса дядя ваня

На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.

Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.

Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

Дядя ваня краткое содержание

Смысл дядя ваня чехов

  1. Иван Войницкий — пожилой мужчина, добрый, безропотный и слабохарактерный. В течение всей жизни он лишь отдавал. Отказался от наследства, чтобы семья купила поместье для сестры. Когда она вышла замуж, он заведовал ее поместьем, выжимая все, чтобы финансово помочь Серебрякову. Вначале произведения Войницкий описан полностью разочарованным в жизни, думая, что попросту потратил годы на поддержку Серебрякова, считая его бездарным человеком. При этом психологическое состояние Ивана только ухудшается, это приводит вначале к попытке застрелить профессора, а после к краже морфия у доктора, чтобы покончить с собой. В конце произведения Иван смиряется с судьбой и дальше влачит незавидное существование.
  2. Доктор Астров — образованный и активный человек, который занимается высадкой новых лесов. При этом постоянно жалуется на усталость. Недоволен своей жизнью, не может испытывать глубокие чувства, поэтому холоден к Софии.
  3. София Серебрякова — дочка профессора. Работящая, скромная и добродушная. Любит доктора Астрова, при этом он ей не отвечает взаимностью. Это последняя отрада для Войницкого, которая поддерживает в нем жизнь. В конце произведения остается с Иваном в поместье. София непривлекательная женщина, проживает в глуши, трудится не покладая рук, полученные деньги отправляет профессору. Но все-таки пытается верить в жизнь, хоть и за счет спиртного.
  4. Профессор Серебряков. Самодовольный человек, однако пытается оправдать это почтенным возрастом. Постоянно ноет, не ставит в грош заслуги родных, принимая их помощь как должное.
  5. Елена Серебрякова является супругой профессора. Привлекательная, однако скучная и пустая молодая девушка. Вышла замуж за Серебрякова из-за его авторитета, но быстро поняла, что это было ошибкой. Несчастна в браке с бесчувственным профессором. Ощущая напряжение в поместье, она сильно переживает, однако ничего не может сделать.

Основная тематика

Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:

Смысл произведения дядя ваня

  1. Семья — семейная жизнь в пьесе описана не совсем гладко. В семье профессора царят холодные отношения, это вполне логично, поскольку в мире, в котором нет любви, вряд ли сможет появиться нормальная семья.
  2. Любовь — писатель показал, что в настоящей жизни обычно нет места настоящим чувствам. А то, что люди воспринимают как любовь, оказывается ложным и приносит разочарование. На фоне любви один человек просто использует другого.
  3. Жизненные ценности — главные герои живут бесцельно. Все персонажи потеряны, не понимают свою цель в жизни. Труд Софьи и безделье Елены Андреевны являются бессмысленными, поскольку обе девушки не чувствуют собственного предназначения.
  4. Красота — Чехов говорит в пьесе, что красота обречена на постепенное увядание. Елена Андреевна, которая губит собственную жизнь в браке с Серебряковым, София, потратившая все силы на бесполезный труд. Леса, которые вырубаются, — это обозначает приход новой эпохи, где нет места красоте.
  5. Труд — писатель жалеет людей, проводящих все свое время на тяжелой работе, которые при этом не могут вкусить плоды своего труда.

Проблематика в пьесе

Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:

Кто написал дядя ваня

Сюжет дядя ваня

  1. Пошлость — жизнь, которая описана в произведении, заслуживает порицания. Бессмысленная, лишенная красоты это самое ужасное, что может быть с людьми. Ни один персонаж не находит своего основного предназначения.
  2. Экология — с помощью доктора автор выражает беспокойство за вырубку лесов. Работа Астрова по их восстановлению описана как благое дело. Чехов затрагивает не столько материальное нанесение ущерба природе, сколько его реальное воплощение. В месте, в котором нет красивых пейзажей, живут только несчастные люди.
  3. Тоска — пьеса буквально пропитана ощущением безысходной тоски. Все главные герои тяготятся ей и скучают не находя себе дела, которое было бы достойно применением собственных сил.
  4. Равнодушие — герои почти полностью лишены эмпатии. Их абсолютно не интересуют проблемы остальных людей. Все силы направляются на удовлетворение собственных потребностей.
  5. Разочарование — практически все герои произведения разочарованы в жизни и недовольны судьбой. Такую проблему писатель нередко поднимает в произведениях.
  6. Приспособленчество — герои не пытаются бороться с обстоятельствами, а смиряются с ними. Как считает писатель, это поведение не сможет принести счастья.
  7. Мещанство — в произведении описаны персонажи, которые жизнь потратили на бесполезный труд, а время — лишь на себя. Они зациклены на собственной персоне. Порицание этого мещанского быта является лейтмотивом многих произведений писателей того времени.

Читайте также: