Царство растения внешнее строение и общая характеристика растений 6 класс пономарева конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать представление о ботанике, как науке о растениях.

Развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека.

Углубить знания о признаках и органах растений.

Оборудование:

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко- М.: Вентана-Граф, 2015;

Биология: 6 класс. Рабочая тетрадь №1/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко- М.: Вентана-Граф, 2016;

I . Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Здравствуйте, мои дорогие! Садитесь. Мне приятно видеть ваши лучезарные улыбки. Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

II . Актуализация опорных знаний

Еще нам понадобится обычная тетрадь в клеточку (18 или 24 листа), в которой мы с вами будем записывать основные понятия и схемы по темам.

- Что же мы будем изучать в этом году? Послушайте стихотворение Екатерины Серовой и попробуйте назвать объект изучения биологии в 6 классе. Слайд 3.

Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.

В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.

( Ответы детей).

- Да, действительно, в этом году нам предстоит изучить раздел биологии, который посвящен разнообразию и свойствам растений.

- Друзья мои, а как называется биологическая наука, изучающая царство растений? (Ответы детей).

- А теперь давайте обратимся к учебнику и поговорим о его структуре.

- Итак, содержание учебника делится на главы и параграфы. В конце учебника вы найдете задания на лето, словарь терминов, материалы для внеурочной деятельности в приложении и оглавление. В параграфах вы можете видеть следующие рубрики и условные знаки:

основные понятия, которые нужно знать, выделены в тексте полужирным курсивом и приведены в конце каждого параграфа на зеленом фоне;

слайд 6. понятия, на которые следует обратить внимание, а также видовые названия растений выделены светлым курсивом;

формулировки в тексте параграфов, требующие повышенного внимания, вынесены в особый абзац и помечены цветной полоской;

III . Целеполагание

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним характерные признаки растений, поговорим о многообразии и внешнем строении растений.

IV . Изложение нового материала

- Нашу тему урока я хотела бы начать с просмотра нескольких фотографий известных вам цветов – орхидей. Орхидеи - это цветы, которые умеют искусно притворяться.
- В этой подборке вы можете разглядеть в орхидеях не только красивый цветок, но и перевоплощения этих замечательных растений в различные образы.

Многие не верят, что эти цветы созданы именно природой, а не мастерством и фантазией человека. Но, поверьте, природа тоже нас может удивлять !

Слайд 8. Давайте запишем в тетрадь:

Не способны активно передвигаться

Рост в течение всей жизни

Автотрофный тип питания – растения способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза

Наличие главного красящего вещества (пигмента) – хлорофилла

Конечно, в строении растительной клетки есть тоже свои отличия. Этому мы посвятим целый урок.

Слайд 9. Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. По морфологической организации выделяют две группы растений: высшие и низшие. Тело низших растений не разделено на органы и ткани, оно представлено одной клеткой или слоевищем (многоклеточное образование). Большинство низших растений обитает в воде. Согласно современным представлениям, к низшим растениям относятся только водоросли.
Высшие растения имеют органы и ткани и преимущественно обитают на суше (хотя встречаются виды, обитающие в воде). К ним относятся споровые (моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные) и семенные растения (голосеменные и покрытосеменные). Высшие споровые размножаются с помощью особых мелких клеток – спор, а высшие семенные – при помощи семян.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

V . Физкультминутка

- Для начала напомните, какие растения мы называем культурными, а какие дикорастущими? Ответы детей.

- Растения в жизни человека играют большое значение. Примерно 10-12 тыс. лет. назад, в период зарождения земледелия, появились первые культурные растения. Они специально выращиваются человеком. А растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека, называются дикорастущими.

Слайд 10. Итак, условия игры: я буду называть растения, если это культурное растение – вы совершает танцевальные движения, как веселый огурец на слайде. Если прозвучало название дикорастущего растения, тогда делаете наклоны, как кактус.

4. сахарная свекла

9. черная смородина

VI . Продолжение изучения нового материала

- Сейчас нам предстоит выяснить, какие органы есть у высших растений.

Орган – это часть организма, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.

Работа с учебником.

Ребята выполняют задание. Затем осуществляется проверка: один учащийся отвечает у доски, несколько учащихся сдают тетради на проверку. Проверка осуществляется по слайду 12.

VII . Закрепление материала

- Мы вспомнили основные признаки растений, поговорили о многообразии и внешнем строении этих живых организмов.

- Предлагаю для закрепления выполнить задания в рабочей тетради.

Слайд 13 . Задание 1 стр. 3

Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения

Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие_____________и способность образовывать ______________ вещества из _____________и ____________на свету.

Ботаника- наука, изучающая__________________.

Ребята выполняют задание. Затем осуществляется проверка: один учащийся отвечает у доски, несколько учащихся сдают тетради на проверку. Проверка осуществляется по слайду 14.

Слайд 15. Задание 4 стр. 4

Используя схему растения, назовите его основные части.

Ребята выполняют задание. Затем осуществляется проверка: один учащийся отвечает у доски, несколько учащихся сдают тетради на проверку. Проверка осуществляется по слайду 16.

VIII . Подведение итогов

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

IX . Домашнее задание Слайд 17.

Рабочая тетрадь № 3,5 стр.4.

Знать основные понятия темы.

- А сейчас я попрошу вас оценить вашу работу на уроке. На какой ступеньке вы оказались в результате деятельности во время урока? Оцените достигнутые результаты, нарисовав в тетради человечка на одной из трех ступенек.

Учитель проходит по рядам и фиксирует, кто и как себя оценил. Берет на заметку тех учащихся, которые нуждаются в помощи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царства живой природы Растения Животные Грибы Бактерии

Царства живой природы Растения Животные Грибы Бактерии

Растения обитают везде

Растения обитают везде

Общий признак растений – наличие хлорофилла

Общий признак растений – наличие хлорофилла

Жизненная форма - внешний облик растения Деревья Кустарники Кустарнички Травы

Жизненная форма - внешний облик растения Деревья Кустарники Кустарнички Травы

Ботаника - наука о растениях Растения Дикорастущие Культурные Декоративные

Ботаника - наука о растениях Растения Дикорастущие Культурные Декоративные

Внешнее строение Растения одноклеточные многоклеточные

Внешнее строение Растения одноклеточные многоклеточные

Органы вегетативные генеративные Внешнее строение корень побег стебель лист ц.

Органы вегетативные генеративные Внешнее строение корень побег стебель лист цветок плод семена

Размножение Растения семенные споровые голосеменные покрытосеменные

Размножение Растения семенные споровые голосеменные покрытосеменные

 Спасибо за просмотр !

Спасибо за просмотр !

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 253 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2019 438
  • PPTX 4.3 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мальцев Артём Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать общее представление о ботанике как разделе науки биология; сформировать первоначальные представления о внешнем строении и общей характеристике растений; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

Урок биологии в 6 классе (ФГОС второго поколения)

Программа И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой

(Биология 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012г)

Тема: Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Цель: дать общее представление о ботанике как разделе науки биология; сформировать первоначальные представления о внешнем строении и общей характеристике растений; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности. Развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; интерес к биологическим знаниям; формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач. Формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД: Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Оборудование

Формирование УУД

I.Орг.момент. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Подготовьте все необходимое к уроку.

? Почему живая природа необходима для жизни человека? Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?

? Какова роль биологии в жизни современного человека?

? Что изучает биология?

? Вспомните, как называется раздел биологии, который изучает растения?

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Тема урока записывается в тетради.

Учебник, иллюстратив-ный материал по растениям. Гербарии.

Регулятивные УУД

Формирование умения само-стоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (фор-мулировка вопроса урока). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слу-шать и понимать речь других людей.

II. Новый материал (совместное открытие знаний).

Презентация

Примерно 3500 миллионов лет тому назад в морях, по мнению современных ученых, зародилась жизнь. Первые живые организмы на Земле были такие крошечные, что их трудно было бы различить простым глазом. Постепенно организмы менялись, усложнялись. Сегодня на земле существует огромное количество разнообразных живых организмов.

? Чтобы разобраться во всем этом многообразии, ученые объединили их в различные царства. Какие?

? Чем отличаются организмы разных царств? Каковы их признаки?

? Признаки растений? (Составляем совместно таблицу в тетради.)

Признак сравнения

Растения

Образуют питательные вещества за счет энергии света (автотрофы)

Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов

Ботаника – наука, изучающая царство растений. На слайде мы видим разделы науки ботаники.

Анатомия растений - внутреннее строение растений

Морфология растений - внешнее строение растений

Физиология растений - процессы, происходящие в растении

Систематика растений - классификация растений

Геоботаника - строение и значение растительных сообществ

Селекция - сорта растений и их свойства

Цитология - клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений - химический состав растений

Палеоботаника - ископаемые растения

Экология растений - связь растений с окружающей средой

Культурные и дикорастущие растения.

Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека. Рас-тения обитают на огромных пространствах суши: в тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие растения, которые размно-жаются и расселяются без участия человека называются дикорастущими. Се-годня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих растений.

Трудно сказать, когда человек впервые начал выращивать возле жилья растения, которые он до этого собирал далеко от дома. Такие растения, которые специально возделываются человеком называются культурными. В наши дни человек выращивает более 2000 видов культурных растений.

? Какие группы можно выделить среди культурных растений? культурным растениям относят пищевые, кормовые, технические, декоративные растения.)

Пищевые растения делятся на группы: зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза; зернобобовые - горох, бобы, соя; овощные - картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные - яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные - подсолнечник, горчица, рапс.

? Для чего человек выращивает кормовые растения? (Кормовые растения - специально выращиваются на корм сельскохозяйственным животным. Это кормовая свекла, брюква.)

? Что дают человеку технические растения? (Технические растения - дают сырье для промышленности, например, лен, хлопок.)

? Для чего выращиваются декоративные растения? (Декоративные растения - выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений. Это астры, пионы, розы, комнатные растения.)

В течение веков выращиваемые растения изменялись в нужном для человека направлении. Дикий картофель, произрастающий в высокогорных районах Южной Америки, имеет клубни величиной с горошину, насколько крупнее картофель культурный может убедиться каждый. Почти несъедобны мелкие и кислые яблоки дикой лесной яблони. Культурные же яблони приносят крупные, вкусные, ароматные плоды.

Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос - символом солнца и плодородия, незабудка - олицетворением постоянства, долгой памяти и верности.

? По своей продолжительности жизни растения можно поделить на три группы. (деревья и кустарники и травянистые травы ) Чем различаются деревья и кустарники и травянистые травы? (форма, по стволу, высоте)

? Давайте вспомним особенности внешнего строения растений. Какие есть органы у растений?

Корень и побег - вегетативные органы; цветок, плод, семя - генеративные органы.

? Это строение многоклеточного или одноклеточного растения?

? Клетка? Ткань? Орган? Система органов? Организм?

? Какую роль играют растения в природе и для человека?

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Они украшают нашу жизнь, дают нам витамины, пищу, лекарства, мебель, бумагу. Они постоянно с нами, они вокруг нас.

Подведение результата изучения темы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения само-стоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

Постепенно выстраивать соб-ственное целостное мировоз-зрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безо-пасного образа жизни и сох-ранения здоровья. Формиро-вать экологическое мышле-ние: умение оценивать свою деятельность и поступки дру-гих людей с точки зрения сох-ранения окружающей среды – гаранта жизни и благополу-чия людей на Земле.

Познавательные УУД

Формирование умения ориен-тироваться в учебнике, нахо-дить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, срав-нивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следст-вия простых явлений. Созда-вать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)

Регулятивные УУД

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

III. Обобщение и закрепление

Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды?

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: § 1.

Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) — слушать и слышать друг друга; строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; регулятивные (р.) — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; познавательные (п) — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; личностные (л.) — формировать познавательный интерес к изучению природы и истории развития знаний о природе; осознавать значимость растений в жизни человека.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: царство Растения, ботаника, орган, семенные растения, споровые растения', различать царства живой природы; характеризовать различных представителей царства Растения; определять предмет науки ботаники; описывать историю развития науки о растениях; характеризовать внешнее строение растений; осваивать приемы работы с определителем растений; объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Оборудование и материалы: учебник, инструкции “Правила по ведения в кабинете биологии”, “Правила работы с лабораторным оборудованием”, магнитная или интерактивная доска.

Общие рекомендации. К вводному уроку следует тщательно подготовиться. Данный курс начинается с наиболее сложных и важных для дальнейшего обучения тем. Чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению биологии, необходимо сделать первый урок максимально интересным. Поскольку первый урок в учебном году перенасыщен информацией, то для того, чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию учебного материала, целесообразно провести физкультминутку, лучше оздоровительно-гигиеническую (Приложение 2).

I. Организационный момент

(Знакомство. Учитель представляется ученикам (если учитель и ученики не знакомы)).

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

(Начать урок следует с рассказа о правилах поведения в кабинете биологии и правилах работы с лабораторным оборудованием. Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.)

Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.

(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроке: учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для записей, карандаши, альбом для рисования, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой.)

2. Беседа, работа по учебнику

В этом году мы продолжаем изучать науку биологию. Давайте познакомимся со структурой учебника. Научившись ориентироваться в нем, вы быстрее усвоите новый материал.

Откройте учебник на с. 190, 191 (оглавление). Название глав нам подсказывают, какие темы представлены в учебнике. Мы познакомимся с различными органами растений, узнаем об основных процессах жизнедеятельности растений, о многообразии растений и этапах их развития, о растительных природных сообществах.

(Рассказ учителя о рубриках и формах работы с учебником.)

В конце учебника (с. 176—183) находится словарь терминов. Мы с вами составим и свой рабочий словарик, в который вы будете записывать основные понятия. Этот словарь должен быть с вами на каждом уроке.

Давайте вспомним биологические понятия и термины, изученные в прошлом учебном году.

— Что изучает наука биология?

Совершенно верно, биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. В переводе с греческого языка биология — это учение о жизни (биос — “жизнь”, логос — “учение”), т. е. наука о живых организмах. Этот термин появился в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист Ламарк.

— Как называются большие группы живых организмов, объединенных по определенным общим признакам? (Царства.)

— Какие царства вы знаете? (Царства Бактерии, Грибы, Растения, Животные.)

Изучению этих царств посвящены различные разделы биологии: животных — зоология (зоон — “животные”); грибов — микология (микос — “гриб”); бактерий — микробиология (микро — “маленький”, биос — “живой”), растений — ботаника (ботане — “трава”, “зелень”, “растение”).

Откройте ваш словарь терминов и запишите определения рассмотренных понятий.

(Для записей можно использовать отдельную тетрадь или поместить словарь терминов в конце рабочей тетради. На первых уроках учитель записывает на доске все термины вместе с учениками, затем предлагает учащимся делать это самостоятельно).

Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 гг. до н. э. и был учеником знаменитого Аристотеля. Теофраст собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Растений на Земле существует великое множество. Как же разобраться во всем их многообразии? В этом нам поможет наука систематика.

Систематика — это наука о разнообразии и классификации организмов.

К систематике мы вернемся, когда будем изучать классификацию растений.

Итак, наука биология изучает живые организмы.

— Чем живые организмы отличаются от неживых?

Все живые организмы обладают такими свойствами, как обмен веществ (поглощение и выделение различных веществ), размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма), развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но всеми одновременно — только живые. Растения — особенные организмы. Рост, развитие, размножение, клеточное строение, и даже обмен веществ хорошо определяемы у растений. А вот чтобы обнаружить, как проявляется у растений раздражимость, необходимо очень внимательно их изучать. Реагируют многие растения медленно, малозаметно. Например, листья растения поворачиваются к свету весь световой день, а его корень изменяет направление своего роста, следуя за водой или к центру Земли, несколько дней. Не зря давным-давно на Руси растение называли “прозябение”, что означало “медленный, неактивный”.

Но у растений есть еще и неизвестные нам способности, например, они могут “слышать”.

(Учитель предлагает учащимся познакомиться с дополнительным материалом.)

Растения “слушают” музыку

О том, что растения “слушают” музыку, известно с далеких времен. Существуют поверья о том, как землепашцы использовали влияние музыки на растения для улучшения всхожести семян, получения щедрого урожая. В древнеиндийских трактатах упоминалось, что бог Кришна своей игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и траву и деревья.

Индийский ботаник Т.Ц. Сингх в средине XX в. провел серию экспериментов, подтвердивших влияние музыки на рост растений в результате усиления под ее воздействием фотосинтеза, ускорения обмена. Благодаря преобладанию процессов синтеза над распадом флора ускоряет свой рост в 2 раза. Агроном-ботаник Дж. Смит проводил эксперименты на кукурузе и сое с использование музыки Джорджа Гершвина. Полученные результаты также показали, что музыка для растений — мощный стимул роста и развития. А в 1970-х гг. в книге рекордов Гиннесса появилось имя Дана Карлсона — фермера, вырастившего самый большой в мире страстоцвет пурпурный (180 м против обычных 54 см). Одной из особенностей ухода за этим растением было ежедневное “прослушивание” им произведений А. Вивальди, И.С. Баха, а также музыки, напоминавшей щебетание птиц.

Исследователи, изучавшие влияние музыки на растения, пришли к любопытным выводам. Рост растений зависит прежде всего от звуковых частот. Наиболее благотворна для растений классическая музыка

(58—75 Гц), а вот рок оказывает пагубное влияние. При этом тропические растения могут быть признаны “фанатами” современного рэпа.

Студенты одного из российских вузов провели эксперимент, чтобы проверить влияние музыки на рост комнатных растений. Были использованы песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 1990-х гг., музыка из советских фильмов. Оказалось, что растения с “удовольствием” слушают музыку из кинофильмов и бардовские песни, к Баскову относятся равнодушно, а песни 1990-х их просто угнетают.

Как растения “общаются”

Ученые в результате некоторых исследований доказали, что растения не только общаются между собой, но и слышат окружающие их звуки.

Научный сотрудник университета Западной Австралии доктор Моника Гальяно провела несколько исследований, в результате которых выяснила, что растения реагируют на звук и общаются между собой щелчками. Исследования проводились на ростках кукурузы. В процессе роста корни ростков регулярно производили щелчки. Кроме того, корни помещенных в воду ростков тянулись в том направлении, где находился источник звука.

В результате других исследований, проведенных доктором Дэвидом Джонсоном в университете Абердина, было обнаружено, что растения могут общаться между собой через почву. Например, если корни одного растения заражены каким-либо заболеванием, то оно предупреждает об этом своих “соседей”. В качестве посланника выступает особый грибок, который находится в почве. Благодаря своевременному предупреждению здоровые растения активируют специальные гены для защиты от болезни. В некоторых случаях растения предупреждают об опасности путем выделения газа. Например, если надрезать лист одного растения, то оно начнет выпускать газ, а другие растения начинают готовиться к возможной опасности путем выделения специальных химических веществ. Подобная реакция наблюдается у многих растений, например, у капусты, когда на листьях поселяются гусеницы.

— Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Общее число ныне живущих описанных видов растений около 500 тыс. Древнегреческому ученому Теофрасту было известно 600 видов растений.

Одни растения живут на суше, а другие в воде. Одни микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Растения можно встретить даже в безводных пустынях, в Арктике и Антарктике.

Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, выращиваемыми человеком.

(Учитель предлагает записать эти и следующие (выделенные в тексте курсивом) понятия в словарь терминов.)

Растения могут иметь простое и сложное строение (одноклеточные и многоклеточные растения). Одноклеточные растения не имеют органов, а многоклеточные состоят из нескольких органов. Орган — это часть растения с определенным строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность растения). К низшим относят растения, тело которых не расчленено на части (например, зеленые водоросли), а к высшим виды, тело которых разделено на специализированные органы (например, корень и стебель). Растения, образующие семена, называю семенными, а растения, не имеющие семян и размножающиеся с помощью специальных мелких клеток — спор, споровыми растениями.

Зеленые растения способны к фотосинтезу, т. е. они с помощью энергии солнца превращают неорганические вещества в органические. Поэтому растения являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов.

Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам, растения в процессе фотосинтеза ежегодно образуют около 400 млрд т органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд т углерода. При этом они выделяют в атмосферу кислород, необходимый нам для дыхания.

Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человек. А зеленые насаждения, занимающие 1 га земли, поглощают в течение часа 8 кг углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют 200 человек за то же время!

Помимо этой планетарной роли, зеленые растения являются местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от различных болезней. Огромна роль растений и в жизни человека.

В настоящее время о жизни растений известно достаточно много, но это не значит, что на все вопросы есть ответы и все тайны уже раскрыты. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается неизвестного и увлекательного.

III. Рефлексивно-оценочный этап

— Проверим записи в словаре терминов.

(Все записанные понятия ученики по цепочке комментируют, а учитель при необходимости вносит корректировки.)

1. Прочитать § 1, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме дикорастущее и культурное растение, подписать названия.

Читайте также: