Быт народов кавказа и закавказья 5 класс однкнр конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Гревцева Оксана Фаритовна

Населенный пункт: КЧР, Зеленчукский район, ст. Сторожевая-2

Цель:

систематизировать и закрепить знания детей о жизни и быте народов Кавказа с помощью метода фотомоделирования.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать познавательную сферу детей информацией через метод фотомоделирования
  • формировать познавательный интерес к истории малой Родины,
  • дать представление о географическом разнообразии, многонациональности своей страны.
  • познакомить с народными инструментами Кавказа и традиционным праздником Навруз
  • закрепить знания о быте, народных подвижных играх малой Родины
  • систематизировать знания о домашних животных.

Развивающие:

  • создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
  • развивать культуру общения и построения межличностных отношений.
  • развивать речь дошкольников, как средство общения в повседневной жизни
  • развивать связную, диалогическую и монологическую речь
  • активизировать лексический запас детей по заданной теме
  • развивать творческое воображение.

Воспитательные:

  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, художественного слова и музыки;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям малой Родины, толерантное отношения к другим национальностям и культуре;
  • побуждать детей к совместному переживанию эмоций радости, удивления, восхищения;
  • воспитывать желание помогать и поддерживать друг друга.

Материалы и оборудование

Структура НОД.

Ход НОД.

В группу детям приходит извещение, что в музыкальном зале детей из группы «Карусель ожидает посылка

Занавес закрыт.

Мы идем в зал. Там сидят воспитатели.

Здравствуйте! А нам пришло извещение, что для нас здесь оставили посылку, вы случайно не видели?

Гости. Да вы и сами сможете ее найти, если разгадаете нашу загадку, в которой все подсказки нужно сказать наоборот.

Ваша посылка не с левой стороны, (с правой) не на стуле (под стулом), а сидит на этом стуле воспитатель с короткими светлыми волосами. (комментировать по ходу слов)

В.

Надежда Гасанбековна, посылка у Вас?

(отдает детям посылку – Вы отгадали, держите свою посылку)

В.

Интересно, что же в ней открывают.

Достают фотокнигу.

В.

Ребята, да это же фотокнига. Какая она интересная. Здесь флешка. Давайте посмотрим, что на ней.

Видеопослание.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я живу на далеком Севере, меня зовут Айхо. У меня есть мечта, узнать все самое интересное о традициях народов России. Я сделала фотокнигу – Дом народов. На ее страницах, есть все о моем северном народе. А вас я прошу рассказать о своей малой Родине и ее традициях и тоже разместить фотографии на ее страницах. Я думаю, вы мне поможете! А когда у вас все будет готово, отправьте эту посылку дальше, другим детям. Договорились? Спасибо, друзья.

В.

Даа, вот это посылка. Но я думаю, мы поможем девочке с далекого Севера осуществить мечту, и расскажем ей о народе, который живет на Кавказе, об одном из народов нашей огромной страны – России. Правда?

Ответ детей.

Давайте подумаем, о чем мы можем рассказать. У меня с собой есть фотографии, которые мы сделали на прошлой неделе. Может они нам помогут?

Достаю фото и открываю альбом. Карта – граница Кавказа

О, посмотрите, здесь карта, на которой весь Кавказ, а не только наша республика. Предлагаю, прикрепить на ней все фотографии и так мы заполним первую страницу. Хорошо?

В.

Ребята, напомните мне, как называется республика, в которой мы живем.(1)

Ответ детей.

Так, что тут у нас. (показываю фото флага и герба) (Что изображено на гербе нашей республики )(2)

Ответ детей.

А как вы думаете, что самое красивое в нашей республике? (3)

Ответ детей.

У нас есть еще одна особенность - наша республика многонациональна, то есть в ней живут люди разных национальностей.

Например, черкесы, русские, … кто знает, кто еще живет в Черкесии?

(карачаевцы, абазинцы, аварцы, табасаранцы)

Молодцы! Какая замечательная фотооткрытка у нас получилась!

Кавказ! России южная граница,

Где 100 народов, как семья живут!

Коллаж на карте Граница КЧР

В.

Что же первый шаг сделан, первая страница о нашем крае готова. Нравится?

В.

Ответ детей.

В

А отправимся мы туда на машине времени, в нашем детском саду и такое есть представляете?

Прошу. Мальчики, не забудьте уступить девочкам! Молодцы, проходите!

Обратиться за помощью к гостям.(Алина Эдуардовна, Ольга Владимировна)

Воспитатели поднимают ткань.

В.

Чтобы переместиться, нужны специальные слова, повторяйте за мной, дружно, только не ошибитесь, а то еще попадем к динозаврам.

Дети повторяют за воспитателем

На месте ты скорей замри.

Через время пролети

Вот и горы впереди

Выходи и погляди!

Музыка. Открывается занавес.

Дети попадают в прошлое. Оформление зала.

Горы. Сакля, внутреннее убранство, двор. Хозяйка (Аида) печет, стоит боком, мальчики и девочка сидят спиной –Халитдин, Галиб, Мухаммед играют

(игра в камешки)

В.

Вот это да, мы с вами в прошлом. Как здесь красиво! Но прежде чем выйти из корабля, запомните одно условие, как только прозвучит вот такой сигнал…

Звук.

Нам нужно вернуться назад, иначе навсегда останемся в прошлом.

Ну а сейчас осторожно выходите! Давайте, подойдем поближе и познакомимся.

Подходим к Хозяйке.

В.

Хозяйка зовет детей, подходит к нам.

Здравствуйте! Дети, посмотрите, кто это к нам пожаловали?

В.

Мы из будущего, хотим узнать о традициях народа Кавказа. Мы же правильно попали?

Х.

Все правильно. Посмотрите, какие вокруг высокие горы. Нас не случайно называют горцами. А на вершинах бродят зубры и туры.

В.

Как здорово! Как мы можем к Вам обращаться?

Х.

Называйте меня авай, это вежливое обращение к женщинам в нашем селении.

В.

Авай, а Вы нам сможете помочь?

Х.

Чем смогу помогу, а что вы хотите узнать?

Реб.1 Оля

Все на свете знать хотим,

Как вы жили, что вы ели,

Как играли и как пели!

Традиций забывать нельзя,

Прошлым нужно гордиться, друзья!

Х.

Проходите, мои дети вам все расскажет, а я пойду пока чуду в тандыр поставлю. Кстати, это наше национальное блюдо.

Отходит к печке, допекает и ставит в печке. На время беседы остается за ширмой.

Дети усаживаются по кругу на ковер.

Рассказывая, выкладываем картинки на полу.

Мухаммед.

Жилище горцев называется – сакля. Ее делают из камней или глины. (1)

В доме есть очаг. Он похож на камин. (2)

Если в семье есть малыш, то его кладут в специальную люльку. (3)

Стены сакли утепляли и украшали красивыми коврами (4)

Галиб.

Наш народ очень гостеприимный. В большой комнате всегда накрыт стол с кавказскими блюдами. (5)

Здесь и хычины, и пахлава, и чуду. А хлеб, мы его называем лаваш, наша мама печет в тандыре, специальной печке. (6)

В.

Как интересно! А какая у вас посуда?

Халитдин.

Наша посуда очень красивая. Она сделана из глины или металла. (7)

На ней мастера рисуют узоры.(8)

Х. подходит и садится в круг

Ну что, мои детки, обо всем вам рассказали?

В.

Да, спасибо, нам было очень интересно, правда, ребята?

Ответ детей.

И все, что вы нам показали, очень нам пригодиться для Дома народов. (показываю)Это фотокнига, в которой мы соберем, все что узнали. Хотите заполнить страницу вместе с нами?

Хозяйка.

Конечно, хотим. Проходите за стол, там нам будет удобнее.

Дети рассаживаются вокруг стола.

В.

Ребята, посмотрите, у нас есть картина с изображением дома, и карточки, которые нам показывали наши друзья.

(выкладываю на стол).

Ой, что я наделала, я случайно перепутала их. А нам нужны только те, которые относятся к жизни горцев.

Х.

Ваши ребята, внимательно слушали, и думаю, легко выберут нужные. Так ведь?

Ответ детей.

В.

Ребята, я на вас надеюсь. Выберите нужную карточку и прикрепите ее на нашу картину.

В.

Как здорово у нас получилось! Вот и вторая страница готова!

Мычание коров, блеяние овец, ржание лошадей.

Животные беспокоятся. Голос пастуха.

Х.

Ой-ой-ой, опять наш чабан волка увидел! Стали они с гор спускаться и домашний скот пугать. Надо бы его проучить. Да, вот только не знаем как!

В

А мы с ребятами, знаем, как волка обхитрить и вас научим. Хотите?

Х.

Тогда представьте, что … и … волки. (надеваю шапки - маски) – 2реб.

Это ваше логово (очерченное место)

Кто хочет быть чабанами, пастухами то есть… (раздать палки) – 1взр4реб

А все остальные отара овец. (вместе надеваем)- 6чел.

Ну что попробуем.

Вой волка.

Х.

Вот спасибо, ребята! Все расскажу нашим чабанам, пусть попробуют волка обмануть.

В

Ох, ну и устали мы, присядьте, отдохните.

Дети садятся в полукруг напротив экрана

В.

Авай, а сколько у вас животных?

Х.

А вы сами посмотрите и посчитайте…

На экране, по очереди, появляются животные.

(4 рога – 2 коровы; 8 лошадиных копыт – 2 лошади, и в разных местах овцы – 3 овцы.)

В.

Ребята, за какими животными ухаживают наши новые друзья? Где же они прячутся?

Ответ детей. (за высоким деревом, за низким кустом, между камнями)

Кто спрятался в загоне? (Сколько коров? Сколько лошадей)

По мере отгадывания – животные появляются на экране.

Х

Ну, сколько животных всего вы насчитали?

Ответ детей.

Звуки музыки.

В.

Ребята, прислушайтесь. Какая красивая мелодия.

Х.

Это играет народный инструмент. Зовет весь народ на поляну, праздник Навруз отмечать. Пойду за угощением. (идет за чуду и альбом берет)

В.

А что это за праздник такой?

Мухаммед и Халитдин встают

Реб. (Мухаммед)

Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!

Реб. (Халитдин)

Когда приходит к нам Навруз, звучит и музыка и смех.

Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

В.

Как здорово! А можно и нам с вами?

Х.

В.

Чтобы побыстрее добраться предлагаю взяться за руки и встать в круг. Василиса.

Не прячься, свети!

Пришла к нам весна-

Дети.

Кавказ наш, цвети!

На экране поляна.

Звучит музыка.

В кругу.

Реб.1 Кирилл

Дома у нас большие,

Реб.2 Ксения

Да развеется тоска,

Да просеется мука,

А мука у нас бела.

Реб.3 София

Испечете вы пирог-

Нам отрежете кусок.

Вместе.

С днем Навруза – днём весны-

Мы поздравить вас должны.

Х.

Ребята, а вы знаете, что по древнему обычаю в этот день все шли к роднику и просили влажного лета, хорошего урожая.

В

Давайте и мы пойдем туда.

Рассаживаемся на модули.

В.

ЛЯГУШКА. (потягиваясь). Хадижа.

Тёплый луч коснулся кожи-

Значит, спать уже не гоже.

Просыпаться мне пора,

Салам – алейкум, детвора.

Х.

По древнему обычаю горцев лягушку наряжали и отпускали в ручей с пожеланиями. Хотите попробовать?

В.

Х.

Тогда берите украшения.

(на разносе браслеты, платки, бусы)

А теперь закрывайте глаза и загадывайте самое заветное желание, только никому не говорите.

В. Готовы?

Дети загадывают желание и одаривают Лягушку.

Лягушка. Да, исполнятся ваши желания. До новых встреч!

Х.

Сейчас самое время петь и веселиться, только мы свой инструмент дома оставили. Вам бы понравилось, и для фотокниги пригодился бы

В.

Это не беда, мы привезли с собой из будущего специальную машину, с ее помощью мы и инструмент посмотрим и услышим, как он звучит.

Х.

Как много интересного в вашем будущем.

В.

Это точно. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите.

Рассаживаются за стол. (компьютерные мышки)

В. (показ со словами)

Фото инструмента, которое я сделала у вас дома, я переношу в специальную машину, подскажите, ребята, как она называется?

Ответ детей (ноутбук)

Демонстрация метода 3Д моделирования. Экран

Ой, что-то моя мышка не работает. Ребята, поможете мне? Возьмите мышку.

Обводим по контуру основную часть инструмента, и рассматриваем со всех сторон…Посмотрите, наш инструмент ожил… Какие вы молодцы!

Ну что слушаем звучание инструмента?

Музыка.

В.

Красиво звучит, правда? Да, ведь это же тот же самый инструмент, который звал нас на праздник…Вспомнили?

Авай, подскажите, как называется этот инструмент?

Х.

Этот инструмент называется САЗ.

В.

Нам обязательно нужно запомнить. Давайте вместе повторим.

Дети.

Этот инструмент называется САЗ.

Индивидуальные ответы (2 чел)

А чтобы инструмент появился на страницах нашей фотокниги, нам нужно его просто распечатать. Нажимаем кнопочку и ждем. Вот и наш инструмент, теперь кладем его в кармашек… и третья страницы книги заполнена.

Х.

Это просто волшебство какое – то! Но делу время потехе час!

В

Весело весну встречаем,

Дружно танец начинаем!

В дружный встанем хоровод

(встаем)

В пляске удаль и задор –

Это пляшут дети гор!

После танца.

В.

Весёлый праздник Навруз!

Х.

Он продолжается всю ночь.

Остаемся в кругу. Слышим звук нашей машины времени.

В. (если дети не вспомнят)

Машина времени посылает свои сигналы. Пришло время расставаться.

Х.

Как жаль! Мы еще многое бы могли рассказать, и о наших нарядах, и красивых украшениях…

В.

Я думаю, мы еще с вами встретимся… А сегодня мы узнали, что…

Реб.1 Ярослав.

На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.

Реб.2 Маргарита
На Кавказе любят
Пить кефир - айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.

Реб.3 Глеб
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю
Как родному рад.

Х.

Мы очень рады вашему приезду, теперь мы уверены, что в будущем, знают и уважают традиции своего народа.

Примите от нас угощения. Всех друзей угостите!

Хозяйка и ее дети дают угощения

Восп. и дети.

Спасибо. Ребята, нам пора. Проходите к машине времени.

Друзья, вы нам поможете?

Хозяйка и дети поднимают ткань. Ткань перехватывают воспитатели. Занавес закрывается.

В.

На месте ты скорей замри.

Через время пролети

В детский сад наш попади!

Опускается ткань.

Ответ детей.

Но сначала, угостите наших помощников. Они помогли попасть нам в прошлое

Музыка. Дети угощают воспитателей. Уходят в группу.

Самоанализ НОД по НПВ

Для достижения цели и решения задач использовался инновационный метод фотомоделирования.

Оно основано на принципе замещения реальных объектов изображениями, в данном случае фотографиями. С помощью метода фотомоделирования, дети смогли наглядно представить особенности жизни народа малой Родины.

Так как метод фотомоделирование состоит из трех основных этапов, то каждый из них был включен в НОД.

В рамках ситуационного разговора, мы вспомнили символику и географические особенности республики КЧР. Фотоколлаж, как наглядный метод, помог закрепить системные знания детей по данной теме.

Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, помогают усвоить большой объем информации. Кроме того, применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На третьем этапе, мы использовали моделирующую деятельность как таковую – это совместная деятельность воспитателя и дошкольников, в ходе которой мы создали модель народного музыкального инструмента, в данном случае на основе фотографий.

Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребенка. Знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией, которые дети получают в процессе создания фотомоделей, закладывают основу их общей информационной культуры.

Важная роль в ходе НОД была отведена театрализованной деятельности. В ходе предварительной индивидуальной работы, мы разучили стихотворения для традиционного праздника Навруз. Особое внимание уделялось выразительности и интонации речи. Такая форма НОД позволило ощутить атмосферу праздника. Привлечение детей других возрастных групп, так же становится системой работы, поскольку это мотивирует детей на активную творческую деятельность. В данной НОД сюрпризным моментом было появление героя национального праздника, дети приобщились к традициям и одарили лягушку дарами.

На протяжении всего НОД нас сопровождала музыка народов Кавказа. Выплеском эмоций после напряженной моделирующей деятельности был коллективный танец. Здесь каждый проявил себя в силу своего характера, темперамента.

Хочу обратить внимание на совместную деятельность группы с детьми с ОВЗ. Они комфортно чувствуют себя в детском коллективе, принимают помощь других детей, но при этом сами активно участвуют в жизни группы, как в творческой, так и образовательной.

НОД была насыщенной, но дети не испытывали дискомфорта, усталости, каждый работал в своем темпе. На протяжении всей НОД у детей отмечался устойчивый интерес к происходящему

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

Народы, живущие бок о бок на Кавказе

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ – практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

история народов Кавказа

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм – лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культура народов Кавказа

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Характерные горцам качества

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Многогранность языкового наследия

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) – распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Кавказ – практически интернациональный регион.

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Удивительные эндогамные традиции и обычаи горцев

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

традиции народов Северного Кавказа

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

Другие интересные традиции

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

эпос народов Кавказа

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

Гост

ГОСТ

Языки народов Кавказа

Высочайший горный хребет Кавказа тянется от Азовского моря на западе до Каспийского моря на востоке. Западные склоны Кавказа спускаются к побережью российской части Черного моря, а в южных долинах и отрогах находятся Азербайджан и Грузия.

Народы Кавказа живут в горах и предгорьях северных склонов. Территория Северного Кавказа в административном плане делится между семью республиками:

  • Карачаево-Черкессией,
  • Адыгеей,
  • Кабардино-Балкарией,
  • Северной Осетией (Аланией),
  • Ингушетией,
  • Чечней,
  • Дагестаном.

Кавказские народы внешне однородны – они светлокожие, темноглазые, темноволосые, с крупным горбатым носом и узкими губами. Горцы, как правило, по сравнению с жителями равнинных территорий, имеют более высокий рост.

На Кавказе смешалось почти 40 языков, поэтому его часто называют Вавилоном. Специалисты выделяют западно-кавказские, восточно-кавказские и южно-кавказские языки.

Люди, живущие северо-западнее Сочи – это абхазы, шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы говорят на западно-кавказских языках.

Языки восточного Кавказа (нахские) включают ингушский, чеченский, и дагестанский язык.

В небольших селах проживает 15 малых народов в Северном Дагестане, и все они говорят на разных языках. Языком межнационального общения для них является аварский, который изучают в школах.

Лезгинские языки звучат в Южном Дагестане, но лезгины живут и в соседних республиках. Даргинский язык является преобладающим в Центральном Дагестане.

В пределах Северного Кавказа проживают и тюркские народы – балкарцы, карачаевцы, кумыки, нагайцы, есть горские евреи – таты. Татский и осетинский языки относятся к иранской группе индоевропейской семьи.

Языки народов Северного Кавказа до октября 1917 г не имели письменности. Алфавиты для большинства языков кавказских народов на латинской основе были разработаны в 20-е годы.

Алфавит на русской основе был разработан в 30-е годы, но он оказался менее приспособленным к передаче звуков речи кавказских народов.

Готовые работы на аналогичную тему

Очень многие кавказские народы хорошо знают русский язык и говорят на нем. На Кавказе, не считая переселенцев – немцев, греков, славян, насчитывается более 50 больших и малых коренных народов.

Живут и русские, но, в основном в городах, например, в Дагестане, Чечне и Ингушетии русские составляют 10-15% всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии русские составляют до 30%.

Кавказские народы по вероисповеданию в основном мусульмане. К православным относится большая часть осетинцев, а горские евреи исповедуют иудаизм.

В ряде регионов Кавказа, в конце XX века популярными стали идеи ваххабизма, в основном это коснулось Чечни и Дагестана. Течение это возникло на Аравийском полуострове. Течение это требует строгого соблюдения исламских норм жизни, выступает против участия женщин в общественной жизни, требует отказа от музыки и танцев.

Семейный и общественный быт кавказских народов

Особенностью семейного и общественного быта кавказских народов в первой половине XIX было сохранение обычаев, которые своими корнями уходили в патриархально-родовой строй. Устойчивость этого быта в значительной степени сохраняла семейные общины наряду с малой семьей, правда была не везде одинакова, что зависело от многих факторов.

Семейная община была наиболее распространенной в высокогорных и горных районах, там, где развивалось террасное земледелие и отгонное содержание скота. Объяснялось это тем, что в развитии данного типа хозяйства требовалось большое число рабочих рук. Большая семья обслуживала себя сама, поэтому в условиях натурального хозяйства женщина помимо всей домашней работы выполняла обязанности по обработке шерсти, хлопка, конопли, кожи, изготовлению одежды и др.

Рисунок 1. Женская работа по дому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Те семьи, которые выделялись, сохраняли структуру малой семьи или вырастали в новые большие семьи. Выделившиеся семьи, как правило, селились ближе к отцовской семье. Малая семья состояла из супругов и их детей. Старики чаще жили с сыновьями.

Когда сыновья женились, родители выделяли их в самостоятельные хозяйственные единицы. Происходило это не сразу, потому что молодой семье необходимо было создать для себя материальную основу. Женская половина в малой семье полностью подчинялась мужчинам, младшие подчинялись старшим, разделение труда было традиционным.

Положение мужчины в семье и обществе усиливалось, потому что они играли важную роль в общем производственном труде.

Адат и шариат строго регламентировали поведение женщин, её положение в семье и обществе было зависимым. Особенно тяжело было молодым женщинам, строгая система запретов и обязанностей по дому подчеркивали это неравенство.

Женщина не имела право на принятие самостоятельных решений, не имела право на развод, в то время как муж мог оставить её в любое время или привести новую жену.

Женщинам Чечни, Адыгеи, Дагестана запрещалось присутствовать в одном помещении с мужчинами и даже еду для гостей приходилось передавать через мужа или сына.

В брак молодые люди вступали только по воле родителей, в Дагестане, например, браки осуществлялись в пределах родственной группы, у других народов была строгая экзогамия.

Пятнадцатилетний возраст считался брачным, но практиковалась выдача замуж и 13-14-летних девочек. Помолвка детей шла в раннем возрасте, а одним из способов заключения брака было похищение невесты.

Обычаи и традиции кавказских народов

В основе обычаев и традиций большинства народов Кавказа лежит религиозная основа - адат - свод мусульманских правовых норм.

Истоки адата возникли раньше пришедшего сюда христианства.

Отличительной особенностью народов Кавказа является безграничная преданность своей вере, как для мусульман, так и для христиан. Гостеприимство кавказцев известно далеко за его пределами.

Каждая семья и её члены хорошо знают, что гостя надо накормить, уважать, предоставить ему кров. Корни этой традиции уходят в древнее время, люди тогда проявляли гостеприимство для того, чтобы предотвратить поступки постороннего человека внутри своей общины, поэтому переоценивать данную традицию не стоит.

Что касается одежды народов Северного Кавказа, то в ней много общего. Общий для мужчин Кавказа костюм сформировался к концу XVIII века – это бешмет, черкеска, бурка, башлык, папаха.

Общие черты одежды объясняются тем, что она хорошо приспособлена к военным и всадническим функциям.

Национальное и местное своеобразие характерно для женской одежды, которая по покрою была похожа на мужской костюм, было и сходство в обуви.

Интересным является черкесский обычай усыновления. Все права и обязанности усыновляемый имел после того, как три раза поцелует голую грудь названной матери при людях.

При кровной мести мужчина мог избежать наказания после того, если с помощью хитрости или силой прикасался к груди матери погибшего, в этом случае он становился её сыном.

Что касается обычая кражи невест, то здесь лидируют кабардинцы. Кража происходит как с согласия девушки, так и без него, только в этом случае для жениха будут очень плохие последствия. При согласии девушки её увозят на машине и прячут в доме родственников жениха, и с согласия невесты мулла оформляет брак. Среди всех причин умыкания невесты основной является экономия на сватовстве, которое считается дорогостоящей церемонией. Этот обычай широко распространен и сегодня.

У женщин Северной Осетии есть святое место, куда они приходят просить счастья и семейного благополучия. Этим местом является пещера, спрятанная в горах. Предание говорит о том, что во времена нашествия Тимура в этой пещере женщина спасла детей – сирот Алании. Осетины называют эту женщину Задалеская нана, именно к ней обращаются за помощью, принося в пещеру три пирога и молоко.

Лезгинка – танец Кавказа, традиционно лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют только женщины. Кавказская гармошка – сугубо женский инструмент, а мужскими считаются струнные инструменты.

Самым значимым подарком в день совершеннолетия для чеченского юноши является папаха, главный атрибут мужской одежды, символ чести и достоинства. Снимается этот головной убор, когда просят пощады от кровной мести. Надев папаху, юноша становится зрелым и несет ответственность за свои поступки.

Обычаи и традиции – это сокровище предков, многовековой опыт общества и народы Северного Кавказа чтут его ревностно.


Северный Кавказ — самая густонаселенная и многонациональная территория России. Он славится своим радушием и гостеприимством. Здесь живут дружелюбные и эмоциональные люди, в которых чувствуется какая-то детская чистота и наивность.

Каждая Кавказская народность соблюдает свои обычаи и традиции и передает их из поколения в поколение. Вот 9 самых удивительных из них!

• Кумовство

Кавказцы ввиду горной расчлененности рельефа долгое время жили из поколения в поколение отдельными родственными кланами (тухумами, то есть сельская община или семья). Многие села до наших времен сохранили названия от имени древних родов. Отсюда можно объяснить такой обычай, как кумовство. Горцы издревле привыкли прибегать к помощи родственников и соседей в тяжелых жизненных ситуациях.
По закону тухума во всякое время каждый член должен помогать любому из своей среды. После решения проблемы родственника-благодетеля следовало одаривать или щедро угощать.
Это явление присутствует и в современной жизни. Если один из родственников хорошо устроится в жизни, он обязательно потянет за собой, насколько позволят возможности, свою родню и хороших знакомых. Понятно, что порой дело доходит вплоть до нарушений Трудового законодательства, но тем не менее этот обычай существует и сегодня.

Сельская община

Территориальная община — основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора — безупречная репутация.

Сельские сходы — достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.

Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.


• Похищение скота и имущества

У кавказских народов вплоть до середины девятнадцатого столетия не было земель в частной собственности. Пастбищами и полями распоряжалась сельская община, где проживали в основном члены одного рода.
У людей, живущих в общинном строе, было представление, что если у кого-то чего-либо много, он должен обязательно делиться с другими членами общины. У племен, живущих в наше время по первобытным законам, например, на острове Новая Гвинея тоже существует обычай в случае неурожая брать овощи в соседних огородах. У племени Бара острова Мадагаскар считается почетным – угон скота.
Вероятно, истоки кавказского обычая похищения имущества, как правило, скота жителями одного села у жителей других сел, идут из далекого прошлого общинных отношений.
Этот обычай действительно имел место. Об этом есть свидетельства в сказках и легендах народного кавказского фольклора, а также в письменных заметках русских классиков А. Пушкина, М. Лермонтова, и многих других людей, посетивших Кавказ в прошлых столетиях.
В них говорится, что мужчины ночью тайком подкрадывались к другому селу и, отвлекая собак, угоняли скот. Если же их обнаружат и догонят, воры должны безоговорочно признать свое поражение и без сопротивления вернуть украденное. А если вору, удастся остаться незамеченными, то это считалось достоинством, и украденное имущество признавалось законным. Такое воровство не считалось пороком.
Но с развитием общества и появлением частной собственности, этот обычай перешел в традицию воровать коня женихом перед свадьбой, чтобы доказать свою мужественность.

Релегиозные представления

До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса ,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.

При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров — христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI — у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления — выжили.

Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.

Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.

Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.

Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.


Кавказские обычаи и традиции. Кавказское гостеприимство

Далеко за пределами Кавказа известно о гостеприимстве местных жителей. Члены любой семьи здесь знают о том, что гостя нужно уважать, защищать, предоставить ему кров и т.д.

Но переоценивать такую традицию не стоит, ведь корни её уходят в древние времена, когда люди, проявляли гостеприимство, для того чтобы не допустить самостоятельных поступков постороннего внутри общины.

Феномен гостеприимства на Кавказе – выделение отдельного дома или помещения, для того чтобы разместить гостя.

Одежда северокавказских народов

В одежде северокавказских народов много общего.

Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).

К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм — бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII — началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.

женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.

Обычай четвертый

Очень интересный обряд усыновления был у черкесов. Усыновляемый должен был прилюдно три раза поцеловать голую грудь названной матери. После этого он имел все права и обязанности, как в приемной семье, так и во всем роду.

Иногда чтобы избежать кровной мести враг хитростью или при помощи насилия прикасался к груди матери погибшего. Таким образом, он становился ее сыном и избегал наказания.

Обычай пятый. Кабардино-Балкария

Среди народа Северного Кавказа кабардинцы занимают лидирующее место по краже невест. Это происходит как с согласия девушки, так и без него. Но если невеста против последствия кражи для жениха будут очень плачевными. Девушку увозят на машине и прячут в доме родственников жениха. В случае, когда невеста согласна, приходит мулла и оформляет брак.

Умыкание происходит по нескольким причинам. Первая, если есть сомнение, что родители дадут согласие. Также причиной может стать тяжелая болезнь родственника, впоследствии которой он может умереть. Если это случится, свадьбу придется отложить на длительное время траура. В некоторых случаях невест крадут ради романтики. Но все-таки основная причина — экономия на дорогостоящей церемонии сватовства, после которой родственники длительное время выплачивают долги.

Этот обычай существует и в наше время.

Обычай шестой

У одного из самых высокогорных народов Кавказа балкарцев есть замечательная традиция. Во время праздничного застолья, на столе помимо прочих угощений обязательно должна стоять буза – традиционный балкарский напиток.

Обычай седьмой. Северная Осетия

В горах Осетии спрятана священная пещера. По преданию в этой пещере, во времена нашествия Тимура женщина (ее называют Задалеская нана) спасла детей — сирот Алании. Считается хорошим знаком, если поднимаясь к той пещере, в небе закружит орел.

Осетинки приходят в это святое место попросить счастья и семейного благополучия. Если в супружеской паре несколько лет нет детей, они по обычаю приходят в эту пещеру с тремя пирогами и молоком. Обращаются к Задалеской нана и, в течение года, их проблема решается.

Обычай восьмой. Ингушетия

Основополагающим танцем на Кавказе является лезгинка. Ингушетия не исключение. Однако традиционно знаменитую лезгинку на гармошке в Ингушетии исполняют исключительно женщины. Мужчины не рискуют даже соревноваться с прекрасным полом. Для них играть на кавказской гармошке является недостойным. Считается, что гармошка-сугубо женским инструмент.Сегодня в Ингушетии очень ярко проявляется матриархат кавказской гармошки. На концертах, праздниках, свадьбах и вечеринках исполнительницы, как правило, слабый пол. А вот струнные инструменты, напротив, считаются мужскими инструментами.

Обычай девятый. Чечня

Чеченский юноша становится совершеннолетним в пятнадцать лет. В этот день по традиции родственники дарят ему множество подарков, но самым значимым является папаха. Папаха-главный атрибут одежды чеченских мужчин, символ его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, это означает, что он стал зрелым и отвечает за свои поступки.

Уважающий себя мужчина всегда появляется на людях в папахе. Снимать ее не принято даже в помещении. Невероятное оскорбление для чеченца, если кто — то собьет его папаху. Никто не имеет права прикасаться к ней. Только в единственном случае снимают головной убор, когда просят пощадить от кровной мести.

Обычаи и традиции – это многовековой опыт общества, сокровище древних предков, которое ревностно чтут народы Северного Кавказа.

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 25009
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Читайте также: