Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе буква г

Обновлено: 05.07.2024

Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
- Познакомить детей со звуком [Г] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
- Закреплять понятие согласный звук.
- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина;

Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую, мелкую моторику детей;
- Развивать голос и дыхание;
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.
Материал: картинки, в названии которых есть звук (Г), схема слога, слова, рабочие тетради.

Оценить 241 1

Программное содержание

- Познакомить детей со звуком [Г] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

- Закреплять понятие согласный звук.

- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина;

- Развивать общую, мелкую моторику детей;

- Развивать голос и дыхание;

- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление

-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.

Материал: картинки, в названии которых есть звук (Г), схема слога, слова, рабочие тетради.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика: Ежики Су-Джок

Знакомство со звуком [Г].

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

- Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га.

Назовите первый звук. (Первый звук-[Г])

Логопед: Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

- что делают губы когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

- что делает кончик языка? (Опущен вниз)

- спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

- а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук Г, что делает горлышко? (Работает)

- если горлышко работает, тогда мы называем этот звук -…(звонким)

- а теперь дайте полную характеристику звука [Г] (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук [Г] – согласный, звонкий.

Логопед: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком с колокольчиком. (Логопед выставляет фишку)

Логопед: А сейчас вы приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [Г].

Логопед произносит звуки, слоги.

Г, м, п, г, г, а, г, т, в, г, г, га, мы, па, гу, ха, гы, га.

ГА-ГО-ГУ
ГИ-ГИ-ГА
ГА-ГО-ГУ
ГА-ГУ-ГО
ГИ-ГА-ГА

Работа в тетрадях


П осмотри, перед тобой огород с фруктами и овощами. Гусь хочет сьесть только те фрукты и овощи, где есть его любимый звук. Обведи и раскрась только те фрукты и овощи, где есть звук [Г].

Логопед (выставляет на наборное полотно картинки просит детей назвать их выделяя голосом звук[Г])

Ноги, вагон, горох, гром, гудок, бумага, гамак, губы.

Логопед: Что общего во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук [Г].

Дети определяют место звука в словах, с помощью схемы слова (начало, середина).

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

Закрепление звука в рифмовках. (По сюжетным картинкам).

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

Знакомство с буквой [Г]



На что похожа Буква "Г"

Дети называют свои варианты

- Давайте напишем букву [Г] в воздухе.

- А теперь выложим букву [Г] из фасоли. Пододвиньте поближе подносики, начинайте работать.

- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились. Сложите фасоль на тарелочку и отодвиньте на край стола.

Звуковой анализ слога

Согласные звуки любят ходить в гости к гласным звукам и петь веселые песенки. (ГА, ГО, ГУ). Дети выкладывают схемы слогов.

- Ребята, вспомните, какой звук мы сегодня повторяли на занятии?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Очень насыщенный конспект.
Одно уточнение: в слове "ноги" нет звука Г. Там звук Гь.
Можно взять слово "нога".

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент . Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий. Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

- Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению безопасному поведению на улице детей старшей группы

Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя;Развивающие:Развивать мелкую моторику пальцев рук; уточнить пред.

Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е".

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц".


Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м.


Конспект занятия по обучению детей чувствительности к противоречиям в старшей группе.

Продолжать учить соотносить буквы А, У, И с соответствующими звуками, выделять гласные звуки из начала слова; конструировать буквы.- развивать зрительное восприятие, тактильн.


Данное занятие было проведено с целью формировать у детей здоровый образ жизни, в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу. Продолжать работу по профилактике сердечно - сосудистых заболе.

МАТЕРИАЛ: предметные картинки, касса букв, слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационные моменты.

2. Характеристика звука Г (Г’).

В красных тапочках хожу,

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду - Я поплаваю в пруду,

Ух и здорово щиплюсь!

(Гусь) Ответы детей

Вывесить картинку гуся.

- Как гогочут гуси? (Га-га-га, гы-гы-гы)

- А гусята? (Гы-ги-ги, ге-ге-ге)

(Губы растянуты в улыбке)

3. Слова со звуком Г (Г’) в двух позициях.

Голубь, галка, гром, гири, Гена, гитара.

Иголка, попугай, бегемот, сапоги, ноги.

-Что такое кочерга? Где ее применяют? (Кочергой вычищают золу из печки)

Букву на плече носил

На лугу траву косил.

Прыжки на месте (15 - 16 раз) под считалочку:

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

7. Давайте прочитаем слоги. (Дети читают слоги)

А теперь попробуем договорить эти слоги до целого слова. (Дети составляют слова).

Послушайте и разгадайте загадку:

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем

Оказался этот дом

Быстро в городе другом (Вагон)

Галка - палка, балка;

Бочка - дочка, кочка;

Саша - Паша, Даша;

Гена - Лена, Элина.

10. Итог занятия.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по обучению грамоте в старшей группе

Воспитатель: Попова М.М. – воспитатель

Задачи: освоение звукового анализа слов;

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Оборудование: рабочие тетради, простой карандаш, предметные картинки, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.

Щиплют за пятки

Беги без оглядки. (гуси)

Зубастые, а не кусаются. ( грабли)

На одной ножке. (гриб)

2. Работа со звуками.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/согласного, твёрдого/мягкого, звонкого/ глухого звука.

3. Развитие фонематического слуха.

Га, гё, гы, гэ, гю, го, гу, гя, ги.

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ходят гуси у пруда

У кого длиннее? (Наклоны вперед с разведением рук в стороны и вытягиванием шеи вперед)

Машут крыльями большими.

Не хотим встречаться с ними:

Нас они пугают, в воду не пускают. (Ходьба на приседе.)

Гуси рыбку увидали,

Дружно в воду побежали – (Бег на месте.)

Все гуськом, гуськом, гуськом

Вслед за главным гусаком. (Подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам.)

- Повторяйте за мной чистоговорки.

ГА –ГА-ГА - острые рога.

ГА-ГА-ГА -у козы рога.

ГУ-ГУ-ГУ - мыть посуду не могу.

ГА-ГА-ГА - на небе радуга.

ГУ-ГУ-ГУ - гуси на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ - гуляем на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ- там ромашка на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ- снеговик в снегу.

8. Развитие связной речи.

На улице играет … (гармонь)

Папа читает … ( газету)

Во дворе гогочет …(гусь)

У девочки голубые … (глаза)

Михаил играет в футбол

И забил в ворота … ( гол)

Лодки по морю плывут

Люди вёслами … ( гребут)

1. Машина стоит в … (гараже).

2. Гость проживает в … ( гостинице).

3. Брат хорошо играет на … ( гитаре).

4. Виноград рос на … (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие … (груши).

6. Под берёзой нашли крепкий … (гриб).

7. Папа любит читать … (газеты).

8. На дереве сидел чёрный … (грач).

9. Гриша любит забивать … (гвозди, голы).

Горкой, горкой, горочкой

Шёл маленький Егорочка

Тропочку до горочки

13. Работа в рабочих тетрадях. Штриховка (по образцу).

hello_html_13548f86.jpg

3. Заключительная часть.

1. Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

- Что делали на занятии?

- Какие задания выполняли?

- Что нового узнали?

2. Рефлексия.

- Вам понравилось занятие?

- Что понравилось на занятии?

- Какие трудности возникли в ходе занятия?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 632 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.12.2020 290
  • DOCX 83.4 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Луценко Марина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: