Былина илья муромец и святогор конспект урока 6 класс родная литература

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение в ыражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– о бучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- Какой раздел изучаем? ( Сказочные богатыри ) СЛАЙД 1

- С каким произведением вы знакомились на прошлых уроках? ( Сказка про Илью Муромца)

- Что было задано на дом? (составить рассказ про Илью Муромца)

Заслушать рассказ 1-2 человека.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки о богатырях живут до сих пор?

- Во все времена русские люди любили свою Родину – Русь – матушку. О любви своей к родине народ слагал сказки, былины, пословицы. Я предлагаю вам выполнить в паре следующее задание: составьте пословицы из частей.(листочки на парте) СЛАЙД 2, 3

Проверка.

Какая пословица понравилась больше всего? Объясните ее смысл.

II . Развитие умений.

2 4 1 1 2 3

Работа с текстом былины.

1. Работа с текстом до чтения .

– Откройте книгу на с. 185. Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

Составим план урока. СЛАЙД 4

2) Работа с иллюстрацией.

3) Словарная работа.

4) Ответы на вопросы.

5) Работа над выразительным чтением текста.

– Вспомните, что такое былина . ( Былина – песнь о героических подвигах богатырей )

– Кто будут герои этой былины? ( Илья и Святогор)

– Где мы уже встречались с именем Святогора ? Перечитайте соответствующий фрагмент сказки об Илье Муромце на с. 179.

– Имя какого другого богатыря здесь ещё упоминается? ( Микула)

– Оказывается, были на Руси богатыри, с которыми и Илье Муромцу не стоило силой мериться. О Святогоре мы сегодня прочитаем и узнаем, в чём его сила, а вот другого богатыря, которого вспоминают старцы, звали Микулой Селяниновичем. Селянинович – от слов село , сельский .

Любимый богатырь былин – Илья Муромец – тоже был крестьянским сыном, обороняющим родную землю. И не случайно первый подвиг, который совершил Илья Муромец после своего исцеления, – это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

– Интересно, почему же странники не советовали Илье бороться со Святогором-богатырём?

– Рассмотрите рисунок и подумайте, что может значить: его земля через силу носит ? Кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

– Проверим наши предположения. Всю ли былину мы будем читать?

2 Словарная работа СЛАЙД 5

Лютый зверь

Зычный голос

Шелепуга

3. Работа с текстом во время чтения.

Чтение былины нараспев учителем (пропевание).

- В старину былины рассказывались особыми людьми. Чаще всего это были старцы. Свое повествование они сопровождали игрой на гуслях. Послушайте былину.

4. Вопросы после прослушивания:

– Как встретились Илья Муромец и Святогор?

– Чем закончилась эта встреча?

- Кто на рисунке Святогор-богатырь, а кто – Илья Муромец?

5. Чтение былины учащимися с комментированием.

– Что подумал Илья, увидев Святогора?

– Когда произошла встреча Ильи со Святогором? Сразу, как он поехал служить Владимиру, после помощи мужичкам черниговским?

– Как Илья решил разбудить Святогора?

– Прочитайте, как Илья будил Святогора.

– Как называется приём преувеличения силы богатыря? ( Гипербола . )

– Что из этого вышло?

– Каким же был Святогор, если смог положить Илью в карман?

– Почему на третий день конь Святогора начал спотыкаться?

4-я часть – до конца .

– Что предложил Святогор Илье?

– Почему Илья не стал сражаться со Святогором?

– Что значит побрататься ? ( Стать побратимами, быть как братья, заключить братский союз. )

6 . Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.

– Эта былина знакомит нас с самым древним и загадочным героем – Святогором. Как вы думаете, о чём говорит его имя Святогор?

– Почему Илья назвал спящего Святогора чудом?

– Святогор наделён неслыханной, непомерной силой. Зачем же Илья его будит? ( Вероятно, он хочет помериться со встречным своей силою. )

– Два богатыря в былине сравниваются и даже противопоставляются. Конечно, Илья слабее Святогора физически . СЛАЙД 6

Святогор – великан, и время его подвигов прошло. Время Святогора прошло, его сон на грани между жизнью и смертью. Он сам не знает, куда бы применить свою силу – то ли палицу к небу подбрасывать, то ли встречного богатыря с конём в карман положить. Да и земле тяжело носить на себе такого великана. Не то – Илья Муромец. Сила Илье нужна для защиты городов русских от неприятеля. И для этих подвигов силы у Ильи достаточно . )

7. Наблюдения над языком былины.

– Интересно ли было слушать и читать былину?

– А просто ли её читать?

– Почему в некоторых словах есть удвоение гласной: богатырскиим , араратскиим ? ( Былину исполняли нараспев, наличие долгой гласной это отражает. )

– В отличие от сказок былины не передавались из уст в уста обычными людьми. Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы. В результате былины сохранились практически в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать, поэтому в былинах так много архаизмов – устаревших слов. Приведите примеры.

– В то же время любая былина очень напевна, ритмична. Найдите в тексте повторяющееся словечко да , которое замедляет течение текста.

– Прочитайте плавно и напевно любые строчки былины.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

– Что нового вы узнали о богатырях на уроке?

– Действительно, есть богатыри разных поколений, такие как Илья Муромец и Святогор. Илья стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. На заставе собраны разные богатыри. Но любимым героем народа остаётся Илья Муромец:


Цели : продолжить знакомство с былиной и былинными героями; подвести учащихся к пониманию: былина о Святогоре и Илье – промежуточное явление между мифом и эпосом; развивать навык выразительного чтения; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: выставка рисунков учащихся.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Выразительное чтение текста былины, с. 53–57 учебника.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа . Актуализация знаний.

– О каких отличительных чертах былины мы говорили на предыдущем уроке? (Былинный зачин, повторы, гиперболы, эпитеты, напевность, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

2. Беседа по содержанию.

1) Обратите внимание на первые пять строчек этого отрывка (с. 49–50). Можно ли то же самое сказать короче? Почему же былина этого не делает? (Древние жанры: сказка, былина – очень часто используют повторы. Благодаря повторам сюжет былины легче запоминается и рассказчиком, и слушателями.)

2) Как певец (а былины пелись!) относится к каждой подробности жизни? (Певец никуда не торопится, никаких подробностей не избегает, текста не сокращает.)

5) Как характеризует Илью то, что он отказался от поединка со Святогором? Как можно назвать такую черту характера? (Это не трусость. Желание Ильи побрататься со Святогором является, скорее, проявлением его ума и уважения к выдающимся богатырским качествам Святогора.)

6) Почему земля не может носить Святогора? (Святогор – подземного происхождения, он должен в конце концов вернуться обратно под землю.)

7) Присмотритесь внимательно к его имени: из каких частей оно состоит? (Святогор – это святая (волшебная, чудесная) гора.)

8) Какого древнегреческого героя напоминает Святогор? (Святогор напоминает исполина Атланта.)

9) Почему Илья отказывается от волшебной силы, которой его хочет одарить на прощание Святогор? (Умный Илья понимает, что ему, с его человеческими возможностями, не выдержать этой чудесной смертоносной силы, которой хочет его одарить Святогор.)

10) В каком жанре устного народного творчества вам уже встречались уменьшительно-ласкательные формы? (В сказках.)

IV. Итог урока.

– Какова же главная идея былины?

Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Былина рассказывает о…

Том, что проезжая по полю Илья Муромец встречает богатыря, дремлющего на коне. Илья наносит удар богатырю, но тот не просыпается. Но вот, с третьего удара могучий воин проснулся. Святогор берет Илью вместе с конем и, положив его в карман увозит с собой. Но богатврскому коню святогора тяжело возить двух богатырей, и тогда Святогор вытащил Илью Муромца.

И остался Святогор в сырой земле лежать, а Илья муромец в город Киев направился .


Урок по данной теме поможет раскрыть перед учащимися образы русских богатерей, защищавших нашу родину от нечести.

Содержимое разработки

ЦЕЛИ. 1. Познакомить учащихся с былиной как с жанром устного народного творчества; научить

отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин; показать характеристику эпического героя; учить наблюдать за словом, его подтекстом, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать ее с помощью текста; дать понятие о богатырях, учить следить за развитием сюжета, поступками персонажей.

2. Развивать логичность и образность мышления, воображения, памяти, внимания, художественную, образную и разговорную речь, творческие способности, навыки выразительного чтения, связность речи.

3. Воспитывать культуру чтения и речи, общения друг с другом и с учителями, работа с книгой, уважение к традициям русского народа.

ЛИТЕРАТУРА: Учебник Н. А. Чуракова 3кл. 1-я часть. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. 3кл. (1-4) 1-я часть. М., 2003 г.

Этапы Содержание Примечания

Орг. момент

Подготовка к восприятию

- Ребята, сегодня к нам на урок в гости придет мультипликационный герой. (Показывается рисунок с его изображением).

- Вы знаете кто это?

- Кто-нибудь смотрел эту передачу? Про что она? Что вы еще знаете? Где еще с ним встречались?

- Ребята, а какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий следователь?

- Итак, настоящий следователь должен обладать мужеством, точностью, сообразительностью, иметь большой кругозор, уметь вникать, проникать и понимать различные ситуации.

- Ребята, исследователь литературы также вникает и проникает в тайны текста, в загадки слов, в секреты литературы, как исследователи проникают в тайны порученных им дел.

- Ребята, хотите присоединиться к расследованию? Вы станете настоящими детективами. А помогут в этом вам знаменитые сыщики – Колобки. А лучшим сыщикам они подарят отличительные знаки.

- Ребята, чтобы узнать с каким жанром мы познакомимся, вам предстоит расследовать шифровку.

- Ваши версии, следователи?!










- Верно. Это былина. А как вы думаете, что такое былина?

- Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Древним былинам характерно неторопливое повествование реальных картин и персонажей с фантастическим смыслом.

- Былины раньше пелись. Сказатели обычно владели одной-двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

- Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец-сказатель начинает свой сказ про Древнюю Русь, про старину стародавнюю.

- Как вы считаете, кто это?

- Верно! Богатыри. А каким должен быть богатырь, на ваш взгляд?

- Ребята, каких богатырей вы еще знаете? Что вы о них знаете?

- Обратите внимание на доску. Работа по

- Как вы считаете, художник создал разные образы богатырей? Васнецова

- Как вы думаете, богатыри – воплощение чего? (Мощь, сила, благородство, «Три

- Как вы считаете, какими художник изображает богатырей? Живыми (реальными) или сказочными? Почему? (Живыми.)

- Обратите внимание на то, в чем богатыри. (На них кольчуги, у Добрыни в

Руках меч и щит, у Ильи копье и булава, у Алеши Поповича – лук, за плечами Ильи и Алеши – щиты.

- Что вы можете сказать о конях? (Они окрашены в три цвета: белый, темно-коричневый, почти черный и рыжий. Развивающаяся грива, вздернутые морды и звериный оскал белого коня под Добрыней Никитичем говорит о том, что конь быстрый, сильный и непокорный. Под Ильей спокойный и надежный, конь Алеши Поповича – обыкновенный рыжий конь.)

- Что вы можете сказать о характерах богатырей и коней? Они как-то связа- Варианты

ны? Как? Что у них общего в их характерах? (Характер каждого из богаты- характе-

рей находит свое продолжение в характере коня, на котором богатырь ристик.

Первичное чтение

- Я сейчас буду вам читать, а вы попробуйте ярко, образно представить ту обстановку, в которой происходят эти необычные и загадочные события.

- Что необычного в этой былине? Что привлекло вас? А может быть что-то удивило? Какой момент вам показался самым интересным? Почему?

Вторичное чтение

- А теперь мы будем читать еще раз. И вам предстоит, как настоящим сыщикам следить за развитием сюжета, за поступками персонажей, так же будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее с помощью текста.

Читаем по абзацам, стр. 46. (после прочтения вопросы, а затем задания)

- Ребята, а где происходят события? Как вы понимаете значение слов: далече-далече? Давайте подберем близкие по значению слова – далеко.

- Есть разница, когда мы говорим далеко, очень далеко, далеко-далеко. О чем говорит это словосочетание? (Конечно, где-то далеко за пределами того места, где мы живем).

- Как вы думаете, почему именно такую характеристику поля дает народ в своей былине? (Потому что здесь происходят значительный события, битва могучих богатырей, события коснутся защиты отечества).

подниматься? А о каком времени года идет речь (лето, сушь). картину

- Как вы представляете эту картину? Нарисуйте ее словесный портрет.

- И какие события происходят на этом поле?

- Как выглядит русский богатырь на этом фоне? (Могуче, уверенно, он защитник Родины, сильный).

- А то, что он сильный, найдите доказательства в тексте. (Могучий).Обратите работа внимание на иллюстрацию (картину).

- Таким образом, попробуйте глядя на доску, нарисовать словесный портрет Работа по

богатыря Святогора. картине.

- Кто главный помощник богатырей? (Конь).

- А что символизирует конь в древней мифологии? Где еще встречается? (В сказках). Какую роль он выполняет в сказках?

- Предки считали коня связующим звеном между тем таинственным и действительным миром. Был мудрым советником, подсказчиком.

Читайте также: