Бунин холодная осень конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса .

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

Образовательные: обучение основам анализа эпического произведения, Совершенствование навыков анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина

Развивающие:

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения

Тип урока
анализ эпического произведения

Опорные понятия, термины
Сюжет, образ

Формы контроля:

Фронтальный опрос, беседа
Индивидуальная работа

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Приложение №1

Подготовка к работе.

Запись темы урока.

Краткая запись в тетрадь.

Личностные : самоопределение;

коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

Выполняют творческую работу, читают свои предположения. Настраиваются на работу с текстом

Индивидуальная письменная работа

познавательные :
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умения анализировать и прогнозировать

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
Работа с текстом

Чтение текста рассказа с остановками.

Вопросы детям для развития познавательной активности.

(Что случится дальше?)

Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Высказывание предположений о дальнейшем развитии сюжета. Объяснение своей точки зрения.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

регулятивные :

поиск информации по заданной теме, умение строить речевое высказывание;

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе.

I V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи (форма контроля)

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.

Работа с полным текстом по вопросам учебника стр.119, на в.№3 и в.№5 (по вариантам) письменно отвечают. Прочтение и анализ ответа одним из одноклассников

Регулятивные: поиск информации по заданной теме

Познавательные :

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

V. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какая любовь в рассказах Бунина? Подберите эпитеты.

- Ваши ощущения после сегодняшнегоразговора?

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные :

Умение оценивать себя.

VI. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение №1

Приложение №2

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

​​​​​​​ 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Автор: Сёмина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей пгт.Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Афипский Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование по теме "Лингвистическое толкование рассказа И.А.Бунина"Холодная осень"
Раздел: полное образование

рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и

способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на

знания ранее изученной лирики и прозы.

мышления, языковой чуткости.

3.Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.

Тип урока: урок - исследование.

Материально-техническое

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание,

Эпиграф к уроку:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест

Организационный

Изучение новой темы.

единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей

героини, с важным эпизодом из её жизни – последним вечером с

женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны.

Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер

происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение

времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с

началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе.

Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других,

повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев

Беседа с учащимися по восприятию и оценке рассказа может

выглядеть следующим образом:

о войне о прошлом героини).

- С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?

Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914

Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию

первой мировой войны.

- Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по

деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не

сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается

момент расставания двух влюбленных людей.

Рассказано о смерти

Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли

это с определенной мыслью художника слова?

Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых

частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных

и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся

остальная жизнь героини.

Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что

я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки

было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний

вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в

Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так

дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет

Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.

Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это

Ученик. На чувствах героев, на описании природы.

рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали

обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как

мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа

можем высветить в своем воображении.

Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая

трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя

– мрачное и печальное настроение.

Учитель. А на чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях

пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные

Ученик. Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин

Учитель. Вам, ребята, было дано задание - подготовить исследование

Исследовательские работы учащихся.

В процессе исследовательской работы с целью создания собственного

восприятия и понимания учащиеся обратились к мотиву звезды. Этот

мотив характерен для русской литературы, в том числе и 19 и 20 века.

Присутствует он в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского,

других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого

татарского поэта Г.Тукая. Так, у Пушкина звезда – это и природное

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

И звезда дружбы:

Я думал, что любовь погасла навсегда,

Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,

Что дружбы наконец отрадная звезда

Страдальца довела до пристани надежной.

Спеши, моя краса;

Звезда любви златая

Взошла на небеса…

У М.Лермонтова образ звезды – символ вселенского бытия:

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых,

В небе ходят без следа

Час разлуки, час свиданья-

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

Это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так,

безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных

Тот нежный взор,

Он зреть не мог,

В этом стихотворении поэт реализует ещё один смысл образа звезды

помимо уже существующих в его творчестве – звезда как символ любви,

У Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также

становится приметой божественного начала.

Мою звезду я знаю, знаю,

Я наливаю, наливаю,

Гоненьям рока, злобе света

Живет не здесь – в звездах Моэта

Когда ж коснутся уст прелестных

Не нужно мне ни звезд небесных.

Ни звезд Аи! (1839 г.)

Образ звезды имеет явно и романтический характер. Звезда и как судьба, и

как любовное чувство, и как образ любимой - противопоставлена гоненьям

рока и злобе света. Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил

будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Именно изобразительность считал Бунин отличительным признаком подлинно - художественного произведения.

Именно о выразительности бунинского слова , о языковых средствах пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

4.0братимся к эпиграфам. Прочитаем эпиграфы.

- Какова основная мысль этих высказываний? Запишите тему урока, выберите эпиграф.

- О чём рассказ?(0 любви.)

-Что вы знаете об истории написания, времени?

является центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказыэтого цикла о любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви.Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.

- Обратимся к названию рассказа.

(Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без

Ученик читает стихотворение.

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

-Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не связал

(Название рассказа - метафора одиночества немолодой уже героини («осень

возвращение в осень 1914 года, уход в вечность.

-Найдите в тексте подтверждение этому. .да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.

.. .И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)

-Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.

-Какова композиция рассказа?

Экспозиция около полутора месяцев: первая половина июня до19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.

Основная часть Вечер в сентябре, утро отъезда героя(пауза- ме-

Финал тридцать лет тягостного существования героини.

Обратимся к экспозиции.

-Что в начале рассказа показалось вам странным?

(Бунин умышленно не называет имена героев.)

-В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе автор использует

реалии. Найдите их.

(Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из

Новороссийска в Турцию. Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,

-Можно провести параллель между героиней и самим писателем, на

долю которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.

-Найдите ещё реалии .(Война с Германией, убийство Фердинанда. )

Ученик. В рассказе слово война несёт тревогу. Хотя мы не видим военных

действий, но события диктуют нам ещё одну тему - тему мировой войны.

Масштабов войны нет, но её разрушительная сила ощутима.

Подтвердите текстом. (.. .приехал всего на сутки - проститься перед

отъездом на фронт, настал наш прощальный вечер; Если меня убьют.

Убили его через месяц. )

Назовите языковые средства в 1-й части рассказа.

Учащиеся находят выразительные средства, делают вывод.

(Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли, прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных камней и самоцветов, слов серебро, золото - осыпанные блестящими звёздами, как блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными ноготочками, золотыми шнурочками.)

(Мы в этот вечер сидели тихо. скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же, если убьют, я буду ждать тебя там. .. .где-то там он ждёт меня с той же любовью и молодостью.

-Да, эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого человеку.

Одно только звёздное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним.

«.. .В саду, на чёрном небе, ярко.

«Потом стали обозначаться в свет-

леющем небе чёрные сучья, осы- панные минерально блестящими

В рассказе божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти рока. Используются повторы(Если меня убьют.. .А вдруг правда убьют? Ну что же, если убьют.

-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?

(2-я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока беспощадна.)

-Назовите эпитеты, подтверждающие это. (холодный, чёрный, равнодушный)

1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.

(Удивительно ранняя и холодная осень. - Тебе не холодно? Холод, холодный вечер ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер - смерть возлюбленного.

-Многообразие оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными (цветовые наречия). Найдите их.

Чистые ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды, по-осеннему.

Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и прошлого, следовательно, он имеет пространственно - временную перспективу. Особенность её в том, что в эмоционально - оценочном плане настоящее и прошлое окрашены общим тоном взволнованности.(Могла ли я думать в те счастливые дни, чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя - в её внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой образных средств. Ведь Бунин - один из тончайших русских стилистов.

-Итак, сделаем вывод о том, какие выразительные средства языка, какие приёмы использует И.А.Бунин.

Примерный план рецензии:

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть).
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Чем же привлекает творчество И.А.Бунина сегодняшнего школьника?

Какая холодная осень
Надень свою шаль и капот.
Смотри меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает.

  • сюжета
  • композиции
  • хронотопа
  • пространства
  • системы образов
  • художественно-изобразительных средств.

Часть 4. до конца рассказа - перед нами героиня-рассказчица в настоящем.

Противоречивы границы времени и по смыслу проживания жизни. Слова времени всего рассказа - многочисленные перечисления, но они незначительны для героини. А вот слова времени в эпизоде прощального вечера по смыслу проживания - это целая жизнь.

Слова времени всего рассказа

Слова времени прощального вечера

конкретные даты:

еще немного побыли

времена года и месяцы:

сперва было так темно

в июне того года

в сентябре отложить до весны зимой в ураган

перечисление количества лет:

прошло целых 30 лет пробыли больше 2-х лет в 1912 году

слова, по которым можно определить время:

всего на сутки долго жила

Какая холодная осень

Надень свою шаль и капот.

- Капота нет, - сказала я. - А как дальше?

- Не помню. Кажется, так:

Смотри меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает.

Читайте также: