Борьба с северо западной руси против экспансии с запада конспект

Обновлено: 05.07.2024

В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:

    • привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах;
    • усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений;
    • давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);
    • работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту;
    • анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
    • взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

    Ожидаемый результат:

    • Знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв.
    • Умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

    Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.

    Важнейшие даты:

    • 15 июля 1240 год – Невская битва.
    • 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

    Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).

    Оборудование: учебник И.Л.Андреев, И.Н.Федоров История России с древнейших времен до XVI века. М.: Дрофа, тетради учащихся, атлас и контурная карта, мультимедийный проектор, презентация.

    План урока:

    1. Организационный момент, мотивация к уроку

    2. Проверка домашнего задания

    3. Изучение нового материала

    5. Домашнее задание

    Ход урока

    I. Организационный момент

    На доске записан эпиграф урока:

    Ребята, как Вы понимаете слова Александра Невского? (Ответы детей)

    Эксансия – территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры. (Записывают в словарик)

    А до этого мы с Вами встречались с этим словом? Вы можете вспомнить, что на Русь вторгались какие – либо племена, народы, государства?

    Вспоминаем дом. задание.

    II. Проверка домашнего задания

    Учитель раздаёт детям опросный лист.

    1. Прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

    После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235 г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию Рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена. Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы. (Учащиеся работают в парах. Находят и озвучивают ошибки)

    Правильный ответ: (Батый — внук Чингисхана; нашествие Батыя началось в 1236 г.; Рязань пала после шестидневной осады и штурма; монголы не дошли до Новгорода; монголы двинулись на территорию Юго-Западной Руси.)

    2. Распределите в хронологической последовательности перечисленные события.

    A) битва на реке Калке

    Б) вторжение монголов на территорию Западной Европы

    B) Чингисхан стал Великим ханом Монгольской империи

    Г) вторжение Батыя на территорию Руси

    Д) монголы взяли Киев

    (Взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями в парах, проверяют выполнение задания, учитель озвучивает правильный ответ)

    Правильный ответ:

    3. Фронтальная работа по карте.

    А) Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

    Б) Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238 гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

    В) Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход в Венгрию, Польшу, Чехию.)

    III. Изучение нового материала

    Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы уже знаете о борьбе Руси с западными завоевателями? (Учащиеся формулируют цель урока)

    Открываем учебники на стр.135 и находим главный вопрос урока. Как он звучит?

    Главный вопрос урока: Можно ли было остановить агрессию крестоносцев не военным, а мирным путем?

    Ребята, как Вы думаете, можно ли было остановить агрессию крестоносцев не военным, а мирным путем? (Ответы учащихся). В конце урока мы вернемся к этому вопросу еще раз.

    Сегодня мы с вами познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, – вторжением на Русскую землю немецких и шведских рыцарей; узнаем, как боролся русский народ с западными завоевателями, а также познакомимся с личностью выдающегося полководца, военачальника, князя Александра Ярославича.

    Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить.

    Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

    Крестовые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

    Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

    Учащиеся 1 варианта отвечают на вопрос: Почему духовно-рыцарские ордены вынуждены были объединяться?

    Учащиеся 2 варианта отвечают на вопрос: Почему Псков отказался поддержать русских князей и подписал договор с Орденом?

    Рассказ учителя:

    В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

    Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

    Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

    • на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;
    • на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;
    • местное население закабалялось.

    Ребята, чей портрет Вы видите? Да, правильно. Это Александр Ярославович, прозванный в истории Невским. Как Вы думаете, почему я Вам показываю его портрет? Что он сделал для Руси? (Ответы учащихся)

    Работа с источником

    Учитель раздаёт учащимся материал:

    “Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и дружина оказали редкое мужество. Александр собственным копьем возложил печать на лице Биргера. Витязь Гавриил Олексич гнал принца до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с воеводою шведским. Ратмир, слуга князя, бился пеший, ослабел от ран и пал мертвый. Отрок Савва подсек столп Биргерова шатра; шатер упал, и россияне возгласили победу”. (Карамзин Н.М. История государства российского)

    Вопрос классу: Что можно сказать о героизме русских воинов? (Ответы учащихся)

    Учитель: Наступление шведов было остановлено, но на очереди был новый враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. они захватили крепость Изборск, а затем Псков. Новгороду снова угрожала опасность. В 1241 г. Александр вернул прежние территории, стянул основные силы (новгородские и суздальские дружины) к Чудскому озеру.

    Задание В схеме “Ледовое побоище” расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий — войск немецких рыцарей. (Учитель раздает раздаточный материал)


    Примерные ответы учащихся:

    • храбрость воинов;
    • умелые действия Александра Ярославовича

    Правильно. Одна из причин победы- полководческое искусство Александра Невского. Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю выполнить ещё одно задание.

    Учитель раздает материал.

    Вопрос: Какие действия полководца можно отнести к Невской битве, какие к Ледовому побоищу?

    Учащиеся работают в парах. Результат проверяют по слайду. Комментируют выполнение задания.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Учитель: Эсатова Э.Р.

    Предмет: история России. Всеобщая история

    Дата: 13.03.2020

    Тема урока: Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

    Цель урока: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;

    Планируемые УУД:

    Личностные: умение работать в группе, ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

    Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами;

    самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности;

    Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления.

    Предметные: характеризовать ход сражений, сформировать представление о полководческом таланте А. Невского,

    Тип урока: урок общеметодологической направленности

    Оборудование: учебник, презентация.

    I . Организационный момент

    II . Проверка домашнего задания

    1. Фронтальная работа по карте (Слайд №1):

    - Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

    - Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

    - Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)

    2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)

    1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан)

    2) В каком году и где состоялось пер­вое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке)

    3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый)

    4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

    4) До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)

    7) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)

    III . Изучение нового материала

    Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)

    Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

    Кресто́вые походы — серия военных походов , направленных против мусульман, язычников.

    Экспансия – расширение сферы господства, влияния.

    Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

    1. Постановка проблемы.

    На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).

    Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

    2. Слово учителя

    Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

    Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.

    - Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

    - Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых походов на Восток).

    (Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.

    Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

    От середины XII до середины XV вв. новгородцы:

    26 раз воевали со шведскими рыцарями,

    5 раз – с норвежскими,

    11 раз – с немецкими,

    14 раз – с литовскими.

    В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

    Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

    Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

    - на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;

    - на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

    - местное население закабалялось.

    Личность Александра Невского.

    3. Просмотр фрагментов из фильма.

    Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.

    А теперь давайте ответим на вопросы.

    4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:

    - Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)

    - Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)

    - Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)

    - Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)

    - Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)

    - Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)

    - Где оно произошло? (на Чудском озере)

    - Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)

    - Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)

    Уже в ХХ веке Константин Симонов написал поэму "Ледовое побоище" (Слайд № 16).

    Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.

    Уже смешались люди, кони,
    Мечи, секиры, топоры,
    А князь по-прежнему спокойно
    Следил за битвою с горы.
    И, только выждав, чтоб ливонцы,
    Смешав ряды, втянулись в бой,
    Он, полыхнув мечом на солнце,
    Повел Дружину за собой.
    Подняв мечи из русской стали,
    Нагнув копейные древки,
    Из леса с криком вылетали
    Новогородские полки.
    По льду летели с лязгом, громом,
    К мохнатым гривам наклоняясь;
    И первым на коне огромном
    В немецкий строй врубился князь.
    И, отступая перед князем,
    Бросая копья и щиты,
    С коней валились немцы наземь,
    Воздев железные персты.
    Гнедые кони горячились,
    Из - под копыт вздымали прах,
    Тела по снегу волочились,
    Завязнув в узких стременах.
    Стоял суровый беспорядок
    Железа, крови и воды.
    На месте рыцарских отрядов
    Легли кровавые следы.
    Одни лежали, захлебнувшись,
    В кровавой ледяной воде.
    Другие мчались прочь, пригнувшись,
    Трусливо шпоря лошадей.

    IV. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

    Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):

    Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

    (Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)

    Выставление оценок.

    V . Домашнее задание ( Слайд № 18): § 13, работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.

    Основные термины и понятия : экспансия; орден; рыцари.

    План ответа:

    1) завоевания немцев, шведов и датчан в Прибал­тике;

    2) Невская битва;

    3) Ледовое побоище;

    4) историческое значение победы русских войск над шведскими и немецкими рыцарями в Прибалтике.

    Материал к ответу : В начале XIII в. коренное население При­балтики переживало период разложения родового строя. Здесь не было государственности и межплеменных объединений. Существовали устойчивые экономические связи племен эстов, латов и куршей с новгородцами.

    Богатые прибалтийские и северо-западные русские зем­ли привлекали внимание немецких, шведских, датских фе­одалов, начавших, несмотря на сопротивление местного насе­ления, проникновение в Прибалтику. В 1202 г. был образован Орден меченосцев, а вскоре на прибалтийские земли рас­пространил свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 г. эти два ордена объединились в один — Ливонский. Они не только устанавливали политическое и экономичес­кое господство на захваченных территориях, но и обращали местное население в католическую веру, что влияло на на­циональное самосознание.

    Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, не­мецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-­западные русские земли. К началу 1230-х гг. немцы вышли на границы новгородских земель, создавая угрозу их захва­та. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Не­вы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. Умело проведя войска и стреми­тельно отрезав высадившиеся отряды шведов от их кораб­лей, князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским.

    Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям продолжить экс­пансию и захватить русские земли в трудный период отечест­венной истории.

    МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО НА РУСИ (основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII-XV вв.)

    Основные даты и события : 1237—1240 гг. — походы Батыя на Русь; 1380 г. — Куликовская битва; 1480 г. — стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси.

    Основные термины и понятия : иго; ярлык; баскак.

    Исторические деятели : Батый; Иван Калита; Дмитрий Донской; Мамай; Тохтамыш; Иван III.

    План ответа:

    1) основные точки зрения на характер взаимоот­ношений Руси и Орды в XIII-XV вв.;

    2) особенности хозяй­ственного развития русских земель под властью монголо-татар;

    3) изменения в организации власти на Руси;

    4) Русская Православная Церковь в условиях ордынского владычества;

    5) последствия господства Золотой Орды на русских землях.

    Материал к ответу : Проблемы ордынского владычества вызыва­ли и продолжают вызывать в отечественной исторической ли­тературе разные оценки и точки зрения.

    1. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков à Иго для Руси являлось большим бедствием

    Иго - система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

    - Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;

    - Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

    - Военной зависимости — поставкой русских воинов в монгольские войска.

    2. Н.М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское гос­подство на Руси имело одно важное положительное последствие — оно ускорило объединение русских княжеств и возрож­дение единого Российского государства. Это дало основание некоторым историкам более позднего времени говорить о по­ложительном влиянии монголов.

    3. А. Фоменко, В. Носовский считают, что монголо-татарского ига вообще не было. Взаимодействие русских княжеств с Золо­той Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и раз­розненных русских княжеств.

    Вместе с тем ханы не покушались на позиции Русской Православной Церкви — они, в отличие от немецких рыцарей в Прибалтике, не мешали подвластному им населению верить в собственного Бога. Это, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, позволило сохранить, национальные обычаи, традиции, менталитет. Хозяйство русских княжеств после периода полного разо­рения восстанавливалось довольно быстро, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться.

    С этого же времени в горо­дах возрождается каменное строительство, началось восста­новление разрушенных во время нашествия храмов и крепос­тей. Установленная и фиксированная по размеру дань вскоре уже не считалась тяжким бременем. А со времен Ивана Кали­ты значительная часть собранных средств направлялась на внутренние нужды самих русских земель.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомков нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.

    Познакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.

    Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

    Раскрыть историческое значение победы русских ратей в Невской битве и Ледовом побоище.

    Основные знания: даты Невской битвы и Ледового побоища, основная канва этих событий, роль Александра Невского в русской истории.

    Основные понятия: Рыцарский орден, Крестовые походы, агрессия.

    Основная персоналия: Александр Невский.

    Основные даты: 15 июля 1240 г. – Невская битва; 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

    Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: Крестовые походы.

    Оборудование урока:

    План изучения нового материала:

    1. Экспансия с Запада.

    2.Борьба с крестоносной агрессией. Невская битва.

    3. Ледовое побоище.

    Слово учителя. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомков нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги.

    Проблемное задание. По ходу изучения темы определите:

    - Что же сделал этот человек для нашего государства?

    - Почему образ Александра Ярославича и его деятельность привлекали и привлекают до сих пор внимание людей разных эпох?

    - Почему о нем до сих пор пишут книги, рисуют картины, создают памятники? (Слайды 3-5)

    - Как проявился полководческий талант Александра Невского? (заполнение рабочих листов)

    Для того, чтобы ответить на эти вопросы, поговорим с вами о борьбе русского народа против экспансии Запада.

    І. Актуализация знаний.

    Кто ослабил внутреннее и внешнее положение Руси в XIII в.?

    Кто такие монголо-татары? Где проживали? Какую политику проводили в отношении соседних народов?

    В каком году монголо-татары напали на Русь?

    Почему они были уверены в победе? Почему, несмотря на героическое сопротивление, русские войска потерпели поражение?

    ІІ. Изучение нового материала.

    Учитель: Монголо-татары были не единственными врагами Руси. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг.

    - Как представить себе Русь того времени? В каком облике?

    Давайте образно представим ее себе в виде пахаря.

    Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и запада устремились на него.

    Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и каленой стрелой.

    Другой – с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть Руси или не быть.

    - Какой же враг наступал с Запада?

    1. Что такое рыцарский орден? (Объединение рыцарей – монахов)

    2. Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток)

    3.С какой целью осуществлялись эти походы? Кто в них был заинтересован?

    (Заинтересованы все слои населения. Крестьяне хотели получить свободу и землю, рыцари – получить богатство, аристократы – получение новых владений и подданных. Католическая церковь мечтала расширить сферу влияния на Восток, усилить позиции католицизма).

    1. Походы крестоносцев.

    Учитель. На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, претендовали шведские феодалы.

    Слайд 13 (Показ).

    Задание: посмотрите сценку, ответьте, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар – было более опасным для Руси?

    С ц е н к а .

    Послы. Епископ римский Каттерляйм шлет тебе, князь, привет.

    Александр. И ему привет сердешный.

    Послы. Прими в дар, князь, книгу (вручает) о крестовых походах славного рыцарства. Надеется его святейшество, что распри былые позабыв, все-таки придешь ты в лоно истинной церкви, обратишься в латинскую веру и будешь примером для поданных твоих.

    Александр. Который раз вы ко мне уже с этим приходите. А чем же наша вера плоха? Доселе никто не жаловался. Мы в ваш монастырь со своим уставом не ходим. Чего же вы суетесь?

    Послы. Вера наша пользу великую может дать. Будешь ты, князь, королем Новгородским, а в случае нужды папа римский против монголов силой воинской помочь может.

    Александр. Монголы - враги наши, но веры своей не навязывают.

    Послы. Послушай, князь, не ошибиться бы, и пример есть. Ярослав псковский нашу веру принял.

    Александр. Он – предатель земли русской. Значит так, веру вашу не примем, так и передай епископу, у нас своя вера есть и другой не надо. С тем и ступайте. В Новгороде я вас больше не держу.

    - Итак, ответьте на вопрос. (Иго крестоносцев, которые не только завоевывали территории, но и навязывали свою веру).

    Задание. Послушайте документ в продолжение этой части урока.

    Теперь рыцари перешли к экспансии на русские северо-западные земли.

    Слайд 15. Документ.

    Остановить вторжение крестоносцев не удавалось, создавалась угроза Новгороду.

    От середины ХII до сер. ХV вв. новгородцы:

    - 26 раз воевали со шведскими рыцарями;

    - 5 раз – с норвежскими;;

    - 11 раз – с немецкими;

    - 14 раз – с литовскими..

    В этот период с 1236 по 1240 гг. в Новгороде княжил князь Александр.

    Слайд 16. Александр Невский.

    2. Невская битва.

    Учитель. Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли, усилил наблюдение за устьем Невы.

    Начальником стражи был назначен в этих краях старейшина Пелгусий. Именно он летом 1240 г сообщил Александру о том, что шведы вошли в устье реки Невы. Привел их зять короля ярл Биргер Магнуссон.

    Слайд 18. Биргер Магнуссон.

    Задание: С какой целью Александр вошел в церковь святой Софии? Зачитайте отрывок. (5 абзац)

    - Кто благословил Александра на битву? ( 6 абзац)

    - С какими словами Александр обратился к своей дружине? (6 абзац)

    Слайд 19. Новгородское вече.

    Учитель: В Новгороде собралось вече, на котором новгородцев призвали к битве с рыцарями. Боярский совет одобрил решение князя – немедленно идти к Неве и, пока враги пребывают в самоуверенной беспечности, ударить на них. Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов – новгородцев.

    Слайд 20. Войско Александра.

    Недостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.

    И вскоре под звон колокольни

    Войско двинулось в путь.

    Вел его Александр,

    Спасать родимую Русь.

    Пешие плыли по Волхову,

    Конница берегом шла.

    А по дороге к отряду

    Шел народ, чтоб разбить врага.

    Учитель: «Биргер думал, что Александр в Новгороде, а русская дружина уже затаилась в лесу и ждала условного сигнала.

    И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, жил богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу. Поэтому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. . Вот о чем накануне битвы Александру поведал Пелугий.

    Слайд 21. Рассказ Пелгусия.

    - Ответьте, кто из святых пришел Александру на помощь?

    - Почему Александр просил Пелгусия не рассказывать этого никому?

    Задание: после изучения этой части урока ответьте:

    1. Когда началась Невская битва?

    2. Каково было боевое построение русских воинов?

    3. Что определило победу русских?

    4. Назовите героев битвы.

    5. Каково, на ваш взгляд, значение Невской битвы?

    Итак, на рассвете, 15 июля 1240 г протрубил рог Слайд 22., и битва началась. Александр находился в гуще боя, он распоряжался как полководец, и сражался как простой воин.

    А. Невский: 15 июля 1240 г.

    Подошли мы к устью реки (показ)

    Незаметно приблизились к шведам

    Да силы совсем не равны.

    Шведы еще нас не ждали:

    Кто находился в шатре,

    А кто-то на кораблях.

    Надо отрезать их друг от друга

    Слайд 23. Учитель. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины.

    Удальцы князя Александра стали теснить шведов, нанося им большой урон и не давая опомниться.

    Шведы в замешательстве стали отступать к Неве, где стояли их суда. Но Александр предусмотрел и это. Часть его войска двинулась вдоль берега реки, преграждая дорогу к отступлению. Именно в этой битве героизм и мужество показали русские люди. Давайте послушаем их.

    Я - Гаврила Олексич – дружинник. Отряд под моим началом прошел вдоль берега и сбил сходни с кораблей, разъединив силы шведов. Мы сражались у реки, не давая врагам сойти с кораблей на землю и с суши перебраться на корабли. Когда я увидел, что шведы уводят на корабль королевича, я на коне бросился за ними на корабль, но меня столкнули в воду. Однако я выбрался на берег и сразился со шведским воеводой, а потом и с епископом. Обоих победил.

    Я – конный воин, дружинник Савва. На коне пробился сквозь сечу к шатру короля и подрубил столб. На глазах у всех сражавшихся шатер с золотым куполом пал. Это оказало такое же действие, как спуск флага или захват вражеского знамени: новгородцы воодушевились, а шведы пришли в уныние.

    Я - пеший воин Меша из Новгорода. Князь решил ударить по лагерю. Нас, пеших, отправил в обход, чтобы мы не пустили шведов на их замечательный флот. Со своим отрядом я потопил три корабля шведов.

    - Зачем этот эпизод дан в повести так подробно? Ведь в повести об Александре Невском можно было бы ограничиться рассказом о его подвигах?

    - Это не былина, где герой один побеждает целое войско, а правдивый рассказ. Чтобы победить врага, нужен героизм не одного человека, а многих. И заслуга полководца в том, чтобы суметь возбудить этот героизм в своих воинах.

    - А проявляет ли героизм в этой битве сам Александр?

    Швед Биргер, увидев русских,

    Что не так велика их рать

    Собрал самых храбрых воинов

    И решил оттеснить назад.

    Александр скрестил с ним колья.

    Смог сбить с Биргера шлем,

    И, обливаясь кровью,

    Биргер с коня полетел.

    Его подхватили солдаты,

    И смогли на корабль отойти.

    Поспешно отчалив от берега

    Другие шнеки пошли.

    Те, кто к реке не пробились

    Тесно сбивались в кучу

    Надежд на спасение не было.

    Пусть уходят, а там будет видно.

    Кто с мечом к нам придет,

    - Когда произошла Невская битва? (15 июля 1240 г.)

    - Что определило победу русских воинов? (внезапность нападения, удачно выбранное место, героизм, согласованное действие пеших и конных воинов).

    - В чем значение Невской битвы?

    (Устранила угрозу порабощения русских земель шведскими рыцарями и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю.

    3. Ледовое побоище.

    Учитель. Новгородцы любили Александра, но все-таки он не смог ужиться с ними: он хотел большей власти и не выносил вечевых беспорядков. После Невской битвы он уехал из Новгорода. А между тем Новгороду нужен был в это время такой именно князь, как Александр. Большая опасность грозила Новгородской области со стороны новых захватчиков.

    Задание: прочитать 1-3 абзацы на странице 96, ответить,

    Кто вновь напал на Русь?

    Какие города в ходе нападения были захвачены?

    Новгородцы стали звать Александра выручить их из беды, сам владыка новгородский отправился просить об этом Александра. Дело касалось не одного Новгорода, а всей русской земли. Александр согласился и прибыл в Новгород. В срочном порядке стал собирать ополчение из новгородцев.

    какова тактика ведения боя у крестоносцев?

    Какую тактику применил Александр Невский?

    Полки Александра под звуки труб вошли в Псков. Ликующие люди высыпали из домов встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней: рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой. Терял, по правилам ордена, рыцарское достоинство.(Слайд 33.)

    -Какую тактику применили крестоносцы?

    - Какую тактику применил Александр Невский?

    Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. (Слайд 34)

    Вскоре после кончины А. Невского стали чтить как святого. (Слайды 35 -41)

    ІІІ. Закрепление.

    В чем проявился полководческий талант Александра Невского:

    - в Невской битве; (Внезапно напал на лагерь противника, переградил противнику отход к кораблям, правильно выбрал время нападения

    - в Ледовом побоище? Хорошо изучил боевые приемы противника, использовал прием обманного отступления, скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения и т. д.

    Слайды 42. Вернемся к эпиграфу.

    Читайте также: