Фразеологизмы 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Microsoft Power Point, М icrosoft Word, Microsoft Office Publisher, MS Excel.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Работа в подгруппах.

Мотивировка учащихся на изучение темы.

Изучение нового материала

Рассказ учителя о свободных словосочетаниях. Работа со списком свободных словосочетаний.

Сайт ( Microsoft Office Publisher )

Сайт ( Microsoft Office Publisher )

Сайт ( Microsoft Office Publisher )

Закрепление изученного

Проверка выполнения работы учащимися

Слайды № 10, 11, 12, 13, 14.

Выполнение тестовых заданий

3. Заменить фразеологизм одним словом.

4. Составь фразеологизмы.

5. Вставь необходимое слово.

6.Найди фразеологизмы в тексте.

Подведение итогов урока. Задание на дом.

Выучить конспект урока.

Написать юмористический рассказ с использованием фразеологизмов.

летать не может

Вставь необходимое слово

За семь верст   хлебать.

Ни Богу свечка   кочерга.

Дела давно   дней   старины глубокой.

как в воду опущенный ;

4) говорить за глаза .

Заменить фразеологизм одним словом:

хоть глаз выколи   ;

глаза на мокром месте   .


Слайд 1


Слайд 2

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А.Н.Толстой


Слайд 3


Слайд 4

Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. -Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету…


Слайд 5

Список словосочетаний • типографский • типографский • типографский • типографский • типографский • типографский работник (хороший) сторож (ночной) служащий (новый) станок (устаревший) шрифт (мелкий) стол (письменный)


Слайд 6

Употребление фразеологизмов в речи • Фразеологизмы, как и слова, служат для передачи мыслей. Можно выделить два разряда фразеологизмов. Первый разряд составляют фразеологизмы, которые оказываются единственными для выражения обозначаемых ими явлений; эти фразеологизмы не имеют в языке синонимов.


Слайд 7

• Фразеологизмы этого разряда не характеризуют явление, а лишь называют его, например: повестка дня, открытое собрание, компостировать билет, глазное яблоко, гашеная известь и т. п.


Слайд 8

• Второй разряд составляют такие фразеологизмы, которые имеют синонимы: либо слова, либо фразеологизмы. Так, например, нужно сказать, что человек всё умеет делать. О таком человеке можно сказать: умелец, золотые руки, мастер на все руки, от скуки на все руки. Не в каждом случае можно использовать эти фразеологизмы.


Слайд 9


Слайд 10

Найди в тексте фразеологизмы Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так. Что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тёртый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет.


Слайд 11

Найди в тексте фразеологизмы (ответ) Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тертый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет.


Полный текст материала Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Русская фразеология"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


Содержимое разработки

Тип урока: урок обобщения и систематизация изученного.

Методы и формы обучения: поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы с дидактическим заданием, толковый и фразеологический словари

Основные понятия: фразеологизм, фразеологический оборот.

Вид урока: урок с использованием проблемно-поисковых технологий.

Планируемые образовательные результаты обучения: знание содержания понятия фразеологизмы, лексического значения и грамматического строения фразеологизмов, источников происхождения фразеологизмов; умения опознавать фразеологизмы по их признакам, определять лексическое значение фразеологизмов, их грамматическое строение и синтаксическую роль, использовать фразеологический и толковый словари для определения значения фразеологизмов, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, заменять свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами, употреблять фразеологизмы в речи.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Лингвистическая разминка.

Отгадай загадку.

1) На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде. (Ветер. Бросать слова/деньги на ветер; ветер в голове; ищи ветра в поле (не удается найти, как ни старайся); ветер свистит в ушах).

2) Это не цветы, но они вянут, если говорят глупости; не дрова, но могут гореть; не ладони, но ими можно хлопать; их иногда даже развешивают доверчивые граждане. (Уши. Уши вянут (так описывают ощущения от совершенно неприемлемых или глупых речей какого-либо человека); уши горят (о состоянии, когда человек испытывает чувство стыда); хлопать ушами (слушать что-либо, но не понимать, о чем идет речь); развесить уши (доверчиво и увлеченно слушать чей-либо разговор).

Формулирование темы урока. Ученическое целеполагание.

Как называются данные лексические единицы? Сформулируйте тему урока. (Ученики формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. (Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи)

Актуализация опорных знаний. Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем, поэтому вспомним… (Продолжите начатую мной фразу)

Упражнение. Мозговой штурм (по материалам учебника п. 11, повторение, проверка домашнего задания)

Фразеологизм – это … (Устойчивое сочетание слов, равное по значению либо одному слову, либо целому предложению.)

Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы называется …(Фразеология)

Значение фразеологизмов разъясняется в … (Во фразеологических словарях русского языка, а также в толковых словарях.)

Молодцы, переходим к решению учебных задач.

Работа по теме урока (работа в группах). Правила работы в группах. Самооценка, оценка учителя.

Задание 1. Вспомним признаки фразеологизмов.

1-я группа. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика. (Это устойчивые словосочетания, соотносятся с одним словом)

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 3. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов. (Соотносятся с определенным понятием, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь? (Целостность, неделимость фразеологизма)

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).

4-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Гусь свинье не … (устойчивость и воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания)

5-я группа. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

– Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.)

– Давайте сделаем вывод о признаках фразеологизмов, изобразим это в виде схемы.

На основе теоретического блока и упражнения делается вывод о признаках фразеологического оборота, которые записываются в тетрадях: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом).

Задание 2. Выполняя задание 2, мы увидим, зачем нужны фразеологизмы. (Работа в группах, самооценка).

1-я гр. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер. Запишите в два столбика.

Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, до поры до времени, сбрасывать маску, между прочим, как гром средь ясного неба, на первый взгляд, пальчики оближешь.

Фразеологизмы со словом “курица”.

Денег куры не клюют;

Как мокрая курица;

Пишет как курица лапой;

С курами ложиться, с петухами вставать;

Спор о курице и яйце.

3-я гр. Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

Косая сажень в плечах – “широкоплечий” (сажень = 2 м 134 см); как сыр в масле кататься – “жить в достатке, довольстве”; промокнуть до нитки – “совсем, насквозь”; хоть пруд пруди – “много”; от горшка два вершка – “о маленьком ребенке”, кот наплакал –“мало”, как небо и земля – полная противоположность.

4-я гр. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки –
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой –
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

5-я гр. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, как кошка с собакой, душа нараспашку.

Вывод. Посмотрите на выполненные задания и скажите, зачем нам нужны фразеологизмы? (Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.)

Дополнительное задание. Как появляются фразеологизмы в нашей речи? Назовите основные источники фразеологизмов. (Дополнительный балл)

А) Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение, возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний: сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, месить грязь, тертый калач.

Б) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело, из речи бурлаков), стричь под одну гребенку (из речи парикмахеров), в час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков).

В) Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик.

Г) Крылатые слова и выражения из античной мифологии: ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни.

Д) Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий.

Ж) Из научной и художественной литературы: счастливые часов не наблюдают, на деревню дедушке, человек в футляре.

Изучение национальных особенностей фразеологизмов может стать темой Вашей исследовательской работы.

Задание 3. Работа по совершенствованию культуры речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов (5 баллов)

Фразеологизм – это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Но только в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

1) Анализ типичных речевых ошибок. (Задание 6 ЕГЭ)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (последнее проявление таланта, последнее значительное произведение)

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / с тех пор немало утекло (пропущено воды)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо ". лукаво")

2) Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой). Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд — это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)

Встаньте все, девушки покажите свою осиную талию, юноши разверните косую сажень в плечах, вдохните полной грудью, только так, чтобы глаза на лоб не полезли. Потянитесь, поднимитесь на седьмое небо от счастья, а теперь садитесь.

Задание 4. Самостоятельная дифференцированная работа с текстом.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. Мы, приятели Шурика, на его месте давно бы сквозь землю провалились и мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. … – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню и, в конце концов, показать где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

Подведение итогов урока, повторение понятий, использованных в процессе урока (объявление оценок, замечаний), рефлексия.

Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели?

Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

Спасибо за работу, но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих листов всем ученикам. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры, для того чтобы производить впечатление яркой индивидуальности.

7. Рефлексия

Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.

8. Домашнее задание: Упр. 48 (часть 1, 2), составьте и запишите 5 – 6 предложений с фразеологизмами*.

Подг. к контр. работе, повторить п. 1 – 12, тест с. 49 – 52


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеология содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Данный урок способствует обогащению речи детей фразеологизмами. На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, решение типовых задач по материалам ЕГЭ

МБОУ СОМШ № 44 им. В.Кудзоева

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ



ГИОЕВА ЭЛЬВИРА ХАРИТОНОВНА

Владикавказ 2017 г.

ТЕМА. Фразеологизмы.

образовательная:

- систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке; формировать умения находит фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения;

развивающая:

- способствовать развитию аналитических умений при работе с текстом, активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы;

воспитательная:

- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, сборник тестов Цыбулько И.П., учебник ГрековаВ.Ф.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

Организационный момент.

Учитель: начну урок с эпиграфов (слайд 3):

« Фразеология исследует наиболее

живой, подвижный и разнообразный

В.В.Виноградов

«Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

П.А. Вяземский

1. Учитель. Ребята! Тема нашего урока – фразеология и фразеологизмы. Вы учитесь в 10 классе и уже очень скоро венцом всех ваших праведных трудов станет итоговая аттестация и сдача ЕГЭ по русскому языку. А задание 22 непосредственно связано с лексикологией.

- Что изучает лексикология?

- Что такое синонимы? Омонимы? Антонимы?

- А что изучает фразеология? А что такое фразеологизмы? (слайд 4)

Фразеология – это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.

Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

Особенности фразеологизмов (слайд 5)

А как они появляются в нашей речи? (слайд 6, привести примеры)

2. Лексика и орфография.

Учитель. Выполните задание (слайд 7): из рассыпанных слов составьте фразеологизмы, запишите и дайте их толкование.

(Работа выполняется в группах и на время)

Руки (Р. п.), (не)покладая, грязь, работать, спина (Р. п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в, (не)ударить.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с этим заданием (слайд 8)

Работать не_покладая рук – очень старательно, не переставая;

Трудиться не_разгибая спины – с большим усердием;

- Какие это части речи?

- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

3. Учитель. В некоторых из вас я открыла артистический талант. Посмотрите видеоролики и дайте толкование этих фразеологизмов.

(Работа выполняется в группах и на время)

1 видеоролик – работать засучив рукава – энергично, усердно и со старанием;

работать спустя рукава – работать небрежно, плохо, кое-как;

2 видеоролик – водить за нос – обманывать, не сдержать обещанного слова.

3 видеоролик – филькина грамота – невежественный, юридический неграмотно созданный документ.

(Учащиеся должны увидеть четыре фразеологизма и дать их толкование)

Заполните таблицу (работа выполняется группами и на время)

фразеологизмы

Их значение

Как корова языком слизала

Наиболее уязвимое место у кого-либо

Козел отпущения

Придавать чему-нибудь незначительному большое значение

Сжечь корабли

Нить Ариадны

Хоть трава не расти

Учитель. Давайте посмотрим на слайд и проверим как вы выполнили работу.

4. Учитель. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок. Какие ошибки мы можем сделать при употреблении фразеологизмов?

Внимание на слайд (Слайд 13)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо ". лукаво")

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

Вы должны понимать, что в основе человеческой жизни и успеха лежит труд.

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь

Душа обязана трудиться

- А какой фразеологизм употребил поэт в этом четверостишии?

Воду в ступе не толочь – как вы это понимаете?

Заниматься чем-то явно бессмысленным, бесполезным.

Ребята, подберите или вспомните синонимичные фразеологизмы!

Носить воду решетом, в лес дрова возить, Сизифов труд.

7. Учитель. Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока – нахождение фразеологизмов в текстах.

(Работа выполняется в группах)

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм (слайд15).

Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм (слайд 16).

- Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)

Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…

Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

8. Практическое задание: откройте сборник Цыбулько И.П. и выполним задание 22, варианты 1-5. (учащиеся решают задания коллективно)

9. Рефлексия. Учитель. Давайте вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока. Кому не удалось достичь их? С какими заданиями не справились?

Что мы должны помнить и знать, выполняя задание ЕГЭ? С какой целью используют фразеологизмы в художественной литературе?

2. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. Учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. -5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 368 с.

МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева

г. Владикавказ

Гиоева Эльвира Харитоновна ,

учитель русского языка и литературы, высшая категория

Цели урока:

«Фразеология исследует

наиболее живой,

подвижный и

разнообразный отряд

В.В.Виноградов

«Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

П.А.Вяземский

Лексикология и фразеология

Лексикология и фразеология

  • Лексикология изучает словарный состав языка и слова как единицу лексики
  • Фразеология- это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.
  • Фразеологизмы- это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

Особенности фразеологизмов:

Источники фразеологизмов

Источники фразеологизмов

Задание : составьте из рассыпанных слов фразеологизмы Руки (Р.п.), (не)покладая, грязь, работать, спина(Р.п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в , (не)ударить,.

Задание : составьте из рассыпанных слов фразеологизмы

Руки (Р.п.), (не)покладая, грязь, работать, спина(Р.п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в , (не)ударить,.

Проверим себя

Задание: заполните таблицу

фразеологизмы

Их значение

Как корова языком слизала

Наиболее уязвимое место у кого-либо

Козел отпущения

Придавать чему-нибудь незначительному большое значение

Сжечь корабли

Нить Ариадны

Хоть трава не расти

1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню . 2. Неправильное толкование Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь. 3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют ) 4. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками) 5.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню .

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют )

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо ". лукаво")

Что не люблю

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм

Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм - Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данных предложений фразеологизм

- Доча, доча? Не заболел кто? Ты на меня ,доча, не держи сердце. Я знаю, дорогой телефон, деньги большие.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы) Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки… Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

ЗАДАНИЕ. Выпишите из данного(-ых) предложения(-й) фразеологизм(-ы)

Первый раз со мной такое приключилось. Обычно я спокойно и несколько иронично отношусь к действительности. Но если действительность откалывает такие номера, я умываю руки…

Но как ни желаю сойтись с вами, я все-таки не возьму на себя труда разуверять вас в противном. Ей-богу, игра не стоит свеч, да и говорить-то с вами я ни о чем таком особенном не намеревался.

Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Самопроверка: (на экран выводится словарный диктант)

- Объясните написание НЕ и НИ в записанных словах,

- В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ответ: это фразеологизмы.

Дополнение учителя: фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка.

II. Сообщается тема и цель урока.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.
  2. фразеологизм и его признаки (см. приложение 1)
  3. Происхождение фразеологизмов русского языка (см. приложение 2)
  4. Источники русских фразеологизмов (см. приложение 3)

III. Практическая часть,

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

2. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Филькина грамота.

IV. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп. На доске – правила работы в группах (см. приложение 4).

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

3 группа. Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1)

1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Не на шутку. 13. Козел отпущения. 14. Два сапога пара. 15. Мороз по коже.

Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого. Работы проверяются.

Работа с текстом.

Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…)

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”.

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”.

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…

Домашнее задание (на выбор): написать сочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…” или № 99 (учебник Власенкова А.И.)

Читайте также: