Борьба организма с инфекцией иммунитет 8 класс конспект кратко

Обновлено: 22.07.2024

Иммунитет – способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов. Иммунитет заложен в человеке с рождения. Эффективность иммунной системы зависит от наследственности, однако правильное питание и здоровый образ жизни могут значительно повысить ее активность.

Иммунная система – это система особых клеток и белков, защищающих организм от болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков, а также от определенных ядов). Иммунная система контролирует развитие раковых клеток, своевременно выявляя и уничтожая те, которые растут бесконтрольно.

Органы, входящие в иммунную систему: лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа (тимус) костный мозг, селезенка. Ученые установили, что большая часть клеток-защитников располагается в кишечнике – 80%.

Различают врожденный иммунитет и приобретенный (активный, пассивный). Иммунитет начинает формироваться еще до рождения человека – в материнской утробе. Пассивный иммунитет формируется в организме после введения вакцины.

Силы иммунитета на 50% зависят от образа жизни, который ведет человек.

Факторы, негативно воздействующие на иммунитет:

· нерациональное питание (голодание, переедание);

· дефицит витаминов и микроэлементов;

· перенесённые травмы, ожоги, операции;

· загрязнение окружающей среды;

бесконтрольное употребление лекарств.Частые простудные заболевания, герпес на губах, продолжительное повышение температуры, синдром хронической усталости, сонливость или бессонница, болевые ощущения в суставах и мышцах, нарушения сна, частые головные боли, появление высыпаний на коже – всё это признаки снижения иммунной активности.

Что необходимо человеку для поддержания иммунитета?

1. Полноценное здоровое питание.

2. Отказ от курения и употребления алкоголя.

3. Бережное отношение к своей психике.

4. Здоровый сон (не менее 8 часов в сутки в хорошо проветренном помещении).

5. Закаливание (обливания и контрастный душ, посещение бани и сауны). Рекомендовано чередование высоких и низких температур.

6. Регулярные занятия спортом, подвижный образ жизни. Доказано, что чрезмерные нагрузки могут негативно влиять на иммунитет.

По данным ВОЗ - всего 10% людей обладают иммунитетом, который защищает их практически от всех заболеваний. Еще 10% имеют врожденный иммунодефицит: они болеют очень часто. У оставшихся 80% сила иммунной системы зависит от условий и образа жизни.

Всемирный день иммунитета – это ещё одна возможность подчеркнуть важность и значимость здорового образа жизни. Своевременно корректируя нарушения иммунитета, можно предотвратить возникновение заболеваний многих органов и систем. Для хорошего самочувствия и правильной работы внутренних органов необходимо укреплять естественный иммунитет и проводить своевременную вакцинацию.

Иммунные механизмы обеспечивают защиту от болезнетворных вирусов и бактерий, уничтожают погибшие и переродившиеся клетки.

Иммунные реакции могут оказывать и отрицательное влияние. Так, они могут быть причиной осложнений при переливании крови и трансплантации органов.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет тимус, или вилочковая железа. Эта железа находится за грудиной и хорошо функционирует только у детей.

Защитные механизмы различаются по происхождению, способам воздействия на антиген и продолжительности действия.

2.jpg

У людей есть врождённый иммунитет ко многим заболеваниям. Врождённый иммунитет передаётся по наследству от родителей.

Если человека перенес инфекционную болезнь, то в его организме тоже формируется иммунитет (сохраняются клетки памяти, способные распознавать возбудителя болезни). Такой иммунитет получил название приобретённого. Если этот же микроб через некоторое время снова окажется в организме, он тут же уничтожается.

Естественным является также иммунитет, полученный новорожденным ребёнком от матери. Через плаценту во время беременности, а после рождения с грудным молоком к ребёнку попадают антитела, которые защищают его в первый год жизни от инфекционных заболеваний.

Для защиты от многих инфекционных заболеваний (оспы, коклюша, полиомиелита, дифтерии, гриппа и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.

При введении вакцины у человека возникает лёгкая реакция на возбудителя болезни и вырабатываются клетки памяти. При следующем попадании этого возбудителя клетки памяти быстро распознают его и выделяют антитела, которые препятствуют развитию заболевания. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если человек уже заболел, то используют лечебные сыворотки, содержащие готовые антитела. Для получения лечебной сыворотки берут плазму крови переболевших людей или животных. В этом случае говорят о пассивном иммунитете.

лечебные сыворотки используют для спасения людей от смертельно опасных болезней, например ботулизма, дифтерии. Их используют также при укусах змей (кобры, гюрзы, эфы).

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Неспецифический иммунитет практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.

Специфический иммунитет основан на распознавании конкретного антигена лимфоцитами и его уничтожении. У каждого человека этот тип иммунитета индивидуален. Он формируется постепенно в результате реакции иммунной системы на различные антигены, с которыми контактирует организм.

Специфический иммунитет обеспечивается клетками памяти (особыми лимфоцитами), которые сохраняются в организме после перенесённой инфекции или после прививки на долгое время. Эти клетки распознают возбудителя болезни при его повторном попадании в организм и быстро начинают вырабатывать антитела, препятствуя развитию болезни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Цель: Рассмотреть сущность иммунитета

Задачи: Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Развить понятие иммунитет.

Познакомить и объяснить сущность СПИДа, его профилактику.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

I. Тестовый контроль (проверка с использованием компьютера )

1. Кровь – это:

а) эпителиальная ткань;

б) соединительная ткань;

в) нервная ткань;

г) мышечная ткань;

2. Функция кровеносной системы:

а) регуляция процессов жизнедеятельности;

б) накопление питательных веществ;

в) газообмен;

г) перенос веществ;

3. К элементам крови не относятся:

а) лейкоциты;

б) кровяные пластинки;

в) эритроциты;

4. Эритроциты – это:

а) бесцветные клетки, имеют ядро;

б) безъядерные окрашенные клетки;

5. Внутренней средой организма является:

а) кровь и лимфа;

б) лимфа и тканевая жидкость;

в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;

6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:

а) лейкоциты;

б) плазма крови;

в) эритроциты;

г) тромбоциты;

7. Эритроциты:

а) участвуют в свёртывании крови;

б) переносят кислород;

в) защищают организм от инфекций;

г) переносят питательные вещества;

8. Лейкоциты:

а) переносят кислород;

б) участвуют в свёртывание крови;

в) защищают организм от инфекций;

г) переносят углекислый газ;

9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:

а) имеют округлую форму;

б) не имеют ядра;

в) способны самостоятельно передвигаться;

г) очень мелкие;

III. Работа по новой теме.

Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

• Сама клетка (интерферон).

Воспаление – капилляры расширяются, образуются мелкие сгустки, закупоривающие лимфатические сосуды, нарушается отток лимфы, скапливается много лейкоцитов, температура, покраснение, болезненность.

Посмотрим видео о иммунитете

Лейкоциты – основные защитники организма.

Предлагаю вашему вниманию видео о лейкоцитах

Вспомним характеристику лейкоцитов

слайд 2. Характеристики лейкоцитов

Существует несколько разновидностей лейкоцитов

слайд 3. Разновидности лейкоцитов

Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).

Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).

Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).

Роль антител установил Эрмих.

Долгое время учёные не могли определить функцию лейкоцитов.

Лишь в 1882 году Мечников на основе известного опыта с прозрачными личинками морской звезды. Идея у Мечникова родилась внезапно. Вечером он сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды.

слайд 4.. Мечников Илья Ильич

Иммунитет– способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.

К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы

слайд 5. Иммунная система

слайд 6. Виды иммунитета

Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

Инфекционные заболевания Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.

слайд 7. Инфекционные заболевания

Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Что такое иммунитет?

2. Что такое антитело?

3. Какой иммунитет называют неспецифическим?

4. Какой иммунитет называют специфическим?

5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?

6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?

7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?

8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)

9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I Организационный момент

II Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Индивидуальный опрос:

(двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

третий учащийся выполняет задание на листочке)

1. Внутренняя среда организма - это ….

2. Заполните схему:

Компоненты внутренней среды

Название клетки

Кол-ва в 1мм 3 крови

Место образования

Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

(Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

Фронтальный опрос:

1. Какие форменные элементы крови вам известны?

2. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

3. Чем опасен для организма угарный газ?

4. Какую функцию выполняют лейкоциты?

5. Что такое фагоцитоз и фагоциты?

6. Как осуществляется процесс фагоцитоза?

7. Назовите имя учёного открывшего это явление?

8. Какие клетки способны к фагоцитозу?

9. Каков механизм образования тромба?

10. Каково значение свёртываемости крови для организма?

11. Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

12. Какие параметры крови определяют при анализе крови?

13. Что такое малокровие? Чем оно опасно?

14. Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III Основная часть

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма

Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

(И.И. Мечников) нейтрализация

Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

* микробы, вирусы, любые другие клетки

Клеточный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

Гуморальный механизм иммунитета

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

* интерферон

4. Органы кроветворения

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.


5. Воспаление Рис. 47 стр.92

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов

Гной погибшие м\о и фагоциты

Илья Ильич Мечников


Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи .

Один из основоположников эволюционной эмбриологии , первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета , основатель научной геронтологии .

Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

IV Работа с учебником

Инфекционные заболевания

Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

Базовый уровень:

1. Какие заболевания называют инфекционными?

2. Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

3. Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

2. Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

3. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

Высокий уровень:

1. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

2. Каков механизм формирования подобного носительства?

3. В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

Проверка правильности выполнения заданий

Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от

? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

1. тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

2. кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

3. изоляция и лечения заболевших

4. соблюдение мер личной гигиены

5. профилактические прививки, лечебные сыворотки

V Закрепление

1. Установите соответствие

1. Иммунитет

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

3. Заполните пропуски в тексте

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

VI Итоги урока

1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_8_klass_immunitet.doc 110 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.

  • Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, групповая.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование: портрет И. И. Мечникова; таблицы с изображением клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; инструктивные карточки; учебник.

Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.

I Организационный момент

II Проверка знаний

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

III Основная часть

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами.

  • А как же защищается организм человека? Выскажите свои предположения. (можно фиксировать на доске предположения учащихся)
  • Сколько же разных мнений у нас в классе.

Всем известно, что в споре рождается истина. В истории биологии тоже было немало споров. Вот один из них.

Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их.

В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет.

2. Изучение нового материала. Поиск решения учебной проблемы.

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.

Задание. 1 . Выясните ,какие участки нашего организма играют роль естественных барьеров.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Какие типы защиты использует кожа и слизистые оболочки?

Каким образом кожа защищает организм от инфекций?

Каким образом слизистые оболочки защищают организм от инфекций?

Первыми принимают на себя нападение микробов кожа и слизистые оболочки. Их справедливо можно назвать передовой линией обороны организма. Кожа и слизистые оболочки покрыты непрерывно обновляющимся слоем эпителиальных клеток — плотным невидимым панцирем. Они являются прежде всего механическим препятствием, не позволяющим микробам проникнуть в глубь организма.

Следующий рубеж, до поры до времени, нас защищающий - Слизистые оболочки. Вы не раз замечали, возможно, с какой быстротой и легкостью заживают ссадины, небольшие ранки во рту. Дело в том, что слизистая оболочка ротовой полости лизоцим . Это особое вещество, губительно действующее на микроорганизмы. Лизоцимом оно названо за способность растворять, лизировать бактерии. Лизоцим содержится также в слизистых оболочках глаз, носовой полости, дыхательных путей.

Несмотря на то, что кожа и слизистые оболочки являются значительным препятствием на пути микробов, все же эти барьеры не всегда достаточно надежны. Их целостность может быть нарушена, и тогда микроорганизмы проникают в ткани. В значительном большинстве случаев при этом развивается воспалительный процесс.

Кожа и слизистые оболочки

Задание. 1 . Выясните механизм неспецифического иммунитета и процесса воспаления.

2. Составить рассказ, ответив на вопросы:

Что такое иммунитет?

Виды неспецифического иммунитета.

Какой процесс лежит в основе неспецифического иммунитета?

В чем проявляется приспособительное значение воспаления?

Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной генетической информации.

Неспецифический (врожденный) иммунитет обуславливает однотипные реакции на любые чужеродные антигены. Он может быть:

  1. Гуморальным, за счет продукции бактерицидных веществ (например, интерферон, лизоцим).

Интерфероны - белки, которые вырабатываются клетками, инфицированными вирусами. Они блокируют размножение вирусов и ограничивают их распространение по организму.

  1. Клеточным, в результате которого осуществляется фагоцитоз .

Главным клеточным компонентом системы неспецифического иммунитета служат фагоциты, основная функция которых - захватывать и переваривать проникающие извне агенты. А процесс поглощения и переваривания клеткой различных частиц, которые являются или становятся инородными для всего организма или для отдельных его частей получил название фагоцитоз. Этот процесс был открыт в конце декабря 1882 г. И. И. Мечниковым, и в дальнейшем, в результате его работ на протяжении четверти века, было доказано, что фагоцитоз - это один из основных механизмов воспалительной реакции.

Воспаление это защитная реакция, необходимая организму для восстановления. Развивается воспаление в ответ на ранение, инфекцию или внедрение какого-то раздражителя.

Процесс протекает в три стадии.

На первой стадии, в ответ на повреждение, реакция развивается почти мгновенно. Прилегающие кровеносные сосуды расширяются, чтобы увеличить приток крови к пострадавшей зоне, а с кровью поступают необходимые питательные вещества и клетки иммунной системы.

На второй стадии эти клетки начинают борьбу с любыми бактериями, которые могли оказаться в данном месте. Происходит процесс фагоцитоза. Клетки меняют форму — они выпускают крохотные отростки (псевдоподии), которые захватывают бактерий в плен. Затем клетки начинают выделять особые вещества, которые уничтожают патогенов.

В процессе фагоцитоза уничтожаются не только бактерии. Точно таким же способом удаляются поврежденные и погибшие клетки. И это ведет к третьей стадии, на которой очаг воспаления обособляется от окружающих тканей. Он, как правило, становится болезненным, и может даже пульсировать. Образуется гной.

Процессы, происходящие в пораженных тканях

Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температура

Возникает боль и опухлость. Ограничивается участок воспаления.

Задание. 1 . Выясните механизм специфического иммунитета, строение иммунной системы.

Заполнить пропуски в схеме.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Какие органы относят к иммунной системе?

Виды специфического иммунитета.

Какую функцию выполняют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

Как взаимодействуют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?

К иммунной системе человека относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Иммунная система человека включает центральные органы— костный мозг и вилочковую железу (тимус) — и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические узлы желудочно-кишечного тракта. Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава внутренней среды. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов. В тимусе формируются Т-лимфоциты, в лимфатических узлах В-лимфоциты. Они отвечают за специфический иммунитет человека. В-лимфоциты отвечают за выработку защитных антител, тогда как Т-лимфоциты, являющиеся клетками иммунной памяти, сохраняют информацию о произошедшем контакте в течение определенного времени (при разных типах возбудителей временной интервал может колебаться от нескольких месяцев до конца жизни человека).

Гуморальный иммунный ответ . Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их, делают их более доступными для фагоцитов. После этого происходит разрушение опасных веществ. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги, которые встречаются с чужеродным агентом.

Иммунная система организма

Задание. 1 . Выясните этапы протекания инфекционных заболеваний, меры профилактики.

Составьте памятку по профилактике инфекционных заболеваний.

2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:

Чем различаются инфекционные и паразитарные заболевания?

Как протекают инфекционные заболевания?

Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.

Источником инфекции в большинстве случаев является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным путем. Иногда даже после выздоровления человек может оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюдаются так называемые здоровые бактерионосители— лица, которые сами либо не болели, либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно и осталось нераспознанным, но стали бактерионосителями.

В передаче возбудителей заболеваний участвуют различные предметы внешней среды — вода, воздух, пищевые продукты, почва и т. д., которые называются факторами передачи инфекции. Различают несколько способов передачи инфекции:

1.Контактный путь передачи(через наружный покров) возможен в тех случаях, когда возбудители болезни передаются через соприкосновение больного или его выделений со здоровым человеком. Различают прямой контакт, т. е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом, и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего и производственного обихода.

2.Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. При этом возбудители болезней могут попасть на пищевые продукты различными путями.

3.Близко к пищевому стоит водный путь передачи инфекционных болезней. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.

4.Передача через воздух происходит при инфекционных болезнях, локализующихся преимущественно в дыхательных путях. Большинство из них переносится с капельками слизи.

5.Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими насекомыми.

После выполнения задания, каждая группа представляет результаты .

  • А теперь вернемся к историческому спору. Кто же из ученых оказался прав? Почему?

IV. Применение знаний.

А теперь каждая группа выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.

Карточки для домино готовятся заранее на плотной бумаге. Игровым полем служит доска, к которой крепятся карточки с помощью магнитов.

клетки, пожирающие проникших в организм микробов.

Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки

защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др

белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало

защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ

процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток

защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.

заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.

защита от микроорганизмов любой химической природы.

клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет

заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др

чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.

путь проникновения возбудителя в организм.

Носители вирусов и бациллов

люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.

клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Возможно кто-то хочет прочитать результат своего творчества?

VI. Домашнее задание.

Читать §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс


Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся.


Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит.

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им.


Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани.

Читайте также: