Действие магнитного поля на проводник с током конспект урока 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: выявление основных свойств магнитного поля и способов его изображения через эксперимент.

Задачи.

  • выявить существование магнитного поля в процессе решения поставленной ситуации;
  • дать определение магнитного поля;
  • исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
  • исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;
  • выяснить свойства магнитного поля;
  • познакомиться с изображением магнитного поля через силовые линии.
  • развитие логического мышления; умения анализировать, сравнивать, систематизировать информацию;
  • формировать навыки работы в группах;
  • формировать ответственность в выполнении учебной задачи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация в программе Smart notebook, магниты полосовые, кольцеобразные и дугообразные, железные опилки, магнитная стрелка, источник тока, соленоид, соединительные провода.

Ход урока

Ситуация. Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.

Учитель. О каком камне идёт речь в предании? (О магните.) Как объяснить описанное явление? Какие ещё необычные свойства есть у камня?

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.

Учитель. У вас на партах лежат магниты . Я предлагаю взять магниты и поднести их друг к другу, не касаясь. Что вы наблюдаете? Как объясняете? Почему происходит взаимодействие магнитов? Выходит между магнитами есть нечто такое, что мы не видим и не можем потрогать руками. Тогда это называют особой формой материи – полем. Магнитным полем. Выясняем тему урока и ставим цель урока – изучение магнитного поля. Не просто понятия магнитного поля, а его свойств.

Записываем тему в тетради. Работаем с учебником, выявляем ключевые слова этой темы.


Опыт Эрстеда. Демонстрация . Попытки объяснить опыт. Здесь мы видим один магнит (магнитная стрелка), выходит проводник с током тоже представляет собой магнит, т.е. вокруг проводника с током существует магнитное поле. Вспоминаем, что такое электрический ток. Даем понятие магнитного поля.


Магнитное поле – особая форма материи (силовое поле), которое образуется вокруг проводника, по которому протекает электрический ток. Оно связано с движущимися зарядами.

Учитель. Выясним причину магнетизма. Если магнит пытаться разделить на части, то любой самый маленький кусочек будет иметь северный и южный полюс. В результате рассуждений приходим к гипотезе Ампера.

Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов , которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Во времена Ампера о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Теперь мы знаем, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы — электроны. При движении электронов возникает магнитное поле, которое и вызывает намагниченность железа и стали. В подтверждение своей теории Ампер провел ряд опытов, один из которых “Взаимодействие параллельных токов” . В 1897г. гипотезу подтвердил английский учёный Томсон, а в 1910г. измерил токи американский учёный Милликен.



Вывод: движение электронов представляет собой круговой ток, а вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле.

Учитель. Записываем основные свойства магнитного поля .


Исследование магнитного поля.

Демонстрация. Рамка с током поворачивается во внешнем магнитном поле (силовое действие). Можно заменить опыт – поднести постоянный магнит к катушке с током, подвешенной на гибких проводах.

Вывод: магнитное поле определяется по его действию на движущийся заряд

Учащиеся подносят магнит к магнитной стрелке.

Вывод: магнитное поле оказывает силовое действие.

Учащиеся выполняют эксперименты по определению полюсов магнита и их взаимодействию (п.1 - 4 инструкции для учащихся) .


Учитель. Ответьте на вопросы:

Как взаимодействуют два магнита?


Одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные притягиваются.

На нейтральной линии отсутствует магнитное действие

Учитель. Как сделать магнитное поле видимым?

2. Учащиеся выполняют эксперименты по определению магнитного спектра (п. 5-9 инструкции для учащихся). Графическое изображение силовых линий магнитного поля (работа в группах) .


№ опыта Объект эксперимента Результат – графическое изображение линий магнитного поля
1 Полосовой магнит
2 Кольцевой магнит
3 Дугообразный магнит

Подводим итоги II части эксперимента.

Выводы: железные опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля.

Линии, вдоль которых располагаются железные опилки, называются силовыми линиями магнитного поля (магнитный спектр). Магнитная линия – воображаемая линия, вдоль которой выстраивались бы оси магнитных стрелок .


Учитель. Какую форму имеют силовые линии магнитного поля? Как зависит густота силовых линий от расстояния до магнита?

Вывод: силовые линии всегда имеют форму замкнутых закругленных линий.

Учитель. На рисунке изображена магнитная линия, линия изогнутая, направление магнитной линии определяется направлением магнитной стрелки. Направление указывает северный полюс магнитной стрелки. Очень удобно изображать линии именно при помощи стрелок.

Инструкция.

  1. Положите полосовой магнит на стол.
  2. Поднесите к нему другой магнит сначала одним полюсом, а затем другим.
  3. Соедините два магнита противоположными полюсами. Сделайте вывод о взаимодействии полюсов магнита.
  4. Поднесите скрепку к полюсам магнита и к нейтральной линии. Сделайте вывод о силовом действии магнита.
  1. Поместите на полосовой магнит кусок плотной бумаги.
  2. Сверху аккуратно насыпьте металлические опилки. Аккуратно постучите по листочку. Зарисуйте картину силовых линий в таблице.
  3. Проделайте опыт с кольцевым магнитом. Зарисуйте силовые линии в таблице.
  4. Тоже повторите с дугообразным магнитом.

Подводим итоги II части эксперимента. Свойства магнитных линий .


1. У магнитных линий нет ни начала, ни конца. Это линии замкнутые. Раз магнитные линии замкнуты, то не существует магнитных зарядов.

2. Это линии, которые не пересекаются, не прерываются, не свиваются каким-либо образом. При помощи магнитных линий мы можем характеризовать магнитное поле, представить себе не только его форму, но и говорить о силовом воздействии. Если изображать большую густоту таких линий, то в этом месте, в этой точке пространства, у нас силовое действие будет больше.

Учитель. Рассмотрим магнитное поле прямого тока (видео). Из опыта видим, что магнитные стрелки устанавливаются вокруг проводника в зависимости от направления тока в нем.


Учитель. Рассмотрим силовые линии катушки с током. С понятием соленоид мы знакомы с 8 класса.

Соленоид - это катушка в виде намотанного на цилиндрическую поверхность изолированного проводника, по которому течёт электрический ток .


3. По расположению силовых линий различают однородное и неоднородное магнитное поле.

Если линии располагаются параллельно друг другу, их густота одинакова, то в этом случае говорят, что магнитное поле однородно. Если, наоборот, этого не выполняется, т.е. густота разная, линии искривлены, то такое поле будет называться неоднородным.

Примеры однородного магнитного поля – это поле, которое встречается внутри катушки с большим числом витков или внутри прямолинейного, полосового магнита. Магнитное поле вне полосового магнита или то, что мы сегодня наблюдали на уроке, это поле неоднородное. Заполняем таблицу .

Место урока в теме: урок открытия новых знаний.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Отработать навыки решения задач данного вида.

ВложениеРазмер
urok.doc 55.5 КБ
sila_ampera.ppt 945 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Действие магнитного поля на проводник с током

Место урока в теме: урок открытия новых знаний.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Отработать навыки решения задач данного вида.

Задачи урока: формировать УУД:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-находить вариант решения учебной задачи;

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

-выражать свои мысли, обосновывая суждения;

-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;

-работать в паре;

-развивать навыки взаимоконтроля;

-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;

-осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные: знать определение силы Ампера, факторы, влияющие на величину силы и ее направление.

Планируемый результат: ученики научатся распознавать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, определять направление силы Ампера по правилу левой руки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

А) по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

Б) по степени взаимодействия беседа;

В) по дидактическим задачам: изучение новой темы.

Г) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский;

Средства обучения: учебник физика-9, презентация, выполненная в программе Power Point, лабораторное оборудование.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова китайского философа Конфуция "Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь." Сегодня я вам буду о многом рассказывать, что-то показывать и вы сами сделаете открытия в ходе лабораторного эксперимента. У нас все получится.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Начиная разговор о магнитном поле, мы выяснили, что это особая форма материи посредством которой осуществляются электромагнитные взаимодействия.

Действует ли магнитное поле на движущиеся заряженные частицы?

Как называется сила с которой магнитное поле на них действует?

Как она направлена?

Что такое электрический ток?

Если ток - это направленное движение заряженных частиц, а на них действует сила Лоренца, то у вас должен возникнуть один закономерный вопрос. Какой? (действует ли магнитное поле на проводник с током?) Вспомните материал 8 класса, с каким экспериментом связано имя Андре-Мари Ампера? (эксперимент по взаимодействию проводников с током).

Я напомню вам его. ВИДЕОФРАГМЕНТ

Как взаимодействуют проводники с током?

А что если вместо одного из проводников взять постоянный магнит? Что в этом случае мы будем наблюдать? (учащиеся отвечают)

Подтвердим или опровергнем ваши предположения экспериментально.

3. Открытие новых знаний.

Фронтальный лабораторный эксперимент. (12 мин)

С уверенностью ответить на этот вопрос вы сможете выполнив лабораторный эксперимент.

Какие задачи сейчас стоят перед нами? (учащиеся формулируют задачи)

Наша первая задача сегодня исследовать действие магнитного поля на проводник с током и выяснить от чего зависит характер взаимодействия проводника с током и постоянного магнита. Какова цель нашей работы? В чем будет заключаться ваш эксперимент? Сколько экспериментов необходимо будет делать? Как будет выглядеть ваш отчет?(четыре рисунка)

1. От чего зависит характер взаимодействия проводника с током и постоянного магнита? (от направления тока и от расположения магнита, т.е. от направления магнитных линий магнитного поля) В этом мы уже убедились.

2. А вспомнив все что мы уже знаем об электромагнитном взаимодействии, сможете сказать, от чего может зависеть сила этого взаимодействия? (от силы тока, от направления магнитных линий магнитного поля)

Подтвердим или опровергнем ваши предположения экспериментально.

Демонстрационный эксперимент по рис 102 учебника

4. Новые теоретические знания (8 мин)

Итак, тема нашего урока? (действие магнитного поля на проводник с током) Не случайно я начала наш урок с имени великого ученого Андре -Мари Ампера, ведь именно он экспериментально и математически рассмотрел действие магнитного поля на проводник с током.

Какую бы еще задачу сегодня вы поставили перед собой исходя из результатов эксперимента? (Как определить направление силы Ампера)

Ещё одна наша задача сегодня выяснить как можно определить направление силы, действующей со стороны магнитного поля на проводник с током, а с законом по которому можно найти ее числовое значение мы познакомимся в 11 классе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ АМПЕРА

Определить направление силы Ампера можно по правилу левой руки

5 . Закрепление первичных знаний (8 мин)

Магнитное поле создается постоянными магнитами. Как направлены силовые линии магнитного поля между полюсами? ( от северного к южному)

Как мы изображали силовые линии магнитного поля, если они направлены от нас? к нам?

6. Самостоятельная работа (7 мин)

по учебнику. § 36 упражнение 33 № 3. Один ученик выполняет на обратной стороне доски. Проверяем. Поднимаем руки у кого правильно.

7. Рефлексия содержания учебного материала ( 8 мин)

Сегодня вы открыли для себя новую физическую величину .

  1. Какую? (силу Ампера)
  2. А что вы о ней узнали? (выяснили от каких величин она зависит и как можно определить направление действия этой силы).
  3. Какую силу мы называем силой Ампера? (сила действующая со стороны магнитного поля на проводник с током)
  4. От каких величин она зависит? (от силы тока и от направления силовых линий магнитного поля)
  5. Как определить направление силы Ампера? (по правилу левой руки)
  6. Какие задачи мы ставили?
  7. Удалось решить поставленные задачи?
  8. Над чем еще надо поработать?

Наш урок связан с именем Андре - Мари Ампера. Почему одних учёных история вносит на свои страницы золотыми буквами, а некоторых стирает бесследно? Каждый, пришедший в науку обязан оставить в ней свой след. Но у каждого ученого свой путь в науке. У Ампера он был не простым . ВИДЕО

Ампер внес неоценимый вклад в развитие физики, что дало возможность не только развивать научные теории, но и получило весомую практическую ценность, которая будет рассмотрена на следующих уроках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток Урок физики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток Урок физики.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток Урок физики в 9 классе учитель Мубаракова Л.Е. МБОУ школа №14 Вахитовского района г. Казани

Какое поле называют магнитным? Что является источником магнитного поля? Каким.

Какое поле называют магнитным? Что является источником магнитного поля? Какими свойствами обладает магнитное поле? Каким образом можно обнаружить наличие магнитного поля? Что собой представляют линии магнитного поля? Как связаны между собой направление тока в проводнике и направление его магнитных линий? Актуализация

Вывод: магнитное поле создается электрическим током и обнаруживается по его.

Вывод: магнитное поле создается электрическим током и обнаруживается по его действию на электрический ток. Действие магнитного поля на проводник с током

Каким образом можно поменять направление движения проводника в магнитном поле.

Каким образом можно поменять направление движения проводника в магнитном поле? Изменить направление тока в цепи. Изменить направление линий магнитного поля (поменять местами полюсы магнита). Вывод : направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.

Сформулируйте правило левой руки:

Сформулируйте правило левой руки:

Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь.

Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 900 большой палец покажет направление действующей на проводник силы. Правило левой руки

Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь.

Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по движению положительно заряженной частицы, то отставленный на 900 большой палец покажет направление действующей на частицу силы. Правило левой руки


Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась,

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась,

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась,

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Определите направление силы, действующей на проводник

Определите направление силы, действующей на проводник

 Самое главное на этом уроке:

Самое главное на этом уроке:

Тестовое задание

Домашнее задание § 45 упражнение №36(3,4,5) Ответить на вопросы на стр.154

Домашнее задание § 45 упражнение №36(3,4,5) Ответить на вопросы на стр.154

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 912 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2016 5712
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 103 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мубаракова Лариса Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Если металлический проводник с током поместить в магнитное поле, то на этот проводник со стороны магнитного поля будет действовать сила, которая называется силой Ампера.

Сила Ампера зависит от длины проводника с током, силы тока в проводнике, модуля магнитной индукции и расположения проводника относительно линий магнитной индукции: FA = BIlsinа .

Для определения направления силы Ампера применяют правило левой руки. Если левую руку расположить в магнитном поле так, чтобы силовые линии входили в ладонь, а четыре пальца были направлены по току, то отогнутый большой палец укажет направление силы, действующей на проводник.

Магнитное взаимодействие можно наблюдать между двумя параллельными токами (опыт Ампера): два параллельных проводника с током отталкиваются, если направления токов в них противоположны, и притягиваются, если направления токов совпадают.

Экспериментальное исследование показывает, что сила Ампера прямо пропорциональна длине проводника l и силе тока I в проводнике. Коэффициентом пропорциональности в этом равенстве является модуль вектора магнитной индукции В. Соответственно, F = BIl . В таком виде зависимость силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, записывается в том случае, если линии магнитной индукции перпендикулярны проводнику с током. Из приведённой формулы понятно, что магнитная индукция является силовой характеристикой магнитного поля.

Единица магнитной индукции [В] = 1Н / 1А • 1м = 1 Тл . За единицу магнитной индукции принимают магнитную индукцию такого поля, в котором на проводник длиной 1 м действует сила 1Н при силе тока в проводнике 1 А.

Магнитное поле действует также на движущиеся заряженные частицы. При этом сила (сила Лоренца) зависит от модуля магнитной индукции, заряда частицы, а также от модуля и направления её скорости.

Электрический двигатель

Движение проводника с током в магнитном поле лежит в основе работы электрического двигателя. Если поместить прямоугольную рамку в магнитное поле и пропустить по ней электрический ток, то рамка повернётся, потому, что на стороны рамки действует сила Ампера. При этом сила, действующая на сторону рамки ab, противоположна силе, действующей на сторону cd.

Для того чтобы рамка не остановилась в тот момент, когда её плоскость перпендикулярна линиям магнитной индукции, и продолжала вращаться, изменяют направление тока в проводнике. Для этого к концам рамки припаяны полукольца, по которым скользят контакты, соединённые с источником тока. При повороте рамки на 180° меняются контактные пластины, которых касаются полукольца и, соответственно, направление тока в рамке.

В электрическом двигателе энергия электрического и магнитного полей превращается в механическую энергию.

Действие магнитного поля на проводник с током

Действие магнитного поля на проводник с током


Задачи: Изучить действие магнитного поля на проводник с током, выяснить, от чего зависит направление силы, действующей на проводник, научить определять направление этой силы с помощью правила левой руки, научить решать обратные задачи.

Ход урока:

1. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем разговор о магнитном поле и речь пойдет о действии магнитного поля, которое применяется в таких технических устройствах. Как электродвигатель, громкоговоритель, ускоритель элементарных частиц. Вы узнаете, почему поворачивается стрелка амперметра, если по нему идет электрический ток.

Но прежде мы с вами повторим то, что уже знаем о магнитном поле.

Работать будем группами. Первый вариант выполняет задание на карточках. Вам нужно будет ручкой изобразить на этой карточке либо направление тока, либо направление магнитных линий, в общем то, что требуется в задании.

С вторым вариантом мы работаем по контрольным вопросам. К. В. №1 – 14

Дополнительный вопрос: Как изображаются магнитные линии, если они перпендикулярны плоскости рисунка?

Работу учащихся 1 варианта проверяет 2 вариант, задания разбираются, рисунки выполняются на заранее подготовленной доске.

Оценки выставляются сразу: 0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3.

Действие магнитного поля на электрический ток (конспект)

2. Скажите, как мы можем узнать, что в данной области пространства существует магнитное поле? (Магнитная стрелка ориентируется в магнитном поле).

А еще? Установка, собранная на столе, ничего вам не напоминает?

(Опыт прошлого года. В магнитном поле проводник с током отклоняется).

Значит, индикатором магнитного поля может служить не только магнитная стрелка, но и проводник с током.

О силе, с которой магнитное поле действует на проводник с током, о направлении этой силы и пойдет сегодня речь.

Тема урока Действие магнитного поля на электрический ток.

а) Опыт 1 Будем рассматривать магнитное поле между полюсами магнита. Какое оно здесь? (Однородное). В магнитное поле помещен проводник, повешенный на гибких проводах, подключенных к источнику тока. При замыкании ключа в проводнике появляется электрический ток и проводник приходит в движение, так как на него со стороны магнитного поля действует сила.

Магнитное поле порождается электрическим током и обнаруживается по его действию на ток.

Действие магнитного поля на магнитную стрелку тоже сводится к действию поля на элементарные токи, циркулирующие в молекулах и атомах магнитного вещества, из которого изготовлена стрелка.

б) Выясним, от чего зависит направление силы.

Опыт 2 Мы видели, при первоначальном направлении тока, изменим его. Направление силы изменилось на противоположное.

Вывод? (Направление силы зависит от направления тока).

Опыт 3 Поменяем местами полюса магнита. Что изменилось? (Направление линий магнитного поля, они выходят из северного полюса, входят в южный).

Изменилось и направление силы. Вывод? (Направление силы зависит от направления магнитных линий).

в) Можно сделать вывод, что между собой связаны: направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, направление тока в проводнике, направление магнитных линий.

Читайте также: