Конспект обитатели почвы 3 класс гармония
Обновлено: 05.07.2024
способствовать развитию воображения, воспитывать бережное отношение к почве и её обитат елям.
Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять к руговорот органических и
минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.
1. Регулятивные -- воспринимать оценк у учителя, осуществлять самоконтроль.
2. Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, с оотносить
её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и
3. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выража ть свои
2. Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление
внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.
Предлагаемый материал способствует формированию понятие “почва”, представлению о ее образовании, составе. Р азвивает познавательный интерес, умение работы с научным текстом и схемами. Обогащает словарный запас, кругозор. Учит ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи. В оспитывает бережное отношение к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Разработка урока предназначена учителям начальных классов для проведения уроков окружающего мира. Материал данного урока может быть использован во внеклассной работе по предмету.
Вложение | Размер |
---|---|
pochva._sostav_pochvy.docx | 47.36 КБ |
pochva._sostav_pochvy.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Составил учитель начальных классов Сексяева Наталья Юрьевна.
2016 – 2017 уч. год
Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).
Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.
• формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе;
• развивать познавательный интерес, умения работы с научным текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
• воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Личностные УУД : самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Вид учебного занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Для ребят звенит звонок ,
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
Класс разделен на 4 исследовательских звена :
1. Старший сотрудник звена организовывает работу в группе и представляет результаты.
- Актуализация опорных знаний.
- Разгадайте ребус.
- Работа в ТПО. Стр. 39 № 41.
- Как написать слово земля в каждом предложении.
- Какие значения есть у слова земля.
- Почему наша планета имеет зелёный наряд? (Это единственная планета, на которой есть почва и растения, которые и создают её облик).
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.
- Научные сотрудники работают по плану и наша с вами первая задача составить план работы на уроке.
- Составление плана. Расставь правильный порядок изучения темы.
- Кто живет в почве?
- Что такое почва?
- Как образовалась почва?
- Может ли почва исчезнуть?
- Из чего состоит почва?
- Изучение нового материла.
- Работа по учебнику. Стр. 110 - 111
- Приступим к работе, следуя составленному плану. Используя учебник, самостоятельно найдите ответ на вопрос: что же такое почва?
Вывод: почва – это верхний плодородный слой земли.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? (выслушиваются мнения детей).
– Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
– Правильно. Словарь. Стр. 159.
– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. ( Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой).
Вывод: объяснение схемы в ТПО стр. 39.
-Так из чего же состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём несколько исследовательских опытов.
Опыт №1. ( Проделывают дети).
1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Вывод: Значит, в почве есть воздух.
Опыт №2. ( Проделывают дети).
1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке?
салфетка стала влажной
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3. ( Проделывают дети).
1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности?
на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых - перегной
2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?
Вывод: в почве есть перегной, песок и глина
– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых? (предположения детей)
– Это перегной. Давайте подумаем о происхождении этого слова, оно поможет вам ответить на этот вопрос. А что такое перегной? (предположения детей)
Вывод: перегной – это перегнившие остатки растений и животных.
Опыт №4. ( Проделывает учитель).
При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
- Как вы думаете, почему, имея одинаковый состав почвы бывают разного цвета: красная, коричневая, серая? (предположения детей)
Вывод: От количества перегноя. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее и плодороднее.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашему плану:
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Что вам удалось лучше всего?
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Смогли мы с вами ответить на все вопросы урока?
- Над чем нужно еще поработать?
Оставшиеся без ответа вопросы мы рассмотрим на следующих уроках.
А теперь давайте проявим творчество - напишем синквейн по теме сегодняшнего урока. Ученикам предлагаются слова в помощь. В группе составляют синквейн. Варианты зачитываются вслух.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова , который повторяет суть темы.
Прилагательные: великая, огромная, красивая, родная, чёрная, плодородная, большая, прекрасная, рыхлая, поверхностная.
Глаголы: образуется, живёт, растёт, обеспечивает, создаётся, помогает, кормит, одевает, заботится, плодоносит.
Выражения: Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку — вся земля.
Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Земля - богатство.
Земля общий дом людей.
Почва дороже золота.
Синоним : земля, суша, грунт, основа, труженица, кормилица, чернозем.
Кормит, одевает, заботится
Земля общий дом людей
Образуется, живёт, растёт.
Почва дороже золота.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа в ТПО. Стр. 39 № 41.
У планеты ____________ есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по____________ и ощутить прохладу росы.
У планеты Земля есть спутник – это Луна. Приятно утром пройтись босыми ногами по земле и ощутить прохладу росы.
земля – почва Земля – планета
Тема урока: Почва. Стр. 110 – 111.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Работа в ТПО. Стр. 39 № 42 Горные породы Почва
Опыт №1. Опыт №1. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? Вывод: Значит, в почве есть ___________.
Опыт №1. Опыт №1. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? заметили пузырьки Вывод: Значит, в почве есть воздух .
Опыт №2. Опыт №2. Результаты опыта. 1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке? Вывод: в почве есть ________.
Опыт №2. Опыт №2. Результаты опыта. 1.Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на салфетке? салфетка стала влажной Вывод: в почве есть вода .
Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? Вывод: в почве есть _______, ______ и ________ .
Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых - перегной 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? песок и глина Вывод: в почве есть перегной , песок и глина
Работа в ТПО. Стр. 40 № 43.
Опыт №3. Опыт №3. Результаты опыта. 1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите на поверхности? на поверхности плавают остатки листьев, корешки, части насекомых - перегной 2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? песок и глина Вывод: в почве есть перегной, песок и глина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."
з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала.
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме.
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")
Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный.
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Почва и её состав"
Данная презентация предназначена для использования на уроках окружающего мира в 3 классе по любой образовательной программе с коррекцией страниц учебника и тетради на печатной основе.
Разработка урока по окружающему миру для учающихся 3-х классов по окружающему мира на котором учащиеся знакомятся с обитателями почвы.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Обитатели почвы
Цель: знакомство с обитателями почвы.
- познакомить с обитателями почвы: грибами, животными, микроорганизмами, бактериями; выяснить их роль в повышении плодородия почвы; различать и называть представителей животного и растительного мира, обитающего в почве;
- развивать речь, мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
1. Орг. момент.
Загадка: Всех кормит, а сама есть не просит (слайд1)
2. Актуализация опорных знаний
- Что такое почва?
- Из чего она состоит?
- От чего зависит плодородие почвы?
- Сегодня мы познакомимся обитателями почвы и выясним какую роль они играют в повышении плодородия почвы.
4. Работа по теме урока.
А) Загадка: Без рук, без ног, на брюхе ползет
Дождевой червь (слайд 2).
Б) Нас миллионы, миллиарды
Обитаем мы везде,
В почве, в воздухе, воде.
Но увидеть нас ты сможешь только с мощным микроскопом.
Бактерии и микробы (слайд 3)
В) В одежде богатой,
Да сам, слеповатый.
Живёт без оконца,
Не видит он солнца
Крот (слайд4).
Г) Стоит Антошка на одной ножке,
Сам шляпы не снимает, но всяк ему поклонится
Гриб (слайд5)
- Вот мы узнали названия основных представителей подземного царства, но о том какую роль в жизни почвы они играют – не знаем. Чтобы узнать это вы должны немного поработать самостоятельно.
5. Самостоятельная работа в группах
(Деление на группы с осуществлением дифференцированного подхода.)
А) Работа с текстами;
В) С энциклопедиями.
7. Решение экологической задачи
На 1 кв.метре живет 50 особей дождевых червей. За год они перерабатывают 50 тысяч почвенной массы. Сколько тонн почвы может переработать 1 дождевой червь?
8. Итог урока
Домашнее задание
Сочинить сказки об обитателях почвы
Приложение: тексты для работы в группах
Все знают, что кроты живут под землей. Не потому, что боятся дневного света. Просто воздух на поверхности для этого жителя влажного подземелья очень сухой. У каждого крота есть дом, где он живет – уютное гнездышко, от которого в разные стороны расходится множество ходов. Выкопанную землю крот выталкивает на поверхность. На этом месте образуются земляные холмики - кротовины.
Под землей можно найти много вкусных корешков и клубней, но и любит совсем другую пищу, Дождевые черви, личинки насекомых, прячущиеся в норках жабы ему гораздо больше по вкусу. Тонкий слух помогает ему безошибочно находить добычу. Даже самое тихое шуршание крот слышит на расстоянии нескольких метров. Зато глазки у крота очень маленькие. Размером с маковое зернышко. За день крот съедает стол корма сколько весит сам Зимой крот не впадает в спячку, а уходит еще глубже под землю и продолжает охотится.
Крот - очень полезный зверек, ведь он уничтожает огромное количество вредных насекомых, а так же прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 см. Они порой перерывают до 4 тонн земли в год.
Почва населена огромным количеством микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, простейшие одноклеточные). Кроме них: в почве живут черви, клещи, жуки, муравьи, кроты, суслики, хомяки, сурки и др.
При этом большая часть их массы приходится на долю дождевых червей (50-90%). На рыхлой огородной или садовой земле часто можно увидеть дырки, будто кто-то ткнул карандашом или прутиком. Земля вокруг дырок вздыблена небольшим валиком, значит, дырки проткнул этот "кто-то изнутри, Это норки дождевого червя, живущего в почве. Особенно много таких дырок появляется после обильного дождя. Вода вытесняет воздух из почвы, кислорода на глубине не хватает, вот черви и выползают на поверхность. Дышит червь всей поверхностью тела, но для этого кожа его должна быть все время влажной.
Тело червя заострено спереди и сзади, это облегчает ему передвижение в почзе как вперед, так и назад, но передний конец толще и мускулистей. Прокладывая ход в земле, червь работает им как клином, раздвигая частицы почвы в стороны. Длина обычного дождевого червя от 3 до 15 см, но встречаются и великаны ростом до 40 см. Дождевой червь не только прорывает, но и проедает себе дорогу: заглатывает крошечные частицы почвы, пропускает их через кишечник и выбрасывает из своего тела назад. Таким образом, он удобряет почву веществами, которые легко усваиваются растениями. При этом подземные труженики основательно разрыхляют и перемешивают слои почвы, способствуют ее лучшей вентиляции, увеличению толщины плодородного слоя. Чарльз Дарвин писал, что до применения плуга почва "правильно обрабатывалась червями. Вот почему сейчас дождевых червей стали выращивать в специальных питомниках и вносить в почву для повышения урожайности.
Микробы и бактерии
Почву населяют миллионы микроорганизмов, таких как микробы и бактерии. В одном грамме почвы содержатся 400 миллионов бактерий, 2 миллиона грибков, 1 миллион водорослей и других организмов, число и разнообразие которых неизмеримо. По всему земному шару каждое мгновение умирают животные и растительные организмы. Трупы животных, остатки растений разлагаются, истлевают под нашим влиянием и становятся основной частью почвы - перегноем. Микробы расчищают дорогу новой жизни, вызывая брожение и гниение, способствуют выделению в огромном количестве углекислого газа. Его поглощают из воздуха своими листьями зеленые растения. А еще благодаря их деятельности в почве из растительного и белкового материала образуется ГУМУС, из которого получаются необходимые для растений питательные вещества.
Особо следует отметить роль грибов в жизни лесной почвы. То, что у нас лежит в корзинке - это только их плодовые тела, которые вылезли на поверхность, чтобы рассеять свои споры для размножения. А главная жизнь грибов проходит в земле - там тонкие нити грибницы производят огромную работу, они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток, шишек и других растительных остатков.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Автор: Парначёва Л.А., учитель начальных классов, школа № 58, город Севастополь.
Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.
Регулятивные -- воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.
Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.
Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.
Самоопределение к деятельности.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (земля)
Актуализация опорных знаний.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного мешка – двадцать. Горсть семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.
--Сказка это или нет?
--Как называется эта чудесная кладовая?
У слова земля несколько значений.
--Как сказать по-другому? (почва)
--Что такое почва?
--Какие почвы самые плодородные?
3. Самопроверка по таблице
Постановка учебной задачи.
Изучение нового материала.
Вводная беседа (актуализация жизненного опыта).
--Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши?
--Чем обитатели почвы отличаются от других животных?
Работа с учебником (страница 115-117).
--Какова роль почвы в жизни растений и животных?
Работа по карточкам.
--Это животные почвы, напишите как они называются?
--Что ты о них знаешь?
--Откуда у тебя эта информация.
Коллективное обсуждение работы.
Первичное закрепление изученного материала.
Работа по рисункам учебника (страница 116).
Решение проблемной ситуации.
--Как взаимодействуют растений и животные почвы?
Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.
--Что изображают конвейер и стрелка?
Это условное изображение одного из круговоротов веществ в природе. В нем главную роль играют почва и её обитатели.
Работа в группах. Составление правил гигиены.
--Какие правила гигиены нужно выполнять при работе с почвой?
4. Самопроверка по эталону.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие животные живут на разных глубинах почвы?
Какие живые организмы, обитающие в почве, опасны для человека?
Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая с почвой?
Какие животные рыхлят почву и помогают проникнуть в неё воздуху?
Самооценка деятельности.
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый.
Краткое описание документа:
1. Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.
2.1. Регулятивные -- воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.
2.2. Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.
2.3. Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
3. Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.
Планируемые результаты: Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.
- Регулятивные -- воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.
- Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.
- Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
- Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.
- Самоопределение к деятельности. Загадка. Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, А я с подарками опять. (земля)
- Актуализация опорных знаний. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного мешка – двадцать. Горсть семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.
--Сказка это или нет?
--Как называется эта чудесная кладовая? У слова земля несколько значений. --Как сказать по-другому? (почва) --Что такое почва?
--Какие почвы самые плодородные?
3. Самопроверка по таблице
- Изучение нового материала.
- Вводная беседа (актуализация жизненного опыта).
--Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши? Работа с учебником (страница 115-117).
--Какова роль почвы в жизни растений и животных?
- Работа по карточкам. --Это животные почвы, напишите как они называются? --Что ты о них знаешь? --Откуда у тебя эта информация.
Коллективное обсуждение работы.
- Первичное закрепление изученного материала.
- Работа по рисункам учебника (страница 116).
Решение проблемной ситуации. \ --Как взаимодействуют растений и животные почвы?
Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.
Читайте также: