Бажов медной горы хозяйка конспект урока 5 класс фгос презентация

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание (по выбору) ВСЕМ: Завершить заполнение таблицы, начатое на у.

Основное содержание урока. Краткий рассказ о писателе (детство и на­чало лите.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности) Актуа.

Реальность и фантастика в сказе Лексические и историко-культурные комментарии.

Реальность и фантастика в сказе Лексические и историко-культурные комментарии: парун, робили, лазоревка, королёк с витком, протча, изробленный, завсе, коса ссизачёрная, светеют, артуть-девка, мудровать, наигрыш вести, слюда, незнатко, обманка, забедно, душной, выполнять уроки, спусковой барабан, вечор, время было — крепость, галиться, каелка, вдруг звосияло, не отпорна, лазоревые, желтяки да серяки, обзариться, штольня, обальчик, Сам-Петербурх, здоровьем хезнул. Распределение этих слов по трём группам: Какие слова и выражения из этого перечня употребляются только на Урале? Есть ли у них соответствия в литературном языке? Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р. Уральские диалектные слова и словоформы Слова, связанные с трудомуральскихрабочих Слова,называющиеисторико- культурные реалии

Обобщающая беседа: Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о пр.

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медно.

 Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р.

Учитель русского языка и литературы Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. Своеобраз.

Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка Учитель русского языка и литературы М.

Своеобразие языка, интонации сказа Для выявления своеобразия языка сказа обра.

Иллюстраторы сказов Бажова Показ и защита рисунков к сказам Бажова, выполнени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тринадцатое марта. Классная работа. Павел Петрович Бажов. «Медной горы хозяйк.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тринадцатое марта. Классная работа. Павел Петрович Бажов. «Медной горы хозяйк.


Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводск.

Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье.

Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Первоначальное образование по.

Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Первоначальное образование получил в екатеринбургском духовном училище, в 1899 г. с отличием окончил пермскую духовную семинарию.


Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра —.

Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра — уральского сказа, сделавшего автора известным.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года.

Что такое сказ? Какова разница между сказами и сказками? Стр. 68

Что такое сказ? Какова разница между сказами и сказками? Стр. 68

Рудники Место где добывают руду Опасная, неприятная работа: Обвалы, сырость.

Рудники Место где добывают руду Опасная, неприятная работа: Обвалы, сырость, холод, темнота

Встреча с хозяйкой С чего начинается сказ? Двое рабочих пошли смотреть покосы.

Встреча с хозяйкой Найдите описание хозяйки Стр. 58 «Коса ссиза-чёрная и не к.

Просьба хозяйки Какие слова просила хозяйка передать приказчику? Стр. 60 «Хоз.

Наказание Как барин наказал Степана? Велел выпороть , приковать в забое, плох.

Наказание Как барин наказал Степана? Велел выпороть , приковать в забое, плохо кормить, большие уроки спрашивать Степана отвели в мокрый, никчемный забой Отчего под землёй может быть так сыро?

В гостях у хозяйки Хозяйка вызволила Степана и стала показывать ему своё пред.

В гостях у хозяйки Как хозяйка испытала Степана во второй раз? Она предложила.

В гостях у хозяйки Как хозяйка испытала Степана во второй раз? Она предложила себя, в качестве невесты. Как вы думаете, что бы произошло если бы Степан согласился?

Помощь хозяйки Как хозяйка помогла Степану? Подарила малахитовую шкатулку и у.

Помощь хозяйки Как хозяйка помогла Степану? Подарила малахитовую шкатулку и удачу в работе Как Степан оказался свободным? Он раздобыл для барина камень в 100 пудов Какую немыслемую задачу поставил перед Степаном барин? Велел найти камни для столбов в 5 саженей (10.5 м)

Третье испытание Как хозяйка испытала Степана в третий раз? Она наказала ему.

Третье испытание Как хозяйка испытала Степана в третий раз? Она наказала ему не вспоминать и не думать о ней Выдержал ли Степан испытание? Нет, он думал о хозяйке, грустил, ослаб и в конце концов умер Есть ли в сказе какая-нибудь мораль?



Образ Степана Петровича. 1. Описание героя, 2. качества характера, 3. талант.

Образ Степана Петровича. 1. Описание героя, 2. качества характера, 3. талант и трудолюбие, 4. тайны мастерства, 5. судьба героя.

Домашнее задание: 1. выучить таблицу отличий в тетради 2. Паустовский – «Тепл.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 531 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.05.2018 10938
  • PPTX 10.3 мбайт
  • 2562 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Колодкина Алена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширить представление обучающихся о творчестве П.П. Бажова; раскрыть образ главного героя – труженика горного рудника; работать над развитием речи обучающихся; совершенствовать навык выразительного чтения, умение находить в тексте нужные эпизоды.

I. Создание мотивации

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

- Понравился ли вам сказ?

II. Актуализация опорных знаний

- Почему П. П. Бажов описывает в сказе жизнь уральских мастеров?

- Что ещё вы знаете о писателе?

- С какими героями встретились на страницах сказа?

- Какой вы представляете Хозяйку? (стр. 53 учебника)

- Каким вы представили Степана?

III. Определение темы, постановка учебной задачи

- Понравился ли вам Степан?

- Сегодня мы подробнее поговорим об этом герое.

Запись в тетради темы урока

- Давайте обратимся к моменту встречи Степана с Хозяйкой и прочтём диалог героев по ролям (стр. 53 – 55 учебника)

- представьте Хозяйку, подумайте, какие интонации вы будете передавать при чтении, чтобы наиболее ярко раскрыть образ героини?

- представьте Степана, подумайте, какие интонации вы будете передавать при чтении, чтобы наиболее ярко раскрыть образ героя?

Чтение эпизода, анализ чтения

- Как это характеризует Степана?

- Что заставило Степана остаться для беседы с Хозяйкой? (Стыд, что испугался девушки)

- Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана. Справился ли Степан с ним?

- Как ведёт себя Степан, получив наказание? Как это характеризует героя?

IV. Первичное закрепление

1. Работа с иллюстрацией на стр. 57 худ. Г. Буреев. Палех

- Рассмотрите иллюстрацию, что значит подпись Палех?

- Какие эпизоды сказки проиллюстрированы?

- Передаёт ли художник черты характера Степана?

V. Включение нового в систему знаний

1. Самостоятельная работа по карточке

Выберите из перечисленных определений нужные для характеристики Степана.

Честный, злой, завистливый, кроткий, грубый, дерзкий, добрый, жестокий, решительный, трудолюбивый, скромный, немногословный, умеет хранить чужие тайны.

Обобщите: каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника.

VI. Повторное закрепление.

- В начале сказа Хозяйка называет героя Степаном, а потом Степаном Петровичем. Почему?

- Справился ли Степан с третьим испытанием? Почему? (стр. 62)

VII. Рефлексия

- Что общего у сказа и сказки?

- Какова же жанровая особенность сказа?

- Перечислите реальные черты сказа, фантастические.

- Чем интересен сказ для читателя? (интересный сюжет, нравственные уроки, представление о народном быте, представление об особенностях языка, уральский диалект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Показать иллюстрации

- Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем начало сказа. (Речь насыщена разговорными словами и оборотами)

Пташки поют – радуются.

- Кто герои этого произведения?

- К каким мастерам принадлежат наши герои?

- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”

Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу.

- Но вот появляется Хозяйка.

Какой её видит Степан?

Прочитайте её описание (с. 66–67)

Со слов “Глядит… весело, видно, ей.

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.

- Расскажите это испытание.

(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного – ого рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)

Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.

- Расскажите, как было выполнено это поручение?

- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?

Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.

- Прочитаем этот эпизод (или рассказать близко к тексту) с. 71–72.

Со слов “И видно ст. огром. Комнату…до слов невесты бывает.

- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

- А почему Степан сразу не сказал, что у него есть невеста? (Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова.)

Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.

- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан.

Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров.

И он любовался ими, завидуя умельцам,

Сотворившим неземную красоту.

- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.

Уважает Степана Хозяйка

- А как мы догадываемся, что он ей нравится? (По имени, отчеству, выделяют его)

Нравится ей очень то, что у него золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.

Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несменными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.

И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)

Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.

- Как закончилась жизнь Степана?

8. Сравнение понятий "сказ" и "сказка"

- Ребята, вы видели костер? Как он разгорается? (Медленно, постепенно).

- Вот с таким "костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце", сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк, называя его "уральским сказителем".

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

-Действительно, "сказ" и "сказка" - очень близкие слова. Но есть между ними разница.

- Дайте определение сказки (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Вспомните. (Сказ - это быль с элементами сказочного)

- Что общего у сказа и сказки? (Есть элемент фантастики).

- В чем разница между сказкой и сказом? (проверка д/з, таблицы)

Волшебные герои - добрые или злые.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Герои - люди обыкновенные.

Присутствие рассказчика - человека из народа.

Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования.

Вот такой красивый, необычный сказ.

- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?

Итак, ребята. Вы правы, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.

Читайте также: