Бахтин вопросы литературы и эстетики конспект
Обновлено: 07.07.2024
Формы времени и хронотопа в романе
Очерки по исторической поэтике
// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.
Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.
Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен [2].
Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.
Мы не претендуем на полноту и на точность наших теоретических формулировок и определений. Только недавно началась — и у нас и за рубежом — серьезная работа по изучению форм времени и пространства в искусстве и литературе. Эта работа в своем дальнейшем развитии дополнит и, возможно, существенно исправит данные нами здесь характеристики романных хронотопов.
ИвГУ: филология и филологический факультет запись закреплена
Конспектируем)
P.S. конспект по Бахтину написан не мной, он найден в интернете.
В книге "Эстетика словесного творчества" есть "Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках."
Кто-нибудь понимает, что Бахтин начеркал о слове в творчестве Достоевского? Лично у меня, когда читаю это, мозг находится в состоянии шока и отказывается понимать такое. Очень сильно напоминает дерьмовый перевод промта с индейского на русский.
Memento Mori
Антон, Николаев сегодня об этом как раз говорил мне)) Он на первом курсе тоже не смог осилить.Просто нам всем ещё нужно дорасти :)
Хорошо. Давай серьёзно. Бахтин может и пишет умные вещи и очень скурпулёзно и точно разбирает тексты Достоевского, но, увы, ясность и логичность изложения у него страдает. Он пишет свою монографию как художественное произведение. Его определения туманны и неоднозначны, а использование авторских неологизмов, которые становятся у него чуть ли не терминами, которые он объяснят с применением своих же терминов и смыслов, увы, ясности не вносит в изложение. Материал, который он пишет и анализирует, интересен и сложен, но он может оказаться вполне понятным, если ты открываешь этот материал не для того, чтобы сделать тупой конспект, а для того, чтобы самому попробовать вникнуть в то, что же там писал Бахтин о Достоевском и как видел его словотворчество.
От себя хочу сказать, что работа Бахтина, насколько важна бы не была она для литераторов, мне кажется размусоливанием мелочей, и возведение этих мелочей в статус абсолютна. Я не считаю его работу интересной или важной чисто для себя, поэтому и понимание и интерес к ней у меня снижены. Вот, собственно, и вся моя мотивация))
Книга объединяет работы М.М. Бахтина разных лет, большей частью впервые публикуемые. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего — теории романа, изучения литературного слова; отдельные работы посвященные слову в романе, художественному времени и пространству в романе, сопоставлению эпоса и романа.
Исследование ведется на широчайшем материале всемирной литературы.
От издательства
Подготовка этой книги к печати была последним трудом М. М. Бахтина.
Другие работы, публикуемые в настоящей книге, сосредоточены на исследовании двух основных проблем, которые составляли предмет особенного внимания М. М. Бахтина на протяжении всей его творческой деятельности. Это — проблема романа как специфичнейшего и ведущего жанра литературы нового времени и проблема литературного слова, в особенности художественно-прозаического слова. На пересечении этих двух проблем были сосредоточены научные интересы М. М. Бахтина.
Теория романа исследуется в трудах М. М. Бахтина с разных сторон и в различных аспектах. Специальное исследование автор
Публикуемые труды охватывают широкий круг вопросов теории литературы и исторической поэтики. В то же время эти труды дают представление о единстве и целостности научного творчества М. М. Бахтина. Главные темы его творчества — теория романа и литературно-художественного слова — объединяют собранные в настоящей книге работы. В своей совокупности они дают многостороннее и в то же время проникнутое единой мыслью исследование художественной природы ведущего жанра литературы нового времени.
Бахтин, Михаил Михайлович.
Вопросы литературы и эстетики [Текст] : Исследования разных лет / М. Бахтин. - Москва : Худож. лит., 1975. - 502 с., 1 л. портр. : портр.; 21 см.
Указ. имен: с. 496-501
RuMoRGB
Литература
Роман (лит.)
Шифр хранения:
FB Б 75-5/1135
FB Б 75-5/1136
OMF Ф 1-76/13654
FB Арх
Читать Электронный заказ
Читайте также: