Бахтин вопросы литературы и эстетики конспект

Обновлено: 07.07.2024

Формы времени и хронотопа в романе
Очерки по исторической поэтике

// Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.

Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.

В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен [2].

Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.

Мы не претендуем на полноту и на точность наших теоретических формулировок и определений. Только недавно началась — и у нас и за рубежом — серьезная работа по изучению форм времени и пространства в искусстве и литературе. Эта работа в своем дальнейшем развитии дополнит и, возможно, существенно исправит данные нами здесь характеристики романных хронотопов.

ИвГУ: филология и филологический факультет

ИвГУ: филология и филологический факультет

ИвГУ: филология и филологический факультет запись закреплена

Конспектируем)
P.S. конспект по Бахтину написан не мной, он найден в интернете.
В книге "Эстетика словесного творчества" есть "Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках."

ИвГУ: филология и филологический факультет

DELETED

DELETED

Кто-нибудь понимает, что Бахтин начеркал о слове в творчестве Достоевского? Лично у меня, когда читаю это, мозг находится в состоянии шока и отказывается понимать такое. Очень сильно напоминает дерьмовый перевод промта с индейского на русский.

Memento Mori


Memento Mori

Надежда Николаева

Антон, Николаев сегодня об этом как раз говорил мне)) Он на первом курсе тоже не смог осилить.Просто нам всем ещё нужно дорасти :)

DELETED

Надежда Николаева

DELETED

Хорошо. Давай серьёзно. Бахтин может и пишет умные вещи и очень скурпулёзно и точно разбирает тексты Достоевского, но, увы, ясность и логичность изложения у него страдает. Он пишет свою монографию как художественное произведение. Его определения туманны и неоднозначны, а использование авторских неологизмов, которые становятся у него чуть ли не терминами, которые он объяснят с применением своих же терминов и смыслов, увы, ясности не вносит в изложение. Материал, который он пишет и анализирует, интересен и сложен, но он может оказаться вполне понятным, если ты открываешь этот материал не для того, чтобы сделать тупой конспект, а для того, чтобы самому попробовать вникнуть в то, что же там писал Бахтин о Достоевском и как видел его словотворчество.

От себя хочу сказать, что работа Бахтина, насколько важна бы не была она для литераторов, мне кажется размусоливанием мелочей, и возведение этих мелочей в статус абсолютна. Я не считаю его работу интересной или важной чисто для себя, поэтому и понимание и интерес к ней у меня снижены. Вот, собственно, и вся моя мотивация))

Книга объединяет работы М.М. Бахтина разных лет, большей частью впервые публикуемые. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего — теории романа, изучения литературного слова; отдельные работы посвященные слову в романе, художественному времени и пространству в романе, сопоставлению эпоса и романа.

Исследование ведется на широчайшем материале всемирной литературы.

От издательства

Подготовка этой книги к печати была последним трудом М. М. Бахтина.

Другие работы, публикуемые в настоящей книге, сосредоточены на исследовании двух основных проблем, которые составляли предмет особенного внимания М. М. Бахтина на протяжении всей его творческой деятельности. Это — проблема романа как специфичнейшего и ведущего жанра литературы нового времени и проблема литературного слова, в особенности художественно-прозаического слова. На пересечении этих двух проблем были сосредоточены научные интересы М. М. Бахтина.

Теория романа исследуется в трудах М. М. Бахтина с разных сторон и в различных аспектах. Специальное исследование автор

Публикуемые труды охватывают широкий круг вопросов теории литературы и исторической поэтики. В то же время эти труды дают представление о единстве и целостности научного творчества М. М. Бахтина. Главные темы его творчества — теория романа и литературно-художественного слова — объединяют собранные в настоящей книге работы. В своей совокупности они дают многостороннее и в то же время проникнутое единой мыслью исследование художественной природы ведущего жанра литературы нового времени.

Бахтин, Михаил Михайлович.
Вопросы литературы и эстетики [Текст] : Исследования разных лет / М. Бахтин. - Москва : Худож. лит., 1975. - 502 с., 1 л. портр. : портр.; 21 см.

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Указ. имен: с. 496-501
RuMoRGB
Литература
Роман (лит.)
Шифр хранения:
FB Б 75-5/1135
FB Б 75-5/1136
OMF Ф 1-76/13654
FB Арх
Читать Электронный заказ

Читайте также: