Б заходер мы друзья конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Ход урока

1.Биография Бориса Владимировича Заходера.

1. Слайд №1.

Фотография Б. Заходера с годами жизни.

Ведущие. Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.

2. Слайд №2.

3. Слайд №3.

Ведущие. Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания.

Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:

4. Слайд №4.

Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!

Дети читают строчки на экране хором.

Ведущие. А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

5. Слайд №5.

…Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!

Дети читают строчки на экране хором.

Ведущие. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.

Потом сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.

2. Многогранность Бориса Владимировича Заходера.

Ведущие. А, как, по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров.

Давайте посчитаем! Ну, прежде всего, как известно, он поэт.

6. Слайд №6.

Ведущие. Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.

7. Слайд №6.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой влево.

Ведущие. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.

8. Слайд №6.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой вниз.

9. Слайд №6.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой врпаво.

Ведущие. И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.

10. Слайд №7.

Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям для малышей.

Затем один ребёнок предлагает поиграть в догонялки и начинает считать, выбирая водящего.

С криком и шумом дети разбегаются в разные стороны, спасаясь от водящего.

Ведущие. А есть стихи и для тех, кто гораздо старше.

11. Слайд №8.

Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям.

Ребята инсценируют стихотворения:

Ведущие. А если я скажу, что Борис Заходер ещё и переводчик, и упомяну всего одну книгу?

12. Слайд №9.

14. Слайд № 10.

Ведущие. А вот вы сами попробуйте отгадать, к какой сказке эти иллюстрации?

Итак, сколько же Борисов Заходеров?

15. Слайд №11.

Ведущие. Кажется три? Нет, простите, больше! Я ещё забыл сказать, что он пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.

И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!

16. Слайд №11.

Ход урока

(К)Создание положительного эмоционального настроя.

1.Вот звонок наш прозвенел ,

Всех он в класс собрать сумел!

Не сутультесь, встаньте ровно,

Ведь к уроку все готовы?

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-праздник! Поприветствуем наших гостей, улыбнитесь им! Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем!

(К,И)Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

2.Разминка. Читаем разными способами. Жужжащее чтение, чтение по слогам, плавное чтение, выразительное чтение.

Дружба-главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда –не беда,

Если рядом друзья настоящие.

(Г) Как вы думаете, почему мы начали урок с этого четверостишия?

( К) Словарь Ожегова, что такое дружба, друг.

Интервью у гостей.

(К, П) Проведение интервьюирования по вопросам.

Работа в парах с. 58

Друг – это тот, кто … .

Лучший друг – это тот, кто … .

Я переживаю, когда мой друг … .

Я радуюсь, когда мой друг … .

Мне приятно, когда мой друг … .

Мне неприятно, когда мой друг… .

Мне хотелось бы, чтобы мой друг … .

Мне не хотелось бы, чтобы мой друг. .

С чем приходил к пруду Крошка Енот в сказке Лилиан Муур?

Оценивание. Чьи высказывания вам понравились, вручите улыбку.

(К, И) Развитие речи. - Были ли у вас ситуации, в которых ты или твой друг были не правы. - Какие слова ты подбирал, чтобы высказать свое мнение. - Как ты поступал, чтобы сохранить дружбу. - Всегда ли это удается?

(Д) Изучение биографии писателя Б. Заходера.

(П) Чтение стихотворения учителем.

(И) Самостоятельное чтение учащимися.

(Г)Осознание и осмысление учебного материала.

Работа в группах.

Дерево вопросов. - Почему поссорились герои рассказа? - Прочитай строчки из текста, где описывается драка.

- Какова основная мысль стихотворения?

(К) Чтение по ролям.

Итог: Как можно помочь мальчикам, чтобы сохранить их дружбу?

(К,Г) Работа в группах. Презентация.

1группа- Правила дружбы от кота Леопольда. Будь справедливым, признавай правоту другого. Поставь себя на место другого. Отстаивай своё мнение тактично. Учитывай интересы каждого. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

2 группа- Какими качествами должен обладать настоящий друг. Скромный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, отзывчивый, добрый, эгоистичный, жадный, заботливый.

3 группа- Соединить пословицы. Нет друга-ищи, а нашёл- береги. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

4 группа- Соединить друзей. Когда мои друзья со мной! ( картинки).

(Г, И) Выяснение жанровых особенностей произведения.

- Расскажи, чем этот жанр отличается от других. А встречал ли ты стихотворения, которые были написаны по особенным правилам или без правил?

Чтение и разбор литературоведческих определений.

Свободный стих - это стихотворения, которые не имеют рифмы.

Алфавитный стих - каждая строфа начинается с новой буквы, а все вместе они построены в алфавитном порядке.

Выяснение основного назначения стихотворения.

(К,И) Итог урока. Рефлексия.

Главное в стихотворении.

(К) Домашнее задание - выразительное чтение стихотворения, возможно заучивание отрывка наизусть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ учимся дружить.docx

Тема занятия: Учимся дружить.

Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные

ориентации, способность аргументировать свою точку зрения.

Развивать умение отличать плохое от хорошего.

Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить,

Планируемые результаты:

Знать содержание понятия дружба;

в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориях;

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство;

формирование у учащихся навыков работы в команде.

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Оборудование: презентация PowerPoint , карточки с заданиями к каждому этапу урока.

I . Организационный момент. Создание психологической комфортности на занятии.

(Дети занимают свои места.)

II . Самоопределение к деятельности.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашего занятия вам необходимо расшифровать. У каждой группы есть конверт под №1. Возьмите конверт , прочитайте задание и выполните его.

Слайд 2 .Конверт №1. Задание: Расшифруй тему урока, запиши слова в таблицу, используя код.

Код для расшифровки:

Слайд 2 . Учимся дружить.

Слово это серьёзное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно…. дружба !

А какие цели мы перед собой поставим? Узнать что такое дружба, научиться дружить, научиться беречь дружбу.

III . Работа по теме занятия.

2.Работа с произведением.

У вас на полосках бумаги записана пословица, которая выражает главную мысль этой притчи: соберите ее (Каждая группа собирает пословицу: Дружба дороже богатства.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Настоящую дружбу за деньги не купишь, )

Дети составляют пословицы. Результат показывается на слайде.

О чём эти пословицы? (О дружбе) Как вы понимаете смысл пословиц? (Дети объясняют смысл пословиц)

Музыкальная физминутка

Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (Дети рассказывают) Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Возьмите конверт №3. В конверте лежат карточки и вырезанные ладони. Послушайте задание: выберите из перечисленных качеств характера те, которыми на ваш взгляд должен обладать ваш друг и напишите на ладони. После этого ладони поместите на изображение большой ладони на доске.

1 группа: добрый, грубый, трусливый, правдивый, надежный, жадный,

2 группа: приветливый, грустный, заботливый, ненадежный, лгунишка, щедрый

3 группа: честный, жадный, верный, трусливый, справедливый, нескромный

- Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия.

- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

- Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.

- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Вы с другом поссорились. Твои действия.

Разыгрывание ситуации примирения.

На доске прикреплено сердце и к нему привязаны две ленточки. Примиряющиеся подходят к сердцу, берутся за ленточки и произносят слова мирилки.

hello_html_5a6c29d7.jpg

Давай дружить (Таня, Наташа)

Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить !

Пальчик за пальчик (Илья, Артем)

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

Мирись, мирись (Ксюша, Даша)

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Подружки (Маша, Алина)

Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!

Ребята, а кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом? Друг- это….

- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;

- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;

- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…

6. Коллективная работа. Дерево дружбы.

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти . Как вы думаете, что надо делать, чтобы дружба не распалась? (Соблюдать правила дружбы). Перед вами на листочках дерева записаны правила, обсудите их и выберите из них только те, которые помогут сохранить дружбу и прикрепите к нашему дереву Дружбы.

Законы дружбы

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Не предавай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

Радуйся успехам друга.

Умей хранить чужие секреты.

Всегда выполняй свои обещания.

Делись с друзьями.

Не ссорься с друзьями.

Не бойся попросить прощения, если обидел друга.

Не завидуй друзьям

Ребята, если вы всегда будете соблюдать законы дружбы, то вашей дружбе ничего не будет угрожать.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

IV . Рефлексия.

В тетради на стр.28 в зад 5. отметьте галочкой рисунки, на которых дети ведут себя как настоящие друзья. Назовите номера рисунков? (1,3) Кто справился со всеми заданиями? Поднимите руку! А сейчас , кому на уроке все было понятно, кто со всеми заданиями справлялся легко, прикрепите красный лучик к солнышку, а кто немного не успевал или было трудно, прикрепите синий лучик к солнышку.

Наше занятие подходит к концу. Продолжите пожалуйста фразу: Сегодня я узнал (понял)…. При выполнении заданий вы помогали друг другу, научились ценить дружбу, беречь ее. А теперь давайте встанем в круг. Слайд 13 .

Цель урока: Создать условия для формирования представлений у учащихся о том, что такое дружба.

Предметные: - узнать, что такое дружба;

-узнать как правильно дружить;

-узнать, как помириться со своим другом.

Развивающие :

- развивать умение работать в паре;

-развивать смысловое чтение;

-развивать умение слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательные:

-воспитывать этические представления, посредством игровых кейсов;

-воспитывать внимание к чужому человеку и его мнению.

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Организация начала занятия

-Как вы понимаете эту цитату?

Проверка готовности к уроку

(Выслушиваю мнения учащихся)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (Р)

Мотивация к учебной деятельности, определение личностного смысла.

Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!

-Про что это стихотворение?

-Как вы понимаете, что такое дружба?

-Зачем нужна дружба в нашем мире?

-А вы умеете дружить ?

(Отвечают на вопросы)

Умение воспроизводить уже имеющиеся знания и умения (П)

-Умение определять успешность выполненного задания (Р)

-Кто догадался, о чем будем сегодня говорить на нашем занятии?

-Назовите цель нашего занятия: Узнать что такое дружба и учиться дружить.

-Что такое дружба узнать

Умение слушать и отвечать на заданные вопросы учителя (К)

Умение ставить цели и строить планы (Р)

Ставить цели и строить планы.

-Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях. А как вы понимаете, что такое дружба?

-Я просила вас выписать из толкового словаря С.Ожегова, что обозначает слово дружба.

-Мы дружим с человеком не для того, чтобы

он нам что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок нам. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно уметь дружить, быть настоящим другом и хорошим человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления воспитанности, уважения к другим людям, желание придти на помощь. У такого человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

-Сегодня ,ребята, мы поговорим о дружбе, о том ,как нужно дружить, чтобы не потерять друзей.

-Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?

-В чем сила этих троих охотников?

-Чему учит нас эта притча?

Расшифруйте пословицу на доске, выражающую главную мысль этой притчи.

-Объясните смысл этой пословицы.

-К сожалению, даже самые хорошие друзья иногда ссорятся. С кем ни бывает! Главное – вовремя помириться, простить обиду.

Физкультминутка.

Мы трудились и устали.

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали - раз, два, три.

Ножками потопали - раз, два, три.

А потом попрыгаем.

Послушайте стихотворение

-О чем было стихотворение?

-Какие эмоции у вас вызвало стихотворение?

-Можно ли ни разу не поссориться с другом? Что вы делаете, чтобы помириться?

Ситуация 1. Представьте себе, что поссорились

Коля с Антоном. Они хотят помириться, но не знают как.

-Что произошло между Колей и Антоном?

-А они хотят помириться?

-Что посоветовали Коле?

-Как вы думаете, этот совет помог Коле?

Ситуация 2. А теперь представим, что поссорились Катя с Олей. Им очень хочется снова играть вместе. Но никто не решается подойти первым.

Читайте также: