Б заходер мы друзья конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Ход урока
1.Биография Бориса Владимировича Заходера.
1. Слайд №1.
Фотография Б. Заходера с годами жизни.
Ведущие. Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.
Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.
2. Слайд №2.
3. Слайд №3.
Ведущие. Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания.
Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:
4. Слайд №4.
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!
Дети читают строчки на экране хором.
Ведущие. А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.
5. Слайд №5.
…Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!
Дети читают строчки на экране хором.
Ведущие. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.
В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.
Потом сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.
2. Многогранность Бориса Владимировича Заходера.
Ведущие. А, как, по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров.
Давайте посчитаем! Ну, прежде всего, как известно, он поэт.
6. Слайд №6.
Ведущие. Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.
7. Слайд №6.
Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой влево.
Ведущие. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.
8. Слайд №6.
Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой вниз.
9. Слайд №6.
Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой врпаво.
Ведущие. И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.
10. Слайд №7.
Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям для малышей.
Затем один ребёнок предлагает поиграть в догонялки и начинает считать, выбирая водящего.
С криком и шумом дети разбегаются в разные стороны, спасаясь от водящего.
Ведущие. А есть стихи и для тех, кто гораздо старше.
11. Слайд №8.
Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям.
Ребята инсценируют стихотворения:
Ведущие. А если я скажу, что Борис Заходер ещё и переводчик, и упомяну всего одну книгу?
12. Слайд №9.
14. Слайд № 10.
Ведущие. А вот вы сами попробуйте отгадать, к какой сказке эти иллюстрации?
Итак, сколько же Борисов Заходеров?
15. Слайд №11.
Ведущие. Кажется три? Нет, простите, больше! Я ещё забыл сказать, что он пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.
И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!
16. Слайд №11.
Ход урока
(К)Создание положительного эмоционального настроя.
1.Вот звонок наш прозвенел ,
Всех он в класс собрать сумел!
Не сутультесь, встаньте ровно,
Ведь к уроку все готовы?
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-праздник! Поприветствуем наших гостей, улыбнитесь им! Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем!
(К,И)Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
2.Разминка. Читаем разными способами. Жужжащее чтение, чтение по слогам, плавное чтение, выразительное чтение.
Дружба-главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда –не беда,
Если рядом друзья настоящие.
(Г) Как вы думаете, почему мы начали урок с этого четверостишия?
( К) Словарь Ожегова, что такое дружба, друг.
Интервью у гостей.
(К, П) Проведение интервьюирования по вопросам.
Работа в парах с. 58
Друг – это тот, кто … .
Лучший друг – это тот, кто … .
Я переживаю, когда мой друг … .
Я радуюсь, когда мой друг … .
Мне приятно, когда мой друг … .
Мне неприятно, когда мой друг… .
Мне хотелось бы, чтобы мой друг … .
Мне не хотелось бы, чтобы мой друг. .
С чем приходил к пруду Крошка Енот в сказке Лилиан Муур?
Оценивание. Чьи высказывания вам понравились, вручите улыбку.
(К, И) Развитие речи. - Были ли у вас ситуации, в которых ты или твой друг были не правы. - Какие слова ты подбирал, чтобы высказать свое мнение. - Как ты поступал, чтобы сохранить дружбу. - Всегда ли это удается?
(Д) Изучение биографии писателя Б. Заходера.
(П) Чтение стихотворения учителем.
(И) Самостоятельное чтение учащимися.
(Г)Осознание и осмысление учебного материала.
Работа в группах.
Дерево вопросов. - Почему поссорились герои рассказа? - Прочитай строчки из текста, где описывается драка.
- Какова основная мысль стихотворения?
(К) Чтение по ролям.
Итог: Как можно помочь мальчикам, чтобы сохранить их дружбу?
(К,Г) Работа в группах. Презентация.
1группа- Правила дружбы от кота Леопольда. Будь справедливым, признавай правоту другого. Поставь себя на место другого. Отстаивай своё мнение тактично. Учитывай интересы каждого. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
2 группа- Какими качествами должен обладать настоящий друг. Скромный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, отзывчивый, добрый, эгоистичный, жадный, заботливый.
3 группа- Соединить пословицы. Нет друга-ищи, а нашёл- береги. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
4 группа- Соединить друзей. Когда мои друзья со мной! ( картинки).
(Г, И) Выяснение жанровых особенностей произведения.
- Расскажи, чем этот жанр отличается от других. А встречал ли ты стихотворения, которые были написаны по особенным правилам или без правил?
Чтение и разбор литературоведческих определений.
Свободный стих - это стихотворения, которые не имеют рифмы.
Алфавитный стих - каждая строфа начинается с новой буквы, а все вместе они построены в алфавитном порядке.
Выяснение основного назначения стихотворения.
(К,И) Итог урока. Рефлексия.
Главное в стихотворении.
(К) Домашнее задание - выразительное чтение стихотворения, возможно заучивание отрывка наизусть.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ учимся дружить.docx
Тема занятия: Учимся дружить.
Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные
ориентации, способность аргументировать свою точку зрения.
Развивать умение отличать плохое от хорошего.
Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить,
Планируемые результаты:
Знать содержание понятия дружба;
в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориях;
Метапредметные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осознание учащимися что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу, очень важны, что дружба - человеческое богатство;
формирование у учащихся навыков работы в команде.
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Оборудование: презентация PowerPoint , карточки с заданиями к каждому этапу урока.
I . Организационный момент. Создание психологической комфортности на занятии.
(Дети занимают свои места.)
II . Самоопределение к деятельности.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашего занятия вам необходимо расшифровать. У каждой группы есть конверт под №1. Возьмите конверт , прочитайте задание и выполните его.
Слайд 2 .Конверт №1. Задание: Расшифруй тему урока, запиши слова в таблицу, используя код.
Код для расшифровки:
Слайд 2 . Учимся дружить.
Слово это серьёзное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,
На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это? Конечно…. дружба !
А какие цели мы перед собой поставим? Узнать что такое дружба, научиться дружить, научиться беречь дружбу.
III . Работа по теме занятия.
2.Работа с произведением.
У вас на полосках бумаги записана пословица, которая выражает главную мысль этой притчи: соберите ее (Каждая группа собирает пословицу: Дружба дороже богатства.)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Настоящую дружбу за деньги не купишь, )
Дети составляют пословицы. Результат показывается на слайде.
О чём эти пословицы? (О дружбе) Как вы понимаете смысл пословиц? (Дети объясняют смысл пословиц)
Музыкальная физминутка
Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши друзья? (Дети рассказывают) Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Возьмите конверт №3. В конверте лежат карточки и вырезанные ладони. Послушайте задание: выберите из перечисленных качеств характера те, которыми на ваш взгляд должен обладать ваш друг и напишите на ладони. После этого ладони поместите на изображение большой ладони на доске.
1 группа: добрый, грубый, трусливый, правдивый, надежный, жадный,
2 группа: приветливый, грустный, заботливый, ненадежный, лгунишка, щедрый
3 группа: честный, жадный, верный, трусливый, справедливый, нескромный
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Вы с другом поссорились. Твои действия.
Разыгрывание ситуации примирения.
На доске прикреплено сердце и к нему привязаны две ленточки. Примиряющиеся подходят к сердцу, берутся за ленточки и произносят слова мирилки.
Давай дружить (Таня, Наташа)
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить !
Пальчик за пальчик (Илья, Артем)
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Мирись, мирись (Ксюша, Даша)
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Подружки (Маша, Алина)
Давайте не ссориться подружки,
Нам ведь так грустно друг без дружки!
Ребята, а кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом? Друг- это….
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;
- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…
6. Коллективная работа. Дерево дружбы.
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти . Как вы думаете, что надо делать, чтобы дружба не распалась? (Соблюдать правила дружбы). Перед вами на листочках дерева записаны правила, обсудите их и выберите из них только те, которые помогут сохранить дружбу и прикрепите к нашему дереву Дружбы.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Радуйся успехам друга.
Умей хранить чужие секреты.
Всегда выполняй свои обещания.
Делись с друзьями.
Не ссорься с друзьями.
Не бойся попросить прощения, если обидел друга.
Не завидуй друзьям
Ребята, если вы всегда будете соблюдать законы дружбы, то вашей дружбе ничего не будет угрожать.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
IV . Рефлексия.
В тетради на стр.28 в зад 5. отметьте галочкой рисунки, на которых дети ведут себя как настоящие друзья. Назовите номера рисунков? (1,3) Кто справился со всеми заданиями? Поднимите руку! А сейчас , кому на уроке все было понятно, кто со всеми заданиями справлялся легко, прикрепите красный лучик к солнышку, а кто немного не успевал или было трудно, прикрепите синий лучик к солнышку.
Наше занятие подходит к концу. Продолжите пожалуйста фразу: Сегодня я узнал (понял)…. При выполнении заданий вы помогали друг другу, научились ценить дружбу, беречь ее. А теперь давайте встанем в круг. Слайд 13 .
Цель урока: Создать условия для формирования представлений у учащихся о том, что такое дружба.
Предметные: - узнать, что такое дружба;
-узнать как правильно дружить;
-узнать, как помириться со своим другом.
Развивающие :
- развивать умение работать в паре;
-развивать смысловое чтение;
-развивать умение слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательные:
-воспитывать этические представления, посредством игровых кейсов;
-воспитывать внимание к чужому человеку и его мнению.
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Организация начала занятия
-Как вы понимаете эту цитату?
Проверка готовности к уроку
(Выслушиваю мнения учащихся)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К) Организовывать свое рабочее место под руководством учителя (Р)
Мотивация к учебной деятельности, определение личностного смысла.
Формирование бережного отношения к своему здоровью.
Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!
-Про что это стихотворение?
-Как вы понимаете, что такое дружба?
-Зачем нужна дружба в нашем мире?
-А вы умеете дружить ?
(Отвечают на вопросы)
Умение воспроизводить уже имеющиеся знания и умения (П)
-Умение определять успешность выполненного задания (Р)
-Кто догадался, о чем будем сегодня говорить на нашем занятии?
-Назовите цель нашего занятия: Узнать что такое дружба и учиться дружить.
-Что такое дружба узнать
Умение слушать и отвечать на заданные вопросы учителя (К)
Умение ставить цели и строить планы (Р)
Ставить цели и строить планы.
-Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях. А как вы понимаете, что такое дружба?
-Я просила вас выписать из толкового словаря С.Ожегова, что обозначает слово дружба.
-Мы дружим с человеком не для того, чтобы
он нам что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок нам. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно уметь дружить, быть настоящим другом и хорошим человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления воспитанности, уважения к другим людям, желание придти на помощь. У такого человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
-Сегодня ,ребята, мы поговорим о дружбе, о том ,как нужно дружить, чтобы не потерять друзей.
-Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?
-В чем сила этих троих охотников?
-Чему учит нас эта притча?
Расшифруйте пословицу на доске, выражающую главную мысль этой притчи.
-Объясните смысл этой пословицы.
-К сожалению, даже самые хорошие друзья иногда ссорятся. С кем ни бывает! Главное – вовремя помириться, простить обиду.
Физкультминутка.
Мы трудились и устали.
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, два, три.
А потом попрыгаем.
Послушайте стихотворение
-О чем было стихотворение?
-Какие эмоции у вас вызвало стихотворение?
-Можно ли ни разу не поссориться с другом? Что вы делаете, чтобы помириться?
Ситуация 1. Представьте себе, что поссорились
Коля с Антоном. Они хотят помириться, но не знают как.
-Что произошло между Колей и Антоном?
-А они хотят помириться?
-Что посоветовали Коле?
-Как вы думаете, этот совет помог Коле?
Ситуация 2. А теперь представим, что поссорились Катя с Олей. Им очень хочется снова играть вместе. Но никто не решается подойти первым.
Читайте также: