Конспект урока по смысловому чтению в 5 классе

Обновлено: 05.07.2024

Цели:
1. Развитие навыков смыслового (поискового, изучающего, рефлексивного, усваивающего и выразительного) чтения на уроках английского языка
2. Воспитание уважения к людям различных национальностей.
Задачи:
- выполнить максимальное количество заданий на предтекстовом этапе;
- осуществить методы поискового, изучающего чтения;
- развить рефлексивное, усваивающие чтение;
- развить навык выразительного чтения;
- развить умение работать в группе;
- развить интерес к культуре других стран;
- воспитать уважение к людям различных национальностей, возрастов и т.д.
Оборудование урока: проектор, компьютер с аудиоколонками; мультимедийная презентация с аудио и видео сопровождением, карты памяти, опорный словарь, раздаточный материал
Личностные УУД:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
•уважение к другим народам и принятие их, межэтническая толерантность;
•уважение к ценностям семьи;
•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
•элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран
Регултивные УУД:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• основам коммуникативной рефлексии.
Познавательные УУД
• преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

1. Приветствие
T: Good morning boys and girls!
Ch: Good morning, Natalya Nikolaevna!
T: How are you today?
Ch: We are fine thank you!
T: Sit down, please! Ksjusha, what is the day today?
K: today is Wednesday!
T: Sonya, what is the date today?
S: today is 28th of January!
Фонетическая зарядка:
T: Before we would speak about our lesson, let’s remember some sounds! Look at the blackboard! Read them after me!
Ch: читают
T: now Nastya, could you join these words and sounds?
Слова и звуки на доске на доске:


Целеполагание
T: Thank you, Nastya, sit down please! Now all of you, look at these words once again! Which of them are red?

Ch: Family, We, Are, a
T: Vanya, could you make a sentence with these words?
V: We are a family!
T: Yes! We are a family – слайд №1



T:- So, what are we going to speak about today?
Ch: about family! About us! That we are a family!
What do you know about this topic? What word do you remember when you listen for it?
Учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?"
T: that’s right! A today we will read a poem of MARY ANN HOBERMAN
Some new words are n your vocab-s
Matvey, read the title please!
M: читает
T: Children, Read the title of the poem and look ate these pictures! (на доске картинки многонациональных семей, мира, друзей разных национальностей).




T:How do you think what is the poem about?
Ch: about friends, that people all around the world is a family!
Учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;
T: I offer you to look at these sheets of paper,


T: Maxim and Dima – read your words, please!
Danil and Dasha - read your words, please!
Katya and Katya - - read your words, please!
That’s good – now I offer you to work in groups! Dima, Danil, Dasha, sit here please!
Each group has to read one part of the poem and to do the tasks on the list:
(текст и задания выдаются на листочках)
- прочитать
- перевести
- составить карту памяти (детям выдаются заранее подготовленные "скелеты" карт памяти для трех частей стихотоврения)





- прочитать свою часть текста вслух
- прочитать перевод
- продемонстрировать схему
Идет работа в группах, чтение, выступление.
5-6 мин! (10)
T: you’ve made a great job!
Физкультминутка
Show your hands!
One, two
They are similar!
Show your feet!
One, two
They are similar!
Nod your heads!
Just One!
They are similar!
Ears, eyes, noses
They are similar!
Look around!
You are similar!
And the next task for you is to think and tell: what does the author tell us in her poem?
Look to the task №3 and choose you variant or tell me your own opinion!
Рефлексия
Let’s remember our work in class!



Now I want to see your mood after the lesson. If you like it and you have understood everything – choose smiling mustaches, if you dislike the lesson – choose sad ones, and if you wasn’t very pleased, but the lesson was not bad – choose indifferent mustaches!


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы Бектасова Г.Х.

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст"

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим свои рабочие места: все ли готово? Ничего ли не мешает? Садитесь.

-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. (1 мин.)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова (1 мин.)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Тема I . Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)

Вывод . Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.

И мы будем учиться понимать различные тексты.

II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)

А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.

Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)

А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)

IV. Понимание текста – задача непростая.

2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)

3 . Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)

4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)

7 .Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

8. Комментарий учителя : Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного урока представляет различные виды и формы работы стекстом,котрые направлены на формирование у обучающихся навыков смыслового чтения.

Учитель Никулина О.А.

в условиях реализации ФГОС.
Цель урока:

1. учиться задавать различные вопросы к тексту.

Задачи урока:
Обучающие: формировать умение задавать продуктивные и репродуктивные вопросы к тексту для совершенствования навыков смыслового чтения;

Развивающие: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации; способствовать развитию умения работать с текстом.

Воспитывающие: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитывать уважение к культурному наследию древнейших цивилизаций.

Оборудование:

Дидактические материалы на карточках

Структура урока:

Организационный этап. Мотивация.

Постановка учебной задачи.

Применение и закрепление имеющихся знаний.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Организационный этап. Мотивация.

Включение в деловой ритм (запись числа в тетрадях)

Организация и проведение разминки.

Установите соответствие (на доске)

1.Выявление информации . 1. Преобразование информации

2.Определение главной мысли

и смысла текста. 2.Чтение текста

3.Создание нового текста. 3. Интерпретация

(Работа в парах, взаимопроверка).

Работа по вопросам:

Когда вы выполняете все эти действия?(при работе с текстом, при смысловом чтении)

На каких уроках вам приходится работать с текстом?

Как выдумаете нужно ли уметь работать с текстом и зачем?

Сегодня на уроке вы будете выполнять все эти действия.

1-ый этап-выявление информации.

Что необходимо для этого? Как поверить внимательно ли вы читали? (задать вопросы к тексту)

2. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока в тетрадь.

Как вы понимаете данное высказывание? (понимание важности постановки правильных и полезных вопросов к тексту).

Определите цель урока. (Запись на доске и в тетрадях)

Учиться задавать различные вопросы к тексту.

3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Вспомните, какие виды вопросов вы знаете? (продуктивные и репродуктивные)

Чем они отличаются?

Вернемся к началу урока, когда вы будете задавать продуктивные вопросы, а когда репродуктивные? (на 1-м этапе-репродуктивные ,

2-ой,3-ий этапы – продуктивные)

Какие вопросы задавать сложнее и отвечать на них? (продуктивные)

Теперь обратимся к тексту.

Потренируемся в постановке вопросов на примере исторической легенды.(раздается текст на каждую парту)

4. Применение и закрепление имеющихся знаний.

Чтение текста учителем.

О боге Осирисе и происхождении фараонов

В древние времена в Египте правил бог Осирис. Люди в то время вели кочевой образ жизни, не знали земледелия, поэтому часто голодали и поедали друг друга. Осирис обучил людей земледелию, виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов. Он научил их пению, танцам, музыке и отучил поедать друг друга. Осирис был добрым богом, зато его брат бог Сет был богом зла и коварства. Он любил войны и разрушения и поэтому желал гибели Осирису, старавшемуся улучшить мир и изгнать из него зло и жестокость. Сет коварно убил своего брата, но Осирис воскрес и с тех пор стал хозяином подземного мира, куда попадают после смерти души людей. На земле у Осириса осталась жена — богиня Исида. Она родила от него сына Гора. Египтяне изображали его в виде человека с головой сокола. Гор отомстил Сету и унаследовал от своего отца царскую власть и небесный престол.

Сформулируйте 2—3 продуктивных вопроса к тексту, запишите их в тетрадь. (Устная проверка) Ответы подтвердите цитатами из текста.

• о каких египетских богах идѐт речь в тексте?

• какими качествами обладали египетские боги?

• что сделал для людей бог Осирис?

• как Сет смог убить Осириса, ведь боги бессмертны?

• почему Осирис после своего воскрешения стал правителем подземного царства?

• как произошло воскрешение Осириса?

• если Гор отомстил Сету, то можно ли его считать добрым богом?

• что может означать смерть и воскрешение Осириса?

Что удалось проверить с помощью этих вопросов? (внимательно ли прочитали текст)

Физ. минутка.

1.В Древнем Египте правил бог Сет. (Нет)

2.Осирис обучил людей земледелию. (Да)

3. Осирис был отцом Сета. (Нет)

4. Исида была женой Сета. (Нет)

5. Осирис был добрым богом. (Да)

6.Осирис убил Сета. (Нет)

7.Гор – это сын Осириса. (Да)

8.Гора изображали в виде человека с головой орла. (Нет)

А теперь задайте репродуктивные вопросы? (чтение вопросов учащихся)

Неправильно построенные вопросы

Что проверяется при ответах на данные вопросы? (уровень понимания текста)

Определите главную мысль текста

Где обычно отражена главная мысль текста?

Придумайте заголовок к тексту.

Посмотрите какие вопросы я задала к этому тексту, обратите внимание на их построение.

Примеры : Слайд 2

Как построен данный вопрос? (условно можно разделить на части)

Составление схемы продуктивных вопросов (самостоятельно в тетрадях)

6. Самостоятельная работа.

Ответьте на любой из данных вопросов письменно на оценку.(ответ должен быть полный)

7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Познакомьтесь еще с одним текстом, с ним вы будете работать дома. (раздача текста каждому ученику). Тематика этого текста очень близка предыдущему.

Вам нужно будет прочитать текст, задать к нему один продуктивный вопрос и ответить на него письменно.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе есть не что иное, как древнейшее сказание земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Согласно ему, бог плодородия Осирис некогда был царём Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царём мёртвых. Наследником его на земле, царём живых стал Гор.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная церемония: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресение. В Древнем царстве

осирийские ритуалы относились только к особе фараона, но позже так стали хоронить любого знатного и богатого человека.

Постановка таких вопросов и ответы на них позволят задуматься над поступками героев и их последствиями, помогут лучше понять природу добра и зла.

Выставление оценок за урок.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

В конце урока, как всегда, мы должны его оценить. Если Вам на уроке все было понятно, выберите и прикрепите красный листок, если не очень понятно – зеленый, если совсем ничего не понятно-синий .

Задачи урока: способствовать организации деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях при решении коммуникативной задачи; создать условия для понимания и извлечения нужной информации из прочитанного текста; формировать умения, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

Планируемые результаты:

- положительное отношение к познавательной деятельности

- адекватное понимание причин успешности и не успешности учебной деятельности

Метапредметные:

- умение действовать по предложенному образцу и самостоятельно планировать учебную деятельность

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве со сверстниками и учителем

- овладение навыками смыслового (поискового, изучающего) чтения в соответствии с целями и задачами, умение находить нужную информацию и ответы на вопросы

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая

Оснащение: компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал

Все этапы урока взаимосвязаны.

Приветствие на английском

Т - Good morning boys and girls! How are you?

Ch. - Fine, thanks. And you?

T. - I’m fine! Nikita, what date is it today? – Today is the 6 th of November.

- Elina, what day is it today? – It’s Tuesday today.

Фонетическая зарядка, отработка звуков (звуки на доске)

T. – Before starting our work let’s remember some sounds, look at the blackboard and repeat after me.

(на доске звуки и слова, читаем и соотносим звуки со словами)

t1604567257aa.jpg
t1604567257ab.jpg
t1604567257ac.jpg

2 Целеполагание:

Учитель привлекает внимание детей на слайд №1 и просит прочитать слова. Now boys and girls, look at these words and read them, please! What are these words mean ? (Что означают эти слова? Дети отвечают – семья)

3 Актуализация знаний .

Учащимся предлагается прослушать и прочитать слова, связанные с данной темой (аудирование) работа с учебником.

But what should we do before read the text? – remember and repeat the words, connected with the topic .

Now open your books at page 65 ex.3 look and listen to the tape. Then ex.5 at page74. Look and listen to it.

4 Первичное усвоение знаний .

Детям предлагается открыть рабочие печатные тетради и прочитать задание к тексту упражнения №1 стр. 23

- посмотрите внимательно на фотографию семьи и скажите о каких членах семьи будет идти речь в данном тексте, назовите род занятий членов семьи (прогнозирование содержания текста)

- дети называют членов семьи на английском языке и род занятий членов семьи (по мнению детей)

- прочитайте текст и скажите правильно ли вы угадали членов семьи, род занятий членов семьи?

- закончите предложения в конце текста, выбрав правильный вариант ответа.

Dear boys and girls! Open your workbooks at page 23 ex.1 and read the task! Look at family picture very attentively and name members of the family and guess their career. Then read the text very attentively and do the task after the text.

5 Физкультминутка музыкальная

6 Закрепление знаний, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(работа в группах, раздаточный материал с заданием по прочитанному тексту) перед началом работы в группах детям предлагается вспомнить правила поведения на английском языке.

- быть активным Be active !

-быть терпимым Be tolerant !

-уважать друг друга Respect each other !

- не бояться ошибок Don’t afraid of making mistakes!

Let’s divide into groups and do some more tasks to the text! Remember the rules of working in groups!

The 1 st group finds out the information about the interests of family members in the text then fill the chart.

The 2 nd group finds out the information about the careers of family members in the text then fill the chart.

Дети работают в группах, заполняют кластер об интересах и о роде занятий членов семьи Мэри. Затем сравнивают результаты работы с эталоном (слайды №4,5) обсуждение допущенных ошибок и коррекция.

7 Рефлексия (слайд №6) и оценивание работы за урок (дети сами оценивают свою работу)

8 Дома: №2,3 с.24-26 рабочая тетрадь.

Circle the right items (a—c) to complete the sentences after the text.

Mary lives together with_________________

her parents, her grandparents, her great-grandparents and her aunt

her parents, her grandparents, her great-grandparents and her cousin

her parents, her grandparents, her great-grandparents and her uncle

Mary’s great-grandmother works as ______________

a shop assistant

loves to take photos of birds

has a lot of animals

writes about birds

Find out the information about the interests of family members in the text and fill the chart.

Find out the information about the careers of family members in the text and fill the chart.

Работа с учащимися по изучению темы ведется как в индивидуальном порядке, так и по группам, фронтальная.

Основным средством систематизации учебного материала выступили таблицы (их составление, предоставление возможности учащимся их самостоятельно озаглавить), схемы-кластеры. Заметим, что предлагаемый вариант урока содержит уже готовые модели схем, таблиц по причине ограниченного времени на уроке и большого объема проводимой работы. Такая частичная форма обучения обусловлена и тем, что в 5 классе мы только учимся систематизировать материал, работая с отдельными элементами таблиц. При заполнении таблиц, кластеров акцентируем внимание учащихся на ключевых словах в теоретическом материале урока, учим классифицировать информацию на главную и второстепенную.

Важным на уроке видится и развитие умения работать со словарями (в частности, толковыми), вычленять из нескольких толкований лексемы то, которое упоминается в определенном контексте. Известно, что подобного рода задания встречаются на итоговой аттестации в выпускных классах. Уже в 5 классе проводим работу с заданиями данного типа.

Предлагаемый вариант урока включает технологическую карту урока, рабочий лист (приложение 1), презентацию (приложение 2).

Тип речи - рассуждение

урок открытия нового знания

Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Под ред. А.Д.Шмелёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2015

Планируемые образовательные результаты:

Читайте также: