Технический прогресс и развитие научной картины мира конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Наша встреча неслучайна.
Гости ждали наш урок.
Нужно точно уложиться
В полчаса. Такой вот срок!
Поработаем мы славно.
Я Галина Витиславна!

На ваших партах лежат листочки-ваши дорожные карты, в которых мы будем сегодня работать. Подпишите их, поставьте сегодняшнее число и выберите свое настроение, обведите подходящий для вашего настроения смайлик.

Пожелаем друг другу удачи и вперед.

2. Актуализация опорных знаний.

Вношу в класс черный ящик. Вопрос детям: В ящике находятся два предмета, хорошо вам знакомые. Ваша задача- угадать, что находится в ящике? Даю наводящие подсказки:

-Наверняка, многие из вас это употребляют.

-Бывает в баночке, пластиковой или стеклянной таре.

-Предмет имеет почти круглую форму.

-Он часто бывает составляющей вашего завтрака, а может даже обеда.

-Это можете сделать сами, особенно девочки. Да и предмет этот женского рода.

-Сладкая, вкусная, пышная, мягкая.

Достаю из черного ящика две булочки .

-Посмотрите, чем они отличаются?

Разламываю каждую булочку пополам и показываю внутреннюю часть. Одна булочка с изюмом, а другая – без. А теперь я расскажу историю появления этих предметов.

Изобретение кока-колы. В XIX веке знаменитая coca-cola была всего-навсего… лекарством от зубной боли! Это средство, которое представляло собой микстуру в виде сиропа, создал американский фармацевт Джон Пембертон . И вот однажды вмешался случай… Дело в том, что лекарство при продаже полагалось разбавлять обыкновенной питьевой водой. Но летом, когда жара, духота, покупатели торопят, вот и заспешил продавец и краники перепутал — налил в микстуру не обычную воду, а газированную. В итоге густой темный сироп зашипел, вспенился. И оказалось весьма вкусно! Вот так, благодаря Пембертону, а может быть, и торопливому аптекарю, весь мир сегодня пьет coca-cola…

Изобретение булочки с изюмом.
Это неожиданное открытие произошло в сер. XIX века. Изобрел булочку с изюмом известный российский булочник Иван Филиппов . Правда, при участии соавтора — таракана! Как-то раз генерал-губернатор Москвы Закревский, в гневе, весь красный и разъяренный набросился на кондитера с криками о том, что обнаружил в булочке таракана. Филиппов всерьез испугался, но не растерялся — он спокойно съел таракана. И уверил губернатора, что тот обознался и принял изюм за таракана. И тут же, чтобы убедить грозного чиновника, в пекарне срочным образом изготовили целую партию булочек, в тесто которых добавили огромное количество изюма. Новый вид кондитерских изделий пришелся очень даже многим по вкусу.

-Герои моего рассказа случайно нашли техническое решение, которое нашло широкое применение в практике. Скажите, как это можно назвать одним словом?

-Правильно. Изобретение - это техническое решение, обладающее новизной и практической применимостью, полезностью.

-Проведем с вами некий эксперимент с мячами. Мячи, вы видите, совершенно одинаковые. Вам нужно выяснить, какой мяч будет прыгать выше, но определить это мы должны только касаясь мяча рукой, но не ударяя по нем. Как мы можем это узнать? (проверить на упругость). (Дети экспериментируют и делают вывод)

-А теперь мы с вами, благодаря опыту, эксперименту и наблюдению, выявили свойства мяча, то есть, обнаружили закономерность, которая позволила нам узнать что-то новое. Какое понятие подразумевает обнаружение - существующих законов природы или установление свойств материального мира, которые вносят изменения в наше познание, наше мировоззрение.

- Открытие - это обнаружение… Запишем понятия в дорожную карту.

-На каких уроках вы можете познакомиться с открытиями?

-Физике, математике, химии, истории. Как одним словом назвать все эти понятия?

3.Постановка темы и цели урока.

-Какая же сегодня у нас тема урока?

-Но это лишь часть темы. Мы с вами будем говорить не только об открытиях, но их главном свойстве, главной особенности - о какой? Если затрудняетесь ответить, найдите ответ на вопрос в учебнике пункт 1, §5, стр. 46.

-Изменение нашего мировоззрения. На мир мы смотрим с научной точки зрения, поэтому вторая часть темы- создание научной картины мира.

-Какую цель мы пред собой поставим?

Выяснить, как создавалась начная картина мира?

4.Открытие новых знаний.

-Откройте учебник на странице 46 и прочтите четыре нижних строчки. Скажите, где вы оказались? Кого там увидели?

-А вот кто этот мальчик, расскажу вам я.

(Рассказ учителя о Фарадее и его открытии электромагнитной индукции, в ходе рассказа вешает его портрет и картинку – генератор ).

Изучением электромагнетизма занимались позже Джеймс Кларк Максвелл, Генрих Герц. Заслуга их в том, что вместо механической теории существования мира они создали электродинамическую. На основе их открытий было изобретено радио и телеграф. Кто это изобрел?

-Маркони и Попов.

- Лоренц, Стоуни пытались объяснить явление электромагнетизма с точки зрения строения атома.

-Что такое атом? Это микрочастица. А вот о следующей сенсации (кстати, что означает это слово?), связанной с изучением атома, расскажет нам………………

Презентация о радиоактивности

Спасибо. Картинка атома и портрет Марии Кюри

Имя этого ученого знает весь мир. Посмотрите на его портрет, изобретение и назовите имя. Рентген . О нем нам расскажет…………………

6.Закрепление полученных знаний.

Сегодня мы в ходе совместной деятельности пришли к новым знаниям и понятиям. У нас осталось одно 3 задание в дорожной карте, которое позволит вам оценить самим вашу результативность работы на уроке. Выполните его. После того, как вы выполните задание, я вам скажу правильные ответы.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

1) научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

2) развивать умение выступать перед аудиторией;

3) научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование: Мультимедиа проектор, компьютер

ВложениеРазмер
21_09_sozdanie_nauchnoy_kartiny_mira.docx 24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование: Мультимедиа проектор, компьютер

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Открытия в физике
  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Какие же выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества можно сделать?
  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

А теперь я предлагаю небольшую викторину.

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Самоанализ урока истории в 8 классе

Тема урока. Наука: создание научной картины мира.

деятельностная: формирование у учащихся умения реализовать способы действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: радиоактивность, микрочастица, пастеризация, научная революция, сенсации, стерилизация, стетоскоп;

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

личностные: ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию, умение публично выступать, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; утверждение внутренней позиции, мотивации учения;

регулятивные: постановка учебной цели, задачи; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

коммуникативные: слушать и понимать речь и мысли других, уметь соблюдать правила общения и поведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсное обеспечение: презентация.

Структура урока логична, соответствует методическим и санитарно – гигиеническим требованиям, а также цели и типу урока.

Все этапы урока были представлены наглядно, каждый этап имел свою завершенность и логический переход к другому этапу.

На организационном этапе урока создала ситуацию для мотивации работы на уроке приветствием в стихотворной форме. При определении темы урока использовала наглядно-исследовательский метод, формировала познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.

Этап актуализации знаний был проведён на основе принципа диалогического общения таким образом, чтобы дети систематизировали те знания, которые они получили ранее и которые им понадобятся к уроку.

На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, творческую активность, желание выполнять задания. На данном уроке дети охотно включались во все виды работ, проявляя не только свои знания, но и умения работать коллективно, в группах, самостоятельно. Форма урока заинтересовала детей, и они с удовольствием выполняли задания . На уроке обогащался словарный запас, велась работа над формированием речи, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия. Уделялось внимание здоровьесберегающей функции.

Структура урока, спланированные вопросы, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. Для активизации мышления учащихся создавались проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд. На уроке были использованы разные приемы и формы работы.

Осуществлялась связь с жизнью, межпредметные связи с физикой, биологией. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить свою деятельность.

На каждом этапе урока шло закрепление изученного материала.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Цель урока достигнута. Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС.


Урок позволит рассмотреть этапы индустриальной революции, определить тенденцию развития инженерной мысли в XΙX в., охарактеризовать основные черты нового времени.

Описание разработки

Цели:

Рассмотреть этапы индустриальной революции;

Определить тенденцию развития инженерной мысли в XΙX в.

Охарактеризовать основные черты нового времени;

Определить тенденции изменения жизни человека.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

Работа с датами:

28 июня 1914 г. – Сараевское убийство

28 июля 1914 г. – начало Первой Мировой войны

5-9 сентября 1914 г. – битва на Марне

Май 1915 г. – Горлицкий прорыв

Июнь 1916 г. – Брусиловский прорыв

6 апреля 1917 г. – вступление в войну США

11 ноября 1918 г. – окончание Первой Мировой войны

3. Изучение нового материала.

Технический прогресс и развитие научной картины мира.

В эпоху нового времени происходят новые демографические процессы:

Ускоряется рост населения;

Эмиграция в Новый Свет;

Преобладание города в экономической жизни.

Плюсы и минусы развития индустриального общества.

Господство машинного производства.

Разделение труда, развитый рынок.

Демократизация общественного устройства.

Усиление влияния человека в обществе и его власть над природой.

Выделение двуокиси водорода привели к потеплению атмосферы.

Новые виды оружия сделали войны особенно опасными.

Разработка урока по истории на тему Технический прогресс в XIX веке

Зависимость производства от источников энергии.

Технический прогресс породил экологические проблемы.

Технический прогресс:

Генри Модслей 1800г. – изобретение токарного станка.

Жозеф Жаккар - автоматический станок для выработки крупноузорчатых тканей.

Генри Бессемер 1856г. – вращающаяся печь для выплавки чугуна (конвертер).

Пьер Мартен – специальная печь для выплавки стали более высокого качества.

Джордж Стефенсон 1825г. – строительство первой железной дороги и паровозостроение. 1840г. – 7700тысяч км. 1912г. – 1 080 000 тысяч км.

Эрнст Вернер Сименс – узкоколейка с электрической тягой, в результате появились электрички.1879г. испытана первая электричка.

1885г. Карл Бенц изобрел трехколесную машину с горизонтальным двигателем, работающим на бензине.

1895г. Готлиб Даймлер изобрел прообраз современного автомобиля.

17 ноября 1869г. построен Суэцкий канал(161км), соединивший Красное и Средиземное моря. Фердинанд Лессепс руководил строи-тельством, которое продолжалось 10 лет.

4 июня 1783г. братья Монгольфье испытали полет воздушного шара.

Жак Шарль создал модель аэростата.

Отто Лилиенталь проводил эксперименты по полету планеров. В 1896г. разбился.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.в области качеств, отношений друг с другом, ценностей:

Уважительное отношение друг к другу;

Смогут проявить эмоционально-ценностное отношение к научным достижениям и их практическом значение

Оборудование: оформление доски, электронная презентация

Основные понятия для урока:

Радиоактивность - самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.

Микрочастица - частица весьма малой массы; к микрочастицам относят элементарные частицы, а также атомные ядра, атомы, молекулы; движение микрочастиц описывается квантовой механикой.

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

Электрон - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества.

Атом - частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

1.Организационный этап(3 минуты).

2.Проверка домашнего задания(7 минут)

3. Изучение нового материала(20 минут).

4. Закрепление нового материала(5 минут).

5. Инструктаж к домашнему заданию(2 минуты).

6.Подведение итогов. Рефлексия(3 минуты).

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

Слайд 3(запись в тетради):

1.Уважение индустриального общества к науке и технологии

2.Требование самой жизни в познание законов механики и электричества

3.Технический прогресс позволял создавать необходимые приборы для научных исследований

Всё нам разрешили остановиться на этой станции. На ней нас встречает человек. Он одет в чёрный фрак и с бабочкой на шее. Как вы думает кто это? Это Майкл Фарадей. Что вы о нём знаете?(он открыл электромагнитную индукцию в 1831 году). Это если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, то в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя. Можно сказать, что мы ему обязаны во многих технологических средствах современности.

Вслед за ним на станцию выходит ещё один англичанин Джеймс Кларк Максвелл, а рядом с ним немец Генрих Герц. Они что-то обсуждают. Как вы думаете, что общего у этих двух людей? (Максвелл создал электромагнитную теорию света, а человек, который идёт рядом с ним её экспериментально подтвердил).

А вслед за ним, чтобы нас встретить выходят целая группа людей. Их лица нам знакомы. Это Вильгельм Конрад Рентген, английский физик Э.Розерфорд и супруги Кюри. Что вы можете рассказать об этих людях?

Рентген создал Х-лучи, а Э.Резерфорд и Кюри разрабатывали учение о сложном строение атома. Супруги Кюри вместе с Беккерелем даже получили Нобелевскую премию. Именно они доказали, что атом не простая частица, а имеет сложное строение.

Поезд уже хотел отъехать, но вдруг на перрон входит запыхавшийся человек. Это Луи Пастер. Создатель микробиологии. Именно ему мы обязаны созданием прививки от бешенства. Теперь у нас, если нас покусает бешеная собака или лиса есть шанс выжить. Кроме всего прочего это благодаря нему сейчас на прилавках мы видим такое множество консервов. Именно Луи Пастер является создателем пастеризации и стерилизация. Вы знаете, что такое пастеризация?

Записываем в тетради:

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

В отдаление стоит группа из 3-х человек(Дженнер,Роберт Кох, Илья Мечников). Как вы думаете, что их связывает?(они занимались защитой организмов от микробов. Дженнер –вакцина от оспы, Кох-бацилла Коха и меры борьбы против эпидемий туберкулёза и лекарство против него.)А что сделал Мечников?(разработал учение о защите от микробов).

Вот мы с вами говорили о физике, биологии, медицине. А что в это время происходит с образованием? ведь не может быть так, чтобы развитие общества и науки не сказаться на системе образования в Европе и Северной Америке. Какие процессы там происходили?

Создание светского всеобщего обязательного начального образования.

Увеличение численности вузов, библиотек

Знание получают не ради знаний, а ради применения их на практике

Взгляните пожалуйста на схему. Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, что за даты там написаны? С чем они связаны?

(введения обязательного начального образования+ гос.школа в США)


4.Закрепление нового материала(4 минут).

Ребята много ли мы сегодня нового узнали об науке вы XIX веке?

Во время урока вы прослушали информацию об учёных и их достижениях в области науки.

Что вы нового о них узнали? а что знали и до сегодняшнего занятия? как эти открытия используются в наше время?

5.Инструктаж к домашнему заданию

2)таблица(вопрос 2 после параграфа)

Научная область

Год открытия

Содержание и значение открытия

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

Джеймс К. Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

Создали первый беспроволочный телеграф

Вильгельм К. Рентген

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Мария Склодовская - Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

Создал прививки от бешенства и науку микробиологию. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете

Создал вакцину против оспы

Сконструировал стетоскоп. Это позволяло выявить туберкулез на ранней стадии развития

Открыл бациллу Коха – возбудитель туберкулеза, создал лекарства

Создал учение о защите организмов от микробов

Доп. Задание сделать презентации по Параграфу 6(Художественная культура 19 века):

2)Всё сводится к деньгам

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?

Я вам сейчас раздам лучики. Напишите на них своё впечатление о сегодняшнего урока.


-75%

2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным, выполнив опережающую работу самостоятельно или при помощи преподавателя или одногруппников.

3. При подготовке к уроку и его проведении целесообразно использовать средства ИКТ:

Виды использования приложений на уроке MS Office:

  • Объяснение нового материала для фиксации внимания учащихся.
  • Создание учащимися фотоальбомов в ходе выполнения опережающего домашнего задания.
  • Подготовка учащимися презентации для сопровождения собственного выступления.

Работа с ресурсами Интернет.

Обоснование использования средств ИКТ на уроке:

  • развитие умений, требуемых стандартом среднего (полного) общего образования;
  • структурирование и оперативность изложения нового материала;
  • представление результатов опережающей работы;
  • оказание преподавателем детям образовательной поддержки в информационной среде.

4. Учащимся предоставляется выбор формы организации деятельности на уроке и при выполнении опережающего домашнего задания (индивидуальная, в парах или групповая – до 4-х человек); темы опережающего домашнего задания (учащиеся могут предложить свои темы или воспользоваться вопросами предложенными преподавателем); форма представления на уроке результатов работы

Реализация на уроке ФГОС среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Направленность реализацию следующих целей:

  • Овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации
  • Освоение системы знаний об истории человечества

Развитие опыта познавательной деятельности: умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, формулирование полученных результатов информационно-коммуникативной деятельности: поиск, извлечение, передача нужной информации по заданной теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование ИКТ для презентации результатов

Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине XX века.

Тип урока: комбинированный

Развивающая цель: развитие умений анализа информации, представленной в визуальном ряде, поиска и извлечения нужной информации по заданным заранее вопросам в сети Интернет, использования ИКТ для представления результатов своей работы, представление результаты работы на уроке в форме конспекта и таблицы.

Образовательная цель: понимание учащимися роли и особенностей научно-технического прогресса в первой половине ХХ века, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период.

Воспитательная цель: воспитание уверенности в себе, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, сокурсниками в ходе подготовки к уроку.

  1. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1
  2. Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1,2
  3. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1

Возможности учебника для реализации поставленных целей:

1. Материал параграфа хорошо структурирован, выделена основная и дополнительная информация, курсивом выделены опорные слова. Это создает предпосылки для самостоятельной работы с текстом дома (опережающее задание) и на уроке, для достаточно быстрого чтения на уроке.

2. На обложке и форзаце учебника размещены иллюстрации, среди которых символы технического прогресса XX века. Используются для реализации развивающих целей.

3. http:// school-collection.edu.ru к учебникам, используемым на уроках, есть следующие ресурсы, которые можно использовать для реализации развивающих целей: иллюстративный ряд "Революция в естествознании", "Символы технического прогресса.

4. В качестве домашнего задания предложены вопросы учебника, направленные на реализацию целей урока:

  • Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
  • Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17.

Опережающие задания (выступления на уроке).

Задание выдается не менее чем за 2 недели до урока.

1. Составить на основе учебников и конспектов перечень наиболее значимых открытий и изобретений нового времени; подобрать соответствующие иллюстрации в сети Интернет; оформить результаты работы с помощью приложений MS Office.

2. Прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1. Подготовить "фотоальбом", презентацию о наиболее значимых событиях, с вашей точки зрения событиях истории НПТ в XX веке, которые повлияли на жизнь человека; дать название и объяснить его.

Почему, с вашей точки зрения, авторы называют эти достижения в качестве символа прогресса?

5. Рассмотрите и назовите символы НТП, расположенные на обложке и форзаце учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. Подберите соответствующие подписи. Объясните, почему авторы выбрали именно эти иллюстрации в качестве символа прогресса? Представьте результаты работы с использованием приложений MS Office

6. Составить вопросы и провести опрос для исследования отношения родителей, родственников, учителей, сверстников к научно-техническим достижениям первой половины XX века. Выявить 5 "полезных" и 5 "негативных" изобретений; представить результаты работы с использованием приложений MS Office.

Для разработки вопросов прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1 и Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС"§2 2008.

7. Организовать и провести небольшое исследование на темы:

  • Как автомобиль завоевал признание?
  • Кто изобрел автомобиль?
  • Другие темы, предложенные учащимися

Представить результаты работы с использованием приложений MS Office

10. Общее задание.

Что такое научно-технический прогресс?

Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?

Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (Приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".

Приложение можно получить у автора статьи.

План урока и временные рамки:

  1. Организационный этап
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Мотивация, целеполагание
  4. Изучение нового материала
    4.1 Составление конспекта на основе рассказа учителя
    4.2 Выполнение самостоятельной работы по учебнику
    4.3 Представление учащимися результатов работы над опережающим заданием 3,4,7
  5. Закрепление, обобщение материала
  6. Подведение итогов урока
  7. Домашнее задание

1. Организационный этап.

Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Задачи: актуализация знаний учащихся для установления внутрипредметных связей, проверка умения анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.

  1. Повторить технические достижения XIX вв.
  2. Что такое научно-технический прогресс?
  3. Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?

Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества"

Форма организации и виды деятельности учащихся.

Индивидуальная форма: выполнение письменного задания.

Фронтальная беседа: устный ответ на вопросы преподавателя.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

1. Демонстрация задания для письменной работы (приложение1).

Задание: Просмотрите "фотоальбом" и перечислить технические достижения XIX вв., их авторов. Запишите ответ в таблице (приложение3).

Задание разработано совместно с учащимися, которые выбрали опережающее задание 1. Задача преподавателя обеспечить методический аспект (временные рамки, последовательность, и т.д.)

2. Организация беседы по вопросам:

  • Что такое научно-технический прогресс?
    Движение вперед человеческого общества в развитии науки и техники.
  • Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".

3. Организация промежуточного контроля.

3. Мотивация, целеполагание.

Привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).

Форма организации и виды деятельности учащихся.

Фронтальная беседа, отвечают на вопрос преподавателя.

Просмотр слайд-шоу, которое было подготовлено учащимися – опережающее задание 2, названное авторами "7 шагов". Шаг ,с их точки зрения, – это событие в истории НТП в первой половине XX века. Они не позволили остаться миру прежнему.

Запись темы урока.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

Организация совместного рассуждения о значении НТП в XX веке на основе имеющихся знаний и опыта по вопросам:

  • Без каких вещей, предметов, мы не представляем нашу жизнь сегодня?
  • Знаете ли вы, когда они были изобретены?
  • Представляете ли вы, какими были привычные сегодня вещи в момент их изобретения: телефон, автомобиль, высотное здание и т.д.?

90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.

Демонстрация презентации "7 шагов", слайды 1,2 презентации преподавателя

Задачи: 1. Составить конспект занятия по предложенным вопросам в ходе рассказа преподавателем, самостоятельного выполнения работы с учебником.

2. Сделать вывод о роли и особенностях научно-технического прогресса в первой половине ХХ века и заполнить строку 3 в таблице "Технологические революции в истории человечества"

Необходимо напомнить о наличии правил составления и оформления конспекта (Приложение 6)

4. Изучение нового материала

Развить опыт извлечения и передачи нужной информации по теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, презентации опережающих заданий с помощью ИКТ; понять причины ускорения, основные направления, самые значимые открытия, обусловленность перехода к крупномасштабному индустриальному производству

Формы организации и виды деятельности учащихся:

1.Оформление записей в тетради в соответствии с правилами составления конспекта и оформления текста в ходе рассказа преподавателя.

2.Выполнение самостоятельной работу по учебнику с целью проверки сформированности умения внимательно читать текст и выделять главное, продолжить записи в тетради.

3. Представление результатов работы над опережающим домашним заданием. Дополнение конспектов на основе выступлений других учащихся.

В конспекте должны быть отражены следующие вопросы:

  • Причины ускорения НТП в начале XX века (рассказ учителя, слайды)
  • Основные направления научно-технического прогресса (рассказ учителя)
  • Имена ученых, чьи открытия в наибольшей степени повлияли на развитие НТП в начале XX века (учебник, с.11–13, выступления учащихся – задания 3,4)
    Обратить внимание: Г.Форд, Ф.Тэйлор, В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн (учебник с.11–13, выступления учащихся)
  • Страны, которые охватил научно-технический прогресс (учебник,§1)
  • Переход к индустриальному типу производства (учебник, с.14–16; выступления учащихся – задание 7)
    Обратить внимание: массовое потребление, конвейерное производство, система Тейлора (с.11, 14–15, выступление учащихся)

Приложение 7 – один из вариантов конспекта.

Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

1. Рассказывает (слайды 4–10 учительской презентации).

  • О причинах ускорения НТП в начале XX века.
  • О направлениях научно-технического прогресса.

2. Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по вопросам.

  • Назвать основные направления НТП в начале XX века и наиболее значимые научные открытия XX века и имена их авторов.
  • Дать определение терминам "массовое производство", " система Ф.Тейлора", "конвейерное производство".
  • В чем причина перехода к крупномасштабному индустриальному производству?
  • Назвать страны, которые охватил научно-технический прогресс.

3. Дает необходимые пояснения учащимся по ходу выполнения самостоятельной работы.

4. Следит за соблюдением регламента выступлений учащихся.

5. При оценивании работ учащихся оцениваются: степень самостоятельности в поиске информации в сети Интернет, точность раскрытия темы задания, наличие и правильность оформления ссылок, использование средства MS Office при выступлении, своевременность выполнения работы.

5. Закрепление, обобщение нового материала.

Проверить степень усвоения знаний по теме урока, сделать вывод по теме.

Форма организации деятельности учащихся.

1. Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):

  • список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;
  • список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.

2. Сравнивают ответы с результатами опроса, который был проведен как одно из опережающих заданий – задание 3 и представлен учащимися на уроке

3. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века и соответствующие записи в конспекте.

Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

  1. Контроль правильности суждений учащихся, анализ допущенных ошибок в ходе представления работ.
  2. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века.
  3. На этом этапе оценивается умение выслушать точку зрения других, аргументировать свой ответ.
  4. Делает заключение.

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать §1учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. – §1.
  2. Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
  3. Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17

Форма организации деятельности учащихся.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.

  1. Визуальный контроль, наличие записей о домашнем задании.
  2. Установление правильного понимания сути заданного на дом учащимися.

7. Подведение итогов.

Подвести итоги учебного занятия (оценить работу группы на уроке).

Форма организации и виды деятельности учащихся: фронтальная беседа.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:

Читайте также: