Авторский миф в романе господа головлевы конспект

Обновлено: 01.07.2024

Результат: предотвратить возможные технические заминки и недоразумения, связанные с корректностью работы в онлайн- режиме.

- Давайте сейчас попробуем под другим углом рассмотреть тему лекции.

-Пусть каждый сейчас напишет в общий чат 2-3 задачи по теме лекции в такой форме:

-Постановка студентами собственных задач на основе выполненного упр. и темы лекции.
- Фиксируют в конспектах план лекции.


Задача: обозначить основные цели и задачи для каждого присутствующего и проговорить план лекции:

5. Освещение тематики и проблематики романа в контексте исторических событий 19 века в России ( отмена крепостного права)

- Почему Салтыков решил взять себе литературный псевдоним?

- Какие журналы публиковали его рассказы?

- Кто из его сподвижников- литераторов побоялся публиковать первые два рассказа, за которые в последствии Салтыков- Щедрин был командирован в Вятку на 8 лет?

Благодаря своему впечатляющему жизненному опыту работы на государственной службе, мог публиковать настолько злободневные и остроумные очерки, что практически с первых строк завоевал любовь читателей и покорил сердца многих известных критиков.

- Посмотрите на слайде я отразила для вас наиболее интересные высказывания о творчестве Щедрина.

(демонстрация слайда)

М. Е. был воспитан на лоне крепостного права, в деспотичной консервативной семье, вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в его творчестве.

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

Праздность, непригодность к какому-либо долу, безудержное стремление урвать для себя кусок получше, пожирнее, - все эти привычки, унаследованные от времени крепостничества и закрепленные в целом ряде поколений уже в виде определенных черт характера, и точат семью, раздирают ее в клочья.

попробуем разобраться, почему Д. Мирский назвал этот роман- цикл

- Постановка проблемного вопроса, на основе которого будет осуществлять контроль результатов усвоения материала лекции.

Роман начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), затем на протяжении повествования перед нами предстает целая галерея умирающих, сходящих со сцены жизни людей. Головлевы это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву, писал сатирик. Образы Головлевых старшего и младшего поколения яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении.

Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников.

Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества.

Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления все в романе служит одной цели раскрытию причин гибели строя крепостников.

Отметим также еще очень важный композиционный момент в романе: автор сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их взаимоотношения с крестьянами. Мне кажется, писатель сделал это для того, чтобы создать еще более безысходный и не гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая действительность как бы сама не выпускает их из ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь.


Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны.

Центральная тема романа - обреченность помещичьего сословия . Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.

Психологизм- система средств и приёмов изображения внутренней жизни персонажа с целью детального раскрытия внутреннего мира, взглядов, мыслей, чувств и стремлений.

Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.

Изучение романа происходит следующим образом.

Урок 1

Тема. Простая русская семья

Учащиеся заранее получают задания.

Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.

Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны (портрет, черты характера, сфера интересов, манера поведения, отношения с людьми, цели и смысл её жизни, ключевые фразы-понятия Арины Петровны).

После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.

Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

— На чём строятся отношения между родственниками?

— Как герои относятся друг к другу?

— Можно ли назвать их родными людьми?

— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?

— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?

— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?

— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?

После беседы об Арине Петровне Головлёвой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают её с Коробочкой.

Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых?

При подведении итогов урока в особо отведённый лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.

Урок 2

Тема. Головлята

Учащиеся заранее получают задание подготовить:

1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).

— О Степане от имени пассажиров кареты;

— о Павле от имени соседей-помещиков;

— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;

— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.

Ход урока

Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.

Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.

— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?

— С какими мотивами связан герой, и почему?

— Что или кто виновник гибели героя?

Урок 3

Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлёва

Урок начинается с обсуждения характеристики Порфирия Владимировича, данной в первой главе романа.

— Кто даёт эту первую характеристику? Что в ней странного и загадочного?

— Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?

— Какова история библейского Иуды?

Мы обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.

Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти — замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок.

Зловещие слова замаскировались, надели маску “приличности”, “благодушия“.

Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его “загадочность” для автора, для читателя и даже для Арины Петровны.

После обсуждения Иудушки Головлёва в классе заполняется таблица.

В конце урока проводится запись нравственно-философских понятий, затронутых на этом уроке.

Литература

1. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983.

2. Белова М.Г., Мурин Д.Н. Тематическое планирование уроков литературы в 8–10-м классе. СПб., 1994.

3. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Семейная тема в романе

Подготовила: Адракова А.Г.

г. Петропавловск, 2016-2017 уч.год

Цель: на примере образов семьи Головлевых определить причины духовной деградации человека; указать важнейшие человеческие ценности, которые должна формировать семья.

-Уметь давать характеристику главным героям романа;

-Уметь сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;

-Уметь графически изображать свою точку зрения;

-Уметь образно выражать свои мысли;

-Уметь делать выводы и рефлексировать.

Литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий .

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Эти действия могут формироваться на уроках литературы в ходе проектной деятельности, в ходе уроков-дискуссий, дебатов, семинаров, научных и читательских конференций.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные и регулятивные действия на уроках литературы развиваются в ходе решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

1.Организационный этап

Размещение групп по своим местам (группы постоянного состава)

2. Актуализация

Слово учителя: Наш урок мы начнем с просмотра социального ролика, тему которого вы должны будете определить сами.

- Назовите тему данного видеосюжета \СЕМЬЯ\

- Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? ( запись в тетради)

- Какова была главная цель жизни Арины Петровны и достигла ли она этой цели (Цель: наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Цели не достигла: все потеряно, жизнь своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву)

- Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, почему это произошло и рассмотрим семейную тему в романе "Господа Головлёвы"

«В течение нескольких поколений три характеристические

черты проходили через историю этого семейства:

М.Е. Салтыков-Щедрин

- Для реализации цели сейчас мы перейдем непосредственно к анализу романа.

Анализ текста произведения.

Учитель все проговаривает в классе

Слово учителя до работы с постерами:

рассказать о прототипах героев;

найти в тексте описание героев,

рассказать всё о жизни героев и ее итоге (черты характера, отношения с членами семьи, судьба в конце жизни)

использовать цитаты

создать презентацию

Сейчас вы должны обобщить проанализированный вами материал и представить его в виде постера.

Прежде, чем вы приступите к работе, предлагаю вам разделить обязанности в группе:

1) Лидер группы – основная функция капитана координация работы группы, капитан следит за работой каждого из учеников, если совершаются ошибки, то его обязанностью является исправление или направление в нужное русло работы. Следует отметить, что это очень важная и ответственная роль, которая поможет дисциплинировать учеников, а также ее можно доверить ученикам, имеющим более глубокие знания или высокий уровень критического мышления;
2)
Секретарь – обязанностью является запись действий, ведение журнала работы группы, фиксирование предложенных идей;
3)
Исполнитель (2человека) – ученик или группа учащихся непосредственно выполняющие роль оформителя при создании кластеров или презентаций, или видео-/ звукооператора и монтажника при создании роликов и т.д. Для этой категории можно выбрать сразу несколько учеников, что бы уменьшить нагрузку на обучающихся;
4)
Хранитель времени – обычно на занятиях данную функцию выполняет капитан команды, но можно определить и отдельного ученика.
5)
Спикер (2человека) – ученик, презентующий готовый продукт.

На уроке вам отводится около 7-10 минут на создание постера и 5-6 минут на выступление .

Учитель объясняет про оценивание работ: на столе у каждой группы лежат цветные стикеры. Вам нужно будет оценить работу других групп по следующим критериям:

розовая звездочка – оформление

желтая звездочка - ораторство

оранжевая звездочка – полнота раскрытия темы

зеленая звездочка – доступность изложения материала

Свой выбор вы должны будете обосновать

2 мин \объяснение\

+ 7 мин \создание постера\

Слово учителя непосредственно перед защитой проектов:

- Время вышло. Сейчас мы выслушаем спикеров. Но прежде обратите внимание на таблицы, которые лежат на ваших столах. В ходе выступления групп каждый из вас должен заполнить данную таблицу, которая поможет нам увидеть общую картину семьи и характеристику каждого члена этой семьи в отдельности.

Эп иг ра ф к у р о к у : В усл ов ия х э т о г о м и р а С ов е с ть ли ш ен а воз мож нос ти с у щ е с тв о в а ть .

О н а и зг о ня е тс я в д у ш е в н ы е г лу б ин ы , н а д у ш е в н ы е зад во рк и, за бив ает ся там .

- И т ак п ро чи т ан а ещ е од н а кн и га , со ст оя ло с ь з на ко мс тв о с н ов ым и г ер оя ми , от к ры ла сь

Р а б о т а н а д р о м а н о м , о с о б е н н о н а д о б р а з о м П о р ф и р и я Г о л о в л е в а , с о п р о в о ж д а л а с ь

н апр яж ен ны ми т вор чес ки ми и с к а н и я м и . " Бо ю с ь о дн о го , - вы с ка з ыв а ет са т ир и к с в ои

оп асен ия Нек ра сов у в 1876 год у, - ка к б ы н е с ко мк ат ь И уд ушк у ". Это еще один взгляд н а

н а ш у и ст о р и ю , е щ е о д н а п о п ы т к а о с м ы с л ит ь т о , ч т о п р о и сх о д и л о с л ю д ь ми в о в т о ро й

п о л о в и н е X IX в е к а . А д л я н а с с в а м и - ещ е од на воз мож нос ть п од умат ь, п ор азм ышля ть

н а д т е м и п р о б л ем а м и , к о т о р ы е в о л н ую т а в т о р а , е г о г е р о е в и к о т о р ы е з а с т а в ля ю т о

Сал тык ов - Щ е д р и н г о в о р и л : " Ж и в о с т ь б о л и и н е п р е р ы в н о е е е о щ у щ е н и е с л уж и л и

и с то ч н ик о м ж и в ых о б р аз ов " . Пр о ве де м с в а м и н е бо ль ш о е ис с ле д ов ан ие р ом а на " Го сп о д а

Гол овл евы ", ц ел ь к ото рого - п оня ть, о че м о н з аст авля ет з ад умат ьс я. Вна чал е в спо мни м

- К а к п о с т еп е н н о , о т г ла в ы к г л а в е , с к л а д ы в а е т с я с уд ь б а г о с п о д Г о л о в л е в ых , А р и н ы

П е т р о в н ы , е е м у ж а , с ы н о в е й и д о ч е р и , с ы н о в е й И у д у ш к и , е г о " п л е м я н н уш е к " ,

( Од ин за др у ги м у хо дят и з жи зн и пр ед с та вит е ли г ол ов ле вс ко го с ем ей ст ва : с на ча ла С те па н

Вл ад им и ры ч, сл ед о м з а н им П ав ел Вл ад им и ры ч. На гл аз ах р ас па д аю тс я и б е з т ог о е дв а

ощ ут и мо о бъ ед и ня ющ и е ге ро е в с ем ей н ые с вя зи , в б ес по мо щн о м о ди н оч ест в е уми р ае т

А ри н а П е т ро в н а , п о ги б а ю т с ын о в ь я П о р ф ир и я Во л о д е н ь к а и П е те н ь к а, к о н ча е т ж и зн ь

Н ет б о ль ш е со б е се д н и к а, к от о р о го м ож н о б ы ло б ы н е п р ер ы в но о п ут ы ва т ь ли п к о й

с ло в ес н ой п а ути н о й . И уд уш к а з а мо лк а е т и п р ед а ет с я б ез уд е р ж ны м ф ан т аз и я м. Ав т ор

н аз ыв ает э то с ос то ян и е г ер оя " за по ем п ра зд н ом ыс ли я" . Да ж е " на е ди н е с са ми м с об ой в

п р и з р а ч н о м, ф а н т а с т и ч е с к о м м и р е И уд уш к а и г р а е т в с е т у ж е р о л ь , ч т о и п р е ж д е , в

дей ств ите льн ой жиз ни , рол ь п ом ещик а - стя жате ля. О н и здесь оп у ты вает в се и вся с етью

- П о че му А ри на П ет р ов н а и з ч е тв е ры х св о их де т е й то л ь к о с ре д не г о , По рфишу , не то,

о н а ч ув с т в ов а л а н е ч то за г а д оч н о е , д о п о р ы д о вр е м ен и н е р аз ъ я сн е н н ое С а лт ы к о в -

Щ е д р и н п и ш е т , ч т о « А р и н а П е т р о в н а д ав н о у ж е с к а к о ю - то подозри тельность ю

о т н о с и л а с ь к с ы н о в н им з а ис к ив а н и я м . Э т о т п р и с т а л ь н о у с т р е м л е н ны й в зг л я д к а з а л с я е й з а г а д оч ны м ,

о н а н е в с ил а х б ы ла о п р е д ел и т ь, ч т о и м е н но о н и с то ч а е т из с е б я. . . ) - Ка к о в ха р а кт ер П а в ла

( Эт о б ы л ч е л ов е к, л иш е н н ы й по с ту пк о в . Уч а щ и ес я з а ч и ты в а ют о тр ы во к из р ом а н а . ) - К т о и з

(П ор фи ри й - с к л о н но ст ь к м но го с л ов и ю, вн е ш н е е бл аг оч ес т ие , в ид им а я у ча ст ли во ст ь, но у

п о до б ие и с кр е н не го м ат е р и нс к о го чу в с тв а . П ав е л - с тро птив ост ь, рез ко ст ь в су ждени ях,

( Эт о о д а р е н ны й о т п р ир о ды , но бе с пу тн ы й ч е л о в е к , о зо р но й и о дн о вр е ме нн о жа л к ий .

« Та ки е ли чно ст и, - до бав ляе т ав то р, охо тно п од да ютс я вс як ом у вл иян ию и мо гут с де л ат ь с я ч е м

у г о д н о : пр оп о й ца м и, ш у та м и и д а же п ре ст у п н ик а м и ) . - Ка ки м пр е дс т ав л я ет с я А р и не Пе т ро в не её

( Он пр ид е т, бу д е т т р е бо ва т ь , бу де т вс е м м о з о ли ть г ла за с во и м н и щ е нс ки м в ид ом . И н ад о будет

Ег о не спр яче шь под за мо к; о н спо соб ен и пр и чу жих яв итьс я в отр еп ье, сп особ ен п ро из в е с ти

д еб ош , б ег а т ь к со се дя м и р а сс ка з ыв а т ь им вс е с о кр ов е н но е г ол ов ле вс ки х де л ) - Что погу било

(В се э ти п ре дпо ло ж ен ия в ер ны. В ер но и то , чт о у Сте пан а с д ет с ки х ле т об раз ова лс я « х аракт ер

Гол ов лева гу бит са м у клад жи зн и. Тем са мы м в назв ан ии ром ана сло вн о бы у же с од ер ж ит ся

- К а к и е в а ж н ы е и с т о р и ч е с к и е с о б ы т и я в т о р г а ю т с я в ж и з н ь г о л о в л е в с к о г о с е м е й с т в а ?

вд р уг в оп ро с п р ед ста ви тся : ка к эт о я А гаш ку з ват ь б у д у? Ч ай, А гаф ью шк ой .. . а мо же т, и

А га фь е й Фе до ро в но й в е ли ча ть пр иде тс я! Т о пре дс тав ит с я: х од ит он а по пу ст ому дому , а

люд ишк и в люд ску ю забр али с ь и ж ру т! Жрат ь надо ес т - по д ст ол б рос аю т!. .. Т е пе рь он и

П ре д ч у в с т в ие с тр а ш ны х дл я н ее п е ре м ен па р ал и зо ва л о А р ин у Пе т ро в ну . )

( О су дь бе р о да Г о ло вл е в ы х: пр им е рн о з а 2 0 л е т - с 1 8 5 6 по 18 77 го да : До и по с ле о тм е н ы

• Об ра ти те в ним ан ие на наз ва ние гл ав и их ра с пол ож ен ие в ром ане . П ом ога ет л и э то

• К а к ие с оц и а ль н ые п р о бл е м ы п о ст а в ил а в т ор , ра с с ка з ыв а я и с т о р и ю се м ь и Г ол о в ле в ы х?

с очу вс тви е, лир иче ско го от нош ен ия, ка кое выз ыв а ет о но у Ту рг ен е ва , Ак са ков а, Г о н ч а р о ва ,

Т о л с то г о . « Г ос п о да Го ло в л е в ы и п о за м ы с лу , и п о и нт о н а ц ии , и п о в ы в о д а м - про изв еде ние

н и п о э т и ч е с к и к б е с е д о к , н и у е д и н е н н ы х с к а м е е к в г л у б и н е т е н и с т ы х п а р к о в , н и

рос кошны х липов ых алле й - вс ег о тог о, чт о рас пол ага е т к во звы шен ным ре ча м, счастли вым

з ло б н а я , п у ст о у т р об н а я; э т о с м ер т ь , в е чн о п о д ст е р е га ю ща я н о в у ю жер тв у. Все

п и с а т е л е й , и х л и ч н ы м о п ы т о м , о с о б е н н о с т я м и т а л а н т а . Т у р г е н е в - л и б е р а л ь н ы й

по мог ает оп ред ели ть ос обе нно сти ж анра : ро ман - с е ме й н ая х р он ик а , т ак к а к в ц е нт р е

о д н о в р е м е н н о и р о м а н с о ц и а л ь н о - п си хо л ог ич ес ки й : по к аз ыв ая п си х ол о ги ю ра сп ад а

с ем ь и, ч е л о ве че с ко й л ич н ос т и, пи са т ел ь п о дн им а е т о с тр е й ш и е с оц иа л ьн ые пр об л е мы .

В л и я н и е к р е п о с т н о г о п р а в а н а в с е с т о р о н ы р у с с к о й ж и з н и , п р о б л е м а д у х о в н о г о

об нищ ан ия дво ря нс тв а; ра сп рос тра не ни я ли цем ер ия и пу ст ос лов ия; пр оти вор е чи е ме жду

• О бр ат ит е в ни ма ни е а оп ис ан ие а тм ос фе ры д ом а, н а во сп ри ят ие е е отд ел ьн ым и ге ро ям и,

И с сл ед о в а н и е I I гр у п п ы . Ч т о о з на ч а ю т д в а с л о в а , в ы н е с е н н ы е в на з в а н и е р о м а н а ? К а к и е в

св яз и с этим во зник аю т ас соц иац ии? Гос под ин - вла дык а, вла деле ц, дер жащ ий вл ас ть на ме сте

по дв ла ст ные . Вс е ли у Го лов лев ых - гос по да? (не т, сл ов о у по тре бл е но с от тен ко м ир он ии , а

под дае тся . Но у Д а л я з а ф и к с и р о в а н о н е м а л о с л о в , з в у ч а н и е и з н а ч е н и е к о т о р ы х

з аст ав л яе т п о ня ть Г ол ов ле вы х, и х с уд ьб у в ро ма не : г ол о вн и ча ть , го ло вс тв о ва ть - б ыт ь

ск уд е ть , н ищ ат ь, бе дн ет ь , сг ол ят ьс я; го л ен ьк а, го ло ве шк а, го ло вк а - о бго рело е,

В та к о м м н о г о з н а чн о м к о н т ек с т е в ы с т р а и ва е т с я и н т е р е сн ы й с м ы с л о во й р я д :

го сп о да го л ов ни ча ю щи е, т е уп ра вл яю щи е , х оз яй ни ча ющ и е, го ло ве ся т, п ов е сн ич аю т

с л о н я ю т с я , и д у т н а я в н ы е и т а й н ы е г о л о в н и ч е с т в а , п р е с т у п л е н и я . П о с т е п е н н о

Мы п ог ру ж ае мс я в ат мос фе ру за бо т и т ре во г го ло вл ев с ко го б ыт а - и ст ан ов ит ся ж у т ко .

с ем ь е не т ни ка ки х св я з е й, д о бр ы х че л о в е че с к и х о т н о ш е н ий . Вс е пр о пи т ан о р ав н о ду ш и е м,

же ст ок ост ью , бе сс ерд ечи е м. Мат ь ли ше на ма те рин ск их , воо бщ е ж ен ски х чер т ( « д ет и н е

п ос то ян н о упо тр еб л яе т э пи т ет по ст ы лы й (н ем ил ый , н ел юб и мый , н ен ав ис тн ы й) . В э т ом

о п ре д е л ен и и оц е н к а ж и з ни , с уд ь б ы ч е л ов е к а , р о д а. В н е м а в т ор с к ая о ц е нк а , в н е м -

в ос п р и я ти е Г ол о в л ев ы м с о б ст в е н н ой ж и з ни . П ос т о я нн о п о вт о р яе т ся о б р а з п у с т от ы . В

во ро н к у н еб ыт и я, п ус т от ы з ат яг и вае тс я ж и зн ь вс ех п е рсо н аж ей . Ч ас то о ст ан а вл ив аю т

с л о в а б е з д н а , п р о р ы в , п р о п а с т ь , з и я н и е . И н е т н и ч е г о , з а ч т о м о ж н о б ы л о б ы

ух ва т ит ьс я, уд ер жат ь ся .. . . В с ло ва х по чт и вс ех г ер ое в во з ни к ает о бр аз ск ле п а, гр об а . И

все они - у з ни ки. Пейза ж п рида ет тр агиче скую, эмо циона льн у ю ок раск у : « вс е вы гляд ело

р аз л ад а , р а з о р ен и я , о н сл о в н о п р е д в ещ а ет г и б е л ь г е р о ев . В оз н и к а е т о щ ущ е н и е

«Д ля С те па на п от я н улс я р яд н ев е се лы х , б ез о бр аз н ых д не й, б ез ра сс ве тн ых д не й ,

ут о п а ющ и х в к а к о й - то з и я ю щ ей , с ер о й п ро п а с т и. . . г л аз а м о тк р ы ла с ь б е с п ре д е л ьн а я ,

- Е ст е ст в е н н о , в о з н и к ае т в о пр о с : в ч е м ж е п р и ч и н ы , г д е и с то к и э т ой в ым о р о ч н о с т и ,

• Гд е, в к ак их с иту аци ях з ая вл яе т о с еб е вс тре во же нн а я со ве с ть ? К че му э то пр ои зв од ит ?

• Ра ди ч ег о г ос по жа Гол ов ле ва за ним ал ас ь ра сч ет лив ой хо зя йс тв ен но й де ят ел ь но ст ь ю ?

И с с л е д о в а н и е III г р у п п ы . Ко гда е дин ствен но й це лью ста нови тс я на коп лени е,

об ез об ра жив ае т ли чн ос ть , уби в ает и ст ин но че ло ве че ск ое. Н ел ьз я с ем ейн ые о тн ош ени я

П ри ч ин ы и в пр а з дн о ст и : ч е ло в ек , к от ор ы й н е п ри о б ре л п от р еб н ос т и тр уд и т ьс я ,

де л у. В р ез ул ьт ат е и з ч ел ов ече ск их о тн ош ени й и сч ез ает со в есть . У С а лты ко ва - Ще дри на

чел ов ече ски х душ , в о браз е н его дно й в ето шки п утеш ест в у ет п о в се м со ци альн ым кр уга м

т о гд аш н е г о р о с си й с к о го о б щ е с т в а , к а ж д ы й и з к о т о р ы х с и м в о л и з и р уе т т о т и л и и н о й

с ов ес ть за яв ля ет о с еб е. Е ще в I гл ав е з ву чит по ис ти не тр аг ич ес ки й вопль Арины П е тр о в ны : И

д л я ко г о я в с ю э т у п р о рв у к о пл ю ? Д ля к о г о п р и па с а ю? ! Н о че й н е д о сы п а ю ,

к у с к а н е д о е д а ю . . . д л я к о г о ? О н а п о н я л а у м о м и с е р д ц е м з а к о н н о с т ь п о р ы в а в н у ч е к , к о т о р ы е

о б ъ я в и л и о с в о е м ж е л а н и и п о к и н у т ь п о с т ы л е е р о д н о е г н е з д о ; п о н я л а

пр изр ак ом вым ор оч ног о мир а, у спе вшим п ро ник нут ь в ду шу чело ве ка и запо лни ть ее з ло бо й,

- Щ е д р и н д е л а л с т а в к у н а с о в е с т ь . В и д я в н е й е д и н с т в е н н о е с п а с е н и е д л я з а б л у д ш е г о ч е л о в е ч е с т в а . О н

с т а в и т ч е л о в е ч е с т в о пе р е д р е ш и т е л ь н ы м в ы б о р о м : л и б о ч е л о в е ч е с т в о , и з г н а в с о в е с т ь , п о г р я з н е т в

б ол ьш и м ч е ло в е ко м , и бу де т в н ем б о ль ша я с ов ес т ь . И и с че з ну т в с е н е пр ав д ы , ко в а рс тв а , на си л ие ,

1 ). П р ос ле ди ть , ка к ид ея в ым ор оч но ст и го ло вл ев ск о го р од а п ро яв ля е тс я в с у дь ба х д е те й и вну ков

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: