Автономное существование человека в природе 6 класс обж конспект

Обновлено: 07.07.2024

План: конспект урок по ОБЖ 6 класс

Задачи конспекта урока по ОБЖ 6 класс:

1. изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;
2. формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;
3. развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.

Ход урока по конспекту урока за 6 класс:

1. Организационный момент. (5 мин)

Доброе утро! Давайте проверим отсутствующих. (Проверка посещаемости по журналу)
Сегодня у нас непростой урок, я расскажу вам о безопасном поведении и выживании в условиях автономного существования в природе. А в конце мы проведем викторину, поделившись на две группы.

2. Изучение нового материала. (23 мин)

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. (Под запись).
Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.(Под запись).

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Условия вынужденной анатомии.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной — на возвращение к людям и привычной жизни.

Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Знаете, на какую часть человек состоит из воды? (Выслушать ответы)
Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии.

Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели.

Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.

Поиск воды.

Давайте поговорим о советах по поиску воды и утолению жажды. (Под запись) изучая конспект урока по ОБЖ 6 класс:

• при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;

• воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;

• добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;

• для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;

• не пить морскую воду.
Существуют множество способов получать пресную воду. В емкость надо налить грязную или морскую воду.

Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (Показ наглядного примера). На солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.
Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой. (Показ наглядного примера).

Очистить воду можно с помощью:

• Кристалликов марганцево-кислого калия.

• Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку.

• Самый доступный и надежный способ обеззараживания – КИПЯЧЕНИЕ.

3. Работа с учебником. (7 мин)

Откройте учебник и выпишите ответы на следующий вопрос:
— Какие виды автономии бывают и в чём их различие?

4. Закрепление материала с помощью викторины по ОБЖ. (8 мин)

Давайте проведём викторину. За правильный ответ вы получаете фишку. Викторина по ОБЖ для учеников 6-го класса содержит вопросы и ответы.

1. Как называют людей, совершающих туристические путешествия? (Турист)

2. Самый простой способ обеззараживания воды? (Кипячение).

3. Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу? (Костер).

4. Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды? (Йод и марганцовка).

5. Прибор, при помощи которого определяют стороны света? (Компас).

6. Какую воду нельзя пить? (Морскую).

7. Сколько человек может прожить без воды? (3-4 суток).

8. Что нужно делать с найденной водой в автономии? (Очищать и обеззараживать). (Подвести итоги викторины, назвать команду-победителя).

5. Домашнее задание. (2 мин)

Правила при добыче воды:
• при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
• воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;
• добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;
• для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;
• не пить морскую воду.

Работа с учебником 6 класса

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Познакомить учащихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии, с факторами, способствующими развитию или возникновению экстремальных ситуаций.

2) Изучить меры профилактики и подготовки к безопасному поведению, а также правила поведения в условиях вынужденной автономии.

3) Воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, а также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

4) Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условия

5) Развивать навыки принятия ответственных решений; развитие интеллекта

- познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Метод: рассказ, беседа, самостоятельная и практическая работа. Оборудование: подручный материал, электронная презентация.

Ход урока

I. Актуализация знаний

- Как можно оказаться в экстремальной ситуации? (Учащиеся предлагают свои варианты)

II. Изучение новой темы

Эпиграфом нашего урока будут слова: "Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть ". (Слайд № 4)

Как вы понимаете эти слова? (высказывания обучающихся)

Человек устает от города, от его непрестанной суеты, от напряженного ритма городской жизни. Его влечет на природу. Вместо неумолкаемого гомона толпы, автомобильного шума он жаждет услышать таинственные голоса леса, журчащие ручьи, убаюкивающий шепот морских волн. Но, отправляясь в дальние походы, туристы часто не задумываются над тем, что природа не всегда бывает благосклонной к своим почитателям. Порой она

1.Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации: резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, снегопад, мороз, засуха и т.д.).

3. Потеря ориентировки на местности (во время похода, экспедиции).

4. Аварийные ситуации на транспорте в условиях природной среды: Потеря группы на маршруте (во время похода, экспедиции). Аварии на транспорте.

  • Итак, человек может пребывать в природе автономно. Что это значит?

Автономное существование - это самостоятельное независимое существование человека в природных условиях. Или, наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причём помощь извне проблематична.

Как мы уже выясняли причины, приводящие человека к автономному существованию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным.

Работа в командах.

Обучающиеся делятся на 3 команды. Каждая команда по очереди зачитывает отрывок из произведений и предлагает своим оппонентам определить, о какой автономии идет речь:

I команда: - Русский художник и путешественник Федор Конюхов в 2002
году пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 суток и 4 мин. Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла
Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал
на острове Барбаросс, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Ф. Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. Путешествие Фёдора Конюхова - это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану. (Это — добровольное существование человека в природе)

II команд: Маленькому АН-2 предстоял недолгий, хорошо знакомый путь
из поселка Кербо до точки, куда летчик В.Агафонов не раз доставлял
охотников и геологов. Но на этот раз произошло непредвиденное. Отказал
радиопередатчик, и, потеряв ориентировку, летчик сбился с курса. Быстро

пустели баки. Когда бензомер показал, что горючее на исходе, пришлось идти на вынужденную посадку. Приземлиться удалось благополучно на маленькую полянку, окруженную высокими соснами. Стоял конец октября. Уже похолодало. Но на самолете не оказалось ни теплой одежды, ни унтов, ни аварийного запаса. День за днем проходили в бесплодном ожидании, а помощь все не появлялась. Почти месяц, пробыли летчики в зимней тайге без теплой одежды, почти без пищи, но мужество и дружеская поддержка помогли им преодолеть все трудности этого похода. (Это - вынужденная автономия)

III команда: - В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии. Вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля. Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.

В океане они пробыли 40 дней. Только 7 марта 1960 г. солдаты были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца. (Это вынужденная автономия.)

  • Итак, вы сейчас прослушали несколько примеров добровольной и вынужденной автономии. А как вы понимаете слова добровольная автономия? вынужденная автономия? (ответы обучающихся)

Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь разные цели, в том числе познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечить жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.). Оказавшись в условиях вынужденной автономии, человек вступает в единоборство с силами

природы. Основа успеха в этой борьбе - умение выжить. Что же понимается под термином "выживание"?

Выживание - активная деятельность, направленная «на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, используя для этого всё, что дает окружающая среда и собственные теоретические знания, и практический опыт.

Статистика свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу разных обстоятельств один на один с дикой природой, могут в течение длительного времени сохранять силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов, если построят временное укрытие, хотя бы простейшее. Возвести такое укрытие необходимо и потому, что спасателям с воздуха значительно легче обнаружить лагерь или убежище с сигнальными знаками, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводит подготовленный ученик)

III. Творческая деятельность обучающихся.

У каждой команды на столах лежат подручные материалы (ветки, куски ткани, плёнки, нитки, пластилин-фиксатор). Ваша задача: смастерить временное укрытие, используя предложенные средства и защитить работу (объяснить отчего оно может защитить человека) - 10 мин.

а) Ориентирование (Слайд № 11 – 12)

б) Временное укрытие (Слайд № 13)

Временное укрытие должно защищать от осадков, палящего солнца, сильного ветра, холода.

Задание: Помогите ребятам выбрать место для укрытия и объясните почему?

Какие же временные сооружения существуют? (презентация: навес, навес с отражателем, навес из брезента (пленки), заслон, двускатный навес, шалаш под деревом, односкатный шалаш, круглое укрытие, приподнятое укрытие).

1. ТЕСТ. (Слайд № 14)

- Каково самое главное требование к месту для сооружения временного
укрытия (длительного лагеря):

A. Наличие рядом воды.
Б. Живописная природа.

B. Безопасность места стоянки.
Г. Отсутствие комаров и мошек.

2. ВЕСЕЛЫЙ ТЕСТ. (Слайд № 15)

в) Костёр (Слайд № 16 – 18)

Существует множество видов костров (презентация), которыми пользуются в зависимости от предназначения. Например, для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костер "шалаш", дающий большое, ровное пламя. Пригоден для этой цели и костёр "звездный" из 5 -8 звездообразно расположенных сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания. Для обогрева во время ночлега или в холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3-4 стволика потоньше. Такой костер называется "таежным". Для обогрева в течение продолжительного времени пользуются костром "нодьей". Два сухих ствола укладывают один на другой и закрепляют по концам с обеих сторон кольями. Между стволами вставляют клинья и в просвет закладывают растопку. По мере обгорания древесины пепел и золу время от времени счищают.

г) Поиск и добывание воды (Слайд № 19 – 20)

д) Поиск и добывание пищи (Слайд № 21 – 23)

IV. ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, сознание того, что ему еще много надо сделать.

И в конце нашего урока я хочу предложить вам рекомендации летчика Дмитрия Николаевича Петрова, впервые в практике полетов посадившего сверхзвуковой истребитель с неработающим двигателем на фюзеляж в африканских джунглях, оставшегося живым и вышедшим к людям.

Как выжить в экстремальной ситуации, и какие необходимо выработать для этого в себе качества:

- постоянно учитесь побеждать в себе страх;

- если вы попали в ситуацию вынужденной автономии в природной среде, то оценивайте свои возможности с учетом климатогеографических условий и времени года;

- попробуйте найти наиболее верный путь выхода из создавшейся ситуации;

- не впадайте в панику, если встретились с неожиданными препятствиями, а подумайте, как его преодолеть, сократив риск до минимума.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гавриленко Открытый урок Тема Автономное прибывание человека в природной среде.

МБОУ СОШ №3 пос. Эльбан

План - конспект открытого урока ОБЖ в 6 классе

Подготовил: учитель ОБЖ

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний по главе.

Образовательные:

Развивающие:

развивать у учащихся познавательные процессы;

развивать умения анализировать различные ситуации.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся стремление к знаниям;

воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Форма урока: Урок – путешествие

Методы обучения:

наглядный (показ презентации, рисунки)

практический (выполнение самостоятельных заданий)

Формы взаимодействия: индивидуальные, работа в паре, коллективные.

Оборудование:

проектор, интерактивная доска Panasonic Elite Panaboard

принадлежности для рисования,

наборы тонких палочек,

учебники ОБЖ, авторы: А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.

Электронное приложение к учебнику ОБЖ 6 класс (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)

Используемые педагогические технологии:

Содержание и ход урока

Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационная часть (1мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Подготовка к основному этапу занятия (2мин)

Записывают число и тему урока в тетради.

Актуализация ранее изученного

Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.

Домашним заданием у вас было – повторение данной темы. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

У меня к вам первый вопрос! А какое существование называется автономным?

Хорошо, молодцы! А какие виды автономии бывают и в чем их различия?

Давайте подумаем, по каким причинам человек может попасть в автономное существование?

Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.

Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой.

Автономия может быть добровольной (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например туристы, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденной.

поломка транспорта в безлюдной местности;

потеря связи с группой (туристы, грибники)

потеря ориентировки на местности (блуждание)

поиск чего-нибудь, например клада и т.д.

Основной этап.

Обобщение и систематизация ранее изученного (33 мин)

Проверить уровень усвоения материала по главе. Дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класса в целом.

Ребята, а может ли человек оказаться в условиях автономии, если отправится что-либо искать?

Вот на этом мы и остановимся с вами: пойдем искать клад. Мне в руки попала карта, где отмечено место клада. Хотите узнать, что это за клад?!

А в поход всегда берут рюкзак. Согласны? А какие предметы необходимо положить в него, т.е. взять с собой?

Сейчас я предлагаю вам укладку рюкзака. Рюкзак пускаю по рядам. Каждый из вас скажет, что возьмёт и для чего возьмёт тот или иной предмет.

Хорошо! А теперь внимание на картинку, вот, что действительно нам необходимо взять с собой. Поэтому при подготовке к походу, нужно все тщательно продумывать.

И так, мы взяли все необходимое, а теперь в путь! Первая преграда, которая возникла на нашем пути - болото! Как нам его преодолеть?

А что необходимо знать, чтобы, обходя болото, не сбиться с пути? А какие способы ориентирования вы знаете?

Ребята! Молодцы! Мы идем дальше по маршруту, выдерживая заданное направление. А перед нами следующая преграда, это – лес! Мы совершаем привал. Прежде всего, давайте разведем костер! Какие правила необходимо соблюдать при выборе места для разведения костра?

Ребята работаем в паре. Итак, нам нужно разжечь костёр. Дрова у вас под рукой. Вспомните и сложите один из типов костра, которые вы знаете.

Какие типы костра вы знаете?

Каково значение костра?

Ребята! Представьте, что спички промокли, или мы их потеряли. Как же нам быть? Как разжечь костер? Какие способы разведения костра вы знаете?


Материал поможет проверить знания, умения и применяемые практически навыки в условиях автономного пребывания человека в природе, развивать внимательность и наблюдательность необходимые в природных условиях, совершенствовать умения и навыки выживания.

Описание разработки

Цель:

1 Обобщить и углубить знания учащихся по разделу: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

2 Проверить знания, умения и применяемые практически навыки в условиях автономного пребывания человека в природе.

3 Развивать внимательность и наблюдательность необходимые в природных условиях, совершенствовать умения и навыки выживания

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний по разделу.

Применяемые методы: словесный, наглядный, игровой (соревновательный).

Ход урока

1 Организационный момент.

Сегодня у нас не простой урок, здесь и сейчас, все вместе, мы отправимся в поход, где вам понадобятся все ваши знания, умения и навыки для безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в природе. А отправитесь в поход вы тремя группами, которые были сформированы заранее

Помогать мне в проведении нашего необычного путешествия и проверять правильность выполнения ваших заданий будут Валера и Елена.

По итогам выполнения ваших заданий, вы получите соответствующие оценки.

презентация по ОБЖ Автономное существование человека в природе

2 Основная часть.

1 И так, начнем! Первое задание вы получили на дом, придумать представление команд на походную тематику. Давайте проверим, что же у вас получилось (представление команд).

1 Человек любящий ходить в походы (турист).

Как правильно надо накрывать крышу шалаша (снизу – вверх).

Большой топор, а маленький (топорик).

Самый простой способ обеззараживания воды (кипячение).

Какого цвета должна быть верхняя одежда у туриста (яркой, демаскирующей).

2 Лучшее время суток, для рыбной ловли (утро, вечер, на зорьке).

Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу (костер).

Большая сумка, которую турист носит на спине (рюкзак).

Какой цвет пламени опасен для жизни (красный).

Посуда, емкость, для приготовления пищи на костре (котелок).

3 Прибор, при помощи которого определяют стороны света (компас).

Дом, который туристы, носят с собой (палатка).

Где, лучше всего, сушить отсыревшие спички (на голове, в волосах).

Как называется костер, который используют для отпугивания комаров и подачи сигналов (дымовой).

В солнечный полдень, тень указывает направление на (север).

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Читайте также: