Арт терапия в доу по фгос конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1632 0

Пантелеева Марина Викторовна

МБДОУ Д/С №6 "Сказка" МО "Барышский район"

1. Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга.

2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности дошкольников.

3. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.

6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Ход занятия.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть!

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим всем свою улыбку и хорошее настроение.

(проходим за стульчики, в круг)

Вступительное слово.

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, тему которого вы узнаете, отгадав мою загадку.

--- Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие? (Животные) Молодцы!

- Сейчас я предлагаю вам превратится в одно большое доброе животное.

Нужно встать в круг и взяться за руки. Мы превратились в одно огромное,доброе животное. Давайте придумаем ему имя! Дети придумывают животному имя.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

- У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Психолог: - Ребята, в одном волшебном лесу, живут разные волшебные животные. Они очень добрые, но чуточку пугливые. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть? Какого размера наше животное - большое или маленькое? Какое у него телосложение - полновато или худощавое. Может быть, у него есть крылья и даже рога с шипами, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное - однотонное или разноцветное, есть ли у него пятна или полоски?

Сейчас мы с вами сядем за столы и нарисуем наших Волшебных животных. У каждого будет свое волшебное животное, оно может быть похоже на какое то другое животное, а может оно не будет похоже, ни на одно существующее животное.

Это животное волшебное, поэтому может иметь несколько голов, или хвостов (каждый разной формы).

- Какое прекрасное животное вы нарисовали. Давайте придумаем им имена.

- А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер?

- Где оно живет, на дереве или может быть в земле?

- С кем дружит твое животное?

- Чем оно любит заниматься?

- Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии?

- Трудно ли было вам рисовать свое волшебное животное?

Вы большие молодцы! Спасибо вам за занятие! А сейчас мы с вами встанем, и попрощаемся с нашими гостями.

Материалы: вырезанный из бумаги круг (желательно большого диаметра,листы бумаги, фломастеры, карандаши, акварельные краски; фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга.

Ход занятия.

– Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встрече с друзьями: повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему.

Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению : дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё?

А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению

- Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы:

- Какие буквы ты здесь видишь?

- Какие фигуры ты здесь видишь?

- Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

- Какое блюдо здесь нарисовано?

- Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д. ?

Психолог: “Сегодня мы с вами соприкоснёмся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времён считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии?” Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы, имеющие форму круга.

Психолог: “Замечательно, вы всё правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нём нет острых углов, он напоминает собой Солнце – символ жизни, удачи и счастья. С древних времён люди, изображая круг, наделяли его особой, магической силой.

И сейчас мы с вами это проверим – создадим свой волшебный круг”

Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвящённый чему-то доброму, радостному.

- Почему решил нарисовать именно это?;

- Понравилось ли ему рисовать? Доволен ли он результатом?

- Хотел бы что-то изменить (перерисовать) или нужно оставить всё как есть?

Психолог: “Мне очень понравился каждый круг. Совсем недавно они был совершенно пустые, а сейчас приобрели своё настроение, целую жизнь – ведь в них поселились ваши чувства. Как же его сделать ещё и волшебным?

Этап вербализации и рефлексивного анализа

Давайте потрем свои ладони одна о другую – чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснёмся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно передадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделился частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой. Ведь именно Добро творит настоящие чудеса!”

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа; вербального мышления (обобщение); произвольного внимания; пространственных.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии.

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

Штриховка, каракули

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

Монотипия (Практическая работа)

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Одной из важных задач модернизации российского образования является осуществление квалифицированной комплексной психолого-педагогической поддержки, включающей развивающую работу со старшими дошкольниками, профилактику поведенческих и эмоциональных нарушений.

Н.Д. Денисова выделяет базисные характеристики личности дошкольника: произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, безопасность поведения, ответственность, самосознание [2]. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

Одним из самых эффективных средств развития личности дошкольника является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы со старшими дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.

Задачи занятия:

1. Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга.

2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности дошкольников.

3. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.

6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Практическая значимость занятия состоит в том, что приведенные в нем методы работы, психологические техники могут быть полностью или частично использованы специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Оргмомент занятия: Вступительное слово педагога-психолога: С каждым днем на улице становится холоднее. Однако в осеннее время нас радует разноцветье красок деревьев. Где мы можем полюбоваться ими?

(Педагог-психолог размещает атрибуты осеннего леса.)
- Ну, вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! Деревья в золотом наряде, а кое-где видны желтые, оранжевые и красные листочки. Чтобы попасть на самую красивую лесную поляну, нужно пройти по волшебным следам.

- Вот мы и прибыли на самую красивую полянку сказочного леса.

- Ребята, лесные жители приготовили для нас клубочек с нитками. Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток следующему ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец. Психолог показывает образец действия. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

- Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое. И на нашем занятии мы должны быть дружными, действовать слаженно.

2. Основная часть:

По дорогам безымянным
Мы в звенящий входим лес.
Здесь уютом первозданьем
Греют сосны до небес
Ранней песней соловьиной
Лес очнётся ото сна
Черноплодною рябиной
Вспыхнут бусинки в глазах.

Беседа с детьми: Ребята, а кто еще обитает в сказочном лесу? Предполагаемые ответы детей: Дикие животные, звери. А каких животных можно встретить в лесу? Предполагаемые ответы детей: зайца, волка, лисицу, белку и т.д.

- Здорово! У нашего зверя появилось имя! Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух и выдыхаем. Громко дышит большое животное. Сейчас делаем один шаг вперед - глубоко вдыхаем воздух через нос, ненадолго задерживаем дыхание, делаем шаг назад и сильно выдыхаем весь воздух через рот. Вот какое дыхание у большого зверя!

- У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ногами. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось наутек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым. Делаем шаг вперед и быстро топаем ножками, шаг назад, снова быстро топаем ногами.

- Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами, делаем шаг вперед, и шаг назад). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.

Беседа по результатам коллективной работы:

- Какое прекрасное животное мы создали. Давайте придумаем ему имя.

- А расскажите мне, пожалуйста, какой у него характер?

- Где оно живет, на дереве или может быть в земле?

- С кем дружит наше животное?

- Чем оно любит заниматься?

Предполагаемые ответы детей: У нашего животного добрый, веселый характер. Оно живет в собственной норе. У животного много друзей: белка, лисица, волк и заяц. Наше животное любит играть, рисовать, разговаривать с другими животными.

3. Подведение итогов занятия, рефлексия:

- Ребята, вам понравилась экскурсия в сказочный лес?

- Что больше всего запомнилось и почему?

Предполагаемые ответы детей: деревья, животные, а еще понравилось вместе рисовать животное и придумывать ему имя, характер.

- Трудно ли вам было всем вместе рисовать одно общее животное?

- Как быстро вы смогли договориться друг с другом о том, каким будет животное?

Предполагаемые ответы детей: Иногда было трудно договариваться, каждый хотел, чтобы у животного было имя, которое он придумал, но мы прислушивались друг к другу и смогли договориться.

Игровой момент: Появляется лисичка (ребенок) с разноцветным букетом листьев в руках.

Лисичка: Ребята, благодарю Вас за то, что Вы побывали в сказочном лесу, были дружными. На прощанье я хочу Вам подарить букет из листьев (вручает педагогу-психологу букет).

Педагог-психолог: Спасибо, лисичка! А сейчас выберите, пожалуйста, листик того цвета, который больше всего подходит Вашему настроению на занятии.

(Дети выбирают листики.)

Педагог-психолог комментирует выбор детей: Вы выбрали самые яркие листики, которые говорят о том, что у Вас солнечное, хорошее настроение.

- Наше путешествие закончилось. Вернуться в детский сад нам помогут волшебные следы.

Психолог: К сожалению, уже пора прощаться. До свидания, мои милые друзья!

Заключение

Разработанное мною занятие с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего обучения, учитывает индивидуальные возможности детей.

Список использованных источников:

2. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. - В.: изд. дом Воронеж, 2012. – С.15.

3. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998. - С.3-10.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2007.

6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005.

8. Соколова С. Сказки из бумаги. - С.-Пб., Валерии СПб, Сфинкс СПб, 1998.

9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Ребята, как вы думаете, какое настроение у Буратино? Ребята, покажите карточку с эмоцией.

Педагог-психолог: Как вы думаете, о чем он задумался?

Дети: Он думает, как выбраться из чулана.

Педагог-психолог: А когда у вас бывает задумчивое настроение? (Ответы детей)

Педагог-психолог: Поможем Буратино выбраться из чулана?

Педагог-психолог: Для этого нам нужно проявить смекалку, быть внимательными. Мальвина обещала выпустить Буратино, если он отгадает ее сказочные загадки.

(Слайды: загадки и изображения сказочных героев)

Загадки:

1. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка) (Слайд 8)

2. Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут. (Гуси-лебеди) (Слайд 9)

3. Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку. (Дюймовочка) (Слайд 10)

4. Я на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка) (Слайд 11, 12)

Педагог-психолог: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Посмотрите Буратино на свободе. (Слайд 13 Буратино в саду). Какое у него настроение? Ребята, покажите карточку с эмоцией.

Дети : Веселое, радостное!

Педагог-психолог : Ребята, давайте поиграем с Буратино в саду и выполним веселую физкультминутку:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки согнуты в локтях на уровне груди, потянулись; наклон — раз, два, развели руки в стороны; повернули голову вправо, влево; вста­ли на носочки.)

Педагог-психолог: Путешествуем дальше?

(Слайд 14 изображение Бабы Яги)

Педагог-психолог: Посмотрите на экран. А это кто изображен на экране?

Дети: Это Баба Яга.

Педагог-психолог: Как вы думаете, какое у нее настроение? Ребята, покажите карточку с эмоцией.

Педагог-психолог: А Баба Яга всегда в сказках злая?

Педагог-психолог: А у вас бывает злое, агрессивное настроение? Что вы делаете, когда злитесь?

Педагог-психолог: Я сейчас вам покажу несколько способов, как побороть злость не причиняя никому вреда и никого не обижая.

1 способ. Стоя вы должны крепко- крепко сжать кулаки и задержаться в этом положении несколько секунд, а затем расслабить кисти рук. Повторить это упражнение несколько раз.

Педагог-психолог: А как вы думаете, что может поднять настроение нашей Бабе Яге?

Педагог-психолог: (Слайд 15) Посмотрите, в каком мрачном лесу она живет, без друзей, совсем одна. Я думаю, мы ее порадуем, если создадим ей место для проживания более ярким, чистым и уютным. Перед вами песочница, предлагаю вам создать в ней новое место для проживания Бабы Яги.

(Звучит тихая музыка. Дети создают в песочнице лес, полянки, цветы, лесных жителей, ставят избушку).

Педагог-психолог: Какие же вы молодцы! (Слайд 16) Посмотрите на Бабу Ягу, она тоже улыбается. Какое у нее настроение?

Дети: радостное, веселое.

Музыкальный руководитель : Ребята, Баба Яга стала весёлой, озорной и приготовила для вас загадки про музыкальные инструменты.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких… (Ложках) (Слайд 17)

На железные листочки

И летит весёлый звон.

Что звенит? (Металлофон) (Слайд 18)

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (Барабан) (Слайд 19)

Под крышкой музыка живет.

А маленькие дамы

На нем играют гаммы. (Пианино) (Слайд 20)

(Слайд 22 Волшебница сказок)

Педагог-психолог: Ой, ребята, а это кто изображен на экране?

Дети: Фея, принцесса и др.

Педагог-психолог: Это волшебница сказок. Посмотрите, с каким настроением она нас встречает? Ребята, покажите карточку с эмоцией.

Дети: С радостным.

Педагог-психолог : А чему она может радоваться?

Педагог-психолог: Она благодарна, что вы помогли сказочным героям. Вы были дружными, умелыми, проявили смекалку и доброе отношение. А вы помните, каким героям мы с вами сегодня помогли?

Педагог-психолог: И за вашу помощь волшебница сказок дарит вам вот эту волшебную шкатулку с сюрпризом. Она желает, чтобы вы росли всегда добрыми, отзывчивыми, дружными. (Педагог-психолог показывает шкатулку, внутри которой спрятаны смайлики. Педагоги дарят детям смайлики).

- Наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться обратно в детский сад.

Выход из сказки:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

И кружимся потом.

Мы руки разведем

И в садик попадем.

Рефлексия: (Слайд 23)

Педагог-психолог: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Понравилось вам путешествие? Что понравилось особенно? С каким настроением вы оттуда вернулись? (Ответы детей)

Педагог-психолог: У нас тоже веселое настроение. Мы благодарим вас всех за занятие. До свидания.

Читайте также: