Арт терапия конспект занятий для подростков

Обновлено: 09.07.2024

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия, понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами подростков.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, песочная терапия и т.д.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для таких обучающихся, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;

- возможность свободного самовыражения и самопознания.

Основные цели арт-терапии:

Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о подростке, который может помогать в интерпретации своих произведений.

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

Проработать мысли и чувства, которые подросток привык подавлять.

Наладить отношения между психологом и подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм и учит концентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

Развить художественные способности и повысить самооценку. Часто побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Цель: выявление эмоционального самочувствия подростка, восприятия подростком себя в своей семейной системе, взаимодействия между членами семьи.

Инвентарь : краски (гуашь), карандаши, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (АЗ).

Время работы: 40–60 минут.

Вступление. Подростку предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это только люди, живущие в настоящее время, а род – это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций подросток не получает.

После создания рисунка подростку предлагается ответить на вопросы:

• Что Вы создали? Можно попросить дать название своей картине

• Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?

• Есть ли на нём Вы?

• Как себя чувствует Ваш цветок?

• Какие чувства вызывает у Вас рисунок?

• В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?

• Какие члены семьи здесь изображены?

• Какие чувства они испытывают?

• Взаимодействуют ли цветы между собой?

• Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?

• Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?

Как рисунок связан с вашей жизнью?

Что Вы способны изменить в рисунке?

Если Вы сейчас хотите что-то дорисовать, то о каких изменениях в жизни это говорит?

Как Вы себя чувствуете сейчас? Обязательно отпускать в ресурсном состоянии.

Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.

Образы цветов могут отражать:

• поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;

• идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;

• семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.

• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.

- Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.

-Обращаем внимание, нарисовал ли человек самого себя? Если нет, то это обычно говорит об инфантильности, склонности к обидам, эмоциональной отчужденности от семьи.

Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.

-Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.

-Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.

-Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.

-Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.

-Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.

-В норме подросток обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.

Ниже приведены некоторые техники индивидуальных занятий с девиантными подростками.

Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.

✓ проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;

✓ дать выход негативным эмоциям и чувствам;

✓ трансформировать негативное состояние в позитивное.

Инвентарь : белый лист бумаги (А4), карандаш, краски, баночка для воды.

Время работы: 40–45 минут.

Вступление. Каждому предлагается определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние.

Инструкция к действию.

3. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новые образы.

Подросткам предлагается ответить на вопросы:

• Как изначально называлось чувство, с которым Вы работали?

• Как называется это чувство теперь?

• Какой отклик у Вас нашёл этот рисунок?

✓ развить навык свободного рисования;

✓ научиться расслабляться и получать удовольствие от процесса рисования;

✓ ознакомиться с различными возможностями данной техники (нанесение масла на различные поверхности разными инструментами);

✓ развить фантазию и воображение в процессе рисования.

Инвентарь: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки.

Время работы: 30–40 минут.

Вступление. Каждому клиенту предлагается взять лист бумаги, масло, выбрать инструмент для рисования, например, ушные палочки. Предварительно его необходимо ознакомить с материалами и инструментами, предложенными в данной технике, рассказать о возможностях и вариантах их использования в рисовании.

1. Включите приятную музыку. Это условие выполняется по рекомендации терапевта и желанию подростка и не является обязательным.

3. Попросите настроиться и сосредоточиться на заданной теме.

4. Предложите медленно и спокойно попробовать изобразить то, что он чувствует.

5. По окончании работы попросите подростку поднести рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Спросите, не кажется ли ему выполненный рисунок снимком его души?

6. Далее предложите подростку ответить на следующие вопросы:

• Как бы Вы озаглавили свою работу?

• Удалось ли Вам реализоваться в этой работе?

• Даёт ли она Вам интересные темы для размышления?

• Какой новый опыт Вы получили, проживая рисование маслом?

Выводы. Техника рисования таким мягким и пластичным материалом, как масло, позволяет клиенту расслабиться и не думать о том, что и как он изображает, то есть следовать своему внутреннему порыву. Главное во всём процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. Скорее всего, взглянув на свою работу по окончании, клиент сможет узнать о себе много нового. Эта техника также хороша для работы в группе и семье, так как благотворно влияет на взаимопонимание между людьми. Рисование маслом обладает широкими возможностями для экспериментирования и развития творческого мышления, а также вдохновляет на дальнейшее творчество.

Техника работы на жатой бумаге

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция.

✓ выявление и осознание потребностей, установок и ценностей;

✓ исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.

Инвентарь: кисти, краски, банка для воды, бумага (АЗ).

Время работы : 40 минут.

Вступление . Участнику предлагается взять чистый лист формата АЗ, затем обильно смочить его водой, развернуть и положить перед собой.

Инструкция. Предлагается создать некий образ, существующий в реальности или в их фантазии. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут у них в процессе работы. В ходе занятия подросток показывает созданную работу и комментирует ее. Далее предлагается ответить на следующие вопросы:

• Какие чувства вызывает у Вас работа?

• Что Вы ощущали, чувствовали в процессе работы над образом?

• Есть ли для Вас различия в рисовании на обычной бумаге и на жатой?

• На что похоже рисование на жатой бумаге, если сравнить это с жизнью?

• Какой опыт может получить человек, рисуя на жатой бумаге?

Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию работ посредством размещения их на стене с последующим обсуждением.

Вывод. Применение данной техники способствует самораскрытию и носит релаксационный характер, рекомендуется для использования в конце терапевтического сеанса.

✓ уйти от ожидания внутренней и внешней оценки результата деятельности;

✓ снять тревогу за результат;

✓ взять право быть в процессе творчества и наслаждаться деятельностью.

Инвентарь: акварель, вода в глубокой посуде (миска пластиковая белого цвета или прозрачная), белый лист бумаги (А4) под посуду.

Время работы : 30–45 мин.

Вступление. Каждому клиенту предлагается обратить внимание на акварель в коробке, рассмотреть цвета; выбрать толщину кисти, рассмотреть воду (вода налита в посуду почти до края, посуда стоит на листе бумаги – светлый фон вокруг воды).

Инструкция к действию.

1. Прислушайтесь к себе и почувствуйте своё состояние, эмоции.

2. Удобно расположите своё тело на стуле.

4. Медленно начинайте оставлять точки на воде и наблюдайте за тем, что происходит с краской. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

5. Когда кисть начнет рисовать по воде – позволь ей это, и наблюдайте за процессом. Отследите, как изменилось Ваше состояние, эмоции.

6. Если захотите – поменяйте цвет краски.

8. Можно взять вторую кисть и рисовать обеими руками. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.

9. Подумайте, что происходит с результатом – твоими рисунками на воде, где они, что с ними происходит, и как Вы чувствуете себя в этом процессе?

10. Если очень хочется – можно начать рисовать на самой посуде и на листе бумаги (прим. – снижается тревога, появляется жёсткий «результат действия: рисунок не исчезает).

11. Для того чтобы вода стала прозрачной, необходимо ждать, пока осядет краска (прим. – свойства акварели). В редких случаях можно сменить воду. В работе с беременными – воду не меняем! (ибо невозможно заменить одного пренейта на другого! Работа с принятием).

Вопросы для сопровождения:

• «Наблюдайте за собой. Как изменилось Ваше состояние?

• Как часто получается быть сосредоточенными на процессе?

• О чём Ваше состояние? Как это творчество перекликается с привычными для Вас действиями?

• О чём говорит Ваше состояние?

• Как при этом чувствует себя Ваше тело? Чего хочет? и т. д. и т. п. – зависит от запроса клиента.

РАБОТА С КОЛЛАЖАМИ В АРТТЕРАПИИ

Само слово коллаж происходит от французского collage – наклеивание. Суть техники в том, что клиенту (или группе) предлагается на бумажную или текстильную основу наклеить картинки, фотографии, различные детали из газет, журналов, плакатов, объединяя их определенной темой.

Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.

При составлении коллажей могут понадобиться следующие материалы: бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1), ножницы, клей, фломастеры, журналы разнопланового содержания (важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.).

Время на составление коллажа может варьироваться от 40 минут до 1, 5 – 3 часов При выполнении коллажа можно включить в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

Возможные темы для коллажей

2. Каким меня видят… . Каким я хочу быть… .

3. Мои цели… . Мои мечты… . Мои поступки… .

4. Для полного счастья мне не хватает… .

5. Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет… .

6. Мое будущее (будущее, о котором мечтаю…).

7. Я - взрослый (цель: выявление различных установок в отношении взросления, мира взрослых, привлекающие и пугающие стороны процесса взросления и т.д.).

8. Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр).

10. Кем я могу быть?

Пример обсуждения коллажа

1. Подросток представляет свою работу.

2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажом, озвучивает свою идею.

3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.

4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.

5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя подросток в процессе изготовления коллажа.

При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:

1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.

2. Время, затраченное на процесс и аккуратность и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).

3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.

5. Четкость вырезания картинок (например все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д. .

7. Желание уничтожить свою работу как завершенную, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо трав матичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавится в своей жизни таким образом.

8. Подводя итоги работы, участник обычно с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека.

На что обращать внимание?

• Выбор изобразительных средств

• Степень контроля, безопасности, эмоциональности, тревоги

• Соотношение подготовки и действия

• Погруженность, вовлеченность, тотальность, спонтанность или контроль

• Энергичность, азарт или апатия, депрессия, сопротивление

• распределение времени и энергии на части рисунка

• Какой объект основной? Что привлекает внимание?

• Расположение на рисунке, размер объекта и его частей, положение листа

• Соотношение фигуры (образа, потребности) и фона (контекста)

• Особенности, феномены рисунка: преграды, конкурирующие или подавленные объекты, упорядоченность и хаотичность, характер линий и границ. Симметрия.

• Искаженные и смешанные цвета

Можно поработать над тем, как рисование и рисунок воздействуют на окружающих. Организовать диалог через рисунок и дать обратная связь.

Тот, кто даёт обратную связь:

• Название, метафора. Что я вижу?

• Чувство, эмоции зрителя

• Как отношусь к рисунку? Что радует, интересно, а что тревожит, беспокоит, не нравится (не принимаю, как зритель)

Цель занятия : формирование адекватного восприятия себя, личностное развитие.

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие творческих способностей;

• стабилизация нервных процессов;

• раскрытие ресурсного состояния;

• развитие познавательных интересов, воображения, саморегуляции;

Оборудование: гуашь, кисти, акриловые краски, сосуды, соль, свечи, пшено, камни, веточки, иголки от сосны, кусочки ткани, цветная бумага и т. д.

Контингент: старшие подростки в количестве 4-6 человек.

Цель: самоанализ, самовыражение.

Инструкция: Предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Итак, сядем в круг. Сейчас будет передаваться по кругу зеркало. Задача каждого игрока: внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как будто вы видите перед собой не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло ваше внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на такие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что вызывает уважение, а может быть, восхищение им?

Постарайтесь быть серьезными - не отшучиваться и не кокетничать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.

Рефлексия упр. После того, как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить. Если кто-то испытывал сильное сопротивление, но так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего – это сигнал для серьезных раздумий о себе и своей жизни.

­ Было ли что-то неожиданное?

­ Что было сложнее: говорить или слушать? Почему?

Цель: переключение внимания, развитие юмора.

Инструкция: Давайте немного отвлечемся и сделаем разминку, а заодно узнаем еще кое-что друг о друге.

Играющие повторяют за ведущим движения.

В. : Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

­ Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью.

­ Поднимите левую руку вверх. Покачайте руками, пошумите, как шумят березы: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

­ Разведите руки в сторону. Пожужжите, как самолеты: ж-ж-жш!

­ Помашите руками, как птица. Покричите: кш-кш-ш!

­ Поздравляю! Вы окончили школу огородных пугал!

Никто не обиделся? Все понимают юмор? Вот мы и увидели кто из вас умеет подшутить над собой, молодцы!

Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие внимания.

Инструкция: Участники сидят в кругу.

Материалы: гуашь, кисти, акриловые краски, сосуды, соль, свечи, пшено, камни, веточки, иголки от сосны, кусочки ткани, цветная бумага и т. д.

А теперь каждый из вас попробует еще раз о себе рассказать, но только в творческой форме. Н а что похож человек? (мозговой штурм).

Инструкция: Предлагаю вам рассмотреть человека в виде сосуда. Снаружи он может быть одним, а внутри совершенно другим.

После того, как сосуды разукрашены, предлагается заполнить сосуд подручными средствами, в соответствии с внутренним содержанием участника.

Затем каждый участник представляет свою работу, рассказывая о себе.

6. Итог занятия.

- Все вы необыкновенные и неповторимые.

- Ваше настроение сейчас, после проделанной работы?

- Благодарю вас за работу.

Все участники и присутствующие аплодируют друг другу.

Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии (бумагопластика) На основе сюжета русской.

Оценить 4267 0

Оборудование: альбом для рисования, ватман, картон, кисточки, емкость для воды, ножницы, краски: акварель, гуашь.

Форма проведения: арт-терапевтическое занятие.

Ход занятия.

Вводная часть.

Основная часть.

Цель: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления, выработка позитивного самоотношения.

Ход упражнения.

По желанию воспитанник комментирует свой рисунок и рассказывает об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — медитации-визуализации и рисования.

Сам процесс выполнения такой работы имеет большое развивающее значение.

Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет продолжение.

Психолог дает следующую инструкцию: «На твоем рисунке присутствуют различные существа( либо изображений живых существ нет). Я прошу тебя подумать, кто мог бы оказаться среди жителей твоего Королевства Внутреннего Мира. Пожалуйста, нарисуй (или выбери) одно существо, которое отражало бы какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону твоего внутреннего мира, и еще одно - такое, которое отражало бы негативный аспект, отрицательную сторону твоего внутреннего мира.

Придумай названия каждому из этих существ. После того, как задание выполнено, психолог просит назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств. Далее предлагается сочинить сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи.

После того, как воспитанник расскажет сочиненную сказку, проходит обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

Ход упражнения.

Психолог предлагает участнику четко сформулировать желание, которое на данный момент является значимым. Затем предлагает подумать о талисмане, о том, как он может выглядеть (представить его форму (круг, овал, магический квадрат и т. п.), символы, знаки, цвет). Психолог предлагает создать рисунок небольшого размера, тогда его будет удобно носить при себе – в блокноте или ежедневнике.

Когда рисунок полностью готов, психолог предлагает зарядить рисунок-талисман энергий: для этого нужно готовый рисунок-талисман расположить между ладонями, представить, что талисман насыщается энергией через руки.

Вопросы для обсуждения.

Что для тебя является талисманом? Какие чувства вызывает у тебя твой рисунок-талисман? Хочется ли что-нибудь изменить? Что ты собираешься делать со своим рисунком?

Заключительная часть.

Инструкция. Садись прямо. Одну руку положи на живот, вторую на грудь. Вдыхай воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхай через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Занятие с подростками "Решение конфликтов с помощью арт-терапии"

Занятие с подростками "Решение конфликтов с помощью арт-терапии"
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Цель: гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
1. Профилактика внутренней конфликтности
2. Развитие способности самовыражения
3. Развитие рефлексии
4. Обращение агрессии в приемлемые способы самовыражения.
Время работы: 40 минут

Ресурсы:
листы бумаги формата А3;
цветная бумага
ножницы;
клей;
цветные карандаши.
Участники: подростки

1. Имя, качество
Цель: познакомить участников и создать свободную от барьеров атмосферу в группе. Время: 5 минут.
Ход упражнения: Каждый из участников по очереди представляет себя группе, называя свое имя и личностное качество, начинающееся на первую букву своего имени.

6. Завершение
Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа поддерживает аплодисментами каждого говорящего.

Читайте также: