Административно правовой статус органов исполнительной власти конспект

Обновлено: 05.07.2024

План лекции: 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 2. Система органов исполнительной власти Российской Федерации. Соотношение органов отраслевого и межотраслевого управления. 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. 4. Система субъектов исполнительной власти.

Литература к лекции: Основная: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. Изд. 2-е. – М.: Юрайт, 2010. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 2006. Собянин С.С. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы. Журнал российского права. 2006. № 10.

Литература к лекции: Дополнительная: Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - МГУ, 1996. Старостин С.А. Вопросы реформирования исполнительной власти РФ: Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: Материалы междунар. научно-практич. конф., посвящ. 70-летию проф. Веремеенко И.И. - М., 2008. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в РФ: научно-практическое пособие. М.: Изд-во института проблем риска. 2006. Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта РФ. Журнал российского права. 2005. № 11.

Признаки органов исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, являются носителями определенного объема государственно-властных полномочий; самостоятельность, границы которой устанавливаются правовым положением данного органа; структура

Орган исполнительной власти основная часть государственного аппарата, призванная на основе и во исполнение законодательства организовывать и регулировать общественные отношения в интересах развития и защиты личности, общества и государства.

Классификация органов исполнительной власти Федеративное государственное устройство РФ: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ. 2. Порядок образования органов исполнительной власти: а) органы исполнительной власти, формирование которых отнесено к ведению РФ; б) органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с нормами конституций (уставов) субъектов РФ.

Классификация органов исполнительной власти 3. Характер компетенции органа исполнительной власти: а) органы исполнительной власти общей компетенции, б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, органы исполнительной власти специальной компетенции.

Классификация органов исполнительной власти 4. Порядок разрешения вопросов: а) коллегиальные (правительства, администрации, коллегии, советы администрации и др.); б) единоначальные (службы, агентства и др.) 5. Организационно-правовая форма органов исполнительной власти: а) правительства; б) министерства; в) федеральные службы; г) федеральные агентства; д) администрации или мэрии; е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы.

Система органов исполнительной власти 1. Вертикальное делениепредполагает разделение полномочий по вертикали между центром и регионами: федеральные органы ИВ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). 2. Горизонтальное деление (например, на федеральном уровне это министерства, службы, агентства)

Федеральные органы исполнительной власти. федеральные министерства федеральные службы федеральные агентства

Органы исполнительной власти субъектов РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Отрасль государственного управления совокупность органов управления, предприятий и учреждений, связанная общностью объекта управления (промышленность, сельское хозяйство, оборона и т.п.), возглавляемая министерством.

Орган исполнительной власти (по Закону Республ. Татарстан): общей компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий гос. управление по вопросам своего ведения в пределах подведомственной территории, объединяющий и направляющий деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции; отраслевой компетенции – орган исполнительной власти, проводящий гос. политику и осуществляющий управленческие функции в отношении порученной ему отрасли или сферы деятельности;

Орган исполнительной власти (по Закону Респ. Татарстан): межотраслевой компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности; специальной компетенции – орган исполнительной власти, осуществляющий отдельные распорядительные, контрольные, разрешительные, координационные, организационные, регулятивные и иные специальные управленческие функции в определенной сфере деятельности.

Межотраслевое управление особый вид управленческой деятельности, осуществляемый государственными органами, наделенными полномочиями межведомственного характера, по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которых являются специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. Федерализм. Единство системы органов исполнительной власти. Законность. Самостоятельность. Гласность. Экономичность. Централизация и децентрализация власти. Учет особенностей объектов управления.

Система субъектов исполнительной власти совокупность тех субъектов, которые осуществляют исполнительную власть: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, окружные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Президент Российской Федерации по Конституции РФ (гл. 4) не является главой исполнительной власти и не входит в систему органов исполнительной власти. Тем не менее, его роль, функции и полномочия в сфере исполнительной власти весьма существенны.

Правительство Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти РФ. Оно осуществляет исполнительную власть РФ, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Федеральное министерство федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Федеральная служба федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Окружные органы исполнительной власти структурные подразделения центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, ответственные за координацию взаимодействия федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов с полномочными представителями.

Задачи окружных органов внутренних дел выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции Министром внутренних дел РФ в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством РФ осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию в соответствии с законодательством РФ вопросам деятельности органов внутренних дел

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, по вопросам, входящим в компетенцию субъектов России – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особенность системы выражается в возможности вне пределов и полномочий обладать всей полнотой государственной власти на своей территории

Органы местного самоуправления Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но существует важная норма Конституции РФ (ч. 2 ст. 132), предусматривает возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.

3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Краткое изложение материала

Под государственным органом следует понимать организационный коллектив[1], образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которого регламентированы законодательством.

Задумайтесь над вопросом: является ли Администрация Президента РФ государственным органом? А органом исполнительной власти?

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

2. Наделены оперативной самостоятельностью.

3. Имеют постоянные штаты.

4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права[2].

На лекции мы говорим именно о государственных органах исполнительной власти, то есть о конституционном понимании этого термина.

Прежде чем перейти к понятию органа исполнительной власти, необходимо определиться с некоторыми достаточно важными теоретическими положениями.

Кратко запишем определения понятий:

1. Система органа исполнительной власти – это, как правило, их иерархическое построение, соответствующее административно-территориальному делению либо особенностям организации производства.

2. Структура органа исполнительной власти – это его внутреннее строение, соответствующее задачам и функциям.

3. Компетенция органа исполнительной власти – это совокупность установленных нормативными правовыми актами его прав и обязанностей (полномочий), а также круг дел, отнесенных к его ведению.

Рассмотрим понятие органа исполнительной власти и основы его административно-правового статуса.

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность.

3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно поделить на следующие виды:

1. По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. По территориальному масштабу деятельности – центральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

1. Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.




2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

3. Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти

а) структура федеральных органов исполнительной власти (с примерами);

б) характерные черты правового положения органов исполнительной власти;

в) система органов исполнительной власти.

Особое место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.

Правовое положение российского Правительства определяется в настоящее время Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", другими законами, а также указами Президента России.

В соответствии с Конституцией Правительство – это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. Министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Интересно, что в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона о правительстве Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

Правительство лишь координирует деятельность названных федеральных органов исполнительной власти.

Д.Н. Бахрах: "Фактически и юридически Президент РФ – глава исполнительной власти".

Заседания Правительства проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство:

1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике.

3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) Осуществляет управление федеральной собственностью.

5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.

6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью.

7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Главное звено федеральной исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации. Они проводят политику государства и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство — единоначальный орган, руководство министерством осуществляет входящий в состав Правительства министр. Министр издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

Регламентирование деятельности министерств и четкий порядок является важнейшим фактором повышения их работы. Министерства в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями о них.

Рассматривая другие разновидности федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить, что Федеральная служба и Федеральное агентство – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (в том числе исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

Нормативная основа - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность органов данного субъекта, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (комментарий к ст. 17 (ч. 1); ст. 18 (ч. 1 и 6); ст. 22 (ч. 1); ст. 29 (ч. 1).

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

1. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации – президент республики, губернатор и т.д.

Например, Губернатор Омской области самостоятельно формирует, руководит администрацией и определяет основные направления ее деятельности; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти области; утверждает их положения; принимает решения о приостановлении действия или о признании утратившими силу правовых актов органов исполнительной власти Омской области, принятых с нарушением федерального и областного законодательства; определяет кадровую политику; решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Губернатора, управляющего делами Администрации, руководителей органов исполнительной власти Омской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация).

Например, Правительство Омской области может быть структурно представлена Губернатором, первым заместителем Губернатора, заместителями Губернатора, управляющим делами Администрации, органами исполнительной власти Омской области.

Правительство Омской области осуществляет реализацию определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области; осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности; организует исполнение федерального и областного законодательства на территории Омской области; осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства и т.д.

Для коллективного обсуждения принимаемых решений Губернатор Омской области образует коллегию Правительства Омской области - совещательный орган при Губернаторе Омской области.

Состав коллегии Правительства Омской области и порядок ее деятельности утверждаются Губернатором Омской области. Председатель Законодательного Собрания Омской области участвует в работе коллегии Правительства Омской области с правом совещательного голоса.

3. Исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (пример по структуре органов исполнительной власти Омской области).

В структуру органов исполнительной власти Омской области входят: Архивное управление; Главное государственно - правовое управление; Главное управление архитектуры, градостроительства и строительного комплекса; Главное управление ветеринарии; Главное управление жилищно-коммунального комплекса; Главное управление культуры и искусства; Главное управление образования; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; Главное управление сельского хозяйства; Главное управление социальной защиты населения; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей; Комитет по делам печати и полиграфии; Комитет по молодежной политике и туризму; Комитет по социальной политике; Комитет по управлению имуществом; Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет финансов и контроля; Лицензионная палата; Региональная энергетическая комиссия; Управление государственной вневедомственной экспертизы; Управление делами Администрации; Управление жилищных субсидий и льгот; Управление записи актов гражданского состояния; Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных; Экономический комитет.

Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управление Министерства юстиции по Омской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области и др.).


Органы исполнительной власти - это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.

Прежде всего, статус органа исполнительной власти и всей системы органов определяется следующими нормами Конституции РФ:

· государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10);

· государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11);

· вопросы установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71);

· система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;

· федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч.ч. 1 и 2 ст. 78);

· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78);

· Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78);

· исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110);

На основе указанных норм становятся очевидными несколько принципов, поясняющих место органов исполнительной власти в системе органов государства:

1. Органы исполнительной власти - это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, органы исполнительной власти - это органы, специально созданные для целей исполнительной власти.

2. Следует иметь в виду, что местное самоуправление самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления, которые по своему характеру также могут являться исполнительными, не являются органами исполнительной власти в том смысле, который придает этому термину Конституция РФ. По своей природе, отношения, возникающие в ходе реализации местного самоуправления, идентичны управленческим правоотношениям, регулируемым нормами административного права, т.е. отношениям в сфере государственного управления. Однако местное самоуправление - это институт гражданского общества, а не государственный институт. Органы местного самоуправления, по своей природе, не являются органами государства, поскольку формируются на местах. Их власть, предоставленная им местным населением, хотя и основана на нормах особой подотрасли конституционного права, является не государственной, а общественной.

3. Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации.

4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеративным устройством государства как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

5. По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения.

Орган исполнительной власти - сложное социальное явление, характеризующееся рядом специфических характеристик. В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти (признаки органа исполнительной власти):

1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения.

Понятие компетенции - одно из самых сложных и важных понятий теории конституционного и административного права. Традиционно ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции органа исполнительной власти:

· цели и задачи деятельности;

· обеспечивающее решение поставленных управленческих задач функции органа;

· совокупность правообязанностей, т.е. полномочий органа, обеспечивающих, в свою очередь, реализацию функций органа;

· организационные формы и методы деятельности органа. *(149)

Современное административное законодательство предлагает универсальную классификацию функций органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено выделение пяти основных разновидностей функций федеральных органов исполнительной власти. Поскольку система федеральных органов исполнительной власти наиболее развернутая и отягощенная наибольшим числом управленческих задач, можно предположить, что приведенные ниже пять групп функций являются универсальным и исчерпывающим комплектом функций для любой системы органов государственного управления.

а) Функции по принятию нормативных правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

б) Функции по контролю и надзору:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;

· выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

· регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

в) Правоприменительные функции: издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

г) Функции по управлению государственным имуществом.

д) Функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

11. Административно-правовой статус государственных служащих.

Государственный служащий — этогражданин, осуществляющий проф.служебную деятельность на должности федеральной гос.службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Признаки государственного служащего:

1. государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом.

2. государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке.

3. государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

4. государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

5. государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

6. деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Права государственного служащего:

1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту (ознакомление с документами и должностным регламентом, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; защита сведений о государственном служащем; государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.)

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; (доступ к информации, принятие решений, переподготовка, ношение фирменной одежды)

3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего (карьерный рост, денежное вознаграждение, пенсионное обеспечение, право на отдых, медицинское обслуживание и др.)

Обязанности государственного служащего:

1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей;

3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае избрания на другую должность;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность.

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; и т.д.

Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;

2) осуждения его к наказанию, наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну,

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит с помощью ее распределения на 3 ветви. Эти ветви разделяют все органы государства на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает механизм государственной власти. Его составляющие элементы имеют специфическое устройство и выполняют только функции, которые присущи для них.

Исполнительная власть включает ветвь систему органов исполнительной власти. Они производят государственное управление с помощью реализации властных полномочий государства. Они имеют исполнительно-распорядительный характер.

Исполнительная деятельность (управленческая деятельность) заключается в реализации органами государственной власти функций государства в области культуры, экономики, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, государственной безопасности и охраны порядка в обществе. Положения статей Конституции содержат информацию о субъектах в сфере выражения исполнительной власти. Они представлены субъектами, в состав компетенции которых включена реализация власти.

Теоретически органы исполнительной власти представляют собой самостоятельные структурные единицы, включенные в систему исполнительной власти. С их помощью происходит реализация функции управления в стране в рамках предоставленных полномочий. В число признаков органов исполнительной власти необходимо включить следующие действия:

  • выполняют публичные, государственные функции, основанные на властных полномочиях (состоят в исполнительных, регулятивных, координационных, контрольных и надзорных форм управленческой деятельности в некоторой отрасли, районе, сфере;
  • оформляется правовой статус органа с помощью положения, утвержденного вышестоящими органами или законодателем;
  • наделены правом принятия в ходе исполнительной и распорядительной деятельности управленческих решений в виде правовых актов, соответствующих действующим законам и обязательных к исполнению в области ведения этого органа;
  • обладают сложной внутренней структурой;
  • д) финансируются из бюджета страны (федеральный, бюджет субъекта РФ), при этом ни орган, ни его служащие не вправе вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
  • включены в систему соподчинения в рамках исполнительной власти, должны вести отчетность перед органом власти, который его учредил.

Черты органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти представляет собой орган власти в государстве, которые юридически и организационно обособлен и наделен властными полномочиями. Это необходимо для достижения целей, решения задач и выполнения функций государства в разных жизненных областях.

Органы исполнительной власти отличаются несколькими характерными чертами:

  1. Они могут являться составным элементом единой системы органов власти в нашей стране. Конституционные положения установили, что федеративное устройство России основано на единстве государственной власти. Каждый из органов имеет государственно-властные полномочия. Они дают возможность решать определенные вопросы, находящиеся в рамках предоставленных прав. Органы занимаются изданием актов, обязательных для исполнения прочими государственными органами, физическими и должностными лицами. Также орган обеспечивает исполнение данных актов.
  2. Для всех органов присущи государственно-властные полномочия, которые выражены в рамках компетенции. Компетенция представляет собой систему предметов ведения и полномочий, которыми органы наделяются в отношении своего предмета ведения. Ее определяют Конституционные положения, уставы субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов страны, президентские указы, постановления Правительства РФ и исполнительных органов и др.
  3. Их формирование происходит в порядке, который установлен законом. Например, порядок создания Правительства РФ установлен положениями Конституции и Закона о Правительстве. Любой орган государства уполномочивается для осуществления соответствующих задач и функций. Формирование, реорганизацию и ликвидацию федеральных органов исполнительной власти осуществляет по законодательству РФ Президентом. В субъектах РФ создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит по законам субъектов РФ. Это осуществляют главы субъектов или их законодательные органы.
  4. Они работают в установленном государством порядке. Так, Конституция в 114 статье определяет порядок работы Правительства РФ.

Что касается полномочий органов исполнительной власти, то они, в первую очередь, выражены изданием правовых актов управления и обеспечением их исполнения с помощью организационных и юридических средств. С одной стороны акты органов являются подзаконными, то есть их издание происходит по закону и для его исполнения. С другой стороны они концентрируются на регулировании отношений в обществе. По этой причине для актов таких органов характерен исполнительно-распорядительный характер.

Классификация органов исполнительной власти

Правовая литература использует несколько критериев для классификации органов исполнительной власти.

В соответствии с территорией деятельности они могут быть:

В зависимости от оснований образования:

  • основанные на законодательстве РФ;
  • основанные на законодательстве субъектов РФ.

В соответствии с характером компетенции:

  • общая компетенция (органы функционируют в отношении всех сфер и отраслей управления в государстве, включая правительство, административные единицы и др.);
  • отраслевая компетенция (органы ведают определенной отраслью управления, включая министерства и прочие отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевая компетенция (органы координируют работу других органов исполнительной власти, включают федеральные министерства);
  • специальная компетенция (органы выполняют регулятивную, разрешительную, контрольную и надзорную функцию в разных областях управления, включая федеральные службы).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные (например, правительство);
  • единоначальные (например, министерство).

По организационно-правовой форме:

  • министерство;
  • прочие федеральные органы (агентства, службы);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 77 Конституции гласит, что в пределах ведения и полномочий РФ, касающихся предметов совместного ведения государства и его субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ объединены в единую систему исполнительной власти нашей страны.

Система органов исполнительной власти представляет собой систему органов, которые имеют компетенции в сфере управления государством, человеческими, материальными и другими ресурсами, которые требуются для исполнительной и распорядительной деятельности.

Система исполнительной власти, в первую очередь, является подсистемой государственной власти, ветвь которой в структуре разделения властей представлена единым целым в организационном механизме государственной организации общества и ведения его дел. Она обладает соответствующим структурным строением, которое включает несколько уровней (выстраиваются по иерархии, вертикально); звеньев (выстраиваются на одном уровне формирования однородных органов); виды и формы.

Орган исполнительной власти представляет собой первичную и основную структурную единицу в рассматриваемой системе. Орган в качестве структурной единицы обладает сложнейшим внутренним строением, включающим структурные подразделения аппаратного назначения. Такие подразделения не наделены полномочиями власти.

Система исполнительной власти нашей страны включает элементы:

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Обеспечение единства этой системы происходит с помощью верховенства Конституции и федеральных законов; обязательности для исполнения в рамках государства президентских, правительственных указов и распоряжений. Большую роль играют и федеральные суды, которые подчиняются Конституции и федеральным законам и имеют полномочия в оценке решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. В рамках рассматриваемых органов действует и Прокуратура. С ее помощью производится контроль исполнения законов.

Особенное значение в поддержке единой системы исполнительной власти имеет Президент РФ. По положениям Конституции он занимается обеспечением согласованной работы и связи между органами государственной власти. Он же имеет полномочия федеральной власти государства на всей территории, может приостанавливать работу актов органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии противоречий Конституции, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ и др.

Понятие и виды органов исполнительной власти. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства РФ является закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В ст. 77, 78, 85, 110 и ряде других Конституции РФ говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, - органах исполнительной власти.

Опираясь на понятие исполнительной власти, законодательство РФ вместе с тем не отказывается от выработанных административно-правовой теорией понятий. Следовательно, с точки зрения теории административного права органы исполнительной власти осуществляют государственно- управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной.

Функционирование органов исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.

Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении ими определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются прежде всего в том, что они в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы на основе и во исполнение закона, а с другой - направлены на регулирование общественных отношений в сфере их деятельности. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вместе с тем Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Так, Президент РФ имеет конституционные полномочия, связанные с формированием Правительства РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти. Так, Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ распределяет функции между данными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, в случае изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ может перераспределять установленные законами функции этих федеральных органов исполнительной власти до внесения в законы соответствующих изменений.

Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Возглавляет Правительство РФ Председатель Правительства РФ, который определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в следующих случаях: по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий.

Об освобождении от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу

Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ осуществляет следующие функции: представляет Правительство РФ в РФ и за пределами территории РФ; ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства РФ; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

- Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

В соответствии с данным Указом федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции: по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; по принятию нормативных правовых актов; по контролю и надзору; по управлению государственным имуществом; по оказанию государственных услуг. Типовые функции этих органов определяются этим Указом в соответствии с их видом. Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ - соответственно постановлением Правительства РФ.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом также устанавливаются типовые функции этих федеральных органов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Этот орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование данного органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Указанный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Указанный орган осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ его социально-экономического развития;

- обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально- экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

- формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

- управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

Читайте также: