Общее строение скелета осевой скелет конспект урока 8 класс сухорукова

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

? Каковы особенности строения скелета человека?

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания. 10 мин.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
  2. Каков химический состав костей?
  3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
  4. Расскажите о строении кости.
  5. Как кости растут в длину и в толщину?
  6. Какие бывают соединения костей?
  7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).
III. Изучение нового материала.

(Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)

1. Общий обзор скелета человека.

Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.

“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” — буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования — хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).

(Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек. )

В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

2. Скелет головы – череп.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Мозговой отдел образован рядом костей — плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых — ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова. ” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

3. Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1.)

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

4. Скелет конечностей.

У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение позволяющее совершать различные движения рукой.

Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека.

К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.

Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2.)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

IV. Закрепление материала.

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей.

V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки.

Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был показан на районном семинаре учителей биологии. При проверке домашнего задания использовались тесты и флеш-анимация. При изучении нового материала проводилась групповая работа. Во время закрепления учащиеся работали с флеш-анимацией.

Тема. Скелет головы, туловища, конечностей.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата; развивать коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий, переводить текстовую информацию в графическую.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип модуля: К-С, С-П.

Проверка домашнего задания

Тестовая работа (слайды)

Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:

Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

В каком возрасте кости человека наиболее прочны:

Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:

Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:

клетки желтого костного мозга;

клетки красного костного мозга;*

клетки синего костного мозга.

Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это:

В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:

Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем основные функции скелета, строение костей, типы их соединений. Может, этих знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать кости в отдельности?

Верно, состав скелета, название и местоположение его костей.

Предлагаю изучить их совместно

-изучить основные отделы скелета человека,

-выяснить функции отделов и костей в частности.

Работа в тетради

Запись темы урока

Объяснение учителя с составлением схемы и её записью в тетради


Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Работа в группах

Вы уже разбиты на группы, у каждой группы будет своё задание, а какое именно, вы узнаете, сложив пазлы. ( Психологический настрой класса на совместную работу (собираем целое))

Каждой группе предлагается выполнить задание -

Изучить строение и функции отдела, составить кластер

1 группа- Скелет головы

2 группа- Скелет туловища

3 группа- Скелет конечностей

4 группа- Строение позвонков



Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Скелет головы образован мозговыми и лицевыми отделами черепа. Мозговой отдел черепа составляют две парные кости (височная и теменная) и четыре непарные (лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная). Все они неподвижно соединены между собой швами, формируют полость. В которой располагается головной мозг. В затылочной кости находится большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом. Затылочная кость сочленяется с первым шейным позвонком (атлантом).

Лицевой отдел черепа состоит из парных костей (глазничные, слезные, носовой раковины, скуловые. Носовые, небные, верхнечелюстные) и непарных костей (нижняя челюсть, сошник). Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.


Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:
1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год.

Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.


Мозговой отдел черепа:

- лобная кость; НАХОДИТСЯ

- затылочная кость; ГОЛОВНОЙ МОЗГ

- теменные кости (парные);

- височные кости (парные);

- пирамидные отростки височных костей.


Лицевой отдел черепа:

- верхняя челюсть; НАХОДИТСЯ

- нижняя челюсть; ОРГАН ОБАНЯНИЯ

- скуловые кости (парные);

- носовые кости (парные);

Вторая группа

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.


Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков)


крестцовый (5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Лордоз – это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз – это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Общее строение скелета. Осевой скелет.

Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать сходство и отличие скелета человека и животного.

Задачи.

Обучающие — познакомиться с основными отделами скелета человека их строением и функциями, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.

Воспитывающие – воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1.Как называется система органов, куда относится скелет?

2.Какую функцию выполняет скелет человека?

3.Какое количество костей в скелете человека?

4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)

5.За счет чего кость растет в длину?

6.За счет чего кость растет в толщину?

7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)

III . Знакомство с темой урока

Учащимся предлагается поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую. Это удаётся только с одной из кукол.

Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)

Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.

– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня .

IV . Изучение нового материала

1. Общее строение скелета (рассказ учителя, вычерчивание схемы)

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих связок.

hello_html_12f58df1.jpg

Историческая справка: Голова всегда считалась священной частью тела. Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

3. Позвоночник (рассказ учителя, работа с картинками)

– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.

– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?

Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков ( рассматривание позвонков картинках )

Вопросы к учащимся:

– Зачем у позвонков зубцы?

– Зачем внутри отверстие?

– Каково значение позвоночника?

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно): позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.

Учитель: Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и

4-5 копчиковых позвонков.

– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.

Учитель: Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:

Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна. Двенадцатый подвиг)

– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)

4. Грудная клетка (рассматривание рёбер на картинках)

– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)

– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)

– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)

Прощупывание рёбер и грудины у себя.

Вывод(учащиеся формулируют самостоятельно): кости рёбер защищают внутренние органы.

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Голова (скелет – череп)

Парные кости: теменные

Непарные кости: лобная,

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см 3 .

Парные кости: верхняя

челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

Непарные кости: нижняя

челюсть, сошник, подъязычная кость.

выступа в связи с членораздельной речью.

7 шейных позвонков,

12 грудных, 5 пояснич-

ных, 5 крестцовых,

S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.

12 грудных позвонков,

12 пар ребер, грудная кость.

Сжата в переднезаднем направлении.

V. Закрепление

Работа в парах заполнение кроссворда;

VI . Подведение итогов, выставление оценок

Составление синквейна

скелет
осевой добавочный
поддерживает защищает хранит
обеспечивает опору в живых организмах


Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Проверка домашнего задания

Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем основные функции скелета, строение костей, типы их соединений. Может, этих знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать кости в отдельности?

Верно, состав скелета, название и местоположение его костей.

Предлагаю изучить их совместно

-изучить основные отделы скелета человека,

-выяснить функции отделов и костей в частности.

Работа в тетради

Запись темы урока

Объяснение учителя с составлением схемы и её записью в тетради

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.



Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.


В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Скелет головы образован мозговыми и лицевыми отделами черепа. Мозговой отдел черепа составляют две парные кости (височная и теменная) и четыре непарные (лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная). Все они неподвижно соединены между собой швами, формируют полость. В которой располагается головной мозг. В затылочной кости находится большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом. Затылочная кость сочленяется с первым шейным позвонком (атлантом).

Лицевой отдел черепа состоит из парных костей (глазничные, слезные, носовой раковины, скуловые. Носовые, небные, верхнечелюстные) и непарных костей (нижняя челюсть, сошник). Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.




Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:
1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год.

Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.


Мозговой отдел черепа:

- лобная кость; НАХОДИТСЯ

- затылочная кость; ГОЛОВНОЙ МОЗГ

- теменные кости (парные);

- височные кости (парные);

- пирамидные отростки височных костей.


Лицевой отдел черепа:

- верхняя челюсть; НАХОДИТСЯ

- нижняя челюсть; ОРГАН ОБАНЯНИЯ

- скуловые кости (парные);

- носовые кости (парные);

Вторая группа

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.


П озвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков)


крестцовый (5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Лордоз – это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз – это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).



Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Строение скелета верхних конечностей:

Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечо образовано одной длинной крупной костью. В предплечье две кости, которые соединены друг с другом. Кости плеча и предплечья трубчатые, полости их наполнены костным мозгом. Предплечье соединяется с кистью. Кисть состоит из небольших косточек, которые образуют ладонь и пальцы. На каждой руке пять пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Все пальцы состоят из трех косточек, а большой палец из двух. Верхние конечности очень подвижны, так как их кости соединяются между собой и с плечевым поясом при помощи плечевого и локтевого суставов. Благодаря этому человек может совершать руками разнообразные движения. Кости пальцев соединены суставами, поэтому пальцы очень подвижны. Большой палец руки человека противостоит остальным четырем, благодаря такому строению руки способен совершать точные и разнообразные движения: рисовать, писать, лепить и тд. Руки связаны с туловищем с помощью плечевого пояса. Он образован двумя лопатками и двумя ключицами. Лопатки- плоские широкие треугольные кости. Лопатки расположены на спине, по сторонам позвоночника. Ключицы- изогнутые длинные кости, каждая из которых одним своим концом соединяется с лопаткой, а другим- с верхней частью грудины.

СКЕЛЕТ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ


Строение скелета нижних конечностей:

Скелет нижних конечностей образован костями ноги тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Бедро образовано одной крупной и длинной бедренной костью. В голени две кости, которые соединены друг с другом. Бедренная кость и кости голени трубчатые. Скелет стопы состоит из большой пяточной кости, нескольких мелких косточек и костей пальцев. На каждой ноге, так же как и на каждой руке, пять пальцев. Стопа человека имеет форму свода. При ходьбе и беге она пружинит и предохраняет от сотрясений внутренние органы. Нижние конечности поддерживают все тело человека, поэтому кости ног толще и прочнее, чем кости рук. Ноги связаны с туловищем с помощью тазового пояса. Он состоит из двух тазовых костей и крестца. Тазовые кости сзади срастаются с крестцом, а спереди соединяются друг с другом с помощью хряща. Толстые широкие кости таза поддерживают и защищают внутренние органы, расположенные в брюшной полости. Нижние конечности подвижны, потому что их кости соединяются между собой и с тазовым поясом с помощью суставов.

СКЕЛЕТ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ


Четвертая группа

Строение позвонков.
Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в котором заключен спинной мозг.


П ервый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.


Шейные позвонки ( первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.
Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими п озвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Читайте также: