А т аверченко русское искусство конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: представить творчество А. Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы.

I. Вступительное слово учителя (краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика)

Сегодня мы будем говорить о человеке, которого сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом "короля смеха". Книги "Рассказы (Юмористические)", "Зайчики на стене", "Веселые устрицы", "Круги по воде", "Рассказы для выздоравливающих", сотрудничество с петербургскими театрами и журнал "Сатирикон" вознесли А. Аверченко на литературный Олимп еще в 1912 году.

Аверченко Аркадий Тимофеевич - русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье неудачливого мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины. Ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться "дома, с помощью старших сестер". (Дело в том, что в детстве Аркадий ловко уклонялся от учебы, всячески поддерживая семейную версию о его слабом здоровье (плохое зрение). "И я так и остался бы неграмотным,- признавался писатель в "Автобиографии", - если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная мысль: заняться моим образованием". Сестер - а их у писателя было шесть - можно было понять. Из трех мальчиков, родившихся в семье, двое умерли в младенчестве. Для сестер Аркадий был единственным братиком - вот они и старались. Позже он окончил два класса городского реального училища, на этом образование закончилось. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.) В 1896 году поступил конторщиком на донецкую шахту, через 3 года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. Первый рассказ "Уменье жить" был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием. 31 октября 1903 года местная газета "Южный край" поместила его "Как мне пришлось застраховать жизнь". Серьёзной заявкой литератора явился рассказ "Праведник", опубликованный в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 году. В период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой сатирических журналов "Штык" и "Меч".

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: "Сорные травы" (1914), "О хороших, в сущности, людях" (1914), "Одесские рассказы"(1915), "О маленьких - для больших" (1916), "Синее с золотом" (1917) и другие. Особое место среди них представляют "детские" рассказы (сборники "О маленьких - для больших", "Шалуны и ротозеи" и другие).

К 1917 году Аверченко перестает писать юмористические произведения. Теперь его основные темы - это обличение современной власти и политических деятелей.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом", разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная "демократическая" свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как "черный юмор". Впоследствии подобная "гротесковость" обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

  • В апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся еще один театр с романтическим названием "Гнездо перелетных птиц". Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.
  • В октябре 1920 года писатель отбыл в Стамбул. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: с эстрадным театром "Гнездо перелетных птиц" он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. Этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского "Черная роза", станет самым известным в эмигрантской среде.
  • В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции", названный Лениным "высокоталантливой книжкой : озлобленного до умопомрачения белогвардейца". Его герои - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
  • "Когда я начинаю думать о старой, канувшей в вечность России -- писал Аркадий Тимофеевич Аверченко в 1921 году, -- то меня больше всего умиляет одна вещь: до чего это была богатая, изобильная, роскошная страна, если последних три года повального, всеобщего, равного, тайного и явного грабежа все-таки не могут истощить всех накопленных старой Россией богатств".
  • В 1922 году поселился в Праге, сразу же приобрёл известность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Он активно сотрудничал в газете "Prager Presse". Но жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ "Трагедия русского писателя".
  • В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом "ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек". Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер. Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал роман "Шутка Мецената", написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

II. Журнал "Сатирикон" в творчестве Аверченко

Представление о литературной ситуации периода Серебряного века не может быть полным без юмора и сатиры. В начале 20 века "Стрекоза", в которой когда-то печатался Юный Чехов, была преобразована группой сотрудников этого журнала в новый журнал "Сатирикон", который с 1913 года стал именоваться "Новый Сатирикон" (в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал "Новый Сатирикон"). 1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон", который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к Аркадию Тимофеевичу Аверченко. В нём сотрудничали художники Н. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, писатели Саша Чёрный, Сергей Городецкий, Тэффи (Лохвицкая), А. Аверченко, печатались там и А. Куприн, А. Толстой, А. Грин. Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. "Сатирикон" был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы.

"Гвоздем" номера были всегда произведения Аркадия Аверченко, который под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин выступал с фельетонами и передовицами, писал о театре, музыкальных вечерах, выставках. Только рассказы он подписывал своей фамилией. Популярности Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этого автора и переплетал его книги в кожу и атлас. "Новый Сатирикон" продолжал успешно существовать до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

III. Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию

В "Сатириконе" выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим.

Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к убийственной сатире. Не случайно Аверченко называли то "красным солнышком" - за мягкость, то "барабанщиком литературы" - за точность характеристик.

Напомните мне, в чем состоит разница между юмором и сатирой?

Сатира - вид пафоса (основной эмоциональный тон произведения), основанный на комическом; резко отрицательное отношение автора к изображаемому объекту, выражающееся в злой насмешке.

Юмор - вид пафоса, основанный на комическом; он не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежность и необходимость, обладает здоровым оптимизмом (это добродушный смех).

Вопросы для обсуждения для всех обучающихся (записаны на доске):

- Какие традиции русской литературы продолжает А. Аверченко?

- Какие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

Работа в группах по карточкам (класс разделила на 4 группы, каждая работает конкретно с текстом одного из предложенных в качестве предыдущего домашнего задания рассказов).

1. Рассказ "Виктор Поликарпович"

- Почему рассказ имеет такое название? Кто является главным и заглавным героем? (главный герой - суровый, прямолинейный, честный ревизор; заглавный - высокопоставленный чиновник из Петербурга, разработавший проект морского сбора)

- Сюжет какого классического произведения напоминает вам начало этого рассказа? (Н. В. Гоголь "Ревизор" - это реминисценция, то есть обозначение черт в произведении, вызывающих ассоциацию с другим произведением с помощью применения характерных образов, сюжетных перекличек, речевых оборотов).

- О чем рассказ? (о процветании взяточничества, бюрократизма русских чиновников; об их безнаказанности и произволе)

- Каким показан ревизор? (Он настоящий, постепенно выводит на чистую воду всех чиновников, по распоряжению которых взимался этот сбор (городовой Дымба - высокородие Пальцын - Павел Захарыч - его превосходительство+Виктор Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он хочет наказать виновного. Когда же узнает, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)

- Что вы можете сказать о поведении подозреваемых чиновников в момент допроса ревизором? Какая закономерность проявляется? (Чем выше чиновник по рейтингу, тем своевольнее и нахальнее он себя ведет, это показано и в реакции ангелов чиновников, приглашенных ревизором для беседы. Свою вину они не признают, так как только исполняли чьи-то директивы, а думать самим им не хочется.)

- О чем говорит вердикт, вынесенный ревизором по делу о взятке? (Пострадал только городовой Дымба и то за "курение при исполнении служебных обязанностей". Дойти до конца чиновник не смог по причине царящего произвола властей и вседозволенности.)

- Найдите общее между рассказом Аверченко и пьесой "Ревизор" Н. В. Гоголя? (город находится в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по делу о взяточничестве).

2. Рассказ "Поэт"

- Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ? (молодой назойливый поэт, считающий себя талантливым, обратился в редакцию журнала с просьбой опубликовать его стихотворение. Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой человек решил любым способом добиться публикации. В итоге редактор потерял контроль, обнаруживая это стихотворение везде, где только может, и пишет пиьмо издателю с просьбой освободить его от исполнения редакторских обязанностей, а на обороте листа находит все тот же текст.)

- Что высмеивает автор рассказа? (глупость, назойливость, пошлость и бездарность)

- Чью творческую манеру напоминает вам этот рассказ Аверченко? Чем? (творческая манера А. П. Чехова - метко, остроумно и лаконично говорить о самом обычном, мелком в жизни обывателя.)

3. Рассказ "Робинзоны"

- В чем юмористичность ситуации, в которую попали герои рассказа? (на необитаемом острове оказались люди, совершенно далекие друг от друга по взглядам, убеждениям, жизненным принципам; один - сыщик Акациев - следит за тем, что делает другой - интеллигент Нарымский. Пров Акациев требует неукоснительного соблюдения законов Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них, а сам эти же законы не выполняет, хотя образованный Нарымский постоянно напоминает ему об этом. Ситуация доведена до абсурда: бывший сыщик бросается спасать утопающего интеллигента только потому, что он насчитал большое количество штрафов, которые тот должен будет заплатить "по возвращении в Россию".)

- В чем проявился цинизм Прова Иванова Акациева? (он, хоть и бывший, но все же полицейский, до автоматизма исполняющий свои обязанности, начисто лишен душевности. Его не интересует человек и его жизнь, ему важно лишь то, сколько и какие правила, инструкции и законы нарушил спасшийся после кораблекрушения Нарымский и сумма, которую он должен заплатить в государственную казну.)

- В чем смысл этого рассказа? (это сатира на полицейский произвол и отсутствие законов в государстве, одинаково выполняемых всеми гражданами)

- У какого русского писателя на этот раз заимствовал ситуацию Аверченко? (Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил")

4. Рассказ "Русалка"

- На что направлены стрелы сатиры Аверченко в этом рассказе? (высмеивает непрактичность, романтизм, пародирует модернистов с их чрезмерной витиеватостью и изысками)

- Кто является героями этого рассказа? (художник Кранц, поэт Пеликанов, "третий в компании" Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)

- Какое произведение напоминает по завязке рассказ художника Кранца? Чем? (он начинает рассказывать о том, что во время охоты набрел совершенно случайно на "заброшенный рыбачий домик на берегу реки" и, так как любил одиночество, решил поселиться здесь. А потом увидел необычную красавицу. - Идет перекличка с рассказом А. Куприна "Олеся", где герой тоже во время охоты набрел на таинственную избушку бабки Мануйлихи)

- О чем рассказ? (Он романтик, читающий классиков, с утонченной душой человек, неожиданно для себя во время купания "душной, грозовой ночью" выловивший русалку, прельстившую его "печальными глазками" и "коралловыми губками". Сначала его отпугивает дурной запах рыбы. Потом оказывается, что красавица ругается, обладает отвратительными манерами. В конечном итоге он избавляется от своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)

- Что происходит с поэтом Пеликановым, прослушавшим рассказ Кранца? (он уже больше не мечтает о неземной женщине, быстро избавляется от романтизма, спустившись на землю)

IV. Подведение итогов обсуждения

Итак, мы рассмотрели несколько рассказов А. Т. Аверченко, абсолютно разных по содержанию. Разумеется, не следует преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами - по масштабам русской классики - писатель достаточно скромного дарования, но вполне подлинного, оригинального и неповторимого.

Скажите, что вы можете на основании всего прочитанного и услышанного сегодня сказать об Аверченко-сатирике, обратившись к вопросам, обозначенным нами в начале урока. (Он продолжает традиции русской сатирической литературы, в его произведениях есть реминисценции с творчеством Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Куприна. Аверченко - весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации, он реалист. Его произведения также актуальны по сей день, так как объекты сатиры никуда не исчезли, они просто сменили внешнюю оболочку.)

V. Домашнее задание

Прочитать по учебнику (стр. 373-380) биографию М. М. Зощенко, рассказы "Жертва революции", "Аристократка", "Счастье", "Твердая валюта", "Столичная штучка", "Баня", "Монтер", "Качество продукции", "Кочерга", "Какие у меня были профессии" (по выбору 2-3 рассказа)

Цель: приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора.

Задачи:

- углубить знания обучающихся о сатире и юморе;

- раскрыть содержание понятий комическое, сарказм, ирония;

- закрепить и расширить знания о приемах создания комического;

- познакомить с фактами биографии и творческой деятельности Н. Тэффи и М. Зощенко;

- определить художественное своеобразие рассказов А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко;

- вспомнить требования выразительного чтения.

- развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний);

- развивать интерес к учению и художественному слову.

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

ВложениеРазмер
satiricheskie_i_yumoristicheskie_proizvedeniya_v_literature.docx 28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам

М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Цель: приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора.

- углубить знания обучающихся о сатире и юморе;

- раскрыть содержание понятий комическое, сарказм, ирония;

- закрепить и расширить знания о приемах создания комического;

- познакомить с фактами биографии и творческой деятельности Н. Тэффи и М. Зощенко;

- определить художественное своеобразие рассказов А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко;

- вспомнить требования выразительного чтения.

- развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний);

- развивать интерес к учению и художественному слову.

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: видеозапись моноспектакля А. Филиппенко.

Предварительная подготовка: прочитать рассказы А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко (по выбору). Задания по группам (рассказ о биографии А. Аверченко, Н. Тэффи, анализ рассказов по плану). Индивидуальное задание (рассказ о биографии М. Зощенко).

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)

- Что такое юмор и сатира? Чем они отличаются?

3. Целеполагание (2 минуты)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (формулирование темы урока)

- Всегда ли вам удается понять юмор, когда вы читаете юмористическое произведение?

- Какая цель нашего урока? (формулирование цели урока)

- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? (определение задач)

4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

- Сатира и юмор – это виды комического. А знаете ли вы еще какие-либо виды комического?

Комическое (от греч. komikos — весёлый, смешной) – смешное, вызывающее смех, веселье; средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

- Для создания комического эффекта писатели используют различные приёмы. Перечислим их (учитель приводит примеры, учащиеся называют приём).

Пример: вместо того чтобы маленький предмет иронически назвать большим, его называют огромным, гигантским, колоссальным ( Гипербола – преувеличение).

Слово учителя о сатире в отечественной литературе XX века

Ещё одна яркая представительница сатирической литературы – Надежда Лохвицкая, писавшая под псевдонимом Тэффи. За её искрометные фельетоны о русской жизни вели борьбу газеты и журналы. Следуя традиции Чехова, она выявляет, систематизирует и коллекционирует типы человеческих личностей.

С большой изобретательностью Тэффи использует комические приёмы. Писательница находит способ соединить смех и слёзы, добродушную иронию и сатиру, улыбку и трагическое видение мира.

Михаил Зощенко продолжает традиции Гоголя, Лескова и раннего Чехова. В произведениях он разоблачает нравы городских обывателей, пошлость, скудоумие и духовную нищету. Все персонажи рассказов Зощенко – мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям.

Во все времена сатира является признаком силы искусства и инструментом сохранения адекватности и независимости взглядов. Ироничные, острые, едкие и смешные произведения, написанные сатириками в 20—30-х годах XX столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.

Группа 1. А. Аверченко (3 человека)

Группа 2. Н. Тэффи (3 человека)

- Какие рассказы вы прочитали?

- Какой рассказ вам особенно запомнился? Почему?

- Какие рассказы можно назвать сатирическими? Юмористическими? Почему?

- Какие приемы использует автор для создания комического эффекта?

Индивидуальное задание: М. Зощенко – писатель-сатирик. Биография. Особенности сатиры Зощенко.

6. Моноспектакль. Особенности. Требования выразительного чтения. Первичное закрепление (самостоятельный анализ прослушанного рассказа) (10 минут)

Пояснить: Имажини́зм – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов – метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов – прямого и переносного).

- Что же такое моноспектакль? В чем его особенности?

Слово учителя: Моноспектакль (театр одного актера) – это постановка с участием одного актера. В таких спектаклях, как правило, не используют сложные декорации и реквизит. В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения – монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы.

- Как вы думаете, сложно ли играть моноспектакли? Как удерживать внимание зрителей?

Выразительное чтение – это комплексная деятельность, проявляющаяся одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и как воплощение, передача своего личного истолкования смысла прочитанного. Выразительно прочитать произведение означает, подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения.

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, научиться понимать внутренний мир героев.

- Какое же чтение мы называем выразительным?

Прежде всего, чтец должен соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора, а также соблюдать интонацию вопроса, утверждения и придавать голосу нужные эмоциональные окраски. Выразительное чтение невозможно без хорошей дикции, ясного, четкого произношения звуков. Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходима достаточная громкость, темп речи.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 минуты)

- Чем юмор отличается от сатиры?

- Каких писателей-сатириков XX века вы запомнили?

- В чем особенность моноспектакля?

- Смех – дело серьезное?

8. Домашнее задание (1 минута)

- Посещение моноспектакля в Государственном драматическом театре (по желанию). Написать рецензию на спектакль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательны е:

развивающие: содействовать развитию

умения анализироват ь прозаические произведения, делать обобщения и выводы;

умения общаться через работу в творческих группах;

совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала;

навыка рефлексивных действий;

воспитательные:

воспитание гражданских и патриотических чувств;

способствовать формированию читательской культуры .

Методические приемы : чтение и анализ рассказов , рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление уч-ся.

Оборудование :

1 .Раздаточный дидактический материал – программы задания для работы в группах.

Технологии: личностно - ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение

Междисциплинарные связи : история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.

1. Оргмомент. Мотивация

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Практикум по подготовке к итоговому сочинению (работа в парах) :

- лексическая работа с понятиями, вынесенными в наименование тематических направлений;

- формулировка тезисов и подбор аргументов к предложенным темам (См.: Приложение)

3) Постановка учебной проблемы:

Высказывание уч-ся по предложенным темам.

Вступают в учебный диалог. Приводят примеры из литературы XIX века.

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

Участвуют в полилоге.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует беседу по постановке целей урока

ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1. Слово учителя с элементами беседы

Из биографии А.Аверченко.

Февральскую революцию Аверченко восторженно приветствовал, октябрьский же переворот встретил резко отрицательно. Он высмеивал “хлопотливого большевика”, сожалея о “раздетых людях”, “раздеваемой государственности”, о гибели старого быта. Революционный ураган казался ему чертовым колесом, на полированной поверхности которого не может удержаться никакая политическая партия, претендующая на господство в России. В конце 1918 г. “Новый Сатирикон” был закрыт, а Аверченко, спасаясь от ареста, уехал на занятый белыми Юг. В апреле 1920 г. он организовал собственный театр “Гнездо перелетных птиц”, где играл роль “Аркадия Аверченко”. В октябре вместе с войсками генерала Врангеля эмигрировал в Константинополь.

Сборник памфлетов Аверченко “Дюжина ножей в спину революции” (Париж, 1921) Ленин назвал книжкой озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца”, отметив, вместе с тем, что “до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки”. “Записки простодушного” (Константинополь, 1921) повествуют о том, “как мы падали, поднимались и снова падали, о нашей жестокой борьбе и о тихих радостях”. Картины “константинопольского зверинца”, зарисовки эмигрантского быта окрашены горькой самоиронией. А. все чаще изменяет веселому доброму смеху, заменяя его желчным сарказмом, “юмором висельника”, за которым скрыта подлинная забота о маленьком человеке, невзначай оказавшемся под тяжелым сапогом эпохи, о “разбитых вдребезги” чувствах сострадания и гуманизма.

В июне 1922 г. Аверченко поселился в Праге, где прожил последние годы, изредка совершая поездки в Германию, Польшу, Румынию, Болгарию, Прибалтику. Его произведения печатались в периодических изданиях этих стран, а также в Харбине (“Рассказы”, 1920), Шанхае (“Рассказы”, Т. 1, 1920), Загребе (“Рай на земле”, 1922) и др. В Праге написаны последние книги Аверченко “Рассказы циника” и роман “Шутка мецената”.

Незадолго до смерти Аверченко сетовал: “Какой я теперь русский писатель? Я печатаюсь, главным образом, по-чешски, по-немецки, по-румынски, по-болгарски, по-сербски, устраиваю вечера, выступаю в собственных пьесах, разъезжаю по Европе, как завзятый гастролер”. Летом 1924 г. Аверченко перенес операцию по удалению глаза; стала резко прогрессировать болезнь сердца. Он скончался в пражской городской больнице, похоронен на Ольшанском кладбище. Завещал перевезти тело в Россию. В некрологе Н.Тэффи писала: “Многие считали Аверченко русским Твеном. Некоторые в свое время предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в русской литературе свое собственное, я бы сказала - единственного русского юмориста. Место, оставленное им, наверное, долгие годы будет пустым. Разучились мы смеяться, а новые, идущие на смену, еще не научились”.

О рассказах А.Аверченко.

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, которые сделали его имя известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене".

В них много молодого задора и беззаботного веселья, основанного на комизме ситуаций и положений.

Действие сатирических рассказов и сценок Аверченко чаще всего происходит в сфере будничной жизни большого города. В них критикуются общечеловеческие слабости, гораздо менее - политические условия.

Аверченко повествует о "быте", который заслонил собой "событие" - только что отгремевшую революцию 1905-1907 гг. Его герой - российский обыватель, стремящийся избежать потрясений революции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Вступительное слово учителя (краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика)

III. Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию

1. Рассказ "Виктор Поликарпович"

- Почему рассказ имеет такое название? Кто является главным и заглавным героем? (главный герой - суровый, прямолинейный, честный ревизор; заглавный - высокопоставленный чиновник из Петербурга, разработавший проект морского сбора)

- О чем рассказ? (о процветании взяточничества, бюрократизма русских чиновников; об их безнаказанности и произволе)

- Каким показан ревизор? (Он настоящий, постепенно выводит на чистую воду всех чиновников, по распоряжению которых взимался этот сбор (городовой Дымба - высокородие Пальцын - Павел Захарыч - его превосходительство+Виктор Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он хочет наказать виновного. Когда же узнает, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)

- Найдите общее между рассказом Аверченко и пьесой "Ревизор" Н. В. Гоголя? (город находится в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по делу о взяточничестве).

2. Рассказ "Поэт"

- Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ? (молодой назойливый поэт, считающий себя талантливым, обратился в редакцию журнала с просьбой опубликовать его стихотворение. Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой человек решил любым способом добиться публикации. В итоге редактор потерял контроль, обнаруживая это стихотворение везде, где только может, и пишет пиьмо издателю с просьбой освободить его от исполнения редакторских обязанностей, а на обороте листа находит все тот же текст.)

- Что высмеивает автор рассказа? (глупость, назойливость, пошлость и бездарность)

3. Рассказ "Робинзоны"

- В чем юмористичность ситуации, в которую попали герои рассказа? (на необитаемом острове оказались люди, совершенно далекие друг от друга по взглядам, убеждениям, жизненным принципам; один - сыщик Акациев - следит за тем, что делает другой - интеллигент Нарымский. Пров Акациев требует неукоснительного соблюдения законов Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них, а сам эти же законы не выполняет, хотя образованный Нарымский постоянно напоминает ему об этом.

- В чем смысл этого рассказа? (это сатира на полицейский произвол и отсутствие законов в государстве, одинаково выполняемых всеми гражданами)

- У какого русского писателя на этот раз заимствовал ситуацию Аверченко? (Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил")

4. Рассказ "Русалка"

- На что направлены стрелы сатиры Аверченко в этом рассказе? (высмеивает непрактичность, романтизм, пародирует модернистов с их чрезмерной витиеватостью и изысками)

- Кто является героями этого рассказа? (художник Кранц, поэт Пеликанов, "третий в компании" Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)

- О чем рассказ? (Он романтик, читающий классиков, с утонченной душой человек, неожиданно для себя во время купания "душной, грозовой ночью" выловивший русалку, прельстившую его "печальными глазками" и "коралловыми губками". Сначала его отпугивает дурной запах рыбы. Потом оказывается, что красавица ругается, обладает отвратительными манерами. В конечном итоге он избавляется от своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)

Читайте также: