10 класс индивидуальный проект тема статистические методы конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

Автор: Розанова Юлия Владимировна

Населенный пункт: Кемеровская область, Гурьевский МО, с. Малая Салаирка

ВВЕДЕНИЕ

В примерной основной образовательной программе основного общего образования дано описание основной процедуры итоговой оценки достижения метапредметных результатов – защиты итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося, рецензии рецензента и отзыва руководителя.

В данных методических рекомендациях указаны возможные способы организации проектной деятельности и ее оценивания не только в основной школе, но преимущественно в старшей школе.

Следует отметить, что основное отличие состоит в организации оценивания итогового проекта:

1. Проект обучающегося основной школы оценивается по итогам рассмотрения комиссией итоговой работы, краткой пояснительной записки и презентации с учетом отзыва руководителя.

2. Проект обучающегося старшей школы представляется как завершенное исследование и оформляется с соблюдением требований к такой работе.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Следует также отметить, что школьники основной школы могут выполнять и групповой проект. Особенности индивидуальных и групповых проектов приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Особенности индивидуальных и групповых проектов

Проект

Индивидуальный

Групповой

Тема проекта определяется в соответствии с интересами, индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).

Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами и индивидуальными особенностями участников группы (коммуникативные, познавательные УУД).

Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, инициативность (личностные УУД).

Формируется чувство коллективной ответственности за результаты деятельности на каждом этапе (коммуникативные УУД).

Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).

Согласованность по срокам выполнения отдельных частей проекта, умение работать в команде (регулятивные, коммуникативные УУД).

Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).

Вероятность недостаточно глубокой и осмысленной проработки некоторых этапов проекта участниками (познавательные, регулятивные УУД).

Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).

Формируются навыки сотрудничества (коммуникативные, регулятивные УУД).

Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).

Мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся приобретают уверенность в себе (коммуникативные УУД).

Возникает феномен индивидуалиста.

Возникает феномен группового влияния на Личность.

Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).

Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).

Проект может быть выполнен односторонне и предвзято.

Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи учащимся для написания проекта и учителю при подготовке школьников к выполнению индивидуальных проектов и их успешной защите.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

подготовительный

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемного поля;
  • выбор темы и её конкретизация;
  • формирование проектной группы;

поисковый

  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели проекта;

аналитический

  • анализ имеющейся информации;
  • поиск информационных лакун;
  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
  • анализ ресурсов;

практический

  • выполнение запланированных технологических операций;
  • текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта.

Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта.

Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями школьного методического объединения и утверждается на научно-методическом совете школы. Перечень тем индивидуальных проектов ежегодно обновляется.

Тематика индивидуальных проектов доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за 2 месяца до начала их выполнения.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта. Обучающийся имеет право предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся. Это относится, прежде всего, к обучающимся, которые продолжительное время целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме.

Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.

Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.

Основными функциями руководителя проекта являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
  • оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения проекта.

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению.

Контроль за ходом выполнения индивидуальных проектов осуществляет, например, заместитель директор по научно-методической работе, председатель методического объединения в соответствии с функциональными обязанностями.

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при цитировании и конспектировании следует сразу же делать подстрочные ссылки в конце страницы: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

Это поможет легко сформировать список использованной литературы при завершении работы.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и умений и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных предметов.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

На титульном листе индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, дисциплина, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 4).

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).

ВВЕДЕНИЕ

Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.

РАЗДЕЛ 1

Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов.

Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.

РАЗДЕЛ 2

Раздел 2 индивидуального проекта - это методика и результаты исследования.

Параграф 2.1 Методика исследования.

Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материалов по теме исследования, техническая разработка, подробное описание структуры программы, созданной на одном из языков программирования.

Работая над основной частью индивидуального проекта, учащийся должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.

Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.

Вторая глава является результатом выполненного исследования.

РАЗДЕЛ 3 (необязателен и зависит от выбранной темы проекта)

Раздел 3 индивидуального проекта — это предложения (рекомендации) по совершенствованию исследуемой проблемы. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении индивидуального проекта учащегося отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.

Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В списке информационных источников указывается перечень печатной литературы и адреса электронных ресурсов, использованные при написании проекта.

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3).

ПРИЛОЖЕНИЯ

К приложениям относится весь вспомогательный материал, который не вошел в основную работу из-за своего большого объема. К нему можно отнести промежуточные расчеты, таблицы данных, полученных при исследовании, инструкции, методики, иллюстрации, помогающие лучше понять излагаемый учащимся материал и примеры различных документов. Так же приложением можно считать мультимедийную презентацию, все слайды которой распечатаны и приобщены к проекту.

Настоящее положение составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования.

Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую).

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося, обучающегося по ФГОС СОО.

Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по профильному учебному предмету.

Защита индивидуального проекта является одним из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

2.Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10 класс. Тема: Статистический метод – один из основных в географии

Цель урока: познакомиться со статистическим методом и способами графических изображений статистических показателей

Задание: прочитайте текст и выполните задания в тетради и на контурной карте.

Стати́стика — наука, направленная на сбор, обработку и анализ информации.

Виды статистических показателей: абсолютные, относительные, структурные. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах. Относительные показатели - это цифровые обобщающие показатели, они есть результат сопоставления двух статистических величин. Структурные показатели дают представление о том, какую долю или процент составляет часть целого.

Графиком в статистике называют наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий и фигур или картосхем.

hello_html_m7ba1992d.jpg

Виды графиков по способу построения: диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.

hello_html_1211c778.jpg

Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы.

hello_html_m7686c203.jpg

hello_html_71b6479d.jpg

Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нём в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.

Картограмма - это схематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской определённой степени насыщенности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесённого на карту территориального деления (например, плотность населения по областям или республикам, распределение районов по урожайности зерновых культур и т. п.).

hello_html_mcd539f2.jpg

Картодиаграммы представляют собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, круги, фигуры, полосы), которые размещаются на контуре географической карты. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем картограммы.

1) С помощью приложения в учебнике (стр.403-416) впишите в таблицу по два примера разных видов показателей. Например, численность населения – это абсолютный показатель, т.к. выражается в конкретной цифре;– это относительный показатель, т.к. это результат сопоставления двух статистических величин численности населения и площади;– это структурный показатель, т.к. показывает какую долю (процент) составляет часть целого.

Изучите таблицу в учебнике (стр. 409, табл.18), найдите главные центры мирового хозяйства в атласе.

Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов),

отражающих долю каждого региона в мировом ВВП. Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами

мирового хозяйства. Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП.

Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

(не забудьте на контурной карте подписать название картодиаграммы и записать условные знаки, которые вы использовали. )

Домашнее задание: Используя данные таблиц в приложении (табл.3 и табл.8),

постройте две диаграммы, выбрав один из видов, наиболее подходящих для этих


Методическая разработка урока формирования новых знаний по элементам математической статистики. Цели урока познакомить с понятием статистика, историей ее развития, показать значимость статистики как науки. Формировать умение использовать методы обработки статистических данных и находить основные числовые характеристики случайной величины (размах, мода, медиана, среднее арифметическое значение, математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратичное отклонение). Развивать абстрактное, логическое, мышление, речь, умение обосновывать свой выбор в ходе решения задач, информационную культуру учащихся. Воспитывать интерес к изучению математики и будущей профессии. В ходе прорведения урока используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод, а также присутствуют элементы интерактивных методов обучения.

Содержимое разработки

Тема: Элементы математической статистики.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока – Познакомить с понятием статистика, историей ее развития. Показать значимость статистики как науки. Формировать умение использовать методы обработки статистических данных и находить основные числовые характеристики случайной величины (размах, мода, медиана, среднее арифметическое значение, математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратичное отклонение). Развивать абстрактное, логическое, мышление, речь, умение обосновывать свой выбор в ходе решения задач, информационную культуру учащихся. Воспитывать интерес к изучению математики и будущей профессии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютеры, экран, презентация, распечатки.

Структура урока

Орг. момент. Целеполагание. (5 мин)

Формирование новых знаний. (20 мин)

Формирование умений. (20 мин)

Закрепление новых знаний и умений. (20 мин)

Итог урока. (10 мин)

Домашние задание. ( 5 мин)

Орг. момент. Целеполагание.

Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам посмотреть кадр из фильма, который в этом году как и наш техникум юбиляр.

Сегодня мы поговорим о статистике как о науке, немного затронем историю её развития, узнаем основные статистические характеристики.

Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.

Причина изучения курса "Статистика "

Без минимальной статистической грамотности трудно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию и принимать на ее основе обоснованные решения, невозможна организация эффективного конкурентоспособного производства.

Поэтому мы и посвятим сегодняшний урок этой науке.

Формирование новых знаний.

Итак, что же такое статистика и как она развивалась? А вы как считаете, что такое статистика?

Что такое статистика?

Статистика - это наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства.

Можно без преувеличения сказать, что статистическими методами сегодня пронизана вся наша жизнь.

Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках.

Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "состояние и положение вещей".

Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., положивших начало статистической практике. Потребности в статистических данных многократно возросли в период становления и развития капитализма, что стимулировало формирование статистики науки.

Отсутствие строгой, научной базы статистических прогнозов, произвольное толкование статистических данных позволили в конце XIX века английскому премьер - министру Б.Дизраэли заметить: "Есть три вида лжи. Просто ложь, наглая ложь и : статистика".

В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.

Как вы считаете, какая задача у статистики?

Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.

Итак, задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов.

Статистическая информация - это числовые данные о массовых явлениях.

Одно из самых важных понятий, как теории вероятности, так и статистики является – случайная величина.

Напомните определение случайной величины.

Случайной величиной называется переменная величина, значения которой зависят от случайного исхода некоторого испытания.

Если требуется изучить множество значений случайной величины, то выполняют следующие этапы статистических исследований.

Сбор информации(статистическое наблюдение)

Группировка статистических данных

Анализ статистических данных

Разберем все эти этапы на конкретном примере.

Формирование умений.

Вы знаете, что в этом году Сургутскому нефтяному техникуму – 40 лет. И за эти годы была создана команда профессионалов знающих свое дело. И когда бухгалтерия считает заработную плату, то их интересуют тарифные разряды.

Перед вами таблица с тарифными разрядами преподавателей техникума.

Эта последовательность или ряд представляет собой статистические данные, которые подлежат обработке. Иногда его называют выборкой.

Отдельные значения, составляющие эту выборку, называют вариантами или просто данными.

Варианты в ряду могут иметь как различные, так и одинаковые значения.

Какие варианты в нашей выборке? ( высшая категория, 2 – ая категория, 1 – ая категория, 11 разряд).

Если записать наши варианты в порядке возрастания то получиться большой ряд с которым работать не очень удобно. Требуется представить информацию в более удобном виде. Какие у вас предложения?

У каждой варианты есть кратность – число показывающее, сколько раз эта варианта встречается в данном выборке.

Подсчитаем кратности наших вариант: 11- разряд - 4, 2 – ая категория(12 разряд) – 4, 1 – ая категория (13 разряд) - 26, высшая категория (14 разряд) – 22.

Собранные и упорядоченные данные представляют в виде таблицы. В первой строке указывают значение вариант, во второй кратность.

Составленная таблица является статистическим распределением выборки. И позволяет сделать первый вывод, что в техникуме работают высоко квалифицированные специалисты.


У каждой выборки есть объем – это общее количество вариант в выборке. n = .

Объем нашей выборки: n = 56

Для любой варианты можно найти частоту, которая позволяет найти процентную частоту.

Частота варианты это отношение кратности варианты, к объему выборки.



В теории вероятности аналогично находят вероятность случайной величины. Поэтому можно говорить, что находят вероятность появления варианты в данной выборке.

Найдем вероятности наших вариант: ; ; ;

(сократите каждую дробь на 2).

Если варианты и их вероятности записать в таблицу, то получиться закон распределения случайной величины.

Тестовое задание разработано для учеников 10 класса по предмету "Индивидуальный проект". Изучив классификацию проектных работ на основе сфер человеческой деятельности, школьникам предлагается соотнести тему проекта с одним из видов. Обучающиеся переписывают виды проектов в тетрадь, затем внимательно читают темы проектов и устанавливают соответствие между видом проекта и номером темы. Возможно, некоторые темы проектов могут относиться к двум видам, в таком случае, школьникам необходимо письменно аргументировать ответ.

Прочтите темы проектов. Определите вид проекта по принадлежности к определенной сфере деятельности человека.

Экономические

Исследовательские

Экологические

Организационные

Технические

Темы проектов

1. Популяризация и развитие массового спорта, пропаганда здорового образа жизни среди людей пожилого возраста.

2. Влияние противогололедных реагентов на растительность.

3. Всё о сентиментализме… Создание книги.

4. Оценка условий потребительского кредитования физических лиц.

5. Повышение срока работоспособности бортовой электроники космических аппаратов методом высокотемпературного отжига радиационных дефектов

6. Малый бизнес: проблемы становления и развития в своем регионе.

7. Совершенствование системы мотивации персонала структуры государственной службы.

8. Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов

9. Анализ заголовков печатных СМИ Германии.

10. Партизанинг-карта Москвы для бездомных.

Прочтите темы проектов. Определите вид проекта по принадлежности к определенной сфере деятельности человека.

Экономические

Исследовательские

Экологические

Организационные

Технические

Темы проектов

2. Конструкторская разработка коллекции женской одежды на сезон "Весна-лето 2020".
3. Повышение эффективности принятия управленческих решений на основе совершенствования анализа системы управления организацией.

5. Малый бизнес: проблемы становления и развития в своем регионе.

6. Разработка устройства для глушения систем удаленного управления.

8. Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.

9. Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения в осенний период.

10. История возникновения векселя в России и за рубежом. Вексель как средство платежа в России в современных условиях.

Прочтите темы проектов. Определите вид проекта по принадлежности к определенной сфере деятельности человека.

Экономические

Исследовательские

Экологические

Организационные

Технические

Темы проектов

1. Разработка параметрических чертежных и трехмерных моделей объектов машиностроения.

2. Зоны свободного предпринимательства и их значение для преодоления отставания регионов.

3. Модификация поверхности вольфрамового "нанопуха" при помощи тяжелых ионов.

4. Совершенствование стратегического управления компанией на основе внедрения в практику менеджмента исследований сложных систем с помощью моделирования.

5. Создание поэтического цикла на тему красоты природы.

6. Творчество против недуга. Влияние арт- терапии на развитие детей с аутизмом.

7. Создание проекта парка для культурно-досуговых и развлекательных программ.

8. Влияние добрых и ругательных слов на рост растений. Эксперимент.

9. Исследование причин возникновения и устранения аэродинамических резонансных поперечных колебаний на элементах сооружений.

10. Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды в городе.

Количество участников: до 30 человек.

Цель: создание условий для погружения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с участниками курса;
  • Диагностика интересов участников тренинга;
  • Выявление уровня знаний обучающихся об этапах проектной и исследовательской деятельности.

Ход занятия

Этап работы,
упражнение

Содержание

Необходимые материалы

Время

Вступление.
Правила работы

Назвать своё имя, а также свое реальное хобби и свое желательное хобби (то, о чем мечтаешь)

Формы для бейджиков, иголочки, фломастеры

30 листов бумаги, фломастеры, скотч

Карточки со списками для подгрупп

Задание группам: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности.
Сравните результат с эталоном. Правильно выделить проблему - наиболее трудная задача.
Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна, носить исследовательский характер. Далее определяется объект и предмет исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Проблема преобразуется в личностно значимую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Далее выдвигается гипотеза.
Гипотеза в проекте – предположение о возможных результатах исследовательской работы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом.
Следующий этап работы над проектом – это планирование (проектирование), процесс разработки проекта. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Затем, этап работы – поиск или сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации:
- Поиск информации в Интернете;
- Справочная, учебная литература, документальные источники;
- Вопросы коллегам (преподавателю), специалистам;
- Интервью с участниками событий, анкетирование и т.д.
Результат работы над проектом или конечный результат разрешения поставленной проблемы, т.е. Продукт проектной деятельности – это следующий этап работы. Обращаю ваше внимание на то, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.
Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, видеофильма, выставки, газеты, игры, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.
Обычно после выполнения проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также то, что цель проекта достигнута и проблема решена в настоящий момент – т.е. Следующий этап - презентация.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. В течение всей работы над проектом его разработчики собирают проектную папку (портфолио).
Для многих, желающих заняться исследованиями, одной из важных проблем становится проблема выбора темы. Существуют правила выбора темы исследования.
Выбор темы исследования
- Тема должна представлять интерес для учащихся и педагога;
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;
- Тема должна быть сформулирована лаконично;
- Указать, почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной;
- Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования;
- Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база.
Какова же роль преподавателя в проектной деятельности?
Энтузиаст - вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
Специалист - обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
Консультант - организующий доступ к информационным ресурсам;
Руководитель - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор - группового процесса;
Эксперт - анализирующий результаты выполненного проекта.

Каждой группе выдается набор разрезных карточек-домино, листы А4, клей

Ведущий называет любой предмет и бросает мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три нестандартных способа применения предмета.
Беседа о барьерах креативности: ограниченность во времени, оценочность, боязнь конкуренции

Рефлексия

Ведущий предлагает все участникам тренинга ответить на вопросы по кругу:
Что чувствуете на данный момент?
Что нового узнали?
Что узнали о себе? О других?
Чего вы ждали?
Что получили?

Читайте также: