Гумилев жираф конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.


  • обучать приемам анализа стихотворения;

  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;

  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.

  5. Запись наблюдений в таблицу.

  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска

  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика).

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива, может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции?

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка - одна из самых завораживающих в тексте?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место, где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Быть может, мы — сыновья торговцев, но мы же — внуки пророков. Хаим Вейцман
ещё >>

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции?

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.



Н.Гумилев. Фото, 1910-е гг.
Источник: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, стр. 105.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ
(1886–1921)

Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте-путешественнике
(детство, юность, начало творческого пути)

1. Гумилёв родился в Кронштадте в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва, который, получив отставку, поселился с семьёй сначала в Кронштадте, а затем в Царском Селе под Петербургом. Мать Гумилёва Анна Ивановна детство и юность провела в родовом гнезде Слепневе Тверской губернии, получила хорошее воспитание, много читала, поощряла занятия сына Николая поэзией.

5. В 1914 году Гумилёв пошёл на Первую мировую войну добровольцем, выбрав родом войск кавалерию. В конце сентября, зачисленный в эскадрон лейб-гвардии уланского её Величества полка, Гумилёв отправляется на передовую. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть Гумилёв был дважды награжден Георгиевским крестом.

— Какие два мира создаёт Гумилёв в стихотворении? Опишите кратко эти миры.

— Зачем Гумилёв делает жирафа персонажем сказочно-мифологической истории?

— Каким изображён жираф? Какие эпитеты, метафоры и сравнения делают его облик особенно выразительным и прекрасным?

— Что характерно для образа возлюбленной лирического героя? Каковы её внешний облик и внутренний мир?

— *Чем различаются лирический герой и его возлюбленная? В чём смысл этого противопоставления?

— *Почему лирический герой стремится уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир?

— *Как в стихотворении сливаются явь и мечта?

III. Своеобразие композиции стихотворения:
монолог лирического героя, обращённый к собеседнице

— Докажите, что стихотворение представляет собой лирический монолог, обращённый к собеседнице.

— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения, которые указывают на то, что монолог обращён к конкретной девушке. Какую роль играют в этом монологе вопросительные конструкции, глаголы в повелительном наклонении?

— Докажите, что в стихотворении использована кольцевая композиция. *С какой целью поэт так строит своё произведение?

— Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной, сказочной таинственности?

Итоговые вопросы:

— Почему, создавая образ жирафа, поэт стремится помочь читателю уйти от повседневной жизни в яркий и необычный мир?

IV. Домашнее задание

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)


Н.С.Гумилев. Фотография, 1913 г.
В апреле 1913 года Академия наук командирует Н.С.Гумилева в очередное путешествие в Африку.
Источник иллюстрации: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.– С. 83.

Существует около 17 вариантов музыкального исполнения
стихотворения "Жираф".
Один из вариантов, в исполнении Е.Ваенги (4:48) >>>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе

Эвристическая беседа по стихотворению Н. С. Гумилева

Озюменко Алла Феликсовна, учитель русского языка и литературы,

ГБОУ Школа №1359.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

1. Какова главная мысль стихотворения?

(Оно не является рассказом о животных, оно о любви.)

2. Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?

Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?

(Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, к тому же раскраска его оранжево - желтого и коричневого цветов. Рисуя образ жирафа с плавными, изысканными движениями, герой призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды).

3. Каково стихотворение?

(Стихотворение экзотично, наполнено впечатлениями дальних странствий поэта).

4. Каково настроение стихотворения?

(Оно грустное, почти тревожное).

5. На что, в первую очередь, обращает внимание читатель?

(На образ диковинного животного жирафа, прекрасное описание которого дано в центре стихотворения).

(Он невероятно красив).

7. Какое слово в описании жирафа неожиданно поражает читателя?

8. Как дальше развивается это впечатление о жирафе?

(Дальше это впечатление развивается в картинных зрительных образах, ярких и красочных).

9. Почему мелодия стихотворения ласкает, завораживает?

(Особую музыкальность создает и нечастый размер — пятистопный амфибрахий, словно качающий слушателя на волне стиха, и анафоры, повторы, мастерское использование аллитерации (особенно плавно повторяется звук -л- при описании жирафа).

10. Почему кажется, что обрамление стихотворения словно отодвигается на второй план?

(Красота жирафа, изысканная музыка стиха словно отодвигает на какое-то время обрамление стихотворения).

11. Каково значение обрамления?

(Обрамление очень важно для понимания сокровенного смысла стихотворения).

12. В чем же заключается сокровенный смысл стихотворения?

(Сокровенный смысл заключается в обращении к женщине, мягком. трепетном).

13. Кто она — эта женщина?

(Она — хрупкое, нежное создание с богатым внутренним миром).

14. Какое у нее настроение?

(Ей сегодня особенно грустно).

15. Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Нежная хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

16. Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

17. Кто ведет повествование?

18. Каким вы его себе представляете ?

(Лирический герой стихотворения — романтик, мечтатель. Ему свойственна яркость, праздничность восприятия жизни, нежность, трепетное внимание к внутреннему миру близкого человека. Только он опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. И чтобы утешить любимую, отвлечь ее от тяжелых будней повседневности, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю, «про тропический сад, про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. ).

19. Кем для лирического героя является любимая?

(Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера).

20. Помогла ли сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

21. Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад!)

22. Помогло ли погружение в экзотический мир уйти от проблем?

Вывод учителя: несмотря на экзотику деталей, стихотворение удивительно русское из-за пронизывающего его чувства грусти. И может быть Африка — это мечта, голубой корабль на горизонте, который помогает человеку уйти от обыденной жизни?

Читайте также: