Знаменитые промыслы самарского края доклад

Обновлено: 28.06.2024

В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает. Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия одна из важнейших задач нашего общества.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Актуальность темы

В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.

В наш мир компьютеризации важно не только заинтересовать детей, но и сохранить мастерство в настоящем, и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали,сохранилино и получили опыт в изготовлении изделий народной культуры. Проявили и сформировали уважение к народным традициям Самарского края.

Вовлечь родителей воспитанников в процесс изучения семейных традиций, исторической родословной, связи с народными промыслами и преемственность поколений.

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в использовании новых, нетрадиционных форм проведения занятий по направлениям деятельности:

  1. Историческое моделирование изделий народов Самарской области.

В итоге: выставка – сравнение изделий старины и современности;

Самостоятельный поиск народных игр воспитанниками и проведение их на занятиях объединения.

  1. Итоговый фольклорный праздник с обрядами и традициями народов Поволжья. Представление своих национальных изделий в обрядах через театрализацию.

Цель проекта

Формирование у детей стремлений изучать, сохранять и пополнять культурное наследие народов Самарской области.

Задачи:

  1. Изучить историю развития прикладного творчества Самарского края.
  2. Научить ребят изготавливать изделия народов Поволжья.
  3. Воспитать уважение к труду, патриотические чувства, стремление к творчеству и самовыражению.
  4. Привлечь родителей к образовательному процессу:

- актуализировать потребность родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;

- повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;

- способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта:

Средстваи формы реализации проекта

  • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, изобразительной, игровой);
  • Вовлечение и просвещение родителей;
  • Беседы;
  • Праздники;
  • Экскурсии.

Проект реализуется в 3 этапа

1этап - организационно-подготовительный этап;

2 этап - практическая деятельность;

3 этап - заключительный.

I этап(май-август 2018 года)- организационно-подготовительный этап:

  1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
  2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
  3. Разработка проекта.

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Итоговые мероприятия

Сентябрь-Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Экскурсия в Дом дружбы народов

Ноябрь-Февраль

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки.

Март-Май

III этап (май-июнь 2019 год) - заключительный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЦЕЛЬ УРОКА: ВЫЯСНИТЬ КАКИМИ НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ СЛАВИЛСЯ САМАРСКИЙ КРАЙ В ДА.

ЦЕЛЬ УРОКА: ВЫЯСНИТЬ КАКИМИ НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ СЛАВИЛСЯ САМАРСКИЙ КРАЙ В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ.

ЗАДАЧИ: -ИЗУЧИТЬ МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ О НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ И ТРАДИЦИЯ.

ЗАДАЧИ: -ИЗУЧИТЬ МАТЕРИАЛЫ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ О НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ И ТРАДИЦИЯХ САМАРСКОГО КРАЯ; - РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ С СОХРАНИВШЕМСЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ НАШЕГО КРАЯ; - ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА; - СТИМУЛИРОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ЗНАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ О РОДНОМ КРАЕ И ЕГО ЛЮДЯХ; - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ, ОВЛАДЕНИЮ И СТРЕМЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии Согласно историческим данн.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии Согласно историческим данным, ремёсла в Самарской губернии развивались по четырём основным направлениям: - деревообрабатывающие промыслы (плотничество, домовая резьба, изготовление ручных прялок, плетение из лозы, роспись по дереву, изготовление деревянной посуды); - гончарное производство и сопутствовавшая ему глиняная игрушка; - промыслы по обработке волокнистых веществ (ткачество холстов, кушаков, ковров, вязальный промысел, золотошвейное и белошвейное производства); - промыслы по обработке металла (изготовление топоров, подков, сбруи); Также, в отдельную группу можно выделить так называемые домашние промыслы (т.е. изготовление изделий для нужд своего хозяйства) – вышивка, кружевоплетение, изготовление традиционного костюма, изготовление кукол и пр.

1. Домовая резьба – самарская и сызранская резьба представляет собой картину.

1. Домовая резьба – самарская и сызранская резьба представляет собой картину своеобразных художественных традиций, следы которых глубокими корнями уходят в хозяйство, быт и культуру Средневолжского края, где был стык древних дорог промысловиков-охотников, кочевников-скотоводов и пришедших позже земледельцев. Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 2. Плетение из лозы – в Бе.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 2. Плетение из лозы – в Безенчукском, Алексеевском и Нефтегорском районах в XX веке существовали мастерские и цеха по плетению из лозы мебели и предметов интерьера.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 3. Роспись по дереву – «Жи.

4. Гончарное производство не имело широкого распространения, но тем не менее.

4. Гончарное производство не имело широкого распространения, но тем не менее, выделяются центры в Сызранском, Похвистневском, Кинель-Черкасском районах. Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии В Самарской губернии делал.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии В Самарской губернии делали и глиняные игрушки. Когда-то это были ритуальные фигурки, связанные с сельскохозяйственными обрядами, сопровождавшиеся громким свистом. Поэтому не случайно преобладали игрушки-свистульки. Тематика – женские фигурки, конь, всадник, птицы, олень, баран, сюжетные композиции.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 5. Ткачество – было распро.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 5. Ткачество – было распространено и как домашний и как организованный промысел. Характерно производство льняных холстов, пестряди, ткачество кушаков.

6. Золотошвейное и белошвейное производство – центром является Самарский Ивер.

6. Золотошвейное и белошвейное производство – центром является Самарский Иверский женский монастырь. В обители существовали золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая мастерские. Сегодня в монастыре активно возрождаются и создаются новые мастерские. Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 7. Филейно-гипюрная вышивк.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 7. Филейно-гипюрная вышивка сформировалась в стенах Иверского монастыря.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 8. Традиционный костюм – и.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии 8. Традиционный костюм – изготовление было распространено как домашний промысел.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии В контексте народного кост.

Традиционные промыслы и ремёсла Самарской губернии В контексте народного костюма выделяется создание кукол в стилизованных традиционных народных костюмов.

На сегодняшний день данные направления художественных промыслов и ремёсел наш.

На сегодняшний день данные направления художественных промыслов и ремёсел нашли продолжение в творческой деятельности ряда самарских мастеров. Именно эти виды ремёсел и промыслов считаются традиционными для нашего Самарского края.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Одна из форм ознакомления детей с родным краем в нашей группе стала организация мини-музея народных промыслов Самары и Самарской губернии.

Знакомство дошкольников с народными промыслами, мастерством самарских умельцев родного края позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою малую родину, богатую славными традициями.

Создание мини - музея на сегодняшний день очень актуально. Он помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций родного края, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Важная особенность нашего мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу, здесь они — соавторы, творцы экспозиции, причём не только они сами, но и родители. Мини-музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать предметы со всех сторон, и практически освоить их,

еще к основным экспонатам добавляются предметы, выполненные руками детей совместно с родителями.

Мини – музей - результат совместной работы воспитателей, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями.

Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народного промысла Самарской губернии : плетением из лозы и бересты, домовой резьбой по дереву, ткачеством, гончарным производством и др, мы не только приобщаем детей к народной культуре родного края, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за малую родину, поддерживаем интерес к ее истории и культуре.

Профиль музея: познавательный.

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях старших дошкольников, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Примерный перечень экспонатов.

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам.

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности, для познавательной деятельности, могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

Плетение из бересты и лозы.

Плетение – один из древних промыслов русского народа. Люди мастеровые и талантливые несут это умение через века и годы, удивляя нас неброской красотой плетёных изделий и возвращая нас в седую старину.

Самый доступный материал для плетения – лоза. Тонкие гибкие ветки в руках мастера могут превратиться в корзины, лукошки, панно и другие интересные и нужные в быту вещи.

Задачи этого блока:

Младший и средний возраст

• Познакомить детей с изделиями народного промысла Самары и Самарской губернии - разных видов поделок из бересты, лозы.

• Развивать интерес к предметам народного промысла родного края.

Старший дошкольный возраст

• Продолжать знакомство детей с особенностями народных промыслов Самары и Самарской губернии – поделками из бересты и лозы.

• Развивать интерес к предметам народного промысла родного края.

Подготовительная к школе группа

• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – изделиях из лозы и бересты.

• Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров Самары и Самарской губернии.

• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.

Плетение из лозы и бересты

Экскурсия к берёзе, иве.

Рассказ воспитателя об основных свойствах бумаги,

Чтение стихотворений о березе О. Мирко, Т. Кульбачная, С. Есенин.

Гончарный промысел - это древнее ремесло. Глина — основа гончарного производства. Глина — это вторичный продукт земной коры, остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Для каждой работы требуется особая разновидность глины.

Наиболее распространенными сортами глины являются: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка).

Задачи этого блока:

Младший и средний возраст

• Дать представление о старинной посуде, сделанной из глины.

• Способствовать развитию интереса детей к народному промыслу – гончарному производству.

Старший дошкольный возраст

• Продолжать знакомство детей с гончарным производством.

• Закреплять знания детей об изделиях народного промысла Самары и Самарской губернии - глиняных изделиях.

Подготовительная к школе группа

• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – гончарном производстве.

• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.

• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.

Рассматривание выставки старинной глиняной посуды.

Рассказ воспитателя о свойствах глины.

Рассказ воспитателя о работе гончара.

Сейчас редко увидишь ткацкие станки. А в старину они стояли в каждом доме. Девочек с малых лет учили ткать.

Для ткачества использовали различное сырьё : лён, шерсть, коноплю, которые в ручную обрабатывали в каждом крестьянском доме. Это была очень трудоёмкая работа. Летом выращивали лён, коноплю, а зимой из них ткали. Девушки, собираясь вместе, свивали нити на ручных прялках. На деревянных станках начинали ткать холсты. Из холста шили одежду, бельё, изготавливали предметы для украшения домашнего быта: полотенца, скатерти, занавески. Из тканого полотна шили рубахи, передники, верхнюю летнюю одежду.

Задачи этого блока:

Младший и средний возраст

• Познакомить детей с изделиями народного промысла Самары и Самарской губернии – ткаными изделиями.

• Способствовать развитию интереса детей к народному промыслу – ткачеству.

Старший дошкольный возраст

• Продолжать знакомить детей с ткацким производством, с основами ткацкого мастерства, ткаными изделиями.

• Расширять кругозор воспитанников.

Подготовительная к школе группа

• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии - ткачеством.

• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.

• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.

Самарская домовая резьба

В русском народном творчестве особое место издавна занимала домовая резьба. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища.

Задачи этого блока:

Младший и средний возраст

• Познакомить детей с народным промыслом - Самарской домовой резьбой.

Старший дошкольный возраст

• Продолжать знакомить детей с народным промыслом - Самарской домовой резьбой, с разнообразной тематикой изделий.

• Развивать интерес к искусству родного края.

Подготовительная к школе группа.

• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – Самарской домовой резьбой.

• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.

• Развивать интерес к искусству родного края.

Самарская домовая резьба

Аппликация по желанию детей.

Матрешка – самарская роспись.

Матрешка - это деревянная кукла, она похожа на Ваньку-встаньку. Делают матрёшки из традиционного материала – дерева. Таким деревом была и остаётся – липа. Мастерили матрёшек мужчины. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Сначала точит самую маленькую матрёшку, порой она бывает совсем крошечной – меньше ногтя, затем больше, больше и больше…. Иногда число таких матрёшек превышает пятьдесят. Затем эти фигурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат, и фигурки становятся белее снега. Потом пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать.

Матрешка изображает русскую крестьянскую девушку. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.

Роспись матрешки в Самарской области. Характерная черта нашей матрешки – роскошный золотой головной убор (кокошник, на переднике изображены сюжеты русских народных сказок, прекрасные пейзажи и картины, связанные с Россией. Для украшения часто используется бисер, стразы, золотая поталь, краски с особым свечением. В Самарской области матрёшек расписывают на Жигулёвской фабрике художественных изделий. В художественных салонах мы можем увидеть авторские работы профессиональных художников.

Особенности росписи матрёшки по мотивам авторской (самарской) росписи Горловой С. Г:

• Грунтовка клеем ПВА.

• Нанесение карандашом контуров лица и др. частей тела: платочка, фартучка, рук.

• Роспись лица и закрашивание платочка, юбочки, фартучка краской выбранного цвета (два-три оттенка солнечной краски (например, лимонный, жёлтый, оранжевый, красный) - гуашь или акрил.

• Закрашивание основных частей и элементов (2-й слой) + выполнение припушённости (жёсткой сухой кистью с густой краской более тёмного цвета по выбору автора) в определенных частях основных деталей: платочка, фартучка.

• Выполнение начальной росписи – определение основных элементов на платочках матрёшек - оживки цветочных элементов основным цветом; при росписи солнечными цветами оживка выполняется оранжевым, красным, вишнёвым цветом.

• Выполнение завершающих завитков, листочков, других элементов -

при росписи солнечными цветами выполняется оранжевым, красным,

• Выполнение завершающих ажурных элементов (точечная россыпь и др. мелкие и нежные элементы) по контуру, по рисунку платочка, фартучка, юбочки и др.

• Выполнение лакирования готовой матрёшки (лак ПФ или НЦ).

Задачи этого блока:

Младший и средний возраст

• Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народной игрушке – матрешке.

Старший дошкольный возраст

• Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки - матрешки, показать многообразие техники исполнения рисунка.

• Дать возможность детям почувствовать себя мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и по замыслу.

• Приобщать детей к историческому прошлому своего народа.

Подготовительная к школе группа

• Расширять, углублять и систематизировать знания детей о народных промыслах Самары и Самарской губернии – матрешке (расписанной самарской росписью).

• Формирование обобщё нных знаний и умений:

умение различать стили наиболее известных видов декоративной

живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. ;

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции

самарской росписи матрешки.

• Формировать у дошкольников навыки работы через продуктивную деятельность.

• Воспитание патриотизма и любви к малой родине.

Роспись предметов элементами народного узора

(С. Г. Горлова).

Рассматривание элементов народных росписей.

Организация праздников с экспонатами музея

Вечер загадок и отгадок о предметах народных умельцах.

Предметы для работы в мастерской расположены в чемодане. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной творческой деятельности или вместе с педагогом.

При определении содержания:

• Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляем его весь. Главная задача музея в нашей группе постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

• Обязательно выстраиваем перспективу работы музея. Мы не гонимся за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты присутствуют в нашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Перспектива развития мини-музея

– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки).

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

1. Расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательной активности.

2. Обогащение представлений детей и родителей о музейной культуре.

3. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры Самарской губернии.

Взаимодействие с родителями:

Поисковая деятельность по сбору экспонатов - предметов старины.

Подобрать иллюстрации, фотоматериалы о предметах старины.

1. Кочев М. С. Секреты бересты. М., 2005.

2. Пятков А. И. Руководство по плетению изделий из берёсты. М., 2006.

5. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М., 1997.

7. Алексахин Н. Н. Матрё шка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998. – 96 с. : ил.

8. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М. : Советский художник, 1972.

9. Костенко В. И. Русская вышивка.

Народные промыслы и ремесла Белогорья Консультация для педагогов Народные промыслы и ремесла Белогорья Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, на сегодняшний.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кржижевский Михаил Владиславович

В данной статье обозначается роль народных художественных промыслов в развитии туризма. Рассматриваются основные традиционные промыслы, существующие в Самарской области , по­казывается их изучение в целях развития туризма, проводимое филиалом Российского государ­ственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Приводятся фотографии изделий на­родных художественных промыслов Самарской области .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кржижевский Михаил Владиславович

Обоснование выбора видов ремесленной деятельности в структуре мини-гостиниц для этнографического туризма

Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел (на примере Центрального федерального округа России)

The article determines the role of folk artistic crafts in tourism development. The article considers the main traditional crafts in Samarskaya oblast , shows their research carried out by Russian State University of Tourism and Service Samara branch to develop tourism. The author provides photographs of folk artistic craft works made in Samarskaya oblast .

5. Маслакова Е.А. Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования. Дисс. канд. экон. Наук. М., 2009.

6. Сонина М.М. Все секреты детского туризма. М.: Тревел Эксперт, 2008.

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

The article determines the role of folk artistic crafts in tourism development. The article considers the main traditional crafts in Samarskaya oblast, shows their research carried out by Russian State University of Tourism and Service Samara branch to develop tourism. The author provides photographs of folk artistic craft works made in Samarskaya oblast.

В данной статье обозначается роль народных художественных промыслов в развитии туризма. Рассматриваются основные традиционные промыслы, существующие в Самарской области, показывается их изучение в целях развития туризма, проводимое филиалом Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Приводятся фотографии изделий народных художественных промыслов Самарской области.

Keywords: folk artistic crafts, Samarskaya oblast, domestic and inbound tourism

Ключевые слова: народные художественные промыслы, Самарская область, внутренний и въездной туризм

Народные художественные промыслы являются важным компонентом этнической культуры: они отражают историю этноса, традиционные хозяйственные особенности, эстетические представления. Весьма значительна их роль в развитии туризма. Во всем мире туристы с большим удовольствием приобретают изделия народных художественных промыслов в качестве сувениров, любят наблюдать за процессом изготовления таких изделий, а иногда и сами принимают в нем участие. В каждом

регионе России сложились свои промыслы — одни получили широкую популярность, другие гораздо менее известны, но они также способны заинтересовать туристов. Некоторые из этих видов хозяйственной деятельности, к сожалению, ушли в прошлое, и для их возрождения необходимы полномасштабные научные исследования.

В целях развития внутреннего и въездного туризма в Российском государственном университете туризма и сервиса проводится

В 2010-2011 годах в филиале РГУТиС в г. Самаре проведена активная работа по изучению промыслов Самарской области. Первоначально были изучены сведения о традиционных ремеслах и промыслах Самарского края, хранящиеся в Центральном государственном архиве Самарской области и в архиве Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, исследована опубликованная литература по данной теме. Затем состоялись выезды преподавателей и сотрудников филиала в различные районы Самарской области для непосредственного ознакомления с творчеством современных мастеров.

Промыслы Самарского края развиты хуже, чем в некоторых других северных и центральных регионах нашей страны. Объясняется это отчасти тем, что постоянное население края появилось лишь несколько столетий назад (в ХУ11-Х1Х веках), и сама система традиционных промыслов сложилась относительно поздно. Основной отраслью хозяйства здесь явилось земледелие. Тем не менее, в крае получили определенное распространение гончарный промысел, деревообработка, плетение, вышивка, вязание, ткачество и т. д. Одной из особенностей Самарской области является то, что разные народы изначально расселялись здесь не изолированно, а чересполосно: рядом с русскими поселениями возникали мордовские, татарские, чувашские. Кроме того, многие населенные пункты издавна являются полиэтничными. Со-

вместное проживание на одной территории, интенсивные контакты привели к выработке ряда общих черт в традиционной культуре, в том числе в народных художественных промыслах. Указанные промыслы распространились у разных народов. Вместе с тем, в произведениях мастеров отражена этническая специфика.

Так, у разных народов получило распространение ткачество. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые мужчины мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. Одежда разных народов отличалась по крою, вышивке, способу ношения. В 1970— 1980-е годы в чувашских селах Клявлинского района, расположенного на северо-востоке Самарской области, на границе с Республикой Татарстан, распространилось ковроткачество. Для него использовалась овечья шерсть, которую получали в результате стрижки овец в мае или в конце августа. Ее мыли, вычищали, расчесывали, потом пряли (и сегодня во многих домах сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы), а затем начинали ткать. Нередко на изготовление ковров уходили долгие месяцы. Позднее стали использовать синтетическое сырье. Для чувашской традиционной культуры характерно использование в качестве украшения тканых изделий геометрического орнамента. Это нашло отражение и в ковроткачестве. На многих коврах работы местных умелиц изображены различные геометрические фигуры, на некоторых запечатлены растения, птицы и т. д., что свидетельствует о культурных заимствованиях от соседних народов — русских, мордвы.

Ковры обычно использовались для украшения дома. Нередко создательницы этих произведений искусства дарили свои творения детям и внукам. Не только в местных музеях, но и в некоторых домах сохранились ткацкие станы, за которые иногда садятся мастерицы.

Наибольшую известность как центр ковроткачества получило село Черный Ключ. О местных мастерицах писали в областной периодической печати [7], о них упоминалось в литературе, посвященной народному искусству Куйбышевской (ныне — Самарской) области [8]. Изделия из Черного Ключа даже выставлялись в Москве на ВДНХ.

И сегодня во многих домах местных жителей есть ковры, дорожки, предметы вышивки, созданные в домашних условиях (рис. 1 и 2

научный журнал СЕРВИС PLUS 2013 / № 1

на с. 70). Хозяева охотно показывают их, рассказывают о традициях ткачества.

Гончарный промысел получил наибольшее распространение в русских селах на востоке современной Самарской области. Одним из наиболее известных центров гончарства XIX — начала XX века являлась Сарбайская слобода. Некоторые гончары там занимались этим ремеслом зимой и летом, использовали труд наемных работников. Гончарная продукция сбывалась в Кинель-Черкасской слободе и на местном базаре. Когда-то в Сарбае создавали синюю посуду, а затем стали изготавливать только красную, поскольку синей посуды входит в горн гораздо меньше, и, следовательно, ее обжигание обходится дороже. Среди основных работ мастеров — емкости для теста, солений, молока, а также глиняные игрушки.

Угасание гончарного промысла в нашей области в годы Советской власти произошло в связи с вытеснением глиняной посуды более дешевой металлической и стеклянной, изготовленной промышленным способом, что привело к потере спроса на продукцию гончаров.

Сегодня этот промысел активно возрождается в бывшей слободе Сарбайской — ныне это село Сарбай Кинель-Черкасского района. В настоящее время в нем работает Центр народных ремесел, в котором проводятся мастер-классы по изготовлению глиняных изделий.

В разных населенных пунктах Самарской области работают мастера по деревообработке, плетению, вязанию и вышивке, изготовлению традиционных музыкальных инструментов и т. д.

В настоящее время планируется дальнейшее изучение народных художественных промыслов Поволжья для развития этнического туризма в регионе. С результатами исследований знакомятся сотрудники турфирм, государственных и муниципальных органов, работающих в сфере туризма и национальных отношений.

2. Аманжолова Д.А. Рукотворные сокровища России. М., 2011.

5. Кржижевский М.В. Камышлинские традиции // Азан. 2010. 12 ноября. С. 4.

6. Кржижевский М.В. С добрым сердцем и золотыми руками // Азан, 2010. 10 декабря. С. 4.

7. Куликова Н. Радуга // Волжская коммуна. 1978. 8 марта. С. 4.

8. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19—20 веков. Библиографический указатель / Составитель и автор предисловия Бирюков В.М. Куйбышев, 1988. С. 5—6.

Рис. 3. Изделие из дерева. Районный центр Камышла Самарской области. Фото автора.

Закрепление знаний детей по изделиям народных промыслов Самары и Самарской губернии.Закрепляем виды народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), их характерные особенности.

Оформляем нарисованные фигуры – украшение элементами декоративной росписи.

ВложениеРазмер
народные промыслы Самарской губернии 56.43 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения НОД в подготовительной к школе группе

Воспитатели: Гилязова Е.А

Разработчики воспитатель Гилязова Евгения Александровна

Возрастная категория 6 лет

Время проведения сентябрь 2016

Цель:
Закрепление знаний детей по изделиям народных промыслов Самары и Самарской губернии.

Задачи:
Образовательные:
Закрепить виды народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), их характерные особенности.
Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи.

Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Воспитывать интерес к посещению музея.

Материалы и оборудование:

Готовые картонные тарелочки под роспись, краски, гуашевые, кисти, салфетки, баночки с водой, цветная бумага для плетения, ножницы, глина, дощечки.

Виды деятельности детей во время НОД:

Беседа, рассматривание изделий народных промыслов, анализ , продуктивная деятельность.

Методы и приемы организации НОД:

Рассматривание, беседа, чтение художественной литературы, показ образцов, изготовление продуктов творчества.

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Заучивание пословиц о народных промыслах.

Изобразительная деятельность по данной тематике.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников :

После рассматривания, воспитатель предлагает детям найти свое место предмету.

- Из какого места потерялся предмет?

-Куда мы можем поставить этот предмет?

- Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.

Воспитатель: Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя. Восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.

(ответы детей) Расписные предметы, игрушки, изделия из ткани (ткачество)

Воспитатель: Во что играли дети на Руси?

Так же как и вы, в разные игрушки, в старину люди делали игрушки для своих детей сами.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера?

(Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы.)

Воспитатель: Игрушки, каких мастеров вы знаете?

(Ответы детей: богородские, филимоновские, дымковские, семеновские игрушки).

Воспитатель: Почему они получили такие названия?

( по названию местности, где их делают. Так, дымковские игрушки делают в селе Дымково, филимоновские — в Филимоново.)

Воспитатель: -Эти промыслы знамениты по всей России.

Воспитатель: Наша Самарская Губерния тоже знаменита народными умельцами.

-Каким промыслом знаменита Самарская губерния?

(ответы детей) – гончарным ремеслом

предлагает детям рассмотреть представленные экспонаты .

-Материал, из которого изготовлены предметы?

(ответы детей) глина

-Какие предметы изготавливают мастера гончарного дела?

(ответы детей) Горшки, миски, кувшины, глиняные игрушки-свистульки: фигурки человека и животных конь, всадник, птицы, олень, баран, сюжетные композиции.

Воспитатель Еще какими промыслами знаменита Самарская губерния?

(ответы детей) – плетение из лозы, бересты.

(предлагает детям рассмотреть представленные экспонаты из лозы и бересты).

-Какие предметы изготавливают мастера из лозы и бересты?

(ответы детей) шкатулки, миски, вазы, корзинки, лапти, предметы мебели….

И в наше время существуют мастерские и цеха по плетению из лозы мебели и предметов интерьера.

Воспитатель Еще каким промыслом богата Самарская губерния?

предлагает детям рассмотреть представленные картинки

-Где и сейчас мы ее можем встретить?

(старый город, в деревне)

Воспитатель предлагает рассмотреть роспись по дереву.

-Ребята, теперь давайте вспомним элементы росписи Самарского узора. Работаем дружно и аккуратно!

(Дети по выбору выбирают себе продуктивную деятельность )

По окончании работы, дети показывают свои изделия.

Итог.
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?

Читайте также: