Доклад уполномоченного по правам человека в российской федерации за 2012 год

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность Уполномоченного способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права , развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Госдуме. Такие предложения вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

2. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, соответствующая требованиям закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Уполномоченный назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

4. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Кроме того, введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции ( ст. 4 и 10 Закона об Уполномоченном).

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Требования, предъявляемые к Уполномоченному :

- не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности;

- не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели; - обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный освобождается от должности по истечении срока исполнения его полномочий, возможно также досрочное прекращение его полномочий в случаях : нарушения предъявляемых к нему законом требований; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Кроме того, его полномочия могут быть прекращены Государственной Думой также: ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение 2-х месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в соответствующем порядке. Уполномоченный освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

не может быть привлечен без согласия Государственной Думы к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Жалоба должна отвечать следующим требованиям :

· подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

· содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный, получив жалобу, имеет право : принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит (ст. 20 ФКЗ « Об Уполномоченном по правам человека в РФ).

О принятом решении Уполномоченный в 10-дневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки :

- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

- бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

- запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;

- получив заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

При рассмотрении жалобы :

- обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом;

Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

При этом он вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе :

· обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

· обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

· выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

· обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

· вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

В докладе анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.

Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе о реакции государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В челябинской области - Павлова Маргарита Николаевна (22 января 1979). 22 октября 2015 года избрана Законодательным Собранием по предложению Губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского на должность Уполномоченного по правам человека.

В РФ - МОСКАЛЬКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, 22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

17 апреля 2013 года на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов представил доклад о своей деятельности и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге в 2012 году.

Александр Шишлов в Мариинском дворце 17.04.2013

Александр Шишлов начал выступление с данных общероссийского репрезентативного опроса ФОМ (Фонд Общественное Мнение): большинство россиян (63%) считают, что права человека в нашей стране не соблюдаются, при этом 72% процента опрошенных не сталкивались в течение последних двух лет с нарушением прав применительно к ним или их семьям. Такая парадоксальная картина обусловлена, по мнению Уполномоченного, тем, что многие наши сограждане весьма отвлеченно воспринимают понятие прав человека, недостаточно знают свои права и зачастую не готовы отстаивать их. А с другой стороны, для многих должностных лиц государственных органов, к которым обращаются граждане, стремящиеся реализовать свои законные права, характерно стремление найти причину для отказа, чем найти возможность практической реализации декларированного права.

Обобщенно оценивая ситуацию с правами человека в Санкт-Петербурге в 2012 году, Александр Шишлов отметил, что в ней проявлялись те же тенденции, что и в большинстве регионов России, те же проблемы, что были отмечены в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год применительно к России в целом. Так, в сфере защиты социально-экономических прав существенных изменений в 2012 году не произошло (и по-прежнему в Санкт-Петербурге наибольшее количество поступающих к Уполномоченному обращений граждан связано с соблюдением социально-экономических прав, прежде всего – в жилищной сфере).

Как и в целом по России, по-прежнему высокой остается доля обращений, связанных с нарушениями прав граждан работниками различных правоохранительных органов. При этом, по оценкам Александра Шишлова, в течение 2012 года ситуация в этой сфере начала изменяться к лучшему, что связано, в том числе, с жесткой позицией нового руководства ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по отношению к нарушителям закона в собственных рядах.

Так же, как и на федеральном уровне, в Санкт-Петербурге законодательные акты, затрагивающие права человека, порой принимались без серьезных общественных дискуссий, что, безусловно, сказывается на качестве законов и правоприменительной практики, которая в таких случаях зачастую приводит к дискредитации государственных институтов. Это подтверждает актуальность предложения о том, чтобы все петербургские законопроекты, затрагивающие вопросы прав и свобод человека, направлялись на заключение в государственный правозащитный институт - к Уполномоченному по правам человека.

Александр шишлов в мариинском дворце 17.04.2013

В 2012 году Уполномоченный получил 1643 письменных обращения – это почти на 20 % больше, чем в 2011 году. В текущем году рост обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года еще более значительный. Александр Шишлов связывает такую динамику с укреплением государственного правозащитного института Уполномоченного.

Несмотря на всю важность социально-экономических прав, особое место в работе Уполномоченного (и это установлено в петербургском законе об Уполномоченном) занимает защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека. И среди таких прав первое – право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

В 2012 году погибло от внешних причин много жителей Санкт-Петербурга. 445 человек погибли в результате ДТП, 251 – стали жертвами преступлений, 151 человек погиб в результате пожаров, 68 человек погибли вследствие несчастных случаев на производстве. И хотя эти цифры немного меньше, чем аналогичные за 2011 год, они являются тревожным сигналом.

правозащитники Санкт-Петербурга слушают доклад Уполномоченного_17.04.2013

Весной 2013 года представители Уполномоченного были включены в состав призывных комиссий, находящихся на территории муниципальных образований Калининского, Московского и Приморского районов Санкт-Петербурга. В период осеннего призыва 2012 года на работу призывных комиссий именно этих трех районов города в адрес Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге поступало наибольшее количество жалоб.

К Уполномоченному поступает много обращений, связанных с ненадлежащими условиями содержания и недостатками в медицинском обеспечении в следственных изоляторах и других местах принудительного содержания. В состав уголовно-исполнительной системы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области входит 16 учреждений. По состоянию на 01.01.2013 в них содержалось 14 449 человек. Сотрудники аппарата Уполномоченного регулярно участвуют в проверках условий содержания в этих учреждениях.

Уполномоченный также уделяет большое внимание вопросам формирования системы пробации (системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества) в современной уголовно-правовой системе. Осенью 2012 года на заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе было принято решение о проведении в Санкт-Петербурге всероссийской конференции по проблемам пробации. Данная инициатива была поддержана Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным и Полномочным представителем Президента РФ в СЗФО Николаем Винниченко.

Важным аспектом деятельности Уполномоченного являются проблемы обеспечения равноправия и защиты от дискриминации. В частности, защита прав лиц без определенного места жительства, которые пострадали от политических репрессий. В настоящее время ежемесячная компенсационная выплата, полагающаяся согласно действующему законодательству жертвам политических репрессий, выплачивается только реабилитированным гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге, и на лиц без определенного места жительства не распространяется. Уполномоченный предложил внести поправку в Социальный кодекс Санкт-Петербурга с целью расширить меры социальной поддержки для данной категории лиц, инициативу поддержали в постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья. В Санкт-Петербурге проживает 730 897 инвалидов, среди них 12 225 – инвалиды-колясочники, 10141 – инвалиды по зрению, 11 683 – инвалиды по слуху. По оценкам общественных организаций инвалидов недоступными для них остаются государственные учреждения, школы, детские сады, поликлиники, учебные заведения, суды, полицейские участки, аптеки, в которых выдают льготные лекарства.

Ратификация Россией конвенции ООН о правах инвалидов стала серьезным шагом, который выражает намерение государства создавать условия для полноценного участия инвалидов в жизни общества. Конвенция закрепляет современное представление об инвалидности, признает, что инвалидность - это эволюционирующее понятие, связанное не только с ограничениями физических возможностей человека, но и с барьерами, существующими в обществе.

Одним из важных направлений деятельности Уполномоченного являлась в 2012 году миграционная тематика. Вопросы, связанные с ростом трудовой миграции, в Санкт-Петербурге с каждым годом становятся все более острыми. Александр Шишлов уверен, что в миграционной политике необходимо руководствоваться не только критериями экономической целесообразности привлечения на петербургский рынок труда низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, но учитывать и социально-культурные факторы, связанные с ростом количества внешних мигрантов, определиться – какова максимально допустимая доля трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге.

В 2012 году Уполномоченный по правам человека как институт государственной защиты прав человека в Санкт-Петербурге начал действовать в полном объеме лишь 4 апреля - после избрания Уполномоченного Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (должность Уполномоченного оставалась вакантной после принятия отставки предыдущего Уполномоченного А.С.Козырева 23 ноября 2011 г.). Поэтому ряд проблем в сфере прав и свобод человека (прежде всего, связанных с выборами, ростом публичной гражданской активности и конфликтов между государственной властью и активной частью гражданского общества), находившихся в начале 2012 года в центре общественного внимания, не получил соответствующего отражения в обращениях граждан к Уполномоченному. При подготовке к докладу были получены следующие данные о нарушениях в ходе выборов:

790 обращений (из которых 341 не нашли подтверждения) о нарушения в ходе выборов в Государственную Думу РФ, в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Президента РФ, которые поступили в 2012 году в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию;

5 046 нарушений, зафиксированных общественными организациями и политическими партиями только на выборах Президента РФ.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге в своем выступлении говорил также о соблюдении права на свободу собраний, права на труд, право на благоприятную окружающую среду.

Омбудсман отметил развитие системы государственной защиты прав человека в 2012 году. Впервые за 15 лет существования института региональных уполномоченных в августе 2012 года состоялась их встреча с Президентом России. В 2013 году при Администрации Президента РФ была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об уполномоченных по правам человека, в которую входит Александр Шишлов.

Сегодня одной из главных проблем нашего общества является дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Одна из важнейших задач Уполномоченного как независимого государственного правозащитного института - способствовать диалогу, выполнять функции связующего звена, находить точки соприкосновения и понимания между гражданами и должностными лицами, между общественными организациями и государственными органами. Успех такой работы возможен только при сотрудничестве Уполномоченного с институтами гражданского общества. В 2012 году такое сотрудничество с петербургскими общественными организациями, с общественным Правозащитным советом Санкт-Петербурга получило новый импульс и активно развивалось. Также активно укреплялось в 2012 году и рабочее взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти Санкт-Петербурга и территориальными подразделениями федеральных государственных органов.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов пригласил на свой доклад в Законодательное Собрание руководителей ведущих правозащитных организаций нашего города ("Гражданский контроль", "Мемориал", "Петербургская ЭГИДА", "Солдатские матери Санкт-Петербурга", "Беллона", "Ресурсный правозащитный центр"), которые признались, что получили такое приглашение впервые.

Александр Шишлов с петербургскими правозащитниками в Мариинском дворце 17.04.2013

В целом, как представляется, выступления граждан в защиту своего права на благоприятную окружающую среду в последнее время приобретает более рациональный и взвешенный характер. Это, в свою очередь, отразилось и на отрасли права, где появились необходимые уточнения, новые дефиниции и способы регулирования.

Следует иметь в виду, что причины большинства совершаемых в нашей стране нарушений экологического законодательства отнюдь не в сложности или несовершенстве его норм, а в их банальном несоблюдении.

Размер санитарно-защитной зоны индивидуален в каждой конкретной ситуации, но в любом случае в ее пределах не допускается жилая застройка и размещение объектов социальной инфраструктуры.

Таковы нормы закона. Дело за тем, чтобы их применить на практике. С этим имеются проблемы, чаще всего связанные с тем, что при расширении аэропортов в их санитарно-защитную зону попадают объекты, которые там находиться не должны. В таких случаях возникает проблема отселения из санитарно-защитной зоны жителей и переноса объектов. В соответствии с общими принципами гражданского права все необходимые для этого мероприятия осуществляет владелец аэропорта.

Уместно в этой связи упомянуть и о том, что администрация г. Воронежа, судя по ответу на запрос Уполномоченного, своей ответственности за возникшее положение не усматривает.

По понятным причинам право на благоприятную окружающую среду неразрывно связано с территорией проживания. В случае же если покинуть экологически неблагоприятную территорию невозможно, государство берет на себя обязательство компенсировать вред, причиненный здоровью граждан. При этом должна непременно учитываться и продолжительность проживания на такой территории.

Поводом для рассмотрения данного вопроса послужила вполне банальная ситуация. Заявитель Ч., обратившаяся в Конституционный Суд, до сентября 1992 года постоянно проживала в г. Железногорске Курской области, включенном в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и отнесенном к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В период с 1992 по 1995 год заявитель проходила обучение в медицинском училище г. Рыльска Курской области. С 14 марта 1995 года по 30 ноября 2001 года местом ее постоянного проживания был г. Рыльск, в 2004 году она вернулась в г. Железногорск.

Заявителю было отказано в назначении льгот со ссылкой на то, что факт ее проживания в г. Железногорске на 2 декабря 1995 года ничем не подтвержден.

Посчитав, что описанная ситуация нарушает принцип равенства и справедливости, Конституционный Суд признал неконституционными указанные положения Федерального закона по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой.

Причиной, по которой Уполномоченный обратил внимание на реализацию положений данного Федерального закона, стали жалобы от лиц, получивших указанную дозу облучения, но проживавших в населенных пунктах, включенных в соответствующие перечни, не в те годы, которые оговорены в законе. Имелись также жалобы и от лиц, получивших такую же дозу облучения, но проживавших в населенных пунктах, не включенных в указанные перечни. Суть всех жалоб сводилась к одному: от соискателей установленных законом социальных гарантий требовалось подтвердить соответствие не одному критерию, а фактически сразу трем – по дозе облучения, по месту и периоду проживания.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 14.12.1999 г. № 197-О, от 11.07.2006 г. № 404-О и от 04.12.2007 г. № 960-О-П, названным гражданам может быть присвоен соответствующий льготный статус и выданы удостоверения при наличии сведений, подтверждающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Несмотря на указанные выше определения Конституционного Суда, граждане, получившие указанную суммарную дозу облучения в связи с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, продолжали сталкиваться с трудностями при получении соответствующих удостоверений. Эти трудности объяснялись тем, что федеральным законодательством не были решены вопросы определения уполномоченного государственного органа и механизма оформления и выдачи официального заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения.

В этой связи Уполномоченный еще в марте 2011 года обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти безотлагательно решить вопрос о порядке выдачи заключения о дозах облучения, полученных указанными категориями граждан.

И года не прошло, как указанные министерства после повторных обращений Уполномоченного выработали механизм и подтверждения искомой дозы облучения, и даже выдачи официальных заключений на этот счет.

Для граждан, проживающих на территориях с неблагоприятными условиями, наравне с правом на компенсацию причиненного вреда важнейшей составляющей права на благоприятную окружающую среду является также получение точной и своевременной информации о ее состоянии и принятии в связи с этим мер по защите от вредных факторов.

Тем более что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначено смещение приоритета государственной политики в сторону предупреждения оказания вредного воздействия загрязняющих факторов окружающей среды на человека и возникновения чрезвычайных ситуаций.

Очевидно, что эти цели могут быть достигнуты лишь при эффективной системе реализации гражданами права на получение достоверной и своевременной информации о безопасности окружающего их пространства, что напрямую предусмотрено федеральным законодательством.

Информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий относится к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако на практике, чтобы обеспечить мониторинг выбросов одного конкретного предприятия, приходится приложить немало усилий.

Уполномоченным были направлены обращения губернатору Челябинской области и руководителю регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Обратившись за дополнительными разъяснениями по данному вопросу, Уполномоченный выяснил, что организацию в городе автоматизированной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха возможно осуществить за счет средств самого предприятия. Что и было в итоге сделано путем размещения автоматизированного поста на территории жилой застройки.

Впрочем, как заверил Уполномоченного заместитель губернатора Челябинской области, данные о загрязнении воздуха на границе санитарно-защитной зоны, получаемые в рамках производственного контроля, будут размещаться на официальном сайте администрации города.

Открытости информации о состоянии окружающей среды, по-видимому, будет способствовать и новое Положение о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 г. № 966. Новое Положение предусматривает размещение доклада на официальном сайте Минприроды России для его общественного обсуждения.


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. О количестве и тематике обращений граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Право на свободу и личную неприкосновенность . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Право на определение национальной принадлежности . . . . . . . . . . . . . 22
4. Право на неприкосновенность частной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . .31
5. Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на подтверждение
гражданства Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
6. Право на свободу совести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
7. Право свободно получать и распространять информацию . . . . . . . . . . . .63
8. Право на свободу собраний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
9. Право избирать и быть избранным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
10. Право на собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
11. Право на социальное обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
12. Право на жилище . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
13. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь . . . . . . . . . . . . . .132
14. Право на благоприятную окружающую среду . . . . . . . . . . . . . . . . .143
15. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство . . . . 151
15.1. Доступ к правосудию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
15.2. Квалифицированная юридическая помощь . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
15.3. Участие в судебном заседании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
15.4. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .162
15.5. Состязательность и равноправие сторон . . . . . . . . . . . . . . . . .164
15.6. Судебный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
16. Право на местное самоуправление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
17. Защита прав российских граждан за рубежом и иностранных граждан и лиц
без гражданства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
18. Взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
19. Правовое просвещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
20. О награждении медалью Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Слушать и слышать друг друга (вместо заключения) . . . . . . . . . . . . . . 207
Приложения
1. Сведения о количестве и тематике обращений граждан к полномоченному
по правам человека в Российской Федерации в 2011 году . . . . . . . . . . . .213
2. Документы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации . . . 229
2.2.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Ходатайство об отмене состоявшихся судебных решений по делу П. Постановление
Краснодарского краевого суда об отказе в удовлетворении надзорной жалобы
2.2.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Жалоба об отмене судебного решения о продлении срока содержания под стражей Г.
2.2.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Ходатайство об отмене постановления мирового судьи о привлечении У.
к административной Ответственности, а также последующих судебных актов
2.4.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
Обращение с просьбой о проведении проверки обоснованности применения
сотрудниками милиции процессуальных мер в отношении заявителей
Ответ прокуратуры Октябрьского района г. Кирова
2.4.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .252
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственной геномной регистрации в Российской Федерации"
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации
в Российской Федерации"
Федеральный закон О внесении дополнения в статью 9 Федерального закона
"О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в статью 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации
в Российской Федерации"
2.4.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
Обращение по поводу разработки единой формы
медицинского документа об изменении пола и процедуры ее согласования
2.5.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Заключение по поводу нарушения прав членов семьи Ш. на свободу передвижения
и выбор места жительства
Ответ отдела УФМС России по Московской области в Домодедовском районе
2.5.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
Обращение по вопросу о проверке обоснованности решений, принятых по делу 3.
Ответ Федеральной службы безопасности Российской Федерации
2.6.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
Обращение с просьбой о проведении проверки по жалобе членов религиозной
организации Свидетели Иеговы на нарушение их прав в связи с изъятием у них
религиозной литературы
Ответ прокуратуры города Старый Оскол
Обращение с просьбой дать информацию о соблюдении сотрудниками милиции
требований законодательства при изъятии имущества
Ответ прокуратуры города Старый Оскол
2.7.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Ходатайство об отмене состоявшихся судебных постановлений по делу Т.
2.7.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280
Ходатайство об отмене постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации
и возбуждении надзорного производства по жалобе М.
2.7.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
Предложения Уполномоченного к проекту Постановления Пленума Верховного Суда
"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской
направленности"
2.9.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .296
Обращение с просьбой о предоставлении копий протоколов об итогах голосования
и копий списков избирателей в части, содержащей информацию о лицах,
проголосовавших по открепительным удостоверениям на выборах депутатов
Государственной Думы
Ответ Московской городской избирательной комиссии
Обращение с просьбой дать правовую оценку действиям должностного лица Московской
городской избирательной комиссии и принять меры
прокурорского реагирования
2.10.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Обращение с просьбой об урегулировании порядка регистрации маломерных судов
Ответ МЧС России
2.10.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
Обращение об устранении недостатков нормативного регулирования
и правоприменительной практики в вопросах перемещения имущества беженцев,
вынужденных переселенцев, а также лиц, прибывающих на постоянное жительство
в Россию, через таможенную границу
Ответ Федеральной таможенной службы
2.11.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Обращение по вопросу о принятии мер прокурорского реагирования в защиту прав
престарелых граждан и инвалидов, проживающих в стационарном учреждении
социального обслуживания
Ответ Прокуратуры Республики Башкортостан
2.11.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Обращение в защиту прав и законных интересов инвалидов-колясочников
Ответ прокуратуры метрополитена Санкт-Петербурга
2.11.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Обращение по поводу принятия мер по обеспечению М. легковым автомобилем
Ответ министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики
заявителю
Обращение в защиту права М. на обеспечение его спецавтотранспортом
Ответ Прокуратуры Чеченской Республики
2.11.4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Обращение с просьбой рассмотреть вопрос о направлении судам общей юрисдикции
разъяснений о порядке пересмотра судебных решений, основанных на неправомерном
истолковании ими положений Федерального закона
Ответ Верховного Суда Российской Федерации
Обращение с просьбой проинформировать о ходе выполнения плана мероприятий
по подготовке к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов
Ответ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.12.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
Обращение по вопросу о проведении проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
Ответ Прокуратуры Новосибирской области
Ответ Прокуратуры Новосибирской области
2.12.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
Обращение в защиту жилищных прав ветерана Великой Отечественной войны В.
Ответ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской
области
2.12.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
Обращение с просьбой поручить рассмотреть вопрос о правовом регулировании
порядка обеспечения жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских
концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания
Ответ Министерства регионального развития Российской Федерации
2.12.4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Обращение с просьбой поручить Правительству изучить проблему обеспечения
жилищных прав бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто,
других мест принудительного содержания и принять меры по ее урегулированию
Ответ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.13.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Обращение по вопросу лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных больных
Ответ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.13.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Обращение по вопросу оказания помощи ВИЧ-инфицированным осужденным
Ответ Федеральной службы исполнения наказаний
Обращение по вопросу оказания помощи ВИЧ-инфицированным осужденным
2.14.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
Обращение с просьбой поручить безотлагательно принять меры по устранению
экологической угрозы в Сахалинской области
Ответ Контрольного управления Президента Российской Федерации
2.14.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
Обращение в защиту права граждан на благоприятную окружающую среду
Ответ администрации г. Кирсаново Тамбовской области
Обращение в защиту права граждан на благоприятную окружающую среду
Ответ Управления Федеральной службы судебных
приставов по Тамбовской области
2.15.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Обращение с просьбой о принятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа
инвалидов к органам правосудия
Ответ вице-губернатора Санкт-Петербурга заявителю
Обращение в защиту права инвалидов на беспрепятственный доступ к органу
правосудия
Ответ Главного управления МВД России по г.
Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.15.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371
Жалоба на нарушение конституционного права граждан на судебную защиту
и презумпцию невиновности пунктом 4 части 1 статьи 24
Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, примененным в конкретном деле
2.16.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
Жалоба на нарушение конституционного права граждан быть избранными в органы
местного самоуправления Законом Челябинской области от 29.06.06 № 36-30
"О муниципальных выборах в Челябинской области", примененным в конкретном деле
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 г. №15-П по делу о проверке
конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской
области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана
2.17.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412
Обращение в связи с нарушением конституционного
права на свободный выезд из Российской Федерации
гражданина Республики Узбекистан Р.
2.18.1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Обращение в редакции печатных изданий Сахалинской области с просьбой
опубликовать официальный документ Уполномоченного
О нелегкой судьбе вопроса о создании института
уполномоченного по правам человека в Сахалинской области
2.18.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Обращение по вопросу разработки законопроекта, регулирующего деятельность
уполномоченных по правам человека в субъектах РФ
Ответ Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству
и государственному строительству

Доклад Уполномоченного по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике о деятельности в 2011 году →

О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области в 2011 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области →

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год о проблемах жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: о несказанном и о цене такого молчания →

Читайте также: