Сербия и другие части бывшей югославии в начале xxi в доклад

Обновлено: 04.07.2024

Югославская война — серия вооружённых конфликтов в 1991—2001 на территории бывшей Югославии, приведшая к распаду последней.

В основном Югославская война включала в себя ряд межнациональных конфликтов между сербами с одной стороны и хорватами, босняками и албанцами с другой, а также конфликты между босняками и хорватами в Боснии и Герцеговине и албанцами и македонцами в Македонии, вызванные религиозными и этническими противоречиями. Югославская война стала самой кровопролитной в Европе после Второй мировой войны. Для расследования совершённых во время войны преступлений был создан Международный трибунал по бывшей Югославии.

В целом Югославская война подразделяется на три периода:

* Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Война за независимость Словении (1990)

2. Война за независимость Хорватии (1991—1995)

3. Боснийская война (1992—1995)

* Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1996—1999)

2. Конфликт в Прешевской долине (2000

3. Конфликт в Македонии (2000)

* Военные действия НАТО:

2. Война НАТО против Югославии (1999)

Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причём не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.

Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Сербией, Хорватией и Словенией, и остальными республиками.

В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Для урегулирования согласно решению ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением Косова было переведено под протекторат ООН (см. Война НАТО против Сербии (1999). Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. — Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 г. — конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Югославская война — серия вооружённых конфликтов в 1991—2001 на территории бывшей Югославии, приведшая к распаду последней.

В основном Югославская война включала в себя ряд межнациональных конфликтов между сербами с одной стороны и хорватами, босняками и албанцами с другой, а также конфликты между босняками и хорватами в Боснии и Герцеговине и албанцами и македонцами в Македонии, вызванные религиозными и этническими противоречиями. Югославская война стала самой кровопролитной в Европе после Второй мировой войны. Для расследования совершённых во время войны преступлений был создан Международный трибунал по бывшей Югославии.

В целом Югославская война подразделяется на три периода:

* Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Война за независимость Словении (1990)

2. Война за независимость Хорватии (1991—1995)

3. Боснийская война (1992—1995)

* Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1996—1999)

2. Конфликт в Прешевской долине (2000

3. Конфликт в Македонии (2000)

* Военные действия НАТО:

2. Война НАТО против Югославии (1999)

Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причём не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.




Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Сербией, Хорватией и Словенией, и остальными республиками.

В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Для урегулирования согласно решению ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением Косова было переведено под протекторат ООН (см. Война НАТО против Сербии (1999). Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. — Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 г. — конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

До 1991 года Югославия была самым большим государством на Балканах. Исторически сложилось так, что в стране жили люди многих национальностей, и со временем различия между этническими группами увеличивались. Так, словенцы и хорваты в северо-западной части страны стали католиками и ПОЛЬЗОВАЛИСЬ латинским алфавитом, в то время как сербы и черногорцы, жившие ближе к югу. приняли православную веру и применяли для письма кириллицу.

Эти земли привлекали многих завоевателей. Хорватия была захвачена Венгрией. 2 впоследствии стала частью Австро-Венгерской империи; Сербия, как и большая часть территории Балкан, была присоединена к Османской империи, и лишь Черногория смогла отстоять независимость. В Боснии и Герцеговине в силу политических и религиозных факторов многие жители приняли ислам.

Когда Османская империя стала терять былое могущество, Австрия захватила Боснию и Герцеговину, расширив тем самым своё влияние на Балканах. В 1882 году Сербия возродилась как независимое государство: стремление освободить братьев-славян от ига австро-венгерской монархии объединило тогда многих сербов.

Федеративная республика

31 января 1946 года была принята Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), которой закреплялось ее федеративное устройство в составе шести республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев - Воеводины и Косово.

Сербы составляли самую большую этническую группу в Югославии - 36% жителей. Они населяли не только Сербию, близлежащую Черногорию и Воеводину: много сербов проживало также в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Косово. Кроме сербов страну населяли словенцы, хорваты, македонцы, албанцы (в Косово), национальное меньшинство венгров в крае Воеводина, а также множество других небольших этнических групп. Справедливо или нет, но представители других национальных групп полагали, что сербы пытаются заполучить власть над всей страной.

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики - Словения и Хорватия - процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение - признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

В 1990 году в ответ на события в Центральной и Восточной Европе Коммунистическая партия Югославии приняла решение ввести в стране многопартийность. В выборах 1990 года социалистическая (бывшая коммунистическая) партия Милошевича набрала большое количество голосов во многих регионах, но решительной победы добилась лишь в Сербии и Черногории.

В других регионах велись горячие дебаты. Жесткие меры, направленные на сокрушение албанского национализма, встретили решительный отпор в Косово. В Хорватии сербское меньшинство (12% населения) провело референдум, на котором было решено добиться автономии; частые столкновения с хорватами привели к мятежу местных сербов. Самым большим ударом для Югославского государства стал референдум в декабре 1990 года, на котором была провозглашена независимость Словении.

Из всех республик лишь Сербия и Черногория стремились теперь сохранить сильное, относительно централизованное государство; кроме того, у них было внушительное преимущество -Югославская народная армия (ЮНА), способная стать козырем во время будущих дебатов.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

Сербы и черногорцы смирились с неизбежным расколом и провозгласили о создании нового государства - Союзной Республики Югославии. Военные действия в Хорватии были окончены, хотя конфликт исчерпан не был. Новый кошмар начался, когда обострились национальные противоречия в Боснии.

Угрозы атак с воздуха силами ООН вынудили ЮНА сдать свои позиции и прекратить осаду Сараево, но было ясно, что миротворческие меры по сохранению многонациональной Боснии потерпели крах.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами - лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

Среди беженцев, покинувших Косово за время военных действий, было примерно 350 тыс. человек неалбанской национальности. Многие из них осели на территории Сербии, где общее число перемещенных лиц достигло 800 тыс., а число лишившихся работы - около 500 тыс. человек.

В 2000 г. состоялись парламентские и президентские выборы в СРЮ и местные выборы в Сербии и Косово. Оппозиционные партии выдвинули единого кандидата - лидера Демократической партии Сербии Воислава Коштуницу - на пост президента. 24 сентября он победил на выборах, набрав более 50% голосов избирателей (Милошевич - лишь 37%). Летом 2001 г. бывший президент СРЮ был выдан Международному трибуналу в Гааге как военный преступник.

В 2006 году Черногория окончательно отсоединилась от Сербии, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государство.

Правление Милошевича завершилось полным крахом. Ему не только не удалось решить задачи переходного периода – такие задачи он даже не ставил. Но ему не удалось сначала сохранить Югославию, став своего рода новым Тито, а затем объединить по возможности всех сербов в одном государстве, решив тем самым возродившийся в конце прошлого века сербский вопрос.

В результате сербский народ, во-первых, на десятилетие отстал от своих соседей в проведении необходимых преобразований, а скорее всего – еще больше, если учитывать ущерб, причиненный санкциями и прямой агрессией НАТО в 1994–1995 гг. против Республики Сербской в Боснии и в 1999 г. против Союзной Республики Югославии. Во-вторых, к началу XXI в. сербская государственность существовала фактически в трех формах.

Прежде всего – как Республика Сербия, которая вместе с Черногорией составила Союзную Республику Югославию, преобразованную позже в государственное сообщество Сербии и Черногории (СиЧ). Само это образование тоже можно рассматривать как более широкую форму сербской государственности, так же как и существовавшую до него Союзную республику Югославию. Еще одной формой государственности сербов стала Республика Сербская, получившая в 1995 г. в Дейтоне правовой статус как часть Боснии и Герцеговины. Наконец, в определенной степени после распада в 2006 г. СиЧ Республику Черногорию также можно считать одной из форм сербской государственности[190].

Другое дело, что с середины XX в. в Черногории и Югославии проводилась целенаправленная политика по созданию отдельной от сербов черногорской нации. Начавшийся во многом искусственно, сверху, этот процесс стал набирать со временем и собственную инерцию снизу.

Так или иначе, но мы остановимся только на ситуации в Республике Сербия (без Косово). И потому, что Сербия остается и останется, конечно, ядром сербской государственности, и потому, что именно в Сербии начало нового века стало определенным этапом в ее развитии.

В июле 2000 г. парламент Югославии принял ряд поправок к Конституции СРЮ и, в частности, изменил порядок выборов президента страны. Теперь вместо парламента его должны были избирать в ходе всеобщих, прямых выборов. Внешне демократические изменения, по сути, преследовали совсем иные цели. Этими изменениями парламент фактически открывал С. Милошевичу путь к несменяемой власти (переизбранию на посту президента Югославии еще дважды, каждый раз – на четыре года).

Однако Милошевич просчитался. На состоявшихся выборах президента Югославии уже в первом туре победил кандидат Демократической оппозиции Сербии В. Коштуница. Правда, это было признано не сразу, а после массовых волнений против фальсификации выборов в Белграде и других сербских городах. Волнения закончились отстранением С. Милошевича от власти.

Приведя ДОС к победе, ее лидеры В. Коштуница и З. Джин-джич сразу же стали выяснять отношения между собой. Причем в ходе возникших между двумя сербскими лидерами разногласий лучшим аппаратчиком показал себя Джинджич. Тем более что он, получив пост сербского премьер-министра, сконцентрировал в своих руках основные рычаги власти и финансовые потоки.

За борьбой двух личностей за власть стоял и выбор между двумя внешнеполитическими концепциями развития сербской государственности – национально ориентированной и ориентированной на Запад, прежде всего на США и Германию.

Мы уже писали об особой роли офицерства в истории сербской государственности. Во времена Тито и Милошевича особенно возросла роль спецслужб. Причем во время сербского лидера это произошло на фоне общей криминализации жизни. Сложные взаимоотношения между спецслужбами и криминальными группировками часто оказывали гораздо большее влияние на расстановку политических сил в стране, чем борьба официально существующих политических партий.

Фактически ничего нового в реформировании сербской экономики З. Живкович предпринять не сумел. Не смог он и завершить работу по разработке новой сербской конституции. Страну еще больше потрясали коррупционные скандалы, в которые были замешаны и члены кабинета министров[200]. Не получили власти и обещанную Западом помощь. Более того, сербское руководство подвергалось постоянному давлению по линии Гаагского трибунала. Ухудшилось экономическое положение, в разных уголках Сербии проходили массовые акции протеста, перекрывались дороги. Правительство потеряло всякий авторитет, а ДОС – большинство в парламенте. В ноябре 2003 г. скупщина была распущена. Оказалась без должности и исполняющая обязанности президента, спикер парламента Н. Мичич. Сербия осталась не только без парламента, но и без президента.

Тогда же, в ноябре 2003 г., третья попытка избрать сербского президента опять была сорвана из-за недостаточной явки избирателей. На этот раз к их бойкоту призывал уже и лидер Демократической партии Сербии В. Коштуница. В то же время выборы показали заметный рост в стране радикальных настроений. В отсутствие добровольно предавшего себя в руки Гаагского трибунала В. Шешеля его преемник на посту лидера Сербской радикальной партии Томислав Николич получил более 46 % голосов. Тем самым был развеян миф и о том, что Радикальная партия является партией одного человека. Сразу после выборов состоялось последнее заседание президиума ДОС, на котором было объявлено о его роспуске.

ДОСовский этап в развитии сербской государственности занял ровно три года. Его наивысший расцвет пришелся на начало 2003 г., когда произошло официальное конституирование нового государственного сообщества Сербии и Черногории. После убийства Джинджича правящая коалиция стала разваливаться, и в конце 2003 г. она перестала существовать.

Этот трехлетний этап был связан с начавшимися демократическими преобразованиями и с почти монопольным правлением в

Сербии бывшей демократической оппозиции и ее главной силы – Демократической партии. Из правящей коалиции были фактически изгнаны даже сторонники В. Коштуницы, благодаря популярности которого оппозиция во многом и пришла к власти.

Однако ДОС не смогла воспользоваться своим монопольным положением для решения наиболее болевых вопросов сербской государственности. Экономическое положение Сербии осталось плачевным. Не было предпринято решительных мер для борьбы с безработицей. Не принес никаких особых дивидендов и безоглядный прозападный курс[201]. Вместо обещанной помощи Сербия все больше попадала в финансовую и даже политическую зависимость от Запада. Проблема Косово также не решалось, и только перед самой смертью Джинджич стал более активно ею заниматься.

Распад ДОСа фактически предопределил приход к власти в Сербии новых сил. К тому же медвежью услугу прежней правящей коалиции оказал Запад. Как раз в канун новых парламентских выборов были выдвинуты обвинения еще четырем сербским генералам со стороны Гаагского трибунала. Экономические трудности и национальное унижение сказались на настроениях избирателей и привели к росту популярности сербских радикалов.

Выборы нового состава парламента Сербии состоялись 28 декабря 2003 г. В них участвовало 18 партий или избирательных блоков. Первое место заняла Сербская радикальная партия, получившая 27,6 % голосов избирателей (81 место из 250 в скупщине)[202]. Второе место досталось Демократической партии Сербии В. Коштуницы с 17,7 % голосов (52 места). (Характерно, что в то же время в Белграде Демократическая партия Сербии на несколько тысяч голосов избирателей опередила Сербскую радикальную партию.)

Поскольку за создание правительства проголосовала и Социалистическая партия, появились многочисленные слухи о сговоре новых властей со сторонниками Милошевича. Но скорее всего кабинет получил вотум доверия парламента только благодаря нежеланию депутатов вновь избранной скупщины идти на ее очередной досрочный роспуск и новые, уже третьи по счету выборы.

Не принесли Сербии стабильности и состоявшиеся 13 июня 2004 г. очередные выборы президента. Во второй круг вышли Томислав Николич от Сербской радикальной партии (30 %) и Борис Тадич от Демократической партии (27 %). В итоге второй тур выборов принес победу Б. Тадичу, о поддержке которого заявил Коштуница. В лице Бориса Тадича Демократическая партия обрела нового сильного лидера, место которого было вакантно после убийства Джинджича, и начала укреплять свои позиции.

Тем временем в результате референдума от Сербии отделилась Черногория. 3 июня 2006 г. ее парламент провозгласил Черногорию независимым государством. В конце октября 2006 г. на всенародном референдуме была одобрена новая конституция Сербии. Это было важным событием, поскольку до этого страна жила еще по милошевичевской конституции 1990 г.

В целом в указанный период ситуация в Сербии характеризовалась борьбой трех главных политических сил – прозападных демократов Б. Тадича, национально ориентированных умеренных демократов В. Коштуницы и радикалов Т. Николича, который успешно заменил сидящего в голландской тюрьме в ожидании приговора Гаагского трибунала В. Шешеля. Из этой сложной конфигурации сложилось своего рода двоевластие из президента и лидера ДП Тадича и премьера и лидера ДПС Коштуницы. Одновременно в это время в Сербии стал укрепляться парламентаризм, бывший на довольно низком уровне не только при Милошевиче, но и во время правительств Джинджича и его преемника Живковича[204].

В конце января 2008 г. состоялись очередные президентские выборы. Первый тур не выявил победителя. Причем повторилась ситуация четырехлетней давности: с небольшим отрывом победил радикал Т. Николич, вторым был действующий президент, председатель Демократической партии Б. Тадич. Ситуация повторилась и во втором туре выборов, состоявшемся 3 февраля: должность президента сохранил за собой Тадич, набравший немногим больше 50 % голосов избирателей. По сравнению с прошлыми выборами его преимущество несколько уменьшилось. Отличие этих выборов состояло в том, что на этот раз премьер-министр Сербии Коштуница публично не поддержал во втором туре Тадича, а предложил гражданам страны самим сделать свой выбор. Но его Демократическая партия Сербии продолжила терять позиции. Сербский избиратель продолжал отдавать предпочтение политическим полюсам, а не центру.

8 марта 2008 г. премьер-министр Сербии В. Коштуница подал в отставку, так как большинство правительства отказалось в парламенте поддержать резолюцию, согласно которой Сербия может вступить в Евросоюз только имея в своем составе Косово. Правительство, которое уже давно разрывали противоречия, пало. На внеочередных парламентских выборах, состоявшихся 11 мая, больше всех голосов получили Демократическая партия Б. Тадича – 38,75 % голосов (102 мандата) и Сербская радикальная партия Т. Николича – 29,22 % голосов (77 мандатов). На третьем месте оказалась Демократическая партия Сербии В. Коштуницы – 11,34 % голосов (30 мандатов). Социалисты получили 7,57 % голосов (20 мандатов), Либерально-демократическая партия – 5,30 % (14 мандатов).

Вместе с формированием нового правительства усилились позиции президента страны Б. Тадича. Сербия, оставаясь по конституции парламентской республикой, стала выглядеть как президентская. Этому способствовали и некоторые изменения в законе о правительстве.

Выборы показали, что все существовавшие фланги сербской политики в определенной степени устремились в сторону центра. Демократы Бориса Тадича, пусть на словах и временно, заняли относительно патриотическую позицию в отношении косовского вопроса, радикалы Томислава Николича смягчили свою воинственную риторику, и даже социалисты Ивицы Дачича пытались все больше позиционировать себя как социалистов европейского типа.

Поражение на выборах вскоре привело к расколу Сербской радикальной партии. В сентябре 2008 г. умеренное крыло Радикальной партии во главе с Т. Николичем предприняло попытку ее реформи-рования[205], но потерпело поражение. Верх взяли сторонники находящегося в Гаагской тюрьме В. Шешеля. Николич со своими сподвижниками, в частности с бывшим генеральным секретарем партии А. Вучичем, создал новую партию – Сербскую напредняцкую, или прогрессистскую. Она оказалась даже более влиятельной, чем та часть Радикальной партии, которая осталась верной Шешелю.

Важным событием октября 2008 г. в Сербии стало принятие краевой скупщиной автономного края Воеводина нового высшего законодательного акта – Статута края. Он еще больше усилил подозрения в воеводинском сепаратизме. Причем его сторонниками выступили не только представители национальных меньшинств, но и часть живущих в крае этнических сербов.

Еще раньше, 17 февраля 2008 г., о своей независимости в одностороннем порядке, но после предварительной договоренности с США и их союзниками, объявило албанское руководство Косово. На первый взгляд это выглядело парадоксальным. При Милошевиче сербам навязывалось соглашение, при котором Косово юридически и формально оставалось все-таки частью Сербии. После же его свержения и семи лет демократического правления сербы наказывались потерей 20 % своей территории[206].

Независимость Косово признало свыше 90 стран, включая США и ведущие страны Европейского союза. И хотя Сербия независимость края не признала, было видно, что ее руководство с этим смирилось. Евросоюз фактически жестко увязал вступление Сербии в эту организацию с урегулированием отношений с Косово. Откупиться было невозможно. Не помогла даже выдача в мае 2011 г. Гаагскому трибуналу скрывавшегося около 15 лет отставного генерала, бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича.

Главным победителем выборов фактически стали социалисты, удвоившие свои результаты, а их лидер И. Дачич публично выразил желание занять пост премьер-министра. Он был успешным министром внутренних дел и сумел консолидировать голоса людей старшего поколения, ностальгирующих по старым порядкам. Главным проигравшим оказалась Сербская радикальная партия, находящегося в Гааге В. Шешеля. Будучи на предыдущих выборах второй, она на этот раз даже не вошла в парламент, набрав лишь 4,65 голосов избирателей.

Одновременно с парламентскими состоялись президентские выборами. Как и ожидалось, во второй круг президентских выборов вышли Б. Тадич и Т. Николич. На этот раз небольшое преимущество оказалось у действующего президента. Однако 20 мая во втором туре с небольшим перевесом победу одержал Т. Николич. Это была его четвертая попытка придти к власти (2003 г., 2004 г., 2008 г. и 2012 г.). Тадича подвели, с одной стороны, чересчур сильный прозападный крен и фактическая сдача Косово, а с другой – явные вождистские замашки: он полностью подмял под себя правительство, правосудие, СМИ и фактически шел на выборы уже в третий раз (второй – по новой конституции.

В Сербии сохранились все предыдущие разделительные линии: деление на сербиянцев (жителей собственно Сербии) и пречан (прежде всего жителей Республики Сербской в Боснии). Черногория отделилась, Косово потеряно. Население расколото и в самой Сербии. В стране так и не сложился консенсус по поводу дальнейшего развития, у населения все еще сильны левые иллюзии. В отношении внешнеполитической ориентации также никакого консенсуса в сербском обществе нет.

Если Д. Чосич и допускает некоторую идеализацию положения сербского народа в начале прошлого века, то, говоря о его положении в конце века, он не сгущает краски. XX век оказался для Сербии во многом веком упущенных возможностей. Не решенные в прошлом столетии задачи предстояло решить уже в XXI веке. Свержение Милошевича в 2000 г., казалось, давало серьезные основания для оптимизма. Однако первое десятилетие нового века вновь принесло много разочарований.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.)

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.) Восприятие ханьского опыта в I–III вв. н. э. в условиях политического подчинения представляет особый интерес. Внутренние порядки в землях лаквьетов после захвата в 111 г. до н. э. дельты Красной реки оставались

Исламская государственность

Исламская государственность В первую очередь, это ислам – ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из

18 песнь Сербская

18 песнь Сербская Справедливости ради отметим, что сам Николай I и его канцлер Нессельроде были весьма сдержанны в насаждении своей национальной идеологии вовне. Император постоянно осаживал патриотические истерики общества, которые, как он отлично понимал, могли

Государственность этносов.

Государственность этносов. Когда после 1991 года в Беларуси стали выходить книги историков, утверждавшие, что ВКЛ было государством беларусов, — российские историки тут же возмутились. Но еще более возмущались историки Летувы. Дело в том, что царизм своим запретом термина

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Одной из самых ярко выраженных черт цивилизации Древней Месопотамии было уважение к закону. Очень много известных на сегодняшний день клинописных документов – до 95 процентов шумерских табличек и не намного меньше аккадских – содержат

Глава 1. Сибирская государственность.

Глава 1. Сибирская государственность. «Культурная общность, установившаяся на всем пространстве евразийских степей в результате раннекочевнической активности, охватывала собой и тяготевшую к ним – в хозяйственном и политическом отношениях – широкую оседлую

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Древнееврейская государственность

Древнееврейская государственность Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз

Раннефеодальная государственность

Раннефеодальная государственность Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время — от

Традиционная государственность и тоталитаризм

Традиционная государственность и тоталитаризм В последние годы рассуждения о характере государственной власти получили широкое распространение. При большом количестве публикаций на эту тему бросается в глаза отсутствие у пишущих ясного представления о реальном

2. Россия и сербская оппозиция в 30-х гг. XIX в. Вопрос об Уставе

2. Россия и сербская оппозиция в 30-х гг. XIX в. Вопрос об Уставе После хатт-и шерифов 1830 и 1833 гг. Сербское княжество получило статус автономной области в рамках Османской империи. Та относительная самостоятельность Сербии, которой она фактически пользовалась на протяжении

Внутриполитическое положение
Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории была
образована в апреле 1992 г. На территории республики в 1991–1995 гг.
боевые действия не велись, но она, по понятным причинам, также оказалась
одним из акторов межэтнических конфликтов в Хорватии и Боснии и
Герцеговине (БиГ).

Экономическая и политическая изоляция должна была стать одним из наиболее важных инструментов для
смены политического режима и отставки С. Милошевича (находился у власти с мая 1989 г. по октябрь
2000 г.). Однако широкие слои населения не поддержали проводившиеся оппозицией демонстрации
против курса Милошевича. Более того, санкции привели к обратному эффекту – усилили негативный
образ общего “внешнего врага”, на котором было сфокусировано народное недовольство.
(В 1992 г. треть жителей страны выражала уверенность в существовании международного заговора
против Югославии.)
С целью смягчения позиции Запада президентом страны был назначен писатель Д. Чосич, а премьерминистром – американский бизнесмен сербского происхождения М. Панич, однако результаты их
деятельности по “прорыву блокады” оказались кратковременными.
Действие санкций было приостановлено лишь в ноябре 1995 г., когда под давлением международных
организаций Югославия закрыла границу с Боснией и Герцеговиной. Однако ряд дискриминационных мер
в отношении страны сохранялся вплоть до 2001 г.

Вынужденная хозяйственная автаркия привела к возникновению макроэкономической
несбалансированности и углублению спада производства, значительному снижению уровня жизни
населения и усилению социальной стратификации, расширению масштабов коррупции и
криминализации бизнеса. Роль государственных органов в управлении страной была формально
высока, однако власти, в сущности, утратили возможности влиять на параметры ее развития. В
подобных условиях экономические реформы были обречены на провал.
Реформирование политической системы способствовало возникновению различных объединений
и движений. Вместе с тем формальный политический плюрализм сочетался с привилегированным
положением партии власти. Социалистическая партия Сербии (СПС), которую возглавлял С.
Милошевич, победила на выборах в Скупщину СРЮ в 1992 и 1996 гг., что позволило ей
контролировать формирование кабинета министров вплоть до конца 2000 г. В оппозиции к
социалистам находилась Сербская радикальная партия (СРС) В. Шешеля и несколько
демократических партий, в том числе Демократическая партия Сербии (ДПС) В. Коштуницы и
Демократическая партия (ДП), одним из руководителей которой был З. Джинджич .

В сентябре–октябре 2000 г. прошли массовые демонстрации недовольных результатами
президентских выборов, победителем которых был объявлен С. Милошевич. Решение
Конституционного суда признать новым президентом кандидата от демократов В.
Коштуницу стало поворотным пунктом в развитии страны (в дальнейшем, с марта 2004 г. по
июль 2008 г., он исполнял функции премьер-министра). Страны Запада поспешили
приветствовать смену политического курса снятием экономической блокады,
восстановлением членства Югославии в международных организациях, расширением
каналов финансовой помощи. Реформам не только дали “зеленый свет”, но и, что важно,
обеспечили им необходимые условия, в том числе финансовые. Символом реформ стал
председатель Демократической партии З. Джинджич, возглавивший кабинет министров в
январе 2001 г. Джинджич был застрелен в марте 2003 г., в его убийстве обвинили членов
государственного Подразделения по специальным операциям и участников организованных
преступных группировок.

Одной из основных характеристик трансформации политической системы в
конце 2000-х годов стало увеличение числа партий и общественных
движений (в том числе вследствие “дробления” более крупных
объединений). Популярность политиков 90-х годов постепенно снижалась,
что вынуждало их для каждой избирательной кампании формировать новые
партийные блоки и коалиции. С целью сокращения числа политических
организаций в новом Законе о политических партиях (2009 г.) количество
необходимых подписей для их учреждения было увеличено со 100 до 10 тыс.

Внешнеполитические отношения
Особенности исторического развития и политической конфигурации Союзной Республики Югославия (1992–2003 гг.), Государственного
Союза Сербии и Черногории (2003–2006 гг.) и собственно Сербии (с 2006 г.) определили различную степень их участия в процессах
международной интеграции. Постсоциалистическая Югославия в силу известных причин была лишена членства в международных
организациях и, в отличие от большинства соседей по региону, начала процесс присоединения к Европейскому союзу лишь в 2000-е годы.
Восстановление членства Югославии в ООН состоялось в ноябре 2000 г., в декабре 2000 г. она была принята в состав стран – участниц
МВФ и в мае 2001 гг. – Всемирного банка. Евросоюз ожидал от нового руководства страны активных действий по реформированию
экономики и имплементации общеевропейского законодательства (по некоторым оптимистичным прогнозам, Югославия должна была
вступить в ЕС уже в 2007 г.).Официальный статус кандидата Сербия получила в марте 2012 г.
Одной из ключевых проблем во взаимоотношениях Сербии с большинством стран Евросоюза является международно-правовой статус
автономного края Косово и Метохия, объявившего независимость в феврале 2008 г. В одном из официальных докладов ЕС прямо
указывается, что уступки Белграда в отношении статуса Косово являются “важнейшим приоритетом, обозначенным Еврокомиссией в связи
с подачей Сербией заявления о членстве в ЕС”. В результате давления со стороны функционеров Евросоюза Сербия признала право
руководства Косово самостоятельно участвовать в международных форумах, однако Брюссель продолжал настаивать на дополнительных
уступках: упразднении “дублирующих” сербских органов власти в северных общинах Косово и Метохии, учреждении представительства
Приштины в Белграде и других шагах, фактически означающих признание независимости Косово сербской стороной.

(Отношения с Россией)
Российские власти регулярно заявляют о своей поддержке внешней политики Белграда в отношении Косово, при этом занимая, в
сущности, позицию стороннего наблюдателя. По словам Д. Медведева, Россия “всегда будет поддерживать наших сербских друзей”, но
при этом “не мы должны продвигать этот процесс, а сама Сербия”. Сербское руководство, таким образом, может расценивать позицию
Москвы и как одобрение своих действий.
История взаимоотношений Сербии с Россией характеризуется наличием различных этапов развития. В начале 90-х годов ХХ в. МИД
России поддержал санкции Совбеза ООН, что было болезненно воспринято сербским обществом. В 1999 г. российские власти осудили
бомбардировки Югославии авиацией НАТО, но ожидания значительной части ее населения были связаны с тем, что Россия могла принять
более деятельное участие в защите безопасности и целостности страны.
В 2000-е годы появились условия для укрепления взаимных связей, расширения участия России во внешнеторговых операциях страны
(главным образом, в качестве поставщика энергоносителей). Прагматичный подход к взаимоотношениям с Россией сочетался с
формированием четкого внешнеполитического вектора на сближение с Евросоюзом. Несмотря на то что новое руководство подчеркивает
свою приверженность “европейскому” курсу, перспективы углубления политического и социально-экономического сотрудничества с
Россией остаются благоприятными. Внешнеполитический курс нового руководства Сербии ориентирован на усиление позиций России в
стратегически важных сферах национальной экономики, что позволит снизить риски возникновения кризисных явлений, угрожающих
макроэкономической сбалансированности. Россия продолжает играть ключевую роль в обеспечении финансовой устойчивости,
обороноспособности и энергетической безопасности Сербии, не препятствуя при этом участию республики в процессах европейской
интеграции. По большому счету, официальный Белград проводит “политику уступок” в отношении Москвы, что, однако, не всегда
позволяет рассчитывать на адекватную компенсацию за лояльность. В свою очередь, Россия последовательно отстаивает собственные
интересы в Сербии и других странах региона, создавая прочную основу для расширения политического и экономического присутствия на
Балканах в будущем.

Распад Югославии причины и история раздела территории

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

Список стран бывшей Югославии и их столицы

Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.

Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:

Распад Югославии причины и история раздела территории

Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.

Причины распада Югославии

Почему же произошел Балканский кризис?

Распад Югославии причины и история раздела территории

Основные факторы, которые выделяют историки:

Начало развала

Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?

Распад Югославии причины и история раздела территории

Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.

Послевоенное время

Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.

Распад Югославии причины и история раздела территории

Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.

Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.

Раздел территории в конце 20 века

К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.

Распад Югославии причины и история раздела территории

Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).

Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.

Карта Югославии: до и после распада

На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.

Распад Югославии причины и история раздела территории

На второй картинке — карта Югославии с новыми государствами.

Распад Югославии причины и история раздела территории

На какие страны распалась страна

Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:

  1. Хорватия,
  2. Босния и Герцеговина,
  3. Словения,
  4. Македония,
  5. СРЮ (преемница бывшего многонационального государства):
      • Словения,
      • Черногория.

Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.

Вмешательство Америки

С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.

Распад Югославии причины и история раздела территории

В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.

В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.

Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.

Дальше, в ХХI веке, США вело финансовую политику, способствующую полному распаду Югославии.

Заключение

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.

Читайте также: