Значимость социальных проектов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Данная статья содержит описание педагогического опыта, направленного на развитие нравственных качеств учащихся: любви к ближнему, уважению к природе, Родине, своему городу, району. Социальный проект "Твори добро ради жизни на Земле" опробирован на учащихся МАОУ СШ №151 г. Н. Новгорода и имеет немало результатов. Об этапах работы над проектом, целях, задачах и результатах рассказывает данная статья.

ВложениеРазмер
pedchteniya_2015.odt 12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социальных проектов в духовно-нравственном развитии учащихся

Зайцева Ольга Аркадьевна

МАОУ СОШ №151 с углублённым изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода

Нравственное начало, способность сопереживать и помогать ближнему, заботиться об окружающей действительности — это качества, которые ценились в людях всегда. Сегодня в нашем сложном и, порой, жестоком мире они особенно важны, поэтому одним из приоритетных направлений современного педагогического процесса является духовно-нравственное развитие , что представлено в требованиях к ФГОС. В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России сказано, что «воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося отех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка".

Семья, природа, окружающий мир, общество, по-мнению авторов-разработчиков ФГОС, являются базовыми нравственными ценностями, а значит, гражданско-патриотическое, трудовое, экологическое воспитание, формирование у школьников осознания ответственности за жизнь своей школы, страны, планеты и будущее своих детей могут считаться обязательными условиями духовно-нравственного развития личности современного молодого человека. Еще в школе ребенок должен готовиться к выполнению гражданского долга, формировать чувство гражданской ответственности, стремиться участвовать в общественной жизни.

Одним из наиболее интенсивных методов воспитания является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Социальный проект дает учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные на уроках и во внеурочной деятельности, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, страны, планеты. Позитивной чертой социального проектирования является и то, что учащиеся могут увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме проекта.

Одним из этапов реализации данной системы является работа над социальным проектом класса.

В задачи проекта входит:

- воспитание у детей эмпатии к окружающим (участие в различных добрых делах);

- развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности;

- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры, высокого морального поведения учащихся (защита проекта на публичном отчёте школы, экологические, гражданско- патриотические беседы с учащимися начальной школы).

Стоит сказать, что данный проект является продолжением реализуемого с 2008 по 2011 гг социального проекта "Чистый город, чистый дом - залог здоровья души и тела", имеющего сугубо экологическую направленность. В этот проект были вовлечены не только учащиеся нашего класса (ныне уже студенты), но и все желающие. Наш сегодняшний проект "Твори добро ради жизни на Земле" охватывает не только естественнонаучные интересы ребят, но удовлетворяет их любопытство к проблемам города, страны, планеты в целом, позволяет рассмотреть актуальные проблемы многогранно (например, проблему пробок мегаполиса можно рассмотреть с разных сторон: экологической, социальной, психологической, проблему различных видов вооружения - с политической, экономической, экологической и т.д.). Данный проект также вышел за пределы интересов ребят класса: к нам присоединяются учащиеся всей школы.

Ожидаемые результаты проводимой работы :

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

- формирование интереса к политическим, социально значимым событиям своего района, города, страны;

- формирование активной гражданской позиции;

- повышение уровня заинтересованности ребят в защите и сохранении природной среды; культурного облика своего города;

- повышение нравственной культуры учащихся;

- укрепление здоровья учащихся;

- привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, поэтому эта проблема особенно актуальна в воспитании подростков. Охрана и защита природы, помощь слабым и обездоленным, оказание внимания пожилым людям позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Какие этапы работы над проектом можно выделить?

1. Проведение учащимися анализа социально-экономических, экологических проблем своего района, города, страны, планеты (проблемы взаимоотношения народов, толерантности, уважения к старшему поколению, проблемы пробок, социально незащищенных категорий населения, чистоты водоемов и окружающего воздуха, качества пищи, перенаселения Земли, гуманного отношения к животным и др.)

2. Выбор методов исследования, сбор информации из различных источников.

3. Оформление проекта. Создание демонстрационной части проекта.

4. Защита проекта. Обоснование логики и эффективности своих действий.

Какие мероприятия проводились в рамках реализации данного социального проекта?

1. Всестороннее изучение проблем своего города и его жителей, посещение подшефного детского сада, семей ветеранов, посещение мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы, сотрудничество

2. Проведение гражданско-патриотических, экологических бесед с учащимися младших классов, передача опыта.

5. Создание красивых кормушек для птиц (2012 год) и размещение их на территории детского сада №30 Советского района г. Н. Новгорода и на территориии зоопарка "Лимпопо" (2014 год).

6. Проведение дискуссий по проблемам наркомании (2013- 2015 год).

8. Создание роликов социальной рекламы для школьного конкурса по проблемам гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к учителю, охраны окружающей среды (2012-2015 гг).

Учащиеся стали осознавать свою ответственность за судьбу своего города, страны планеты. Это можно понять по результатам анкетирования (39 ребят из 41 опрошенных участников проекта были удовлетворены результатами своей работы, выразили желание продолжать работу в рамках проекта).Учащиеся научились решать некоторые социальные, экологические проблемы самостоятельно и узнали, как не создавать их. Учащиеся научились помогать другим, стали терпимее друг к другу и передают свой опыт младшим. Так, выпускники 11 класса Намаконов Никита, Киляков Данил, ученица 9 класса Барыльник Мария (также участники проекта) стали участниками проекта "Нескоромный театр", где выступают с благотворительными концертами для тяжелобольных детей.

Итак, учащиеся развили свои творческие, коммуникативные способности, укрепили межличностные взаимоотношения.

Таким образом, можно признать выбранное педагогическое направление приоритетным в реализации данной воспитательной системы и достаточно эффективным в духовно-нравственном развитии учащихся.


Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Содержимое разработки

Социально - значимый проект

Социально - значимый проект

Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Из чего состоит социальный проект? Исследование – Проблема – Цель – Задачи – Методы – Шаги – Бюджет – Оценка

Из чего состоит социальный проект?

Исследование – Проблема – Цель – Задачи –

Методы – Шаги – Бюджет – Оценка

Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы . Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы . Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы – приоритетная задача? 1. Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы, предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2. Почему решение данной проблемы – приоритетная задача?

1. Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Цель Внешние условия (факторы ,предпосылки, допущения) Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? Кто выиграет в результате достижения цели проекта? Каковы средства проверки достижения цели проекта? Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ? Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач.

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы ,предпосылки, допущения)

  • Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?
  • Кто выиграет в результате достижения цели проекта?
  • Каковы средства проверки достижения цели проекта?
  • Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ?
  • Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели?

Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

- выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

- достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач.

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы ,предпосылки, допущения) Задачи Ожидаемые результаты каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ? Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? (мероприятия, проводимые в ходе проекта). Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы ,предпосылки, допущения)

Ожидаемые результаты

каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ?

Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?

Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? (мероприятия, проводимые в ходе проекта).

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы , предпосылки, допущения)

Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?

Насколько экономически эффективны используемые методы?

1. Почему выбраны именно эти методы ?

2. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?

3. Из какого набора методов был сделан выбор?

4. Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта?

2. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Ресурсы Внешние условия (факторы , предпосылки, допущения) Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? Результат – эффект Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой? 1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) 2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы , предпосылки, допущения)

  • Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
  • Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?

Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?

Результат – эффект

Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой?

1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)

2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

 Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то , что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия. Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо построенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Постановка проблемы.

Постановка проблемы.

Цель и задачи проекта.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

 Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей. Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.

Методы реализации проекта.

Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

Календарный план.

Ожидаемые результаты.

– это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

Мониторинг и оценка проекта.

  • Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д.
  • План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ

  • Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.


-80%

Как понять, что ваш проект важен и нужен сообществу? Решает ли он проблемы людей, помогает ли в трудных жизненных вопросах? Что такое социально значимый проект, и как понять, проект, который вы реализуете, социальный или псевдосоциальный?


Материал обновлен в сентябре 2021 года. Как понять, что ваш проект важен и нужен сообществу? Решает ли он проблемы людей, помогает ли в трудных жизненных вопросах? Что такое социально значимый проект, и как понять, проект, который вы реализуете, социальный или псевдосоциальный?

Социальный проект – это процесс, который направлен на изменения или решения устаревших или неработающих форм жизни общества. Как правило, такой проект имеет временные рамки создания и работы. Имеет положительное влияние на жизнь отдельного человека, группы людей или сообщества в целом.

На кого рассчитан социально значимый проект? Подобная инициатива может видеть своей целевой аудиторией как отдельные личности, так и целые организации, трудовые коллективы.

Это могут быть социальные институты, но чаще отдельные группы людей, такие, как люди с ограничениями, страдающие различными заболеваниями, пенсионеры, меньшинства, школьники или студенты. Социальный проект может быть рассчитан на сообщества по интересам или активные движения и инициативы.

Социально значимый проект – один из способов развития гражданского общества. Он подразумевает участие общества в разработке и принятии решений. Проекты направлены на изменения или преодоление социальных решений представителей власти или частных лиц, которые затрудняют жизнь или доступ к услугам определенным участникам сообщества.

Социальные проекты – частное явление нашего времени, это результат несовершенства общества или государственной системы. Активисты видят проблему и хотят ее решить.

При этом социально значимый проект может иметь различные формы. Цифровые проекты создаются в форме приложений, веб-сервисов, инструментов и даже медийных проектов. Обычная форма подразумевает благотворительные и просветительские акции, сбор пожертвований, мероприятия.

Критерии успешного социально значимого проекта

  • Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.
  • Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.
  • Устойчивость: важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.
  • Масштабируемость: возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.
  • Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.

Типы социально значимых проектов

Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.

  • Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.
  • Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.
  • Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.
  • Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.
  • Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.
  • Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.
  • Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
  • Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.
  • Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.
  • Межнациональное согласие. Проекты, направленные на профилактику экстремизма, укрепление межнационального согласия и гражданского единства.
  • Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.
  • Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.

Формы финансирования социальных проектов

  • Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.
  • Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.
  • Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.
  • Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.
  • Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.

Социальные псевдопроекты

  • Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
  • Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
  • Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
  • Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
  • Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.

Помните, что социальные проекты должны оценивать социальный эффект, который они оказывают. О том, как это можно сделать – в нашем материале.

· Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.

· Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.

· Устойчивость:важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.

· Масштабируемость:возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.

· Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.

Типы социально значимых проектов

Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.

· Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.

· Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.

· Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.

· Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.

· Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.

· Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.

· Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

· Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.

· Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.

· Межнациональное согласие. Проекты, направленные на профилактику экстремизма, укрепление межнационального согласия и гражданского единства.

· Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.

· Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.

Формы финансирования социальных проектов

· Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.

· Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.

· Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.

· Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.

· Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.

Социальные псевдопроекты




· Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.

· Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.

· Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.

· Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.

· Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.

Задание на дом:

Написать конспект.

Заполнить словарь.

Выучить определения.

4. Ответить на вопросы (письменно):

1. Что такое социальный проект?

Критерии успешного социально значимого проекта.

Типы социально значимых проектов.

Формы финансирования социальных проектов.

Социальные псевдопроекты.

6.Сделать основные выводы по материалу (письменно).

Актуальность и социальная значимость проекта

По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.

Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?

В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.

Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.

Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.

Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане.

Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.

Критерии успешного социально значимого проекта

· Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.

· Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.

· Устойчивость:важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.

· Масштабируемость:возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.

· Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.

Типы социально значимых проектов

Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.

· Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.

· Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.

· Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.

· Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.

· Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.

· Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.

· Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

· Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.

· Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.

· Межнациональное согласие. Проекты, направленные на профилактику экстремизма, укрепление межнационального согласия и гражданского единства.

· Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.

· Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.

Формы финансирования социальных проектов

· Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.

· Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.

· Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.

· Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.

· Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.

Социальные псевдопроекты

· Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.

· Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.

· Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.

· Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.

· Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.

Задание на дом:

Написать конспект.

Заполнить словарь.

Выучить определения.

4. Ответить на вопросы (письменно):

1. Что такое социальный проект?

Критерии успешного социально значимого проекта.

Типы социально значимых проектов.

Формы финансирования социальных проектов.

Социальные псевдопроекты.

6.Сделать основные выводы по материалу (письменно).

Актуальность и социальная значимость проекта

По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.

Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?

В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.

Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.

Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.

Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане.

Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.

Читайте также: