Межгосударственные объединения доклад кратко

Обновлено: 01.05.2024

Межгосударственное объединение — это союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств-участников.

На сегодняшний день можно привести целый ряд примеров реально существующих межгосударственных объединений:

- Британское содружество наций

- Содружество Независимых Государств

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач.

Государства-участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы.

Формы межгосударственного устройства

Деятельность всякого государства во многом зависит не только от форм его собственного внутригосударственного устройства, но и от организационных форм межгосударственного общения, когда некоторые объединенные надгосударственные органы как бы продолжают, а порой и завершают функциональную деятельность внутригосударственных организаций (Европейский Суд по правам человека).

Это влияние, практиковавшееся на протяжении всей истории существования человечества, значительно повысилось в последнее время, когда люди осознали, что лишь совместными усилиями можно выстоять перед такими глобальными, межнациональными проблемами современности, как экологическая и технологическая безопасность, организованная преступность, терроризм, ограниченность природных ресурсов, международное разделение труда, необходимость разоружения и т. д. Об этом свидетельствуют Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Европейском Союзе 1992 г., Шенгенские соглашения 1985 г., устанавливающие прозрачность государственных границ. Европейские страны установили единую межгосударственную валютную единицу (евро) и активно работают над принятием конституции объединенной Европы. Процессу объединения государств способствует и обострившаяся борьба за передел власти и природных богатств. Это объединение может идти по экономическому, политическому, территориальному, этническому признаку. Примером может послужить консолидация исламской и западной (христианской) цивилизаций в рамках различных союзов. К сожалению, в результате такого объединения государства как суверенные субъекты международного общения часто вытесняют на вторые роли.

Юридической науке известны и такие формы объединения государств, как протектораты, унии, фузии, инкорпорации, содружества (Содружество наций, СНГ), сообщества, союзы и т. д.

Протекторат представляет собой объединение государств на основе неравноправного международного договора, по которому сильное государство (метрополия) обязывается оказывать помощь слабому государству (не способному самостоятельно осуществлять государственные функции) в форме представительства во внешних делах, вооруженной защите, экономической и социально-культурной помощи.

Будучи формальным средством защиты слабых, но суверенных государств, протекторат является юридической формой их постепенного закабаления, этапом в процессе установления колониального владычества над непокорным народом. В данной ситуации следует говорить об особом международном территориально-государственном устройстве, так как формально новое государство не образуется. С протекторатом схож сюзеринитет, при котором зависимое (вассальное) государство полностью теряет свой суверенитет, устанавливая свои отношения с сюзереном с помощью внутригосударственных, а не международных соглашений (Болгария и Турция до 1908 г.).

Уния - это устаревший, вышедший из употребления термин, обозначающий объединение государств.

Различают личные и реальные унии. Личная уния - это своеобразный союз, объединение государств, основанный на общности главы государства. Они были распространены при феодализме и порой возникали случайно, когда монарх в порядке престолонаследия получал корону другого государства. В отличие от личной реальная уния возникает на основе международного договора. С помощью не только единого монарха, но и общих органов власти и управления она объединяет независимые государства и регулирует отношения между ними, не ограничивая их суверенитет (Шведеко-Норвежская Уния до 1905 г.).

Иногда в качестве разновидностей унии рассматривают фузии, которые представляют собой слияния государств (ФРГ и ГДР), и инкорпорации, которые выражаются в присоединении государств (присоединение Прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

Империя - это сложное государство с различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти. Оно представляет собой объединение нескольких государств под короной одного короля-императора. Как правило, империи создавались в результате завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя и др.). Возможно и добровольное вхождение в состав империи (Украина, Грузия в состав Российской империи).

Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г.). В отличие от федерации союзные органы конфедерации лишь координируют деятельность государств — ее членов, и только по вопросам, для разрешения которых они объединились. Конфедерация отличается от федерации меньшей сплоченностью своих государств, она не обладает суверенитетом, не имеет единого гражданства, законодательства, единой денежной системы и т. д.

Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории).

Содружество Независимых Государств, объединение России и Белоруссии и Европейский Союз находятся еще в процессе своего становления.

Межгосударственные объединения — союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств, с передачей ему государствами - членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств3.
Первой попыткой сотрудничества в рамках межгосударственных объединений по политическим вопросам явилось учреждения в 1919 году Лиги Наций. Большое значение в формировании межгосударственных организаций и их развитии имело образование Советского государства, а затем мировой системы социализма.

Прикрепленные файлы: 1 файл

содержание.docx

ГЛАВА I. ВИДЫ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1 Сущность и структура межгосударственных объединений.

Межгосударственные объединения — союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств, с передачей ему государствами - членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств3.

Первой попыткой сотрудничества в рамках межгосударственных объединений по политическим вопросам явилось учреждения в 1919 году Лиги Наций. Большое значение в формировании межгосударственных организаций и их развитии имело образование Советского государства, а затем мировой системы социализма.

Примерами межгосударственных объединений являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. — Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. — Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г.

Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя отличается от нее степенью интеграции. Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г.).

3. Большой юридический словарь./ Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М. – 2001. – С.607, С.229.

В отличие от федерации союзные органы конфедерации лишь координируют деятельность государств — ее членов, и только по вопросам, для разрешения которых они объединились. Конфедерация отличается от федерации меньшей сплоченностью своих государств, она не обладает суверенитетом, не имеет единого гражданства, законодательства, единой денежной системы и т. д. Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия обще конфедеративных актов на своей территории).

Общей правовой основой образования межгосударственного объединения является конституция страны. Так, согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач.

Государства-участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы.

В структуру межгосударственных организаций входят:

- Высший орган (как правило, Совет глав правительств); исполнительный орган;

- Административный орган (секретариат);

- Комитеты и комиссии по специальным вопросам, а также специальные органы (к примеру, Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека — до создания единого Европейского суда в составе Совета Европы).

Типичной разновидностью межгосударственных объединений, в которое входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств — бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г. Учреждены специальные органы этого сообщества: Совет глав государств, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов (высший орган Сообщества); Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов от Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Республики Беларусь) и предназначенное для принятия законов, действие которых обязательно для каждого из участников; Исполнительный комитет — постоянно действующий орган, который попеременно в течение одного года возглавляют главы правительств государств-участников4.

4. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. – С.124, С.125.

1.2 Виды межгосударственных объединений

Виды межгосударственных объединений определяются содержанием следующих их признаков:

- правовой основой объединения (Устав, Договор). Эта классификация наглядно демонстрирует сложность проблемы объединений государств, которая не исчерпывается изучением основных характеристик конфедераций.

С.А. Авакьян предлагает классифицировать виды объединений государств в зависимости от характера связей в рамках создаваемых ими образований. Согласно данному критерию он выделяет:

- федерацию (единое государство).

В рамках международно-правового объединения государства полностью сохраняют свой независимый статус. Они оформляют договорами и соглашениями образование своего объединения для достижения общих задач и целей. Государства добровольно присоединяются к созданному объединению, принимают на себя обязательства. Государства помогают друг другу через объединение и его структуры (органы). Возможно и создание общего воинского контингента1.

Конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, собственные экономические системы, налоги и валюту, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, т.е. более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства.

1. Авакьян С.А. Договор между республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании союзного государства: конституционно-правовой анализ.// Вестник Московского ун-та. Серия 11, Право. – 2001. - №1. – С.4.

По мнению С.А. Авакьяна, это самостоятельный вид объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает многие черты, характерные для единого государства. Парадокс заключается в том, что понятие "союзное государство" в современной его трактовке не равнозначно понятию "государство" в изначальном смысле этого слова или понятию "федеративное государство". Это уже не международно-правовое объединение и еще не единое государство. Типичным примером такого союзного государства С.А. Авакьян называет Европейский союз (ЕС). Наконец, четвертой формой объединения государств указанный автор выделяет федерацию, как принципиально отличающуюся от иных образований тем, что в результате возникает новое государство, которое становится над государствами — субъектами федерации. Именно новое государство обладает суверенитетом, всей полнотой государственной власти, вступления в международные отношения1.

1. Авакьян С.А. Договор между республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании союзного государства: конституционно-правовой анализ.// Вестник Московского ун-та. Серия 11, Право. – 2001. - №1. – С.9.

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

2.1. Формы межгосударственных объединений

Наряду с государствами международных объединений с элементами федерализма, в современных условиях в связи с возрастающей интеграцией государств, на международной арене возникли многие организации публичного международного права, имеющие некоторые конституционно-правовые элементы так утверждает В.Е. Чиркин. Он рассматривает данные объединения с позиции их формы в рамках формы государственного устройства. Такая ситуация возникает потому, что наряду с выделением международных образований в отдельную группу и отказом рассматривать их территориальное устройство в рамках формы государственного устройства теория государства и права не выработала нового института, необходимость появления которого уже назрела.

По мнению автора В.С. Нерсесянца, что от формы территориального устройства государства следует отличать форму межгосударственного объединения (образования). По его мнению, межгосударственное объединение означает такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет12.

15. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. – С.86; Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.

18. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 187.

12. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. Академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд. НОРАМ (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-Н), 2001. – С. 624-626.

Традиционный институт и форма межгосударственного объединения в том, что они раскрывают и показывают внутреннюю структуру образования, взаимоотношения между частями образования, организацию власти по территории. Однако в отличие от формы государственного устройства, форма межгосударственного объединения во-первых, показывает отношения между суверенными государствами-участниками объединения. Во-вторых, взаимодействие государственных органов участников объединения и органов управления объединения. В-третьих, указывает на объем суверенитета государств – участников и возможность передачи некоторых суверенных прав объединению. В-четвертых, определяет степень интеграции государств в рамках объединения.

Юридической науке известны и такие формы объединения государств, как:

- протекторат представляет собой объединение государств на основе неравноправного международного договора, по которому сильное государство (метрополия) обязывается оказывать помощь слабому государству;

- уния - это устаревший, вышедший из употребления термин, обозначающий объединение государств. Различают личные и реальные унии. Личная уния - это своеобразный союз, объединение государств, основанный на общности главы государства. Реальная уния возникает на основе международного договора. Иногда в качестве разновидностей унии рассматривают фузии, которые представляют собой слияния государств (ФРГ и ГДР), и инкорпорации, которые выражаются в присоединении государств (присоединение Прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

- империя - это сложное государство с различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти. Оно представляет собой объединение нескольких государств под короной одного короля-императора.

- конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов3.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать такой вывод. Межгосударственное устройство объединения государств как территориальная организация межгосударственного объединения, определяет взаимоотношения государств-участников между собой и органами объединения, объем суверенитета государств-участников и степень интеграции в рамках межгосударственного объединения.

Государства всегда использовали различные формы, что обуславливалось наличием общих интересов – долговременных или краткосрочных, территориальной близости, однородности структур, совпадением политических курсов, та или иная близость их правителей. XVIII-XIX века характеризовались устойчивыми и временными союзами, как в масштабе мирового сообщества и регионов, так и функциональными.

3. Большой юридический словарь./ Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М. – 2001. – С.702

2.2. Особенности и признаки конфедерация как форма межгосударственного объединения

Термин "конфедерация" латинского происхождения и обозначает "сообщество". В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация — временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств — членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы — одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, например национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров, приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств — членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров — главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав — министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы — консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая — интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере — науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств Статья 20. Объединения фермерских хозяйств 1. К деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.Статьей 121 ГК РФ

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств 1. К деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.Статьей 121 ГК РФ установлено, что коммерческие организации

Статья 39. Общественные объединения адвокатов

Статья 39. Общественные объединения адвокатов Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественные объединения

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударственные споры?

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударственные споры? Да, но это случается крайне редко (всего несколько дел из более 13 тыс., рассмотренных Судом и Трибуналом за время их существования). Авторы учредительных договоров сознательно установили препятствия

3. Суперкорпоративные объединения

3. Суперкорпоративные объединения Корпоративная практика с учетом реалий сегодняшнего дня продолжает выдвигать и новые проблемы, выходящие за пределы крупных и сложных юридических лиц с их многочисленными дочерними внешне самостоятельными образованиями, связанные

§ 10.4. Государство и общественные объединения

§ 10.4. Государство и общественные объединения Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их

52. Объединения, союзы и пулы страховщиков

52. Объединения, союзы и пулы страховщиков Объединения страховщиков создаются на добровольной основе для координации их деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Эти объединения, союзы, ассоциации не вправе непосредственно

Статья 9. Банковские объединения

Статья 9. Банковские объединения Банки имеют право создавать банковские объединения следующих типов: банковская корпорация, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая группа. Банки могут быть участниками промышленно-финансовых групп с соблюдением

2.6. Общественные объединения

2.6. Общественные объединения Понятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации

33. Объединения юридических лиц

33. Объединения юридических лиц Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в своих интересах.Объединения юридических лиц создаются на добровольной основе и

Глава IV. Международные организации. Межгосударственные органы внешних сношений

Глава IV. Международные организации. Межгосударственные органы внешних сношений § 1. Понятие, исторические типы и виды международных организацийГосударственные органы внешних сношений — парламент, глава государства, правительство, министерство иностранных дел — это

§ 1. Государственный строй Германии до объединения

§ 1. Государственный строй Германии до объединения Падение "Священной римской империи германской нации". Формы последующих объединений германских государств в начале XIX в. "Священная римская империя германской нации" лишь формально представляла собой единое

111. Право на объединения

111. Право на объединения Конституционное право каждого на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо

8.4 Государство и общественные объединения

8.4 Государство и общественные объединения Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их

Человечество с давних пор думает над проблемами территориального устройства того или иного государства. Одними из первых вынуждены были решать данные вопросы римляне, и именно Римская империя признана первым крупным государственным образованием. В течение всей своей истории отдельные народы присоединяли к себе новые территории, и наоборот, крупные государства делились на отдельные области. Чрезвычайная нестабильность в мире в последнее время вынуждает объединяться многие страны для решения жизненно важных проблем.


Межгосударственное объединение – что это?

Современные ученые не дают этому понятию конкретного определения. Межгосударственные объединения (далее – МО) долгое время не признавались учеными всего мира как индивидуальный объект изучения. Но в наше время возникла острая необходимость понимания данного вопроса, так как межгосударственные объединения сейчас оказывают влияние на развитие как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.

Возникновение множества организаций с конституционно-правовыми элементами привело современных ученых к выводу о том, что совместно с установившимися формами возникли межгосударственные объединения с функциями федерализма. При этом не берутся во внимание межгосударственные объединения с точки зрения формы устройства государства.

Итак, межгосударственное объединение – это группа независимых государств, связанная межгосударственным договором с функцией экономического и политического соединения стран-участников.

В качестве примера можно рассмотреть Европейский союз. Образовавшиеся после распада СССР страны ближнего зарубежья, которые в 1991 году подписали соглашение об объединении СНГ.

Основные черты объединения МО

В зависимости от общепризнанных теоретических признаков формы устройства государства и определений, можно выделить следующие характеристики межгосударственного образования. Основа обоих понятий заключается в раскрытии и отражении внутренней структуры объединения, взаимодействия элементов, системы формирования власти в отдельном государстве.

Межгосударственное объединение, прежде всего, определяет порядок совместной деятельности независимых государств, которые входят в него. Особое внимание уделяется наличию и порядку координации органов каждого государства. В большинстве случаев, выделяется приемлемая для всех государств форма, существующая внутри каждого из них.

Общепринятым мнением считается, что межгосударственные объединения являются самостоятельным институтом, которые имеют непосредственную связь с элементами устройства государства, но не входят в него. Объединения невозможно признать самостоятельным государством, хотя они имеют признаки государственности.


Виды межгосударственных объединений

В последнее время человечество осознало, что только совместными усилиями возможно решить глобальные проблемы, возникшие на Земле. Экологическая безопасность, предотвращение техногенных катастроф, международный терроризм, существенная ограниченность в добыче природных ресурсов, необходимость разоружения – это далеко не полный список проблем, вынуждающих население планеты к объединению.

Усиление борьбы за передел власти и за природные богатства также способствует процессу объединения. Ученые выделяют следующие признаки объединения:

  • экономический;
  • политический;
  • территориальный;
  • этнический.

Исходя из указанных признаков возможны следующие формы объединения государств – протекторат, уния, империя, конфедерация, содружество.

Протекторат

Протекторат это форма межгосударственных отношений, когда одно государство берет под защиту другое (главным образом, военная защита). Государство, взятое под защиту, называется протекторатом.

В наши дни данная форма отношений практически не применяется. Но 200-250 лет назад значение данной формы объединения знал каждый.

Внутренняя структура данного объединения делит государства на два вида: протекторат (подчиненная сторона) и протектор (господствующая сторона). Суверенитет подчиненной страны уже не считается безусловным, хотя у нее остается большая часть прав и полномочий. Это своего типа полуколониальная форма управления.

Колонизация Европейскими странами стран Африки и Азии в XVIII-XIX веках стала расцветом протекторатов. В качестве примера можно выделить Мадагаскар (французский протекторат), Корея (японский протекторат).

Этот термин вышел из современного употребления как устаревший. Уния – это объединение государств под управлением одного монарха.

Власть монарха может распространяться не только на государства, но и на отдельные субъекты федерации (штат, провинция), которые территориально входят в страны унии.

Как пример реальной унии в наши дни можно выделить объединение отдельных православных церквей с католической церковью. Опираясь на традиции форм православной обрядности, их возглавляет Папа Римский.


Империя

Империю можно определить как международно-значимое государство, возглавляемое императором. В своей политике, как внутренней, так и внешней, империя берет за основу военные сословия (регулярную армию) и действует в интересах дворянства.

Современными учеными выделяется три вида империй:

  1. Древние, для которых свойственна единоличная и безграничная власть монарха. Это Египетская, Римская империи.
  2. Колониальные, возникшие в результате захвата территории отдельных стран другими государствами. Для них характерно жесткое централизованное управление, их центром является метрополия. Это Испанская, Британская, Французская, Голландская империи и др.
  3. Традиционные, для которых характерны многоуровневые государственные комплексы с единым экономическим пространством, армией, управлением, идеологическим центром. Это Германская, Османская, Австро-Венгерская, Российская, Японская империи.

К середине 20-го столетия практически все существующие империи либо развалились на отдельные государства, либо значительно поменяли свой характер.

Примерами империй являются:

  • Римская империя;
  • Византийская империя;
  • Британская империя;
  • Российская империя.

Конфедерация

Конфедерация – это союз независимых государств, которые объединились для достижения конкретных целей. Государства в полном объеме сохраняют суверенитет. Они передают часть своих полномочий коллективным органам управления. Чаще всего, это вопросы внешней политики, связи, транспорта, защиты государства.

Страна может быть членом нескольких конфедераций. Орган управления конфедерацией не может непосредственно влиять на граждан отдельного государства. Чтобы его решения стали обязательными, их должны узаконить органы власти государств, членов конфедерации.

Как правило, конфедерация – временное образование и со временем она перерастает в федерацию или разделяется на отдельные государства

К основным признакам конфедерации можно отнести:

  • суверенность государств конфедерации;
  • отсутствие единого гражданства;
  • отсутствие общей территории и государственных границ;
  • отсутствие общей системы управления и законодательных органов;
  • сохранение за каждым государством собственных органов власти, армии, полиции, конституции и законов;
  • необходимость утверждения решений конфедерации каждым государством членом объединения;
  • право каждого государства на выход из конфедерации.

Межгосударственные объединения играют весьма значительную роль в истории человечества. С помощью этих организаций решались и решаются проблемы мирового значения, развития как отдельных государств, так и всего человечества в целом.

Читайте также: