Значение опыта в процессе познания доклад

Обновлено: 17.05.2024

Человек окружает себя миром, где царит атмосфера духовной культуры. При этом сам он является активно действующим существом. Посредством множества нитей материального и духовного характера он связан с природой и событиями общественной жизни, и находится с ними в перманентном взаимодействии. Жизнь не представляется возможной вне этого взаимодействия.

Человек взаимодействует с миром с помощью собственных потребностей, начиная от физиологических и заканчивая духовно-душевными, которые являются самыми утончёнными и сокровенными. Человеку нужен мир, и он на практике преобразует его не только для постижения тайн. Постижение тайн происходит для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. Именно в этом заключается историческая суть появления познания и наук.

Астрономия появилась как следствие на желание человека заниматься мореплаванием. Часы и временные нормы появились также по этой причине. Земледелие породило геометрию. География стала ответом на вопросы описания Земли. Механика была основана благодаря строительному делу. Медицина стала отвечать потребностям человека продлить собственную жизнь или хотя бы облегчить страдания.

Развитие общества способствовали тому, чтобы развивались и потребности, которые будут обогащать и провоцировать всё новые и новые средства и пути познания. Человечество никогда не останавливается на достигнутом.

Практика в познании современного человека

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их влияние на тот или иной объект для того, чтобы преобразовать его в соответствии с удовлетворением собственных потребностей.

Роль практики по отношению к познанию можно представить в трёх разных ипостасях:

  • Практика – это источник познания. Она движет познанием, предоставляет познанию весь материал, который необходим по факту для исследований, который преобразуется и формируется в теоретическом виде. Таким образом, практика является питательным грунтом для познания и помогает ему всегда соответствовать действительности мира.
  • Практика – это область применения знаний. В таких условиях она становится целью познания.
  • Практика – критерий, который измеряет истинность результатов познания. В этом смысле только те выводы, сделанные во время познания, которые смогли пройти через лоно практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от неточностей и заблуждений.

Опыт и его истина

Вполне логично, что человек занимается постижением истин реального мира не в одиночку.

Иногда говорят, что познание истины основано на опыте, и данной ситуации имеется в виду, что получена наследственная информация, которая была получена множество столетий назад, в прошлом. Подразумевается опыт, который собирался и накапливался очень длительное время. Чтобы постигнуть истину, опыта одного человека недостаточно.

Любая сфера научного знания, проливая свет на закономерности определённого характера, обуславливая некоторые явления, принимает участи в создании картины мира и в становлении мировоззрения.

Э. Шредингер отмечал, что наука должна отвечать на вопрос, кто мы и для чего мы явились в этот мир. Это несёт огромный метафизический и практический смысл.

Практика не обязательно должна только указывать на те явления, которые нужно исследовать. Она может изменять окружающие предметы, выявлять такие их свойства, которые до сих пор были неизвестны человеку.

Изначально человек занимался познанием сил природы и общества и это привело к овладению данными силами.

Практика является основой не только для наук о природе, но также и для наук об обществе.

Познание – процесс получения человеком нового знания, ранее неизвестного. Роль чувственного познания в жизнедеятельности человека. Интеллект как высшая познавательная способность. Этапы рационального познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2018
Размер файла 46,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие познания и его виды

2. Средства и методы познания

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Список использованных источников

Его рассматривали разные направления с разных сторон, и каждое вывело свои заключения по поводу данного понятия.

Так, например сторонники эмпирической теории познания считают чувственный опыт единственным источником знания. Познавательные возможности человека зависят от их познавательных способностей. То есть опыт для них является: 1. результатом деятельности органов чувств; 2. результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

Ко второму источнику опыта относятся данные этапы рационального познания:

Анализ - способ мысленного разделения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.

Синтез - соединение различных элементов в одно целое.

Аналогия - способ рассуждения, где конкретному предмету присваиваются признаки на основании его сходства с другим предметом, которые раньше у него отсутствовали. Она часто используется при выдвижении гипотез.

Дедукция - логический способ рассуждения, пользуясь которым можно получать истинное заключение (логического следования).

Индукция - логический способ рассуждения, с помощью которого из частного знания получают общее.

Рационализм подразделяется на онтологический (разумность бытия, наличие в нем данного начала) и гносеологический (разум является главной формой познания).

Каждая теория несет в себе определенный смысл, который и сделал понятие познания таким распространенным и изучаемым до сих пор.

1. Понятие познания и его виды

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Оно достигается человеком при наличии тех или иных предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. В результате этого процесса у людей возникают знания об окружающем мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Существуют определенные длительным изучением формы познания: чувственное и рациональное (логическое).

Основную роль в познании всегда отводилось чувственности - ощущению и восприятию, ведь познание человеком внешнего мира, в большей мере, осуществляется с помощью различных ощущений. Информация, поступающая от органов чувств человека, связана с теми или иными переживаниями. При этом происходит ее оценка и определение значимости для практической деятельности и жизни человека.

Существует мнение, что у человека формирование способности ощущения не ограничивается только его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место занимает обучение и воспитание.

Восприятие - это отражение человеком или животным предметов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к созданию целостных чувственных образов. У индивида оно формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере своего развития и приобщения к культуре он выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только предметы природы в их естественном виде, но и предметы, созданные им самим. Восприятие осуществляется как посредством биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных приборов и механизмов, где важнейшей заслугой можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Так, чувственное познание играет огромную роль в жизнедеятельности человека:

«органы чувств непосредственно связывают человека с внешним предметным миром;

без них человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (взаимная компенсация одних органов чувств другими, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и другое);

все рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

регулирование предметной деятельности осуществляется с помощью информации, получаемой органами чувств;

В большей степени благодаря мышлению, люди дошли в своем развитии до изучения огромного количества научных знаний. В последние десятилетия у людей вызывает особый интерес технические науки, с помощью которых можно изобрести всевозможные компьютерные феномены. Появилось немало исследований, направленных на проблему возможности создания искусственного интеллекта. Но пока этого сделать не удается, так как даже людям, с невероятно развитым мышлением, отличным восприятием и ощущениями не удается познать все тайны и возможности человеческого мозга.

Мышление не может существовать без языка, как средства получения информации. Это как система знаков, имеющих значения, что образует самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и многое другое. Они воспринимаются органами чувств другого человека, воздействуют на нервную систему и на сознание.

Представление - чувственный образ ранее воспринимаемого органами чувств предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов человеку нужны память и воображение.

Существуют также познавательные способности, которые играют не маловажную роль в жизнедеятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже различными методами познавать окружающую реальность.

Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, сновидения и другое). Оно связано с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения и еще оно очень тесно связанного с интуицией.

Интуиция - постижение истины, внезапное озарение, владение интеллектуальным знанием или созерцанием. Она дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства.

Эти признаки отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в различных ситуациях она может иметь разную степень отдаленности от реальности, быть необычной и не приемлемой в данном случае и т.д.

Ее можно подразделить на несколько видов по специфике деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет особенность формы практической деятельности (техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная интуиция).

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, основных первичных принципов.

Талант - данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать.

Так, многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности, которой может заниматься человек: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и прочее.

Главное в науке - это устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Также, понятие точности знания обычно связывают именно с наукой, так как научность предполагает достаточно высокую степень достоверности, факта и вывода.

В последние годы ее возможности возросли за счет использования электронных средств получения и обработки информации.

2. Средства и методы познания

чувственный рациональный познавательный интеллект

Процесс познания может осуществляться с помощью эмпирического (теории и факты) или теоретического (гипотезы и законы) метода.

Эмпирический метод предлагает такие средства познания как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения выступают не только предметы внешнего мира. Такому виду познания характерно еще такое свойство, как самонаблюдение, когда восприятию подвергаются переживания, чувства, психические и эмоциональные состояния самого субъекта. Наблюдение, как правило, не ограничивается механическим и автоматическим отмечанием фактов. Основную роль в этом процессе выполняет сознание человека, то есть наблюдатель не просто фиксирует факты, а целенаправленно ищет их, опираясь в своем поиске на гипотезы и предположения, привлекая уже имеющийся опыт. Полученные результаты наблюдения используются либо для подтверждения гипотезы (теории), либо для ее опровержения.

Наблюдения должны подводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта, то есть они должны давать объективную информацию.

Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент необходим для проверки гипотез, установления причинных связей между феноменами. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания, а сам эксперимент осуществляется путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий его протекания. Результаты испытаний должны фиксируются и контролируются. Если повторять эксперимент, то это даст возможность сравнения получаемых каждый раз результатов.

По целям их можно поделить на две группы:

I - эксперименты, с помощью которых осуществляется проверка различных теорий и гипотез;

II - эксперименты, с помощью которых можно сбирать информацию для уточнения тех или иных предположений.

По исследуемому объекту и характеру научной дисциплины они делятся на:

Если нужно будет изучить какие-либо специальные явления или свойства предмета, то их круг может быть расширен.

Сегодня природа эксперимента очень изменилась, так как повысилась его техническая оснащенность. Поэтому появился новый метод эмпирического познания - моделирование. Модели (образцы, макеты, копии объекта-оригинала) заменяют собой объекты исследования тогда, когда изучаются, например, проблемы здоровья человека или исследуются свойства объекта, занимающего обширные пространства, находящегося достаточно удаленно от исследовательского центра и т.п.

По характеру методов и результатам исследования их подразделяют на:

«Качественные эксперименты, направленные на выявление последствий воздействия различных факторов на исследуемый процесс, когда можно пренебречь установлением точных количественных характеристик.

Оба вида способствуют более полному раскрытию свойств и признаков предмета, приводя в итоге к его целостному познанию.

Сегодня эксперимент никак не представляется без его предварительного планирования, причем важное место при этом занимает прогнозы ожидаемых результатов.

3. Проблема границ субъекта и объекта познания

Изучая теорию познания, ученые пришли к выводу о том, что его структура, как и структура многих других явлений, подчиняется принципу системности, то есть состоит из простых частей и элементов. Ими, как правило, являются субъект и объект.

Но, в конечном счете, высшим производителем знания и мудрости является все человечество, так как оно на протяжении многих веков накапливает различные сведения о явлениях природы, о животных, о нравах и обычаях различных народов. Так, собрав в одно целое познания отдельных народов, можно сделать вывод, что каждый народ, производя свои какие-то нормы, идеи и ценности, фиксируемые в культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности.

В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых, также в этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения.

Объект познания - это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность этого индивида. Объектом познания могут быть как материальный мир (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) тоже могут стать объектом познания.

Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются или в ходе практической деятельности, или в ходе познания.

Так, можно сделать вывод, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга, так как предмет - это только одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки, также понятие предмета по объему шире понятия объекта.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов.

Кант утверждал, что познание всегда будет являться ограниченным (агностицизм: существуют границы познания, но не отрицаются познавательные возможности человека, его потенциал). Познание - это постоянная проблема человека.

Границы субъекта и объекта познания определяются практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

За последние сто лет значительно расширились границы объекта познания, а вместе с этим и круг познавательных интересов, на много вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности.

Так, можно сказать, что развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит разрушение и возникновение все вновь и вновь, противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому человеку свойственно стремление к познанию, к истине, к знанию. Поэтому процесс познания не прервется, пока существуют науки, природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты, существует мир, который человек может познать, использую огромное количество своих способностей, данных ему природой, и материально-технические средства, созданные им самим.

Познавательные способности - это индивидуальные качества человека (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение), которые обычно называют источниками познания.

В современном мире теория познания представляет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Ведь любое знание является связующей нитью между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия, учебник. М., 2014;

2. Балашов Л.Е. Философия, учебник. М., 2005;

3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 2004;

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия, справочник студента. М., 2015;

5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2013;

6. Смирнов И., Титов В. Философия, учебник. М., 2004;

7. Спиркин А.Г. Философия, учебник. М., 2006;

8. Философия, учебное пособие под ред. Лавриненко В.В. М., 2004.

Подобные документы

Анализ сущности и видов познания - процесса получения человеком нового знания, открытия неизвестного ранее. Отличительные черты чувственной (восприятие, представление, воображение) и рациональной форм познания. Проблема границ субъекта и объекта познания.

контрольная работа [31,0 K], добавлен 23.12.2010

Изучение теории познания как раздела философии, изучающего взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности и критерии истинности и достоверности знания. Особенности рационального, чувственного и научного познания. Теория истины.

контрольная работа [20,8 K], добавлен 30.11.2010

Мышление как процесс познавательной деятельности человека. Подходы, объясняющие природу сознания. Методы и уровни научного познания, особенности рационального и чувственного познания. Многообразие форм человеческого знания. Проблема истины в философии.

реферат [25,3 K], добавлен 17.05.2010

Формы чувственного и рационального познания. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека.

реферат [23,3 K], добавлен 21.11.2010

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение к реальности, субъекта и объекта познания. Характеристика рефлексивных и нерефлексивных форм познания.

реферат [11,3 K], добавлен 23.12.2003

Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

реферат [26,3 K], добавлен 15.06.2017

Общая характеристика теории познания. Виды, субъекты, объекты и уровни познания. Сравнительный анализ чувственного, эмпирического и теоретического познания. Понятие, сущность и формы мышления. Описание основных философских методов и приемов исследования.

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

– чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

– логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

– социальное действие (преобразование общественного бытия);

– научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

– практика – основа познания, его движущая сила;

– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:

– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;

– изменяет окружающие вещи;

– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.

Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.


Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный опыт, социальный опыт.

Каждый студент, как взрослеющий человек, обладает определенным уровнем и видом опыта, который будет использоваться в качестве важного источника обучения и самосовершенствования.

В трудах греческого (античного) философа Сократа впервые в истории ставятся вопросы о философской личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следует всегда действия в соответствии с ней. Благодаря Сократу и ещё двум выдающимся представителям греческой философии – Платону и Аристотелю, получило развитие мировая философия, их труды оказали значительное влияние на философские учения эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.

Тезис об ошибочности и поверхностном характере резкого противопоставления опыта и разума выдвигает Дейвид Юм. [19, 46-47]. Причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путём опыта. Идея о том, что разум, как бы извне корригирует данные чувственного опыта, кажется Юму ложной. В самом опыте необходимо и возможно обнаружить такой механизм, который делает его достоверным и превращает в структурную целостность. Не удовлетворяет Юма и идея о самостоятельности односторонне-чувственного опыта, о возможности положить в основу теории познания размышления о субъекте, лишенном всякой духовности, всяких эмоциональных предрасположений. Теория познания Д. Юма, его учение о чувственном опыте основывается на утверждении о наличии впечатлений. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей. Вывод Д. Юма относительно характера и специфики чувственного опыта состоит в том, что опыту приписывается сложная, не просто чувственная, а чувственно-рациональная структура.

Отрицая врожденные идеи, Этьен Кондильяк, признаёт один лишь опыт, но этот опыт – чисто индивидуален и, в конечном счете, сводится к получению впечатлений и восприятий [10,192].

Способности чувственности и рассудка – то есть способность воспринимать, принимать впечатления, стало быть, созерцать предмет и способность мыслить его – существуют лишь в неразрывном взаимодействии. Только благодаря их единству возможен опыт. Опыт Иммануил Кант и определяет как взаимодействие чувственности и рассудка.

Георг Гегель исследовал познание, как развивающийся многоуровневый процесс, где опыт выводился из движения сознания ставящего перед собой цель. Поскольку, достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, то в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет и появляется новознание о предмете. Этот процесс и составляет опыт.

Идеи о необходимости различения двух типов познания: чувственного и рационального развивал Теодор Лессинг. Развивая эстетический, ценностный аспект чувственного познания, Лессинг вносит в него момент активно-творческого отношения к действительности.

Идеи У. Джемса об опыте получили развитие в работах Джона Дьюи [7,74], главным ядром философии которого является концепция жизни как непрерывно развивающегося опыта взаимодействия человека с окружающей средой. Человек приспосабливается к объективному миру, одновременно воздействуя на него и испытывая его воздействие. Дж. Дьюи подчеркивал важную роль рационального, мыслительной активности человека в опыте. Опыт, по его мнению, не просто непрерывный жизненный поток, а серии ситуаций. Опыт имеет важное качество – устремленность в будущее. Он нацелен на преобразование среды и стремление контролировать ее в новых направлениях. В связи с этим в опыте всегда взаимосвязаны реальное (что следует изменить) и идеальное (планы преобразования).

Важной отличительной чертой феноменологической концепции опыта является его субъективность. Человеческий опыт носит личностный характер. Это всегда опыт персоны, личности, а не сообщества. Феноменологическое понимание опыта человека сделало его личностным по сути. Представители этого философского течения отошли от рассмотрения опыта как метода познания мира, отделили его от наблюдения и эксперимента. Опыт – это часть личности человека. Он имеет свою структуру (зона интимности, коммуникативный опыт), имеет социальный характер, поскольку происходит из системы взаимоотношений с другими людьми, связывает личность с конкретным временным этапом жизни общества, а также сопрягает биографию человека с историей.

Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг и др.) рассматривает опыт как нечто производное от объективной реальности. Опыт мыслится и как процесс активного, преобразующего взаимодействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие опыта по существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется опыт как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний. Накопление и передача опыта из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. Опыт как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки.

Если результатом опыта является знание, то доступно ли оно исключительно познающему субъекту, или может стать общим достоянием. Каков характер опыта – индивидуальный или социальный. Для перевода индивидуального опыта в социальный, человек прибегает к символам, позволяющим через единство придаваемых категориям смыслов и содержания обеспечить механизмы его трансляции от одного к другому.

Ряд философов ограничивают сферу опыта материальным миром, философы идеалистического, и особенно религиозного направления переносят опыт в трансцедентную сферу как способ духовного поиска, контакта человека с первоначалом.

Гассенди, П. Сочинения. В 2-х т. – М.: Мысль, 1968. – Т.2. – 405 с.

Гоббс, Т. Избранные произведения. – В 2-х т. – М.: Мысль, 1964 – Т.1. – 584 с.

Гольбах, П. Карманное богословие. – М.: Госполитиздат, 1961. – 207 с.

Да Винчи, Л., Избранные произведения. – В 2-х т. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 1 – 364 с.

Декарт, Р. Избранные произведения. – М.: Наука, 1950. – 348 с.

Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения Реформации. Отв. Ред. Л.Т. Мильская. – М.: Университетская книга, 2000. – 464 с.

Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. / пер. с англ. М. Занадворова, М. Шишкова. М.: Логос, 2001.

Кант, И. Сочинения. В 6 т. – М.: 1964. – Т.3. – 799 с.

Кондильяк, Э.Б. Сочинения. В 3-х т. – М.: - Мысль, 1982. – Т.2. – 541 с.

Локк, Дж. Сочинения. В 3-х т. – М.: Мысль, 1985. – Т. 2. – 560 с.

Мельвиль, Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М.: Мысль, 1983. – 247 с

Монтень, М. Опыты. М.: Наука, 1979. – 703 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка, под ред. С. П. Обнорского, гос. изд-во иностранных и национальных словарей, М.: 1952.-с. 848

Ойзерман, Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского прогресса. – М.: Мысль, 1984 – 303с.

Соловьев, Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М.: Политиздат, 1991. – 430 с.

Философский энциклопедический словарь/Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. И. Федосеева, С.М. Ковалева, В. Г. Павлова. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 839 с.

Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение: историческое введение. М.: Логос, 2002.

Юм, Д. Сочинения. В 2-х т. – М.: Мысль, 1965. Т.1. – 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): опыт, знание, чувственный опыт, идея, разум, роль опыта, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, материальный мир, объективная реальность.

Похожие статьи

Познание как способ создания новой действительности

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный опыт, социальный опыт. Личностный аспект в восприятии специального текста.

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный опыт. Разумная способность формируется лишь в процессе жизненного опыта и благодаря лишь собственным усилиям.

Феноменология чувственного сознания | Статья в журнале.

Итак, Гегель под наукой об опыте сознания, под феноменологией подразумевает историю постепенно идущих друг за другом моментов освобождения обыденного сознания от какого бы то ни было внешнего, чувственного бытия.

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Это направление в теории познания, признает чувственный опыт источником знания и считает, что содержание знания можно представить как описание этого опыта, или как сведение к нему.

Истинное значение слова как основа деятельности человека

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный. Первые дают знание вещей через их отношение к познающему субъекту.

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема

Отождествление опыта и практики, на наш взгляд, происходит оттого, что опыт наравне с практикой выполняет роль основы познания и критерия истинности знания. Общим также является признание опыта как практического отношения субъекта и объекта.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

 Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты. дидактические игры, сюжетно

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод.

В естественных науках опыт является средством познания внешнего мира, в исторической науке – опыт рассматривается как проводник в мир, и в

Однако в исторической науке разум способен участвовать в опыте, даже в том случае, когда не связан с чувственным опытом.

Похожие статьи

Познание как способ создания новой действительности

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный опыт, социальный опыт. Личностный аспект в восприятии специального текста.

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный опыт. Разумная способность формируется лишь в процессе жизненного опыта и благодаря лишь собственным усилиям.

Феноменология чувственного сознания | Статья в журнале.

Итак, Гегель под наукой об опыте сознания, под феноменологией подразумевает историю постепенно идущих друг за другом моментов освобождения обыденного сознания от какого бы то ни было внешнего, чувственного бытия.

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Это направление в теории познания, признает чувственный опыт источником знания и считает, что содержание знания можно представить как описание этого опыта, или как сведение к нему.

Истинное значение слова как основа деятельности человека

Ключевые слова: духовный опыт, чувственный опыт, индивидуальный опыт, коммуникативный опыт, познавательный опыт, личностный. Первые дают знание вещей через их отношение к познающему субъекту.

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема

Отождествление опыта и практики, на наш взгляд, происходит оттого, что опыт наравне с практикой выполняет роль основы познания и критерия истинности знания. Общим также является признание опыта как практического отношения субъекта и объекта.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

 Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты. дидактические игры, сюжетно

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная активность, опыт, познавательная активность детей, развитие, окружающий мир, вод.

В естественных науках опыт является средством познания внешнего мира, в исторической науке – опыт рассматривается как проводник в мир, и в

Однако в исторической науке разум способен участвовать в опыте, даже в том случае, когда не связан с чувственным опытом.

Читайте также: